Методическая разработка к конкурсу по дисциплине "Анатомия и физиология человека"

Благих Наталья Владимировна

Методическая разработка включает план проведения конкурса, его материальное оснащение, указания по проведению конкурса, описание заданий и их правильных решений.

В конкурс включаются задания практически ко всем разделам предмета. Среди заданий есть и такие, которые требуют не только знания нормальной анатомии и физиологии, но и логического мышления, остроумия, расширенного кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_konkursa_anatomii.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО МО «Московский областной медицинский колледж №2»

                            УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе МОМК №2

______________ Е.П. Александрова

«_____» _________________20___г.

Методическая разработка

к конкурсу по дисциплине

“Анатомия и физиология человека”

для специальности

060101 Лечебное дело

 Раменское

2012

 


Разработчик: Благих Наталья Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Методическая разработка рассмотрена

цикловой методической комиссией общепрофессиональных дисциплин

Протокол №_____от»____»___________________20____г.

ПредседательЦМК - ___________________ - Ю.А.Наговицына


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Конкурс  проводится в конце учебного года по окончании изучения предмета.

Основные цели конкурса:

  1. Обобщить знания, полученные в курсе изучения предмета “Анатомия и физиология”.
  2. Выявить прочность полученных знаний по предмету, степень усвоения студентами различных тем предмета.
  3. Способствовать развитию профессионального интереса будущих медицинских работников к более глубокому овладению специальными знаниями.

Кроме учебных целей конкурс ставит и воспитательные цели, мероприятие проходит внеаудиторно, в неформальной обстановке в игровой форме. Конкурс проводится как учебный элемент в системе повышения квалификации молодых преподавателей колледжа с последующим анализом применяемых форм и методов обучения, выявлением достоинств и недостатков. Результаты обязательно обсуждаются на заседаниях ЦМК и административном совещании.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Конкурс по предмету “Анатомия и физиология” проводится традиционно по окончании разделов нормальной анатомии и физиологии.

Отбор соревнующихся осуществляется на основании текущих результатов успеваемости студентов, с учетом их систематической работы в течение всего цикла. В организации и проведении конкурса кроме преподавателя активное участие принимают студенты старших курсов, которые входят в состав жюри, являются соведущими.

В конкурс включаются задания практически ко всем разделам предмета. Среди заданий есть и такие, которые требуют не только знания нормальной анатомии и физиологии, но и логического мышления, остроумия, расширенного кругозора.

За месяц до проведения конкурса команды-участницы знакомятся с основной тематикой заданий. Особенно тщательная подготовка ведется к первому заданию – “Представление команд” и последнему – “Домашнее задание”.

Для болельщиков можно подготовить задания в виде ребусов.

Задания, предлагаемые конкурсантам, могут наполняться новым содержанием или варьировать по усмотрению преподавателя.


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Приветственное слово преподавателя анатомии.
  2. Открытие конкурса.
  3. Задания конкурса.
  4. Подведение итогов.
  5. Заключительное слово преподавателя анатомии и присутствующих гостей.

УЧАСТНИКИ КОНКУРСА        

        1. Студенты группы 1Ф:

  1. Команда №1 (подгруппа)
  2. Команда №2 (подгруппа)

2. Студенты старших курсов

3. Преподаватели

Место проведения:                 кабинет анатомии.

Время проведения:                1,5 часа

Оснащение:                

  1. Парты для участников конкурса.
  2. Бумага, фломастеры, пластилин.
  3. Карточки с заданиями к темам: “Круги кровообращения, “Дыхание”, “Пищеварение”, “Нервная система”.
  4. Карточки с наименованиями органов на латинском языке.
  5. Кроссворд к теме “Кровь”
  6. Компьютерная презентация, проектор.
  7. Торс человека и муляжи органов (печень, сердце, гортань, легкие, головной мозг)

Протокол конкурса.


