ФОТОФАКТ МЕРОПРИЯТИЯ "12.09.2023 ГОДА 421 ГРУППА ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ. ТЕМА: "ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ АВАРИЙНОГО ХАРАКТЕРА В ЖИЛИЩЕ"".

Никишов Владимир Николаевич

 ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОТОФАКТ МЕРОПРИЯТИЯ "12.09.2023 ГОДА 421 ГРУППА ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ. ТЕМА: "ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ АВАРИЙНОГО ХАРАКТЕРА В ЖИЛИЩЕ"".

Владимир Николаевич Никишов

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Web-адрес сайта: http://nsportal.ru Nikishov-vladimir-nikolaevich 

Занятие поводили в кабинете №40 Краснослободского аграрного техникума.

«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учится в нём умирает учитель».

/К.Д. Ушинский/.

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами

                                                                    /Лессинг/.

C:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Разговоры о важном. 421 группа\IMG_20230918_132454.jpg

Мероприятие поводит преподаватель зооветеринарных дисциплин Владимир Николаевич Никишов.

Преподаватель Владимир Николаевич проводит перекличку студентов.

C:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Разговоры о важном. 421 группа\IMG_20230919_103527.jpgC:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Разговоры о важном. 421 группа\IMG_20230919_103504.jpgC:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Разговоры о важном. 421 группа\IMG_20230919_103428.jpgC:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Разговоры о важном. 421 группа\IMG_20230919_103356.jpgC:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Разговоры о важном. 421 группа\IMG_20230919_103339.jpg

C:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Разговоры о важном. 421 группа\IMG_20230919_103324.jpgC:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Разговоры о важном. 421 группа\IMG_20230919_103250.jpgC:\Documents and Settings\пк\Рабочий стол\Для фотоотчета материал. в январе\Разговоры о важном. 421 группа\IMG_20230919_103232.jpg

Студенты отчитываются по заданию.

Внеурочное занятия. Тема: «Экстремальная ситуация аварийного характера в жилище»

Цель: показать, как существенно усложнились ситуации пожара с появлением новых источников возгорания, с широким использованием в отделке жилищ горючих синтетических материалов, с затруднением при эвакуации, так как запасные выходы обычно завалены и др.; обучить самому важному фактору - организации собственной деятельности в ситуации с пожаром, научить четко представлять возможность эвакуации при пожаре из многоэтажных зданий; накапливать знания и опыт поведения в опасных ситуациях.

Форма проведения: Беседа.

Учебные вопросы, рассматриваемые на занятиях:

1. Пожар в жилище. Возможные причины возникновения пожара (неполадки электросети, возгорание телевизора, утечка газа).

2. Особенности горения синтетического материала. Огнестойкость строений.

3. Правила поведения при пожаре.

4. О пожарной безопасности домов повышенной этажности. Способы эвакуации из многоэтажных зданий.

Ход занятия

I. Вступительная беседа.

Преподаватель. На протяжении нескольких занятий мы рассмотрим важные вопросы, касающиеся пожарной безопасности.

Как возникает пожар в жилище? Каковы возможные причины возникновения пожара? (Неполадки электросетей, возгорание телевизора, утечка газа.) На этих и других вопросах пожарной безопасности остановимся более подробно.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

В городах и сельской местности ускоренными темпами осуществляется широкое жилищное строительство. Новые современные строения и старые дома обеспечиваются газом, который используется и для отопления, и для кухонных газовых плит. Каждая квартира потребляет много электроэнергии. Она не только освещает жилище, но и является источником питания электроприборов. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии.

В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же. Вспомните основные из них и назовите.

Учащиеся. Основными причинами пожаров являются:

- неосторожное обращение с огнем в самых разнообразных формах;

- небрежное использование бытовых нагревательных приборов;

- нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки;

- неумение правильно эксплуатировать газовые приборы, особенно те, которые работают на сжиженном газе;

- возгорание телевизоров, радиоаппаратуры;

- неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов;

- шалости детей с огнем.

Учитель. Сегодняшний «круглый стол» мы посвятим серьезным и важным проблемам, которые возникают в результате пожаров, услышим компетентное мнение специалистов по вопросам пожарной безопасности в жилище.

II. Изложение материала по теме.

Преподаватель. Остановимся на наиболее распространенных причинах пожаров.

1. Сообщения учащихся.

1) Неосторожное обращение с огнем.

Учащиеся. Самой распространенной причиной пожара является неосторожное обращение с огнем. Нередко эта неосторожность становится небрежностью. Она характеризуется небрежностью при курении, неосторожном пользовании приборами освещения с открытым пламенем особенно на чердаках, в сенях, кладовых и других хозяйственных постройках:

- свечами;

- керосиновыми лампами;

- фонарями;

- факелами и т. д.

Пожар может возникнуть и от костра, если он разложен вблизи строений, и не столько от пламени костра, сколько от искр, которые летят по ветру при сжигании мусора, сухой травы, остатков строительных материалов и т. д.

В последнее время для декоративного освещения широко используют свечи, забывая при этом простые меры предосторожности. Поэтому следует помнить, что нельзя укреплять свечи расплавленным стеарином на столе, доске, на папиросных и спичечных коробках, на подоконнике или стуле, так как свеча может опрокинуться и при догорании послужить причиной пожара. При пользовании свечами нужно иметь невысокие устойчивые металлические подсвечники, либо ставить свечи в тарелку и т. д. Нельзя ходить с горящей свечой на чердаки, в сараи, кладовые. Лучше всего для этого пользоваться электрическими, керосиновыми фонарями.

На небрежности при курении следует остановиться особо. Нужно учитывать, что эту причину определить не всегда легко. Ведь курящих у нас пока еще много, отсюда и вероятность пожара велика. Нередко еще можно наблюдать, как отдельные люди, прикуривая, бросают спички и окурки куда попало, курят в запрещенных местах, где это особенно опасно, кладут окурки на деревянные предметы, вблизи вещей, способных к воспламенению при малейшем соприкосновении с огнем. Опыты, проведенные в Новосибирской пожарно-технической станции, показали:

- максимальная температура тлеющей папиросы колеблется в пределах 300—420 °С, время тления ее составляет 4-8 минут;

- сигарета в начальный момент имеет температуру 310-320 °С, которая потом снижается до 240-260 °С, время тления 26-30 минут;

- сосновая дранка воспламеняется через 60-80 минут, а крупные мебельные отходы (доски, бруски различного сечения) через 18-21 минут после попадания в них непогашенной папиросы;

- окурок, брошенный на опилки, вызывает их тление, но через 5-6 минут, оно прекращается. Сам же окурок тлеет еще 5-15 минут. Тепло, выделяющееся при этом, с потоком воздуха проникает в глубь опилок. Через 130-180 минут температура их поднимается до 410-470 °С и происходит воспламенение;

- тлеющий окурок способен вызвать воспламенение бумаги.

Из всего вышеперечисленного видно, что пожары, вызванные непогашенной папиросой или сигаретой, более распространены, чем может показаться на первый взгляд.

