Неотложные состояния в педиатрии
Предварительный просмотр:
Неотложные состояния
Помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности
Международно-признанная схема реанимации состоит из четырех частей. Данная схема названа «Азбука элементарной реанимации»:
«А» — проверить, есть ли дальнейшая опасность для вас или ребенка? В каждой ситуации разные опасности. Вы должны их мгновенно оценить, и убедиться, что знаете, как их избежать,
«В»— проверить воздухоносные пути (свободны ли они?).
«С» — проверить дыхание (дышит ли ребенок?):
- ищите движения грудной клетки;
- слушайте звуки дыхания;
- чувствуйте дыхание ребенка на своем лице.
«Д» — проверить циркуляцию (бьется ли сердце?):
- ищите пульс. Лучшее место, где обнаруживается пульс у ребенка до года — плечевая артерия. Искать на внутренней стороне конечности посередине между локтем и плечом. Слегка надавить двумя пальцами в сторону кости, одновременно поддерживая наружную часть руки большим пальцем (рис. 1, а).
У детей старше года пульс необходимо искать на сонной артерии. Нащупайте адамово яблоко (выступ в середине гортани) при помощи двух пальцев. Переместите пальцы от адамова яблока в сторону углубления между ним и мышцами шеи. Нажмите на шею, чтобы почувствовать пульс (рис. 1, б).
a б
Рис. 1. Определение пульса у детей
Внимание:
- если вы не улавливаете дыхания — надо провести «искусственное дыхание»;
- если вы не чувствуете пульса — «непрямой массаж сердца».
Искусственное дыхание методом «рот в рот»
В проведении искусственного дыхания методом «рот в рот» детям до года и детям постарше есть разница.
Когда вы дышите за младенца, соблюдайте три условия:
1. Вдувайте воздух в рот и в нос одновременно.
2. Не забудьте, что у «грудничка» шея короче, толще и более хрупкая — будьте осторожны, запрокидывая его голову.
3. Вдувайте не полный свой объем воздуха в дыхательные пути младенца, так как возможен разрыв альвеол.
Проведение искусственного дыхания ребенку до года
Этапы | Обоснование |
1. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность | • Улучшается проходимость дыхательных путей |
2. Под плечи положить валик | • Выпрямляются дыхательные пути |
3. Осторожно запрокинуть голову ребенка назад, приподнять подбородок (рис.2,а) | • Шея младенца короткая, хрупкая • Профилактика западения языка |
4. Освободить верхние дыхательные пути от слизи и инородных тел (рис. 2, б) | • Обеспечение проходимости дыхательных путей |
5. На рот и нос малышу положить салфетку (рис. 2, в) | • Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Сделать вдох и расположить свой рот над носом и ртом ребенка, образовав плотное соединение | • Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий |
7. Вдохнуть воздух в дыхательные пути малыша в количестве, достаточном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась (рис.2,г) Примечание: чем меньше ребенок, тем меньший объем воздуха необходимо вдыхать ему в легкие | • Наполнение легких ребенка воздухом • Профилактика разрыва альвеол |
8. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша | • Обеспечение пассивного выдоха |
9. Повторять пункты 6-8 до появления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи», или до появления трупных пятен | • Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие |
Проведение искусственного дыхания ребенку старше года
Этапы | Обоснование |
1. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность | • Улучшается проходимость дыхательных путей |
2. Под плечи положить валик | • Выпрямляются дыхательные пути |
3. Запрокинуть голову младенца назад, приподнять подбородок | • Профилактика западения языка |
4. Освободить верхние дыхательные пути от слизи и инородных тел | • Обеспечение проходимости дыхательных путей |
5. Наложить салфетку на рот ребенка | • Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Зажать ребенку нос | • Предупреждение выхода вдыхаемого воздуха через нос |
7. Сделать вдох и расположить свой рот над ртом ребенка, образовав плотное соединение | • Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий |
8. Вдохнуть воздух в дыхательные пути пострадавшего в количестве, достаточном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась | • Наполнение легких ребенка воздухом |
9. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша | • Обеспечение пассивного выдоха |
10. Повторять пункты 7-9 до появления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи» | • Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие |
Рис. 2. Проведение искусственного дыхания ребенку
Проведение непрямого массажа сердца детям различного возраста
Этапы | Обоснование |
1. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность. Расположиться справа от него | • Условие, необходимое для достижения максимального эффекта реанимационных мероприятий |
2. Поместить соответствующую часть руки (или обеих рук) на нижнюю треть грудины (но не на мечевидный отросток): а)новорожденному - ладонную поверхность первой фаланги большого пальца (или больших пальцев обеих рук), остальные пальцы поместить под спину малыша (рис. 3, а, б); б) ребенку от 1 до 12 месяцев -указательный и средний пальцы (рис. 3, в); в) ребенку 1-7 лет - проксималь-ную часть кисти (а не пальцы) (рис. 3, д); г) ребенку старше 7 лет - обе руки, сложенные крест-накрест в виде «бабочки»(рис. 3, г) | • Обеспечение необходимой площади давления • Мечевидный отросток легко можно сломать |
