Гигиенические требования к планировке

Стороженко Татьяна Николаевна

Гигиенические требования к планировке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gigienich_trebovaniya_k_planirovke.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковых учреждений.

Гигиенические требования по устройству и оборудованию строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и объединенных дошкольных учреждений — яслей-садов) изложены в СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». При выборе участка для детских учебно-воспитательных учреждений необходимо руководствоваться следующими принципами: — здания детских учреждений должны быть расположены недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей; — расстояния от детских учебно-воспитательных зданий до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей должны соответствовать требованиям, предъявляемым к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов; — выбранный участок должен быть достаточным по величине, с тем чтобы обеспечить наилучшие условия пребывания детей и выполнение всех основных режимных составляющих. При проектировании и строительстве дошкольных учреждений должны соблюдаться следующие принципы: — групповая изоляция как в здании, так и на участке (каждая . группа имеет свой набор помещений, площадок и пользуется отдельным входом); — обеспечение условий для двигательной активности детей (достаточная площадь участка); — создание благоприятного воздушно-теплового режима; — обеспечение естественного освещения, инсоляции зданий и участка; — достаточное озеленение земельного участка; — правильная организация рационального питания детей. В СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентируются показатели воздушно-теплового, светового и инсоляционного режимов школьных помещений. В учебных классах при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть не менее 1,5%, световой коэффициент (СК) — не менее 1:6. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в учебных помещениях и кабинетах 18—24 "С, относительная влажность — 40—60%, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/с. Дошкольная и школьная мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела детей и подростков. Для детей ясельного и дошкольного возраста основные размеры столов и стульев представлены в табл. 11, для учащихся школы — в табл. 12. Таблица 11. Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста Таблица 12. Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические. Типы и функциональные размеры» и «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры» Учебные пособия должны соответствовать определенным гигиеническим стандартам. Соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия идя работы органов зрения, и наоборот, мелкий шрифт, плохая печать влекут повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости. Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого равна 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1-2,4 мм в учебниках для младших классов. Для зрительного восприятия текста важно соблюдение определенного расстояния между отдельными буквами, словами, строками. Таким образом, условия обучения и воспитания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях имеют большое значение для здоровья детей, поскольку от благоустройства и санитарного состояния этих подразделений зависят во многом режим дня, двигательная активность детей, организация питания, учебных занятий и отдыха, всестороннего физического воспитания и закаливания.

1. Размещение и планировка земельного участка. Научные исследования и многолетний опыт эксплуатации различных типов образовательных учреждений позволили сформулировать гигиенические принципы их проектирования, строительства и благоустройства:

• принцип групповой изоляции для дошкольных образовательных учреждений;

• блочно-секционный принцип строительства школьного здания;

• обеспечение полноценного воздушно-теплового режима;

• обеспечение светового режима;

• организация питания в зависимости от времени пребывания детей и подростков в учреждении;

• организация образовательного процесса, насыщенного оздоровительными технологиями.

Расположение зданий образовательных учреждений на территории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания, который составляет 0,3...0,5 км пешеходной доступности в зависимости от строительно-климатической зоны.

Допускается размещение школ на расстоянии транспортной доступности в одну сторону: для учащихся I ступени — 15 мин, для учащихся II и III ступени — не более 30 мин. В сельской местности образовательные учреждения должны размещаться для учащихся I ступени в радиусе доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся II и III ступени радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании — не более 30 мин.

Уровень шума на участке учреждения не должен превышать 60 дБА. Повышенные акустические нагрузки оказывают неблагоприятное влияние на детей. Многообразно неспецифическое воздействие шума, который нарушает равновесие процессов возбуждения и торможения высшей нервной деятельности, изменяет рефлекторные реакции.

Повреждающее действие шума проявляется раздражительностью, беспокойством, нарушениями сна, деятельности органов кровообращения, пищеварения, желез внутренней секреции. Специфическое действие проявляется повреждением органа слуха (кортиевого органа), что приводит к развитию тугоухости и возможной потере слуха.

