Образовательные технологии в системе профессионального образования
В настоящее время идёт активный процесс совершенствования рынка образовательных услуг. Он побуждает учебные заведения пересматривать подход к подготовке профессиональных кадров. Огромное внимание уделяется содержанию образования, а также технологиям обучения.
Технология это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать такие методы обучения, которые бы обеспечили наилучшее достижение цели - подготовку квалифицированных специалистов. А разнообразие этих методов и приёмов должно вызывать у обучающихся интерес к учебно-познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательные технологии в СПО | 681 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов» М. Чошанов
Основные аспекты любой педагогической технологии ( по Г.К. Селевко) научный: педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая, и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально-описательный : описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов; процессуально- действенный : осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Составные компоненты образовательной технологии: целевая направленность, научные идеи, системы действий преподавателя и обучающегося, критерии оценки результата, результаты, ограничения в использовании.
Типология образовательных технологий: Третьяков П.И., Шамова Т.И.: Личностно-ориентированные технологии обучения Технологии разноуровневого обучения Технологии модульного обучения Шамова Т.И., Давыденко Т.М.: Технологии «традиционной школы» Технологии «школы развития» Технологии «школы социализации»
Основные технологии «традиционной школы»: объяснительно - иллюстративное обучение; крупно-блочное изучение; перспективно-опережающее обучение; игровое обучение; дифференцированное обучение; модульное обучение.
Основные технологии «школы развития» Учебных дискуссий; Проблемного обучения; Учебной деловой игры; Развития критического мышления; Дальтон-технология; Проектного обучения; Уроки блоки-модули и т.д.
Основные технологии «школы социализации» Коммуникативного обучения; «Диалога культур»; Игровые технологии социализации личности; Технология творческих мастерских; Технология свободного труда и т.д.
Технологии профессионального образования лекционно-семинарская метод проектов технология проблемно-модульного обучения ТРИЗ - технология Кейс-технология КСО - технология Дальтон-технология блочно-модульная технология дистанционного обучения технология контекстного обучения технологии активизации обучения: игровые имитационные технологии и приемы игровые неимитационные технологии и приемы полного усвоения знаний концентрированного обучения интегральная образовательная технология визуализации учебной информации
Лекционно-семинарско-зачетная технология обучения Лекция – форма устного изложения и объяснения какого-либо вопроса или темы (академические, публичные). Семинар – это форма организации занятия, при которой студенты самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов под руководством преподавателя
Частные технологии лекционно-семинарско-зачетной технологии Технология подготовки к лекции, семинару, зачету, дискуссии, консультации, коллоквиуму; Технология организации учебной деятельности; Технология управления учебной деятельностью учащихся; Технология самоанализа результатов обучения и т.п.
Классификация лекций : Вводные лекции Установочные лекции Текущие лекции Обобщающие лекции Обзорные лекции
Типы семинаров: Семинар – развернутое собеседование Семинар – обсуждение докладов и рефератов Семинар – диспут Семинар с преобладанием самостоятельной работы Семинар – деловая игра Комбинированный семинар
Технология контекстного обучения: главная задача - оптимизация преподавания и учения с опорой не на процессы восприятия или памяти, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение на основе интеграции учебной, научной и практической деятельности
Дальтон-технология – лабораторный план сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на 3-х принципах : - свобода, - самостоятельность, - сотрудничество.
Принцип свободы - Право выбора обучающимся дисциплины, темы, партнера, источников знаний, темпа форм, способов работы.
Принцип самостоятельности - выбор студентом уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения, ответственности за этот выбор.
Принцип сотрудничества - выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальный, парный работа в малой группе, Право обращается за помощью к кому угодно: к студентам, родителям, преподавателю. Учащийся не должен бояться скрывать, что чего-то не знает.
Этапы работы по Дальтон-технологии Подготовитильный этап (выбрать тему или цикл занятий, разбить учебный материал на главы и др.). Промежуточный этап ( консультации преподавателя, где формулирует разноуровневые и общие задания для студентов и др.) Заключительная форма реализации (конференция, коллективный урок и др.)
Коллективный способ обучения (КСО) Педагогические технологии
Организационная структура учебного процесса и стадии её развития Вид общения Организационная форма обучения Способ обучения 1. Опосредованное общение через письменную речь (один человек) Индивидуально-обособленная самостоятельная работа с источником Индивидуально - самостоятельный 2. Общение в паре (два человека) Индивидуально -парная (один учит другого) Индивидуальный способ обучения (ИСО) – до XVI-XVII в. включает две формы: парную и индивидуальную 3. Групповое общение (три и более человека) Групповая ( один одновременно учит многих) Групповой способ обучения (ГСО)- XVII-XX вв. включает три формы: групповую, парную и индивидуальную 4. Общение в парах сменного состава Коллективная (каждый учит каждого) Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого Завершённость, или ориентация на высшие конечные результаты 2. Непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу 3. Сотрудничество и взаимопомощь между учениками 4. Разнообразие тем и заданий ПРИНЦИПЫ КСО 5. Разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса 6. Обучение по способностям индивида
Особенности методики КСО в сравнении с ГСО Групповой СО Коллективный СО организационные Чёткость, упорядоченность Отсутствует Говорит один Говорят все Общение учащихся отсутствует Все общаются Молчание Рабочий шум Постоянное рабочее место Смена дидактические Обучает педагог Обучают ученики Весь материал сразу и для всех Разные темпы и материалы Мало самостоятельности Полная самостоятельность Сотрудничество отсутствует Сотрудничество - основа обучения Усвоение и применение разнесены Максимально приближены
Привычная функция преподавателя-рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной и организационной функцией Высвобождение преподавателя от значительной доли фронтальной работы с группой и увеличение времени на индивидуальную помощь
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!