3. Надавить на грудную клетку вниз так, чтобы она переместилась вглубь на: а) 1-1,5 см у новорожденного; б) 1-2,5 см у грудного ребенка; в) 3-3,5 см у ребенка старшего возраста | • Слабое давление на грудную клетку не обеспечивает полного прохождение крови по кругам кровообращения в фазу искусственной систолы, сильное давление может привести к переломам ребер, грудины |
4. Уменьшить давление на грудную клетку, позволяя ей вернуться в исходное положение | • Обеспечение искусственной диастолы |
5. При проведении непрямого массажа сердца в сочетании с проведением искусственного дыхания, -вдох и нажатия на грудную клетку проводить в соотношении 1:5— если помощь оказывают 2 человека или 2:10; 3:15-если реанимирующий один | • Обеспечение оптимального соотношения ЧДД и числа сердечных сокращений |
6. Через минуту после начала проведения реанимационных мероприятий проверить, восстановились ли жизненные функции (провести «АЗБУКУ элементарной реанимации») | • Контроль эффективности мероприятий |
7. Реанимационные мероприятия проводить до восстановления жизнедеятельности, либо до приезда «скорой помощи», либо до появления трупных пятен | • Трупные пятна свидетельствуют о наступлении биологической смерти |
Рис 3. Проведение непрямого массажа сердца детям
Гипертермия
Гипертермия — самый частый симптом заболевания у детей.
В настоящее время известно, что гипертермия — защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как:
- возрастает бактерицидность крови;
- повышается активность лейкоцитов;
- повышается выработка эндогенного интерферона;
- усиливается интенсивность метаболизма, который обеспечивает укоренное поступление питательных веществ к тканям.
Кроме того, что лихорадка — это защитная реакция, важна ее роль как симптома, свидетельствующего о наличии в организме патологического процесса.
Однако необходимо помнить, что, как и большинство неспецифических защитных реакций (боль, воспаление, шок), лихорадка играет свою защитную адаптивную роль только до определенных пределов. При прогрессивном нарастании температуры происходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение (на каждый градус повышения температуры. более 37°С частота дыхания увеличивается на 4 дыхания в минуту, пульс — на 10 ударов в минуту), что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако даже такое увеличенное количество кислорода в крови уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нем — развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС и нередко развиваются фебрильные судороги. Чаще всего они отмечаются на фоне температуры 39-40°С, хотя степень гипертермии, при которой возникают эти расстройства, очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка.
Классификация гипертермии
Тип гипертермии | Показатели температуры |
субфебрильная | 37-38°С |
умеренная | 38-39°С |
высокая | 38 -41°С |
гиперпиретическая | более 41°С |
Виды гипертермии
Вид | Механизм | Клиника |
Розовая (красная) гипертермия | Теплопродукция равна теплоотдаче | 1. Кожные покровы умеренно гиперемированы, теплые, влажные 2. Общее состояние страдает незначительно |
Белая гипертермия | Теплопродукция превышает теплоотдачу, так как происходит спазм периферических сосудов | 1. Ощущение холода, озноб 2. Бледность кожных покровов 3. Цианотичный оттенок ногтевых лож, губ 4. Похолодание конечностей |
Неотложная помощь при гипертермии
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка в постель | • Повышение температуры - признак интоксикации | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | • Облегчение экскурсии легких | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | • При гипертермии развивается гипоксия | |
4. Определить тип гипертермии (белая или розовая). Если белая - перевести в розовую (согреть ребенка, ввести но-шпу, или никотиновую кислоту, или папаверин, которые являются спазмолитиками) | • Белая гипертермия связана со спазмом периферических сосудов, который значительно нарушает процесс теплоотдачи | |
5. Провести мероприятия в зависимости от показателей температуры: а) 37,0-37,5°С назначить обильное питье; б) 37,5-38,0°С провести физическое охлаждение (рис. 4, а); в) 38,0-38,5°С энтерально ввести жаропонижающие средства (панадол, парацетамол, аспирин, жаропонижающие свечи и т.д.) (рис. 4, б); г) 38,5°С и выше в/м или в/в ввести литическую смесь (рис. 4в): - анальгин - димедрол - папаверин Примечание: аспирин, цефеконовые свечи детям раннего возраста с целью понижения температуры применять не рекомендуется. | • Повышенная температура не должна снижаться литически | 0,1мл/год 0,1мл/год 0,1мл/год |
6. Провести кислородотерапию | • При гипертермии повышена потребность тканей в кислороде | |
7. В течение 20-30 минут от начала проведения мероприятий постараться вызвать мочеиспускание у ребенка | • Обеспечение выведения токсинов из организма | |
8. Через 20-30 минут повторить термометрию | • Контроль эффективности проведенных мероприятий | |
9. Провести коррекцию проводимых мероприятий с учетом показателей повторной термометрии | • Через 20-30 минут температура должна снизиться на 0,2-0,3°С |
Рис. 4. Неотложная помощь при гипертермии
Ларингоспазм
Ларингоспазм — одна из форм явной спазмофилии. Спазмофилия — заболевание детей преимущественно раннего возраста, характеризующееся склонностью к судорогам и повышенной нервно-мышечной возбудимостью вследствие снижения уровня кальция в организме. Спазмофилия всегда связана с рахитом.
Ларингоспазм — спазм голосовой щели. Чаще всего он возникает при плаче, крике, испуге ребенка. Проявляется звучным или хриплым вдохом и остановкой дыхания на несколько секунд: в этот момент ребенок сначала бледнеет, потом у него появляется цианоз, он теряет сознание. Приступ заканчивается глубоким звучным вдохом «петушиный крик», после которого ребе-
нок почти всегда плачет, но уже через несколько минут приходит в нормальное состояние и часто засыпает.
При наиболее тяжелых случаях возможна смерть в результате внезапной остановки сердца.
Неотложная помощь при ларингоспазме
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка на ровную твердую поверхность | • Возможна остановка сердца, требующая реанимационных мероприятий | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | • Облегчение экскурсии легких | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | • Развивается кислородная недостаточность | |
4. Создать спокойную обстановку | • Даже незначительный раздражитель может спровоцировать повторный приступ | |
5. Лицо и тело ребенка взбрызнуть холодной водой, или вызвать раздражение слизистой оболочки носа (пощекотать ватным жгутиком, подуть в нос, поднести ватный шарик с нашатырным спиртом, или шпателем нажать на корень языка | • Рефлекторное снятие спазма | |
6. Обязательно ввести внутривенно глюконат кальция | • Причина спазмофилии -гипокальциемия | 1,0 мл /год |
7. При отсутствии эффекта провести интубацию или трахеотомию | • Обеспечение проходимости дыхательных путей | |
8. При остановке сердца - провести непрямой массаж сердца | • Реанимационное мероприятие | |
9. После восстановления дыхания провести кислородотерапию | • В результате ларингоспазма развивается гипоксия |
Судороги
Судорога (convulsion) — непроизвольное мышечное сокращение, вызывающее искажение формы тела и конечностей.
Фебрильные судороги возникают при высокой температуре у младенцев и маленьких детей.
Афебрильные судороги младенцев чаще всего возникают в результате родовой травмы или повреждения головного мозга.
Ритмичные судороги конечностей являются характерными симптомами эпилепсии.
Судороги могут быть локальными (распространяются на отдельные мышечные группы) и генерализованными (судорожный припадок).
Причины судорог, протекающих с сохранением сознания (обменные судороги):
- гипогликемические у больных сахарным диабетом после введения большой дозы инсулина или если после его введения ребенок не поел, клинические признаки: повышение аппетита, возбуждение, бледность, потливость;
- гипокальциемические (спазмофилия) у детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет на фоне выраженного рахита, обычно весной.
Причины судорог, протекающих с потерей сознания: эпилепсия, нейротоксикоз (на фоне ОРВИ у детей до 3-х лет, стойкая лихорадка, потеря сознания, мраморность кожи), менингит и менингоэнцефалит, характеризующиеся острым началом (родители называют час, когда началось заболевание); выраженными нарастающими симптомами интоксикации (гиперестезия, сильная головная боль, тошнота, многократная рвота, не приносящая облегчения); менингиальными с-ми: у детей раннего возраста: пронзительный крик, тремор рук, запрокидывание головы, выбухание, напряжение, пульсация большого родничка, в более старшем возрасте: ригидность затылочных мышц, положительные с-мы Кернига, Брудзинского; ребенок принимает типичную позу («легавой собаки»): голова запрокинута назад, ноги согнуты в коленных суставах и подтянуты к животу)
Фазы судорожного припадка
1 фаза - тоническая | 2 фаза - клоническая |
1. Внезапная потеря контакта с окружающими 2. Блуждающий взгляд с дальнейшей фиксацией глазных яблок вверх и в сторону 3. Запрокидывание головы назад 4. Сгибание верхних конечностей в кистях и локтях, вытягивание нижних конечностей | • Подергивание вначале мышц лица, затем конечностей с быстрой генерализацией • Бледность кожных покровов |
Неотложная помощь при судорогах
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка на ровную мягкую поверхность, убрать возможные повреждающие предметы | • Профилактика травм | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | • Облегчение экскурсии легких | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | • При судорогах возрастает потребление кислорода | |
4. Между коренными зубами заложить узел салфетки или шпатель, обернутый ватой и бинтом | • Профилактика прикусывания языка | |
5. Внутривенно или внутримышечно ввести препараты: реланиум (седуксен) или дроперидол или 25% р-р сернокислой магнезии или ГОМК | • Подавляют возбудимость ЦНС • Помимо вышеуказанного действия, ГОМК повышает устойчивость мозга к гипоксии | 0,1 мл/год 0,1-0,2 мл/кг 0,1-0,2мл/кг 50-100 мг/кг (1 мл=200мг) |
6. Провести кислородотерапию | • Прогностически неблагоприятным фактором является выраженная гипоксия, на фоне которой развиваются судороги или к которой они могут приводить | |
7. Выявить причину судорог и постараться устранить ее | • Судорога-симптом. Пока существует причина, ее вызывающая, судороги могут повторяться |
Стенозирующий ларингит («ложный круп»)
Стенозирующий ларингит — это острое заболевание, характеризующееся нарушением проходимости дыхательных путей в области гортани и развитием явлений дыхательной недостаточности.
