ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Как известно, компетенция – это такое качество личности, которое существует и развивается в двуединстве: в личности и в социуме. Следовательно, развивая компетентность, педагоги развивают личные качества субъекта образовательного процесса и качества, связывающие его с социумом, с жизнью. Компетенция – личное качество человека, склонное к развитию. Это создаёт современному педагогу обширное поле деятельности.
В Тульском государственном машиностроительном колледже имени Никиты Демидова студенты осваивают образовательную программу по специальности СПО Дизайн (по отраслям). Для данной специальности учебная дисциплина «История изобразительного искусства» является общепрофессиональной. Вне всякого сомнения, предмет, посвящённый искусству, его истории является важным звеном в формировании общих компетенций будущих дизайнеров, готовый специалист должен иметь достаточный для успешности в жизни опыт познавательной и творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Активные формы и методы обучения, исследовательский, частично-поисковый, проблемно-поисковый методы призваны оказать преподавателю помощь в достижении такой глобальной задачи, как воспитание личности.
Одна из основных форм занятий по истории изобразительного искусства – это семинар. Задача семинара – продемонстрировать готовность к анализу имеющейся информации, умение применить её к нестандартным ситуациям и вопросам. Так как компетенции формируются на разных этапах занятия, покажем, на каких этапах, с использованием каких форм и методов обучения формируются те или иные компетенции. Приведём примеры из урока, посвящённому жизни и творчеству Рембрандта Х. ван Рейна.
Первый этап – самоцелеполагание – определение задач занятия, его целей студентами. Это, как правило, установка на анализ произведений художника, когда сами студенты очерчивают круг вопросов – важных, интересных либо непонятных, формулируются проблемы, требующие разрешения. Начало урока можно было бы посвятить заполнению таблицы, основываясь на материалах прошлых занятий, по следующим позициям (активация и проверка полученных раннее знаний):
- хронологические рамки возникновения и расцвета стиля барокко;
- значение термина, время возникновения термина;
- предпосылки возникновения стиля;
- художественные особенности стиля в изобразительном искусстве;
- мастера барокко;
- эстетическая концепция стиля.
На данном этапе формируются компетенции самосовершенствования, учебно-познавательная компетенция.
На этапе знакомства с биографией художника целесообразно использовать индивидуальную работу студентов в виде сообщений (с презентацией). Это позволяет развивать познавательный интерес обучающихся, активизировать их творческий потенциал, формировать информационные компетенции. При этом обязательным этапом работы является рецензирование сообщений и прочих творческих работ обучающихся по теме.
Внимание студентов активизирует работа с датами, что формирует единое социокультурное представление о времени, эпохе создания того или иного произведения: с кем из знаменитых современников мог контактировать художник, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднимал в творчестве, какие пути решения предлагал.
Анализ автопортрета художника – обязательный этап занятия. Например, рассматривая автопортреты Рембрандта разных лет, студенты понимают, что жизнь художника была весьма переменчивой и драматичной (сын мельника, в восемнадцать лет начавший самостоятельный путь художника, ещё совсем молодым человеком стал известным и богатым, любимым, окружённым учениками и ещё совсем не старым оказался разорённым, осмеянным, покинутым учениками; его картину для амстердамской ратуши не приняли и заменили работой самого бездарного из его бывших учеников) – великий художник оказался в глубоком конфликте с обществом и своими современниками, темы его поздних автопортретов – внутренняя драма. Отсюда можно вывести и проблемный вопрос занятия. Это способствует формированию общекультурных компетенций.
Формируют компетенцию личностного роста и самосовершенствования, содержат элемент рефлексии и такие вопросы для обсуждения: «Что Вы думаете о жизненном пути Рембрандта?», «Каким человеком был Рембрандт?», «Какие качества личности Вы хотели бы воспитать в себе?», «Как достойно прожить жизнь?» и т.д.
