Методическое пособие "Великие психиатры"
Данное методическое пособие предназначено для проведения классного часа в СПО, в рамках изучения ПМ 02 СД .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособие "Великие психиатры" | 494.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 2» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения классного часа (для преподавателя) Великие психиатры Специальность: 34.02.01. Сестринское дело | ||
Москва 2017 | ||
Утверждено Методическим советом Протокол № от « » 2017 г. Председатель _______________/__________ ФИО подпись | ||
Одобрено ЦМК № Протокол № от « » 2017 г. Председатель ЦМК | ||
_____________/ _______________ ФИО подпись Согласовано с методистом ____________/________________ ФИО подпись Утверждено заместителем директора по воспитательной работе Мантровой А.В. /________________ ФИО подпись | ||
Автор: Юдина И.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» | ||
Преподаватель: На сегодняшнем классном часе мы разберем самых известных психиатров мира, и начнем мы с Абрахама Маслоу. Кто знает каков главный вклад этого психолога?
1 рассказчик
- Абрахам Маслоу
Абрахам Маслоу – американский психолог, философ, основоположник гуманистического направления в психологии, автор теории самоактуализации и известнейшей «пирамиды потребностей».
Родился Абрахам Гарольд Маслоу в Нью-Йорке в 1908 году. Его родители были выходцами из России и, хотя материальное положение семьи было стабильным, детство
Абрахама было одиноким и несчастным. Отец подолгу отлучался из дома, а отношения с матерью не сложились, к тому же юный Абрахам Маслоу сильно комплектовал из-за своей непривлекательной внешности, стараясь компенсировать этот недостаток интенсивными занятиями сначала спортом, а потом и наукой.
Примечателен тот факт, что будущий ученый был счастлив в любви и браке. Взаимная любовь настолько потрясла юношу, что в последствие он описал свои чувства как «пиковые переживания», этот термин стал важной частью его будущей теории самоактуализации.
В 1926 году Маслоу поступает в Нью-Йоркский колледж, где на последних курсах увлекается психологией. Его интерес к психологическим исследованиям возникает под влиянием идей Дж. Уотсона и еще долгие годы Абрахам будет приверженцем бихевиаризма.
Уже обучаясь в университете штата Висконсин, Маслоу активно занимается исследованиями в области поведения животных и в 1934 году получает степень доктора философии. Но, несмотря на значительные успехи в научных экспериментах, Абрахам Маслоу приобрел популярность совсем в иной сфере - философской.
Первая самостоятельная попытка сформулировать совершенно новый взгляд на человеческую природу была предпринята им в 1943 году, где он в своих статьях критикует психоанализ и поведенческую психологию, призывая изучать «человеческое в человеке». Однако его стремление гуманизировать психологию не встретило понимания со стороны других ученых, а ведущие психологические журналы принципиально отказывались печатать его труды.
Самая важная и значительная его работа «Мотивация и личность» вышла в 1954 году. Именно в ней Маслоу сформулировал свою знаменитую иерархическую теорию потребностей, где вершиной является потребность в самоактуализации. Позднее он разделил потребности на дефицитарные или низшие и бытийные, направленные на развитие и рост.
В то время, с 1951 по 1961 годы Маслоу заведует кафедрой психологии в Университете Брендейса неподалеку от Бостона, является редактором «Журнала гуманистической психологии» и других научных периодических изданий. А в 19687-1968 годах Абрахам Маслоу становится президентом Американской психологической ассоциации, продолжая работать профессором психологии в университете.
Его идеи постепенно становятся все более известными, но по-прежнему упорно критикуются. Упреки касаются в первую очередь слабой экспериментальной базой построенной теории, однако сам Маслоу не стремился сформулировать альтернативу естественно – научному подходу, считая свои взгляды лишь дополнением к нему.
Даже сегодня идеи Абрахама Маслоу невероятно популярны и находят свое воплощение в практической работе во многих областях психологии. Он был невероятно увлечен своим делом, стал поистине гением своего времени.
Преподаватель: а теперь послушаем про психиатра Альцгеймера, кто знает какое заболевание он открыл?
2 рассказчик
- Алоис Альцгеймер
Алоис Альцгеймер – немецкий невропатолог и психиатр, один из основателей научной гистологии психических заболеваний, является автором многочисленных статей, освещающих шизофрению, эпилепсию, алкогольный психоз, атрофию мозга и другие проблемы.
Родился Алоис Альцгеймер 14 июня 1864 года в небольшом городке в Баварии. Школу окончил с отличием. Медицинское образование получил Варцбурге, там же в 1887 году защитил докторскую диссертацию. Переехав во Франкфурт-на-Майне, начал работать ассистентом в психиатрической клинике нервных болезней.
Продолжая изучать психиатрию и неврологию, он проводил исследования, связанные с влиянием кори на мозг человека.
В течении ряда лет Альцгеймер осуществлял исследования коры головного мозга, изучая патологии нервной системы. Результаты проведенной работы были изложены в печати позже 1907 года.
