Изучение культурного наследия как один из методов воспитания школьников и молодежи

Статья посвящена популяризации и использования культурного наследия г. Саратова и Саратовской области в воспитании и образовании школьников, чтобы создать современное общество, бережно относящееся к традициям, опирающееся на опыт прошлых поколений и культурную память. В статье показано использование ресурсов культурного наследия  на примере посещения музеев школьниками. При этом социализация представляет  процесс усвоения социального опыта прошлых поколений в форме культурного наследия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Культурное наследие28.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Ушакова Ирина Юрьевна

                               учитель английского языка

МОУ «СОШ №93 им. М. М Расковой» г. Саратов

Изучение культурного наследия как один из методов воспитания школьников и молодежи

Аннотация. Статья посвящена популяризации и использования культурного наследия г. Саратова и Саратовской области в воспитании и образовании школьников, чтобы создать современное общество, бережно относящееся к традициям, опирающееся на опыт прошлых поколений и культурную память. В статье показано использование ресурсов культурного наследия  на примере посещения музеев школьниками. При этом социализация представляет  процесс усвоения социального опыта прошлых поколений в форме культурного наследия.

Ключевые слова: культурное наследие, опыт поколений, преемственность, воспитание, музеи, причастность, школьники.

                                                                                                    Ushakova Irina

            Teacher of English

Secondary school by.М.М Raskova,Saratov

ir.ushakova2013@yandex.ru

Studying cultural heritage as one of the methods of educating schoolchildren and youth

Abstract. The article is devoted to the popularization and use of the cultural heritage of the city of Saratov and the Saratov region in the upbringing and education of schoolchildren in order to create a modern society that is respectful of traditions, based on the experience of past generations and cultural memory. The article shows the use of cultural heritage resources by the example of schoolchildren visiting museums. At the same time, socialization represents the process of assimilating the social experience of past generations in the form of cultural heritage.

Key words: cultural heritage, experience of generations, continuity, education, museums, involvement, schoolchildren.

Многие особенности выделяют один народ среди других народов мира, приносят ему признание и уважение. Самая ценная, самая значимая из них — это культура.

 Гейдар Алиев

Ни для кого не секрет, что культурное наследие – это один из ключевых моментов преемственности поколений. Культурное наследие – это группа ресурсов, унаследованных от прошлого, которые люди идентифицируют, независимо от собственности, как отражение и выражение их постоянно развивающейся ценности, убеждения, знания и переходности. Оно включает в себя все аспекты окружающей среды, в результате от взаимодействия людей и мест во времени (Совет Европы, 2005).

Сегодня немаловажной задачей является использование культурного наследия в образовании и воспитании. «Видный философ и педагог С. И. Гессен считал, что цели образования и цели культуры идентичны. » [1]

Необходимо научить учащихся интерпретировать и критически анализировать историческую информацию, понимать территориальную идентичность, культурные особенности. Наследие и региональная индивидуальность, позволяют усилить чувство принадлежности к своей малой родине, к своей стране. « Культурное наследие выступает как меморативное основание формирования, поддержания и развития субъективности отдельных лиц, социальных институтов, местных и региональных сообществ и гражданского общества страны в целом….» [2].

Работая в школе, часто слышишь, как дети рассказывают о посещении музеев и картинных галерей в Москве, Санкт Петербурге и других мегаполисах, но не так часто о музеях и памятных местах в нашем Саратовском регионе. Дети растут и учатся именно в Саратове – на своей малой Родине, и именно это важно. Изучая в книгах информацию о великих художниках, рассматривая иллюстрации далеких всемирных музеев не нужно забывать о нашем культурном наследии, которое находится рядом и до которого можно дотронуться рукой. Очень важной является духовная связь с местом, где ты живешь, где жили твои предки, что наполняет тебя гордостью и причастностью к людям, событиям и местам, где они творили и прославили родной край. «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека. Человек — это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. » — Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

В Саратовской области и в Саратове существует множество исторических и культурных мест, которые заслуживают нашего внимания и которые стоит посетить. Но в данной работе хотелось бы рассказать о посещении учащимися дома-музея Льва Кассиля, детского писателя (г. Энгельс) и  Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева. Проследить отношение и feedback (что означает отзыв, отклик, ответную реакцию).   Музей Кассиля был выбран для посещения младшей группы школьников, а музей Радищева для подростков.

Поездка в музей – это уже приключение. Следующим этапом стало создание и подготовка проекта о творчестве писателя, прочтение любимого произведения. В финале создание презентации и выступления перед одноклассниками. Осознание увиденного в музее, приобретение знания о своих земляках, признанных во всем мире, Лев Кассиль посвятил Покровску автобиогрфическую повесть «Кондуит и Швамбрания», которая принесла ему признание и мировую известность, прививает гордость и чувство сопричастности, значимости увиденного. «Социализация школьников представляет собой процесс усвоения социального опыта предшествующих поколений в форме культурного наследия, включая историческую память, его интерпретацию в контексте современной социодинамики культуры…» [2].

Музей Радищева очень популярен в Саратове. Кто-то уже был с родителями, но всегда бывает что-то новое. Новые экспозиции, новые  презентации, новое восприятие художественной направленности и интерпретации творчества художников. Мы посещали музей с группой подростков, чтобы уделить внимание более детальному обсуждению и более осознанному осмыслению творчества живописцев. При ознакомлении с историей музея школьники были удивлены тем, что  Радищевский музей обладает третей по значимости коллекцией западно-европейской живописи XIX века, после Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Узнавая историю музея, мы как бы окунулись в прошлое в 19 век, шаг за шагом воссоздавая исторические события, связанные с музеем. После обсуждения был выбран  информационно - творческий проект. Участники подготовили информацию об истории музея, о разных направлениях живописи и презентацию с иллюстрациями картин экспозиции музея. И снова прослеживается гордость учащихся за свой город, где есть такой музей с работами художников и скульпторов, оставивших свой след в мировой истории искусств. Учащиеся решили продолжить посещение музеев живописи и искусства в нашем регионе.

Значимость культурного наследия для формирования ценностной системы человека, в особенности молодёжи, очень велика. Учёные, педагоги и деятели культуры говорят о значении культурного наследия для формирования  современного общества, заботливо относящегося к традициям, опирающегося на опыт прошлых поколений и культурную память. Объекты культурного наследия, которые составляют «золотой фонд» России, нередко включаются в образовательные программы в различных учебных заведениях. Во многих российских регионах множество объектов культурного наследия, не исключение и Саратовская область. Необходимо развивать различные направления просветительской работы и популяризации  достопримечательностей нашего региона. Одно из направлений может быть  проведение школьных занятий по литературе, истории и биологии в здании музея, что  позволит усилить национальный аспект в учебной деятельности.

Значительный вклад в сохранение культурного наследия и информирование о нем населения вносят музеи. Музеям особенно важно сотрудничать со школами, вузами и общественниками в сфере национальной политики. « Для того чтобы культурное наследие стало объединяющим фактором в развитии здорового в нравственном отношении, умеющего ценить своё прошлое, красоту своей земли поколение россиян, необходимо систематизировать знания о памятниках культурного наследия, как вошедших в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, так и региональных, имеющих пока локальное значение, но достойных вхождения в культурное пространство нашей страны..» [3]
«В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы время и поколения, способствовали консолидации нации и, конечно же, открывали возможности для создания нового, современного пространства культуры, в котором живёт и развивается человек, реализует свой потенциал. И, безусловно, мы были, есть и останемся частью мировой культуры. » — Владимир Владимирович Путин

Список использованной литературы и источников

  1. Бейсенов А. З. Культурное наследие как важный аспект современного образования / А. З. Бейсенов Р. С. Мусаева // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1. – С. 65–73.
  2. Автореферат - Институт Наследия https://heritage-institute.ru › skan-1_compressed
  3. Шапинская Е.Н. Роль культурного наследия в образовании и воспитании российской молодёжи // Культура и образование, 2016 №4(23). С. 54.
  4. Шапинская Е. Н. Массовая культура: теории и практики. - М. : согласие, 2017. – 386 c.
  5. Шапинская Е. Н. Очерки популярной культуры. - Москва : Академический Проект, 2008. - 192 с.
  6. Коренная В.С. Факторы реализации потенциала культурного наследия в системе школьного образования. Культурное наследие России. — Текст: непосредственный/В.С. Коренная//2020. — №3 (30) — с.47-51.
  7. http://news.kremlin.ru/news/20638
  8. https://ru.citaty.net/temy/kultura/