Самостоятельной работой на этом этапе может быть и работа по составлению обобщающей таблицы «Жизнь и творчество Рембрандта Х. ван Рейна» по следующим позициям:
- родной город Рембрандта;
- годы жизни Рембрандта;
- глава амстердамской школы «исторической» живописи, учитель Рембрандта;
- определить жанр картины (например, «Ночной дозор»);
- супруга Рембрандта, изображённая на картинах «Флора», «Даная», «Беллона», «Свадьба Самсона», «Ослепление Самсона», «Ночной дозор»;
- вдохновительница луврской «Вирсавии»;
- музей, в котором хранится картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»;
- вид гравюры, в котором увлечённо работал Рембрандт;
- как называли Рембрандта современники?
Чтобы сделать этот вид работы компетентностно-ориентированным, студенты должны сформулировать выводы в результате своей деятельности: как шло становление и развитие личности Рембрандта, в каком направлении, что определило это направление, какие цели ставил перед собой художник и как их реализовывал.
Основной этап занятия – это анализ произведений художника, важнейшая цель которого – понять идейно-образную, художественную концепцию произведений. Традиционно произведение изобразительного искусства анализируется с художественно-эстетических позиций (выявляются выразительные средства вида изобразительного искусства).
Остановимся на знаменитом «Ночном дозоре» (1642 г.). Прежде чем начать работу по анализу, необходимо обозначить чёткие цели на этом этапе – путём постановки проблемного вопроса, в частности, исходя из вступительного слова преподавателя, работы на первом этапе занятия, например: «Знание жизни, быта и умонастроений эпохи дают нам ключ к пониманию творчества художника. Только лишь? А как насчёт конфликта между личностью художника и обществом?». Далее обучающимся необходимо прокомментировать: вряд ли недовольство заказчиков (амстердамских стрелков) «Ночным дозором» было вызвано только тем, что Рембрандт нарушил традицию живописного решения группового портрета. Прекрасную живопись, мастерство, с которым исполнена картина, современники не могли не оценить. Но в этой картине ритм светлых пятен построен так, что он вызывает тревогу, настораживает, заставляет вглядеться в картину, ища ответа на эту тревогу. Вглядевшись, зритель находит такие неожиданные детали, как, скажем, выхваченная светом карлица (не имеющая совсем никакого отношения к внешнему действию), которые вносят ещё большее беспокойство своей «неутилитарностью», то есть непонятностью для обывателя. Перекрещивающиеся светлые линии пик, сильные движения стрелков – всё это усиливает драматичность, не объясняя её. Вот это необъяснимое беспокойство, остающееся со зрителем, было уж совсем ни к чему богатому обывателю. Он хотел только собственного благополучия и утверждения этого благополучия в искусстве. Заказчики, очевидно, остались недовольны «Ночным дозором». И это не было случайным эпизодом в жизни Рембрандта.
Таким образом, работа по анализу художественно-выразительных средств живописи помогает глубже понять идейно-образное содержание произведения. Идёт процесс формирования собственных жизненных позиций обучающихся, общечеловеческих ценностей.
В продолжение разговора о характере конфликта Рембрандта с современниками можно перейти к анализу нескольких произведений художника – например, работ разных периодов творчества. Здесь широко можно использовать такой вид анализа произведений искусства, как сравнительно-сопоставительный (приём исследовательского метода). Такая работа также помогает обучающимся выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств. Умение сопоставлять, сравнивать вырабатывается в результате сложнейших умственных и психологических процессов, поэтому на выработку навыка сравнительно-сопоставительного анализа следует обращать самое серьёзное внимание.
Итак, поговорим о «Портрете учёного» (1631 г.), «Данае» (1636 г.) и «Портрете старика-еврея» (1654 г.). Сравним руки изображённых. Руки учёного старательно срисованы. Для того чтобы охарактеризовать их, Рембрандту пришлось нарисовать все морщинки кожи. Рисунок скован. Художник в границах рисунка как бы раскрашивает руки и книгу, на которой они лежат. Руку Данаи кисть лепит легко и свободно. Художник опускает детали, границы между предметами растворяются, перед нами живое, дышащее тело. И, наконец, руки старика-еврея. Художник теперь не только не скрывает, как всё сделано, а наоборот, обнажает материал живописи. Мазки пастозные, нервные. Когда смотришь на портрет, отойдя на некоторое расстояние, то красочные мазки превращаются в старческие руки, но всё-таки видишь и краску. Основное эмоционально-образное впечатление идёт от напряжённых отношений золотисто-зеленоватого пятна рук и тёмного коричнево-фиолетового пятна одежды, от создающих мерцающую поверхность, смело, свободно и в то же время точно положенных мазков. Постепенно изменяется цвет – полутона уже не служат, как в «Данае», средством наиболее совершенного изображения тела, они начинают нести основную образную нагрузку. В качестве резюме формулируем вывод о том, что средствами живописи Рембрандт умел передать состояние человека, создать его психологическую характеристику – это качественное изменение отношения к живописи и это величайшее открытие Рембрандта.
