Занятие по теме "Психологическое состояние человека и причины самоубийства"
Сценарий занятия был представлен на региональный Фестиваль проблемно-эвристических уроков 2012года и получил диплом III степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno-evristicheskiy_krivorot.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий проблемно-эвристического урока.
Автор: Криворот Любовь Анатольевна.
Образовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат».
Курс: Основы безопасности жизнидеятельности
Раздел: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Класс: 11
Тема: Психологическое состояние человека и причины самоубийства.
Учебно-методическое обеспечение: М.П.Фролов, С.В.Потапов, А.Т.Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 11 класса. М: «Астрель», 2006 год.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: OC Windows XP; проектор; экран;
Время реализации занятия: 45 мин.
Цель урока: Актуализация знаний обучающихся по теме «Психологическое состояние человека и причины самоубийства».
Задачи урока:
-обучающая: изучить понятие психологическое состояние человека, причины самоубийств, сформировать знания о механизмах выхода из деприссивного состояния;
-воспитательная: воспитание активной жизненой позиции и повышение самооценки каждого ученика;
-развивающая: развивать коммуникативные способности, культуру эмоции.
Проблемные вопросы:
- Какие факторы влияют на психологическое состояние человека?
- Причины самоубийств и группы подростков, наиболее склонных к суицидальному поведению?
- Что является альтернативой суицида?
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: постановка проблемы.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- групповая работа;
- индивидуальная работа.
Методы: проблемно-эвристические
- эвристическая беседа;
- мозговой штурм
Карта урока:
Название этапа | Время реализации | Развитие личностных качеств и психологических процессов | |
репродуктивные формы деятельности | продуктивные формы деятельности | ||
Организационный момент | 2 мин | Внимание | |
Вводно-мотивационный | 3 мин | Внимание Память Мышление | Любознательность |
Постановка проблемной задачи №1: Какие факторы влияют на психологическое состояние человека? | 2 мин | Память Внимание | Активность |
Решение познавательной задачи №1 с помощью инструмента «Мозгового штурма». - Работа в группах: обсуждение, подготовка к выступлению. - Коллективное обсуждение в форме эвристической беседы. - Общие выводы. | 7 мин 3 мин 4 мин | Внимание Память Мышление Точность, выразительность речи, Умение работать в группе | Аргументированность Гибкость Глубина рассуждений Умение слушать и слышать |
Постановка проблемной задачи №2: Причины самоубийств и группы подростков, наиболее склонных к суицидальному поведению? | 2 мин | Память Внимание | Активность |
Решение познавательной задачи №2 с помощью инструмента «Мозгового штурма». - Работа в группах: обсуждение, подготовка к выступлению. - Коллективное обсуждение в форме эвристической беседы. - Общие выводы, заполнение схемы. | 7 мин 3 мин 4 мин | Внимание Память Мышление Точность, выразительность речи, Умение работать в группе | Глубина рассуждений Активность Аргументированность Культура эмоций |
Постановка проблемной задачи №3: Что является альтернативой суицида? | 2 мин | Память Внимание | Активность |
Решение познавательной задачи №3 с помощью инструмента «Мозгового штурма». - Работа в группах: обсуждение, создание листовок, подготовка к выступлению. - Творческое представление листовок каждой группой. - Коллективное обсуждение в форме беседы. - Общие выводы. | 14 мин 7 мин 7 мин | Внимание Память Мышление Точность, выразительность речи, Умение работать в группе | Активность Самостоятельность Любознательность Культура эмоций Аргументированность |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | 5мин | Внимание Мышление Память | Рефлексивность |
Домашнее задание | 1 мин. | Внимание |
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учителя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку.
Вводно-мотивационный этап.
На экране фотографии молодых людей в различном психологическом состоянии.
Учитель: Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (обучающиеся отвечают).
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Психологическое состояние человека и причины самоубийства».
Постановка познавательной задачи №1
«Какие факторы влияют на психологическое (эмоциональное) состояние человека?»
Учитель: Каждый человек не зависимо от его возраста, пола, рассы, и других личных признаков может находиться в различных психологических или по-другому их называют эмоциональных состояниях.
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. При помощи фотографий представленных на вашем столе предложьте ряд факторов, вызывающих определенное состояние у человека. (У первой группы люди в положительном, а у второй группы в отрицательном психологическом (эмоциональном) состоянии)
Решение познавательной задачи №1
с помощью инструмента «Мозгового штурма».
1. Работа в группах: обсуждение, подготовка к выступлению.
2. Коллективное обсуждение в форме эвристической беседы.
3. Общие выводы.
Первая группа.
Учитель: перечислите факторы, вызывающие положительные эмоции у человека. (Обучающиеся перечисляют, фиксируют в рабочих листа, а учитель схематизирует на доске).
Вторая группа.
Учитель: перечислите факторы, вызывающие отрицательные эмоции у человека. (Обучающиеся перечисляют, фиксируют в рабочих листа, а учитель схематизирует на доске).
Учитель: Когда у человека только отрицательные эмоции, которые не имеют выхода, человек впадает в депрессивное состояние.
Постановка познавательной задачи №2
«Причины самоубийств и группы подростков, наиболее склонных к суицидальному поведению?»
Учитель: Последнее время всё чаще на экранах телевизора, в интернете, на страницах журналов и газет стали появляться сообщения о частых самоубийствах в нашей стране. Как вы думаете, что толькает молодых резать вены, глотать смертельные дозы таблеток, вешаться и прыгать с высоты?
Первая группа: необходимо предложить ряд причин, которые могут способствовать суицидальному поведению.
Вторая группа: необходимо определить группы подростков, которые наиболее склонны на ваш взгляд к суицидальному поведению.
Решение познавательной задачи №2
с помощью инструмента «Мозгового штурма».
1. Работа в группах: обсуждение, подготовка к выступлению.
2. Коллективное обсуждение в форме эвристической беседы.
3. Общие выводы, заполнение схемы.
Первая группа.
Учитель: Ребята перечислите причины, которые могут способствовать суицидальному поведению. (Обучающиеся перечисляют, фиксируют информацию в схеме на интерактивной доске и в рабочих листах. Обучающиеся второй группы принимают участие в обсуждении, вносят свои предложения по данному вопросу).
Вторая группа.
Учитель: Перечислите группы подростков наиболее склонных к суицидальному поведению и обоснуйте свои предложения. (Обучающиеся перечисляют, фиксируют информацию в таблице на интерактивной доске и в рабочих листах. Обучающиеся первой группы принимают участие в обсуждении, вносят свои предложения по данному вопросу).
Постановка познавательной задачи №3
Что является альтернативой суицида?
Учитель: Познакомтесь со стихотворением Любовь Козырь «Совет»
Не тратьте жизнь на тех, кто вас не ценит,
На тех, кто вас не любит и не ждёт,
На тех, кто без сомнений вам изменит,
Кто вдруг пойдёт на "новый поворот".
Не тратьте слёз на тех, кто их не видит,
На тех, кому вы просто не нужны,
На тех, кто, извинившись, вновь обидит,
Кто видит жизнь с обратной стороны.
Не тратьте сил на тех, кто вам не нужен,
На пыль в глаза и благородный понт,
На тех, кто дикой ревностью простужен,
На тех, кто без ума в себя влюблён.
Не тратьте слов на тех, кто их не слышит,
На мелочь, не достойную обид,
На тех, кто рядом с вами ровно дышит,
Чьё сердце вашей болью не болит.
Не тратьте жизнь, она не бесконечна,
Цените каждый вдох, момент и час,
Ведь в этом мире, пусть не безупречном,
Есть тот, кто молит небо лишь о вас!
И сейчас я предлагаю вам в группах, пользуясь вспомагательным материалом, создать листовки – призыв «Скажи суициду – НЕТ!»
Решение познавательной задачи №3
с помощью инструмента «Мозгового штурма».
1. Работа в группах: обсуждение, создание листовок, подготовка к выступлению.
2. Творческое представление листовок каждой группой.
3. Коллективное обсуждение в форме беседы.
4. Общие выводы.
Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: Наше сегодняшнее занятие заканчивается. Подведем итоги.
(Используется рефлексия в форме синквейна)
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
(положительный показатель урока, если этим словом станет слово «ЖИЗНЬ»).
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Домашнее задание. (Слайд №11)
1. Написать мини-сочинение на темы «Мои увлечения», «Дружбы крепкая…», «Любовь…» (на выбор).
Литература к уроку: