КОРМЛЕНИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ
КОРМЛЕНИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ. ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kormlenie_nedonoshennyh_detey.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. При выхаживании недоношенных детей особое внимание должно быть обращено на организацию их вскармливания. При этом не следует забывать, что у недоношенных детей имеется повышенная потребность в основных пищевых веществах. Однако наряду с этим выражено несовершенство функциональных возможностей органов и систем, особенно системы пищеварения: малый объем желудка, слабое выделение пищеварительных соков, хлористоводородной кислоты, ферментов и др. Все это создает определенные трудности во вскармливании таких детей.
Трудности, возникающие при кормлении недоношенных детей, вызваны определенными особенностями: 1)Отсутствие или снижение рефлексов сосания и глотания, особенно до 34-й недели гестации 2)Снижение перистальтики кишечника, приводящее к вздутию живота, перерастяжению кишечника 3)Малый объем желудка и удлинение времени эвакуации его содержимого 4)Снижение активности лактозы (транзиторная, так как с началом энтерального кормления активность фермента быстро нарастает) 5)Низкое всасывание жиров из-за пониженной продукции желчных кислот и эмульгирования 6)Внутриутробные запасы кальция, фосфора, белков, витаминов А, С, Е, микроэлементов и железа меньше, чем у доношенных, что приводит к их дефициту при росте ребенка
Первое кормление зависит от гестационного возраста, массы тела при рождении, состояния здоровья ребенка. При отсутствии тяжелой соматической патологии энтеральное кормление может быть начато в первые сутки жизни, а методика его проведения зависит от срока гестации , массы тела, функциональной зрелости. Более раннее введение грудного молока способствует уменьшению частоты инфекций, созреванию ЖКТ, укорочению срока парентерального вскармливания, уменьшению частоты холестаза , улучшению метаболизма кальция. В прежние годы существующее позднее прикладывание детей к груди или другой способ кормления как доношенных, так и особенно недоношенных детей сказалось на умственном развитии целых поколений.Тяжело больной ребенок, находящийся в реанимиционном отделении, в полном объеме усваивать питание не может. Назначается 10% от его нормы, вводится от 0,1 мл/кг до 20 мл/кг – зависит от гестации .
Если ребенок после пробного питания дистиллированной водой и 5% раствором глюкозы начал получать уже смесь, следует ее первоначально развести водой 1:1, 2:1, только затем дать цельную смесь. Если есть материнское молозивное молоко – дать его. Это экономично и является хорошей защитой от инфекций. Можно не тратить дорогие препараты (антибиотики, иммуноглобулины, смеси для недоношенных). Там, где ребенок приближен к матери, следует начинать кормить молозивным молоком. Это задержанное молозивное молоко, в нем белка содержится 2,4-1,8-1,6 в 100 мл. В молоке женщин, родивших в срок, белка 1,4 далее 1,1 в 100 мл. Недоношенные дети склонны к гипонатриемии . В первые 2 недели после родов в молоке преждевременно родивших женщин Na содержится 1,7, родивших в срок – 0,9. В молоке у преждевременно родивших женщин больше содержится Mn , Fe , лизоцима, лактоферрина , более богатый аминокислотный состав (аргинин, таурин, карнитин). Несколько иная структура жира. Жировые шарики меньше, они лучше усваиваются, в них больше иназитола , участвующего в передаче нервных импульсов и помогающего бороться с РДС. Здоровых недоношенных с большим сроком гестации можно начинать кормить тогда же, когда и здоровых доношенных, то есть через 30 мин. – 2-3 часа после рождения .
Осторожность и постепенность – основные принципы вскармливания недоношенных с гестационным возрастом менее 33-34 недель и массой менее 2000 г. Перед началом энтерального кормления целесообразно провести пробу с дистиллированной водой, так как аспирация введенного молока может вызвать воспалительные изменения в легких. Затем следует сделать несколько введений 5% р- ра глюкозы с нарастающим объемом. После чего при хорошей переносимости глюкозы использовать грудное молоко или специальные питательные смеси для недоношенных детей. Начинать кормление недоношенных с массой 2000-1500 г. следует с 5 мл (табл. № 8) и далее постепенно увеличивать объем, добавляя по 5 мл. Для недоношенных с массой тела 1500-1000 г. первый объем составляет 2-3 мл, также с последующим его увеличением на 3-5 мл. Детей следует кормить через 2-2,5 часа без ночного перерыва.
Методы вскармливания Детям, родившимся до 33-34 недели гестации , как правили, вскармливание проводится через зонд с целью избежания риска аспирации, как результата отсутствия координации между сосанием и глотанием. Кормление через зонд может быть прерывистым – болюсным или постоянным – капельное введение, можно его осуществлять с заданной скоростью с помощью инфузионного насоса. Зонд вводится на длину, равную расстоянию от переносицы до мечевидного отростка (около 10-12 см). Оральное введение зонда лучше, чем назогастральное , так как последнее создает дополнительное сопротивление на пути прохождения воздуха, что может способствовать возникновению апноэ .
Разработан протокол грудного вскармливания недоношенного ребенка : 1 этап – зондовое вскармливание. Ребенок находится в кювезе , во время кормления через зонд ему дается пустышка, это способствует созреванию сосательного рефлекса, улучшается пассаж пищи по кишечнику, ребенок быстрее прибавляет в массе, улучшается умственное развитие, уменьшается период госпитализации. Пустышку ребенку можно давать и между кормлениями (в утробе он посасывал палец). 2 этап – ребенка можно на 10 минут извлечь из кювеза и приложить к груди. Ребенок лижет сосок – непитательное кормление. Эта манипуляция психологически поддерживает мать, происходит выброс окситоцина, способствующего образованию и вытеканию молока из соска. 3 этап – кормление через коктейльную трубочку. Ребенок берет в рот одновременно катетер и грудь, на катетере следует сделать несколько отверстий, ребенок активнее сосет. Второй конец катетера опускается в сосуд с питанием. Эта манипуляция поддерживает психологически мать, у нее продуцируется больше молока и появляется уверенность в собственном ребенке и своих силах. 4 этап – ребенок прикладывается к груди матери без дополнительных приспособлений .