Перечень использованной литературы:

  1. Воробьева Е.А., Губарь А.В. Анатомия и физиология. – М.: Альянс, 2009.- 432с.
  2. Санусев Р.П., Селин Ю.М. Анатомия человека. – М: Оникс, 2006. – 576с.
  3. Физиология / Под ред. Георгиевой С.А. - М.: Альянс, 2009.- 400с.
  4. “Дидактический материал по анатомии, физиологии, гигиене” – ассоциация учителей биологии.
  5. Материал интернета:

http://www.mc-profi.ru/pozvonochnik-cheloveka.html

http://health.yahoo.net/human-body-maps/diaphragm

http://www.critical.ru/RegionarSchool/content/view/lessons/13/0001_01.html

http://medarticle.moslek.ru/articles/40671.htm

http://www.apteka.uz/serdechno-sosudistaya_sistema/polojenie_serdca_v_perikarde

http://health.wild-mistress.ru/wm/health.nsf/publicall/B04219F76AB297CDC32574040056269F

http://medlaba.ru/norma-eritrocitov-v-krovi/

http://www.dental-surgeon.ru/maxillofacial-surgery/trigeminal-nerve/

http://tonsilremoval.net/

http://www.tryphonov.ru/tryphonov2/terms2/acinl.htm

http://www.3dscience.com/3D_Models/Human_Anatomy/Urinary/Nephron.php

  1. Атлас анатомии человека: электронный справочник по анатомии: 2 CD.

КОНКУРС ПО АНАТОМИИ СРЕДИ КОМАНД ГРУППЫ 1Ф

  1. Приветственное слово преподавателя анатомии.
  2. Открытие конкурса. (Приложение 1))
  3. Задания к конкурсу.

  1. Разминка (вопрос-ответ) (Приложение 2)

За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

  1. Задание к теме “Ткани”.

Определение по слайдам вид ткани.

За каждый правильно определенный вид ткани участник команды получает 1 балл.

  1. Задание к теме “Строение и соединение костей”.
  1. Собрать верхнюю и нижнюю конечность (быстро и правильно).

Оценивается по 3 бальной системе. Дополнительно – определение мест наиболее частых переломов (1 балл).

  1. На предложенных слайдах определить кость черепа и перечислить ее структуры, имеющие клиническое значение.

За каждый правильный ответ участник команды получает 1 балл.

  1. Задание к теме “ Мышечная система” (Приложение 3)

Правильно назвать  показанные движения и перечислить мышцы, их осуществляющие.

Оценивается по 3 бальной системе.

  1. Задание к теме “Нервная система” (Приложение 4)

Решение задач.

Оценивается по 3 бальной системе.

  1. Задание к теме “Кровь” (Приложение 5)

Разгадывание кроссворда.

Оценивается по 3 бальной системе.

  1. Задание на узнавание анатомических структур по их характеристикам (3 характеристики на каждую структуру) (Приложение 6).

Оценивается по 3 бальной системе.

  1. Задание к теме “Круги кровообращения” (Приложение 7).

В предложенном тексте найти ошибки.

За каждую найденную исправленную ошибку 1 балл.

  1. Задание к темам “Дыхание”. “Пищеварение” (Приложения 8-11).
  1. В предложенных текстах по физиологии дыхания и физиологии пищеварения найти ошибки и восполнить недостающие слова.
  2. Определить анатомическую структуру, изображенную на слайде, описать ее состав и значение.

Оценивается по 3 бальной системе.

  1. Задание на выявление знания латинского названия органа и расположение его в организме.

Таблички с латинскими названиями органов необходимо быстро и правильно закрепить (с помощью пластилина) на органах торса человека.

Оценивается по 3 бальной системе.

  1. Задание на ассоциации – конкурс капитанов.

Задание на совпадение ассоциаций (четырех) к определенному анатомическому или физиологическому понятию, названных капитаном с участниками команды.

Оценивается по 4 бальной системе.

  1. Задание на выявление у студентов функции стереогнозии (узнавание органов на ощупь)

За каждый правильно узнанный орган 1 балл.

  1. Домашнее задание.