Территория участка ограждается забором и полосой зеленых насаждений, которые играют важную роль в создании благоприятного микроклимата на территории и в здании учреждения, обеспечивая защиту от пыли, шума, ветра, химических вредных веществ и избыточного солнечного излучения.

Этому способствуют максимальное приближение учреждения к массивам зеленых насаждений населенного пункта, а также озеленение не менее 5 % земельного участка учреждения. Посадка деревьев, кустарников и цветов с ядовитыми свойствами запрещается.

Участок образовательного учреждения должен иметь искусственное освещение. Площадь земельного участка дошкольного учреждения нормируют из расчета не менее 35...40 м2 на одно место. Для школы вместимостью 500 учащихся предусмотрена площадь 60 м2 на одного человека, при вместимости 800... 1000 человек — 33 м2.

На земельном участке дошкольного учреждения выделяют следующие функциональные зоны: застройка под основное здание; хозяйственная зона; игровая территория с групповыми площадками для каждой группы с теневым навесом для защиты от неблагоприятных погодных условий; физкультурные площадки.

Земельный участок школы имеет: спортивную, учебно-опытную, хозяйственную зоны, зону отдыха и зону застройки.

При разработке генеральных планов микрорайонов архитекторы в большинстве случаев размещают на внутриквартальной территории в непосредственной близости друг от друга школу и дошкольное учреждение.

При таком их расположении удается выполнить гигиенические требования в отношении размещения каждого учреждения, сократить до минимума радиус обслуживания, изолировать их от групп жилых домов, так как эти учреждения сами являются источником бытового внутриквартального шума.

Режим работы дошкольных учреждений и школ различен, поэтому важно учитывать взаимовлияние этих учреждений. Наличие на детских площадках дошкольников в часы школьных учебных занятий резко ухудшает шумовой режим в учебных помещениях. Игровые площадки рядом расположенного дошкольного учреждения дают такой же шумовой эффект, как и межквартальные проезды с интенсивностью движения транспорта в 100 машин и более (57,3...80,6 дБА).

Эти факты должны учитываться органами санитарного надзора при согласовании генеральных планов микрорайонов и проектов привязки детских учреждений. Следует запрещать размещение дошкольных учреждений со стороны окон учебных помещений школ и регламентировать минимально допустимое расстояние групповых площадок до границ участков школ (не менее 25 м).

2. Здание дошкольного образовательного учреждения включает:

• групповые ячейки — изолированные помещения для каждой детской группы;

• специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами; в дошкольных учреждениях вместимостью свыше 100 детей предусматривают два зала, каждый площадью 75 м2 — музыкальный и гимнастический с кладовыми для хранения музыкального и гимнастического оборудования;

• сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная);

• служебно-бытовые помещения для персонала. Специальное помещение нужно для колясок, велосипедов, игрушек, используемых на территории.

Здание имеет не более двух этажей, оно может быть централизованным (одно здание) или блочным — несколько корпусов, соединенных теплыми переходами.

На земельном участке и в здании соблюдается принцип групповой изоляции: каждая группа детей должна иметь самостоятельную групповую площадку на земельном участке и групповую ячейку в здании.

Существуют различные варианты строительства школцентрализованное(одно многоэтажное здание), павильонное, блочное. Все известные варианты должны обеспечивать условия правильного построения учебного процесса, в том числе элементов политехнического обучения; условия для всестороннего физического развития и улучшения здоровья; условия для полноценного отдыха — наличие помещений для рекреации.

С гигиенических позиций более целесообразным считается блочное строительство общеобразовательных школ, при котором здание состоит из блоков, соединенных теплыми переходами. Основной принцип планировки школьного здания — блочно-секционный, когда учебные помещения для детей разных возрастных групп размещаются в отдельных секциях.

