Рабочая программа "Профилактика ВИЧ-инфекции" - специальность стоматология ортопедическая
Рабочая программа "Профилактика ВИЧ-инфекции" - специальность стоматология ортопедическая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vich_zto.doc | 564.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«МедицинскИЙ КОЛЛЕДЖ №5»
ОП №2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. Профилактика ВИЧ-Инфекции
по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая
квалификация выпускника: зубной техник
Москва
2017
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК ОПД Протокол № ___ от «___» _________ 201_ г. Председатель ЦМК Подпись ФИО | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая (Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 N 972). |
ОДОБРЕНА Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №2 Протокол №______ от «___» ___________ 201_ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ОУ ОП№2 ___________/Л.С.Спирина/ «___» ___________ 201_ г. |
Составитель:
Корнеева Н.Ф.- преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»
Рецензент:
Фетисов А.А - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»
2
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. Паспорт рабочей программы дисциплины ОП. 09.
«Профилактика ВИЧ-инфекции»
1.1 Область применения программы.
Рабочая программа дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности
31.02.05 Стоматология ортопедическая
1.2 Место учебной дисциплины.
В структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина Профилактика ВИЧ-инфекции относится к циклу общепрофессиональных дисциплин:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиски и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Оказывать первую (доврачебную) помощь при неотложных состояниях.
ОК 12. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных профессиональных целей.
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1 Изготавливать съемочные пластиночные протезы при частичном отсутствии зубов;
ПК 1.2 Изготавливать съемные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов;
ПК 1.3. Производить починку съемных пластиночных протезов.
ПК 1.4 Изготавливать съемные иммедиат-протезы;
ПК 2.1 Изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы.
ПК 2.2 Изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы;
ПК 2.3 Изготавливать культевые штифтовые вкладки.
ПК 2.4 Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы;
ПК 2.5 Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой;
ПК 3.1 Изготавливать литые бюгельные протезы с кламмерной системой фиксации.
ПК 4.1 Изготавливать основные элементы ортодонтических аппаратов;
ПК 4.2 Изготавливать основные съемные и несъемные ортодонтические аппараты.
4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
В том числе: | |
Лабораторные занятия | |
Практические занятия | 24 |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
В том числе: | |
1. Создание презентаций | 2 |
2. Работа с учебными текстами, конспектом лекции, подготовка ответов | 15 |
3. Составление таблицы и их заполнение | 4 |
4. Графическая работа | 3 |
Итоговая аттестация : экзамен | 6 |
5
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
ОП. 09 «Профилактика ВИЧ-инфекции»
Специальность 31.02.05 «Стоматология Ортопедическая»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень усвоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Содержание учебного материала | ||||||||
Тема 1. | Пандемия ВИЧ-инфекции Эпидемия ВИЧ инфекции в Российской Федерации. Этапы развития эпидемии Современные тенденции развития эпидемии ВИЧ-инфекции в РФ. Динамика заболеваемости ВИЧ-инфекции в РФ Динамика заболеваемости ВИЧ-инфекции в г.Москве Показатели летальности от ВИЧ-инфекции Стратегия ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД). Программа ВОЗ 90-90-90 Особенности распространения ВИЧ-инфекции в Африке, Европе, Азии и Океании. Соотношение живущих ВИЧ/СПИДом и вновь инфицированных мужского и женского населения. | 2 | 1 | |||||
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | ||||||
Практическое занятие. | 2 | 1 | ||||||
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | ||||||
Содержание учебного материала | ||||||||
Тема 2. | Определение звеньев эпидемического процесса | 2 | 1 1 | |||||
Самостоятельная работа. | 1 | |||||||
Практическое занятие. | 2 | 1 1 | ||||||
Самостоятельная работа. | 1 | |||||||
Содержание учебного материала |
Тема 3. | Особенности микроорганизма, позволяющие быть участником инфекционного процесса. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Тема 4. | Морфология вируса иммунодефицита человека. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 5. | Источники ВИЧ-инфекции. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Эпидемический процесс ВИЧ-инфекции в Московском регионе. Динамика заболеваемости. Возрастная структура заболевших, Уязвимые группы. Динамика летальности. Динамика заболеваемости у беременных | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 6. | Особенности вируса иммунодефицита человека, позволяющие быть участником инфекционного процесса. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 7. | Органы иммунной системы человека, | 2 | 1 |