Каждая из команд должна либо изобразить, либо описать, не используя медицинских терминов, работу любого органа или физиологический процесс, протекающий в организме.

Оценивается по 5 бальной системе


Приложение 1

Стихотворение про анатомию.

Анатомия – наш друг

Знает каждый медик это.

Без нее мы, как без рук

Словно день без света.

Чтобы долго не искать

Сердце там, где его нету

Нужно хоть немного знать

Сложную науку эту

Чтоб в диагнозе своем

Вам не ошибиться,

Анатомия, друзья!

Тоже пригодиться.

И не будет тот врачом

Кто ее не знает.

Мы того не позовем,

Если плохо станет!

Если же ее поймешь,

То не пожалеешь.

Любой орган ты найдешь

И помочь сумеешь!

Анатомия – наш друг

Знает каждый медик это.

Без нее мы как без рук

Словно день без света


Приложение 2

Разминка

Задание № 1

  1. Число позвонков в позвоночном столбе                        (32-34)
  2. Главная дыхательная мышца                                        (диафрагма)
  3. Широкое плоское сухожилие                                        (апоневроз)
  4. Число пар спинномозговых нервов                                (31 пара)
  5. Нерв, осуществляющий иннервацию мимических мышц        (лицевой)
  6. Разрушение эритроцитов                                        (гемолиз)
  7. Сдвиг реакции крови в щелочную сторону                        (алкалоз)
  8. Серозная оболочка, покрывающая сердце                        (перикард)
  9. Клапан, расположенный между правым желудочком и

правым предсердием                                                (трехстворчатый)

  1. Корковый центр зрения расположен в                                 (затылочной доли гол. мозга)
  2. Онкотическое давление крови равно                                (25-30 мм.рт.
  3. Медиатор симпатической нервной системы                        (норадреналин)
  4. Нерв - самый большой в организме                                (седалищный)
  5. Склеивание эритроцитов                                        (агглютинация)
  6. Орган, в котором образуются яйцеклетки                        (яичники)
  7. Tonsilla по латински обозначает                                 (миндалина)        
  8. Осмотическое давление крови равно                                (7,6 атм.)
  9. Кожа лица и зубы иннервируются нервом                        (тройничным)        
  10. Клапан, расположенный в устье аорты                                (полулунный)        
  11. Корковый центр слуха находится в                                 (височной доли)        


Приложение 3

Задание  № 4

Назвать правильно показанные движения и перечислить мышцы, осуществляющие эти движения

  1. Сгибание позвоночника
  1. мышцы живота (прямая, наружная и внутренняя косые)
  2. мышцы шеи (передняя, средняя, задняя лестничные0

  1. Разгибание позвоночника
  1. мышцы спины (трапециевидная, ременная мышца головы и шеи, мышца выпрямляющая позвоночник)

  1. Сгибание плеча в плечевом суставе
  1. мышца плечевого пояса (дельтовидная)
  2. мышца груди (большая грудная)
  3. мышца  плеча (двуглавая, клювовидно-плечевая)

  1. Разгибание плеча в плечевом суставе
  1. мышца плечевого пояса (дельтовидная)
  2. мышца  плеча (трехглавая)
  3. мышца спины (широчайшая)

  1. Сгибание бедра в тазобедренном суставе
  1. мышца таза (подвздошно-поясничная)
  2. мышцы бедра (четырехглавая, портняжная)

  1. Разгибание бедра в тазобедренном суставе
  1. мышцы бедра (двуглавая, полуперепончатая, полусухожильная)
  2. мышца таза (большая ягодичная)

  1. Акт вдоха
  1. диафрагма
  2. мышцы груди (наружные межреберные)
  3. мышца спины (верхняя задняя зубчатая)
  4. мышцы шеи (лестничные)

  1. Акт выдоха
  1. диафрагма
  2. мышцы груди (внутренние межреберные)
  3. мышца спины (задняя нижняя зубчатая)
  4. мышца живота

Приложение 4

Задание № 5

Задачи к теме “Нервная система”

№ 1

У молодой женщины произошло кровоизлияние в промежуточный мозг. Какие структуры промежуточного мозга повреждены и возможные последствия такой патологии.

№ 2

У молодого мужчина образовалась опухоль в продолговатом мозге. Какие структуры повреждены и возможные последствия такой патологии.


Приложение 5

Задание № 6

Задания к кроссворду “Кровь”

 По горизонтали:

  1. Движение лимфы

5. Препарат из ослабленных или убитых микроорганизмов

7. Форменный элемент крови, участвующий в переносе газов

9. Нерастворимый белок крови

  1. Железа внутренней секреции, участвующая в кроветворении
  1. Жидкость, образующая внутреннюю среду организма

14. Разрушение эритроцитов

16. Движение крови по кровеносным сосудам

  1. Человек, принимающий кровь
  1. Сокращение сердца
  2. Мельчайший кровеносный сосуд
  3. Форменный элемент крови, участвующий в свертывании

По вертикали:

  1. Агранулоцит крови
  1. Вещество, вырабатываемое на чужеродный белок
  2. Процесс пожирания клеток

6. Белок плазмы, участвующий в иммунитете

  1. Дыхательный пигмент крови
  1. Растворимый белок плазмы

12. Гранулоцит крови

  1. Форменный элемент плазмы крови, участвующий в фагоцитозе

15. Сосуд, несущий кровь от сердца

  1. Увеличение кровенаполнения органа
  1. Склеивание эритроцитов

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

1

1

1

9

1

1

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

1

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

19

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

22

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

1

1

1

9

1

1

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

1

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

19

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

22

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Эталон ответов к кроссворду.

По горизонтали:

1. Лимфообращение.

  1. Вакцина
  1. Эритроцит

9. Фибрин

10. Тимус

11. Лимфа

  1. Гемолиз

16. Кровообращение

19. Реципиент

20. Систола

21. Капилляр

22. Тромбоцит

По вертикали:

2. Моноцит

3. Антитело

4. Фагоцитоз

6. Глобулин

8. Гемоглобин

9. Фибриноген

12. Базофил

13. Лейкоцит

15. Артерия

17. Гиперемия

18. Агглютинация


Приложение 6

Задание №7

  1. бывает из глины
  2. там хранят жидкость
  3. по нему течет кровь

                                          (сосуд)

  1. о нем поет Утесов
  2. бывает доброе и злое
  3. насос организма

                                         (сердце)

  1. грань стола
  2. у Адама на одно меньше
  3. прикрепляется к грудине

                                          (ребро)

  1. у каждого народа свой
  2. бывает заливной
  3. орган вкуса

                                         (язык)

  1. бывает со льдом
  2. может быть мыльный
  3. депо желчи

                                        (пузырь)

  1. бывает санитарный
  2. может быть морской
  3. бывает лимфатический

                                       (узел)

  1. волк вместо этого получил кожуру
  2. есть у лимона
  3. бывает печеночная

                                          (долька)

  1. это окружает нас
  2. бывает воздушным
  3. есть субарахноидальное

                                  (пространство)


Приложение 7

Задание № 8

Круги кровообращения

(Найти ошибки в прочитанном тексте)

        Малый круг кровообращения начинается легочным стволом, несущим венозную кровь из правого предсердия в легкие, где кровь насыщается кислородом и отдает углекислый газ, становится артериальной и по легочным артериям возвращается в левый желудочек.

        Большой круг кровообращения начинается аортой, несущей артериальную кровь из левого предсердия. От аорты отходят артерии ко всем органам и тканям организма, где кровь отдает кислород и питательные вещества, а получает углекислый газ, становится венозной и по верхней полой вене оттекает в правый желудочек.


Ошибки

  1. Легочный ствол выходит из правого желудочка.
  2. Артериальная кровь из легких оттекает по легочным венам.
  3. Легочные вены несут кровь в левое предсердие.
  4. Аорта выходит из левого желудочка .
  5. Большой круг кровообращения заканчивается верхней и нижней полой венами.
  6. По полым венам кровь оттекает в правое предсердие.


Приложение 8

Задание № 9

Найти ошибки и восполнить недостающие слова в тексте.

 “Физиология пищеварения”

(фрагменты)

Процесс пищеварения начинается в полости рта, где осуществляется механическая, химическая обработка пищи, всасывание лекарственных веществ. Химическая обработка пищи осуществляется под действием слюны, содержащей ферменты амилазу и мальтазу, расщепляющие жиры, муцин, склеивающий пищевой комок, лизоцим, обладающий ____________ действием. Далее пищевой комок через глотку и пищевод попадает в желудок. В желудке происходит переваривание пищи под действием желудочного сока, содержащего:

  1. ферменты: пепсин, расщепляющий белки, липазу, расщепляющую жиры молока;
  2. соляную кислоту
  3. муцин
  4. фактор Касла.

Последний необходим для всасывания витамина С. В желудке всасываются лекарственные вещества, алкоголь, вода, белки. Благодаря систолическим сокращениям желудка пища продвигается от кардиального отдела к пилорическому. Из желудка пища попадает в тонкую кишку, а затем в толстую кишку. В тонкой кишке пища переваривается под действием соков:

  1. _____________
  2. _____________
  3. _____________

Белки здесь расщепляются до аминокислот под  действием трипсина, химотрипсина,  аминопептидазы; жиры распадаются до глицерина и жирных кислот под влиянием липазы и фосфолипазы, амилаза, мальтаза и сахароза расщепляют углеводы до ______________. Желчь способствует всасыванию углеводов, обладает бактерицидным действием. В тонкой кишке осуществляется всасывание всех питательных веществ. В толстой кишке всасывается преимущественно ________. Здесь осуществляется депонирование кишечного содержимого, формирование каловых масс и их эвакуация.


Приложение 9

Задание № 9.

Найти ошибки и восполнить недостающие слова в тексте.

“Физиология дыхания”

(фрагменты)

Дыханием называют процесс газообмена между живым организмом и окружающей средой, а также между кровью и тканями организма. Дыхание включает:

  1. внешнее дыхание
  2. транспорт газов кровью
  3. внутреннее (тканевое) дыхание.

Внешнее дыхание представлено газообменом между  атмосферным и альвеолярным воздухом; а также между воздухом легочных альвеол и кровью легочных капилляров. К легким притекает венозная кровь, насыщенная ___________. Так как давление О2 в альвеолах  меньше чем в венозной крови, то кислород перемещается из альвеол в капилляры. Напротив, давление СО2 меньше в венозной крови, чем в альвеолярном воздухе, поэтому СО2 диффундирует в альвеолы. Кислород, попав в кровь, соединяется с гемоглобином, образуется соединение _______________, кровь становится артериальной. Последняя направляется ко всем тканям организма, где будет осуществляться процесс внутреннего дыхания. Кислород из крови перемещается в ткань, т.к. давление О2 в артериальной крови больше, чем в тканях.

Углекислый газ из тканей направляется в кровь, т.к. его содержимое в тканях выше, чем в крови. Кровь становится венозной. В крови часть углекислого газа соединяется с гемоглобином, образуется соединение карбоксигемоглобин; другая часть соединяется с водой, образуется ________________. Последняя реагирует с ионами Nа и К, вследствие чего образуются бикарбонаты.

Таким образом, углекислый газ транспортируется к легким в связи с гемоглобином и в виде бикарбонатов.

Основной центр дыхания расположен в _____________________ мозге и состоит из центра вдоха и выдоха. Центр вдоха представлен экспираторными нейронами, а центр выдоха - инспираторными нейронами.

Специфическим регулятором дыхательного центра является кислород.


Приложение 10

Эталон к заданию № 9

“Физиология пищеварения”

 (фрагменты).

