Здоровье сберегающие технологии

Хамидуллова Алсу Юнесовна

В данной работе раскрывается проблема оздоровления детей, которая в настоящее время из чисто медицинской переросла в социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики. Взаимосвязь физического здоровья и интеллектуального развития учащихся известна и многократно подтверждена исследованиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesber_tehnologii.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель: приобщение детей к культуре общения и поведения как на уроке, так и вне.

Задача: создание условий, не приносящих вреда здоровью.

        Проблема оздоровления детей в настоящее время из чисто медицинской переросла в социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики. Взаимосвязь физического здоровья и интеллектуального развития учащихся известна и многократно подтверждена исследованиями. Дело здесь не только в пропуске занятий из – за болезни, но и в быстрой утомляемости детей со слабым здоровьем. По данным школьного мониторинга состояния здоровья учащихся только   11   %  из них абсолютно здоровы.

Данные мониторинга физического здоровья учащихся  

МБОУ Школа №59 (2012 – 2013уч. г.)

Заболевание

1 – 4 кл, %

5 – 9 кл, %

10 кл, %

Средн. значение

1. Сколиоз

10

15

11

12

2. Нарушен. зрения

25

47

17

24

3. Нарушен. слуха

1

2

3

2

4. Патология ЖКТ

5

10

17

10

5. Серд.-сосуд. заболев

5

6

8

6

6. Забол. дыхат. путей

5

6

10

7

7. Забол. нервн. систем.

8

8

8

8

60 – 70% детей приходят в первый класс,уже имея отклонения в состоянии здоровья. Статистика говорит сама за себя.

        Поэтому передо мной, как перед любым другим учителем, стоит нелегкая задача: создание условий, направленных на сохранение, укрепление здоровья школьников и привитие им навыков здорового образа жизни, формирование у них осознанного отношения к своему здоровью.

   Существует несколько видов здоровья:

  1. физическое здоровье. Отношение к нему как к ценности передается преимущественно через профессионально – личностную позицию педагога. Значит, я должна личным примером утверждать преимущества здорового образа жизни.
  2. психологическое здоровье. Как свидетельствует опыт, у трети школьников в связи с перегрузкой, перенапряжением, страхом, тревогой, возникают невротические изменения психики, проявляющиеся в неврозности, потере интереса к учению, что существенно затрудняет усвоение новых знаний (Полякова Н. В.,2005). А. В. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» пишет, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома.                                                                            
  3. социальное здоровье. Оно включает в себя здоровье физическое и психологическое. Здоровая личность с точки зрения её социального развития активно действует по отношению к своему здоровью как средству жизнеобеспечения семьи, выбору стратегии самоопределения в социуме, реализации предназначения гражданина государства.

      Я считаю, что в настоящее время назрела необходимость активного внедрения в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий. Не случайно П. И. Третьяков при определении целевых приоритетов в педагогической системе на первое место поставил здоровье и здоровый образ жизни.

     Цель  здоровьесберегающих  технологий  обучения – обеспечить   школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

      Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой – то конкретной технологией. Понятие «здоровьесберегающие технологии» включает в себя совокупность форм, методов и приемов обучения, направленных на  сохранение и укрепление здоровья школьников.

     В своей практике я применяю различные формы, методы и приемы работы, которые позволяют повысить интерес школьников к учебе, не нанося вреда их здоровью:

1) Создание комфортных психологических условий для обучения и воспитания.

       Готовясь к уроку,  стараюсь воспроизвести в памяти образы детей, с которыми предстоит работать. Затем планирую весь ход предстоящей работы этих детей со всеми их особенностями. Каждый урок начинаю с улыбки. К каждому ученику отношусь с уважением, неважно, отстающий он или отличник. Такому же отношению друг к другу учу и детей. Таким образом ,достигается социально – психологический комфорт личности каждого ученика на уроке.

2) Формирование мотивов учебной деятельности.

       Мотивация может быть внешняя и внутренняя. В случае внешней мотивации  человек  приступает  к  работе  под  воздействием  стимулов ради получения награды, поощрения Внутренняя мотивация связана с самим процессом получения знаний. Внутренними мотивами учебной деятельности могут быть приятные эмоции, связанные с удовлетворением от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважением от полученного результата. Работая над формированием внутренней мотивации, я учитываю возрастные психологические особенности школьников. Например, у учащихся 4 классов проявляется стремление быть признанными, уважаемыми товарищами. В этом возрасте формируется умение непосредственного общения с окружающими. На этом этапе я стараюсь научить  ребят  речевому взаимодействию, создать условия  для совместного осуществления какой – либо деятельности. Для этого хорошо подходят групповые формы работы  (ролевые и развивающие игры, проектная деятельность)

Значительное место в моей деятельности занимают диагностические работы:

  • входная диагностика, ставящая целью изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению (уровень обучаемости)
  • промежуточная    диагностика,    где    происходит    анализ   динамики эффективности образовательного процесса в сравнении, с одной стороны, с предыдущим годом, с другой – с результатами входной   диагностики
  • итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей стадии, анализ стабильности положительных результатов с предыдущим учебным годом

Рекомендую проводить как можно больше графических диктантов, штриховок. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцах». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».

        Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.

3)Технология КСО (коллективных способов обучения).

В каждом классе постепенно выделяются конкретные типы отношения детей

 к учению, на которые прежде всего следует ориентироваться учителю.

 Наиболее распространён первый тип – хорошие исполнители ( «слушалки и

отвечалки» ). Они старательны, но безынициативны. Ведущий мотив их

деятельности – опосредованный интерес: обрадовать родителей, завоевать

 авторитет в классе, заслужить похвалу учителя. Второй тип – дети с

интеллектуальной инициативой: они имеют собственное мнение, избегают

подсказок, стараются работать самостоятельно, любят сложные задания.

Третий тип – дети, у которых проявляется особое отношение к напряженной

 учебной деятельности. Они активны, хорошо соображают, но думают

 медленно, а потому пребывают всё время в напряжении. Требуют

индивидуального подхода. Четвёртый тип – дети с заниженными

интеллектуальными способностями. Они не могут самостоятельно выполнять

 учебные задания, находятся в подавленном состоянии или, наоборот,

демонстрируют бесшабашность. Главное для них, чтобы учитель их не

заметил. Причины здесь разные: незрелость ребёнка, слабая дошкольная

подготовка. Наконец, в каждом классе есть небольшая группа детей, которых

объединяет отрицательное отношение к учению. Дети не могут освоить

школьную программу по причине интеллектуальной отсталости, глубокой запущенности.

Из этого следует, что, работая с различными группами детей, нужно ставить

разные цели. Наиболее значимой для эффективной учебной деятельности

является мотивация, обусловленная интеллектуальной инициативой и

познавательными интересами.

Таким образом, рационально использовать КСО.

Данный вид технологии  относится к  группе   личностно – ориентированных   технологий.   Суть  этой   технологии заключается в организации работы учащихся в парах или группах сменного состава. При этом совершенствуются навыки логического мышления и понимания, развиваются навыки мыследеятельности, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, что способствует формированию компетентности социального взаимодействия, саморазвития, интеграции

Методистами доказано, что при таком подходе уровень усвоения знаний самый высокий и составляет 90%. (Абрамова И. В., 2003). Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

      4) Использование метода проектирования

       Проект – это самостоятельная творческая работа учащегося. Учитель выступает в роли консультанта. Работа над проектом предполагает использование учащимися разносторонних знаний с опорой на свой личный опыт. Я учу ребят тому,  как правильно  собрать  и  обработать  информацию, оценить результаты своей деятельности.  

        5)  Технология учебной – игровой деятельности.

       Я уделяю большое внимание организации и подготовке игровой деятельности. Обобщающие уроки по разделам часто провожу в форме викторины, ролевой или дидактической игры, конкурса, КВН. Наиболее интересны, увлекательны и познавательны, на мой взгляд, ролевые и дидактические игры. В процессе учебной игры активны и ученики, и сам учитель.  Приобретенные   в  ходе  игровой  деятельности   знания  и   умения дают гораздо больший эффект, чем поучение или назидание.

       6) Проведение физминуток и  уроков здоровья, выполнение санитарно-гигиенических норм.

       Не секрет, что учебная деятельность на уроке требует от ребят сосредоточенности, умения концентрировать внимание, поддержания высокого уровня работоспособности. Поэтому на уроке, я провожу небольшие двигательные паузы, которые позволяют снизить утомляемость от интеллектуальной нагрузки, нормализовать эмоционально – волевую сферу. Кроме этого, я слежу   на протяжении всего урока за правильностью осанки учеников и освещением рабочей поверхности, температурным режимом.

Для профилактики близорукости я использую тренажер Базарного:

Глазами проследить рисунок, показанный стрелками в указанной последовательности.

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимания своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путём регулярных тренировок улучшить его. Выполнение коррегируюшей гимнастики для глаз поможет, как повышению остроты зрения, тем и снятию зрительного томления и достижению состояния зрительного комфорта (можно предложить детям «Моргание» - полезно при всех видах нарушения зрения, моргайте на каждый вдох и выдох; «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30см., смотреть на палец в течение 4-5сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6сек., смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторять 4-6 раз; «Стрельба глазами»; «Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.