В зимнее время с наступлением сильных похолоданий нередко замерзают водопроводы и канализационные трубы, трубы и приборы центрального отопления. Пренебрегая мерами пожарной безопасности, их нередко отогревают пламенем факелов или паяльных ламп. А это приводит к пожарам. Для отогревания такого рода труб рекомендуется применять горячую воду или нагретый песок. Иногда металлические трубы, нагретые в одном помещении, за счет теплоотдачи воспламеняют соприкасающиеся с ними сгораемые материалы, расположенные в соседнем помещении.

Вывод:

Единственной профилактической мерой в борьбе с пожарами являются элементарные меры предосторожности, повышение культуры поведения людей при обращении с огнем. Здесь настолько все просто, что каких-то правил, специальных норм не существует, все определяет сама жизнь. Каждый человек должен выработать в себе аккуратность и осмотрительность. Нужно контролировать друг друга, бороться с рассеянностью, свойственной многим людям.

2) Нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электрическими приборами.

С каждым днем увеличивается ассортимент электроприборов, устройств и машин, без которых уже немыслим быт современного жителя. Это электрические утюги, плитки, рефлекторы, камины, радиаторы, полотеры, стиральные машины, холодильники, электрические дрели и многое другое.

Из общего числа пожаров от электробытовых приборов примерно 40 % происходит от электроутюгов, такое же количество от электрических каминов, рефлекторов, радиаторов и самодельных обогревательных устройств, 10 % от электроплиток, 4 % от электрических чайников, кофеварок и других водонаполняемых приборов.

Наиболее распространенной причиной пожаров, вызванных электробытовыми приборами, является перегрев окружающих предметов и материалов, расположенных вблизи электронагревательных приборов, продолжительное время находящихся в включенном состоянии, оставленных без присмотра или под «присмотром» малолетних детей.

Пожарная опасность большинства электронагревательных приборов заключена в нагреве их нижней части и боковых поверхностей до температур, достаточных для воспламенения древесины, текстиля и других сгораемых предметов.

О возможности нагрева их до высоких температур свидетельствует такой показатель их паспортных данных, как мощность.

О пожарной опасности электронагревательных приборов говорит следующий опыт: включенные в электрическую сеть электрические чайники или плитки нагревали поверхность подставок через 20 минут до температуры 100-150 °С, через 60 минут - 150-180 °С. Под оставленным включенным в сеть электрическим утюгом через 15 минут температура достигает 400-500 °С. Поэтому даже технически исправные электронагревательные приборы могут вызвать воспламенение горючих поверхностей, на которые они установлены.

Казалось бы, что такой прибор, как электрочайник, не может вызвать пожар, поскольку в нем находится вода. Если поставить включенный электрочайник на стол или буфет и оставить длительное время без наблюдения, то вода выкипит, дно чайника накалится до температуры 300-500 °С, а этого достаточно, чтобы произошел пожар. Водонагревательные приборы уже через 15-20 минут после выкипания воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности. При испытании электрических чайников с нагревательным элементом мощностью 600 Вт воспламенение основания произошло через 3 минуты после выкипания воды.

Бытовые электронагревательные приборы необходимо устанавливать на негорючее основание (подставку) достаточной толщины. Ею может быть мраморная плита, плита из цемента, кирпичи и т. п., которые ни в коем случае не следует укрывать пленкой, клеенкой, бумагой, а также горючими облагораживающими покрытиями. Опытным приемом было установлено, что через 3 часа после начала испытаний под облицовочной плиткой, использованной в качестве подставки под электрочайник, температура достигла 500 °С.

2. Инструктирование по правилам пожарной безопасности при эксплуатации электроприборов.

Главные меры предосторожности и правила пожарной безопасности при эксплуатации электрических нагревательных приборов следующие:

- нагревательные приборы можно устанавливать только на несгораемые подставки (достаточной толщины);

- запрещается оставлять их включенными на время ухода из квартиры и домов;

- опасно изготовлять самодельные нагревательные приборы особенно большой мощности;

- запрещается включать в розетку одновременно несколько приборов;

- необходимо наблюдать за плотностью контактов в местах присоединения приборов к вилке, клеммам, между собой и т. д.

3. Мнение специалиста по электрооборудованию по теме «Нарушение правил пожарной безопасности при неправильной эксплуатации электросети, неисправной электропроводке».

Пожары могут возникать от неисправной электропроводки или неправильной эксплуатации электросети. Это объясняется с одной стороны тем, что при прохождении по проводнику тока всегда выделяется тепло. Но в обычных, нормальных условиях оно рассеивается в окружающую среду быстрее, чем успеет нагреться проводник. Для каждой электрической нагрузки соответственно подбирается и проводник определенного сечения. Если сечение проводника не соответствует нагрузке, то есть меньше, чем положено по расчету, то будет выделяться так много тепла, что оно не успеет рассеиваться, и проводник будет нагреваться. Это может произойти, например, если в одну розетку включено несколько бытовых приборов одновременно. Возникает перегрузка. Провода могут нагреться, а изоляционный материал воспламенится.

Аналогичные явления объясняют опасность применения в электросетях звонковых, телефонных, монтажных проводов, сечение которых не рассчитано на потребляемый ток.

Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, являются короткие замыкания. Они наступают тогда, когда два проводника без изоляции (накоротко) соединяются друг с другом. По существу, это тоже явление перегрузки, но оно сопровождается резким возрастанием силы тока. Провода мгновенно нагреваются до такого состояния, что металлические жилы плавятся, наблюдается интенсивное выделение искр и большого количества тепла. Если в месте короткого замыкания окажутся горючие материалы и сгораемые конструкции, они моментально воспламеняются. Вот почему необходимо следить за исправностью изоляции проводов, не допускать крепления их гвоздями. Сильный нагрев проводов происходит также в местах ослабленных контактов соединения проводов между собой и в местах присоединения их к токоприемникам.

Плохой контакт и сильный разогрев в местах соединения проводов происходит из-за неправильного соединения проводов вскрутку, слабого крепления и сильного окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов.

Из-за неплотного контакта вилок в гнездах штепсельной розетки происходит сильный разогрев розетки, а это может вызвать самовоспламенение деревянных подрозетников, сгораемых перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка.

Пожарную опасность представляют также осветительные лампы накаливания. Опасность заключается в сильном нагреве поверхности стеклянной колбы, температура которой может достигнуть 300 и 550 °С в зависимости от мощности лампы.

Необходимо всегда помнить общие требования в целом по электрохозяйству квартиры (дома), нарушение которых также приводит к пожару.

4. Выступление специалиста газовой службы по теме «Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы».

Основная причина пожаров от бытовых газовых приборов - утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов и через горелки газовых плит. Как природный, так и сжиженный баллонный газ (обычно это пропан - бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Именно поэтому при ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с сигаретой - все это может вызвать взрыв газа.

Сжиженный газ в отличие от природного обладает более пожароопасными свойствами:

- большой текучестью;

- быстрым нарастанием упругости паров и удельного объема жидкости и газа с повышением температуры;

- низким концентрационным пределом взрываемости.

Утечка газа может быть от различных причин. Если утечка произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещение и только после этого можно зажигать огонь.

В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или газовых приборов пользование последними необходимо прекратить и немедленно сообщить диспетчеру газовой службы.

5. Рассказ мастера по ремонту и эксплуатации бытовой техники.

В настоящее время трудно найти дом или квартиру, где не имелось бы телевизора или радиоприемника. Широкое распространение получили электрочайники, стиральные машины, кондиционеры и т. п. Нередко подключение их к электросети жилого дома (квартиры) и эксплуатация происходят с нарушениями правил пожарной безопасности. Для включения используют переносные самодельные розетки, в которые включается большое количество токоприемников, электропроводка без закрепления пробрасывается на полу с использованием случайных проводов, не проверяется на максимально возможную нагрузку при включении всей электроаппаратуры. Все это создает повышенную пожарную опасность. Особенно опасны установки, длительно находящиеся во включенном состоянии или вообще оставленные без присмотра.

При эксплуатации бытовой техники следует соблюдать следующие правила пожарной безопасности:

- не допускать электропитание бытовых приборов от электросети с повышенным напряжением электротока. Например, включать в сеть телевизор лучше через стабилизатор напряжения, рассчитанный не менее 250 Вт;

- применять только стандартные электропредохранители на номинальный ток;

- розетка подключения вилки питания электроприборов должны находиться в доступном месте для быстрого отключения от сети;

- не устанавливать телевизоры вблизи приборов отопления, в мебельную стенку, где отсутствует вентиляция. Не закрывайте вентиляционные отверстия телевизора;

- не оставлять электроприборы без присмотра во включенном состоянии. Не разрешать детям пользоваться ими в отсутствие взрослых;

- не доверять ремонт бытовой техники случайным людям;

Необходимо всегда помнить, что пренебрежение одним из перечисленных правил может привести к загоранию и пожару.

6. Рассказ о неправильном устройстве и неисправности печей и дымоходов.

Преподаватель. В сельской местности значительное количество пожаров возникает в результате неправильного устройства и неисправности печей и дымоходов, а также несоблюдения правил пожарной безопасности при их эксплуатации.

В холодное время года пожары от печного отопления достигают 80 % всех происходящих в это время пожаров.

Причины возникновения пожаров от печного отопления следующие:

- от непосредственного воздействия пламени, топочных газов и искр на сгораемые конструкции зданий через траншеи и неплотности в кладке печей и дымоходов и на деревянные конструкции, заделанные с нарушением требований правил пожарной безопасности;

- от соприкосновения сгораемых строительных конструкций с поверхностями элементов печи, имеющих высокую температуру из-за недостаточной толщины стенок печей или дымоходов, из-за отсутствия или занижения размеров противопожарных разделок и отсутствия отступок, а также в результате перекала печей;

- от соприкосновения горючих предметов (мебели, белья, одежды) и материалов (дров, торфа и т. п.) с перегретыми или неисправными частями печей;

- от воздействия теплоты открытого пламени (лучистой энергии) через открытые топочные и другие эксплуатационные отверстия, от раскаленных топочных и поддувальных дверок;

- от выпадания углей горящего топлива и раскаленных искр на сгораемые элементы зданий и предметы.

В связи с этим правильному устройству печей и соблюдению правил пожарной безопасности владельцам дома должно быть уделено самое пристальное внимание.

7. Выступление общественного инспектора пожарной безопасности по теме «Шалости детей с огнем».

Статистика показывает, что обычно от 15 до 25 % общего количества пожаров происходят от шалости детей с огнем или нагревательными приборами.

Ребенок, оставшись один в квартире или доме, может взять спички и, подражая взрослым, поджечь бумагу, включить в розетку электрический нагревательный прибор или даже устроить костер, который он когда-то видел в лесу, огороде и т. д. Беря пример со взрослых, дети иногда делают попытки курить.

Виноваты в этом, конечно, родители, которые оставляют детей одних в квартире, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда, потакая детским капризам, разрешают играть со спичками, поручают разжигать или присматривать за топящимися печами, горячими примусами и керогазами.

8. Рассказ учителя химии по теме «Особенности горения синтетического материала. Огнестойкость строений».

В современном доме и квартире присутствует большое количество синтетических материалов.

Применение продуктов химии в виде пластмасс и полимеров в быту и при строительстве различных объектов предопределило возрастание опасности последствий пожаров для жизни и здоровья людей.

Мягкая мебель с полиуретаном (поролоном), ковры и паласы из синтетики, полимерная пленка моющихся обоев на стенках и линолеум на полу, пластик на столах и мебели, полимерная посуда и сантехнические изделия, портьеры из искусственных тканей, многие виды одежды, изготовленные из синтетики, - все эти материалы и изделия из них являются легкогорючими, выделяют большое количество тепла при горении, а продукты сгорания их содержат токсичные газы, в состав которых входят такие отравляющие вещества, как хлор, окись углерода, цианистые соединения, хлористый водород, синильная кислота, окислы азота и т. д.

Физически все полимеры, содержащие углерод, как естественные, так и синтетические, при горении выделяют ядовитые газы. Шерсть при горении выделяет больше цианидов, чем полиуретан, так как содержит больше азота, но зато шерсть труднее воспламеняется и медленнее горит, чем полиуретан, и поэтому менее опасна в пожарном отношении.

Огнестойкость - способность изделия, конструкции или элемента сооружения сохранять при пожаре несущую и огнепреграждающую способность. Высокую огнестойкость имеют конструкции из камня, кирпича, бетона, низкую - из стали.

Предел огнестойкости строительных конструкций является критерием для характеристики их огнестойкости, то есть способности сохранять прочность в условиях пожара.

В качестве примера рассмотрим огнестойкость некоторых материалов, которые применяются для строительства строений, зданий, сооружений:

- красный кирпич сохраняет свою прочность при температуре от 900 до 1100 °С. Это наиболее современный несгораемый строительный материал;

- силикатный кирпич уже при температуре 700 °С дает большие трещины;

- бетон с различным наполнением сохраняет свои свойства до 500-600 °С, а при 800 °С наступает полное разрушение бетона;

- деревянные конструкции по способности противостоять действию высоких температур характеризуются скоростью прогорания толщины древесины (в среднем 0,6-1 мм/мин). Скорость прогорания древесины увеличивается при наличии в ней трещин и щелей. Температура воспламенения древесины 270-300 °С.

Кроме огнестойкости строительных материалов и конструкций, определяющей капитальность зданий, большое значение имеет способность возгорания. Под возгораемостью понимают способность строительных материалов и конструкций сопротивляться воспламенению при действии на них тепловых источников.

9. Инструктирование сотрудника пожарной службы «Правила поведения при пожаре. Способы эвакуации из многоэтажных зданий».

Исход любого пожара во многом зависит от того, насколько своевременно были вызваны пожарные, а самое главное - приняты безотлагательные, немедленные меры к эвакуации людей из горящего здания.

Рассматривая правила поведения и действия людей во время пожара, необходимо уделить внимание следующим вопросам, а именно:

Сообщение о пожаре.

Человек, заметивший пожар или загорание, должен оповестить об этом всех проживающих в доме, и, независимо от размеров и места пожара или загорания, обязан немедленно вызвать пожарных, позвонив по телефону - 01 или по единому номеру службы спасения 112. Сообщение о пожаре, как правило, передается по телефону. Поэтому каждый член семьи должен хорошо знать места расположения телефонных аппаратов, особенно тех, которые доступны в любое время суток. Первоочередность этого действия не вызывает сомнения, так как чем быстрее прибудут пожарные, тем легче и успешнее будет ликвидироваться пожар, быстрее оказана помощь людям, находящимся в опасности.

