Рабочая программа по Истории СПб 9 класс
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 212
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школа № 212___________________ М.В.Кузьмина
Приказ № 43-ОД
«31»_08_2021г.
«Принято» Педагогическим Советом ГБОУ школа 212 Протокол №_1____ «31»___08___2021 г. |
«Рассмотрено» на заседании МО ___________ Протокол №_1_____ от «30» __08____2021 г. |
Рабочая программа
по_истории и культуре Санкт-Петербурга
(предмет, уровень изучения предмета)
Класс 9 А (базовый)
учитель Воронкова А.Л.
учебный год 2019 - 2020
Санкт – Петербург
Пояснительная записка
- Цель и задачи
Цель курса: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.
Задачи:
1. Создать условия для формирования у учащихся:
- познавательного интереса к природно-культурному и культурному наследию города;
- оценочных суждений о культурном наследии Санкт-Петербурга, о современных проблемах города, о поведении горожан – носителей петербургской культуры; отношения к городским объектам, музейным экспозициям, семейным реликвиям, городским и семейным традициям, как к наследию, необходимому всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленному предками и обогащаемому его современниками.
2. Содействовать формированию у учащихся умений, необходимых для: поиска информации о природно-культурном и культурном наследии города/края; комфортного проживания в городе мегаполисе и самореализации в нем;∙ ориентации в культурном пространстве города, поведения, грамотному/цивилизованному горожанину, петербуржцу; полноценного использования горожанином культурного потенциала города.
3. Способствовать освоению учащимися знаний, необходимых для понимания/осознания ими роли города как феномена культуры; значения Санкт-Петербурга и его наследия в России в прошлом и настоящем; роли горожан как создателей и потребителей, хранителей и разрушителей культурного наследия Санкт-Петербурга; специфики формирования петербургского населения; особенностей бытования петербуржцев на протяжении всего периода существования города и на современном этапе (условий их жизни, традиций их повседневной и праздничной культуры, общих проблем городской жизни); проблем сохранения и развития природно-культурного и культурного наследия Петербурга.
Важным компонентом образования на территории Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории и современной проблематики народов, регионов. Региональный компонент (вариативная часть) учебного плана ГБОУ школы №212 предусматривает обязательное изучение курса «История и культура Санкт -Петербурга».
Данная рабочая программа базового уровня составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерацииот 17.12.10 и на основании авторской программы по истории и культуре Санкт
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса "История и культура Санкт-Петербурга" для основной школы Л.К. Ермолаевой СПб.: СМИО Пресс, 2002 и реализует основную образовательную программу основногообразования ГБОУ средней школы№212
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч. в год, кол-во часов в неделю – 1 ч. в 8 классе на этапе основного общего образования.
Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы Л.К. Ермолаевой «История и культура Санкт-Петербурга» для 7 – 9-х классов» и реализует основную образовательную программу (начального, основного, среднего) образования ГБОУ средней школы №212.
- Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ГОС.
Печатные пособия | учебник (автор, название, год издания, издательство) | Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб: СМИО Пресс, 2017. | |
рабочая тетрадь | Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М. Серия «Страницы жизни края». Ч. 3 – СПб, СМИО Пресс, 2017 | ||
дидактические материалы | Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890 – 1910-х годов. – Л., 2016. | ||
методические материалы | Л.К. Ермолаева. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб: СМИО Пресс, 2012. | ||
Технические средства обучения | Ноутбук, мультимедийный проектор, DVD | ||
Наглядные пособия | |||
Цифровые образовательные ресурсы: | интернет-ресурсы | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/ Живой город http://www.save-spb.ru/ Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/ Книги о Санкт-Петербурге http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm | |
прочие (диски, эл. пособия и т.п.) | Энциклопедия Санкт-Петербурга – http://www.encspb.ru |
- Прогнозируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметные результаты включают:
- Усвоение системы исторических знаний, гуманистических ценностей;
- Приобретение опыта историко-культурного подхода к оценке различных явлений;
- Освоение принципов постановки и решения познавательных проблем и методов анализа исторических источников;
- Умение определять и объяснять понятия;
- Умение давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей;
- Умение систематизировать историческую информацию, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить
следующие умения:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; восприятие текстов научного и публицистического стилей;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- целеполагание как постановка учебной задачи;
- планирование – составление плана и последовательности действий с учетом конечного результата;
- прогнозирование – предвосхищение результата; контроль деятельности;
- коррекция – внесение необходимых дополнений;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- волевая саморегуляция как способность преодоления препятствий.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и личностному самоопределению:
- Понимание многообразия мира, формирование основ межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к мировым религиям и ценностям различных народов;
- Формирование устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;
- Формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, и представлений о нравственном выборе;
- Понимание роли личности в истории;
- Воспитательные цели и задачи изучения предмета.