Процесс пищеварения начинается в полости рта, где осуществляется механическая, химическая обработка пищи, всасывание лекарственных веществ. Химическая обработка пищи осуществляется под действием слюны, содержащей ферменты амилазу и мальтазу, расщепляющие углеводы; муцин, склеивающий пищевой комок, лизоцим, обладающий бактерицидным действием. Далее пищевой комок через глотку и пищевод попадает в желудок. В желудке происходит переваривание пищи под действием желудочного сока, содержащего 1) ферменты пепсин, расщепляющий белки; липазу, расщепляющую жиры молока; 2) соляную кислоту; 3) муцин; 4) фактор Касла. Последний необходим для всасывания витамина В12. В желудке всасываются лекарственные вещества, алкоголь, вода.

Благодаря перистальтическим движением желудка пища продвигается от кардиального отдела к пилорическому. Из желудка пища попадает в тонкую, а затем в толстую кишку. В тонкой кишке пища переваривается  под действием соков - поджелудочного, кишечного, желчи. Белки здесь расщепляются до АК.

Под влиянием трипсина, химотрипсина, аминопептидов; жиры распадаются до глицерина и жирных кислот под действием липазы, фосфолипазы; амилаза, мальтаза, сахароза расщепляют углеводы до глюкозы.

Желчь способствует всасыванию жиров, обладает бактерицидным действием. В тонкой кишке осуществляется всасывание питательных веществ.

В толстой кишке всасывается преимущественно вода. Здесь осуществляется депонирование кишечного содержимого, формирование каловых масс и их эвакуация.


Приложение 11

Эталон к заданию № 9

“Физиология дыхания”

(фрагменты).

Дыханием называют процесс газообмена между живым организмом и окружающей средой, а также между кровью и тканями. Дыхание включает:

1) внешнее дыхания,

  1. транспорт газов кровью,
  2. внутреннее дыхание (тканевое).

Внешнее дыхание включает газообмен между атмосферным и альвеолярным воздухом; а также между воздухом легочных альвеол и кровью легочных капилляров. К легким притекает венозная кровь, насыщенная углекислым газом. Так как рО2 в альвеолах больше, чем в венозной крови, то О2 перемещается из альвеол в капилляры. Напротив, давление СО2 больше в венозной крови, чем в альвеолярном воздухе, поэтому СО2 диффундирует в альвеолы.

Кислород, попав в кровь, соединяется с гемоглобином, образуется соединение оксигемоглобин; кровь становится артериальной. Последняя направляется ко всем тканям организма, где будет осуществляться процесс внутреннего дыхания. Кислород из крови перемещается в ткань, т.к. рО2 в артериальной крови больше, чем в тканях. Углекислый газ из ткани направляется в кровь, т.к. его содержимое в тканях гораздо выше, чем в крови. Кровь становится венозной. В крови часть углекислого газа соединяется с гемоглобином, образуется соединение - карбгемоглобин; другая часть соединяется с водой, образуется угольная кислота. Последняя реагирует с ионами Nа, К, вследствие чего образуются бикарбонаты.

Таким образом СО2 транспортируется к легким в связи с гемоглобином и в виде бикарбонатов.

Основной центр дыхания расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центра вдоха, представленного инспираторными нейронами и центра выдоха, представленного экспираторными нейронами.

Специфическим регулятором дыхательного центра является углекислый газ.


ПРОТОКОЛ КОНКУРСА ПО АНАТОМИИ

Задание

1 подгруппа

2 подгруппа

1  Разминка

2.  Задание к теме “Ткани”

3.  Задание к теме “Строение и соединение костей”.

4.  Задание к теме “Мышечная система”.

5.  Задание к теме “Нервная система”.

6.Задание к теме “Кровь”.

    Кроссворд.

7. Задание на узнавание анатомических структур по их характеристикам

8. Задание к теме “Круги кровообращения”.

9. Задания к темам “Дыхание”. “Пищеварение”.

10. Задание на знание латинского    названия органа и его расположения.

11. Задание на ассоциации  

12. Задание на определение органа на  ощупь.

13. Домашнее задание.

ИТОГО: