Методика преподавания цитологии учащимся СОШ на подготовительных курсах и факультативах.

Комарова Лидия Александровна

Материал предназначен для преподавателей,готовящих учеников к поступлению в медицинский ВУЗ, а также для абитуриентов, изучающих цитологию при подготовке к экзамену.  Методические рекомендации разработаны на основании личного опыта по подготовке абитуриентов. При использовании предложенного плана проведения занятий, ученики хорошо усваивают темы клеточного строения,одни из наиболее сложных и объемных тем в биологии. Результаты применения данной методики- решение выборочных тестов по цитологии на 90 и 100 баллов (составлялись тесты, взятые из вариантов ЕГЭ, включавшие вопросы только по цитологии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.odt22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методика преподавания цитологии учащимся СОШ

на подготовительных курсах и факультативах.

Цитологии, как отрасли биологических наук, уделяется явно недостаточное внимание и время  за период обучения в школе. Этому есть логичное объяснение - продолжительность урока, частота занятий по биологии, число учеников в классе - все эти факторы не могут способствовать повышению уровня знаний,а главное - пониманию цитологии. В то же время , если говорить об учениках, планирующих поступать в медицинский ВУЗ, то становится совсем не понятно, как добиться достаточного уровня знаний в этой области. Хочется подчеркнуть, - не достигнуть желаемого балла на ЕГЭ, а именно владеть предметом настолько, насколько требует уровень вузовской программы. На цитологии строятся практически все биологические науки, преподаваемые в высшей школе - микробиология, гистология, патологическая анатомия, морфология, физиология. Осознав свою несостоятельность в знаниях цитологии, ученики прибегают к помощи репетиторов. Но, к сожалению, не все могут себе позволить услуги частных педагогов, но совокупность всех упомянутых факторов не дает права учителям школ (при всем глубоком уважении) лишать будущего заинтересованных в науке детей, равно как и лишать нашу страну светлых умов и в будущем достойных ученых.

Предлагаю Вашему вниманию методику преподавания цитологии для  дополнительных занятий (факультативов, подготовительных курсов).

Продолжительность 1 занятия- 1 час (60 минут)

Распределение времени:

10 минут- вводный тестовый контроль

20 минут- дискуссия, опрос по пройденной (если занятие первое-по текущей теме)

20 минут- разбор темы, из них- 10-12 минут дается материал под запись, 8-10 минут- наглядные пособия,научные фильмы

10 минут- тестовой контроль по новой теме

Объем часов-14 часов.

Тема1. Клеточная теория. История цитологии, как науки. Продолжительность- 1 час.

В качестве знакомства с цитологией лучше всего использовать наглядные интерактивные пособия, видеофильмы. Ученики должны понять насколько сложна в изучении данная область науки, запомнить какие были этапы развития научного направления, знать какие существуют методы изучения, а также какие ученые совершали открытия, стояли у истоков и какой вносили вклад в изучение цитологии.

Тема 2. Химический состав клетки.

Продолжительность- 2 часа.

Тему следует разделить на 2 занятия (по 1 часу каждое). Цель-разобрать органические и неорганические компоненты клетки. В качестве домашнего задания поручить составить таблицы по неорганическим веществам по следующей форме:

Макроэлементы

Процентное содержание

Биологическое значение

Микроэлементы

Процентное содержание

Биологическое значение

Ультрамикроэлементы

Процентное содержание

Биологическое значение

Отдельно разобрать роль воды в организме, гидрофильные и гидрофобные вещества.

При изучении органических компонентов клетки задать на дом таблицу, включающую данные о белках, липидах, углеводах, нуклеиновых кислотах, по форме:

Вещества

Строение и свойства

Функции

Отдельно разобрать строение молекулы АТФ, значение, реакции с получением АТФ.

Тема. Органоиды клетки. Продолжительность 1 час.