• На основе модуля «Школьный урок» в рабочей программе воспитания, разработанной в ГБОУ школа №212 и опубликованной на сайте школы, каждый раздел содержания рабочей программы включает в себя следующие воспитательные цели и задачи:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Это дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
• поощрение использования дистанционных образовательных платформ, например, ЯКласс для самообразования, углубления знаний по предмету и саморазвития
- Содержание учебного предмета
Тема 1. Наследие Санкт-Петербурга (1801 - 1854 гг.) (17 часов)
Карты и облик Санкт-Петербурга. Границы, центр города, природные ориентиры (Нева и другие реки, каналы центра, Обводный канал, бульвар около Адмиралтейства, Александровский парк) и городские доминанты (здания государственных учреждений, храмы). Облик города по изобразительным источникам. (* Отбор материала по усмотрению учителя.) Уникальность планировки и облика исторического центра Петербурга, сохранившаяся до наших дней (* Отбор материала по усмотрению учителя: ансамбли, набережные, мосты, городская скульптура, фонтаны и скверы). (*) Район проживания учащихся на карте города.
Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена». Петербургские памятники, напоминающие об истории России: о победе в Отечественной войне 1812 г., деятельности декабристов, строительстве первых в России железных дорог. Петербургские памятники и традиции, напоминающие о событиях, значимых в истории города: о праздновании 100-летнего юбилея города; наводнении 1824 г.; пожаре в Зимнем дворце.
Санкт-Петербург – столица Российской империи. Санкт-Петербург – «дом» императорской семьи. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: памятники императорам Александру 1 и Николаю 1, императорские дворцы, великокняжеские дворцы.) (*) Императорский двор: придворные чины, придворные кавалеры и дамы, императорская свита. (*) Особняки, напоминающие об известных аристократах. Памятники, напоминающие о том, что Петербург был центром управления Российской империи. (* Отбор материала по усмотрению учителя: здания Сената и Синода, Главного штаба, министерств). (*) Государственные деятели первой половины Х1Х в. и памятные места, связанные с их деятельностью. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Сперанский, Аракчеев). Петербург – военная столица, памятники, напоминающие об этом. (* Отбор материала по усмотрению учителя: топонимы, храмы, здания казарм.) Столица – центр православной религии. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: кафедральные соборы – Петропавловский, Троицкий в Александро-Невской лавре, Казанский и Исаакиевский; Александро-Невская лавра.)
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения и науки. Учебные заведения для дворянских детей. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гимназии, Царскосельский лицей, университет, Горный институт или институт корпуса инженеров путей сообщения). Учебные заведения для детей из «разных чинов». (* Отбор материала по усмотрению учителя: училища, Технологический институт.) Первая в России Публичная библиотека и деятельность сотрудников библиотеки. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: директор А. Оленин; сотрудники И. Крылов или другие). Новый Эрмитаж – музей. (*) Частные коллекции петербуржцев. Книжная лавка А. Смирдина как центр просвещения. Научные центры России в Петербурге. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Академия наук, Пулковская обсерватория, Главная физическая обсерватория, Медико-хирургическая академия.) Памятные места города (мемориальные доски, памятники, топонимы), рассказывающие о деятельности ученых первой половины XIX в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей).
«Наступление» на образование, просвещение во второй трети Х1Х в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей.)