При передаче сообщения о пожаре по телефону необходимо соблюдать следующие правила. Услышав ответ дежурного диспетчера пожарной части, следует сказать:

- передать сообщение о пожаре;

- назвать населенный пункт, наименование улицы, номер дома;

- что горит и где, указать (по возможности) место возникновения пожара;

- внешние признаки пожара;

- наличие угрозы людям;

- удобный проезд;

- сообщить фамилию и, если есть, номер телефона.

Примерное сообщение: «Пожар - в селе «Малые сосенки», ул. Крайняя, 5. Горит чердачное перекрытие деревянного индивидуального дома с мансардой. Из окон дома валит густой дым. В мансарде остался больной человек. Проезд по Киевскому шоссе, на 93 /см поворот направо и далее до нашего села. Сообщила Фирсова, телефон № 37-97-95».

Такое правильное и полное сообщение о пожаре позволит пожарным предвидеть возможную обстановку и принять необходимые предварительные решения, дающие возможность в кратчайший срок сосредоточить у места пожара соответствующие силы и средства по его ликвидации.

Встреча пожарной бригады.

После вызова пожарных необходимо обеспечить встречу пожарного подразделения, встречающий должен четко проинформировать пожарных о сложившейся обстановке, сообщить, все ли люди эвакуированы из горящего дома, рассказать о степени угрозы людям, сколько их осталось, где они находятся и на каком этаже, в каких помещениях, как в эти помещения быстрее проникнуть. Кроме того, следует сказать, какие помещения охвачены огнем и куда он распространяется.

Спасение людей.

Одновременно с вызовом пожарных необходимо приступить к подготовке, а в случае прямой угрозы - к непосредственному спасению людей.

При возникновении пожара в деревянном доме спасение должно производиться немедленно из всего здания, независимо от места, размера пожара и особенностей развития пожара. Делать это нужно быстро и спокойно.

Возглавить спасение людей должен человек, пользующийся авторитетом, который возьмет на себя руководство ими, примет все необходимые меры для предотвращения паники, растерянности.

В первую очередь спасают детей, так как испугавшись во время пожара, они стараются спрятаться под столы и кровати, в постели, в гардероб или встроенный шкаф, забраться в темный угол, в кладовку и закутываются в одеяло, не всегда отзываются на оклик. Поэтому, чтобы удостовериться, что дети не остались в горящем доме, следует проверить все эти места. Разыскивая взрослых в помещении, необходимо окликать их. Они, как правило, могут ответить и этим облегчить поиск. Взрослых следует искать у окон, дверей и в коридорах, то есть на путях к выходу из помещения.

Спасая людей из мансардного или второго этажа, в первую очередь необходимо использовать лестничные клетки. Если лестница задымлена, надо быстро открыть или выбить стекла в окнах, находящихся на лестничной клетке, и дать приток свежему воздуху. Двери помещений, откуда на лестницу проникает дым, необходимо плотно закрыть.

Если внутренние лестницы охвачены огнем или очень задымлены, то людей спасают через окна с помощью приставных лестниц. При этом плотно закрывают все используемые для эвакуации двери и окна, чтобы в помещение не проникал воздух, усиливающий огонь. Двери, ведущие в соседние помещения и в коридор из комнаты, где находятся люди, во избежание проникновения дыма рекомендуется плотно закрыть, а щели в притворе и снизу двери заткнуть подручным материалом, предварительно смочив их водой.

Из задымленного помещения надо выходить пригнувшись или ползком, опустив голову ближе к полу, так как дым поднимается вверх, а внизу его меньше и легче дышать. Входя в сильно задымленное помещение, необходимо придерживаться за стены и запоминать предметы по пути движения.

Отыскивая оставшихся и пострадавших, необходимо сделать простейшую повязку, защищающую органы дыхания от дыма, из нескольких слоев марли или полотенца, сложенного в несколько слоев и смоченного водой. Желательно иметь с собой запасные повязки для защиты органов дыхания отыскиваемых взрослых и детей.

По окончании спасательных работ необходимо убедиться, все ли люди удалены из горящих и находящихся под угрозой пожара помещений. Для этого нужно тщательно осмотреть все помещения, особенно задымленные.

Следует также следить за тем, чтобы взрослые и дети не могли вернуться в горящий дом. Это нередко случается на практике, когда взрослые или дети, не сообразуясь с обстановкой на пожаре, возвращаются в горящий дом за оставшимися документами, деньгами или ценностями, а дети за любимыми игрушками или домашними животными.

На место пожара следует немедленно вызвать скорую медицинскую помощь и подготовиться к отправке пострадавших в ближайшее лечебное учреждение.

Тушение пожара.

Сообщив о пожаре и приняв меры по встрече пожарных подразделений, следует немедленно обесточить электропроводку в доме путем вывинчивания электропредохранителей группового электрического щитка. Если к месту его расположения подойти невозможно, то обрезают провода на вводе за изоляторами со стороны строения, поочередно перерезая по одному проводу, а с прибытием пожарных подразделений обрезают на столбе уличной наружной сети.

Пожар, как правило, начинается с незначительного горения и тушить его в этот период не представляется большой сложностью. Необходимо использовать находящиеся под рукой средства тушения пожара, а при отсутствии их организовать поднос воды к очагу горения в ведрах, кастрюлях, бачках и т. п. Зимой подносят снег и забрасывают им огонь.

Распространению пожара в жилом доме чаще всего могут способствовать вентиляционные каналы, открытые окна, двери, люки на чердак, через которые поступает свежий воздух. Вот почему, приступая к тушению пожара, не следует разбивать стекла в окнах горящего помещения и оставлять открытыми двери в коридор и другие помещения, а тем более - на улицу.

Об этом следует предупредить всех участвующих в тушении, ибо некоторые несведущие люди, чтобы облегчить себе вход в задымленное помещение или спасаясь из него, в первую очередь, разбивают стекла в окнах вместо того, чтобы открыть, а затем закрыть окно. Спасение через разбитое стекло, как правило, сопровождается значительными порезами тела об оставшиеся в оконной раме осколки стекла.

Если пожар был обнаружен поздно и принял уже значительные размеры, а имеющихся первичных средств тушения недостаточно или их невозможно применить в создавшейся обстановке из-за высокой температуры внутри помещения или сильного задымления, нужно принять меры к тому, чтобы сдержать распространение огня до прибытия пожарных. Для этого надо по возможности плотнее закрыть все двери, окна и ставни. К очагу пожара ограничивается доступ кислорода, а скапливающиеся в помещении продукты горения и, в первую очередь, углекислый газ, будут сдерживать развитие пожара.

Наиболее часто пожары возникают на кухне или в жилых комнатах. Эти пожары могут распространяться как по вертикали, так и по горизонтали, открытыми путями по поверхности пола, стен и потолка, а также скрытыми путями по пустотам в конструкциях пола, стен, перегородок и чердачного перекрытия. Для чердака создается большая угроза распространения пожара, чем для подвального помещения, так как пламя всегда увлекается в верхнюю часть дома тягой воздуха.

