Коррекция состояния здоровья студентов НИСПТР специальной медицинской группы с нарушениями сердечно-сосудистой системы на занятиях физической культурой

сибгатуллина рузиля разяповна

В статье поднимались проблемы совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_spec_med_gruppy.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция состояния здоровья студентов НИСПТР специальной медицинской группы с нарушениями сердечно-сосудистой системы на занятиях физической культурой

Сибгатуллина Р.Р.

Преподаватель-кафедры физического воспитания

г.Набережные Челны

Аннотация: В статье поднимались проблемы совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы. Приводятся результаты исследования, направленного на разработку методики применения дыхательных упражнений на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами, имеющими нарушения сердечнососудистой системы.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, студенты с нарушениями сердечнососудистой системы, учебно-тренировочные занятия по физической культуре, дыхательные упражнения.

Проблема ухудшения здоровья населения России с каждым годом актуализируется всё больше. Число студентов, отнесённых к специальной медицинской группе (СМГ) стабильно растет. Практика проведения плановых занятий по физической культуре в вузах свидетельствует о возможности формирования отдельных групп с адресной нозологической коррекцией того или иного отклонения в состоянии здоровья студентов.

Проведенные нами аналитические исследования позволили сделать гипотетическое заключение, в основу которого легли следующие положения: обучение полному дыханию и интервальная гипоксическая тренировка будут способствовать повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (ССС) занимающихся; оздоровительный эффект дыхательных упражнений (ДУ) будет зависеть от их варьирования и сочетания с другими физическими упражнениями;специально подобранные комплексы, включающие физические и дыхательные упражнения будут способствовать повышению работоспособности, улучшению самочувствия, активности, настроения занимающихся, что, в свою очередь, отразится на успешности образовательной деятельности систематическое применение ДУ в комплексе с физическими упражнениями, направленными на улучшение физического развития и физической подготовленности, будет способствовать общему укреплению здоровья занимающихся.

С целью проверки данного гипотетического заключения нами были разработаны специальные комплексы, включающие физические и дыхательные упражнения, и научного обоснованы их использование в процессе учебно-тренировочных занятий (УТЗ) по физической культуре со студентами, имеющими нарушения ССС.

Для обоснования целесообразности применения ДУ на УТЗ по физической культуре со студентами, имеющими нарушения ССС, и выявления наиболее эффективных из них было проведено тестирование показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма. Кроме этого исследовался характер повседневной и образовательной деятельности современного вуза.

Было установлено, что у студентов сердечно-сосудистые нарушения проявляются, прежде всего, в снижении общей работоспособности, уменьшении экономичности функционирования ССС и снижении устойчивости организма к гипоксии, возникновении гипотонических состояний и вегето-сосудистой неустойчивости. Это по ряду субъективных признаков влечёт за собой хроническое ухудшение самочувствия, что, в свою очередь, влияет на многие аспекты жизнедеятельности студентов. Так, девушки, имеющие нарушения ССС, чаще других болеют простудными заболеваниями, чаще отмечают у себя нарушения сна и аппетита, реже бывают на открытом воздухе, меньше уделяют время двигательной активности. Уровень их здоровья, оценённый по методике Апанасенко, по сравнению с девушками СМГ с другими нозологиями, достоверно ниже. При этом по показателям физического развития и физической подготовленности студентки данной нозологической группы в целом не отличаются от студенток, имеющих другие отклонения.