В 1895 году Альцгеймер, занимая должность руководителя психиатрической клиники осуществлял научные эксперименты, особенно его интересовала депрессии и шизофрения.
По приглашению Э. Крепелина он переезжает в Мюнхен, где руководит лабораторией психиатрической клиники, занимаясь практикой и научными исследованиями. Там же, в Мюнхене им была создана лаборатория по исследованию головного мозга.
В 30 лет Алоис Альцгеймер женился на богатой вдове банкира. Живя с Сесилией Гейсенхаймер в браке, он был финансово обеспеченным, однако после семи лет брака жена умерла.
Он опубликовал много научный работ, а последующую всемирную известность ему принесла знаменитая лекция, прочитанная в 1906 году, в которой было раскрыто «необычное заболевание коры головного мозга».
Алоис Альцгеймер исследовал заболевание женщины, вызывавшее потерю памяти, галлюцинации и дезориентацию. На момент исследования ей было 50 лет. В результате болезни она умерла, дожив только до 55 лет. Было произведено вскрытие, показавшее разные отклонения в мозге женщины: имелись старческие бляшки, тоньше, чем обычно была и сама кора головного мозга.
Такое необычное явление было описано впервые. Немецкий психиатр Эмиль Крепелин позже назвал это «болезнью Альцгеймера».
Современное название – сенильная деменция Альцгеймера, характеризующаяся старческим слабоумием на фоне атрофических изменений мозга, приводящих к нарушению внимания, памяти, работоспособности и дезориентации в пространстве.
Альцгеймер в течении 11 лет опубликовал большой шеститомный труд по исследованию серого вещества головного мозга. С 1912 года и до конца жизни был профессором психиатрии в Бреслау, им был основан журнал «Общей неврологии и психиатрии».
После сильной простуды по пути в Бреслау (ныне Вроцлав), так до конца и не вылечившись, он получил осложнения, от которых погиб.
Скончался Алоис Альцгеймер 19 декабря 1915 года в Германии в возрасте 51 год и был похоронен на кладбище во Франкфурте-на-Майне рядом со своей женой.
Надо сказать, что до сих пор патологический диагноз болезни Альцгецмера базируется на тех же методах диагностики, которые были использованы им еще в 1906 году.
Преподаватель: Следующий психиатр- Виктор Кандинский, а какой синдром описал он?
3 рассказчик
- Виктор Кандинский
Кандинский Виктор Хрисанфович – русский психопатолог, один из основоположников и основателей психиатрии в России, автор ряда психопатологических феноменов и методов лечения душевных недугов.
Родился Виктор Хрисанфович в 1849 году в небольшом селе Бянкино в Забайкальском крае. Закончив с отличием в 1867 году гимназию, Кандинский поступает в Московский университет, где уже на 4 курсе ему присуждают серебряную медаль за научную работу о желтухе.
После окончания медицинского факультета университета в Москве, Виктор Кандинский начинает свою практическую деятельность в качестве врача ординатора в Московской Временной больнице. Первые его исследования посвящены соматической медицине. Изучая связь между психиатрией и психологией, Кандинский активно участвует в деятельности Московского медицинского общества и публикует свои научные труды в журнале Медицинское обозрение. Его также интересуют вопросы социальной психологии и психопатологии, он анализирует труды выдающихся философов того времени, изучая закономерности в развитии психологии и психиатрии, состояние и становление различных философский учений. Его знания были поистине энциклопедическими, а взгляды на психологию как самостоятельную естественно – научную дисциплину, а не часть философии были прогрессивными для того времени.
Следующий период жизни с 1876 по 1878 годы был трудным для Виктора Хрисанфовича. Его участие в качестве судового врача в русско-турецкой войне, попытка суицида и последующее заболевание заставили на время отказаться от научной работы.
Лишь в начале 80 годов, работая старшим ординатором в психиатрической лечебнице в Санкт – Петербурге, ученый возвращается к своим трудам, описывая психопатологические феномены в частности галлюцинации на основе самоанализа и самонаблюдения. Это описание собственной болезни с подробным дифференциально – диагностическим анализом истинных галлюцинаций и псевдогаллюцинаций, а также других патологических состояний было удостоено премии в 1885 году.
Прожив недолгую, но весьма продуктивную научными достижениями жизнь, в 1889 году во время одного из приступов болезни Кандинский Виктор Хрисанфович покончил с собой.
Его вклад в развитие русской психиатрии значителен: он первым предложил классификацию психических недугов и разработал некоторые методы лечения в частности трудотерапию. Заслугами Кандинского является формирование психологического критерия вменяемости, важного для судебной психиатрии, обоснование понятий психопатии и психического автоматизма, описание признаков шизофрении.
Виктор Хрисанфович Кандинский был одним из выдающихся и талантливых представителей отечественной психиатрии. Не имея специального философского образования, он смог обобщить философские знания, психологическую мысль и естествознание. Его ценнейшие практические исследования и теоретические обзоры сыграли значительную роль в становлении и развитии психопатологии и психологии.
Преподаватель: А теперь давайте послушаем про Владимира Вагнера.
4 рассказчик
- Владимир Вагнер
Владимир Александрович Вагнер – известный русский биолог и психолог, доктор зоологии, профессор, основатель отечественной сравнительной психологии.
В.А. Вагнер родился 17 марта 1849 года. Окончив среднюю школу, поступил в Петербургский университет для изучения биологии и психологии. Позже закончил аспирантуру, защитил докторскую диссертацию и в 1906 году стал профессором Петербургского университета.
В период с 1910 по 1913 годы В.А. Вагнер издал в двух томах книгу «Биологические основы сравнительной психологии». Для психологической науки важно научное мировоззрение, как столкновение двух противоположных научных школ. Первая базируется на том, что в психике человека нет ничего, чего бы ни было в психике животного. Из этого предположения выводилось наличие сознания, воли и разума у представителей животного мира.
Вторая школа – основа научного мировоззрения одинаково подходит к измерению психики человека и животного. Психические процессы сводятся к рефлексам, а взамен сознания выходит автоматизм. В своей работе «Биологические основы сравнительной психологии» он раскритиковал обе теории.
В период с 1924 по 1929 годы Вагнер издал 9 выпусков работ на общую тему: «Возникновение и развитие психических способностей». По мнению ученого важное место в развитии психических функций ребёнка занимают различные игры. Поэтому он посвятил большую часть работ детским играм. Игры с детьми до 3-х лет направлены, прежде всего, на развитие координации и навыков выполнения простейших действий. Со временем игры должны быть более разнообразными, включая чтение книг, разучивание стихов, разгадывание ребусов.
Исследую детей в возрасте от 3-х до 7 лет, В.А. Вагнер изучил особенности их восприятия и мышления, которые проявляются во время игры. Дети в этом возрасте обращают внимание на отличительные признаки предметов. Это относится и к восприятию зрительных и слуховых образов.
Дети зачастую пропускают описания героев и пейзажей, но внимательно следят за развитием сюжета. Для развития всех способностей ученый советует переучивать рассказ несколько раз, а затем задавать вопросы по прочитанному. Так развивается не только память и сообразительность, но и речевые навыки, что важно для развития психических способностей ребенка.
Зрительное восприятие у ребенка от 3-х до 7 лет ещё несовершенно. Только начинает формироваться способность воспринимать предметы не целиком, а в виде отдельных составных частей. Для развития таких навыков можно использовать в играх нарисованные фигуры – квадраты, круги, треугольники различного цвета и размера.
В своей книге Вагнер придаёт особое значение играм с пространственными фигурами. Такие игры влияют на осязание, зрение, слух и даже вкус, а кубики, конструктор помогают развитию пространственного мышления. Для правильного и быстрого развития психических способностей ребёнка необходимо давать ему различные задания в игровой форме, при этом, чтобы они были направлены на реализацию различных функций. Например, после того как ребёнок на ощупь определит различные предметы, запрятанные в мешочке, ему нужно и описать их свойства. Другая игра в книге Вагнера предлагает с помощью кубиков сложить фигуру, нарисованную на бумаге.
Важнейшим условием для развития психических способностей является память и благоприятным периодом для её развития является детский возраст. Для развития памяти он предлагал различные игры, суть которых – запоминание предметов по характерным признакам. Вагнер выделил три типа памяти: образная память – запоминание зрительных образов; словесно-логическая память – запоминание информации «на слух» и эмоциональная память – запоминаются чувства, эмоции и события.
Проблемам памяти посвящена значительная часть исследований учёного. Он изучил эффекты при кратковременной и долговременной памяти и различные формы заучивания. Время для запоминания фразы одним хватает, другим недостаточно, но то, что запоминается с трудом, помнится дольше. Запоминание делится на две группы: одни механически заучивают, другие склонны к смысловому запоминанию, которое дает лучшие результаты.
В Петербургском психоневрологическом институте Вагнер преподавал биологические основы сравнительной психологии, 25 лет был профессором Петербургского университета, с 1924 по 1929 год занимался темой, связанной с возникновением и развитием психических способностей. В 82 года Вагнер прекращает работу в
Ленинградском университете, но продолжает заниматься научной деятельностью.
Преподаватель: Далее мы рассмотри Константина Платонова и его исследования личности.
5 рассказчик
- Константин Платонов
Константин Константинович Платонов – советский психолог, доктор психологических и медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.
Платонов родился 7 июня 1906 года. В 1924 году окончил Харьковский медицинский институт. После окончания медицинского института начал работать в Харьковском институте распространения естествознания, а затем в Украинском психоневрологическом институте. В эти годы проводит первые исследования, издает книгу – учебное пособие по биологии для педагогических вузов.
В 30-е годы Платонов создает психотехнические лаборатории (в эти годы зарождается психотехническое движение) на Горьковском автомобильном и Челябинском тракторном заводах, разрабатывая пути повышения производительности труда рабочих, проводит психологический анализ профессии.
Более 20 лет Константин Константинович посвятил психологическим исследованиям в области авиации, впервые создал самолет-лабораторию для исследования летных навыков.
