Презентация по дошкольной олигофренопедагогике
Определение умственной отсталости, ее критерии и причины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ В российской коррекционной педагогике Психическое недоразвитие (умственная отсталость) — совокупность этиологические различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта ( Исаев Д.Н ).
Положения об общностях закономерностей психического развития в норме и с патологией; количественном отставании по срокам развития и качественном своеобразии; о сензитивных возрастах; о первичном, вторичных и т.д. дефектах; о ЗБР; о значении деятельности в развитии; о роли знака в развитии и др.
умственная отсталость Умственная отсталость – стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга ( Бгажнокова И.М. ) диагностические критерии умственной отсталости: - психолого-педагогические : стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности и ранние этапы индивидуального развития; - клинические : органическое поражение головного мозга (ЦНС).
умственная отсталость Зарубежные психологи : обычно расширяют это понятие, включая в него и умственную недостаточность, возникновение которой бывает обусловлено резко неблагоприятными социальными условиями развития ребенка в раннем детстве. Имеется в виду дефицит эмоциональных и интеллектуальных контактов с окружающими людьми, регулярное недоедание и т.п.
Умственная отсталость по МКБ-10 Умственная — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3—4 раза выше, чем в общей популяции. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера
диагностическое Руководство Американской Психиатрической Ассоциации — DSM-FV (1993) - в форме диагностических критериев 1. При использовании индивидуального теста коэффициент интеллекта (IQ) имеет показатель ниже среднего и составляет 70 или ниже. 2. Сопутствующие нарушения адаптивного функционирования (т. е. несоответствие развития нормам, характерным для возрастной или социальной группы) проявляются по меньшей мере в двух из следующих областей: общение, самообслуживание, домашняя жизнь, социальные (межличностные) контакты, использование ресурсов общества, самоконтроль, учебные навыки, работа, досуг, состояние здоровья и безопасность. 3. Возраст начала расстройства — до 18 лет.
ассоциация специалистов по умственной отсталости (1992) рассматривает умственную отсталость не как неотъемлемую характеристику людей, но как взаимодействие индивидов и их окружения. Это новое определение пренебрегает традиционной нозологией, основанной на уровне познавательного дефицита (умственная отсталость — легкая, умеренная, тяжелая, глубокая) и вместо этого предлагает четыре уровня поддержки окружением (периодическая, ограниченная, экстенсивная, интенсивная) в 10 различных сферах приспособления (здоровье, безопасность, самообслуживание, досуг и т. д.).
Жан Итар (1774 – 1838 гг.)
Эдуард Сеген (1812-1880 гг.)
Развитие олигофренопедагогики в России
Выготский Лев Семенович (1896-1934 гг.)
История дошкольной олигофренопедагогики Первый период- с 1930 по 1978 г. Второй период —с 1978 по 1992 г. Третий период —с 1992.
Гита Львовна Выготская (1925-2010 гг.) Наталия Григорьевна Морозова (1906—1989) Александра Абрамовна Катаева-Венгер (1923— 2004)
Гаврилушкина Ольга Петровна (1941 г) Соколова Наталья Дмитриевна (1943) Баряева Людмила Борисовна Медникова Людмила Сергеевна
Екжанова Елена Анатольевна (1961) Стребелева Елена Антоновна
Причины умственной отсталости (эндогенные) причины эндогенного происхождения 1. Изменение наследственных структур (мутации) 2. Эндокринные заболевания и метаболические дефекты. 3. Перезревание половых клеток. 4. Возраст родителей.
Причины умственной отсталости (экзогенные причины) в пренатальном периоде 1. гипоксияплода у матерей, страдающих в тяжелой форме хроническими заболеваниями 2. Несовместимость по Rh-фактору и по факторам АВО. 3. Внутриутробные инфекции. 4. Химические вредности 5. Физические факторы. 6. Острые или хронические эмоциональные стрессы в течение беременности 7. Влияние недоношенности и переношенности
Причины умственной отсталости (экзогенные причины) натальный период вредности, связанные с гипоксией постнатальный период энцефалиты, тяжелые интоксикации, черепно-мозговые травмы, состояния клинической смерти, заболевания, сопровождающиеся тяжелым истощением (токсическая дизентерия), сменяющие друг друга инфекции
ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ (Сухарева Г.Е.) Первая группа обусловлена патологией генеративных клеток родителей – эндогенная олигофрения. Вторая группа связана с вредностями, действовавшими в течение внутриутробного периода ( эмбриои фетопатии ) – эмбриопатическая олигофрения . В третью группу входят формы, которые были обусловлены повреждением центральной нервной системы в натальном и раннем постнатальном (до трех лет жизни) периоде. Это так называемая экзогенная олигофрения . Атипичные формы олигофрении – гидроцецалия , локальные дефекты развития головного мозга, эндокринные нарушения и др.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ (МКБ – 10) В разделе /F70 – F79/ «Умственная отсталость» рекомендуется использовать следующие рубрики: · умственная отсталость легкой степени (F-70); · умственная отсталость умеренная (F-71); · умственная отсталость тяжелая (F-72); · умственная отсталость глубокая (F-73).
ОЛИГОФРЕНИЯ И ДЕМЕНЦИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДЕФЕКТА 1. идиотия , 2. имбецильность , 3. дебильность
основа концепции об общностях закономерностей психического развития в норме и с патологией; о сензитивных возрастах; о первичном, вторичных и т.д. дефектах; о ЗБР; о значении деятельности в развитии; о роли знака в развитии и др.