Проблема утомления и переутомления студентов медицинских ВУЗОВ
Проблема утомления и переутомления студентов медицинских ВУЗОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_utomleniya_i_pereutomleniya_studentov_meditsinskih_vuzov.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 612
Т.Н. Стороженко
Преподаватель, специалист по
физической культуре и спорту
А.В. Косых
Преподаватель, провизор технолог
К.А. Чаленко
Преподаватель, врач стоматолог
ФГБУ ВО «Ставропольский государственный
медицинский университет» Ессентукский филиал
Проблема утомления и переутомления студентов медицинских ВУЗОВ
Различные изменения, в экономической, социальной и политической сфере, происходящие в нашей стране, выявили необходимость изменений в сфере образования. Мониторинг состояния здоровья студентов различных образовательных учреждений дает право констатировать факт, что образовательная система, с одной стороны, выступает источником факторов риска, негативно влияющих на здоровье студентов, с другой, при правильно построенной работе - образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для преодоления последствий такого влияния факторов риска. Улучшение отечественного образования, его вхождение в общеевропейское образовательное пространство ориентируют преподавателей обращать внимание на проблемы, влияющие на здоровье студентов во время учебного процесса.
Для выполнения студентами высших образовательных учреждений обязанностей, которые возлагаются на них для достижения определенной меры образованности, предназначается учебная нагрузка, которая как система учебных заданий, приводит к интегративной (эмоционально-волевой, умственной и физической) напряженности, к утомлению. Само по себе утомление представляется естественной реакцией произведенного труда и объективно присуще выполнению любой деятельности. Прямую угрозу здоровью студентов могут представлять выраженные формы переутомления - состояния организма, возникающего при длительном воздействии физических и умственных нагрузок, отсутствии отдыха, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма. Под работоспособностью студента мы понимаем его потенциальную возможность выполнять образовательную деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжительного времени.
Выделяют четыре степени переутомления студентов: начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое. Наступление тяжелого переутомления у студентов в ходе осуществления ими образовательной деятельности недопустимо, так как оно требует лечения. При выявлении признаков начинающегося, легкого, выраженного переутомления у студентов преподавателям следует обращать внимание на появление у них чувства усталости, отмечаемого уже перед началом занятий, отсутствие интереса к выполняемой деятельности, апатию, повышенную раздражительность и неадекватную реакцию на поведение, реплики товарищей и преподавателей. При наступлении переутомления у студентов затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, замедляется выполнение приобретенных в ходе образовательной деятельности приемов и навыков. Наблюдая за физическим и эмоциональным состоянием студентов и их поведением на занятии, преподаватели могут выявить выраженные формы переутомления студентов, которые представляют угрозу их здоровью. Увеличение интенсивности и продолжительности обучения приводит к снижению работоспособности и развитию утомления, что существенно снижает успешность учебной деятельности. Обучающиеся младших курсов высших учебных заведений наиболее уязвимы в отношении возникновения утомления. Это связано с адаптацией к учебной деятельности и изменением образа жизни.
Профилактика утомления имеет огромное значение, так как обучение в медицинском ВУЗе – сложный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей. Среди мероприятий, направленных на уменьшение переутомления студентов во время учебного процесса и на период сессии, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие методы восстановления: организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха; отказ от вредных привычек (употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании); и непременно физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности. Деятельность студентов связана с процессом обучения и заключается в основном в усвоении все возрастающего объема учебного материала, то есть в накоплении знаний, умений и навыков и развитии интеллектуально-эмоциональной сферы личности, важнейшую роль в освоении учебного материала играет центральная нервная система, осуществляющая координацию функциональных сдвигов, развивающихся при обучении. При этом кора головного мозга анализирует сигналы, поступающие из внешней среды, вырабатывает и закрепляет необходимые условные рефлексы, тормозит лишние рефлекторные связи, объединяет единую систему рабочего динамического стереотипа.
Основная физиология труда в области организации учебного процесса является предупреждение развития утомления и переутомления.
Во время умственной работы студентов так же, как и при занятиях физическими нагрузками наблюдается изменение циркуляторного характера, нарушения обменных процессов, но они менее интенсивно выражены и не постоянны. При умственных нагрузках происходит сужение сосудов конечностей и расширение сосудов устроенных органов, происходит снижение уровня сахара в крови, увеличение содержания неорганического фосфора, холестерина, креатина, понижение щелочных резервов. При значительном утомлении студентов путем волевого усилия может продолжать выполнять работу, однако в результате усиления запредельного торможения в ЦНС постепенно развивается резкое утомление, и дальнейшее выполнение работы становится невозможным (что, в частности, выражается в нарастающем числе ошибок, снижении точности движений и т. д.).
Утомление отражает объективные изменения в организме, наступающие в результате выполненной работы. Однако довольно часто снижение умственной работоспособности связано не с ним, а с усталостью, которая является субъективным отражением отношения самого студента к выполняемой работе. Поэтому при неинтересной, монотонной работе очень быстро наступает запредельное торможение, хотя объем уже выполненной работы может быть небольшим, т. е. усталость опережает утомление (вот почему при изменении характера работы в это время студент может показать высокую работоспособность). И наоборот, при занятии любимым делом или при высокой мотивации к его выполнению (награда или моральное удовлетворение получение стипендии, похвала за хорошую учебу) студент может работать достаточно долго без видимых признаков утомления (хотя физиологические критерии его в организме накапливаются, однако эмоциональное напряжение скрадывает их субъективное восприятие). При усталости еще возможно продолжать умственную работу, но в ней все меньше остается творчества и все больше становится ошибок. Дальнейшее продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, а затем неудовлетворения и раздражения.
Утомление само по себе – это естественная реакция на выполненную работу, поэтому оно не является отрицательным признаком состояния студента. Более того, продолжая учиться в условиях начинающегося утомления, преодолевая его волевым усилием, студент постепенно расширяет свои возможности в выполнении учебных задач, т. е. имеет место тренировка работоспособности. Но при этом следует учитывать, что чем более значительным оказывается утомление, тем более благоприятные условия восстановления (отдыха)должны создаваться. То есть речь идет о том, что состояние и динамика работоспособности должны определяться не только величиной выполненной учебного процесса, но и соотношением учеба /отдых. Дело в том, что продолжительная учеба в условиях уже начавшегося утомления представляет собой работу «в долг» за счет резервных возможностей организма. Естественно поэтому, что в периоде восстановления эти резервы следует компенсировать (благодаря же эффекту суперкомпенсации при полноценном отдыхе эти резервы восстанавливаются с некоторым превышением). В таком случае становится понятной вся важность правильной организации вне учебного режима студента умственного труда для поддержания высокого уровня его работоспособности. С другой стороны, нарушение соотношения «учеба /отдых» за счет неполноценности второй компоненты означает, что повторная работа будет начинаться на фоне неполного восстановления работоспособности. При сохранении такого положения в течение определенного времени постепенно развивается состояние переутомления – длительного и стойкого снижения работоспособности, сопровождающегося функциональными нарушениями в ЦНС, которые затем могут спровоцировать и соматические заболевания, патологию нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, изменения в обмене веществ . если при начинающемся переутомлении студент нуждается лишь в регламентации образа жизни, то при глубоких его степенях уже необходимо медицинское вмешательство.
Известно, что ограничителями нагрузок (учебной, профессиональной) в правовом аспекте как средствами социальной защиты (прежде всего, в плане здоровья) служат максимально допустимые нормативы нагрузок. Документом, определяющим общие нормативы учебной нагрузки студентов высших образовательных учреждений, является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Конкретное же соблюдение соответствующих нормативов, распределение их во времени осуществления процессов в образовании (равномерно, неравномерно, с учетом состояния здоровья, работоспособности и т.д.) производят относительно учебной нагрузки такие участники образования как преподаватели. Студенты, осуществляя образовательную деятельность, сами устанавливают организационный регламент ее исполнения: объем и сроки выполнения учебных заданий. С позиций гуманно-ориентированного и системно-синергетического подходов студенты и преподаватели, являясь субъектами, с одной стороны, осуществляющими (студенты) образовательную деятельность, а с другой стороны сопровождающими (преподаватели) образовательную деятельность, должны максимально реализовывать позитивные результаты (достижение уровня образованности студентами не ниже определенного Государственным образовательным стандартом) и сводить к минимуму негативные последствия (наступление переутомления как угрозу здоровью студентов) достижения позитивных результатов.
Учитывая вышеназванные содержательные аспекты предупреждения переутомления студентов, определившись с объемом данного понятия, дадим следующее определение. Предупреждение переутомления студентов — это взаимодействие студентов и преподавателей, осуществляемое в пределах их компетенций, по выявлению причин и условий, способствующих наступлению переутомления, принятию мер к устранению данных причин и условий, по предотвращению (не допущению) переутомления в ходе выполнения студентами образовательной деятельности.
Для успешной адаптации студентов должен быть установлен постоянный порядок, система занятий, каждый вид работ должен проводиться в определенное время, чередование физического и умственного труда.
В физиологической оценке трудового процесса студентов важное значение придается напряжённости умственного труда, количеству выполняемого домашнего задания, степени участия сенсорного аппарата, внимания, долговременной и оперативной памяти, а также условий, в которых протекает учебный процесс.
Список литературы:
1. Бодров В.А. Профессиональное утомление: фундаментальные и прикладные проблемы. - М.: Институт психологии РАН. 2009. 552 с.
2. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. 2008. № 3(51). С. 37-48.
3. Макарова Г.А. Спортивная медицина. М.: Советский спорт. 2002. 480 с.
4. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования. М.: Советский спорт. 2006. 280 с.
5. Сериков, С.Г. Здоровьесберегающее образование: здоровья и образованности учащихся: моногр./ С.Г. Сериков. - Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2002. -226 с.
6. Kopcunu, Р. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - http://www.brgu.ru/ data/otdel/umu/ndovrf. doc.
©Т.Н. Стороженко 2019
©А.В. Косых 2019
©К.А. Чаленко 2019