Блоки объединяют помещения по функциональному принципу: два блока учебных помещений — для начальных классов и для средней и старшей ступени; блок помещений общешкольного назначения (учебно-спортивные, актовый зал, библиотека, столовая); блок административно-хозяйственных и вспомогательных помещений, в котором размещены медицинские помещения.

Существуют несколько видов секций:

• секция для учащихся первых классов (классные помещения, спальня-игровая, рекреация, санитарные узлы);

• секция для 2 —4-х классов (классные помещения, кабинеты трудового обучения, рекреация, санитарные узлы);

• секция для 5 —9-х классов (кабинеты, лаборатории, помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации, рекреационные, санитарные узлы);

• секция для 10—11-х классов (набор помещений идентичен секции 5 —9-х классов).

Учебные помещения располагаются на одной стороне коридора. Это позволяет выбрать правильную ориентацию окон классных комнат, осуществлять сквозное проветривание, обеспечить достаточное рекреационное пространство.

Учебные помещения должны включать: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся); рабочую зону учителя; дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения; зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

Минимальная площадь учебных помещений принимается из расчета 2,5 м2 на одного учащегося. Проведение лабораторных работ и демонстрационных опытов требует большей площади помещений: не менее 3,5 м2. Дополнительное помещение для оборудования должно быть при каждом кабинете.

Дети начальной школы обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, сгруппированных в отдельный блок. Для учащихся первых классов предусматривается самостоятельная секция для облегчения адаптации детей к школе в условиях ступенчатого режима обучения. Дети 5 — 11-х классов могут заниматься по классно-кабинетной системе на любом этаже здания.

Спортивный зал располагается на первом этаже с выходом на физкультурную зону земельного участка. Должны быть предусмотрены комната для спортивного инвентаря, раздевалка, душ и туалеты, комната для инструктора.

Возрастающее число учреждений (гимназий, лицеев, колледжей и пр.) с углубленным изучением отдельных предметов потребовало включения дополнительных помещений в проекты зданий.

Для чтения лекций старшеклассникам предусматриваются лекционные аудитории не более чем на три класса из расчета 1 м2 на место.Проектируются универсальные помещения для технического творчества, студии, учебно-художественный кабинет. В школе обязательно наличие библиотеки, информационного центра.

Здания детских учреждений оборудуют системами холодного и горячего централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, центральным отоплением и канализацией.

3. Внутренняя среда помещений создается комплексом факторов: тепловым, воздушным, световым, цветовым, акустическим. Действуя в совокупности, эти факторы определяют работоспособность и самочувствие человека в закрытом помещении.

Тепловой комфорт обеспечивается совокупностью четырех физических параметров: температурой воздуха, его влажностью, скоростью движения и температурой внутренних поверхностей ограждений. Воздушная среда помещений характеризуется гигиеническими показателями и регламентами газового состава воздуха, его электрической компонентой, механическими и антропогенными химическими загрязнителями и бактериальным составом.

Дети имеют более высокий уровень обменных процессов и теплообразования, чем взрослые. В то же время удельная поверхность тела и скорость кровотока у ребенка больше, что при хорошо разветвленной кожной сосудистой сети обусловливает и большие теплопотери. Все это на фоне функциональной незрелости механизма терморегуляции объясняет повышенную реактивность детского организма на воздействие метеофакторов.

На протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста у детей происходит совершенствование терморегуляционного аппарата и сосудистых реакций конечностей. Только к 13 — 14 годам по типу реакций теплообмена организм детей приближается к организму взрослых.

Нормирование микроклимата образовательных учреждений основано на изучении теплового состояния детей, определяемого по физиологическому состоянию «тепловой комфорт», при котором наблюдается незначительное напряжение терморегуляции.

