Организация самостоятельной деятельности студентов по дисциплине ПМ 04 : «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Зинчева Юлия Игоревна

В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и, одновременно, более сложной, чем организация самостоятельной работы студентов.

Важность этой проблемы связана с новой ролью самостоятельной работы: она постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса. В результате самообразовательной деятельности студентов происходит процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний. Сейчас роль самостоятельной работы настолько возросла, что её приходится специально планировать, создавать для неё специальные формы и методы, выделять время, помещения и технические ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zincheva_yu.i.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной деятельности студентов по дисциплине ПМ 04 : «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Выполнена работа преподавателями

дисциплины ПМ04 «Младшая медицинская сестра

по уходу за больными»: Зинчевой Ю.И.

 В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и, одновременно, более сложной, чем организация самостоятельной работы студентов.

Важность этой проблемы связана с новой ролью самостоятельной работы: она постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса. В результате самообразовательной деятельности студентов происходит процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний. Сейчас роль самостоятельной работы настолько возросла, что её приходится специально планировать, создавать для неё специальные формы и методы, выделять время, помещения и технические ресурсы.

Можно сформулировать пять объективных педагогических закономерностей организации самостоятельной работы студентов:

1. По мере продвижения студентов от курса к курсу значение и объемы самостоятельной работы растут;

2. Творческая составляющая в самостоятельной работе студентов имеет тенденцию к увеличению на старших курсах;

3. В процессе организации самостоятельной работы студентов возрастает потребность в тьютерской роли педагогов. Тьютер – это педагог, всегда готовый помочь, каждому студенту его группы, преодолеть индивидуальные затруднения при изучении  учебных дисциплин;

4. Компьютерная поддержка организации самостоятельной работы студентов становится абсолютно необходимой - как для оперативной выдачи учебных материалов, так и для  автоматизированного учета  учебных достижений студентов.

5. Возникла необходимость специального повышения педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава в вопросах научной организации самостоятельной работы студентов.

Виды самостоятельной работы по нашей дисциплине, которую мы используем:

  1. Аудиторная самостоятельная работа;
  2. Внеуадиторная самостоятельная работа;

Рассмотрим виды самостоятельной работы студентов подробнее:

Аудиторная самостоятельная работа. 

1. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

2. Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:

  • выполнение практических работ по ориентировочным основам действий (ООД), алгоритмам, инструкциям; работа с нормативными документами, справочной литературой и другими источниками информации, в том числе, электронными;
  • само и взаимопроверка выполненных заданий;
  • решение проблемных и ситуационных задач.

3. Выполнение практических работ осуществляется на лабораторных и практических занятиях в соответствии с графиком учебного процесса. Для обеспечения самостоятельной работы преподавателями разрабатываются методические указания по выполнению практической работы

4. Работа с нормативными документами, справочной литературой, другими источниками информации, в т.ч. электронными может реализовываться на теоретических и практических занятиях. Данные источники информации могут быть представлены на бумажном и/или электронном носителях, в том числе, в сети Internet. Преподаватель формулирует цель работы с данным источником информации, определяет время на проработку документа и форму отчетности. 5. Само и взаимопроверка выполненных заданий чаще используется на теоретическом, практическом занятии и имеет своей целью приобретение таких навыков как наблюдение, анализ ответов сокурсников, сверка собственных результатов с эталонами.

6. Решение проблемных и ситуационных задач используется о на лекционном, практическом и других видах занятий. Проблемная/ситуационная задача должна иметь четкую формулировку, к ней должны быть поставлены вопросы, ответы на которые необходимо найти и обосновать. Критерии оценки правильности решения проблемной/ситуационной задачи должны быть известны всем обучающимся.

Внеаудиторная самостоятельная работа 

1.Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

2. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно- исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц ребусов, кроссвордов, глоссария для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов( портфолио);
  • словарей, справочников; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тестовых заданий и др.;
  • для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение схем; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым и ролевым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка презентаций, творческих проектов; подготовка курсовых и выпускных работ; опытно-экспериментальная работа; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной  деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

3. Для обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине/междисциплинарному курсу преподавателем разрабатывается сборник (перечень) заданий для самостоятельной работы (далее – сборник), который необходим для эффективного управления данным учебной деятельности обучающихся.

4. Преподаватель осуществляет управление самостоятельной работой, регулирует ее объем на одно учебное занятие и осуществляет контроль выполнения всеми обучающимися группы. Для удобства преподаватель может вести ведомость учета выполнения самостоятельной работы, что позволяет отслеживать выполнение минимума заданий, необходимых для допуска к итоговой аттестации по дисциплине/междисциплинарному курсу.

