Методика преподавания цитологии учащимся СОШ на подготовительных курсах и факультативах.
Материал предназначен для преподавателей,готовящих учеников к поступлению в медицинский ВУЗ, а также для абитуриентов, изучающих цитологию при подготовке к экзамену. Методические рекомендации разработаны на основании личного опыта по подготовке абитуриентов. При использовании предложенного плана проведения занятий, ученики хорошо усваивают темы клеточного строения,одни из наиболее сложных и объемных тем в биологии. Результаты применения данной методики- решение выборочных тестов по цитологии на 90 и 100 баллов (составлялись тесты, взятые из вариантов ЕГЭ, включавшие вопросы только по цитологии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.odt | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика преподавания цитологии учащимся СОШ
на подготовительных курсах и факультативах.
Цитологии, как отрасли биологических наук, уделяется явно недостаточное внимание и время за период обучения в школе. Этому есть логичное объяснение - продолжительность урока, частота занятий по биологии, число учеников в классе - все эти факторы не могут способствовать повышению уровня знаний,а главное - пониманию цитологии. В то же время , если говорить об учениках, планирующих поступать в медицинский ВУЗ, то становится совсем не понятно, как добиться достаточного уровня знаний в этой области. Хочется подчеркнуть, - не достигнуть желаемого балла на ЕГЭ, а именно владеть предметом настолько, насколько требует уровень вузовской программы. На цитологии строятся практически все биологические науки, преподаваемые в высшей школе - микробиология, гистология, патологическая анатомия, морфология, физиология. Осознав свою несостоятельность в знаниях цитологии, ученики прибегают к помощи репетиторов. Но, к сожалению, не все могут себе позволить услуги частных педагогов, но совокупность всех упомянутых факторов не дает права учителям школ (при всем глубоком уважении) лишать будущего заинтересованных в науке детей, равно как и лишать нашу страну светлых умов и в будущем достойных ученых.
Предлагаю Вашему вниманию методику преподавания цитологии для дополнительных занятий (факультативов, подготовительных курсов).
Продолжительность 1 занятия- 1 час (60 минут)
Распределение времени:
10 минут- вводный тестовый контроль
20 минут- дискуссия, опрос по пройденной (если занятие первое-по текущей теме)
20 минут- разбор темы, из них- 10-12 минут дается материал под запись, 8-10 минут- наглядные пособия,научные фильмы
10 минут- тестовой контроль по новой теме
Объем часов-14 часов.
Тема1. Клеточная теория. История цитологии, как науки. Продолжительность- 1 час.
В качестве знакомства с цитологией лучше всего использовать наглядные интерактивные пособия, видеофильмы. Ученики должны понять насколько сложна в изучении данная область науки, запомнить какие были этапы развития научного направления, знать какие существуют методы изучения, а также какие ученые совершали открытия, стояли у истоков и какой вносили вклад в изучение цитологии.
Тема 2. Химический состав клетки.
Продолжительность- 2 часа.
Тему следует разделить на 2 занятия (по 1 часу каждое). Цель-разобрать органические и неорганические компоненты клетки. В качестве домашнего задания поручить составить таблицы по неорганическим веществам по следующей форме:
Макроэлементы | Процентное содержание | Биологическое значение |
Микроэлементы | Процентное содержание | Биологическое значение |
Ультрамикроэлементы | Процентное содержание | Биологическое значение |
Отдельно разобрать роль воды в организме, гидрофильные и гидрофобные вещества.
При изучении органических компонентов клетки задать на дом таблицу, включающую данные о белках, липидах, углеводах, нуклеиновых кислотах, по форме:
Вещества | Строение и свойства | Функции |
Отдельно разобрать строение молекулы АТФ, значение, реакции с получением АТФ.
Тема. Органоиды клетки. Продолжительность 1 час.
При разборе материала использовать презентации, плакаты, научные фильмы. Ученики должны знать какие есть органоиды клетки, их строение и функции. Необходимо говорить обо всех органеллах, так как часто упускается роль,строение лизосом, вакуолей, кариоплазмы, ядрышка, и кроме того, что образуются пробелы в знаниях, ученики сталкиваются с данными вопросами в тестах ЕГЭ, зачастую не зная верного ответа. На дом задается каждому ученику подготовить короткий доклад по какому-либо одному органоиду клетки, нарисовать в альбоме строение эукариотической клетки и составить таблицу по форме:
Органоиды клетки | Строение | Функции |
Тема. Эу- и прокариотические клетки. Продолжительность — 1 час.
В качестве отдельной темы следует разобрать строение прокариот и отличия от эукариотических клеток. Во время разговора о схожих органеллах, рекомендуется повторно проговаривать строение и функции тех органоидов,о которых говорилось при разборе темы «Строение эукариотической клетки». На дом задается нарисовать прокариотическую клетку.
Тема. Жизненный цикл клетки. Продолжительность- 1 час. Тема митоза разбирается при помощи презентаций, видеофильмов, таблиц. Необходимо на последующих занятиях (до конца учебного года или продолжительности курсов, факультатива) повторять тему в форме короткого опроса или тестового контроля для систематического запоминания и лучшего понимания учениками, поскольку через 3-5 занятий они с трудом вспомнят продолжительность и отличия интер- и телофазы. На дом задается- нарисовать в альбоме схему митоза. При проверке знаний опрос следует проводить «по ролям»: один ученик рассказывает одну фазу, следующий — другую, и так- каждый должен ответь на доставшийся ему вопрос.
Тема. Мейоз. Продолжительность- 1 час.
Рекомендуется разбирать мейоз отдельной темой и при разговоре о схожих фазах, проговаривать их полностью заново. На дом задается нарисовать схему мейоза. На следующих занятиях повторять тему в виде тестового контроля.
Тема. Биосинтез белка. Продолжительность -2 часа.
Данную тему следует разбирать за 2 занятия,причем в течение первого- проговорить все стадии биосинтеза белка, продемонстрировать с помощью презентации или плакатов суть процесса, а второе занятие по теме полностью посвятить опросу. Каждый ученик должен рассказать о биосинтезе белка по стадиям. Если кто-то не отвечает - дать время повторить, выучить и спросить ещё. Данная тема очень сложна (практически невозможна для учеников) в понимании и в запоминании,поэтому стоит посвятить не менее часа опросу и обсуждению.
Тема. Энергетический обмен. Продолжительность — 2 часа. Рекомендуется одно занятие посвятить разбору темы, второе полностью опросу, как и при изучении биосинтеза белка.
Тема. Строение молекулы ДНК. Генетический код. РНК. Продолжительность - 2 часа.
За одно занятие необходимо разобрать строение и значение нуклеиновых кислот, принцип комплементарности, свойства генетического кода. На дом задается — нарисовать модель ДНК Уотсона и Крика, найти значение, записать и выучить следующие термины: ген, генетический код, комплементарность, доминантный и рецессивный признаки, кроссинговер, хромосома, кариотип, аллельный ген. На следующем занятии проводить опрос всех учеников и обсуждать непонятные моменты.
Тема. Итоговая проверочная работа. Продолжительность — 1 час.
Вариант1 .
- Строение, роль митохондрий.
- Положения клеточной теории.
- Метафаза митоза.
Вариант 2.
- Строение и роль рибосом.
- Методы изучения в цитологии.
- Интерфаза митоза.
Вариант 3.
- Строение и биологическая роль ядра.
- Вклад в науку Вирхова.
- Трансляция- этап какого процесса, в чем заключается, где происходит.
Вариант 4.
- Строение и роль эндоплазматического ретикулума.
- Мейоз.
- Отличия эу — и прокариотических клеток.