Зона теплового комфорта достаточно узкая, она является нормой температурного режима помещений и используется при теплотехнических расчетах при проектировании учреждений. В соответствии с принципами нормирования в гигиене детей и подростков в помещениях необходимо устанавливать не только границы теплового комфорта, но и допустимые, полезные пределы колебаний — зону умеренного напряжения терморегуляции, обеспечивающую закаливающий эффект.

Установлены следующие нормы температуры воздуха, °С, в помещениях детских образовательных учреждений:

Дошкольное учреждение

Игровые (дети 1 — 3 лет) 21 — 23º С

Групповые (дети 4 — 7 лет) 20 — 21º С

Спальни 18 - 19º С

Школа

Классы, кабинеты, лаборатории 18 – 20º С

Аудитории, классы пения и музыки 18 — 20º С

Различия температуры обусловлены морфофункциональными особенностями детей, в частности возрастными особенностями терморегуляции, а также функциональным назначением помещений. Спортзал имеет самую низкую температуру, так как физическая активность сопровождается повышенным метаболизмом. Для полноценного сна температура в спальне должна быть ниже, чем в групповых.

Активному отдыху детей во время перемен способствует пониженная температура в рекреации. Школьный врач осматривает раздетых детей, поэтому температура в кабинете врача должна быть выше, чем в других помещениях.

Кроме температуры в помещениях разработаны нормативы для влажности и скорости движения воздуха. Относительная влажность воздуха должна находиться в пределах 40...60 % при скорости движения воздуха 0,1...0,2 м/с.

Важным показателем воздушной среды является содержание в воздухе углекислого газа СО2. В помещении содержание СО2 не должно превышать 0,1 %, незначительно отличаясь от его концентрации в атмосферном воздухе — 0,03...0,04 %. Содержание СО2 в помещении более 0,1 % неблагоприятно влияет на самочувствие, работоспособность детей, способствует повышенной заболеваемости.

Воздушно-тепловой режим обеспечивается системами отопления и вентиляции. Важную роль в поддержании микроклимата играет проветривание. Учебные помещения проветривают во время перемен, помещения отдыха проветривают во время уроков. Сквозное проветривание осуществляют до и после занятий в отсутствие детей. Для создания оптимального воздушно-теплового режима могут применяться кондиционеры.

Проблема гигиены освещения тесно связана с охраной зрения детей и подростков, поскольку свет является приоритетным фактором формирования функций зрительного анализатора. Самое распространенное заболевание органа зрения — близорукость (миопия)нарушение преломляющей системы периферического отдела зрительного анализатора.

Близорукость — необратимая патология, она излечивается крайне трудно и требует постоянного ношения очков. Число близоруких школьников увеличивается по мере обучения к старшим классам. При этом у подростков возрастает и степень близорукости — от слабой до средней и даже высокой.

Еще в 1909 г. выдающийся отечественный гигиенист В. Г. Хлопин писал, что «русская средняя школа, как и иностранная, портит зрение учащихся, и близорукость является профессиональной болезнью русских учащихся».

Выделяют следующие причины близорукости и ее прогрессирования:

• генетический фактор: если у отца и матери есть близорукость, то у ребенка высокий риск развития близорукости в школьном возрасте;

• недостаточный уровень освещенности рабочего места, а также инсоляции учебного помещения;

• неадекватные характер зрительной работы и ее продолжительность, низкий уровень качества учебников и других учебных пособий;

• несоответствие учебной мебели росту школьника;

• отсутствие двигательной активности детей на открытом воздухе. Близорукость чаще развивается у детей, имеющих другие заболевания, в частности болезни костно-мышечной системы.

Основные помещения учреждений должны иметь естественное освещение. Коэффициент естественной освещенности — 1,5 %. Оптимальной ориентацией окон этих помещений являются южная, восточная и юго-восточная стороны.

Для ограничения избыточной инсоляции используются солнцезащитные устройства — жалюзи внутренние межстекольные, тканевые шторы светлых тонов. Солнцезащитные устройства и цветы на окнах в помещениях не должны снижать освещение.