Механизм развития:
1. Стеноз в области голосовой щели.
2. Отек подсвязочного пространства.
3. Скопление мокроты в просвете гортани.
Клинические проявления:
- осиплость голоса;
- грубый «лающий» кашель;
- явления дыхательной недостаточности (ребенок беспокоен, мечется в кроватке, появляются инспираторная одышка, цианоз, в акте дыхания участвуют вспомогательные мышцы: крылья носа, межреберные мышцы, диафрагма и др.).
Неотложная помощь при стенозирующем ларингите
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка с приподнятым головным концом | • Уменьшение отека подсвязочного пространства • Облегчается дыхание | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | • Обеспечение экскурсии легких | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | • Развивается кислородная недостаточность | |
4. Создать спокойную обстановку | • Ребенок возбужден | |
5. Провести отвлекающую терапию (поставить горчичники на икроножные мышцы, или провести горчичные ножные ванны) | • Происходит отток крови к нижней половине туловища, уменьшается отек, образование экссудата | |
6. Провести паровые ингаляции, с добавлением эуфиллина, соды, отхаркивающих трав (чередуя их) | • Тепло и эуфиллин снимают отек в области голосовой щели • Сода разжижает мокроту • Травы способствуют отхождению мокроты | |
7. Внутримышечно или внутривенно ввести лазикс | • Уменьшает отек подсвязочного пространства, так как обладает мочегонным действием | 1-2мг/кг (1 мл = 10мг) |
8. Внутримышечно или подкожно ввести эфедрин | • Снимает спазм в области голосовой щели, так как обладает бронхолитиче-ским действием | 0,1 мл/год |
9. В тяжелых случаях - ввести преднизолон внутривенно или внутримышечно | • «Препарат отчаяния», обладает выраженным противовоспалительным, противоаллергическим действием | 3-5 мг /кг (1 мл = 30мг) |
10. Провести кислородотерапию | • Ликвидация кислородной недостаточности |
Обморок
Обморок — проявление сосудистой недостаточности, которая сопровождается ишемией мозга и проявляется кратковременной потерей сознания.
Неотложная помощь при обмороке
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка на ровную поверхность с приподнятыми ногами (или усадить и резко наклонить голову вниз) | • Обеспечение притока крови к мозгу | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | • Облегчение экскурсии легких | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | • При обмороке имеет место гипоксия мозга | |
4. Взбрызнуть лицо и тело ребенка холодной водой или дать понюхать нашатырный спирт (уксусную кислоту) | • Раздражение большого количества рецепторов оказывает возбуждающее действие на дыхательный и сосудодвигательные центры ЦНС | |
5. Подкожно ввести кордиамин | • Возбуждающее действие на ЦНС | 0,1 мл /год |
Коллапс
Коллапс — тяжелая форма острой сосудистой недостаточности .
Коллапс является результатом значительной потери крови или перераспределения крови в сосудистом русле (большая часть крови скапливается в периферических сосудах и органах брюшной полости), следствием чего является резкое падение артериального давления.
Клиника:
- внезапное ухудшение состояния, потеря сознания;
- бледность кожных покровов, холодный липкий пот;
- частый нитевидный пульс;
- низкое АД.
Неотложная помощь при коллапсе
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка на ровную твердую поверхность с опущенным головным концом | • Обеспечение притока крови к мозгу, что является необходимым в условиях развивающейся гипоксии мозга | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | • Облегчение дыхания | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | • При коллапсе в организме развивается гипоксия | |
4. Ввести сосудосуживающие средства: мезатон или норадреналин или адреналин или адреналин | • Уменьшение объема кровяного русла за счет сужения сосудов и как результат - повышение АД | 0,1 мл/год 0,1 мл/год 0,1 мл/год |
5. Проводить внутривенное капельное введение кровезаменителей под контролем АД | • Восполнение кровяного русла и повышение АД |
Анафилактический шок
Анафилактический шок — аллергическая реакция немедленного типа, которая бурно развивается через несколько минут после воздействия аллергена.