Безусловно, значимость работы над сравнительно-сопоставительным анализом произведения искусства невозможно недооценить.
Помимо семинарских занятий при изучении истории изобразительного искусства необходимо проводить проблемные лекции, уроки-дискуссии, посещать экскурсии, использовать активные методы обучения игрового, рейтингового, тренингового характера. В ходе подобных занятий обучающиеся составляют планы, конспекты, опорные схемы, которые становятся средством повышения эффективности обучения, студенты сами выступают с сообщениями по конкретному вопросу, обращаются к собственному жизненному опыту, что способствует наиболее эффективному освоению материала. Такие занятия значительно повышают интерес к изучаемому предмету, активизируют учебно-познавательный процесс.
Важнейшим средством формирования коммуникативной компетенции является образовательная рефлексия, которая служит завершающим этапом занятия и представляет собой обмен мнениями, осмысление обучающимися услышанного, обдуманного – в частности: что дала работа на уроке, о чём стоит задуматься, на все ли вопросы были найдены ответы. Форма может быть устная и письменная, а также возможно написание творческого эссе, например, на тему «Мои мысли и чувства, вызванные картиной Рембрандта "Возвращение блудного сына"».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Кирова Патрикова Анастасия Юрьевна
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области Тульский государственный машиностроительный колледж имени Никиты Демидова
Как известно, компетенция – это такое качество личности, которое существует и развивается в двуединстве: в личности и в социуме. Следовательно, развивая компетентность, педагоги развивают личные качества субъекта образовательного процесса и качества, связывающие его с социумом, с жизнью. Компетенция – личное качество человека, склонное к развитию. Это создаёт современному педагогу обширное поле деятельности.
В Тульском государственном машиностроительном колледже имени Никиты Демидова студенты осваивают образовательную программу по специальности СПО Дизайн (по отраслям). Для данной специальности учебная дисциплина «История изобразительного искусства» является общепрофессиональной. Вне всякого сомнения, предмет, посвящённый искусству, его истории является важным звеном в формировании общих компетенций будущих дизайнеров, готовый специалист должен иметь достаточный для успешности в жизни опыт познавательной и творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Активные формы и методы обучения, исследовательский, частично-поисковый, проблемно-поисковый методы призваны оказать преподавателю помощь в достижении такой глобальной задачи, как воспитание личности.
Одна из основных форм занятий по истории изобразительного искусства – это семинар. Задача семинара – продемонстрировать готовность к анализу имеющейся информации, умение применить её к нестандартным ситуациям и вопросам. Так как компетенции формируются на разных этапах занятия, покажем, на каких этапах, с использованием каких форм и методов обучения формируются те или иные компетенции. Приведём примеры из урока, посвящённому жизни и творчеству Рембрандта Х. ван Рейна.
Первый этап – самоцелеполагание – определение задач занятия, его целей студентами. Это, как правило, установка на анализ произведений художника, когда сами студенты очерчивают круг вопросов – важных, интересных либо непонятных, формулируются проблемы, требующие разрешения. Начало урока можно было бы посвятить заполнению таблицы, основываясь на материалах прошлых занятий, по следующим позициям (активация и проверка полученных раннее знаний):
- хронологические рамки возникновения и расцвета стиля барокко;
- значение термина, время возникновения термина;
- предпосылки возникновения стиля;
- художественные особенности стиля в изобразительном искусстве;
- мастера барокко;
- эстетическая концепция стиля.
На данном этапе формируются компетенции самосовершенствования, учебно-познавательная компетенция.
На этапе знакомства с биографией художника целесообразно использовать индивидуальную работу студентов в виде сообщений (с презентацией). Это позволяет развивать познавательный интерес обучающихся, активизировать их творческий потенциал, формировать информационные компетенции. При этом обязательным этапом работы является рецензирование сообщений и прочих творческих работ обучающихся по теме.
Внимание студентов активизирует работа с датами, что формирует единое социокультурное представление о времени, эпохе создания того или иного произведения: с кем из знаменитых современников мог контактировать художник, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднимал в творчестве, какие пути решения предлагал.
Анализ автопортрета художника – обязательный этап занятия. Например, рассматривая автопортреты Рембрандта разных лет, студенты понимают, что жизнь художника была весьма переменчивой и драматичной (сын мельника, в восемнадцать лет начавший самостоятельный путь художника, ещё совсем молодым человеком стал известным и богатым, любимым, окружённым учениками и ещё совсем не старым оказался разорённым, осмеянным, покинутым учениками; его картину для амстердамской ратуши не приняли и заменили работой самого бездарного из его бывших учеников) – великий художник оказался в глубоком конфликте с обществом и своими современниками, темы его поздних автопортретов – внутренняя драма. Отсюда можно вывести и проблемный вопрос занятия. Это способствует формированию общекультурных компетенций.
Формируют компетенцию личностного роста и самосовершенствования, содержат элемент рефлексии и такие вопросы для обсуждения: «Что Вы думаете о жизненном пути Рембрандта?», «Каким человеком был Рембрандт?», «Какие качества личности Вы хотели бы воспитать в себе?», «Как достойно прожить жизнь?» и т.д.
Самостоятельной работой на этом этапе может быть и работа по составлению обобщающей таблицы «Жизнь и творчество Рембрандта Х. ван Рейна» по следующим позициям:
- родной город Рембрандта;
- годы жизни Рембрандта;
- глава амстердамской школы «исторической» живописи, учитель Рембрандта;
- определить жанр картины (например, «Ночной дозор»);
- супруга Рембрандта, изображённая на картинах «Флора», «Даная», «Беллона», «Свадьба Самсона», «Ослепление Самсона», «Ночной дозор»;
- вдохновительница луврской «Вирсавии»;
- музей, в котором хранится картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»;
- вид гравюры, в котором увлечённо работал Рембрандт;
- как называли Рембрандта современники?
Чтобы сделать этот вид работы компетентностно-ориентированным, студенты должны сформулировать выводы в результате своей деятельности: как шло становление и развитие личности Рембрандта, в каком направлении, что определило это направление, какие цели ставил перед собой художник и как их реализовывал.
Основной этап занятия – это анализ произведений художника, важнейшая цель которого – понять идейно-образную, художественную концепцию произведений. Традиционно произведение изобразительного искусства анализируется с художественно-эстетических позиций (выявляются выразительные средства вида изобразительного искусства).
Остановимся на знаменитом «Ночном дозоре» (1642 г.). Прежде чем начать работу по анализу, необходимо обозначить чёткие цели на этом этапе – путём постановки проблемного вопроса, в частности, исходя из вступительного слова преподавателя, работы на первом этапе занятия, например: «Знание жизни, быта и умонастроений эпохи дают нам ключ к пониманию творчества художника. Только лишь? А как насчёт конфликта между личностью художника и обществом?». Далее обучающимся необходимо прокомментировать: вряд ли недовольство заказчиков (амстердамских стрелков) «Ночным дозором» было вызвано только тем, что Рембрандт нарушил традицию живописного решения группового портрета. Прекрасную живопись, мастерство, с которым исполнена картина, современники не могли не оценить. Но в этой картине ритм светлых пятен построен так, что он вызывает тревогу, настораживает, заставляет вглядеться в картину, ища ответа на эту тревогу. Вглядевшись, зритель находит такие неожиданные детали, как, скажем, выхваченная светом карлица (не имеющая совсем никакого отношения к внешнему действию), которые вносят ещё большее беспокойство своей «неутилитарностью», то есть непонятностью для обывателя. Перекрещивающиеся светлые линии пик, сильные движения стрелков – всё это усиливает драматичность, не объясняя её. Вот это необъяснимое беспокойство, остающееся со зрителем, было уж совсем ни к чему богатому обывателю. Он хотел только собственного благополучия и утверждения этого благополучия в искусстве. Заказчики, очевидно, остались недовольны «Ночным дозором». И это не было случайным эпизодом в жизни Рембрандта.
