Внеурочное мероприятие «Право быть ребёнком», посвящённый Всемирному дню прав ребёнка
Дети — это счастье, дети — это радость,
Дети — это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.
Дети, как ни странно, также испытание.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, понимание.
Дети — это время, дети — это труд.
Дети — это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети — это опыт, дети — это мы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsemirnyy_den_rebenka.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеурочного мероприятия
«Право быть ребёнком», посвящённый Всемирному дню прав ребёнка
Цель: знакомство учащихся с основными документами: «Всеобщей Декларацией прав человека» и Конвенцией «О правах ребёнка», отражающими права ребёнка в обществе
Задачи:
- Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
- Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
- Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
- Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
- Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
- Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Оборудование: ТСО (презентация), выставка рисунков «Мы разные, но мы вместе»,
Ход мероприятия
(выходит учащийся читает стихотворение на музыкальном фоне)
1 ученик:
Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята, родители, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвящённому Всемирному дню ребёнка.
Мы с ребятами подготовили выставку к этому мероприятию на тему «Мы разные, но мы вместе», рисунки посвящены людям, которые отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
3 ученик:
Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля (вывешивает на доску картинку планеты Земля возле, народов)
Учитель: Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем мероприятии.
(дети собирают слово «права»)
-Правильно, сегодня мы поговорим о правах ребёнка и тема нашего мероприятия «Право быть ребёнком». Наше мероприятие связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа.
4 ученик:
У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред врагом, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.
Учитель: А знаете, почему именно 20 ноября отмечается День прав ребёнка?
(ответы детей). Давайте узнаем!
-Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? (родители)
-Но о детях заботятся не только родители, но и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (организация объединённых знаний). Она была организована после войны, когда погибло более 50 миллионов человек, было разрушено много городов, сёл. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Чтобы предотвратить всемирную глобальную катастрофу, народы, нации, объединились и создали всемирную организацию ООН, которая главной задачей поставила для себя обеспечение прав человека во всём мире.
Учитель: 20 ноября 1989 года ООН приняла документ под названием Конвенция «О правах ребёнка». В этом документе записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить право другого.
(на доску вывешивается надпись Конвенция о Правах ребёнка)
Права есть у взрослого и у ребенка:
Играть и учиться, мечтать и трудиться
Помочь старику и погладить котенка,
И чистой водой на рассвете умыться
- О каких же правах идёт речь в Конвенции? (ответы детей). Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на своё мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту. Мы свами сегодня познакомимся только с несколькими правами и будем учиться применять их в жизни, а также составим свою классную Конвенцию по правам и обязанностям в школе, классе.
-Что же такое права? Что мы про них знаем?
Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает его от рождения. Мы люди и мы вес равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.
Учитель: Только родившись, ребёнок получает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
На доске перед вами карточки с правами людей. И наша с вами задача выделить среди них права, которые относятся к детям. Итак, какие первые права мы вклеим в нашу конвенцию?
Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".
- В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки-
Все люди на планете.
- На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
- В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
- Сохранить своё здоровье-
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться-
Каждый вправе полечиться.
- Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав-
Не дано таких им прав.
- Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
- О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
- Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда
(выделяем из стихотворений права и вывешиваем на доску)
Учитель: Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)
Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни.
Учитель. Давайте продолжим наше знакомство с правами.
Конкурс «Картинка, скажи, о каком праве идёт речь».
Перед вами будут появляться картинки, ваша задача отгадать, какое право на ней зашифровано. (право на жилище, право на отдых, право на семью) – вывешиваем на доску
А теперь я вам предлагаю познакомиться ещё с одним правом, но после просмотра отрывка мультфильма
Отрывок из мультфильма «Цветик – семицветик»
(У Жени остался последний лепесток. Она присаживается на скамейку, на которой сидел мальчик с костылями…).
Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик - семицветик».
- Какие желания были у Жени?
- У неё было право выбора?
- На что она потратила последний лепесток?
- Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)
Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
СЦЕНКА
Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе-
Мысли только о еде.
Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа. Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама. Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка. Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама. Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка. Но только должен ты узнать-
Права у всех равны.
«ОБЯЗАННОСТИ»
Учитель: Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.
- Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.
Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)
Учитель: Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.
РАБОТА В ГРУППАХ. Командам предлагаются карточки с заданиями.
Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.
Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.
Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, не подходят для нашего дружного класса.
- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
- В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
- В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
-Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
- Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
- Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
- Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.
После выполнения работы в группах ребята зачитывают то, что у них получилось.
Учитель: Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.
«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»
Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.
«Я - РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК»
Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.
-Я имею право быть чёрным и белым.
-Я имею право быть ловким и смелым.
-Ты имеешь право иметь своё имя.
-Ты имеешь право быть просто любимым.
-Мы имеем право на всём белом свете.
-Мы имеем право! Мы – дети! ПЕСНЯ «Детство». Дети встают в линию и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни в руках у детей шары.