Аналитические исследования использования ДУ в практике нивелирования нарушений в состоянии здоровья позволили выделить дыхательные техники К. П. Бутейко, А.С. Стрельниковой, Г. Чайлдерс «Body flex» Эффективность методик данных авторов, с точки зрения коррекции нарушений ССС студентов СМГ, была оценена в ходе лабораторного эксперимента, который проводился на кафедре физического воспитания НИСПТР. в 2008-2009 гг. Для проведения эксперимента было сформировано три экспериментальных группы (ЭГ) и одна контрольная (КГ). Спецификой содержания УТЗ было то, что в ЭГ1 в основную часть включались ДУ по методике Стрельниковой, в ЭГ2 - ДУ по методике Бутейко, в ЭГ3 - ДУ по методике Чайлдерс. Содержание основной части УТЗ КГ соответствовало рабочей программе кафедры физического воспитания разработанной для студентов с отклонениями в здоровье без разделения их по нозологическому типу. Подготовительная и заключительная части УТЗ во всех группах были одинаковыми. Занятия проводились в соответствии с расписанием 2 раза в неделю по 90 мин. Общий объём занятий, проведённых в рамках лабораторного эксперимента, в каждой группе составил 68 часов. В эксперименте приняли участие 88 студенток 1-2 курса, отнесённые врачами к СМГ по причине имеющихся у них нарушений ССС, среди которых были следующие: ВСД, гипотония, гипертония, аритмия сердца, недостаточность кровообращения.

 Результаты лабораторного эксперимента показали, что наиболее заметные положительные изменения в состоянии здоровья испытуемых произошли в группах, занимавшихся ДУ по методикам Стрельниковой и Чайлдерс. В этих группах у студентов были выявлены достоверные сдвиги в показателях, характеризующих состояние кардио-респираторной системы. Кроме этого наблюдалось повышение аэробных возможностей организма, увеличение уровня развития силовых качеств и гибкости. У испытуемых отмечался более высокий, чем в КГ и в группе, занимавшейся ДУ по методике Бутейко, уровень соматического здоровья. Совокупность полученных экспериментальных данных свидетельствует о целесообразности преимущественного использования ДУ по методикам Стрельниковой и Чайлдерс для осуществления положительной коррекции состояния здоровья студентов, имеющих сердечно-сосудистые нарушения.

 В процессе разработки комплексной методики использования физических и дыхательных упражнений для коррекции нарушений ССС мы опирались на данные специальной литературы и результаты лабораторного эксперимента. Основу разрабатываемой методики составили ДУ по методикам Стрельниковой и Чайлдерс, используемые в качестве основного средства коррекции состояния здоровья занимающихся. ДУ по методике Бутейко использовались в качестве дополнительного средства для снятия напряжения и более быстрого восстановления после физической нагрузки. Применение ДУ осуществлялось в комплексе с физическими упражнениями, направленными на улучшение физического развития и физической подготовленности. К числу таких упражнений нами были отнесены: упражнения в ходьбе и беге; ОРУ; упражнения, направленные на развитие физических качеств; подвижные игры и эстафеты умеренной интенсивности. Кроме того, в содержание экспериментальных занятий было включено оздоровительное плавание как средство улучшения функционального состояния кардиореспираторной системы.

 Руководствуясь данными литературы, были сформулированы рекомендации к организации занятий дыхательной гимнастикой, которые заключались в том, что упражнения по методикам Стрельниковой и Чайлдерс не совмещались в одном занятии, в связи с чем их применение строилось на основе чередования: первые 12 занятий в I семестре студенты осваивали ДУ по методике Стрельниковой, последние 12 занятий в I семестре - по методике Чайлдерс; во II семестре освоенные системы применялись строго через одно занятие. Блок УТЗ с применением оздоровительного плавания был рассчитан на 8 занятий и применялся дважды: в середине I семестра при переходе от освоения упражнений по системе Стрельниковой к освоению упражнений по системе Чайлдерс и в начале II семестра как вариант втягивающих занятий после выхода студентов с зимних каникул. С учётом проведения трёх типов экспериментальных занятий были разработаны два варианта УТЗ разной продолжительности: 90 мин - для занятий в зале, 45 мин - для занятий в бассейне.

 Сравнительный педагогический эксперимент проводился на базе кафедры физического воспитания в период с сентября 2010 г. по июнь 2011 г. В нём приняли участие 56 студенток 1-2 курсов в возрасте 17-19 лет, отнесённые к СМГ по причине нарушений ССС. Было сформировано 2 группы: экспериментальная (n=26) и контрольная (n=30). В ЭГ УТЗ по физической культуре проводились по разработанной методике. В КГ УТЗ по физической культуре проводились по утверждённой на кафедре физического воспитания учебной программе. УТЗ проводились в соответствии с расписанием 2 раза в неделю по 90 мин. Общий объём занятий, проведённых в рамках педагогического эксперимента, в каждой группе составил 136 часов.

