Рабочие программы по Истории СПб 8 класс
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 212
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школа № 212___________________ М.В.Кузьмина
Приказ №42-ОД
«30» августа 2021 г.
«Принято» Педагогическим Советом ГБОУ школа№ 212 Протокол № 1 «27» августа 2021 г. |
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № 1 от «26»августа2021 г. |
Рабочая программа
по истории Санкт-Петербурга, базовый уровень
(предмет, уровень изучения предмета)
класс, профиль 8 «Б»
учитель Воронкова А.Л.
учебный год 2021 – 2022
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
- Цель и задачи
Цель курса: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.
Задачи:
1. Создать условия для формирования у учащихся:
- познавательного интереса к природно-культурному и культурному наследию города;
- оценочных суждений о культурном наследии Санкт-Петербурга, о современных проблемах города, о поведении горожан – носителей петербургской культуры; отношения к городским объектам, музейным экспозициям, семейным реликвиям, городским и семейным традициям, как к наследию, необходимому всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленному предками и обогащаемому его современниками.
2. Содействовать формированию у учащихся умений, необходимых для: поиска информации о природно-культурном и культурном наследии города/края; комфортного проживания в городе мегаполисе и самореализации в нем;∙ ориентации в культурном пространстве города, поведения, грамотному/цивилизованному горожанину, петербуржцу; полноценного использования горожанином культурного потенциала города.
3. Способствовать освоению учащимися знаний, необходимых для понимания/осознания ими роли города как феномена культуры; значения Санкт-Петербурга и его наследия в России в прошлом и настоящем; роли горожан как создателей и потребителей, хранителей и разрушителей культурного наследия Санкт-Петербурга; специфики формирования петербургского населения; особенностей бытования петербуржцев на протяжении всего периода существования города и на современном этапе (условий их жизни, традиций их повседневной и праздничной культуры, общих проблем городской жизни); проблем сохранения и развития природно-культурного и культурного наследия Петербурга.
Важным компонентом образования на территории Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории и современной проблематики народов, регионов. Региональный компонент (вариативная часть) учебного плана ГБОУ школы №212 предусматривает обязательное изучение курса «История и культура Санкт -Петербурга».
Данная рабочая программа базового уровня составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерацииот 17.12.10 и на основании авторской программы по истории и культуре Санкт
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса "История и культура Санкт-Петербурга" для основной школы Л.К. Ермолаевой СПб.: СМИО Пресс, 2002 и реализует основную образовательную программу основногообразования ГБОУ средней школы№212
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч. в год, кол-во часов в неделю – 1 ч. в 8 классе на этапе основного общего образования.
3. Программное и учебно-методическое обеспечениереализации ФГОС.
Печатные пособия | учебник (автор, название, год издания, издательство) | Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга . – СПб, СМИО Пресс, 2019. Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., Лебедева И.М. | |
рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ | Ермолаева Л.К., Захваткина И.З. Краеведение. Петербургская тетрадь серия «Страницы жизни края» ч. 1. СПб.: СМИО Пресс 2017 | ||
дидактические материалы | |||
методические материалы | Даринский А. В., Старцев В. И. История Санкт-Петербурга в ХУ111-Х1Х вв. – СПб., 2019 | ||
Технические средства обучения | Ноутбук, мультимедийный проектор, DVD | ||
Наглядные пособия | |||
Цифровые образовательные ресурсы: | интернет-ресурсы | Презентации, викепедия, прошколу.ру Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/ Живой город http://www.save-spb.ru/ Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga | |
прочие (диски, эл. пособия и т.п.) |
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты усвоения программы:
Учащиеся должны знать / понимать:
- основные виды архитектурных стилей;
- изученные направления и стили художественной культуры города;
- особенности языка различных видов искусства;
- основные понятия «история» «культура», «факт».
- уникальность петербургского наследия, связь сегодняшнего города с прошлым
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- пользоваться различными источниками информации о истории и культуре Санкт - Петербурга;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
- различать факты и события
Метапредметные результаты освоения программы:
Учащиеся должны уметь:
- организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- сотрудничать с соучениками, в коллективной работе,
- устанавливать причинно-следственные связи зависимости между объектами,
- оценивать свою работу на уроке;
- анализировать эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке.
Личностные результаты освоения программы:
- Учащиеся должны использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития и организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о Санкт – Петербурге как части мировой культуры; самостоятельного художественного творчества.
5. Воспитательные цели и задачи изучения предмета.
- На основе модуля «Школьный урок» в рабочей программе воспитания, разработанной в ГБОУ школа №212 и опубликованной на сайте школы, каждый раздел содержания рабочей программы включает в себя следующие воспитательные цели и задачи:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Это дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- поощрение использования дистанционных образовательных платформ, например, ЯКласс для самообразования, углубления знаний по предмету и саморазвития
6. Содержание учебного предмета.
Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.)
Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (* отбор объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова).
Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России. (* Отбор материала по усмотрению учителя).
Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.
Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу.
Тема 2. Наследие послепетровского Санкт-Петербурга (1725 – 1801)
Введение. Общая характеристика периода. Источники
Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге. Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).
Санкт-Петербург – столичный город.Императорский дворец, императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХУIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: церкви св. Симеона и Анны,топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).
Санкт-Петербург в последней четверти ХУ111 в. – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (* Отбор материала по усмотрению учителя: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой). Карта и облик города. Карты города конца ХVIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.
Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, (*) запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, (*) запискам иностранцев.
Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. (*) Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».
Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей:А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. (*) Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (* отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра; театр во времена Екатерины 11). Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Боровиковский, А. Лосенко, Ф. Шубин или другие). Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей:Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов, или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: предприятия петровского времени; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей).
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
Повторение и обобщение темы.
7. Связь оценочного инструментария с планируемыми результатами
Основной формой организации образовательного процесса является классно
- урочная форма. На уроке и используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая. Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ
Календарно-тематическое планирование
№ урока в году | № урока в разделе | Дата | Тема урока | Контроль |
Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург(1703-1725 гг.) 10 ч. | ||||
1 | 1 | 01.09 | Возвращение Россией приневских земель. | Работа с текстом, опрос |
2 | 2 | 08.09 | Новые русские крепости в устье Невы. | Работа с картой |
3 | 3 | 15.09 | Санкт-Петербург – новый экономический центр России. | Работа с дополнительными источниками, опрос |
4 | 4 | 22.09 | Санкт-Петербург – новая столица России. | Работа с дополнительными источниками, опрос |
5 | 5 | 29.09 | Санкт-Петербург – город нового типа. | Работа с дополнительными источниками, опрос |
6 | 6 | 06.10 | Санкт-Петербург – город новой культуры. | Работа с текстом, составление таблицы |
7 | 7 | 13.10 | Санкт-Петербург – город новой культуры. | Работа с текстом, составление таблицы |
8 | 8 | 20.10 | Жизнь первых петербуржцев. | Работа с дополнительными источниками |
9 | 9 | 10.11 | Жизнь первых петербуржцев. | Работа с дополнительными источниками |
10 | 10 | 17.11 | Повторительно - обобщающий урок по Теме 1. | Карта, источники, иллюстративный материал. Промежуточный контроль. Тест |
Тема 2.Наследие послепетровского Санкт-Петербурга.(1725-1801 гг.) 17 ч | ||||
11 | 1 | 24.11 | Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. | Работа с текстом, составление таблицы |
12 | 2 | 01.12 | Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. | Работа с текстом, составление таблицы |
13 | 3 | 08.12 | Карты Санкт-Петербурга в середине и в конце XVIII века. | Работа с картой |
14 | 4 | 15.12 | Санкт-Петербург – столичный город в правление Анны Иоанновны. | Работа с дополнительными источниками, рабочая тетрадь |
15 | 5 | 22.12 | Санкт-Петербург – столичный город в правление Елизаветы Петровны | Работа с дополнительными источниками, рабочая тетрадь |
16 | 6 | 12.01 | Санкт-Петербург – столичный город в правление Екатерины II. | Работа с источниками, составление схемы и таблицы |
17 | 7 | 19.01 | Санкт-Петербург – столичный город в правление Екатерины II. | Работа с источниками, составление схемы и таблицы |
18 | 8 | 26.01 | Городское управление и хозяйство, проблемы горожан. | Работа с дополнительными источниками |
19 | 9 | 02.02 | Городское управление и хозяйство, проблемы горожан. | Работа с дополнительными источниками |
20 | 10 | 09.02 | Население Санкт-Петербурга во второй половине XVIII века. | Работа с дополнительными источниками |
21 | 11 | 16.02 | Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения и науки. | Работа с текстом, составление таблицы |
22 | 12 | 02.03 | Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения и науки. | Работа с текстом, составление таблицы |
23 | 13 | 09.03 | Санкт-Петербург – центр художественной культуры. | Работа с текстом, составление таблицы |
24 | 14 | 16.03 | Санкт-Петербург – центр художественной культуры. | Работа с текстом, составление таблицы |
25 | 15 | 23.03 | Санкт-Петербург – экономический центр России. | Работа с текстом, составление таблицы |
26 | 16 | 06.04 | Санкт-Петербург времен Павла I. | Работа с источниками, опрос |
27 | 17 | 13.04 | Повторительно-обобщающий урок по Теме 2 | Карта, источники, иллюстративный материал. Промежуточный контроль. Тест |
Тема 3. Пригороды Санкт – Петербурга (4 ч.) | ||||
28 | 1 | 20.04 | Жизнь края в XVIII веке. | Работа с дополнительными источниками |
29 | 2 | 27.04 | «Жемчужное ожерелье» Санкт-Петербурга. | Работа с дополнительными источниками |
30 | 3 | 04.05 | «Жемчужное ожерелье» Санкт-Петербурга. | Работа с дополнительными источниками |
31 | 4 | 11.05 | Повторительно-обобщающий урок по Теме 3. | Карта, источники, иллюстративный материал. Тест |
Повторение (3ч.) | ||||
32 | 1 | 18.05 | Итоговое повторение по курсу. | Итоговый контроль. Тест |
33 | 2 | 25.05 | Итоговое повторение по курсу. | |
34 | 3 | Итоговое повторение по курсу. |
Лист корректировки рабочей программы
Предмет: История Санкт-Петербурга
Класс 8 «Б»
Учитель: Воронкова А.Л. (__________)
2019/2020 учебный год
№ урока по КТП | Дата по КТП | Дата проведения | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
334 | 25.05 | Итоговое повторение по курсу | Праздничные дни | Объединение схожих тем | |
Протокол заседания МО__________________ №____ от _________ Подпись председателя МО _______________(___________)
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школа № 212 по учебно-воспитательной работе _______________ (___________)
«_______»__________201___ г.