Платонов – участник Великой Отечественной войны, прошел путь от Сталинграда до Берлина в составе 16 воздушной армии в качестве врача, проводя медико- психологические экспертизы боеспособности летчиков. Награжден орденами Красной Звезды и Красного знамени, а также медалями.
Он подготовил ряд трудов и пособий по авиационной психологии, где исследованы особенности летного труда. Среди них «Психология летного труда», «К истории отечественной авиационной психологии», «Авиационная психология».
После войны Константин Константинович продолжал заниматься исследованиями психологии труда и выпустил ряд работ «Вопросы психологии труда», «Психология личности, социальная психология».
С 1950 по 1957 годы К. К. Платонов работает преподавателем курса «Психология труда» в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова.
С 1960 года Платонов переходит на работу в сектор психологии Института философии Академии наук СССР, а с 1972 года и до конца жизни работал в Институте психологии Академии наук СССР.
Ученый проводил исследования в разных областях: психологии труда, социальной психологии и психологии личности, авиационной психологии, медицинской психологии.
Разрабатывая проблему личности, Платонов осуществляет структурно – генетический подход, рассматривая структуру и взаимодействие компонентов в процессе развития. С позиций объективного и деятельного подхода исследуются все стороны психики человека: способности, характер, мотивация и др.
Ученый предлагает концепцию динамической функциональной структуры личности с подструктурами. В качестве основных подструктур выделяются: направленность личности, опыт, особенности психических процессов, биопсихологические свойства. На все уровни «накладываются» два личностных образования – характер и способности. В результате исследований издает книгу «Проблемы способностей».
В соответствии с концепцией динамической функциональной структуры личности, ученым также была разработана карта личности, которая заполнялась по методу обобщения характеристик. Исследования личности в его учении связаны с разработкой проблем коллектива. Коллектив в понимании Платонова – группа людей, объединенная общей деятельностью, при этом конечная цель этой группы людей совпадает с целью общества. Рассматривалась структура коллектива, динамика его развития, место коллектива в системе. По результатам исследований выпущены две работы: «Коллектив и личность», «Труд и личность».
Предметом эмпирического исследования становятся и внутриколлективные процессы: соревновательные отношения, активность личности в коллективе, процессы коммуникации в условиях совместной деятельности, социально – психологический климат коллектива. Платонов был в числе первых ученых, обратившихся к разработке социальной психологии как таковой.
Важным аспектом научной деятельности стали исследования в области истории авиационной психологии, психологии труда и психологии личности. К. К. Платонов – автор многочисленных научно – популярных изданий в области психологии, более 300 его научно – популярных публикаций переведены на 21 язык мира. Среди них:
«Человек в полете», «Психология летного труда», «Занимательная психология», «О системе психологии», «Краткий психологический словарь – хрестоматия», «Краткий
словарь системы психологических понятий», «Психология религии» и другие.
Константин Константинович Платонов умер 5 октября 1984 года в Москве в возрасте 78 лет.
Преподаватель: Кто знает, кто был основателем психиатрических больниц в Москве и Санкт-Петербурге? Правильно, это Петр Кащенко.
6 рассказчик
- Петр Кащенко
Петр Петрович Кащенко – известный российский врач- психиатр и общественный деятель, возглавлявший психиатрические больницы в Москве и Санкт-Петербурге.
П.П. Кащенко родился в городе Ейске в Краснодарском крае 28 декабря 1858 года в семье военного врача. В 1876 году он поступил в Московский университет на медицинский факультет. Однако, вскоре был отчислен за участие в студенческих революционный выступлениях. В 1879 году Петра Кащенко арестовали по подозрению в убийстве агента полиции и выслали из Москвы в Ставрополь.
В 1885 году он окончил медицинский факультет университета в городе Казани, получив диплом врача. Вначале работал врачом - психиатром в психиатрической больнице Казани, а затем в психиатрических больницах в Тверской и Нижегородской губерниях.
В 1889 году Петр Кащенко был назначен директором психиатрической больнице в Нижнем Новгороде, а вскоре был переведен в Москву. В 1904 году работал главным врачом Московской психиатрической больницы, а с1907 по 1917 годы – главным врачом Петербургской психиатрической больницы.
Интересно отметить, что обе эти больницы впоследствии носили имя Кащенко, ставшее, к сожалению, нарицательным. Люди старшего поколения помнят, что в народе тогда говорили: надо отправить его «в кащенко», имея ввиду психиатрическую больницу.
Московская психиатрическая больница №1 с 1922 по 1994 годы носила имя Кащенко, однако в настоящее время носит имя Алексеева – бывшего до 1893 года городского главы Москвы, который, кстати, был инициатором строительства этой больницы. Санкт-Петербургская психиатрическая больница № 1 в селе Николаевское
Ленинградской области создавалась под непосредственным руководством П.П. Кащенко в 1904 – 1905 годах, где он и работал главным врачом. На ее территории перед центральным корпусом на гранитном постаменте установлен бронзовый бюст Петра Петровича.