Таким образом, работа по анализу художественно-выразительных средств живописи помогает глубже понять идейно-образное содержание произведения. Идёт процесс формирования собственных жизненных позиций обучающихся, общечеловеческих ценностей.
В продолжение разговора о характере конфликта Рембрандта с современниками можно перейти к анализу нескольких произведений художника – например, работ разных периодов творчества. Здесь широко можно использовать такой вид анализа произведений искусства, как сравнительно-сопоставительный (приём исследовательского метода). Такая работа также помогает обучающимся выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств. Умение сопоставлять, сравнивать вырабатывается в результате сложнейших умственных и психологических процессов, поэтому на выработку навыка сравнительно-сопоставительного анализа следует обращать самое серьёзное внимание.
Итак, поговорим о «Портрете учёного» (1631 г.), «Данае» (1636 г.) и «Портрете старика-еврея» (1654 г.). Сравним руки изображённых. Руки учёного старательно срисованы. Для того чтобы охарактеризовать их, Рембрандту пришлось нарисовать все морщинки кожи. Рисунок скован. Художник в границах рисунка как бы раскрашивает руки и книгу, на которой они лежат. Руку Данаи кисть лепит легко и свободно. Художник опускает детали, границы между предметами растворяются, перед нами живое, дышащее тело. И, наконец, руки старика-еврея. Художник теперь не только не скрывает, как всё сделано, а наоборот, обнажает материал живописи. Мазки пастозные, нервные. Когда смотришь на портрет, отойдя на некоторое расстояние, то красочные мазки превращаются в старческие руки, но всё-таки видишь и краску. Основное эмоционально-образное впечатление идёт от напряжённых отношений золотисто-зеленоватого пятна рук и тёмного коричнево-фиолетового пятна одежды, от создающих мерцающую поверхность, смело, свободно и в то же время точно положенных мазков. Постепенно изменяется цвет – полутона уже не служат, как в «Данае», средством наиболее совершенного изображения тела, они начинают нести основную образную нагрузку. В качестве резюме формулируем вывод о том, что средствами живописи Рембрандт умел передать состояние человека, создать его психологическую характеристику – это качественное изменение отношения к живописи и это величайшее открытие Рембрандта.
Безусловно, значимость работы над сравнительно-сопоставительным анализом произведения искусства невозможно недооценить.
Помимо семинарских занятий при изучении истории изобразительного искусства необходимо проводить проблемные лекции, уроки-дискуссии, посещать экскурсии, использовать активные методы обучения игрового, рейтингового, тренингового характера. В ходе подобных занятий обучающиеся составляют планы, конспекты, опорные схемы, которые становятся средством повышения эффективности обучения, студенты сами выступают с сообщениями по конкретному вопросу, обращаются к собственному жизненному опыту, что способствует наиболее эффективному освоению материала. Такие занятия значительно повышают интерес к изучаемому предмету, активизируют учебно-познавательный процесс.
Важнейшим средством формирования коммуникативной компетенции является образовательная рефлексия, которая служит завершающим этапом занятия и представляет собой обмен мнениями, осмысление обучающимися услышанного, обдуманного – в частности: что дала работа на уроке, о чём стоит задуматься, на все ли вопросы были найдены ответы. Форма может быть устная и письменная, а также возможно написание творческого эссе, например, на тему «Мои мысли и чувства, вызванные картиной Рембрандта "Возвращение блудного сына"».
Список литературы:
- Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. - Тюмень, 2006. - 216 с.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8 - 14.
- Голяева, Н.В. Компетентностный подход в реализации оценки качества подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования / Н.В. Голяева // Интеграция образования. - 2011. - №4. - С. 20 - 24.
- Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников. Методические рекомендации / Г.А. Карпова. - Екатеринбург, 2000. - 39 с.
- Темняткина, О.В. Методика формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся в учреждениях НПО и СПО. Методические рекомендации / О.В. Темняткина. - Екатеринбург, 2012. - 79 с.