В основе развития анафилактического шока лежит массивный выброс биологически активных веществ (прежде всего гистамина) из тучных клеток в результате происходящей аллергической реакции антигена с антителом. Освободившиеся токсические биологически активные вещества вызывают:
- увеличение проницаемости сосудистых мембран, в результате чего происходит бурное развитие клинической картины шока;
- падение АД, следствием чего является потеря сознания, тахикардия, бледность кожных покровов, нитевидный пульс;
- бронхоспазм, который определяет затрудненное дыхание, прогрессивное нарастание симптомов дыхательной недостаточности: одышку, цианоз, участие вспомогательных мышц в акте дыхания.
Неотложная помощь при анафилактическом шоке
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Прекратить введение аллергена | • Анафилактический шок - аллергическая реакция | |
2. Уложить больного: а) на спину на ровную твердую поверхность; б) с приподнятым ножным концом; в) голову повернуть на бок | • Может произойти остановка дыхания,сердца, которые требуют выполнения реанимационных мероприятий • При шоке происходит падение АД, бронхоспазм, в результате чего развивается гипоксия. Наиболее чувствительна к недостатку кислорода ткань головного мозга, следовательно, мозг должен быть максимально кровоснабжен • Возможно появление рвоты и аспирация рвотных масс | |
3. Положить холод на место введения аллергена и, если позволяет локализация, наложить жгут выше места его введения | • Уменьшение поступления в кровь попавшего в организм аллергена | |
4. Расстегнуть стесняющую одежду | • Обеспечение экскурсии легких | |
5. Обеспечить доступ свежего воздуха | • Развивается кислородная недостаточность | |
6. Внутривенно или внутримышечно (при невозможности попасть в вену) ввести препараты: • преднизолон • адреналин • димедрол • эуфиллин • глюконат кальция | • Преднизолон - «препарат отчаяния», обладает мощным противоаллергическим действием • Адреналин повышает АД вследствие сосудосуживающего эффекта • Обладает противоаллергическим действием • Эуфиллин обладает бронхолитическим действием • Глюконат кальция уменьшает проницаемость сосудистых мембран | 3-5 мг /кг (1 мл=30мг) 0,1 мл/год 0,1 мл/год 1 мл/год 1 мл/год |
7. Провести кислородотерапию | • Ликвидация гипоксии |
Неотложная помощь при острых аллергических реакциях
Профилактика острых аллергических реакций:
1) обеспечить дачу антигистаминных препаратов в течение 3-7 дней после реакции;
2) исключить из рациона облигатные аллергены;
3) при реакции на лекарственный препарат, предупредить родителей и внести запись в историю болезни ребенка;
4) санировать очаги хронической инфекции (кариес, тонзиллит, микозы);
5) обследовать ЖКТ ребенка на наличие хронических заболеваний ЖКТ (холецистит, колит), гельминтов, лямблиоза, эхинококкоза, трихомониаза;
6) обеспечить осмотр врача в течение 3-7 дней после реакции.
Носовое кровотечение
Неотложная помощь при носовом кровотечении (рис. 5)
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Усадить ребенка с опущенным головным концом | • Профилактика аспирации, заглатывания крови и появления кровавой рвоты | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | • Улучшение экскурсии легких | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | • Облегчение дыхания | |
4. Создать спокойную обстановку | • Ребенок возбужден, испуган | |
5. Прижать крыло носа к носовой перегородке соответствующей стороны | • Механическая остановка кровотечения | |
6. Приложить холод на переносицу, грелку к ногам | • Уменьшение притока крови к полости носа | |
7. Затампонировать соответствующий носовой ход ватным тампоном (можно смочить его в 3% растворе перекиси водорода, растворе адреналина, викасола, гипертоническом растворе, грудном молоке) | • Обеспечение местной остановки кровотечения • Перекись водорода оказывает прижигающее действие • Адреналин — сосудосуживающее действие • Викасол, гипертонический раствор обладают кровоостанавливающим эффектом • В грудном молоке содержится «кровоостанавливающий» витамин К | |
8. Ввести внутримышечно: викасол, глюконат кальция | •Кровоостанавливающее действие • Кровоостанавливающее действие и укрепляет сосудистую стенку | 0,1мл/год 1,0 мл/год |
9. Установить причину носового кровотечения и постараться устранить его | • Носовое кровотечение - это симптом, а не диагноз |
Рис. 5. Помощь при носовом кровотечении
РВОТА
Причины появления рвоты; отравления; интоксикация; заболевания желудочно-кишечного тракта; заболевания ЦНС.
Неотложная помощь при рвоте
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка с возвышенным головным концом, голову повернуть на бок (рис. 6) | • Профилактика аспирации рвотных масс | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | • Облегчение экскурсии легких | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | • Облегчение дыхания • Исключение неприятных запахов | |
4. По назначению врача промыть желудок | • Механическое удаление токсинов, ядов • Промывание желудка в некоторых случаях может ухудшить состояние | |
5. Ввести следующие препараты: per os 0,25% р-р новокаина внутримышечно церукал (реглан) или прозерин при неукротимой рвоте - в/м аминазин Примечание: каждый последующий препарат вводить в случае неэффективности предыдущего | • Уменьшает возбудимость периферического рвотного центра • Нормализует перистальтику • Нормализует перистальтику • Уменьшает возбудимость центрального рвотного центра | 1 ч.л.-1д.л.- 1ст.л. в зависимости от возраста 1 мг /кг (1 мл=5мг) 0,1 мл/год 0,1 мл/год |
6. После рвоты: а) прополоскать рот кипяченой водой; б) назначить водно-чайную паузу на 2-4 часа; в) при необходимости отправить рвотные массы в лабораторию в сопровождении направления | • Обеспечение гигиенического комфорта • Обеспечение оральной регидратации, исключение дополнительных провоцирующих рвоту раздражителей • Определение возможной причины возникновения рвоты | |
7. Выяснить причину рвоты и постараться устранить ее | • Профилактика повторно го возникновения рвоты |
Рис. 6. Положение больного при рвоте.
МЕТЕОРИЗМ
Вздутие живота скопившимися в кишечнике газами
Неотложная помощь при метеоризме
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка на спину, освободить нижнюю половину туловища | • Облегчение перистальтики кишечника | |
2. Обеспечить доступ свежего воздуха | • Обеспечение комфортных условий | |
3. Провести легкий массаж живота по часовой стрелке | • Нормализация перистальтики | |
4. При отсутствии эффекта от предыдущих мероприятий - поставить газоотводную трубку | • Удаление скопившихся в кишечнике газов | |
5. При отсутствии эффекта -ввести следующие препараты: per os карболен (активированный уголь) или смекта внутримышечно церукал (реглан) или прозерин Примечание: каждый последующий препарат вводить в случае неэффективности предыдущего | • Являются адсорбентами • Нормализуют перистальтику кишечника | 1 мг /кг (1 мл=5мг) 0,1 мл/год |
6. Исключить из рациона газообразующие продукты: пресное молоко, газированные напитки, овощи, бобовые, черный хлеб и другие. | • Предупреждение усиления метеоризма или повторного его возникновения |
Неотложная помощь при острых отравлениях
Три периода в течение острых отравлений:
1. Скрытый – от момента приема яда до появления 1-х симптомов резорбтивного действия Его нет при проникновении яда ч/з кожу, слизистые, легкие, при действии в/в, обладающих местным прижигающим и раздражающим действием, т.к приводят к рефлекторной рвоте, бронхоспазму, болевому шоку.
2. Токсигенный – резорбтивное действие, определяющееся характером отравляющего в-ва с нарушением ф-й различных систем организма
3. Саматогенный – поражение сердца (ОСС), легких (отек, тяжелые пневмонии), печени (печеночная недостаточность), почек (острая почечная недостаточность)
Диагностика отравлений
Выявление «триады» токсикологических признаков | Факторы |
Оценить токсикологическую обстановку | Посторонние запахи (бензина, керосина, алкоголя, ацетона и др.), загрязнение одежды, белья (нательного, постельного), посуды, наличие упаковок лекарственных препаратов, химикатов |
Собрать токсикологический анамнез | Время, место принятия яда, его количество, пути проникновения в организм, форма, идентификация яда, оказанная помощь, ее эффективность, наличие соучастников отравления, их местопребывание |
Выявить клинические признаки отравления | |
Ожог кожи | Кислоты, щелочи, негашеная известь, перманганат калия, йод |
Кровоизлияния на коже в виде петехий | Гепарин, финилин, бензол, ксилол, салицилаты |
Цианоз | Анилин, ниртобензол, селитра, нитрат натрия |
Гиперемия кожи | Производные раувольфии |
Судороги | Адреналин, аминазин, анальгин, бутадион, сердечные гликозиды, нитраты, стрихнин |
Нарушение дыхания | Атропина сульфат, клофелин, ФОС |
Бронхорея, гиперсаливация | ФОС |
Широкие зрачки | Атропина сульфат, билена, белладонна, триоксазин |
Узкие зрачки | Аминазин, бабитураты, пилокарпин, кодеин |
Потливость | Салицилаты, пилокарпин |
Повышение температуры тела | Антибиотики, салицилаты, сульфаниламиды, атропина сульфат, галоперидол |
Гематурия | Уксусная кислота, йод, салицилаты, бертолетова соль |
Изменение цвета слизистых оболочек | Краски, перманганата калия, йод, соли тяжелых металлов |
Сухость слизистых оболочек | Атропина сульфат, аэрон |
Боли в животе | ФОС, соли тяжелых металлов |
Катотонический ступор | Трифтазин, ренол, галоперидол |
Классификация токсических веществ по степени опасности
Степень опасности | Группы токсических веществ | |
Класс | Подкласс | |
1-й класс (чрезвычайно опасные соединения) | А Б | Промышленные яды, растения и грибы, с/х препараты, препараты бытовой химии Токсичные газы, животные яды |
2-й класс (опасные соединения) | А Б | Лекарственные вещества, алкоголь Условно съедобные грибы и растения |
3-й класс (условно опасные соединения) | - | Неядовитые растения, съедобные грибы |
Все случаи отравления или подозрение на них требуют немедленной госпитализации в стационар
Неотложная помощь при отравлениях.
Доврачебная медицинская помощь:
1) С целью первичного удаления яда необходимо:
- при отравлении через дыхательные пути (аэрозолем, порошком или пылеобразным веществом) вынести ребенка из загрязненной территории (хорошо проветрить помещение), снять загрязненную одежду, облить тело теплой водой;
- удалить с поверхности кожи: немедленно обмыть ее большим количеством теплой воды без растирания;
- удалить со слизистых (коньюктивы, роговицы): немедленно промыть их в течение 10-20 минут водой (лучше кипяченной) или физ. р-ром, молоком, закапать местный анестетик (0,5-1 % р-ром дикаина и др.);
- удалить из желудка:
- если ребенок в сознании вызвать рвоту (на стакан теплой воды 2-4 чайные ложки соли или 1-2 чайные ложки горчицы или нажатие на корень языка);
- промыть желудок слабым р-ром марганца 1 литр на год жизни при отравлении прижигающими ядами (эссенция, марганец) не позднее 2-х часов после отравления, не прижигающими, неизвестными ядами не позднее 12 часов;
- дать внутрь активированный уголь до и после промывания желудка
- удалить яд из кишечника: поставить очистительную или сифонную клизму, дать слабительное – 15-20% р-р натрия (магния) сульфата, сорбитол. Солевые слабительные противопоказаны при отсутствии перистальтики, диарее, желудочно-кишечном кровотечении. Предпочтение в этом случае отдается вазелиновому (растительному) маслу.
Выполнение назначений врача:
1) Введение противоядия (антидот)
2)Удаление всосавшегося яда: инфузионная терапия, форсированный диурез, ЗПК, плазмоферез, гемодиализ
3) Оказать помощь врачу при коррекции жизненно важных функций.
Среди несчастных случаев у детей занимают 3-е место по частоте.
Химические вещества, используемые в качестве антидотов
Отравляющие вещества | Антидоты | Доза, г |
Лекарственные вещества | Глина белая, крахмал, уголь активированный | 5-10 |
Алкалоиды, соли тяжелых металлов, бактериальные токсины | Уголь активированный | 10-20 |
Алкалоиды, соли тяжелых металлов | Танин | 5-10 |
Соли бария | Натрия сульфат, магния сульфат | 10-20 |
Нитрат серебра | Натрия хлорид | 10-15 |
Производные фосфора и синильной кислоты, аконитин | Калия перманганат | 1: 2000 |
Соединения фосфора | Меди сульфат | 0,1-0,2 |
Ртуть, мышьяк | Унитиол | 0,2-0,3 |
Кислоты | Магния оксид | 1-2 |
Ртуть, мышьяк, свинец, синильная кислота и ее соли, соли йода и брома | Натрия тиосульфат | 0,5-2 ( виде 10% р-ра) |
Железо | Цефароксалан | 3-5 |
Соли магния, щавелевая и фтористая кислота | Кальция хлорид | 3-5 |
Металлы и редкоземельные элементы | Тетацин-кальций | 0,5-1 |
Радиактивные вещества, цинк, свинец | Меркамина гидрохлорид, меркамина аскорбинат, пентацин | 0,1-0,2 (на го жизни) |
Наиболее часто встречающиеся у детей отравления:
1. Отравление димедролом: ребенок в сознании, но не ориентирован, «живет в своем мире» (введение галантамина 10-20мг в/в)
2. Отравление раувазаном – покраснение кожи (атропин, допамин (при гипотензии 15-20мг/кг/мин))
3. Отравление снотворными (беллоид и др.) – нарушение сознания или его отсутствие, редкие неритмичные тоны сердца, нарушение дыхания, (ввести в/в атропин, 0,1% - 0,1 мл/год, эфедрин 5% - 0,1 мл/год, преднизолон 3% - 0,1 мл/год
4. Отравление перманганатом калия – местные изменения (обработка пораженного участка р-ром аскорбиновой к-ты)
5. Отравлении кислотой щелочью: ввести в/м обезболивающее средство(промедол, омнопон), спазмолитики (атропин, папаверин); перед промывание желудка зонд по всей длине смазать растительным маслом; после промывания дать внутрь растительное масло: 1 чайную ложку – детям до 3-х лет, десертную – до 7 лет и столовую – детям старшего возраста Прием растительного масла в дальнейшем повторяют; показано питье обволакивающих средств для уменьшения всасывания яда из желудка.
6. Отравление жирорастворимыми ядами (бензин, керосин): перед промыванием в желудок ввести вазелиновое масло. Оно используется как слабительное и, кроме того, растворяет в себе яд, защищая слизистую. Использовать молоко, касторовое масло не допустимо.
Дозы лекарственных препаратов, используемых для оказания неотложной помощи
Препарат | Расчетная разовая доза | Ориентировочные разовые дозы в зависимости от возраста | |||||
До 1 года | 1-2 года | 3-4 года | 5-6 лет | 7-9 лет | 1 10-14 лет | ||
Новокаин (дикаин), 0,5% раствор – 1 мл (2,5, 10мл) | Наружно | ||||||
Сироп эпекакуаны | Внутрь10-30 мл однократно | ||||||
Промедол, 1% раствор – 1 мл | Внутривенно, внутримышечно 0,1/ год | Не пока- зан | 0,2 мл | 0,3 мл | 0,5 мл | 0,7 мл | 1 мл |
Атропина сульфат 0,1 % раствор – 1 мл | Подкожно, внутривенно, внутримышечно 0,05 – 0,1 мл/год (0,01-0,02 мг/кг) | 0,05-0,1 | 0,2 мл | 0,3 мл | 0,5 мл | 0,7 мл | 1 мл |
Папаверина гидрохлорид, 2% раствор – 2 мл | Внутримышечно 0,2-0,3 мг/кг | Не пока- зан | 0,1-0,3 мл | 0,3-0,4 мл | 0,4-0,5 мл | 0,6-0,7 мл | 0,8-1 Мл |
Вазелиновое масло | Внутрь, 3 мг/кг | ||||||
Уголь активированный («КМ», «СКИ»), порошок, таблетки | Внутрь, 30-50 г растворенных в 100-200 мл изотонического раствора | ||||||
Натрия сульфат, 15-20% раствор | Внутрь, 1 г/год. Развести водой |
Аспирация инородного тела
– это вдыхание инородного тела в трахею с перекрыванием ее просвета и нарушением проходимости дыхательных путей.
Особенности неотложной помощи. Для успешного выведения больного из этого состояния необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей. У детей старшего возраста для этого используется прием Геймлиха. Положение: пострадавший сидя на стуле или лежа на боку. Ладонь левой руки устанавливается в эпигастральной области. Кулаком правой руки наносятся удары по всей ладони снизу вверх по углом 45 градусов. Удар повторяется 6-8 раз, при этом диафрагма поднимается вверх, в легких создается отрицательное давление и током воздуха инородное тело удаляется из трахеи. После проведения приема необходимо тщательно осмотреть ротовую полость ребенка, так как инородное тело может «прилипать» к надгортаннику или черпаловидным хрящам.
Алгоритм оказания неотложной помощи при аспирации инородного тела
ПРИСТУП БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
Приступ бронхиальной астмы – это затруднение дыхания вследствие спазма, гиперсекреции и отёка слизистой оболочки мелких бронхов.
Для приступа характерны:
- Сухой кашель
- Шумное, свистящее дыхание
- Эксператорная одышка с затруднённым выдохом
- В акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура
- Наличие сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии
НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПРИСТУПЕ
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
ЭТАП | ОБОСНОВАНИЕ | ДОЗЫ | |
1. | Успокоить ребёнка | Ребёнок возбуждён | |
2. | Удалить ребёнка от аллергена, если таковой известен (пыльца, шерсть животных, пыль, пищевой аллерген и др.) | Ликвидировать причину приступа | |
3. | Помочь ребёнку занять положение с фиксацией плечевого пояса (сидя с опорой локтей на коленях) | Для облегчения дыхания | |
4. | Расстегнуть стесняющую одежду | Обеспечение экскурсии лёгких | |
5. | Обеспечить доступ свежего воздуха | Развивается кислородная недостаточность | |
6. | Провести отвлекающую терапию (горячие ножные и ручные ванны, температура воды от 37гр до 40 – 42 гр; горчичники на икроножные мышцы) | Происходит отток крови к нижней половине туловища, уменьшается отёк слизистой, образование экссудата | |
7. | Сделать ингаляцию с В – адреномиметиками (алупент, сальбутамол, беротек, астмопент и др.) с помощью карманного ингалятора, спейсера, небулайзера | В – адреномиметики обладают брохолитическим действием | Ребёнку старше 3 лет - 2 ингаляционные дозы |
8. | При отсутствии эффекта от повторных ингаляций бронхолитиков: По назначению врача Ингаляционно глюкокортекоиды (бекатид, ингакорт); | Обладают выраженным местным противовоспалительным, противоаллергическим действием | |
9. | При отсутствии эффекта по назначению врача ввести парантерально: в/вено струйно 2,4% р-ор эуфиллина Преднизолон в/мышечно антигистаминные препараты (супрастин, тавегил, димедрол) | Обладает бронхолитическим действием; Препарат «отчаяния» обладает выраженным противовоспалительным, противоаллергическим действием | 1мл/год 3 -5 мт/кг |