Если пожар начался в одной из комнат и не распространился за ее пределы, сначала поливают водой очаг наибольшего горения, а затем уже тушат окружающие предметы. Здесь важно, чтобы вода в посуде, имеющейся в наличии, доставлялась непрерывно и как можно с наименьшими промежутками времени. Тогда огонь не сможет возникнуть с новой силой в промежутках между очередной подачей воды, а следовательно, будут достигнуты наилучшие успехи в тушении.

Успешная локализация пожаров и загораний до прибытия пожарных возможна в том случае, когда подноской воды занимались не менее 3-4 и более человек, а пожар тушил кто-то один.

При загорании в комнате стены и обоев на ней подавать воду следует на верхнюю часть стены с расчетом на то, чтобы вода, стекая, тушила или хотя бы просто смачивала расположенную ниже поверхность, предотвращая распространение огня.

На горящую мебель воду распределяют по возможно большей поверхности, охваченной огнем, постельные принадлежности с кровати не снимают, так как при этом может произойти воспламенение тлеющих предметов за счет увеличения площади контакта с кислородом воздуха. Их обильно поливают водой, а затем выносят из дома, квартиры и дотушивают на улице.

При обнаружении загорания изоляции электрических проводов, в первую очередь, следует обесточить электропроводку, удалив электрические предохранители на групповом щитке дома. Только отключив электроток, можно приступить к тушению горящих электропроводов, применяя для этого воду или песок. До того момента, когда будет отключен электрический ток, горящую изоляцию электропроводов можно тушить только сухим песком, бросая его лопатой или совком. При этом одновременно будет сбиваться пламя с предметов домашнего обихода, расположенных вблизи электропроводов.

В случае загорания от электронагревательных приборов следует отключить эти приборы и обесточить всю электрическую сеть дома, а затем приступить к тушению воспламеняющихся предметов водой, песком, сухой землей, снегом.

Если загорелся телевизор, то его тушат так же, как обычный бытовой электроприбор, а именно: тумблером со стороны передней панели выключают телевизор, затем выдергивают вилку электрошнура питания из сетевой розетки, и если горение не прекратилось, то очаг заливают водой. При применении воды следует стараться, чтобы она не попала на нагретый кинескоп.

В случае интенсивного горения телевизора необходимо удалить из помещения (во избежание отравления продуктами горения) всех людей, не занятых в ликвидации пожара.

Разлитые керосин, бензин, масло и другие легковоспламеняющиеся жидкости нельзя тушить водой, потому что они легче воды и будут выплывать на ее поверхность, продолжая гореть и увеличивая площадь горения при растекании воды. Для тушения различных легковоспламеняющихся жидкостей следует применять песок, землю, а также использовать плотные ткани, одеяла, пальто и т. п., предварительно смоченные водой. Хороших результатов в тушении пожара можно достигнуть, применяя порошковые огнетушители.

В случае возгорания украшений на новогодней елке, независимо от размеров очага, необходимо выключить электрогирлянду и немедленно вывести детей из помещения. Приступая к тушению, во избежание распространения огня вверх по веткам, елочным украшениям и окружающим предметам домашнего обихода, елку повалить на пол и покрыть плотной тканью (одеялом, ковром и т. п.), прижав ее к полу по наружным краям, затем затаптывать горящие ветки под тканью по всей площади, пока горение не прекратится, и поливать ее водой небольшими порциями.

Если загорелась сажа в дымовой трубе печи, в помещении, где установлена печь, и на чердаке необходимо обеспечить постоянное дежурство и запас воды в ведрах, следует также непрерывно осматривать места прохождения дымовой трубы через чердачные перекрытия и покрытие дома, чтобы своевременно обнаружить выпадание искры или загорание конструкций здания и принять меры к тушению.

10. Рассказ инспектора по технике безопасности жилищно- коммунальной службы «О пожарной безопасности домов повышенной этажности».

За последние годы в стране широко развернулось строительство жилых и общественных зданий повышенной этажности.

Исследование условий безопасности для людей и проведенные огневые опыты показали, что в случае пожара лестничные клетки, шахты лифтов, коридоры и верхние этажи зданий повышенной этажности в течение 1-2 минут заполняются дымом. Кроме того, в лестничных клетках и шахтах лифтов через 5 минут создается высокая температура - около 200 °С, превышающая в несколько раз температуру, опасную для жизни человека - 60 °С.

Во многих зданиях для бережной эвакуации людей создаются незадымленные лестничные клетки. Для этого делаются поэтажные входы на лестничные клетки через наружную открытую зону балкона и лоджии.

Жителям домов повышенной этажности нужно особо помнить о содержании в надлежащем состоянии путей эвакуации на случай пожара.

Двери поэтажных тамбуров и лифтовых холлов, ведущие на балконы и лоджии, незадымленных лестничных клеток должны быть самозакрывающимися с уплотненными притворами.

Люки, сделанные в горизонтальных панелях балконов и лоджий, следует всегда содержать свободными, готовыми в любую минуту быть открытыми.

В исправном состоянии должны находиться и лестницы к этим люкам. Нельзя загромождать подступы к ним. В зимнее время балконы и лоджии должны регулярно очищаться от снега.

Если в доме сделана специальная незадымленная лестничная клетка, то необходимо, чтобы она тоже была всегда пригодной для эвакуации людей.

Помещение можно рассматривать как выгороженное пространство, в котором человек проживает или работает или которое должно обеспечить ему необходимый объем воздуха, а в психологическом отношении - чувство безопасности и комфорта. В экстремальных ситуациях, когда дальнейшее пребывание в помещении невозможно и его нужно быстро покинуть, это чувство сменяется беспокойством, тревогой и т. д. до полной паники. Один из путей овладения такими ситуациями заключается в обучении общественности правилам поведения при экстремальных ситуациях. Однако, прежде всего, требуется проектировать, реализовать, содержать и контролировать все технические и структурные решения системы «человек (здание) - окружение», позволяющие человеку быстро покинуть опасную зону и достигнуть безопасного окружения.

Эвакуация людей из многоэтажных зданий может быть разделена на 3 этапа, а именно:

- движение из самых дальних точек помещения к дверям, ведущим из него;

- движение по коридорам, лестницам и т. д. к дверям, ведущим наружу;

- рассеивание скопления людей после выхода наружу здания.

Эвакуация может осуществляться несколькими способами, а именно:

- используя технические возможности по эвакуации, заложенные при проектировании и строительстве зданий;

- используя технические средства, находящиеся на вооружении пожарных;

- используя подручные средства, находящиеся в квартире или здании.

III. Итог занятия.

1. Вопросы учащихся к специалистам, участвующим в заседании «круглого стола».

2. Заключительное слово преподавателя.

Сегодня вы благодаря нашим гостям расширили свои знания об опасных факторах пожаров и механизмах их воздействия на человека, о способах эвакуации людей из горящих зданий.

При этом очень важно, что в выступлениях многих специалистов было обращено ваше внимание на психологический эффект огня и его роль в возникновении паники среди людей.

Вас, старшеклассников, мы вполне можем считать своими помощниками и при ведении профилактической разъяснительной работы среди детей по пожарной безопасности, и при ликвидации пожара в школе, спасении младших школьников.

Считаю, что наше занятие для каждого из вас оказалось полезным и результативным.

Прошу вас высказать свое мнение по теме, рассмотренной на заседании нашего «круглого стола».