Планирование самостоятельной работы студентов

1. Основой для планирования самостоятельной работы студентов являются: - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ;

-требования к общим и профессиональным компетенциям специалиста;

- учебный план специальности;

- рабочие учебные программы дисциплины или профессионального модуля;

- нормативы времени на проведение самостоятельной работы студентов.

2. Перечень заданий для самостоятельной работы студентов зависит от особенностей изучаемой дисциплины, объема запланированных  часов на самостоятельную работу, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

3.Планирование ПЦК и преподавателем самостоятельной работы студентов должно сопровождаться совершенствованием методики проведения семинарских и практических занятий, учебно-исследовательской работы студентов, производственной практики.

4.Эффективность планирования самостоятельной работы студентов определяется:

• оптимальным сочетанием аудиторной и внеаудиторной работы в рамках календарно-тематического плана;

• методической организацией самостоятельной работы студента;

• осуществлением учета достижений студента в самостоятельной работе по освоению дисциплины;

• разработкой и внедрением в образовательный процесс мер, стимулирующих самостоятельную работу студента.

Контроль (мониторинг) самостоятельной работы студентов

1. Мониторинг самостоятельной работы студентов проводится преподавателями дисциплин для оценки степени усвоения студентами учебных материалов и осуществляется в виде непрерывного текущего контроля в рамках балльно-рейтинговой         системы.

2.Формами текущего контроля самостоятельной работы студентов являются:

• устный опрос;

• контрольная работа;

• проверка домашнего задания;

• проверка перевода иностранных текстов;

• доклад;

• деловая игра;

• защита рефератов;

• тестовый контроль.

3. Оценки за выполнение самостоятельной работы выставляются в классном журнале и учитываются при подведении итогов текущего контроля по каждой рейтинговой точке.

Приложение

Приложение 1 

Методические рекомендации по работе с текстом 

Основные виды систематизированной записи текста

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта 

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Выделите главное, составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от обучающегося целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Приложение 2 

Методические рекомендации по написанию реферата 

Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.

Этапы работы над рефератом 

1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).

3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата

. 6. Написание реферата.

7. Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.

Содержание работы должно отражать 

− знание современного состояния проблемы;

 − обоснование выбранной темы;

− использование известных результатов и фактов;

− полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; − актуальность поставленной проблемы;

− материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.

Структура реферата

 − Титульный лист

 − План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).

− Введение с актуальностью − Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы − Заключение

− Литература

− Приложения

 Защита реферата 

Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.

 На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата). Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела – «Литература»)?».

Приложение 3

Методические рекомендации по подготовке доклада

Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеаудиторных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе

работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.

Подготовка доклада требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:

  • изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает

сам преподаватель;

  • анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада

фактов, мнений разных ученых и научных положений;

  • обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
  • написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Построение доклада включает три части:

  • вступление,
  • основную часть
  • заключение.

Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место

рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых

раскрывается тема, и т.п.

Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада.

В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной

проблемы и т.п.
Приложение 4

Портфолио

Портфолио – это технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности.

Для студента портфолио – организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Используются следующие типы портфолио в медицинском техникуме: портфолио – достижений, портфолио – самооценка и практика – ориентированное.

Портфолио включает набор оценочных листов ПМ.04. Специальность: 34.02.01. «Сестринское дело». Учебная дисциплина: «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», а также заданий самостоятельной работы по разделам рабочей программы: МДК01. Теория и практика сестринского дела.

МДК 02. Безопасная больничная среда.

МДК03 Технология оказания медицинских услуг.

За каждую правильно выполненную и вовремя сданную самостоятельную работу студент получает 3 балла, за не вовремя сданную работу от 0 до 1 балла. Если работа выполнена неправильно или с недочетами, но вовремя сдана, то со студента снимается также баллы от 1 до 3, за невыполненную работу со студента снимается 3 балла. В конце семестра, все баллы суммируются, и выставляется оценка за самостоятельную, вне аудиторную, работу студента.

Оценка: 

160-150 баллов – от 100% до 80% - отлично «5»

149-140 баллов – от 80% до 70% - хорошо «4»

139-130 баллов – от 70% до 60% - удовлетворительно «3» меньше

130 баллов – неудовлетворительно «2»

А также преподаватель обращает внимание на следующее:

1. Существует призовой фонд преподавателя (5-20 баллов). На него может рассчитывать каждый, кто активно работал весь семестр, посещал учебные занятия, но не добрал 5 -10 баллов до желаемого результата.

2. Все возникшие вопросы по портфолио студент может обсудить со своим преподавателем.

Литература:

  1. Электронный ресурс: http://www.georgtech.ru/wp-content/uploads/2012/07/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE-%D0%9F%D0%9C.04.pdf
  2. http://www.medcol3.ru/docs/Poloj-o-samost-rabote-stud.pdf