При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения включают искусственное освещение, преимущественно люминесцентное. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений.

Уровни освещенности на учебных столах дошкольников и учащихся должны быть не менее 300 лк.

Нормативы искусственной освещенности при

использовании люминесцентных ламп

Помещение

Освещенность, лк, не менее

Поверхности

Дошкольное учреждение

Групповая, игровая, компьютерный класс

Горизонтальные на уровне 0,5 м от пола

Спальня, зал для музыкальных и физкультурных занятий

То же

Кабинет врача

Горизонтальные на уровне 0,8 м от пола

Школа

Класс

Горизонтальные на уровне 0,8 м от пола

Кабинет черчения и рисования

То же

Кабинет информатики на столах

300-500

То же

Актовый зал и спортзал

Пол

Помещение отдыха

То же

Это минимальная норма освещенности для чтения, письма и других зрительных работ. Повышенные уровни освещенности должны быть при высокой зрительной нагрузке (черчение, рисование и др.).

4. Статическое напряжение составляет существенную часть общей школьной нагрузки детей. Оно возникает в результате вынужденного неподвижного положения тела на протяжении большей части урока. Уменьшению статического напряжения способствует сохранение учащимися правильной рабочей позы, для чего необходим подбор соответствующей мебели.

Главным показателем, используемым при подборе мебели, является рост учащихся. В настоящее время при рассаживании детей руководствуются государственным стандартом 1993 «Столы ученические».

Размеры ученической мебели.

Номер

Рост учащихся, см

Высота рабочей плоскости стола, мм

Высота сиденья, мм

Цвет маркировки

100-115

Оранжевый

115-130

Фиолетовый

130-145

Желтый

145-160

Красный

160-175

Зеленый

Выше 175

Голубой

Группы мебели имеют фабричную маркировку: цифровое обозначение и соответствующее цветовое обозначение. Эту маркировку наносят на нижнюю поверхность крышки стола и сиденья стула. Номер стола или стула стоит в числителе, а рост детей — в знаменателе дроби, например: 3/130—145. Дополнительная цветовая маркировка наносится в виде круга диаметром 15...20 мм на боковые поверхности стола и стула.

Несоответствие мебели росту детей, несоответствие между столом и стулом могут привести к неравномерной нагрузке и утомлению различных мышечных групп. Возникает мышечная асимметрия, которая является одной из причин нарушений осанки различного вида. Неправильная посадка вызывает более быстрое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Она способствует развитию близорукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз.

Правильной считается такая посадка учащегося, при которой он сидит прямо с легким наклоном вперед. Тетрадь и книга находятся на расстоянии 25...35 см от глаз. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула или скамьи на уровне поясницы. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол.

Обе руки лежат свободно на столе, плечи находятся на одной высоте, параллельно краю стола. При правильной посадке органы грудной клетки и брюшной полости не стеснены, дыхание свободное. Нагрузка на костно-мышечный аппарат минимальная, зрение не напряжено.

Правильная посадка возможна при соответствии мебели росту и размерам тела ребенка. Высота сиденья должна соответствовать длине голени вместе со стопой с добавлением 1,5...2 см на высоту каблука. Необходимо, чтобы рельеф сиденья соответствовал форме бедра и ягодиц, а само сиденье имело небольшой наклон назад.

Глубина сиденья составляет 2/3…3/4 длины бедра. При меньшей глубине сиденья уменьшается площадь опоры, посадка становится менее устойчивой и более утомительной. При большей глубине край сиденья сдавливает сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке.

Правильная посадка обеспечивается рациональным устройством стола и соотношением между столом и сиденьем. Наклонное положение крышки стола облегчает аккомодационную работу глаз при письме и чтении. При низком столе и высоком стуле ученик вынужден сильно наклоняться вперед и опираться на стол. Это приводит к сдавливанию органов грудной клетки и брюшной полости. Правое плечо опускается, что способствует появлению левостороннего сколиоза.

При высоком столе и низком стуле правое плечо поднято, мышцы плечевого пояса напряжены. Это способствует образованию правостороннего сколиоза.

К началу учебного года медицинский персонал школы вместе с классным руководителем укомплектовывают класс соответствующей мебелью. Впереди ставят столы меньших размеров, дальше от доски — больших размеров. Проход между рядами столов должен составлять 0,7 м. Расстояние от стен до крайних рядов — 0,5...0,6 м.

Контроль за правильным рассаживанием детей осуществляет медицинский персонал школы. При рассаживании следует обратить внимание на детей с нарушенным здоровьем. Детей с пониженным зрением следует сажать за передние парты у окна. Школьников с пониженным слухом рассаживают за передние парты, ближе к стене, учитывая явление резонанса. Учащихся, склонных к простудным заболеваниям, не рекомендуется сажать за парты у окна.

Школьников размещают за партами в соответствии с их ростом, для чего в каждом классе необходимо иметь мебель различных номеров. В целях профилактики нарушений осанки и развития косоглазия рекомендуется два-три раза в год менять местами учащихся, сидящих в крайнем левом и правом рядах.

5. Суточный режим — это распределение, продолжительность и организация всех видов деятельности (познавательной, учебной, трудовой), отдыха и приемов пищи в течение суток.

Режим играет ведущую роль в системе мер профилактики заболеваний, создает у ребенка ровное настроение, предпосылки для нормальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, обеспечивает нормальное физическое и умственное развитие, повышает общую сопротивляемость организма.

В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность. Условные рефлексы на определенное время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа. Это позволяет правильно и экономно распределять время, быстро включаться в работу и плодотворно ее выполнять, разумно и эффективно отдыхать.

Основными гигиеническими принципами суточного режима являются:

• совпадение компонентов режима с природными ритмами активности физиологических систем организма;

• дозировка продолжительности компонентов режима, содержания, объема и интенсивности информации в зависимости от возрастных анатомо-физиологических, а также индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;

• чередование бодрствования и сна, труда и отдыха, различных видов деятельности, предупреждающее истощение функциональных резервов организма.

Интенсивный рост и развитие определяют необходимость нормирования продолжительности и организации компонентов режима для каждой группы детей.

Режим дня детей 3...7 лет предусматривает следующие элементы:

• максимальная продолжительность непрерывного бодрствования — 5,5...6 ч;

• продолжительность прогулок на открытом воздухе — 4...4,5 ч;

• самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и пр.) — 3...4 ч;

• общая продолжительность суточного сна (в том числе дневного) - 12...12,5 ч (2...2,5 ч);

• образовательный процесс (занятия) — 0,5...1,5 ч (табл;

• четырехразовое питание при 12-часовом пребывании в учреждении.

Режим дня школьников играет важную роль в сохранении их работоспособности и здоровья.

Он предусматривает следующие основные компоненты:

• учебные занятия в школе и дома;

• отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

• регулярное и достаточное питание;

• гигиенически полноценный сон;

• свободные занятия по собственному выбору: чтение, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественная работа, самообслуживание, помощь семье.

Учебные занятия в школе регламентируются совокупностью гигиенических требований в соответствии с Сан П и Н 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Домашние учебные занятия проводятся после обеда и отдыха (сон или прогулка). Для приготовления уроков школьнику должно быть выделено удобное и хорошо освещенное место. Во время занятий нужно устранить все отвлекающие факторы (телевизор, радио, громкие разговоры). После 45 мин занятий необходим короткий перерыв.

После продолжительных занятий требуется более длительный отдых на открытом воздухе. Пребывание на воздухе является обязательным компонентом режима дня школьника: продолжительность его не менее 3 ч у младших школьников и 2 ч — у старших.

Питание должно обеспечивать энергетические потребности и физическое развитие ребенка, а также соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям, возрасту и состоянию здоровья.