При разборе материала использовать презентации, плакаты, научные фильмы. Ученики должны знать какие есть органоиды клетки, их строение и функции. Необходимо говорить обо всех органеллах, так как часто упускается роль,строение лизосом, вакуолей, кариоплазмы, ядрышка, и кроме того, что образуются пробелы в знаниях, ученики сталкиваются с данными вопросами в тестах ЕГЭ, зачастую не зная верного ответа. На дом задается каждому ученику подготовить короткий доклад по какому-либо одному органоиду клетки, нарисовать в альбоме строение эукариотической клетки и составить таблицу по форме:

Органоиды клетки

Строение

Функции

Тема. Эу- и прокариотические клетки. Продолжительность — 1 час.

В качестве отдельной темы следует разобрать строение прокариот и отличия от эукариотических клеток. Во время разговора о схожих органеллах, рекомендуется повторно проговаривать строение и функции тех органоидов,о которых говорилось при разборе темы «Строение эукариотической клетки». На дом задается нарисовать прокариотическую клетку.

Тема. Жизненный цикл клетки. Продолжительность- 1 час.  Тема митоза разбирается при помощи презентаций, видеофильмов, таблиц. Необходимо на последующих занятиях (до конца учебного года или продолжительности курсов, факультатива) повторять тему в форме короткого опроса или тестового контроля для систематического запоминания и лучшего понимания учениками, поскольку через 3-5 занятий они с трудом вспомнят продолжительность и отличия интер- и телофазы. На дом задается- нарисовать в альбоме схему митоза. При проверке знаний  опрос следует проводить «по ролям»: один ученик рассказывает одну фазу, следующий — другую, и так- каждый должен ответь на доставшийся ему вопрос.

Тема. Мейоз. Продолжительность- 1 час.

Рекомендуется разбирать мейоз отдельной темой и при разговоре о схожих фазах, проговаривать их полностью заново. На дом задается нарисовать схему мейоза. На следующих занятиях повторять тему в виде тестового контроля.

Тема. Биосинтез белка. Продолжительность -2 часа.

Данную тему следует разбирать за 2 занятия,причем в течение первого- проговорить все стадии биосинтеза белка, продемонстрировать с помощью презентации или плакатов суть процесса, а второе занятие по теме полностью посвятить опросу. Каждый ученик должен рассказать о биосинтезе белка по стадиям. Если кто-то не отвечает - дать время повторить, выучить и спросить ещё. Данная тема очень сложна (практически невозможна для учеников) в понимании и в запоминании,поэтому стоит посвятить не менее часа опросу и обсуждению.

Тема. Энергетический обмен. Продолжительность — 2 часа. Рекомендуется одно занятие посвятить разбору темы, второе полностью опросу, как и при изучении биосинтеза белка.

Тема. Строение молекулы ДНК. Генетический код. РНК. Продолжительность - 2 часа.

За одно занятие необходимо разобрать строение и  значение нуклеиновых кислот, принцип комплементарности, свойства генетического кода. На дом задается — нарисовать модель ДНК Уотсона и Крика, найти значение, записать  и выучить следующие термины: ген, генетический код, комплементарность, доминантный и рецессивный признаки, кроссинговер, хромосома, кариотип, аллельный ген. На следующем занятии проводить опрос всех учеников и обсуждать непонятные моменты.

Тема.  Итоговая проверочная работа. Продолжительность — 1 час.

Вариант1 .

  1. Строение, роль митохондрий.
  2. Положения клеточной теории.
  3. Метафаза митоза.

Вариант 2.

  1. Строение и роль рибосом.
  2. Методы изучения в цитологии.
  3. Интерфаза митоза.

Вариант 3.

  1. Строение и биологическая роль ядра.
  2. Вклад в науку Вирхова.
  3. Трансляция- этап какого процесса, в чем заключается, где происходит.

Вариант 4.

  1. Строение и роль эндоплазматического ретикулума.
  2. Мейоз.
  3. Отличия эу — и прокариотических клеток.