Рабочая программа по Истории СПб 9 класс

Воронкова Алена Леонидовна

Рабочая программа по истории СПб, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9a_istoriya_spb.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 212

«Утверждаю»                

Директор ГБОУ школа № 212___________________ М.В.Кузьмина

Приказ № 43-ОД

«31»_08_2021г.

«Принято»                

Педагогическим Советом ГБОУ школа 212

Протокол №_1____

«31»___08___2021 г.

«Рассмотрено»

на заседании МО ___________

Протокол №_1_____

от «30» __08____2021 г.

 

Рабочая программа

   по_истории и культуре Санкт-Петербурга 

    (предмет, уровень изучения предмета)

   Класс   9  А (базовый)

                                          учитель Воронкова А.Л.

учебный год    2019 - 2020

Санкт – Петербург

                                 Пояснительная записка

  1. Цель и задачи

Цель курса: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.

 Задачи:

1. Создать условия для формирования у учащихся:  

  • познавательного интереса к природно-культурному и культурному наследию города;
  • оценочных суждений о культурном наследии Санкт-Петербурга, о современных проблемах города, о поведении горожан – носителей петербургской культуры;  отношения к городским объектам, музейным экспозициям, семейным реликвиям, городским и семейным традициям, как к наследию, необходимому всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленному предками и обогащаемому его современниками.

2. Содействовать формированию у учащихся умений, необходимых для:  поиска информации о природно-культурном и культурном наследии города/края; комфортного проживания в городе мегаполисе и самореализации в нем;  ориентации в культурном пространстве города, поведения, грамотному/цивилизованному горожанину, петербуржцу; полноценного использования горожанином культурного потенциала города.

3. Способствовать освоению учащимися знаний, необходимых для понимания/осознания ими  роли города как феномена культуры; значения Санкт-Петербурга и его наследия в России в прошлом и настоящем;  роли горожан как создателей и потребителей, хранителей и разрушителей культурного наследия Санкт-Петербурга; специфики формирования петербургского населения;  особенностей бытования петербуржцев на протяжении всего периода существования  города и на современном этапе (условий их жизни, традиций их повседневной и праздничной культуры, общих проблем городской жизни);  проблем сохранения и развития природно-культурного и культурного наследия  Петербурга.

Важным  компонентом  образования  на  территории    Российской  Федерации  является региональный  компонент,  который  предусматривает  изучение  истории  и  современной проблематики народов, регионов. Региональный компонент (вариативная часть) учебного плана  ГБОУ  школы №212   предусматривает  обязательное  изучение  курса  «История  и культура Санкт -Петербурга».

Данная рабочая программа базового уровня составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным  стандартом  основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерацииот 17.12.10 и на основании авторской программы  по истории и культуре Санкт

Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса "История и культура Санкт-Петербурга" для основной школы Л.К. Ермолаевой  СПб.: СМИО Пресс, 2002 и реализует основную образовательную программу основногообразования ГБОУ средней школы№212

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 ч. в год, кол-во часов в неделю – 1 ч. в 8 классе на этапе основного общего образования.

Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы Л.К. Ермолаевой «История и культура Санкт-Петербурга» для 7 – 9-х классов» и реализует основную образовательную программу (начального, основного, среднего) образования ГБОУ средней школы №212.

  1. Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ГОС.

Печатные пособия

учебник (автор, название, год издания, издательство)

Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб: СМИО Пресс, 2017.

рабочая тетрадь

Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М. Серия «Страницы жизни края». Ч. 3 – СПб, СМИО Пресс, 2017

дидактические материалы

Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890 – 1910-х годов. – Л., 2016.

методические материалы

Л.К. Ермолаева. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб: СМИО Пресс, 2012.

Технические средства обучения

Ноутбук, мультимедийный проектор, DVD

Наглядные пособия

Цифровые образовательные ресурсы:

интернет-ресурсы

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/

Живой город http://www.save-spb.ru/

Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga

Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/

Книги о Санкт-Петербурге http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm

прочие (диски, эл. пособия и т.п.)

Энциклопедия Санкт-Петербурга – http://www.encspb.ru

  1. Прогнозируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Предметные результаты включают:

  • Усвоение системы исторических знаний, гуманистических ценностей;
  • Приобретение опыта историко-культурного подхода к оценке различных явлений;
  • Освоение принципов постановки и решения познавательных проблем и методов анализа исторических источников;
  • Умение определять и объяснять понятия;
  • Умение давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей;
  • Умение систематизировать историческую информацию, формулировать и аргументировать свою точку зрения.

            В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить    

            следующие умения:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; восприятие текстов научного и публицистического стилей;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;  
  • построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование;
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • целеполагание как постановка учебной задачи;
  • планирование – составление плана и последовательности действий с учетом конечного результата;
  • прогнозирование – предвосхищение результата; контроль деятельности;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
  • волевая саморегуляция как способность преодоления препятствий.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся  

к саморазвитию и личностному самоопределению:

  • Понимание многообразия мира, формирование основ межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к мировым религиям и ценностям различных народов;
  • Формирование устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;
  • Формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, и представлений о нравственном выборе;
  • Понимание роли личности в истории;

  1. Воспитательные цели и задачи изучения предмета.

•        На основе модуля «Школьный урок» в рабочей программе воспитания, разработанной в ГБОУ школа №212 и опубликованной на сайте школы, каждый раздел содержания рабочей программы включает в себя следующие воспитательные цели и задачи:

•                установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

•                побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

•                привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

•                использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

•                применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

•                включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

•                инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Это дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

•                поощрение использования дистанционных образовательных платформ, например, ЯКласс для самообразования, углубления знаний по предмету и саморазвития

  1.  Содержание учебного предмета

Тема 1. Наследие Санкт-Петербурга (1801 - 1854 гг.) (17 часов)

Карты и облик Санкт-Петербурга.  Границы, центр города, природные ориентиры (Нева и другие реки, каналы центра, Обводный канал, бульвар около Адмиралтейства, Александровский парк) и городские доминанты (здания государственных учреждений, храмы). Облик города по изобразительным источникам. (* Отбор материала по усмотрению учителя.) Уникальность планировки и облика исторического центра Петербурга, сохранившаяся до наших дней (* Отбор материала по усмотрению учителя: ансамбли, набережные, мосты, городская скульптура, фонтаны и скверы). (*) Район проживания учащихся на карте города.  

Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена». Петербургские памятники, напоминающие об истории России: о победе в Отечественной войне 1812 г., деятельности декабристов, строительстве первых в России железных дорог.  Петербургские памятники и традиции, напоминающие о событиях, значимых в истории города: о праздновании 100-летнего юбилея города; наводнении 1824 г.; пожаре в Зимнем дворце.  

Санкт-Петербург – столица Российской империи. Санкт-Петербург – «дом» императорской семьи. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: памятники императорам Александру 1 и Николаю 1, императорские дворцы, великокняжеские дворцы.) (*) Императорский двор: придворные чины, придворные кавалеры и дамы, императорская свита. (*) Особняки, напоминающие об известных аристократах. Памятники, напоминающие о том, что Петербург был центром управления Российской империи. (* Отбор материала по усмотрению учителя: здания Сената и Синода, Главного штаба, министерств). (*) Государственные деятели первой половины Х1Х в. и памятные места, связанные с их деятельностью. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Сперанский, Аракчеев). Петербург – военная столица, памятники, напоминающие об этом. (* Отбор материала по усмотрению учителя: топонимы, храмы, здания казарм.) Столица – центр православной религии. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: кафедральные соборы – Петропавловский, Троицкий в Александро-Невской лавре, Казанский и Исаакиевский; Александро-Невская лавра.)

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения и науки. Учебные заведения для дворянских детей. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гимназии, Царскосельский лицей, университет, Горный институт или институт корпуса инженеров путей сообщения).  Учебные заведения для детей из «разных чинов». (* Отбор материала по усмотрению учителя: училища, Технологический институт.) Первая в России Публичная библиотека и деятельность сотрудников библиотеки. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: директор А. Оленин; сотрудники И. Крылов или другие). Новый Эрмитаж – музей.  (*) Частные коллекции петербуржцев. Книжная лавка А. Смирдина как центр просвещения.  Научные центры России в Петербурге. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Академия наук, Пулковская обсерватория, Главная физическая обсерватория, Медико-хирургическая академия.)  Памятные места города (мемориальные доски, памятники, топонимы), рассказывающие о деятельности ученых первой половины XIX в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей).

«Наступление» на образование, просвещение во второй трети Х1Х в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей.)  

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. «Золотой век» русской культуры в Петербурге. Аристократические салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: поэты А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, Н. Гнедич; художники К. Брюллов, П. Федотов; скульпторы М. Козловский, Б. Орловский; композитор М. Глинка и другие). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Александринский и Михайловский театры – здания, репертуары, актеры.)  Всемирно известные петербургские памятники архитектуры и их создатели. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: К. Росси, В. Стасов и другие).  

Художественная культура Петербурга в середине Х1Х в.: разнообразие художественных стилей в литературе, архитектуре. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с литературой, историей, мировой художественной культурой).  

Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Начало промышленного переворота в Петербурге. Технические изобретения первой половины Х1Х в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: паровой двигатель и другие). Новее и старинные промышленные предприятия (* Отбор материала по усмотрению учителя: казенный паровозо- и вагоностроительный Александровский завод; казенный кораблестроительный Ново-Адмиралтейский завод; казенный завод «Арсенал», частный завод Берда и другие). Развитие торговли. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: международный порт на Стрелке Васильевского острова, Пассаж, магазины, рынки.) (*) Государственный банк и его роль в развитии экономики. Предприниматели, чья деятельность содействовала расцвету петербургской экономики. (* Отбор материала по усмотрению учителя).  

Санкт-Петербург – место жительства горожан.  Быстрый рост населения столицы, особенность состава населения.  Условия жизни петербуржцев: (*) управление столицей, проблемы городской жизни, новшества в городском хозяйстве. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: учреждение пожарной охраны города; освещение и мощение улиц, первые тротуары, урны; водоснабжение; открытие Мариинской больницы, приютов для детей сирот и инвалидов; появление почтовых ящиков, общественного транспорта и другое). Отличия в быте различных слоев петербуржцев. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: источники дохода; нравственные ценности, жилье, одежда, еда, досуг и развлечения «служилых» людей из знатных и обедневших дворян, купцов, работных людей). Дворянский стиль поведения – образец для подражания. Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: традиционные и новые).

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей

Повторение и обобщение темы. 

Тема 2. Наследие Санкт-Петербурга – Петрограда (1854-1917 гг.) (17 час)

Введение.  Общая характеристика эпохи. Источники знаний.

Карта и облик города. Границы, центр, пригороды, природные ориентиры и городские доминанты (здания торговых фирм, заводские трубы, трубы ТЭЦ).  Официальные топонимы. Нумерация домов, сохранившаяся до начала ХХ1 в. Сформировавшийся облик центра города, вошедший в конце ХХ в. в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. (*) Нереализованные градостроительные планы начала ХХ в.

Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории.  Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях: отмене крепостного права; общественном и революционном движении. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей). Памятные места бывшей столицы, напоминающие о праздновании 200-летия города, (*) 300-летия царствующей династии Романовых. Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей: памятник «Стерегущему», здание бывшего Прусского посольства и другие).  1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. Петербург – Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники первой русской революции; Февральской буржуазной революции 1917 г. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей и района расположения школы: площадь у Нарвских ворот, площадь Восстания и другие.)

Санкт-Петербург – Петроград – столица империи. Памятники и памятные места, напоминающие об императорах Александре П, Александре Ш, Николае П. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей.) Мариинский дворец – место заседаний Государственного совета, Таврический дворец – место заседаний Государственной думы.

Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Санкт-Петербург – один из крупнейших фабричных центров пореформенной России. Разнообразие фабрик и заводов: тяжелой и легкой промышленности, традиционных и новых отраслей промышленности, казенных и частных, принадлежавших российским и иностранным владельцам. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом предприятий района расположения школы: Обуховский, Путиловский заводы, завод Нобеля, фабрика Бормана, предприятие Сименса-Шукерта или другие.)  Технические достижения в промышленности (* Отбор материала с учетом межпредметных связей: внедрение дизелей, выплавка высококачественной стали, использование электроэнергии на производстве и другие). Промышленные кризисы. Санкт-Петербург – Петроград – центр внешней и внутренней торговли. (* Отбор материала по усмотрению учителя: новый торговый порт на Гутуевском острове; Сортировочная – крупнейший в России транспортный узел; торговые фирмы; биржи; первый универсальный магазин – современный ДЛТ). Петербург – финансовая столица. (* Отбор материала по усмотрению учителя: банки на Невском проспекте, кредитные общества). Петербургские предприниматели и их вклад в культурное наследие города. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Н. Путилов, П. Обухов, А. Штиглиц,  Ф. Сан-Галли, Нобели, Елисеевы,  Ратьковы-Рожновы или другие).

Экономический кризис в Петрограде – последствие 1914 – 1917 гг.

Санкт-Петербург – Петроград – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие учебных заведений в городе и возможность получить образование разным слоям населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: гимназия Мая или другие, училища народные, коммерческие, реальные; высшие учебные заведения; воскресные школы). Разнообразие петербургских музеев – центров просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: телеграфный /ныне Центральный музей связи им. А. С. Попова/, музей сообщения /ныне Центральный музей железнодорожного транспорта/, музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Русский музей императора Александра 111, музея А.  Суворова и другие).  (*) Разнообразие книжных издательств – центров просвещения.  (* Отбор материала по усмотрению учителя.) Народные дома – центры просвещения.  (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: Народный дом Нобелей, Народный дом графини Паниной или другие.) Петербургские ученые, внесшие вклад в отечественную и мировую науку; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, посвященные им. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых, межпредметных связей и места расположения школы: Д. Менделеев, В. Вернадский, Ю. Шокальский, Ф. Бредихин, А. Крылов, А. Карпинский, Н. Склифосовский, А. Воейков, Ф. Эрисман, И. Павлов и другие).

Санкт-Петербург – Петроград – центр художественной культуры. Художественная культура «разночинного» Петербурга второй половины Х1Х в. Разнообразие художественных стилей. Вклад петербургских Мастеров в развитие отечественной культуры; памятники, памятные места, связанные с их деятельностью.  (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей: поэт Н. Некрасов, писатель Ф. Достоевский; дирижер Мариинского театра Э. Направник, балетмейстер театра М. Петипа; композитор Н. Римский-Корсаков; актриса М. Савина; художник И. Репин и другие). Особенности петербургской архитектуры второй половины Х1Х в. и ее создатели. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей: творчество архитекторов А. Штакеншнейдера, М. Месмахера или других.)  

«Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде: разнообразие художественных стилей. Петербургские Мастера, внесшие вклад в отечественную и мировую культуру; памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об их деятельности. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: поэты и писатели А. Блок, З. Гиппиус, А Куприн, Н. Гумилев или другие; деятели театрального, балетного и оперного искусства В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд, Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская или другие; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский или другие; художники Е. Лансере, М. Добужинский и другие.) (*) Памятные места города, напоминающие о новых тенденциях в развитии художественной культуры первого десятилетия ХХ в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: Дом Иванова, «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов», литературно-художественные кабаре «Бродячая собака», «Приют комедианта».) Петербургская архитектура и ее создатели. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Лидваль, А. Гоген, Васильев, Зазерский, М. Перетяткович).

Новые виды художественной культуры – фото- и киноискусство. (*Отбор материала по усмотрению учителя: фотоателье К. Булла, «Аквариум», старинные кинотеатры на Невском проспекте).  

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Изменения состава населения пореформенного, капиталистического Петербурга; города военного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя: тюрьма «Кресты», детская больница Раухфуса, инфекционная больница Боткина, специализированная больница им. Мечникова; освещение улиц, асфальтовое покрытие; электростанции; водопроводная станция; канализационная система; телефонная станция; общественный транспорт – конка, трамвай, автобус и другие). Особенности быта обитателей доходного дома. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: типичный быт предпринимателя, представителя творческой или научной интеллигенции, мелкого служащего или ремесленника; домовладельца, дворника, швейцара. Различия в источниках их доходов, жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях).  Особенности быта жителей рабочих окраин, обитателей петербургского дна. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различия в источниках дохода, типах жилья, еде, одежде, досуге, развлечениях.) Новый вид комфортного жилья – кооперативный дом. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: ул. Некрасова, д. 58 – 62 и другие). Места отдыха и развлечений горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Марсово поле, Народный дом, общественные сады, цирк, катки, купальни, места спортивных занятий и др.). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей). Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь.

Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг.  

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей

  Повторение и обобщение темы.

               

7. Связь оценочного инструментария с планируемыми результатами

 Основной формой организации образовательного процесса является классно

- урочная форма. На уроке и используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая. Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.

                                                                   Календарно-тематическое планирование

№ урока

в году

№ урока в разделе

Дата

Тема урока

 Контроль (входной, промежуточный, итоговый)

1

1

06.09

Введение.

Входной контроль

Тема 1. Наследие Санкт-Петербурга (1801 -1861 гг.) 16 часов

2

1

13.09

Карты и облик Санкт-Петербурга в первой половине XIX века.

Практическая работа

3

2

20.09

Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена» истории.

Опрос

4

3

27.09

Петербург – «дом» императорской семьи.

Опрос

5

4

04.10

Петербург – «дом» императорской семьи

Практическая работа

6

5

11.10

Столица – центр управления империей.

Тест

7

6

18.10

Санкт-Петербург – место жительства горожан.

Опрос

8

7

08.11

Повседневная жизнь петербуржцев.

Сообщения

     9    

8

15.11

Санкт - Петербург – город архитектурных шедевров. Часть 1.

Опрос

10

9

22.11

Санкт - Петербург – город архитектурных шедевров. Часть 2.

Практическая работа

11

10

29.11

Санкт-Петербург – центр образования и просвещения.

Опрос

12

11

06.12

Литературный Петербург.

Опрос

13

12

13.12

Санкт- Петербург – научный центр.

тест

14

13

20.12

Театральный и музыкальный Петербург.

Опрос

15

14

27.12

Художественная культура Санкт-Петербурга в первой половине XIX

Опрос

16

15

10.01

Деловой Петербург.

Опрос

17

16

17.01

Повторительно-обобщающий урок.

Проверочная работа

Тема № 2. Наследие Санкт-Петербурга -Петрограда (1861-1917 гг.) 14 часов

18

1

24.01

Карта и облик Петербурга во второй половине XIX в.

Практическая работа

19

2

31.01

Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории. Часть 1.

20

3

07.02

Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории. Часть 2.

Тест

21

4

14.02

Санкт-Петербург – место жительства горожан.

Опрос

22

5

21.02

Многоликий архитектурный облик Петербурга.

Тест

23

6

28.02

Многоликий Петербург.

Опрос

24

7

07.03

Повседневная и общественная жизнь петербуржцев.

Сообщения

25

8

14.03

Санкт-Петербург – экономический и промышленный центр России.

Опрос

26

9

21.03

Просвещение и образование в Петербурге во второй половине XIX в.

Опрос

27

10

04.04

Санкт-Петербург – город научных открытий и технических новинок.

Тест

28

11

11.04

Петербург – книжный город.

Опрос

29

12

18.04

Театральный и музыкальный мир Петербурга.

Опрос

30

13

25.04

Центры художественной культуры в Петербурге.

Опрос

31

14

02.05

Последние десятилетия столицы Российской империи.

Проверочная работа

Тема № 3. Наш край в XIX – начале XX вв. 3 часа

32

1

16.05

Край в XIX – начале XX вв.

Опрос

33

2

23.05

Край в XIX – начале XX вв.

Опрос

34

3

30.05

Итоговое обобщение по курсу.

                                                                                 Лист корректировки рабочей программы

Предмет история и культура СПб

Класс

Учитель: _______

2021__/2022____ учебный год

№ урока по КТП

Дата по КТП

Дата проведения

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки

№ и дата протокола заседания МО________________________    Подпись председателя МО __________________(_______________)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора ГБОУ школа № 212 по учебно-воспитательной работе               Н.А. Дмитриева ___________

«_______»__________201___ г.