Здоровье сберегающие технологии
В данной работе раскрывается проблема оздоровления детей, которая в настоящее время из чисто медицинской переросла в социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики. Взаимосвязь физического здоровья и интеллектуального развития учащихся известна и многократно подтверждена исследованиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesber_tehnologii.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Цель: приобщение детей к культуре общения и поведения как на уроке, так и вне.
Задача: создание условий, не приносящих вреда здоровью.
Проблема оздоровления детей в настоящее время из чисто медицинской переросла в социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики. Взаимосвязь физического здоровья и интеллектуального развития учащихся известна и многократно подтверждена исследованиями. Дело здесь не только в пропуске занятий из – за болезни, но и в быстрой утомляемости детей со слабым здоровьем. По данным школьного мониторинга состояния здоровья учащихся только 11 % из них абсолютно здоровы.
Данные мониторинга физического здоровья учащихся
МБОУ Школа №59 (2012 – 2013уч. г.)
Заболевание | 1 – 4 кл, % | 5 – 9 кл, % | 10 кл, % | Средн. значение |
1. Сколиоз | 10 | 15 | 11 | 12 |
2. Нарушен. зрения | 25 | 47 | 17 | 24 |
3. Нарушен. слуха | 1 | 2 | 3 | 2 |
4. Патология ЖКТ | 5 | 10 | 17 | 10 |
5. Серд.-сосуд. заболев | 5 | 6 | 8 | 6 |
6. Забол. дыхат. путей | 5 | 6 | 10 | 7 |
7. Забол. нервн. систем. | 8 | 8 | 8 | 8 |
60 – 70% детей приходят в первый класс,уже имея отклонения в состоянии здоровья. Статистика говорит сама за себя.
Поэтому передо мной, как перед любым другим учителем, стоит нелегкая задача: создание условий, направленных на сохранение, укрепление здоровья школьников и привитие им навыков здорового образа жизни, формирование у них осознанного отношения к своему здоровью.
Существует несколько видов здоровья:
- физическое здоровье. Отношение к нему как к ценности передается преимущественно через профессионально – личностную позицию педагога. Значит, я должна личным примером утверждать преимущества здорового образа жизни.
- психологическое здоровье. Как свидетельствует опыт, у трети школьников в связи с перегрузкой, перенапряжением, страхом, тревогой, возникают невротические изменения психики, проявляющиеся в неврозности, потере интереса к учению, что существенно затрудняет усвоение новых знаний (Полякова Н. В.,2005). А. В. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» пишет, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома.
- социальное здоровье. Оно включает в себя здоровье физическое и психологическое. Здоровая личность с точки зрения её социального развития активно действует по отношению к своему здоровью как средству жизнеобеспечения семьи, выбору стратегии самоопределения в социуме, реализации предназначения гражданина государства.
Я считаю, что в настоящее время назрела необходимость активного внедрения в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий. Не случайно П. И. Третьяков при определении целевых приоритетов в педагогической системе на первое место поставил здоровье и здоровый образ жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой – то конкретной технологией. Понятие «здоровьесберегающие технологии» включает в себя совокупность форм, методов и приемов обучения, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.
В своей практике я применяю различные формы, методы и приемы работы, которые позволяют повысить интерес школьников к учебе, не нанося вреда их здоровью:
1) Создание комфортных психологических условий для обучения и воспитания.
Готовясь к уроку, стараюсь воспроизвести в памяти образы детей, с которыми предстоит работать. Затем планирую весь ход предстоящей работы этих детей со всеми их особенностями. Каждый урок начинаю с улыбки. К каждому ученику отношусь с уважением, неважно, отстающий он или отличник. Такому же отношению друг к другу учу и детей. Таким образом ,достигается социально – психологический комфорт личности каждого ученика на уроке.
2) Формирование мотивов учебной деятельности.
Мотивация может быть внешняя и внутренняя. В случае внешней мотивации человек приступает к работе под воздействием стимулов ради получения награды, поощрения Внутренняя мотивация связана с самим процессом получения знаний. Внутренними мотивами учебной деятельности могут быть приятные эмоции, связанные с удовлетворением от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважением от полученного результата. Работая над формированием внутренней мотивации, я учитываю возрастные психологические особенности школьников. Например, у учащихся 4 классов проявляется стремление быть признанными, уважаемыми товарищами. В этом возрасте формируется умение непосредственного общения с окружающими. На этом этапе я стараюсь научить ребят речевому взаимодействию, создать условия для совместного осуществления какой – либо деятельности. Для этого хорошо подходят групповые формы работы (ролевые и развивающие игры, проектная деятельность)
Значительное место в моей деятельности занимают диагностические работы:
- входная диагностика, ставящая целью изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению (уровень обучаемости)
- промежуточная диагностика, где происходит анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении, с одной стороны, с предыдущим годом, с другой – с результатами входной диагностики
- итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей стадии, анализ стабильности положительных результатов с предыдущим учебным годом
Рекомендую проводить как можно больше графических диктантов, штриховок. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцах». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».
Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.
3)Технология КСО (коллективных способов обучения).
В каждом классе постепенно выделяются конкретные типы отношения детей
к учению, на которые прежде всего следует ориентироваться учителю.
Наиболее распространён первый тип – хорошие исполнители ( «слушалки и
отвечалки» ). Они старательны, но безынициативны. Ведущий мотив их
деятельности – опосредованный интерес: обрадовать родителей, завоевать
авторитет в классе, заслужить похвалу учителя. Второй тип – дети с
интеллектуальной инициативой: они имеют собственное мнение, избегают
подсказок, стараются работать самостоятельно, любят сложные задания.
Третий тип – дети, у которых проявляется особое отношение к напряженной
учебной деятельности. Они активны, хорошо соображают, но думают
медленно, а потому пребывают всё время в напряжении. Требуют
индивидуального подхода. Четвёртый тип – дети с заниженными
интеллектуальными способностями. Они не могут самостоятельно выполнять
учебные задания, находятся в подавленном состоянии или, наоборот,
демонстрируют бесшабашность. Главное для них, чтобы учитель их не
заметил. Причины здесь разные: незрелость ребёнка, слабая дошкольная
подготовка. Наконец, в каждом классе есть небольшая группа детей, которых
объединяет отрицательное отношение к учению. Дети не могут освоить
школьную программу по причине интеллектуальной отсталости, глубокой запущенности.
Из этого следует, что, работая с различными группами детей, нужно ставить
разные цели. Наиболее значимой для эффективной учебной деятельности
является мотивация, обусловленная интеллектуальной инициативой и
познавательными интересами.
Таким образом, рационально использовать КСО.
Данный вид технологии относится к группе личностно – ориентированных технологий. Суть этой технологии заключается в организации работы учащихся в парах или группах сменного состава. При этом совершенствуются навыки логического мышления и понимания, развиваются навыки мыследеятельности, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, что способствует формированию компетентности социального взаимодействия, саморазвития, интеграции
Методистами доказано, что при таком подходе уровень усвоения знаний самый высокий и составляет 90%. (Абрамова И. В., 2003). Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
4) Использование метода проектирования
Проект – это самостоятельная творческая работа учащегося. Учитель выступает в роли консультанта. Работа над проектом предполагает использование учащимися разносторонних знаний с опорой на свой личный опыт. Я учу ребят тому, как правильно собрать и обработать информацию, оценить результаты своей деятельности.
5) Технология учебной – игровой деятельности.
Я уделяю большое внимание организации и подготовке игровой деятельности. Обобщающие уроки по разделам часто провожу в форме викторины, ролевой или дидактической игры, конкурса, КВН. Наиболее интересны, увлекательны и познавательны, на мой взгляд, ролевые и дидактические игры. В процессе учебной игры активны и ученики, и сам учитель. Приобретенные в ходе игровой деятельности знания и умения дают гораздо больший эффект, чем поучение или назидание.
6) Проведение физминуток и уроков здоровья, выполнение санитарно-гигиенических норм.
Не секрет, что учебная деятельность на уроке требует от ребят сосредоточенности, умения концентрировать внимание, поддержания высокого уровня работоспособности. Поэтому на уроке, я провожу небольшие двигательные паузы, которые позволяют снизить утомляемость от интеллектуальной нагрузки, нормализовать эмоционально – волевую сферу. Кроме этого, я слежу на протяжении всего урока за правильностью осанки учеников и освещением рабочей поверхности, температурным режимом.
Для профилактики близорукости я использую тренажер Базарного:
Глазами проследить рисунок, показанный стрелками в указанной последовательности.
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимания своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путём регулярных тренировок улучшить его. Выполнение коррегируюшей гимнастики для глаз поможет, как повышению остроты зрения, тем и снятию зрительного томления и достижению состояния зрительного комфорта (можно предложить детям «Моргание» - полезно при всех видах нарушения зрения, моргайте на каждый вдох и выдох; «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30см., смотреть на палец в течение 4-5сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6сек., смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторять 4-6 раз; «Стрельба глазами»; «Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.
Провожу уроки здоровья по темам:
«Почему нужно соблюдать режим дня», «Правила личной гигиены», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Профилактика нарушений зрения», улучшаем осанку», «Здоровые зубы – здоровый организм», «Вредные привычки и их последствия», Правила здорового питания», «Скажи спорту – да» и др.
В заключение хотелось бы отметить, что любой учитель может и должен использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии. Применение их поможет избежать таких нежелательных состояний у школьников, как перегрузка, переутомление и, собственно, отставание. Но самое главное, педагог должен быть примером для своих учеников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни – это норма жизни самого педагога, ученики будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Мою систему работы оригинальной, наверное, назвать нельзя, но, как показывает опыт, она эффективна и результативна.
Особенностью моего подхода является приобщение детей к культуре общения и поведения вовне урока (большинство моих учащихся проживает рядом со школой, со мной, таким образом, мы общаемся «25 часов» в сутки). Существует мнение, что учитель должен жить подальше от школы, чтобы иметь свободу действий, возможность отдохнуть. Я позволю себе не согласиться с этим. И как бы пафосном это не звучало, но педагог должен быть примером во всем. Ребенок должен иметь возможность обратиться за советом, помощью к своему учителю. Возможно, это спасет его.
Библиографический список
- Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методическое пособие.- Самара, СИПКРО, 2003 .
- Бородкина Г. В., Бограш Г. И. и др. Медико – психологическое обеспечение учебного процесса.- М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2007.
- Каминский В. Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе // Научно – практический журнал «Завуч». 2005. №3. С.4 – 14.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии.- М.: «ВАКО», 2004.
- Полякова Н. В. Перспективные школьные технологии.// «Завуч». 2005. №5.С.38 – 56.
- Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико – ориентированная монография.- М.: Новая школа, 2001.
- Чупуха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.- Ставрополь, 2001.
- Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1993
Данные мониторинга физического здоровья учащихся МОУ Школа №59 (2010 – 2011уч. г.)
Заболевание | 1 – 4 кл, % | 5 – 9 кл, % | 11 кл, % | Средн. значение |
1. Сколиоз | 10 | 15 | 11 | 12 |
2. Нарушен. зрения | 25 | 47 | 17 | 24 |
3. Нарушен. слуха | 1 | 2 | 3 | 2 |
4. Патология ЖКТ | 5 | 10 | 17 | 10 |
5. Серд.-сосуд. заболев | 5 | 6 | 8 | 6 |
6. Забол. дыхат. путей | 5 | 6 | 10 | 7 |
7. Забол. нервн. систем. | 8 | 8 | 8 | 8 |
Хамидуллова Алсу Юнесовна
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
г. о.Самара, МОУ Школа №59
Проблема оздоровления детей в настоящее время из чисто медицинской переросла в социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики. Взаимосвязь физического здоровья и интеллектуального развития учащихся известна и многократно подтверждена исследованиями. Дело здесь не только в пропуске занятий из – за болезни, но и в быстрой утомляемости детей со слабым здоровьем. По данным школьного мониторинга состояния здоровья учащихся только 11 % из них абсолютно здоровы.
Данные мониторинга физического здоровья учащихся МОУ Школа №59 (2010 – 2011уч. г.)
Заболевание | 1 – 4 кл, % | 5 – 9 кл, % | 11 кл, % | Средн. значение |
1. Сколиоз | 10 | 15 | 11 | 12 |
2. Нарушен. зрения | 25 | 47 | 17 | 24 |
3. Нарушен. слуха | 1 | 2 | 3 | 2 |
4. Патология ЖКТ | 5 | 10 | 17 | 10 |
5. Серд.-сосуд. заболев | 5 | 6 | 8 | 6 |
6. Забол. дыхат. путей | 5 | 6 | 10 | 7 |
7. Забол. нервн. систем. | 8 | 8 | 8 | 8 |
60 – 70% детей приходят в первый класс уже имея отклонения в состоянии здоровья. Статистика говорит сама за себя.
Поэтому передо мной, как перед любым другим учителем, стоит задача: создание условий, направленных на сохранение, укрепление здоровья школьников и привитие им навыков здорового образа жизни, формирование у них осознанного отношения к своему здоровью.
Существует несколько видов здоровья:
- физическое здоровье. Отношение к нему как к ценности передается преимущественно через профессионально – личностную позицию педагога. Значит, я должна личным примером утверждать преимущества здорового образа жизни.
- психологическое здоровье. Как свидетельствует опыт, у трети школьников в связи с перегрузкой, перенапряжением, страхом, тревогой, возникают невротические изменения психики, проявляющиеся в неврозности, потере интереса к учению, что существенно затрудняет усвоение новых знаний (Полякова Н. В.,2005). А. В. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» пишет, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома.
- социальное здоровье. Оно включает в себя здоровье физическое и психологическое. Здоровая личность с точки зрения её социального развития активно действует по отношению к своему здоровью как средству жизнеобеспечения семьи, выбору стратегии самоопределения в социуме, реализации предназначения гражданина государства.
В своей практике я применяю различные формы, методы и приемы работы, которые позволяют повысить интерес школьников к учебе, не нанося вреда их здоровью:
1) Создание комфортных психологических условий для обучения и воспитания.
Готовясь к уроку, стараюсь воспроизвести в памяти образы детей, с которыми предстоит работать. Затем планирую весь ход предстоящей работы этих детей со всеми их особенностями. Каждый урок начинаю с улыбки. К каждому ученику отношусь с уважением, неважно, отстающий он или отличник. Такому же отношению друг к другу учу и детей. Таким образом, достигается социально – психологический комфорт личности каждого ученика на уроке.
2) Формирование мотивов учебной деятельности.
Работая над формированием внутренней мотивации, я учитываю возрастные психологические особенности школьников. Например, у учащихся 4 классов проявляется стремление быть признанными, уважаемыми товарищами. В этом возрасте формируется умение непосредственного общения с окружающими. На этом этапе я стараюсь научить ребят речевому взаимодействию, создать условия для совместного осуществления какой – либо деятельности. Для этого хорошо подходят групповые формы работы (ролевые и развивающие игры, проектная деятельность)
Рекомендую проводить как можно больше графических диктантов, штриховок. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцах». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».
Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.
3)Технология КСО (коллективных способов обучения).
Она относится к группе личностно – ориентированных технологий. Суть этой технологии заключается в организации работы учащихся в парах сменного состава (статическая пара объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями: «учитель» - «ученик»). Методистами доказано, что при таком подходе уровень усвоения знаний самый высокий и составляет 90%. (Абрамова И. В., 2003). Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
4) Использование метода проектирования
Проект – это самостоятельная творческая работа учащегося. Учитель выступает в роли консультанта. Работа над проектом предполагает использование учащимися разносторонних знаний с опорой на свой личный опыт. Я учу ребят тому, как правильно собрать и обработать информацию, оценить результаты своей деятельности.
5) Технология учебно – игровой деятельности.
Я уделяю большое внимание организации и подготовке игровой деятельности. Приобретенные в ходе игровой деятельности знания и умения дают гораздо больший эффект, чем поучение или назидание.
6) Проведение физминуток и уроков здоровья, выполнение санитарно-гигиенических норм.
Не секрет, что учебная деятельность на уроке требует от ребят сосредоточенности, умения концентрировать внимание, поддержания высокого уровня работоспособности. Поэтому на уроке, я провожу небольшие двигательные паузы, которые позволяют снизить утомляемость от интеллектуальной нагрузки, нормализовать эмоционально – волевую сферу. Кроме этого, я слежу на протяжении всего урока за правильностью осанки учеников и освещением рабочей поверхности, температурным режимом.
Для профилактики близорукости я использую тренажер Базарного:
Выполнение коррегируюшей гимнастики для глаз поможет, как повышению остроты зрения, тем и снятию зрительного томления и достижению состояния зрительного комфорта (можно предложить детям «Моргание» - полезно при всех видах нарушения зрения, моргайте на каждый вдох и выдох; «Вижу палец!», «Стрельба глазами», «Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.
Провожу уроки здоровья по темам:
«Почему нужно соблюдать режим дня», «Правила личной гигиены», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Профилактика нарушений зрения», улучшаем осанку», «Здоровые зубы – здоровый организм», «Вредные привычки и их последствия», Правила здорового питания», «Скажи спорту – да» и др.
В заключение хотелось бы отметить, что любой учитель может и должен использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии. Применение их поможет избежать таких нежелательных состояний у школьников, как перегрузка, переутомление и, собственно, отставание. Но самое главное, педагог должен быть примером для своих учеников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни – это норма жизни самого педагога, ученики будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Библиографический список
- Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методическое пособие.- Самара, СИПКРО, 2003 .
- Бородкина Г. В., Бограш Г. И. и др. Медико – психологическое обеспечение учебного процесса.- М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2007.
- Каминский В. Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе // Научно – практический журнал «Завуч». 2005. №3. С.4 – 14.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии.- М.: «ВАКО», 2004.
- Полякова Н. В. Перспективные школьные технологии.// «Завуч». 2005. №5.С.38 – 56.
- Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико – ориентированная монография.- М.: Новая школа, 2001.
- Чупуха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.- Ставрополь, 2001.
- Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1993