Этапы иммунопатогенеза при ВИЧ-инфекции. | |||
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 8. | Стадии ВИЧ-инфекции по В.В. Покровскому | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Практическая работа . | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 9. | Грибковые инфекции часто встречающиеся: кандидоз , гистоплазмоз , криптококкоз . | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 10. | Грибковые инфекции: кандидоз, гистоплазмоз, криптококкоз. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Подготовить проект на тему « Грибковые поражения полости рта при ВИЧ-инфекции». | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 11. | Скрининговое обследование методом ИФА, выявление вирусоспецифических антител. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Составить схему ПЦР | 1 | 1 1 | |
Практическое занятие . Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции. Порядок освидетельствования на антитела к ВИЧ. Обязательное тестирование на антитела к ВИЧ. Добровольное медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию. ИФА в диагностике ВИЧ-инфекции( скрининговое обследование) . Экспресс-методы в диагностике ВИЧ-инфекции. Иммуноблотинг ( референс обследование )ПЦР в диагностике ВИЧ-инфекции. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Составить графологическую схему ИФА. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 12. | Антиретровирусная терапия схемы ВААРТ, основные группы препаратов. Механизм действия . | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | ||
Практическое занятие. | 2 | 1 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 |
Тема 13. | Основные положения санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10(утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 №1) “Профилактика ВИЧ-инфекции”, по порядку освидетельствования на ВИЧ-инфекцию: | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | |||
Практическое занятие. | 2 | ||
Самостоятельная работа. | 1 | ||
Тема 14. | Санитарно-противоэпидемиологический режим в зуботехнической лаборатории. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | ||
Практическое занятие . | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 | ||
Тема 15. | Типы аварийных ситуаций: | 2 | 1 |
Тема 16. | Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями: республиканские, областные, городские. | 2 | 1 |
Практическое занятие. | 2 | 1 | |
Тема 17. | Статьи федерального закона № 38 Ф3 от 30.03.1995 | 2 | |
Самостоятельная работа. | 1 | ||
Тема 18. | Санитарно-просветительная работа. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. | 2 | 1 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный( узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный( выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.-продуктивный( планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ микробиологии и иммунологии.
Оборудование учебного кабинета:
1. Мебель и стационарное оборудование
- доска классная;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- книжный шкаф;
- шкафы для инструментов и приборов.
2. Учебно-наглядные пособия
- плакаты, слайды, фотографии;
- муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри;
- микропрепараты бактерий, грибов, простейших;
- образцы бланков направлений на микробиологические исследования, регистрации результатов проведенных исследований и др.;
- плакаты и другие средства наглядной агитации, используемые в профилактической деятельности.
3. Аппаратура и приборы.
- микроскопы с иммерсионной системой;
- термостат для культивирования микроорганизмов.
4. Лабораторные инструменты, посуда, реактивы, питательные среды, обеспечивающие проведение практических занятий.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийное оборудование;
- программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Борисов Л.Б.
Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.
2. Воробьев А.А.
Медицинская и санитарная микробиология: Учеб. Пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А.Воробьев, Ю.С.Кривошеин, В.П.Широбоков.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Воробьев А.А., Быков А.С.
Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. –М.: Медицинское информационное агентство, 2003.
4. Воробьев А.А.
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Издательство: МИА, 2008.
5. Сбойчаков В.Б.
Санитарная микробиология. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР- Медиа, 2007.
6. Тец В.В.
Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.; Медицина, 2002.
Дополнительные источники:
1. Алешукина А.В.
Медицинская микробиология: Учебное пособие. – ростов н/Д: Феникс, 2003.
2. Г.Р. Бурместер
Наглядная иммунология. – М.: БИНОМ. Лаборотория знаний, 2007
3. Ворбьев А.А., Быков А.С., Бойченко М.Н.
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мед. информ. Агентство, 2006
4. Кипайкин В.А., Рубашкина Л.А.
Эпидемиология: Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
5. Коротяев А.И., Бабичев С.А.
Медицинская микробиология и вирусология. Издательство: СпецЛит, 2008.
6. Кулешова Л.И., Пустосветова Е.В., Рубашкина Л.А.
Инфекционный контроль в лечебно-профилактических учреждениях. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
7. Лабинская А.С., Блинкова Л.П., Ещина А.С.
Основные источники:
Зверев В.В., Бойченко М.Н. Основы микробиологии и иммунологии: учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.; ГЭОТАР-Медиа, 2014 г.
Методические рекомендации МР 3.1.0087-14 «Профилактика заражения ВИЧ» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 марта 2014 г.)
8 апреля 2014
Дополнительные источники:
- Основы микробиологии и иммунологии (Для СПО) Сбойчаков В.Б., Москалев А.В., Карапац М.М., Клецко Л.И. издательство КноРус 2017г.
- Приказ МЗ СССР от 10.06.1985г. № 770 «О введение в действие отраслевого стандарта » ОСТ 42.21-285
- Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы стерилизации и режимы.
- Приказ МЗ и социального развития РФ от 5.12.2015 г. № 757 «О неотложных мерах в организации обеспечения лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекции»
- Методические рекомендации «Предупреждение заражения, в том числе медицинских работников, вирусом иммунодефицита человека на рабочем месте» утверждены МЗ и социального развития РФ 06.08.2007 № 5961-PX
- И.Ерамова, С.Матич, М.Мюнз «Постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции. Лечение и помощь при ВИЧ/СПИД» 2007г.
- ФЗ №38-ФЗ от 30.03.1995г. «О предупреждении распространения в РФ заболеваний вызываемого ВИЧ(ВИЧ-инфекция)»
- Катаева В.А. «Профилактика ВБИ в стоматологических поликлиниках. Учебное пособие для студентов стоматологических факультетов» Москва 1989 г. 20с
- Шуков В.С., Рюмина И.И. «Безопасность на рабочих местах в ЛПУ»
- Приказ МЗ и медицинской промышленности РФ от 19.12.2003 г. №606 «Об утверждении инструкции по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и образца информированного согласия на проведение химиопрофилактики ВИЧ»
Интернет-ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F% - Портал Микробиология и иммунология
- http:/studentmedic.ru/shpory.php?view=128 – Шпаркалка по микробиологии
- http:/mikrobiki.ru/mikrobiologiya/osnovy-mikrobioligii-i-immunologii/osnovy-mikrobiologii-virusologii-i-immunologii.html – Микробы и человек
- http:/micro.moy.su/publ/vvedenie/vvedenie_v_mikrobiologiju/razvitie_mikrobioligii/1-1-0-1 – История развития микробиологии.
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а так же выполнение обучающими индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Освоенные компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; | Решение ситуационных задач, демонстрация практических действий по забору и упаковке, разных инфекционных материалов и составление сопроводительных документов. |
Уметь проводить простейшие микробиологические исследования. | ОК 4. Осуществлять поиски и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития. | Демонстрация практических действий по приготовлению, окраске и микроскопического исследования препаратов. |
Уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам. | ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к бактериям по рисункам, фотографиям. Муляжам морфологии и культурных свойств. Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к грамм (+)/грамм(-) коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах. |
Уметь осуществлять профилактику распространения различных инфекций. | ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Подготовка агитационных материалов, презентаций на электронном носителе. Составление текста бесед по профилактике ВИЧ-инфекции для разных групп населения. |
Знать роль микроорганизмов в жизни человека и общества | ОК 11. Оказывать первую (доврачебную) помощь при неотложных состояниях. | Составление рефератов по истории и развитию науки микробиологии, о современных достижениях иммунологии. |
Знать основы эпидемиологии и пути заражения ВИЧ-инфекции | ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Подготовка и проведение бесед по профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди населения. |