Во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в 1905 году Петр Петрович вместе с братом оказывал помощь раненым на Пресне. Их медицинские инструменты и сейчас хранятся в Музее Революции.
В эти же годы Петр Петрович возглавлял нелегальный Красный крест, организовал и был председателем первого Центрального бюро по учету психических больных.
В1918 году Петр Кащенко был избран председателем психиатрической комиссии Совета врачебных коллегий, а так же заведовал в Наркомздраве РСФСР подотделом нервно – психиатрической помощи.
Важно отметить, что к диагнозу «сумасшедший» сам Кащенко относился осторожно, не без основания полагая, что "между бредом и одаренностью, между безумием и гениальностью всего лишь тонка грань".
Разработанные П.П.Кащенко методы лечения пациентов: трудотерапия, амбулаторное лечение, патронаж и другие для того времени были очень прогрессивными.
Петр Петрович является автором статей не только по психиатрии, но и по организации психиатрической помощи. В память о нем одна из улиц в Нижнем Новгороде названа его именем.
19 февраля 1920 года Петр Петрович Кащенко скоропостижно умер в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Преподаватель: Следующее сообщение мы послушаем о великом французском психиатре Филиппе Пиннеле.
7 рассказчик
- Филипп Пинель
Филипп Пинель (Пиннель) – известный французский психиатр, гуманист.
Родился Пинель в 1745 году в Сент-Андре в д,Арлеаке в семье врача. В молодости Филипп, получив образование в иезуитском колледже, готовился принять сан священника. Он изучет литературу, языкознание и философию, однако в 1767 году принимает решение поступить в университет на математический факультет. Успешно окончив университет в 1970 году, Пинель работает преподавателем, но его увлекает медицина, и он поступает на медицинский факультет. Еще через 3 года Филипп Пинель защищает в Тулузском университете докторскую диссертацию и занимается зоологией в университете Монпенье.
В 1778 году он переезжает в Париж, где работает врачом по внутренним болезням, подрабатывая частными уроками по математике. В эти годы Ф.Пинель увлекается философией, посещая салон вдовы Гельвеция, пишет статьи и диссертации на заказ.
С 1784 по 1789 году он создает газету о здоровье, которая издается и в настоящее время. Являясь главным редактором газеты, Филипп публикует в ней свои статьи по психиатрии и гигиене. В 1787 году он пишет работу, которая является предпосылкой геопсихологии. В ней Пинель указывает на взаимосвязь психических заболеваний и времени года, климата. А труд, посвященный аналитическим методам, применяемым в медицине, опубликованный в 1798 году, принес ему широкую известность.
В те годы Пинель работал психиатром в частной клинике доктора Бельома, именно там у него зародилась мысль гуманного отношения к душевнобольным людям, когда лечить необходимо не насилием, а убеждением.
В 1793 году Филиппа Пинеля назначают на должность главного врача знаменитой больницы Бисерт, предназначенной для душевнобольных и престарелых инвалидов. У этого места была дурная слава – здесь к больным относились хуже, чем к преступникам, держали в цепях, в темных, сырых помещениях. Отвратительные условия жизни, голод и болезни – такова была реальность Бисерта.
Работая в этой больнице, Филипп Пинель добился разрешения у революционного конвента на то, чтобы снять цепи с психически больных людей. В 1798 году был освобожден от цепей последний пациент больницы Бисерт. Условия содержания умалишенных изменились с тюремных на лечебные.
Благодаря этому начинанию были сняты цепи с больных других клиник, а в Европе получила распространение идея гуманного отношения к душевнобольным, предоставление им некоторой свободы и прав, а также жизненных удобств.
Благодаря этому акту гуманности Филипп Пинель стал знаменитым и получил признание во всем мире. Его по праву считают основоположником научной, клинической психиатрии во Франции. Положенные Ф.Пинелем принципы отношения к душевнобольным людям – добровольности и частичного разгосударствования – используются и в настоящее время.
Филипп Пинель – автор многих научных трудов, посвященных вопросам психиатрии. В первую очередь это трактат о душевных болезных, опубликованный в 1801 году, и статьи о содержании душевнобольных, за которые Пинель был избран членом Французской академии. За отношение к больным людям, научные труды в области медицины Филиппа Пиннеля по праву считают выдающимся психиатром 18-19 веков.
Преподаватель: А какие заслуги Владимира Сербского вам известны?
8 рассказчик
- Сербский Владимир Петрович
Сербский Владимир Петрович - психиатр. Владимир Петрович Сербский родился 26 февраля 1858 г. в городе Богородске (ныне Ногинск Московской области). После окончания 2-ой Московской гимназии, он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, которое окончил в 1880 году со степенью кандидата естественных наук. После окончания университета он подал заявление на поступление на медицинский факультет МГУ. Так как у него уже было высшее образование, его сразу взяли на 3-й курс. В 1883 году он окончил медицинский факультет.
