Использование информационных ресурсов в организации аудиторной и внеаудиторной работы со студентами.

Поцелуева Елена Викторовна

Статья об опыте использования ЭОР, достоинствах и недостатках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informatsionnykh_resursov.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных ресурсов в организации аудиторной и внеаудиторной работы со студентами

Поцелуева Е.В. преподаватель ОГБОУ СПО                                                     «Рязанский медико-социальный колледж»

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель   М. Горький. Эти слова звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами. Мы не представляем своей жизни без мобильного телефона, который перестал быть просто средством связи. Персональные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, планшеты, смарфоны, ай-фоны, бук-ридеры, Интернет и социальные сети  – неотъемлемая часть современной  жизни, в том числе и сферы образования.

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов определяется требованиями современного законодательства.  Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 18  гласит: «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам… При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные…».

По требованию Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 2012 г. одним из результатов обучения студентов  является овладение общей компетенцией: способностью использовать информационно-коммуникационные технологии в  профессиональной деятельности. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов.

Конечно, овладение новой техникой, программами, подготовка к занятиям с применением электронных образовательных ресурсов требует затрат времени и сил, однако они окупаются более высокой эффективностью занятия, повышают интерес обучающегося к приобретению знаний и умений по выбранной профессии, что, в итоге, способствует улучшению качества профессионального образования.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, способно сделать учебный процесс более ярким, увлекательным, насыщенным. Программное обеспечение и наличие качественных содержательных электронно-образовательных ресурсов с высоким коэффициентом наглядности позволяет преподавателю экономить время при подготовке учебного материала и вносит разнообразие в его подачу, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Процесс познавания становится более интересным и увлекательным. 

Мультимедиаресурсы представляют учебные объекты множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используются все виды восприятия; следовательно, улучшается качество усвоения материала.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет активизировать внимание, разнообразить формы работы учащихся, осуществлять дифференцированный подход к студентам разного уровня подготовки. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

Знание информационно-коммуникационных технологий и их успешное применение повышает самооценку преподавателя, творческий потенциал личности.

Преподаватели создают  блоги  и сайты, мультимедийные презентации, интерактивные программы контроля знаний и современные обучающие системы, которые не только способствуют наиболее эффективному обучению, но и позволяют студенту  успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. 

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся, создаёт условия для продуктивной деятельности студентов в учебной и внеучебной области  (занятия, практики, выставки, конкурсы, соревнования, создание портфолио  и т. д.).

В Рязанском медико-социальном колледже студенты могут воспользоваться следующими информационными ресурсами:  

- сайт Рязанского медицинского колледжа http://medcollege62-rzn.ru/

- электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант студента» www.medcollegelib.ru

- компьютерные классы и библиотека, где организован доступ в сеть Интернет.

Наличие огромного количества материалов и специализированных поисковых машин делает Интернет незаменимым средством при поиске информации в процессе обучения, как преподавателем, так и студентом. Современные студенты предпочитают искать информацию в Интернете, а не в учебниках.

В целом, отмечая положительные стороны внедрения Интернет-технологий в процесс преподавания, следует отметить несколько проблемных моментов.

  • Доступность  информации, быстрота её получения  создают предпосылки для «высокотехнологичной лени», когда учащийся предпочитает нажатие пары кнопок на компьютере трудоёмким походам в библиотеку, чтению специальной и дополнительной литературы. Студенты «скачивают» готовые доклады, рефераты, не вникая в суть материала, не разобравшись в теме.
  • Опыт использования Интернет-ресурсов в обучении выявил проблемы информационного пересыщения и дезориентации учащегося, который не подготовлен к продуктивной деятельности, заблудившегося в океане Интернет-информации.
  • «Опасные» сайты, которые своим содержанием могут нанести вред.

Чтобы организовать качественное использование ИКТ студентами необходимо педагогу самому иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ и обладать  высоким уровнем методической подготовленности. В настоящее время мы, преподаватели, должны не столько давать знания, сколько учить  учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. При организации самостоятельной работы студентов необходимо акцентировать, что её цель – создание собственного творческого информационного продукта. Обязанность преподавателя: определить круг  достоверных безопасных источников, официальные сайты, образовательные и медицинские порталы.

Например, при подготовке мероприятий к Международному дню профилактики туберкулёза 24 марта были рекомендованы сайты:

  • Всемирной организации здравоохранения http://www.who.int/ru/
  • Министерства здравоохранения РФ http://www.rosminzdrav.ru/
  • Рязанского областного противотуберкулёзного диспансера http://www.rokptd.ryazan.ru/anketa/
  • Рязанского медико-социального колледжа http://medcollege62-rzn.ru/

Применение ИКТ является перспективным направлением в обучении. Для студентов информационные технологии становятся инструментом обучения, для преподавателей – это источник возможности непрерывного усовершенствования учебного процесса.

При подготовке статьи использованы материалы с сайта:

1) Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве; http://eor.it.ru/eor/
2) Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества  http://www.openclass.ru/

3)  http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692/

4) Электронный журнал Вопросы Интернет Образования http://vio.uchim.info/

Библиографический список

1) ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 

2). Закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

3).Мультимедиа в образовании: Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк - Москва, Дрофа, 2008 г.

4).Самое полное руководство по созданию мультимедийных проектов: Тэй Воган - Москва, НТ Пресс, 2006 г.

5)Эффективная работа в сети Интернет (+ CD-ROM): О. В. Белявский, О. Л. Капилевич - Москва, Триумф: 2008 г.

6)Компьютерные информационные технологии. Практикум: - Санкт-Петербург, БГЭУ, 2010 г.