Организация питания в школе достаточно вариативна. Чаще это традиционные горячие завтраки и обеды. Возможны и современные варианты по типу бортового питания, шведского стола и пр. Важно лишь максимальное приближение школьного питания к принципам здорового питания.

В буфете приоритетны продукты повышенной биологической ценности для растущего организма (молочные продукты, фрукты, овощи и пр.) при ограничении сладостей, сахаросодержащих напитков и т.д.

Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления уроков. В структуре свободного времени просмотр телевизионных программ и видео стал массовым и часто не контролируемым явлением. Поэтому устанавливается максимальная продолжительность просмотра телепередач: не более 1 ч для младших школьников и не более 2 ч — для старших 2 — 3 раза в неделю.

Работу в кружках и общественную работу необходимо соразмерять с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьника более чем в двух кружках. В свободное время учащиеся должны оказывать посильную помощь семье: убирать комнаты, мыть посуду, ухаживать за домашними растениями и животными.

Важный компонент режима дня — ночной сон достаточной продолжительности, не менее 9...10 ч в день. Для младших школьников необходимо организовывать и дневной сон. При интенсивной умственной (во время экзаменов) и физической (при занятиях спортом и во время соревнований) деятельности в осенне-весенний период потребность ребенка во сне увеличивается на 1 — 2 ч. Ребенок с ослабленной нервной системой также нуждается в более продолжительном сне.

Несоблюдение возрастного суточного режима, несоответствие умственной нагрузки индивидуальным особенностям ребенка, неправильная организация деятельности приводят к десинхронозу и переутомлению.

6. Условия внутришкольной среды и организация учебных занятий являются приоритетными факторами формирования здоровья школьников, и в общем перечне факторов их доля составляет 20 %. Гигиеническое нормирование учебной деятельности направлено на предотвращение чрезмерного утомления прежде всего по объему и организации образовательного процесса.

Нормируются количество уроков в течение дня и недели; длительность и организация уроков; расписание уроков; длительность и организация перемен; структура учебного года.

В ходе образовательного процесса происходит активное физическое и нравственное развитие ребенка и подростка. Обучение — это физиологическая стимуляция развития, если оно соразмерно возрастным возможностям детей. Образовательный процесс является мощным фактором воздействия на растущий организм. Поэтому усложнение содержания образования, неадекватность методов и организации преподавания негативно влияют на состояние здоровья школьников.

Физиолого-гигиенические обоснования организации учебного процесса в школе базируются на принципах биоритмологии. Биологические ритмы организма человека сформировались под влиянием многочисленных космических воздействий на объекты природной среды, и прежде всего на биоту.

Описано более 300 видов ритмических колебаний функций организма человека, связанных с воздействием солнечной энергии, геомагнитных полей и прочих факторов среды обитания. Выявлены и достаточно изучены суточные (циркадианные, циркадные), недельные и годовые биоритмы функций центральной нервной системы, которые в первую очередь обусловливают работоспособность и эффективность умственной деятельности.

У детей и подростков биоритмы находятся в стадии становления, и важное значение в их формировании принадлежит социально обусловленным ритмам жизнедеятельности.

С позиций биоритмологии оптимальна организация учебных занятий в одну смену, когда основная умственная нагрузка приходится на утренние часы. У большинства учащихся это период полноценного функционирования центральной нервной системы, высокой работоспособности и успешности обучения.

Второй суточный период подъема умственной работоспособности приходится на 16—18 часов — лучшее время для приготовления домашних заданий. Оптимальное время начала уроков — 8 ч 30 мин, допустимое — 8 ч 00 мин.

Во избежание переутомления растущего организма лимитируется максимальное количество учебных часов на освоение учебной программы в каждом классе в соответствии с возрастными особенностями детей и подростков.

Факультативные, групповые и индивидуальные занятия входят в объем максимально допустимой нагрузки.