В 1883 году он начал врачебную деятельность в частной психиатрической лечебнице М.Ф. Беккера. Эта лечебница для душевнобольных была первым в Москве уголком московской психиатрической, или корсаковской, школы. С января 1885 года по сентябрь 1887 г. заведовал лечебницей для душевнобольных в Тамбове. С 1888 г. в Тамбовской лечебнице для больных были - отменены смирительная рубашка и кожаные рукава. Широко стали применять труд и развлечения для больных, причем хронические больные составляли главный контингент работавших и принимавших участие в прогулках и других празднествах. Сербскому местным земством была предоставлена командировка в Австрию, где он почти год проработал в Венской психиатрической клинике.
Затем был избран на должность старшего ассистента психиатрической клиники Московского университета имени А. А. Морозова. В 1891 году защитил диссертацию на степень доктора медицины «Формы психического расстройства, описываемые под именем кататонии», и в 1892 г. получил звание приват-доцента. В 1902 г. назначается экстраординарным профессором и директором психиатрической клиники. Сербский разрабатывал вопросы диагностики основных форм психозов. Впервые в мире он установил, что некоторые болезненные проявления, наблюдаемые у взрослых больных, являются следствием детского слабоумия. Постепенно Сербский сформировал основные принципы методики определения степени вменяемости больного.
Сербский фактически стал главным психиатром в России. В 1903 году он возглавил кафедру психиатрии Московского университета, которой руководил до 1911 года. Большой интерес представляют работы Сербского о полиневритическом психозе (Корсакова болезнь), об органических психозах, о смешанных формах (везаниях), об острых психозах, ряд полемических статей (частью на французском и английском языках), «К вопросу о раннем слабоумии» (1902), в которых дан исторический обзор и детально описана клиническая картина с глубоким анализом изучаемых состояний. Сербским написаны «Краткая терапия душевных болезней» (1911), изданная дважды, в которой он высказал ряд важных положений по психогигиене и профилактике психических заболеваний, а также учебник («Психиатрия», 1912), который выдержал 4 издания, и руководство по общей и частной психиатрии.
Он был первым преподавателем Московского университета, читавшим с 1892 года лекции по судебной психиатрии студентам юридического и медицинского факультетов. Результатом этих занятий стали два тома «Судебной психиатрии» (в 1895 году был издан первый том, в 190-м — второй), явившиеся первым в России руководством, в котором освещались вопросы судебно-психиатрической теории и практики, законодательства для психических больных. Он боролся за постановку и клиническое ведение судебно-психиатрической экспертизы.
В 1911 году одной из причин закрытия властями I съезда Русского союза психиатров и невропатологов, созванного в память С.С. Корсакова, была речь Сербского, направленная против политической системы. Бывший директор психиатрической клиники доживал свой век в бедности. 23 марта (5 апреля) 1917 года Сербский. С 1921 года его имя носит Центральный институт судебной психиатрии в Москве.
Преподаваатель: А кто является первым исследователем шизофрении?
9 рассказчик
- Эйген Блейлер
Ойген (Эйген) Блейлер – швейцарский психолог и психиатр, наиболее известный как один из первых исследователей шизофрении, внесший значительный вклад в
понимание психических болезней, именно ему приписывается и введение самого термина «шизофрения».
Родился 30 апреля 1857 года в Швейцарии, близ Цюриха. Существует мнение, что психическое заболевание сестры Блейлера позволило ему принять решение быть психиатром. В 1881 году он закончил медицинский факультет в Цюрихе. После его окончания вначале работал ассистентом в университетских психиатрических клиниках, дальнейшую стажировку и квалификацию получил в Париже и Мюнхене.
На родину возвратился, чтобы работать в больнице при университете. В 1886 году Блейлер становится директором психиатрической клиники в Бадене. Нужно сказать, что клиника в те времена переживала свои не самые лучшие времена, и Блейлер много сделал, чтобы хоть как-то улучшить условия содержания пациентов. Вскоре он был
переведен обратно в Цюрих, где сразу был назначен директором психиатрической клиники при местном университете, и именно здесь он проработал почти 30 лет. У него учились и под его руководством работали известные психиатры, в том числе К. Юнг, К. Абрахам, Л. Бинсвангер.
Ойген Блейлер наиболее известен введением понятия, а точнее самого термина - "шизофрения", которым он еще в 1908 году предложил заменить используемое тогда понятие «преждевременное слабоумие» Эмиля Крепелина. Основным же проявлением шизофрении он считал амбивалентность. Шизофрению поэтому иногда называют
еще «болезнью Блейлера». Блейлер также ввел понятие аутизма – потеря контакта с реальностью.
Созданная им оригинальная концепция шизофрении была так скромно оценена: «такие термины, как острая паранойа, острое галлюцинаторное помешательство, психическое помешательство, а также мания и меланхолия… сами по себе не означают «заболевания». Тот или иной специалист исключительно по своему собственному
усмотрению не только названия, но и целые концепции, в зависимости от того, какой из симптомов показался ему наиболее серьезным».
В начале своей деятельности он находился под воздействием идей Э. Крепелина, описавшего шизофрению под другим названием «раннее слабоумие» и считавшим ее неизлечимым поражением головного мозга, кроме того, Эйген первым из известных на то время психиатров признал важность работ З. Фрейда.