    Провожу уроки здоровья по темам:

 «Почему нужно соблюдать режим дня», «Правила личной гигиены», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Профилактика нарушений зрения», улучшаем осанку», «Здоровые зубы – здоровый организм», «Вредные привычки и их последствия», Правила здорового питания», «Скажи спорту – да» и др.

   В заключение хотелось бы отметить, что любой учитель может и должен использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии. Применение их поможет избежать таких нежелательных состояний у школьников, как перегрузка, переутомление и, собственно, отставание. Но самое главное, педагог должен быть примером для своих учеников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни – это норма жизни самого педагога, ученики будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

   Мою систему работы оригинальной, наверное, назвать нельзя, но, как показывает опыт, она эффективна и результативна.

Особенностью моего  подхода является приобщение детей к культуре общения и поведения вовне урока (большинство моих учащихся проживает рядом со школой,  со мной, таким образом, мы общаемся «25 часов» в сутки). Существует мнение, что учитель должен жить подальше от школы, чтобы иметь свободу действий, возможность отдохнуть. Я позволю себе не согласиться с этим. И как бы пафосном это не звучало, но педагог должен быть примером во всем. Ребенок должен иметь возможность обратиться за советом, помощью к своему учителю. Возможно, это  спасет его.

Библиографический список

  1. Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методическое пособие.- Самара, СИПКРО, 2003 .
  2. Бородкина Г. В., Бограш Г. И. и др. Медико – психологическое обеспечение учебного процесса.- М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2007.
  3. Каминский В. Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе // Научно – практический журнал «Завуч». 2005. №3. С.4 – 14.
  4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии.- М.: «ВАКО», 2004.
  5. Полякова Н. В. Перспективные школьные технологии.// «Завуч». 2005. №5.С.38 – 56.
  6. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико – ориентированная монография.- М.: Новая школа, 2001.
  7. Чупуха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.- Ставрополь, 2001.
  8. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1993

Данные мониторинга физического здоровья учащихся  МОУ Школа №59 (2010 – 2011уч. г.)

Заболевание

1 – 4 кл, %

5 – 9 кл, %

11 кл, %

Средн. значение

1. Сколиоз

10

15

11

12

2. Нарушен. зрения

25

47

17

24

3. Нарушен. слуха

1

2

3

2

4. Патология ЖКТ

5

10

17

10

5. Серд.-сосуд. заболев

5

6

8

6

6. Забол. дыхат. путей

5

6

10

7

7. Забол. нервн. систем.

8

8

8

8

Хамидуллова Алсу Юнесовна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

г. о.Самара, МОУ Школа №59

        Проблема оздоровления детей в настоящее время из чисто медицинской переросла в социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики. Взаимосвязь физического здоровья и интеллектуального развития учащихся известна и многократно подтверждена исследованиями. Дело здесь не только в пропуске занятий из – за болезни, но и в быстрой утомляемости детей со слабым здоровьем. По данным школьного мониторинга состояния здоровья учащихся только   11   %  из них абсолютно здоровы.

Данные мониторинга физического здоровья учащихся  МОУ Школа №59 (2010 – 2011уч. г.)

Заболевание

1 – 4 кл, %

5 – 9 кл, %

11 кл, %

Средн. значение

1. Сколиоз

10

15

11

12

2. Нарушен. зрения

25

47

17

24

3. Нарушен. слуха

1

2

3

2

4. Патология ЖКТ

5

10

17

10

5. Серд.-сосуд. заболев

5

6

8

6

6. Забол. дыхат. путей

5

6

10

7

7. Забол. нервн. систем.

8

8

8

8

60 – 70% детей приходят в первый класс уже имея отклонения в состоянии здоровья. Статистика говорит сама за себя.

        Поэтому передо мной, как перед любым другим учителем, стоит задача: создание условий, направленных на сохранение, укрепление здоровья школьников и привитие им навыков здорового образа жизни, формирование у них осознанного отношения к своему здоровью.

   Существует несколько видов здоровья:

  1. физическое здоровье. Отношение к нему как к ценности передается преимущественно через профессионально – личностную позицию педагога. Значит, я должна личным примером утверждать преимущества здорового образа жизни.
  2. психологическое здоровье. Как свидетельствует опыт, у трети школьников в связи с перегрузкой, перенапряжением, страхом, тревогой, возникают невротические изменения психики, проявляющиеся в неврозности, потере интереса к учению, что существенно затрудняет усвоение новых знаний (Полякова Н. В.,2005). А. В. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» пишет, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома.                                                                            
  3. социальное здоровье. Оно включает в себя здоровье физическое и психологическое. Здоровая личность с точки зрения её социального развития активно действует по отношению к своему здоровью как средству жизнеобеспечения семьи, выбору стратегии самоопределения в социуме, реализации предназначения гражданина государства.

     В своей практике я применяю различные формы, методы и приемы работы, которые позволяют повысить интерес школьников к учебе, не нанося вреда их здоровью:

1) Создание комфортных психологических условий для обучения и воспитания.

       Готовясь к уроку,  стараюсь воспроизвести в памяти образы детей, с которыми предстоит работать. Затем планирую весь ход предстоящей работы этих детей со всеми их особенностями. Каждый урок начинаю с улыбки. К каждому ученику отношусь с уважением, неважно, отстающий он или отличник. Такому же отношению друг к другу учу и детей. Таким образом, достигается социально – психологический комфорт личности каждого ученика на уроке.

2) Формирование мотивов учебной деятельности.

Работая над формированием внутренней мотивации, я учитываю возрастные психологические особенности школьников. Например, у учащихся 4 классов проявляется стремление быть признанными, уважаемыми товарищами. В этом возрасте формируется умение непосредственного общения с окружающими. На этом этапе я стараюсь научить  ребят  речевому взаимодействию, создать условия  для совместного осуществления какой – либо деятельности. Для этого хорошо подходят групповые формы работы  (ролевые и развивающие игры, проектная деятельность)

Рекомендую проводить как можно больше графических диктантов, штриховок. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцах». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».

        Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.

3)Технология КСО (коллективных способов обучения).

Она относится к  группе личностно – ориентированных технологий. Суть этой технологии заключается в организации работы учащихся в парах сменного состава (статическая пара объединяет по желанию  двух   учеников, меняющихся ролями: «учитель» - «ученик»). Методистами доказано, что при таком подходе уровень усвоения знаний самый высокий и составляет 90%. (Абрамова И. В., 2003). Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

      4) Использование метода проектирования

       Проект – это самостоятельная творческая работа учащегося. Учитель выступает в роли консультанта. Работа над проектом предполагает использование учащимися разносторонних знаний с опорой на свой личный опыт. Я учу ребят тому,  как правильно  собрать  и  обработать  информацию, оценить результаты своей деятельности.  

        5)  Технология учебно – игровой деятельности.

       Я уделяю большое внимание организации и подготовке игровой деятельности. Приобретенные   в  ходе  игровой  деятельности   знания  и   умения дают гораздо больший эффект, чем поучение или назидание.

       6) Проведение физминуток и  уроков здоровья, выполнение санитарно-гигиенических норм.

       Не секрет, что учебная деятельность на уроке требует от ребят сосредоточенности, умения концентрировать внимание, поддержания высокого уровня работоспособности. Поэтому на уроке, я провожу небольшие двигательные паузы, которые позволяют снизить утомляемость от интеллектуальной нагрузки, нормализовать эмоционально – волевую сферу. Кроме этого, я слежу   на протяжении всего урока за правильностью осанки учеников и освещением рабочей поверхности, температурным режимом.

Для профилактики близорукости я использую тренажер Базарного:

Выполнение коррегируюшей гимнастики для глаз поможет, как повышению остроты зрения, тем и снятию зрительного томления и достижению состояния зрительного комфорта (можно предложить детям «Моргание» - полезно при всех видах нарушения зрения, моргайте на каждый вдох и выдох; «Вижу палец!», «Стрельба глазами», «Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.

    Провожу уроки здоровья по темам:

 «Почему нужно соблюдать режим дня», «Правила личной гигиены», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Профилактика нарушений зрения», улучшаем осанку», «Здоровые зубы – здоровый организм», «Вредные привычки и их последствия», Правила здорового питания», «Скажи спорту – да» и др.

   В заключение хотелось бы отметить, что любой учитель может и должен использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии. Применение их поможет избежать таких нежелательных состояний у школьников, как перегрузка, переутомление и, собственно, отставание. Но самое главное, педагог должен быть примером для своих учеников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни – это норма жизни самого педагога, ученики будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

                                       Библиографический список

  1. Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методическое пособие.- Самара, СИПКРО, 2003 .
  2. Бородкина Г. В., Бограш Г. И. и др. Медико – психологическое обеспечение учебного процесса.- М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2007.
  3. Каминский В. Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе // Научно – практический журнал «Завуч». 2005. №3. С.4 – 14.
  4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии.- М.: «ВАКО», 2004.
  5. Полякова Н. В. Перспективные школьные технологии.// «Завуч». 2005. №5.С.38 – 56.
  6. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико – ориентированная монография.- М.: Новая школа, 2001.
  7. Чупуха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.- Ставрополь, 2001.
  8. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1993