Эпид проц метод разработка ЗТО
"Эпидемический процесс при инфекционных заболеваниях" для обучающихся по дисциплине стоматология оропедическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Эпидемиологический процесс" методическая разработка - ЗТО | 169.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 5»
Обособленное подразделение № 2
Методическая разработка
учебного занятия
по теме: «Учение об эпидемическом процессе»
(теоретическое занятие)
по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая
по дисциплине ОП.03 Основы микробиологии и инфекционная безопасность
РАССМОТРЕНЫ на заседании ЦМК Протокол № ___ от __________2018г. Председатель ЦМК ОДОБРЕНЫ Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП№2 Протокол № ____________ от « » ______________ 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ОУ ОП №2 _________/Л.С. Спирина/ «___»___________2018 г. |
Автор/составитель:
Корнеева Н.Ф. – преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №2
Рецензенты:
Внутренний
Фетисов А.А. - методист ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №2
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме ОП.03 Учение об эпидемическом процессе в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Основы микробиологии и инфекционная безопасность» по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая.
На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.
Методическая разработка структурирована и содержит:
- Методический блок, где представлена мотивация, оснащения, указанны междисциплинарные связи, список литературы, хронологическая карта занятия.
- Информационный блок включает материалы лекции в виде опорного конспекта; с целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью таблиц.
- Блок контроля знаний включает определение исходного уровня знаний студентов в виде ответов на вопросы и контролирующего материала для закрепления знаний.
- Задания для внеаудиторной самостоятельной работы
Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок. Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.
СОДЕРЖАНИЕ
- Методический блок ………………………………………………………..5
- Цели………………………………………………………………………...5
- Задачи………………………………………………………………………5
- Внутридисциплинарные связи……………………………………………6
- Междисциплинарные связи…………………………………………..…...6
- Технологическая карта……………………………………………….……7
- Оснащение занятия………………………………………………....……...9
- Информационный блок…………………………………………………...10
- Опорный конспект………………………………………………………..10
- Блок контроля……………………………………………………………..16
- Материалы входящего контроля……………………………………......16
- Материалы выходного контроля………………………………………..16
- Эталоны ответов……………………………………………………….…17
- Список литературы…………………………………………………….....18
- Методический блок
Названия учебной дисциплины
ОП.03 Основы микробиологии и инфекционная безопасность
Тема: «Учение об эпидемическом процессе»
Тип занятия теоретического обучения:
- Урок изучения нового учебного материала
Количество часов: 2 часа.
1.1 Цели занятия:
1. Образовательные в соответствии с содержанием учебного материала образовательной программы.
2. Воспитательные: привитие чувства ответственности.
1.2 Задача:
иметь представление:
- об инфекционном процессе
- об источнике инфекции
- о механизме передачи возбудителя инфекции
- о восприимчивости коллектива к инфекции
- об интенсивности эпидемического процесса
- об эколого-эпидемической классификации инфекционных болезней
- о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционных заболеваний;
- проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения
В результате изучения данной темы студент должен:
Уметь осуществлять профилактику распространения инфекций.
Знать основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы иммунопрофилактики инфекционных болезней.
Материал данной методической разработки способствует реализации общих и профессиональных компетенций.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Производить починку съемных пластиночных протезов.