Web-адрес сайта: http://nsportal.ru Nikishov-vladimir-nikolaevich 

Список литературы.

Кудаков Н.А., Никишов  В.Н.,  Тельцов Л.П. Рост  массы, длины  тела  и  тонкой кишки у телят на молочном и переходном этапах // Гигиена,  ветсанитария и экология животноводства /  Матер.  Всероссийской  науч. произв. конфер. Чебоксары, 1998 г.

Никишов В.Н. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных 6 18-месячного возраста / В.Н. Никишов, Л.П. Тельцов // Матер, науч. конф. Мордов. госуниверситета. - Саранск, 1998. Ч. 4. - С. 118 - 120.

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания: Тез. докл. 4 Конгресса международной ассоциации морфологов //Морфология, 1998. №3.-С. 85.

Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок черно-пестрой породы на этапе полового созревания: Автореф. дис. . канд. вет. наук. Саранск, 1999. - 17 с.

Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Автореф. Дис. … канд. Вет. Наук. Саранск, 1999.

Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Диссертация на соискание учёной степени кандидата ветеринарных наук. МГУ им. Н.П. Огарёва. Саранск, 1999.

Никишов В.Н. Конкурс исследовательских работ среди студентов образовательных учреждений СПО Республики Мордовия. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Темниковский медицинский колледж». Исследовательская работа: В моей семье есть человек, приближавший победу в годы Великой   Отечественной войны. Номинация Конкурса: «Великая Отечественная война в истории моей семьи» Республика Мордовия, Темниковский район, д. Русское  Тювеево ул. Лесная, д.1   2022.      

Никишов В.Н. Конкурс исследовательских работ среди студентов образовательных учреждений СПО Республики Мордовия. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Кемлянский аграрный колледж». Исследовательская работа: Технология и организация производства говядины в мясном скотоводстве в  крестьянско - фермерском хозяйстве «Кибакова Александра Сергеевича» с. Кемля, 2022.

Никишов В.Н. Проектно-исследовательская деятельность залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов IV Республиканской заочной интернет-конференции «Педагогическая деятельность в системе образования ХХI века: от теории к практике». Саранск, 22 – С. 176.

Никишов В.Н. Республиканский конкурс презентаций, «Я здесь учусь,  и  мне это нравится», среди студентов образовательных учреждений СПО Республики Мордовия. МО РМ Совет директоров СПОУ ГБПОУ  РМ  «Темниковский  сельскохозяйственный  колледж». г. Темников, 2022.  

Никишов В.Н. Республиканский конкурс презентаций, «Отпуск педагога - 2022», среди образовательных учреждений СПО Республики Мордовия. МО РМ Совет директоров СПОУ ГБПОУ  РМ  «Темниковский  сельскохозяйственный  колледж». г. Темников, 2022.  

Никишов В.Н. Республиканский заочный конкурс методических разработок «Методика преподавания и организации современного занятия» МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум». Номинация: Методическая разработка занятия из цикла общепрофессиональных дисциплин  Краснослободск, 2022.  

Никишов В.Н. Особенности организации образовательной среды, как условие профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А. И. Полежаева». VI Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Педагогическая мастерская» Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. Саранск, 2023 – С. 105.

Никишов В.Н. Всероссийский конкурс компьютерной графики «Художественный образ в цифровом пространстве». Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет» Название номинации: Номинация «Цифровая живопись». Тема к номинации: «Окружающий мир: человек и природа». Название графической работы: Зимняя Мокша. г. Кострома, 2022 г.

Никишов В.Н. III заочная Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Ступени профессионального и личностного роста». Министерство образования Кузбасса Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг» Название тезиса: Современное профессиональное образование: Наставничество. Секция: Наставничество в студенческой среде. г. Кемерово, 2023 г.

Никишов В.Н. III Республиканский (с международным участием) конкурс презентаций, фотоколлажей и видеороликов для студентов и учащихся общеобразовательных учреждений «Моя аграрная Республика». Министерство образования и науки Донецкой народной республики Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донбасская аграрная академия». Название конкурсной работы: Моя профессия – зоотехник. Секция: Зоотехния. Форма конкурсной работы: Презентация. г. Макеевка, 2023 г.

Никишов В.Н. Конкурс исследовательских работ среди студентов образовательных учреждений СПО Республики Мордовия. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Кемлянский аграрный колледж». Исследовательская работа: Интенсивный откорм свиней в ООО «Хорошее дело» ОП Селищинское Краснослободского района Республики Мордовия. с. Кемля, 2021.

Никишов В.Н. Республиканский конкурс презентаций, «Я здесь учусь,  и  мне это нравится», среди студентов образовательных учреждений СПО Республики Мордовия. МО РМ Совет директоров СПОУ ГБПОУ  РМ  «Темниковский  сельскохозяйственный  колледж». г. Темников, 2021.  

Никишов В.Н. Проектно-исследовательская деятельность залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов III Республиканской заочной интернет-конференции «Педагогическая деятельность в системе образования ХХI века: от теории к практике». Саранск, 21 – С. 167.

Никишов В.Н. Республиканский конкурс фотографий «Мой край» среди профессиональных образовательных организаций  Республики Мордовия. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров СПОУ Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Ардатовский аграрный техникум им. И. А. Пожарского». Ардатов, 22 февраля 2022 года.

Никишов В.Н. Исследовательская деятельность как средство становления профессиональной компетентности высококвалифицированного кадрового потенциала. Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности».  Сборник материалов Всероссийского интернет-семинара «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы». Торбеево. 2022г.

Никишов В.Н. Республиканский конкурс буктрейлеров «Милее книги в мире друга нет». Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров СПОУ Республики Мордовия ГБПОУ РМ «Ковылкилкинский аграрно-строительный колледж». Номинация – видеоролик.  г. Ковылкино, Республика Мордовия, 2022г.

 Никишов В.Н. Исследовательская работа студентов является одной из важных составляющих учебного процесса. МО РМ Совет директоров Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия  «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов VIII Межрегиональной заочной научно-практической конференции «Совершенствование системы  подготовки  высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с потребностями рынка труда и цифровой экономики», посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича. Саранск, 22г.

Никишов В.Н. Развитие профессионального образования при правильной организации опытнической работы, залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов VII Межрегиональной заочной научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с потребностями рынка труда и цифровой экономики», посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича. Саранск, 17 февраля 2021 – С. 86.

Никишов В.Н. Конкурс публикаций «Ступени профессионального мастерства» среди мастеров производственного обучения и студентов средних профессиональных образовательных организаций Республики Мордовия (номинация «Мой наставник») Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений Республики Мордовия ГБПОУ РМ «Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта имени А. П. Байкузова». Сборник материалов. Рузаевка,  25.03.2021

Никишов В.Н. Опыт использования специальных программ и методов воспитания, психолого-педагогического сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ. РУМЦ СПО ГБПОУ РО "Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления". Всероссийская заочная конференция педагогических работников «Специальные образовательные условия как основа успешной профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ». Тема публикации: Особенности организации образовательной среды, как условие профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сборник материалов Всероссийская заочная конференция педагогических работников «Специальные образовательные условия как основа успешной профессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ» г. Новочеркасск, март 2021 г. Стр. 143.

Никишов В.Н. Опытническая работа и практическое обучение, как эффективная технология подготовки кадров, залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж». «Кадры нового поколения - будущее развитие региона» Сборник материалов III Всероссийская заочная научно-практическая конференция. Саранск, 30 ноября 2020г.

Никишов В.Н. Организация и особенности реализации процесса профессионального обучения, через практическое образование и опытническую работу, как одно из условий повышения качества профессиональной подготовки специалистов. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов II Республиканская заочная интернет-конференция «Педагогическая деятельность в системе образования XXI века: от теории к практике». Саранск, 2020 – С. 45.

Никишов В.Н. Подготовка  специалистов среднего звена на основе практического обучения и опытнической работы, как обеспечение кадрового сопровождения приоритетных инвестиционных проектов и инновационных производств отрасли животноводства. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Всероссийский интернет-семинар «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы». Сборник материалов Всероссийского интернет – семинара Торбеево, 2021. – С. 17.  

Никишов В.Н. Опытническая работа и практическое обучение, как фактор практико - ориентированной подготовки будущих специалистов, залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж». «Социальное партнерство в образовании: Партнёрство развития» Сборник материалов XIV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н.В. Горюнова. Саранск, 2020 – С. 143.

Никишов В.Н. «Село в моей жизни!». МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Кемлянский аграрный колледж». Республиканский конкурс фотографий в номинации «Репортажная съёмка» среди преподавателей и сотрудников. с. Кемля, 2020.

Никишов В.Н. «Я помню! Я горжусь!». МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Зубово - Полянский педагогический колледж». VII Республиканские «Прохоровские чтения», посвящённые памяти Народного учителя РМ, Почётного гражданина Зубово - Полянского муниципального района Прохорова Адольфа Афанасьевича. Зубова Поляна, 2020.

Никишов В.Н. В номинации «Исследовательский проект» Республиканского заочного конкурса исследовательских работ, посвященного 75 - летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., «Герои войны - ровесники мои» Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних специальных учебных заведений Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов. Саранск, 2020.

Никишов В.Н. Формирование опытнической работы студентов, способствующей социально-трудовому становлению будущих специалистов профессиональных образовательных организаций. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Зубово-Полянский педагогический колледж». Сборник статей X Межрегиональной интернет-конференции «Экологическое воспитание студентов СПОУ». Зубова Поляна, 2020 – С. 55.

Никишов В.Н. Республиканский заочный конкурс  исследовательских работ, посвященного75 - летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., «Герои войны - ровесники мои». МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов. Саранск, 2020.

Никишов В.Н. Исследовательская деятельность залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с потребностями рынка труда и цифровой экономики. Сборник материалов VI Межрегиональной заочной научно-практической конференции, посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича. Саранск, 17 февраля 2020 г.

Никишов В.Н. Создание образовательного пространства через опытническую работу студентов. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Сборник материалов I Республиканская заочная интернет-конференция «Педагогическая деятельность в системе образования XXI века: от теории к практике». Саранск, 2019 – С. 42.

Никишов В.Н. Роль организации опытнической работы в профессиональной подготовке современного специалиста. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с потребностями рынка труда и цифровой экономики. Сборник материалов V Межрегиональной заочной научно-практической конференции, посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича. Саранск, 2019 – С. 19.

Никишов В.Н. Роль исследовательской деятельности в процессе становления будущего специалиста среднего профессионального образования. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж». «Социальное партнерство в профессиональном образовании» Сборник материалов XIII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н.В. Горюнова. Саранск, 2019 – С. 120.

Никишов В.Н. Роль работодателей и партнёрство образовательных организаций в процессе становления будущего специалиста среднего профессионального образования. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А. И. Полежаева». «Педагогическая конференция», «Профессиональное образование в информационном обществе: кадры для цифровой экономики» Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. Саранск, 2019 – С. 21.

Никишов В.Н. Республиканский заочный конкурс презентаций «Приглашаем в гости» (Достопримечательности малой Родины).  Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ. ГБПОУ РМ «Саранский строительный техникум». Сборник материалов. Саранск, 2019г.

Никишов В.Н. Исследовательская деятельность как необходимое условие личностно-профессионального становления будущих специалистов. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский строительный техникум». Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования и проведение конкурсов профессионального мастерства: Сборник материалов заочной межрегиональной научно-практической конференции. Саранск, 2019 – С. 23-26.  

Никишов В.Н. Я и моя будущая профессия. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Зубово-Полянский педагогический колледж». VI Республиканские «Прохоровские чтения», посвящённые памяти Народного учителя РМ, Почётного гражданина Зубово-Полянского муниципального района Прохорова Адольфа Афанасьевича. Зубова Поляна, 2019.

Никишов В.Н. Учёные эмбриологи Мордовии. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж». Республиканский конкурс методических разработок посвящённых юбилейным датам выдающихся личностей «Наука России в лицах и открытиях» в номинации «Конспект урока по жизни юбиляра». Саранск, 2019.

Никишов В.Н. Опытническая работа в профессиональных образовательных организациях – результат совместного творческого поиска всех педагогов. МО РМ Совет директоров СПОУ РМ ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж». «Кадры нового поколения - будущее развитие региона» Сборник материалов II Всероссийская заочная научно-практическая конференция. Саранск, 6 ноября 2019г. Стр. 176.

Никишов В.Н. Методическая разработка: Изучение пищеварительных свойств слюны. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева». Педагогическая мастерская. Сборник материалов заочной II Всероссийской  научно-практической конференции, Часть I, 26 ноября 2018 года. Саранск, 2018. – С. 235.

Никишов В.Н. Опытническая работа студентов аграрного техникума – фактор качественной подготовки высококвалифицированных специалистов. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Сетевое взаимодействие образовательных организаций как мощный ресурс обновления  и инновационного развития образования. Сборник материалов  XII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н.В. Горюнова. Саранск, 30 ноября 2018. – С. 36

Никишов В.Н. Опытническая работа как фактор профессионального становления СПО. Министерство здравоохранения Республики Мордовия РМ ГБПОУ РМ «Саранский медицинский колледж». Актуальные вопросы обучения и воспитания, обучающихся профессиональных образовательных учреждениях: Материалы заочной всероссийской научно-практической конференции октябрь - ноябрь 2018 год. Саранск, 2018 – С. 7-9.  

Никишов В.Н. Социальное партнёрство залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Современное профессиональное образование: Опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов Всероссийской интернет – семинар ноябрь 2018 год. Торбеево, 2018.  

Никишов В.Н. Формирование профессиональной компетенции выпускников через организацию опытнической работы. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж». Кадры нового поколения – будущее развитие региона.  Сборник материалов заочной  Всероссийской  научно-педагогической конференции, 15 мая 2018 года. Саранск, 2018.

Никишов В.Н. В современных условиях рыночной экономики, готовить высококвалифицированных ветфельдшеров. Министерство здравоохранения Республики Мордовия РМ ГБПОУ РМ «Саранский медицинский колледж». Современная  педагогическая  мастерская  как  средство  повышения качества  образования.  Сборник материалов заочной  Всероссийской  научно-педагогической конференции, апрель  -  май 2018 года. Саранск, 2018 – С. 193-195.  

Никишов В.Н. Организация образовательного процесса на основе исследовательской деятельности при подготовке современного специалиста. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Обновление содержания системы среднего профессионального образования и внедрение современных педагогических технологий. Сборник материалов IV Межрегиональной заочной научно-практической конференции, посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича 17 февраля 2018 года. Саранск, 2018. – С. 74-78.  

Никишов В.Н. Опытническая работа залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Социальное партнерство в образовании: тенденции, практики. Сборник материалов XI Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н.В. Горюнова. Саранск, 2018. – С. 225-226.  

Никишов В.Н. Расширение пространства организации опытнической работы в повышении конкурентоспособности выпускников на рынки труда. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность России: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 7 Всероссийской интернет – конференции. Торбеево, 2017. – С. 110-112.  

Никишов В.Н. Технология исследовательской деятельности при подготовке профессиональных кадров. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 4 Всероссийской интернет – конференции 15.11.2015г. – 25.01.2016г. Торбеево, 2016. – С. 144-148.  

Никишов В.Н. Организация опытнической работы как основа формирования профессиональной компетенции выпускников. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Социальное партнёрство в образовании  – залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Сборник материалов 10 Горюновские чтения. Межрегиональная научно  – практическая конференция. Саранск, 2016.

Никишов В.Н. Исследовательская деятельность как средство формирования профессиональной компетенции. Министерство образования РМ. ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский промышленный техникум». Опыт внедрения ФГОС СПО. Сборник материалов. Заочная республиканская научно  – практическая конференция. Краснослободск, 2015.

Никишов В.Н., Тельцов Л.П. Рост массы и длины тела, тонкой кишки у тёлочек на этапе полового созревания: Тез. науч. конф. посвящ. 40-летию Аграрного ин-та МГУ им. Н.П. Огарёва //24-Огарёвские чтения//. Изд-во Рузаевский печатник, Саранск, 1997. – С 53-55.

Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных 6-18 – месячного возраста //Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета им Н.П. Огарёва. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 118-120.

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки тёлок этапа полового созревания. Тез. докл. 4 конференции международной ассоциации морфологов АГЭ //Морфология. 1998. №3. – С 85.

Никишов В.Н. Цитология и гистохимия, эпитероцитов слизистой оболочки тонкой кишки животных 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. конгресса. г. Барнаул.1998.

Никишов В.Н. Развитие кишечной стенки двенадцатиперстной, тощей, подвздошной кишок животных 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. конгресса. г. Барнаул.1998.

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки тёлок 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. 4 конференции международной ассоциации морфологов АГЭ //Морфология. Н-Новгород. 1998.

Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Автореф. Дис. … канд. Вет. Наук. Саранск, 1999.

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания: Тез. докл. 4 Конгресса Международной ассоциации морфологов // Морфология , 1998. № 3. -  С.85.

Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Гистохимия энтероцитов тонкой кишки животных на этапе полового созревания //Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета им. Н.П. Огарёва. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 115-117.

Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных  6 - 18-месячного возраста  // Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 118 - 120.                                                      

Никишов В. Н. , Тельцов Л. П. ,Кудаков Н. А. Матер. Науч. Конф. Мордов. Госуниверситета им. Н. П. Огарёва. Саранск, 1997 г.

Никишов В. Н. Тез. Докл. 4 Конгресса международной ассоциации морфологов АГЭ. Морфология,1996 г.

Никишов В. Н.. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания. г. Саранск, Мордовский университет. 1996 г.

Никишов В. Н.. Гистохимия эпителия тонкой кишки животных 12 месецев на этапа полового созревания. г. Саранск, Мордовский университет. 1996 г.

Никишов В.Н. Динамика роста массы и длины тела животных на этапе полового созревания. Журнал «Ветеринария» №3 1999.

Никишов В.Н. Учёба заочно. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.

Никишов В.Н. Приходи в зооветеринарный. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.

Никишов В.Н. Ветврач – профессия гуманная. «Голос примокшанья. 30 мая 2003 год.

Никишов В.Н. Приглашаем в зооветеринарный. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.

Никишов В.Н. Немного истории //История ветеринарии//. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.

Никишов В.Н. Основная деятельность зоотехнии. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.

Никишов В.Н. Специальность древняя и гуманная. Газета «Присурские новости» №11. 1999.

Никишов В.Н. Учится никому не поздно. Газета «Присурские новости» №96. 2000.

Никишов В.Н. Наука вечная и современная. Газета «Присурские новости» №97. 2000.

Никишов В.Н. Приглашаем в зооветеринарный. Газета «Присурские новости» №99. 2000.

Никишов В.Н. Ветеринар – профессия необходимая. Газета «Присурские новости» №6. 2001.

Никишов В.Н. Объекты деятельности и специализация. Газета «Присурские новости» №8. 2001.

Никишов В.Н. Присурские вести. Ветеринар профессия необходимая. 18 января 2001 год.

Никишов В.Н. Присурские вести. Зову в профессию. 30 ноября 2000 год.

Никишов В.Н. Профессия зоотехния. Газета «Новая жизнь» №57. 2000.

Никишов В.Н. Новая жизнь. Зоотехник. № 57 2000 год.

Никишов В.Н. Время и жизнь. Кузнеца кадров для села. № 17 2002 год.

Никишов В.Н. Время и жизнь. Специальность древняя и гуманная. 1 февраля 2003 год.

Никишов В.Н. Помогает фитотерапия. Журнал «Ветеринария» №5. 1999.

Никишов В.Н. Нужная профессия. Газета «Красная слобода» №49. 2001.

Никишов В.Н. Эхо студенческой жизни. Газета «Красная слобода» №54. 2000.

Никишов В.Н. Слагаемые роста. Газета «Красная слобода» №60. 2001.

Никишов В.Н. Техникуму 70 лет. Газета «Красная слобода» №60. 2001.

Никишов В.Н. Красная слобода. Эхо студенческой сессии. № 54 2001 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Техникуму 70 лет. № 60 2001 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Кузнеца кадров для села.2001 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Вечная наука. № 42 2002 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Что мы знаем о томате. № 48 2002 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Вас приглашает Зооветтехникум. № 8 2003 год.

Никишов В.Н. Трудовая правда. Объекты деятельности и специализации. № 3 2004 год.

Никишов В.Н. Рузаевская газета. Специальность древняя и гуманная. № 34 2003 год.

Тельцов Л.П., Никишов В.Н., Кудаков Н.А.  Характеристика критических фаз развития крупного рогатого скота  //  Вестник Ветеринарии, 1998. № 9. – С.45 - 52.

Тельцов Л. П. , Никишов В. Н. , Кудаков Н. А. Матер. Науч. Конф. Мордов. Госуниверситета им. Н. П. Огарёва, 1998 г. 114.

 Тельцов Л.П. , Никишов В.Н., Кудаков Н.А.  Гистохимия  энтероцитов  тонкой кишки  животных  на этапе полового созревания // Матер. науч. конф. Мордов. Госуниверситета. Саранск, 1998. Ч. 4. - С. 115 - 117.

Тельцов Л.П. Биоритмы, критические фазы динамики роста и практика //Морфологические науки - практической медицины и биологии. – Омск, 1996.  

Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. - М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 2010.