Рабочая программа по Светской этики, 4 класс
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 212
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школа № 212___________________ М.В.Кузьмина
Приказ ____41-ОД_____
«30__»___08_______201_9_г.
«Принято» Педагогическим Советом ГБОУ школа № 212 Протокол №__1________________ «__29_»___08_______2019__г. |
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №1______ от «_28_»__08_______201 9 г. |
Рабочая программа
по_____Светской этике__________
(предмет, уровень изучения предмета)
класс, профиль___4 « »______
учитель ___Воронкова А.Л____
учебный год__2019-2020_______
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, и ориентирована на использование учебника авторского коллектива : А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н. Демин, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова Учебник «Основы светской этики», 4 класс. – Москва «Дрофа», 2018 и реализует основную образовательную программу основного образования ГБОУ средней школы №212.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом начального общего образования ГБОУ школа №212 на 2019-2020 учебный год (из основной образовательной программы начального общего образования школы) предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы светской этики») изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени за учебный год составляет 34 часа.
Содержание учебного предмета
Знакомство с новым предметом. 2часа
Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религии.
Знакомство с основами этики. 2часа
Диалог о философии и этике. Мораль и нравственность.
Этические учения о добродетелях. 5 часов
Что такое добродетель? Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные качества. Терпение и терпимость. Представление творческих работ по теме.
Этика о нравственном выборе. 7 часов
Суд над Сократом. Убеждения. Нравственный выбор. Совесть. Долг. Ответственность. Этика о воспитании самого себя. Представление творческих работ по теме.
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве. 3 часа Справедливость. Государство, основанное на справедливости. Государство. Светская этика (экскурсия).
Нравственный закон человеческой жизни. 4 часа
Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь – основа жизни. Прощение.
Этика об отношении людей друг к другу. 6 часов
Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим людям и самому себе. Мысли и поступки. Слова и речь. Милосердие. «Золотое правило нравственности». Представление творческих работ по теме.
Как сегодня жить по нравственным законам. 5 часов
Нравственные законы в современном мире. Альберт Швейцер. Этическое учение Л.Н.Толстого.
Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС
Печатные пособия | учебник (автор, название, год издания, издательство) | Учебник: А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н. Демин, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова Учебник «Основы светской этики», 4 класс. – Москва «Дрофа», 2018. | |
рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ | |||
дидактические материалы | Программа: Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 4 класс «Основы религиозных культур и светской этики». – Москва «Дрофа», 2018. | ||
методические материалы | Методическое пособие для учителя: И.Б. Катышева, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова «Основы светской этики» методическое пособие к учебнику А.А. Шемшурина, Н.М. Брунчуковой, Р.Н. Демина и др. «Основы светской этики», 4 класс. – Москва «Дрофа», 2018. | ||
Технические средства обучения | |||
Наглядные пособия | |||
Цифровые образовательные ресурсы: | интернет-ресурсы | ||
прочие (диски, эл. пособия и т.п.) |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение детей по программе предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность научиться:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | - формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; - формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; - осознание ценности человеческой жизни. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока в году | № урока в разделе | Дата | Тема | Контроль |
Знакомство с новым предметом 2 ч | ||||
1 | 1 | 06.09 | Россия – наша Родина. | |
2 | 2 | 13.09 | Духовные ценности человечества. Культура. Религии. | |
Знакомство с основами этики 2 ч | ||||
3 | 1 | 20.09 | Не совсем обычный урок Диалог о философии и этике. | |
4 | 2 | 27.09 | Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность. | |
Этические учения о добродетелях 4 ч | ||||
5 | 1 | 04.10 | Что такое добродетель. | |
6 | 2 | 11.10 | Учение Аристотеля о добродетелях. | |
7 | 3 | 18.10 | Нравственные качества. | |
8 | 4 | 25.10 | Терпение и терпимость. | |
Этика о нравственном выборе 6 ч | ||||
9 | 1 | 8.11 | Суд над Сократом. | |
10 | 2 | 5.11 | Убеждения. | |
11 | 3 | 22.11 | Нравственный выбор. | |
12 | 4 | 29.11 | Совесть. Долг. | |
13 | 5 | 06.12 | Ответственность. | |
14 | 6 | 13.12 | Этика о воспитании самого себя. | |
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве 3 ч | ||||
15 | 1 | 20.12 | Справедливость. | |
16 | 2 | 27.12 | Государство, основанное на справедливости | |
17 | 3 | 17.01 | Государство. Светская этика. | |
Нравственный закон человеческой жизни 4 ч | ||||
18 | 1 | 24.01 | Нравственный закон. Десять заповедей | |
19 | 2 | 31.01 | Заповеди любви. | |
20 | 3 | 07.02 | Любовь – основа жизни. | |
21 | 4 | 14.02 | Прощение. | |
Этика об отношении людей 5ч | ||||
22 | 1 | 21.02 | Древнегреческие мыслители о дружбе. | |
23 | 2 | 28.02 | Этика об отношении к другим людям и самому себе | |
24 | 4 | 06.03 | Мысли и поступки. Слова и речь. | |
25 | 5 | 13.03 | Милосердие. | |
26 | 6 | 20.03 | Золотое правило «нравственности» | |
Как сегодня жить по нравственным законам 4 ч | ||||
27 | 1 | 3.04 | Нравственные законы в современном мире. | |
28 | 2 | 10.04 | Альберт Швейцер. | |
29 | 3 | 17.04 | Этическое учение Л.Н.Толстого. | |
30 | 4 | 24.04 | Не совсем обычный урок «Идти дорогою добра» | |
Итоговая работа 4 ч | ||||
31 | 1 | 15.05 | Обобщение изученного по курсу. Подготовка защиты проектов. | |
32 | 2 | 22.05 | Защита проектов | |
33 | 3 | Защита проектов | ||
34 | 4 | Резерв |
Лист корректировки рабочей программы
Предмет _Светская этика_____
Класс ____4__________
Учитель: _____Воронкова А.Л.__ _(_________________)
2019__/2020__ учебный год
№ урока по КТП | Дата по КТП | Дата проведения | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
33 | 29.05 | 22.05 | Защита проектов | Праздничные дни | Объединение двух схожих тем |
Протокол заседания МО__________________ №____ от _________ Подпись председателя МО __________________(_______________)
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школа № 212 по учебно-воспитательной работе _______________ (________________)
«_______»__________201___ г.