1.3 Внутридисциплинарные связи
- Основы вирусологии
- Основы иммунологии
- Основы инфекционных заболеваний
- Основы эпидемиологии инфекционных заболеваний
- Профилактика заражений инфекционными заболеваниями зубных техников
1.4 Междисциплинарные связи
- Стоматологические заболевания челюстно-лицевой области
1.5 Технологическая карта занятия
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методическое Обоснование | Формируемые ОК |
1.Организационный момент | Проверка внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих | Готовятся к занятию | Воспитание организованности и ответственности студентов | ОК 1 |
2. Определение целей занятия. Мотивация целей. | Сообщает тему, цели и задачи занятия. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок | Слушают, записывают в тетради тему и цели занятия | Мотивация необходимости получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности | ОК 1 ОК 6 |
3. Определения исходного уровня знаний | Демонстрирует вопросы, корректирует, дополняет | Отвечают на вопросы письменно | Получение объективной информации о степени исходного уровня знаний, коррекция ошибок | ОК 6 |
4. Изучение нового материала | Излагает новый материал | Слушают, конспектируют в тетради | Подготовка к осуществлению сестринского процесса | ПК 1.3 |
5. Закрепление нового материала | Демонстрирует таблицы которые необходимо заполнить | Заполняют таблицу | Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок | ОК 1 ОК 6 ПК 1.3 |
6. Рефлексия. Подведение итогов занятия. | Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок | Анализируют свою работу | Оценивание своей деятельности – достигнуты ли цели занятия | ОК 1 ОК 6 |
7. Домашнее задание | Сообщается домашнее задание и задания для Самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания. Раздается материал по выполнению внеаудиторной работе | ОК 1 ОК 6 ПК 1.3 |
1.6 Оснащение занятия
Список литературы:
Основная литература:
Зверев В.В., Бойченко М.Н. «Основы микробиологии и иммунологии» М.; ГЭОТАР-Медиа, 2014г.
Дополнительная литература:
Сбойчаков В.Б., Москалев А.В., Карапац М.М., Клецко Л.И. Основы микробиологии и иммунологии (Для СПО) Издательство КноРус 2017 г.
- Информационный блок.
2.1 Опорный конспект
Эпидемический процесс
Эпидемический процесс ⎯ это процесс распространения инфекционных заболеваний среди населения.
В зависимости от интенсивности распространения инфекционных заболеваний различают:
1) спорадическую инфекционную заболеваемость - регистрируются единичные случаи инфекционного заболевания
2) эпидемическую инфекционную заболеваемость, если превышается спорадическая заболеваемость в несколько раз, от обычного уровня.
3) пандемическую заболеваемость, когда инфекционные заболевания охватывают все континенты.
Эпидемический процесс состоит из трех звеньев, при отсутствии одного из них распространение инфекционных заболеваний не будет.
1 звено эпидемиологического процесса ⎯ источник инфекции
Источник инфекции ⎯ это место пребывания патогенного возбудителя, где он растет и размножается:
Если место пребывания патогенного микроорганизма организм человека, то эти инфекционные заболевания относятся к антропонозам.
К ним относятся: грипп, ОРВИ, шигеллез, инфекционный мононуклеоз, корь, краснуха, ветреная оспа, малярия.
Если место пребывания патогенного микроорганизма организм животного, то инфекционное заболевание относится к зоонозам.
К ним относятся: бешенство, сибирская язва, столбняк, сальмонеллез, туляремия, бруцеллез.
Если место пребывания патогенного микроорганизма внешняя среда, то инфекционное заболевание относится к сапронозам.
К ним относится: иерсинеоз, легионеллез.
Иерсинии растут и размножаются в овощехранилищах в гниющих овощах и фруктах.
Легионеллы размножаются в кондиционерах, вентиляционных канлах. Инфекционное заболевание ⎯ легионеллез.
2 звено эпидемического процесса ⎯ механизм передачи инфекции
Механизм передачи инфекционного заболевания ⎯ это процесс перемещения патогенного микроорганизма из источника инфекции в организм здорового человека. Он соответствует месту пребывания патогенного микроорганизма в организме человека.
1 механизм передачи ⎯ фекально-оральный
У источника инфекции патогенный микроорганизм находится в фекалиях, здоровому человеку он попадает через рот.
Пути передачи патогенных микроорганизмов:
- пищевой
- водный
- контактно-бытовой (характерен для: брюшного тифа, шигеллеза, сальмонеллеза, холеры)
2 механизм передачи патогенного микроорганизма ⎯ аэрогенный
У источника инфекции патогенный микроорганизм находится в дыхательных путях и он попадает здоровому человеку в дыхательные пути.
Пути передачи патогенного микроорганизма:
- воздушно-капельный (таким путем передаются: грипп, ОРВИ, корь, краснуха, ветреная оспа)
- воздушно-пылевой путь (через пыль передается туберкулезная палочка)
3 механизм передачи патогенного микроорганизма ⎯ кровяной
У источника инфекции патогенный микроорганизм находится в крови и попадает в кровь здорового человека.
Пути передачи патогенного микроорганизма:
1. Естественный путь при половом контакте, через микротравмы половых путей; от матери к плоду.
2. Искусственный, парентеральный при проведении медицинских манипуляций если не соблюдаются режимы дезинфекции и стерилизации.
Инфекционные заболевания кровяным механизмом передачи инфекции: ВИЧ, ВГВ, сифилис, ВГС.
4 механизм передачи патогенного микроорганизма ⎯ контактный
У источника инфекции патогенный микроорганизм находится на кожных покровах и здоровому человеку попадает на кожные
покровы. Инфекционные заболевания, передающиеся контактным механизмом передачи: чесотка, стригущий лишай.
3 звено эпидемиологического процесса – восприимчивое население
При нарушении факторов неспецифической защиты организма и специфической восприимчивости организма распространения происходит инфекционное заболевание.
Для предотвращения распространения инфекционных заболеваний необходимо воздействовать на одно из звеньев эпидемиологического процесса.
Мероприятия, направленные на 1 звено эпидемиологического процесса ⎯ источник инфекции.
1. Выявление патогенных возбудителей у человека, животных, в окружающей среде.
2. Изоляция источников инфекции.
Мероприятия, направленные на 2 звено эпидемиологического процесса ⎯ механизм передачи инфекции
1. Дезинфекция ⎯ очаговая текущая и заключительная.
2. Стерилизация ⎯ все, что соприкасается с кожными и слизистыми оболочками человека в ЛПУ должно быть стерильным.
3. Профилактическая дезинфекция.
Мероприятия, направленные на 3 звено эпидемиологического процесса ⎯ восприимчивый организм
1. Повышение неспецифической невосприимчивости организма человека. Здоровый образ жизни ⎯ рациональный режим труда и отдыха, адекватное и сбалансированное питание.
2. Проведение специфической иммунопрофилактики в соответствии национальным календарем профилактических прививок в РФ.
Характеристика восприимчивости населения
3 звено эпид. процесса | |
Факторы, определяющие восприимчивость | |
Виды иммунитета | |
Условия, способствующие выработке иммунитета | |
Показатели невосприимчивости |
Противоэпидемические мероприятия в очаге дифтерии
Они проводится в соответствии с приказами министерства здравоохранения РФ.
В отношении источника инфекции( 1 звена эпидемического процесса):
- Больного и подозрительного на дифтерию незамедлительно госпитализируют в инфекционную больницу или отделение .
- Здесь ему тотчас вводят противодифтерийную антитоксическую сыворотку по методу Безредки, т. е. 0,1 мл через 30 минут – 0,2 мл, через 1-1,5 часа –остальную дозу сыворотки из общего количества не менее 5000 АЕ ,
- При любой задержке госпитализации сыворотка вводится больному на дому.
- Больной изолируется до полного клинического выздоровления и отрицательных результатов 2-3 бактериологических исследований из зева и носа.
- При положительном результате этих исследований больной может быть либо задержан в больнице ,либо выписан с условием продолжения его изоляции в домашних условиях в течении 30 дней. Такая выписка согласуется с эпидемиологом.
- Носители токсигенной палочки допускается в полностью привитой детской коллектив не ранее 60 дней со дня клинического выздоровления при условии постоянного за нами наблюдения до прекращения носительства.
- .Изоляция продолжается до получения отрицательных результатов двукратного бактериологического исследования отделяемого зева и носа.
Мероприятия в отношении контактных лиц:
Контактные общавшиеся с больным или носителем, подлежат:
- Клиническому осмотру
- Однократному бактериологическому обследования отделяемого из зева и носа.
- Наблюдение в течении 7 дней со дня госпитализации больного.
- Дети , посещающие детские учреждения , и взрослые ,работающие в этих учреждениях, на пищевых предприятиях и учреждениях, допускаются в коллектив по получении отрицательного результата анализа , справки врача о состоянии здоровья и проведении в очаге дезинфекции .
- При возникновении очага в детском учреждении группа , в которой выявлен больной или носитель ,подлежит полной изоляции от остальных групп. Более тщательного осмотра детей на ежедневном фильтре.
- Особого внимания требуют больные ангиной.
- У детей и персонала группы берут мазки из зева и носа. По получении отрицательных результатов анализа (а при невозможности их проведения –через 7 дней)разобщение прекращается при условии отсутствия у детей и персонала воспалительных явлений со стороны зева и носа.
- Дети из очага, подлежащие очередной прививке , в этот период прививается.
Мероприятия в отношении механизмов передачи : ( 2 звено эпидемического процесса):
- По выявлении больного или подозрительного на заболевание дифтерией в очаге организуется текущая дезинфекция .
- До решения вопроса о госпитализации больной подлежит изоляции в отдельной комнате.
- Ему выделяют отдельную посуду, которую после каждого использования кипят в растворе соды или мыла ,а при невозможности кипячения замачивают в 1 % растворе хлорамина .
- Грязное белье кипятят в мыльно-содовом растворе или замачивают в 3% растворе хлорамина. То же касается игрушек .
- После госпитализации больного в очаге. Помещение и предметы обстановки обрабатывают 0,5% раствором хлорамина или 0,2% осветленным раствором хлорной извести . Обработке подлежат пол и все предметы, доступные рукам ребенка.
Санитарное просвещение:
- Проводятся беседы с контактными по дифтерии.
- Выпускаются памятки и санбюллютени.
- Блок контроля
3.1 Материалы входного контроля
Контрольные вопросы:
1. Что такое инфекционное заболевание.
2. Назовите периоды инфекционного заболевания.
3. Назовите свойства микроорганизма, позволяющие ему быть участником инфекционного процесса.
4. Назовите свойства макроорганизма, позволяющие ему быть участником инфекционного процесса.
3.2 Материалы выходного контроля
1. Заполните таблицу эпидемиологического процесса.
2. Составьте схему эпидемиологического процесса гриппа, шигеллеза в соответствии с таблицей эпидемиологического процесса.
3.3 Эталоны ответов
- Список литературы:
Основная литература:
Зверев В.В., Бойченко М.Н. «Основы микробиологии и иммунологии» М.; ГЭОТАР-Медиа, 2014 г.
Дополнительная литература:
Сбойчаков В.Б., Москалев А.В., Карапац М.М., Клецко Л.И. Основы микробиологии и иммунологии (Для СПО) Издательство КноРус 2017 г.
Э.Н. Шляхов Практическая эпидемиология ГЭОТАР-Медиа, 2010 г.
Рецензия
на методическую разработку учебного занятия
по теме: «Учение об эпидемическом процессе» (теоретическое занятие)
по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая
по дисциплине ОП.03 Основы микробиологии и инфекционная безопасность.
Методическая разработка учебного занятия ОП.03 «Основы микробиологии и инфекционная безопасность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая.
Методическая разработка содержит чётко изложенные цели и задачи и методы с помощью которых преподаватель будет добиваться высоких результатов в обучении студентов.
Настоящая методическая разработка содержит следующие разделы:
- Методический блок
- Цели
- Задачи
- Внутридисциплинарные связи
- Междисциплинарные связи
- Технологическая карта
- Оснащение занятия
- Информационный блок
- Опорный конспект
- Блок контроля
- Материалы входящего контроля
- Материалы выходного контроля
- Эталоны ответов
В методической разработке реализован основной принцип преемственности учебного материала, и она в достаточной степени обеспечивает эффективность учебного процесса через профессионализм, мотивационную направленность на повышение качества профессионального обучения.
Основой этой методической разработки является личностно-ориентированный подход, последовательность, доступность учебного материала.
Изучение отдельных разделов и тем настоящей методической разработки способствует самостоятельности и активизации познавательной и мыслительной деятельности студента.
Методическая разработка учебной дисциплины составлена методически грамотно и может быть использована в работе.
Рецензент:
Фетисов А.А. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №2