"Анатомия органов мочеобразования и мочевыделения"

Подгальная Александра Ивановна

Предлагаемая методическая разработка может быть использован преподавателями анатомии СПО по теме"Анатомия органов мочеобразования и мочевыделения" для студентов

2 курса, отделения "Сестринское дело" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anatomiya_mochevykh_organov.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кущевский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Анатомия органов мочеобразования и мочевыделения

Методическая разработка для преподавателя

 теоретического (лекционного) занятия

По дисциплине: «Анатомия и физиология человека»    

Специальность: лечебное дело – 060101                                                

                             курс: I

ст. Кущёвская

2014

  1. Цели занятия:

Дать знания студентам по строению и физиологии почек, мочеточника, мочевого пузыря, достичь усвоения знаний по теме на I и II уровне.

1.1. Дидактические:

После работы на лекционном занятии студент должен иметь представление о механизмах регуляции функции мочевых органов

Знать:

- топографию почек

- строение почек

- особенности кровообращения в почке

- мочеточник – топография, строение

- мочевой пузырь – топография, строение

- мужской и женский мочеиспускательный канал

Уметь:

- показать на плакатах, муляжах, отделы органа;

- пользоваться анатомической и латинской терминологией

1.2. Развивающие:

- развивать познавательный интерес к изучаемой теме;

- находить закономерность связи с ранее изученным материалом;

- уметь выделять главное в лекционном материале

1.3. Воспитательные:

- активизировать внимание и стремление к более глубокому изучению темы;

- способствовать нравственному воспитанию студентов;

- прививать профессионально – значимые качества: милосердие, чуткость,

  внимательность, доброжелательность, тактичность

1.4. Методические:

- обеспечить целенаправленную методическую работу преподавателя;

- методически обосновать методы, приёмы и формы проведения лекции

2. Продолжительность занятия: 90 минут

3. Место проведения: лекционная аудитория

Мотивация

        Почки – главный орган мочевыделительной системы – выполняют роль сложных биологических фильтров. Они удаляют из крови, а затем выводят из организма воду, мочевину, избыток солей, чужеродные вещества, в том числе остаточные продукты превращения лекарств, благодаря чему поддерживается постоянство состава крови, внутритканевой жидкости, регулирующий общий объём жидкостей организма, количество и соотношение в них солей натрия, калия и других веществ.

        Функция почек настолько велика, что полное прекращение их деятельности, наступившее в результате какого – либо заболевания, приводит к самоотравлению и гибели организма.

        Изучению строения мочевых органов уделяется большое значение не только на занятиях анатомии, но и при дальнейшем обучении на клинических дисциплинах. Раздел медицины, посвящённый этой теме, называется «Нефрология», а тема нашей лекции «Анатомия мочевых органов».

        

        

Литература для преподавателя

Основная

  1. Липченко В.Я., Атлас нормальной анатомии человека, М., «Медицина», 1988 г., стр. 185 – 192.
  2. Самусев Р. П., Анатомия человека, М., «Медицина», 1990 г., стр. 262 – 272.
  3. Федюкович Н. И., Анатомия и физиология, Минск, «Полифакт – Альфа»,

1998 г., стр. 175 – 182.

Дополнительная

  1. Сапин М.Р., Анатомия человека, М., «Медицина», 1993 г.

Литература для студентов

Основная

1. Самусев Р. П., Анатомия человека, М., «Медицина», 1990 г., стр. 262 – 272.

2. Федюкович Н. И.., Анатомия и физиология, Минск, «Полифакт – Альфа»,  

          1998г.,  стр. 175 – 182.

Дополнительная:

  1. Липченко В.Я., Атлас нормальной анатомии человека, М., «Медицина», 1988 г., стр. 185 – 192.

Карта внутридисциплинарных  связей

№ п/п

Тема по программе

Изучаемые вопросы

Связь изученного и изучаемого

1.

Гистология

Классификация и локализация тканей

- эпителиальная ткань

- мышечная ткань

- соединительная ткань

- нервная ткань

2.

Остеология

Кости скелета

Топография мочевых органов

3.

Нервная система

Вегетативная нервная система

Головной мозг

Регуляция деятельности мочевых органов

4.

Миология

Мышцы туловища

Анатомическая топография мочевых органов

5.

Железы внутренней секреции

Гипофиз

Надпочечники

Гуморальная регуляция деятельности мочевых органов

6.

Сердечно – сосудистая система

Артерии большого круга кровообращения.

Вены большого круга кровообращения

Особенности кровообращения почек

Карта межпредметных связей

№ п/п

Дисциплина

Тема

Обеспечивающие

1.

Латинский язык и основы медицинской терминологии

Анатомическая и клиническая терминология

Обеспечиваемые

1.

Акушерство

Патология беременности

2.

Фармакология

Диуретические средства

3.

Терапия с курсом ПМСП

Пиелонефрит. Гламерулонефрит. Заболевания мочевыводящих путей.

Острая и хроническая почечная недостаточность

4.

Сестринское дело в терапии с курсом ПМП

Сестринский процесс при острой и хронической почечной недостаточности

5.

БЖ и МК

Коматозные состояния

6.

Хирургия

Сестринское дело в хирургии

Повреждения и заболевания мочеполовых органов. Сестринский процесс при заболеваниях мочеполовых органов

Хронокарта лекционного занятия

№ п/п

Этапы занятия

Время

1.

Организационный момент

1

2.

Мотивация темы. Цели занятия

2

3.

Актуализация опорных знаний

3

4.

Изложение нового материала

80

5.

Систематизация и закрепление изложенного материала

3

6.

Подведение итогов. Задание на дом

1

7.

Итого:

90

План лекции

1.  Функции мочевых органов

  1. Почки: внешнее и внутреннее строение

  1. Строение нефрона

  1. Особенности кровообращения в почке

  1. Мочеточник: строение, функции

  1. Мочевой пузырь: строение, функции

  1. Мочеиспускательный канал: мужской и женский

  1. Значение мочевых органов

Актуализация опорных знаний

  1. Какие органы относятся к органам выделения? … (мочевые, дыхательные, пищеварительная система, ткани)

  1. Где находятся мочевые органы? … (в брюшной полости и полости таза)

  1. Как делятся мочевые органы? … (мочеобразующие, мочевыводящие)

  1. Какие органы относятся к мочевыводящим? … (мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный  канал)

Вопросы для закрепления материала

  1. Латинское название почек? … (чеп)

  1. Сколько малых почечных чашек? ... (5).

  1. На каком крае находятся ………….. почек?… (медиальном)

  1. Отделы мочевого пузыря? ... (дно, верхушки, тело, шейка)

  1. Что является фиксирующим аппаратом почек?... (оболочки, фасция, сосуды, мышцы)

  1. Отделы мочеточника?... (брюшной, тазовый и внутристеночный)