Программа курса повышения квалификации "Современные требования к содержанию учебного процесса. Развитие деятельностных способностей студентов и формирование профессиональных компетенций на занятиях по латинскому языку"

ПРОГРАММА курса повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования Департамента здравоохранения города Москвы «Современные требования к содержанию учебного процесса.

Развитие деятельностных способностей студентов и формирование профессиональных компетенций на занятиях по латинскому языку».

Содержание, структура и объем материала программы  ориентированы  на повышение квалификации  преподавательского состава учреждений среднего профессионального образования системы Департамента здравоохранения города Москвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tsppkipo.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

курса повышения квалификации преподавателей

образовательных учреждений среднего профессионального образования

Департамента здравоохранения города Москвы

 «Современные требования к содержанию учебного процесса.

Развитие деятельностных способностей студентов и формирование профессиональных компетенций на занятиях по латинскому языку».

Категория слушателей: преподаватели образовательных учреждений среднего профессионального образования Департамента здравоохранения города Москвы

Форма обучения  -  с частичным отрывом от работы.

Продолжительность обучения - 72 часа.

Режим занятий – 2 дня в неделю.

Место проведения –  Центр профессиональной подготовки кадров и последипломного образования Департамента здравоохранения города Москвы (ул. Барболина, 3, корп. 14)

Автор программы – Гордиенко О.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»,

Кирюнова Ю.О., преподаватель латинского языка Государственного бюджетного профессионального образования «Медицинский колледж №2 Департамента здравоохранения города Москвы».

I. Пояснительная записка

Содержание, структура и объем материала программы  ориентированы  на повышение квалификации  преподавательского состава учреждений среднего профессионального образования системы Департамента здравоохранения города Москвы. Программа направлена на совершенствование компетенции указанных специалистов как  в области психолого-педагогических, так и предметных компетенций и выстроена на основе обобщения новейших достижений научного знания в следующих сферах  изучения:

  • направления реформирования образования России;
  • новые виды профессиональной деятельности преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС;
  • инновационные образовательные технологии;  
  • современные информационно-коммуникационные технологии в образовании;
  • управления качеством профессионального образования.

Принципиальным аспектом программы является не только знакомство слушателей с современным нормативно-правовым обеспечением профессиональной педагогической деятельности, но и формирование у них глубоких знаний и системного понимания инновационных процессов, происходящих  в среднем профессиональном образовании,  современных технологий, методик, подходов, обеспечивающих высокое качество образования и основными методологическими и концептуальными основами современной педагогической науки.

В результате освоения программы у слушателей будут сформированы такие компетенции, как

-        готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных задач;

-         способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса в образовательной организации медицинского профиля;

-        готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

-          способность руководить исследовательской работой обучающихся;

-        способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий;

-        готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения.

В ходе подготовки будут использованы активные формы обучения такие как: тренинги, групповая работа, проектная деятельность, "круглые столы", диспуты, семинары (научно-практические) и другие.

Цель и задачи курсов с позиции компетентностного подхода сформулированы в виде требований к результатам обучения.

Слушатель, окончивший курсы должен:

Знать:

-  нормативно-правовые, содержательные и психолого-педагогические основы деятельности педагога в системе среднего профессионального образования;

- основные направления современного этапа реформирования системы образования РФ;

-  современные средства, методы, методики, приёмы и технологии образовательной, воспитательной, научно-методической  деятельности педагога в системе СПО;  критерии и показатели  оценки её эффективности;

- актуальные методологические подходы современного научного знания.

Уметь:

-  использовать достижения  психологической, педагогической и исторической наук в области проектирования  и отбора содержания процессов обучения и воспитания;

– учитывать различные контексты  (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

– учитывать в педагогическом взаимодействии индивидуальные особенности учащихся;

– проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

– создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

–организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

– использовать содержательную специфику преподаваемого предмета в решении задач воспитания и социализации обучающихся.

Владеть:

 –  навыками самостоятельной разработки содержания образования и отбора адекватных методик  преподавания;

-способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения процессов обучения и воспитания;

- методологией и методами  самостоятельного научного исследования в областях соответствующих профилю профессиональной деятельности;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1. Темы и формы занятий

п/п

Темы

Всего

часов

Количество часов

Лекции

Семинары

Состояние и перспективы развития современной системы образования в России

4

2

2

Федеральный государственный образовательный стандарт. Прикладной бакалавриат. 

8

6

2

Виды и формы организации учебной деятельности

8

6

2

Инновационные технологии обучения.

12

6

6

Эффективные формы организации самостоятельной работы обучающихся

8

6

2

Современные диагностические средства контроля над результатами сформированности компетенций обучающихся

8

6

2

Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений обучающихся

4

2

2

Проектирование фондов оценочных средств в компетентностном формате  

4

2

2

Научно-методическая деятельность педагога. Проектирование учено-воспитательного процесса

8

6

2

Управления качеством профессионального образования

8

6

2

Всего

72

48

24

  1. Содержание занятий.

п/п

Тема занятия

Содержание

Состояние и перспективы развития современной системы образования в России

Поиски альтернативных форм обучения, новые педагогические технологии. Интерактивное обучение. Инклюзивное образование. Непрерывное образование.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Прикладной бакалавриат. 

Образовательный стандарт. Структура и содержание образовательного стандарта. Сравнительная характеристика ГОС и ФГОС. Многоуровневое образование. Бакалавриат. Прикладной бакалавриат.

Виды и формы организации учебной деятельности педагога

Сущность и основные виды учебной деятельности. Формы организации учебной деятельности.

Инновационные технологии обучения.

Инновации в обучении русскому языку. Современные технологии обучения русскому языку. Проектирование электронных и цифровых образовательных ресурсов по русскому языку.

Эффективные формы организации самостоятельной работы обучающихся

Типология заданий для самостоятельной работы по русскому языку. Формирование творческого мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по русскому языку.  Проектирование методического сопровождения самостоятельной работы по русскому языку.

Современные диагностические средства контроля над результатами сформированности компетенций обучающихся

Педагогические измерения и диагностика результатов обучения русскому языку: цели, функции, виды и средства. Проверка и контроль над результатами обучения русскому языку: структура, виды, функции, принципы контроля. Экспертные оценки в образовании. Квалитативные и квантативные оценки. Знаковая и словесная системы оценивания. Тестирование. Адаптивное компьютерное тестирование  Международные сравнительные исследования в области чтения и понимания текстов. Современные зарубежные средства оценивания результатов обучения.  Критериальноориентированная система оценивания. Аутентичная оценка и оценка деятельности.

Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений обучающихся

Задачи рейтинговой системы оценивания по русскому языку. Достоинства и недостатки рейтинговой системы. Виды работ, включаемые в рейтинговую систему по русскому языку. Ограничения и правила введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений по русскому языку. Кредитно-модульная система оценивания.

Проектирование фондов оценочных средств в компетентностном формате  

Оценочное средство. Принципы проектирования оценочных средств.  Фонды оценочных средств. Компетентностноориентированные оценочные средства.

Научно-методическая деятельность педагога. Проектирование учено-воспитательного процесса

Концептуальные основы педагогического проектирования. Прогнозирование целей обучения и воспитания средствами русского языка на основе учета потребностей современного образования. Проектирование личностных, метапредметных и предметных результатов по русскому языку. Методика проектирования содержания  учебной программы по русскому языку. Проектирование программ коррекционной работы по русскому языку. Проектирование учебных ситуаций и учебных действий преподавателя и обучающихся на занятиях русского языка. Актуализация познавательного интереса к изучению русского языка.

Управления качеством профессионального образования

Качество образования: подходы к определению, процедура построения комплексной системы оценки качества. Международные исследования качества образования. Общероссийская система оценки качества образования. Управление качеством образования. Мониторинг качества образования.

Список литературы:

  1. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества образования. – М., 2007.
  2. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. - Москва - Ростов- на- Дону, 2004.
  3. Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 2002.
  4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.
  5. Гордиенко О.В., Будаева Т.И. Глоссарий (в помощь педагогическим коллективам экспериментальных площадок МПГУ). - М.2011
  6. Гордиенко О.В., Коновалов А.А., Щербакава Л.А. Современные формы учебно-воспитательного процесса в области русского языка и литературы. - М., 2007.
  7. Гордиенко О.В. Современные средства оценивания результатов обучения (Учебно-методическое пособие). - Ярославль, 2011.
  8. Зарубежный опыт реформ в образовании. Аналитический обзор. Материалы  к заседанию Государственного Совета Российской Федерации, 2001.
  9. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. – М., 2007.
  10. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов- на- Дону, 2002.
  11. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М., 2001.
  12. Мясников В.А., Найденов Н.Н. Международные исследования качества образования // Мир образования – Образование в мире. – 2007, № 1.
  13. Новое в оценке образовательных результатов. Международный аспект / под ред. А.Литтл и Э.Вулф. – М., 2007.
  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.
  15. Норман Б.Ю. Лингвистические задачи. – М., 2006.
  16. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. – М., 2000.
  17. http://festival.1september.ru/
  18. http://old.kspu.ru/ffec/psych
  19. http://www. centeroko.ru  
  20.  http://www.ege.edu.ru
  21.  http://www.fipi.ru
  22. http://www.prpc.ru/expert/pr_02
  23. http://www.rustest.ru
  24. http://www.ug.ru/03.11/t48.htm