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. «Золотой век» русской культуры в Петербурге. Аристократические салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: поэты А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, Н. Гнедич; художники К. Брюллов, П. Федотов; скульпторы М. Козловский, Б. Орловский; композитор М. Глинка и другие). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Александринский и Михайловский театры – здания, репертуары, актеры.) Всемирно известные петербургские памятники архитектуры и их создатели. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: К. Росси, В. Стасов и другие).
Художественная культура Петербурга в середине Х1Х в.: разнообразие художественных стилей в литературе, архитектуре. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с литературой, историей, мировой художественной культурой).
Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Начало промышленного переворота в Петербурге. Технические изобретения первой половины Х1Х в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: паровой двигатель и другие). Новее и старинные промышленные предприятия (* Отбор материала по усмотрению учителя: казенный паровозо- и вагоностроительный Александровский завод; казенный кораблестроительный Ново-Адмиралтейский завод; казенный завод «Арсенал», частный завод Берда и другие). Развитие торговли. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: международный порт на Стрелке Васильевского острова, Пассаж, магазины, рынки.) (*) Государственный банк и его роль в развитии экономики. Предприниматели, чья деятельность содействовала расцвету петербургской экономики. (* Отбор материала по усмотрению учителя).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Быстрый рост населения столицы, особенность состава населения. Условия жизни петербуржцев: (*) управление столицей, проблемы городской жизни, новшества в городском хозяйстве. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: учреждение пожарной охраны города; освещение и мощение улиц, первые тротуары, урны; водоснабжение; открытие Мариинской больницы, приютов для детей сирот и инвалидов; появление почтовых ящиков, общественного транспорта и другое). Отличия в быте различных слоев петербуржцев. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: источники дохода; нравственные ценности, жилье, одежда, еда, досуг и развлечения «служилых» людей из знатных и обедневших дворян, купцов, работных людей). Дворянский стиль поведения – образец для подражания. Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: традиционные и новые).
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
Повторение и обобщение темы.
Тема 2. Наследие Санкт-Петербурга – Петрограда (1854-1917 гг.) (17 час)
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.
Карта и облик города. Границы, центр, пригороды, природные ориентиры и городские доминанты (здания торговых фирм, заводские трубы, трубы ТЭЦ). Официальные топонимы. Нумерация домов, сохранившаяся до начала ХХ1 в. Сформировавшийся облик центра города, вошедший в конце ХХ в. в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. (*) Нереализованные градостроительные планы начала ХХ в.
Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории. Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях: отмене крепостного права; общественном и революционном движении. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей). Памятные места бывшей столицы, напоминающие о праздновании 200-летия города, (*) 300-летия царствующей династии Романовых. Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей: памятник «Стерегущему», здание бывшего Прусского посольства и другие). 1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. Петербург – Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники первой русской революции; Февральской буржуазной революции 1917 г. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей и района расположения школы: площадь у Нарвских ворот, площадь Восстания и другие.)
Санкт-Петербург – Петроград – столица империи. Памятники и памятные места, напоминающие об императорах Александре П, Александре Ш, Николае П. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей.) Мариинский дворец – место заседаний Государственного совета, Таврический дворец – место заседаний Государственной думы.
Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Санкт-Петербург – один из крупнейших фабричных центров пореформенной России. Разнообразие фабрик и заводов: тяжелой и легкой промышленности, традиционных и новых отраслей промышленности, казенных и частных, принадлежавших российским и иностранным владельцам. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом предприятий района расположения школы: Обуховский, Путиловский заводы, завод Нобеля, фабрика Бормана, предприятие Сименса-Шукерта или другие.) Технические достижения в промышленности (* Отбор материала с учетом межпредметных связей: внедрение дизелей, выплавка высококачественной стали, использование электроэнергии на производстве и другие). Промышленные кризисы. Санкт-Петербург – Петроград – центр внешней и внутренней торговли. (* Отбор материала по усмотрению учителя: новый торговый порт на Гутуевском острове; Сортировочная – крупнейший в России транспортный узел; торговые фирмы; биржи; первый универсальный магазин – современный ДЛТ). Петербург – финансовая столица. (* Отбор материала по усмотрению учителя: банки на Невском проспекте, кредитные общества). Петербургские предприниматели и их вклад в культурное наследие города. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Н. Путилов, П. Обухов, А. Штиглиц, Ф. Сан-Галли, Нобели, Елисеевы, Ратьковы-Рожновы или другие).
Экономический кризис в Петрограде – последствие 1914 – 1917 гг.
Санкт-Петербург – Петроград – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие учебных заведений в городе и возможность получить образование разным слоям населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: гимназия Мая или другие, училища народные, коммерческие, реальные; высшие учебные заведения; воскресные школы). Разнообразие петербургских музеев – центров просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: телеграфный /ныне Центральный музей связи им. А. С. Попова/, музей сообщения /ныне Центральный музей железнодорожного транспорта/, музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Русский музей императора Александра 111, музея А. Суворова и другие). (*) Разнообразие книжных издательств – центров просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя.) Народные дома – центры просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: Народный дом Нобелей, Народный дом графини Паниной или другие.) Петербургские ученые, внесшие вклад в отечественную и мировую науку; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, посвященные им. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых, межпредметных связей и места расположения школы: Д. Менделеев, В. Вернадский, Ю. Шокальский, Ф. Бредихин, А. Крылов, А. Карпинский, Н. Склифосовский, А. Воейков, Ф. Эрисман, И. Павлов и другие).
Санкт-Петербург – Петроград – центр художественной культуры. Художественная культура «разночинного» Петербурга второй половины Х1Х в. Разнообразие художественных стилей. Вклад петербургских Мастеров в развитие отечественной культуры; памятники, памятные места, связанные с их деятельностью. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей: поэт Н. Некрасов, писатель Ф. Достоевский; дирижер Мариинского театра Э. Направник, балетмейстер театра М. Петипа; композитор Н. Римский-Корсаков; актриса М. Савина; художник И. Репин и другие). Особенности петербургской архитектуры второй половины Х1Х в. и ее создатели. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей: творчество архитекторов А. Штакеншнейдера, М. Месмахера или других.)
«Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде: разнообразие художественных стилей. Петербургские Мастера, внесшие вклад в отечественную и мировую культуру; памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об их деятельности. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: поэты и писатели А. Блок, З. Гиппиус, А Куприн, Н. Гумилев или другие; деятели театрального, балетного и оперного искусства В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд, Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская или другие; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский или другие; художники Е. Лансере, М. Добужинский и другие.) (*) Памятные места города, напоминающие о новых тенденциях в развитии художественной культуры первого десятилетия ХХ в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: Дом Иванова, «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов», литературно-художественные кабаре «Бродячая собака», «Приют комедианта».) Петербургская архитектура и ее создатели. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Лидваль, А. Гоген, Васильев, Зазерский, М. Перетяткович).
Новые виды художественной культуры – фото- и киноискусство. (*Отбор материала по усмотрению учителя: фотоателье К. Булла, «Аквариум», старинные кинотеатры на Невском проспекте).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Изменения состава населения пореформенного, капиталистического Петербурга; города военного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя: тюрьма «Кресты», детская больница Раухфуса, инфекционная больница Боткина, специализированная больница им. Мечникова; освещение улиц, асфальтовое покрытие; электростанции; водопроводная станция; канализационная система; телефонная станция; общественный транспорт – конка, трамвай, автобус и другие). Особенности быта обитателей доходного дома. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: типичный быт предпринимателя, представителя творческой или научной интеллигенции, мелкого служащего или ремесленника; домовладельца, дворника, швейцара. Различия в источниках их доходов, жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях). Особенности быта жителей рабочих окраин, обитателей петербургского дна. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различия в источниках дохода, типах жилья, еде, одежде, досуге, развлечениях.) Новый вид комфортного жилья – кооперативный дом. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: ул. Некрасова, д. 58 – 62 и другие). Места отдыха и развлечений горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Марсово поле, Народный дом, общественные сады, цирк, катки, купальни, места спортивных занятий и др.). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей). Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь.
Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг.
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
Повторение и обобщение темы.
7. Связь оценочного инструментария с планируемыми результатами
Основной формой организации образовательного процесса является классно
- урочная форма. На уроке и используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая. Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.
Календарно-тематическое планирование
№ урока в году | № урока в разделе | Дата | Тема урока | Контроль (входной, промежуточный, итоговый) |
1 | 1 | 06.09 | Введение. | Входной контроль |
Тема 1. Наследие Санкт-Петербурга (1801 -1861 гг.) 16 часов | ||||
2 | 1 | 13.09 | Карты и облик Санкт-Петербурга в первой половине XIX века. | Практическая работа |
3 | 2 | 20.09 | Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена» истории. | Опрос |
4 | 3 | 27.09 | Петербург – «дом» императорской семьи. | Опрос |
5 | 4 | 04.10 | Петербург – «дом» императорской семьи | Практическая работа |
6 | 5 | 11.10 | Столица – центр управления империей. | Тест |
7 | 6 | 18.10 | Санкт-Петербург – место жительства горожан. | Опрос |
8 | 7 | 08.11 | Повседневная жизнь петербуржцев. | Сообщения |
9 | 8 | 15.11 | Санкт - Петербург – город архитектурных шедевров. Часть 1. | Опрос |
10 | 9 | 22.11 | Санкт - Петербург – город архитектурных шедевров. Часть 2. | Практическая работа |
11 | 10 | 29.11 | Санкт-Петербург – центр образования и просвещения. | Опрос |
12 | 11 | 06.12 | Литературный Петербург. | Опрос |
13 | 12 | 13.12 | Санкт- Петербург – научный центр. | тест |
14 | 13 | 20.12 | Театральный и музыкальный Петербург. | Опрос |
15 | 14 | 27.12 | Художественная культура Санкт-Петербурга в первой половине XIX | Опрос |
16 | 15 | 10.01 | Деловой Петербург. | Опрос |
17 | 16 | 17.01 | Повторительно-обобщающий урок. | Проверочная работа |
Тема № 2. Наследие Санкт-Петербурга -Петрограда (1861-1917 гг.) 14 часов | ||||
18 | 1 | 24.01 | Карта и облик Петербурга во второй половине XIX в. | Практическая работа |
19 | 2 | 31.01 | Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории. Часть 1. | |
20 | 3 | 07.02 | Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории. Часть 2. | Тест |
21 | 4 | 14.02 | Санкт-Петербург – место жительства горожан. | Опрос |
22 | 5 | 21.02 | Многоликий архитектурный облик Петербурга. | Тест |
23 | 6 | 28.02 | Многоликий Петербург. | Опрос |
24 | 7 | 07.03 | Повседневная и общественная жизнь петербуржцев. | Сообщения |
25 | 8 | 14.03 | Санкт-Петербург – экономический и промышленный центр России. | Опрос |
26 | 9 | 21.03 | Просвещение и образование в Петербурге во второй половине XIX в. | Опрос |
27 | 10 | 04.04 | Санкт-Петербург – город научных открытий и технических новинок. | Тест |
28 | 11 | 11.04 | Петербург – книжный город. | Опрос |
29 | 12 | 18.04 | Театральный и музыкальный мир Петербурга. | Опрос |
30 | 13 | 25.04 | Центры художественной культуры в Петербурге. | Опрос |
31 | 14 | 02.05 | Последние десятилетия столицы Российской империи. | Проверочная работа |
Тема № 3. Наш край в XIX – начале XX вв. 3 часа | ||||
32 | 1 | 16.05 | Край в XIX – начале XX вв. | Опрос |
33 | 2 | 23.05 | Край в XIX – начале XX вв. | Опрос |
34 | 3 | 30.05 | Итоговое обобщение по курсу. |
Лист корректировки рабочей программы
Предмет история и культура СПб
Класс
Учитель: _______
2021__/2022____ учебный год
№ урока по КТП | Дата по КТП | Дата проведения | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
№ и дата протокола заседания МО________________________ Подпись председателя МО __________________(_______________)
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школа № 212 по учебно-воспитательной работе Н.А. Дмитриева ___________
«_______»__________201___ г.