В 1908 году Блейлер опубликовал труд, в котором определил шизофрению как ослабление ассоциативных связей, приводящих к дезинтеграции личности. В описании шизофрении он обращает внимание на психологические симптомы, в том числе на особенности речи больных. В этом же своем труде, он впервые употребляет и сам
термин «шизофрения» (греч. «расщепление души»). Позднее, к описанным Крепелином трем формам шизофрении – кататония, гебефрения и паранойя – он добавляет и так называемую «простую шизофрению», характерным проявление которой является отсутствие бреда и галлюцинаций, а имеется только эмоциональная и волевая недостаточность. Блейлер описал самые важные проявления (симптомы) шизофренического мышления, такие как аутизм и амбивалентность (одновременное наличие у
человека взаимоисключающих мыслей), а также деперсонализацию (отсутствие ощущения «Я»).
В 1890 году Блейлер проявил заинтересованность работами Фрейда и очень высоко оценил проведенные последним исследования истерии. Как и Зигмундт Фрейд, Блейлер считал, что важнейшую роль в умственной деятельности каждого человека играет его бессознательное. Он в одно время даже пытался лично проконсультироваться с Фрейдом и по поводу собственных психологических проблем, но в 1911 году был разочарован во Фрейде и его трудах.
Являясь главой одной из самых известных на то время психиатрических клиник, Блейлер уделял большое внимание для признания и развития метода психоанализа как одного из методов диагностики и лечения заболеваний психиатрического регистра.
Блейлер активно использовал психоанализ в своей университетской клинике, кроме того, именно он развил идею так называемой уденотерапии, которая доказывает, что психические болезни не следует лечить по шаблону, и что зачастую наоборот, естественное течение болезни как раз и приводит к излечению пациента. Однако, уже впоздний период своей деятельности, Блейлер полностью отказывается от идей психоанализа.
Наиболее известным учеником и последователем Блейлера, развившим и его учение о шизофрении был известнейший швейцарский психиатр и психоаналитик Карл Юнг.
Он прожил долгую жизнь, руководя психиатрической клиникой недалеко от родного села, одновременно имея звание и должностьтакже профессора психиатрии медицинского факультета университета Цюриха. Умер Ойген (Эйген) Блейлер 15 июля 1939 года в Цолликорне, недалеко от Цюриха.
Преподаватель: Следующим будет Клерамбо – какой синдром он описал?
10 рассказчик
- Гаэтан Гасьян де Клерамбо
Гаэтан Гасьян де Клерамбо родился 2 июля 1872 года в Бу́рже, в религиозной аристократической семье. Был прямым потомком философа Р. Декарта и родственником поэта А. Рембо. Получил прекрасное образование, свободно владел пятью языками. Обучался в художественной школе, после чего, по настоянию отца, изучал юриспруденцию в Париже. Заинтересовавшись психиатрией, поступил на медицинский факультет. В 1899 году Клерамбо защитил диссертацию на степень доктора медицины.
С 1898 по 1902 г.г. Г. Г. де Клерамбо работал помощником врача в специализированной больнице для душевнобольных преступников префектуры полиции в Париже. С 1903 по 1904 г.г. Г. Г. де Клерамбо работал врачом в Вене, в 1905 году снова возвратился в специализированную больницу в Париже, работая под руководством Э. Дюпре.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Г. Г. де Клерамбо был призван в армию на Германский фронт. В 1915 году получил ранение и был отправлен на восстановление в Марокко, после чего вновь отправляется на фронт. За участие в боевых действиях был награждён Орденом Почётного легиона и Военным крестом.
После окончания войны вновь работал врачом в специализированной больнице. В 1920 году, после ухода Э. Дюпре на пенсию, Г. Г. де Клерамбо становится главным врачом данного учреждения, оставаясь в этой должности до конца жизни.
Г. Г. де Клерамбо был одним из учителей Ж. Лакана. Под руководством Клерамбо Лакан проходил клиническую подготовку. Несмотря на сложные отношения, окончившиеся разрывом и отречением Клерамбо от Лакана, через 40 лет после этого Лакан назовёт Клерамбо своим единственным учителем.
Помимо психиатрических исследований, Г. Г. де Клерамбо был художником и профессиональным фотографом, оставив после себя большое количество фотографий, сделанных им во время пребывания в Марокко и службы в армии. Эти фотографии были позже помещены в Музее человека, а в 1990 году демонстрировались на выставке Центра Помпиду в Париже.
В последние годы своей жизни Г. Г. де Клерамбо страдал от сильных болей в позвоночнике, кроме того, возникли проблемы со зрением. После неудачной операции по удалению катаракты Клерамбо впал в депрессию с бредом вины. 17 ноября 1934 года покончил с собой, выстрелив в голову из винтовки.
Г. Г. де Клерамбо был одним из исследователей психического автоматизма. Если русский психиатр В. Х. Кандинский первым полностью описал симптоматологию и провёл феноменологический анализ данного симптомокомплекса, то Клерамбо в своих статьях за период с 1909 по 1930 г.г. ввёл понятие и дал определение термину психический автоматизм, а также сформулировал его основные составляющие – идеаторный, сенсорный, моторный. Двойное название, синдром Кандинского – Клерамбо, появилось благодаря советскому психиатру А. Л. Эпштейну, который в 1927 году, выступая на заседании Ленинградского общества психиатров, обозначил равный вклад двух учёных в изучение проблемы психического автоматизма. П. А. Останков предложил добавить третью фамилию, К. Вернике, однако тройное название не прижилось.
В 1921 году Г. Г. де Клерамбо публикует работу «Les Psychoses Passionelles», в которой описал эротический бред (синонимы: Синдром Клерамбо, бред любовного очарования, эротомания Клерамбо). В данной работе Клерамбо предложил провести различие между параноидным бредом и бредом страсти. Последний отличается тем, что сопровождается возбуждением. Характерно также наличие представления о цели. «У всех больных этой категории (...) с момента возникновения заболевания есть точная цель, которая с самого начала приводит в действие волю. Это составляет отличительную черту данной болезни» – писал Клерамбо.
При эротическом бреде субъектом обычно является одинокая женщина, которая верит, что в неё влюблён человек из высших сфер. Предполагаемый поклонник обычно недоступен, так как он либо уже женат, либо занимает более высокое социальное положение, либо это известный эстрадный артист или общественный деятель. Согласно Клерамбо, охваченная безрассудной страстью женщина считает, что именно «объект» первым влюбился в неё, что он сильнее любит, чем она, или даже что любит только он. Она уверена, что специально избрана этим мужчиной из высших сфер и что не ею были сделаны первые шаги навстречу. Эта вера служит для неё источником удовлетворения и гордости. Она убеждена, что «объект» не может быть счастливым или полноценным человеком без неё. Нередко больная полагает, что «объект» не может открыть свои чувства по разным причинам, что он таится от неё, что ему трудно к ней подступиться, что он наладил непрямое общение с ней и вынужден вести себя парадоксальным и противоречивым образом. Женщина с эротическим бредом может очень сильно досаждать «объекту». Очень часто бред больной остается непоколебимым, и она придумывает объяснения для парадоксального поведения «объекта». Она может быть чрезвычайно упорной и невосприимчивой к реальности. У некоторых больных любовный бред перерастает в бред преследования. Они готовы оскорбить «объект» и публично обвиняют его. Это описано у Клерамбо как несколько фаз: надежда сменяется разочарованием, после негодованием и агрессией.
Закон Клерамбо (закон возраста, массивности и латентности) – это закономерность, согласно которой, чем моложе психически больной, чем массивнее воздействие этиологического фактора и чем короче латентный период, тем чаще возникающий психоз проявляется экзогенным типом реакций (делирий, аменция и др.); чем старше психически больной, чем длительнее латентный период заболевания и чем слабее воздействие этиологического фактора, тем проще по структуре возникающие психические расстройства, в наиболее легких случаях проявляющиеся аффективными и бредовыми нарушениями. То есть, исход психического расстройства тем тяжелее, чем в более раннем возрасте оно началось, и чем массивнее органическое повреждение головного мозга, с которым оно связано.
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК
ВИКТОРИНА
1. Кто первым сформулировал иерархическую теорию потребностей?
2. Какой ученый впервые описал сенильную деменцию, вызывающую потерю памяти, галлюцинации и дезориентацию?
3. Русский психиатр, был одним из исследователей психического автоматизма.
4. Известный русский биолог и психолог, доктор зоологии, профессор, основатель отечественной сравнительной психологии.
5. Ученый, проводивший исследования в разных областях: психологии труда, социальной психологии и психологии личности, авиационной психологии, медицинской психологии.
6. Известный российский врач- психиатр и общественный деятель, возглавлявший психиатрические больницы в Москве и Санкт-Петербурге.
7. Известный французский психиатр, гуманист.
8. Психиатр, который сформировал основные принципы методики определения степени вменяемости больного.
9. Швейцарский психолог и психиатр, наиболее известный как один из первых исследователей шизофрении, внесший значительный вклад в понимание психических болезней, именно ему приписывается и введение самого термина «шизофрения»
10. Какой ученый ввёл понятие и дал определение термину психический автоматизм, а также сформулировал его основные составляющие – идеаторный, сенсорный, моторный.
Ответы к викторине
1. Абрахам Маслоу
2. Алоис Альцгеймер
3. Виктор Кандинский
4. Владимир Вагнер
5.Константин Платонов
6.Петр Кащенко
7. Филипп Пиннель
8.Владимир Сербский
9. Эйген Блейлер
10. Гаэтан Гасьян де Клерамбо
Литература:
- История психиатрии. Ю. В. Каннабих
- О псевдогаллюцинациях. Кандинский В.Х.
- Мотивация и личность. Абрахам Маслоу
- История отечественной психиатрии. В 3 томах. Том 3. Психиатрия в лицах. Юрий Александровский
- Очерки по истории отечественной психиатрии. Дмитрий Федотов