 Анализ результатов педагогического эксперимента по проверке эффективности разработанной методики применения ДУ на УТЗ по физической культуре со студентами, имеющими нарушения ССС, позволил установить, что данная методика способствует положительной коррекции состояния здоровья занимающихся. У студентов ЭГ в итоговом тестировании были выявлены достоверно более высокие показатели экономичности функционирования ССС, более высокие аэробные возможности организма, более выраженная устойчивость к гипоксии, более высокая физическая работоспособность и менее заметная реакция организма на физическую нагрузку, а также более высокий уровень развития силы, гибкости, координации и, наконец, общий более высокий уровень соматического здоровья, чем в КГ.

 Таким образом, разработанная методика применения ДУ на УТЗ по физической культуре со студентами, имеющими нарушения ССС, способствует положительной коррекции функционального состояния ССС занимающихся и, как следствие, повышению общего уровня их соматического здоровья. Кроме того, установлено положительное влияние экспериментальных занятий на самочувствие, активность, настроение и успешность обучения занимающихся.

Литература

 Аксёнова, О.Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения : учеб.-метод. пособие / О.Э. Аксёнова ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2003. - 88 с.

 Прогулки и здоровое сердце / Американская Ассоциация Кардиологов. - М. : Восточная Книжная Компания, 1997. - 208 с.

 Балышева, Н.В. Укрепление здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, средствами дозированной оздоровительной ходьбы и бега : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Балышева Наталья Владимировна. - Белгород, 2010. - 234 с.

 Горелов, А.А. Коррекция функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток СМГ с помощью дозированной оздоровительной ходьбы / А. А. Горелов, О.Г. Румба, Н.В. Балышева // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 2 (60). - С. 42-48.

 Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / авт.-сост. Любовь Орлова. - М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2007. - 144 с.

 Имнаев, Ш.А. Методика обучения рациональному дыханию в процессе физического воспитания студенток специальной медицинской группы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Имнаев Шабан Абдула-оглы. - Волгоград, 2002. - 146 с.

 Колобов, Ф.Г. Дыхание по Бутейко / Ф.Г. Колобов. - М. : АСТ ; Донецк : Сталкер, 2005. - 120 с.

 Копейкина, Е.Н. Построение процесса физического воспитания студенток с нарушениями в состоянии дыхательной системы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ко-пейкина Евгения Николаевна. - Белгород, 2010. - 239 с.

 Пивнева, М.М. Коррекция функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов средствами оздоровительной аэробики / М. М. Пивнева, О.Г. Румба // Культура физическая и здоровье. - 2010. - Вып. 5 (30). - С. 60-65.

 Пустозёров, А.И. Оздоровительная физическая культура : учеб.-метод. пособие / А.И. Пустозёров, А.Г. Гостев. - Челябинск : Изд-во Южно-Уральского гос. ун-та, 2008. - 85 с.

 Скуратович, М. Н. Методика занятий по физическому воспитанию в вузе со студентами специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции : дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Скуратович Марина Николаевна. - Омск, 2006. - 142 с.

 Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник для студентов высш. учеб. заведений : в 2 т. / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2007.

 Токмакова, О.Н. Совершенствование физической подготовленности студенток специального медицинского отделения вуза на основе расширенного использования дозированной ходьбы и бега : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Токмакова Ольга Николаевна. - М., 1999. - 125 с.

 Усатов, А.Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодёжи: дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Усатов Александр Николаевич. - Белгород, 2010. - 160 с.

 Физическая культура : примерная программа для высших учебных заведений / сост. В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. - М.: ГНИИ ИТТ «Информатика», 2000. - 72 с.

 Физическая культура : учеб. пособие / под ред. Е.С. Григоровича, В.А. Переверзева. - Минск : Вышэйшая школа, 2008. - 224 с.