Рабочая программа по Истории СПб 7 класс
Рабочая программа по истории СПб 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_spb_7_b_klass.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
f
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 212
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школа № 212___________________ М.В.Кузьмина
Приказ ___41-ОД__
«_30_»_08________201_9 г.
«Принято» Педагогическим Советом ГБОУ школа № 212 Протокол №__1________________ «_29_»___08_______201_9_г. |
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №_1_____ от «28__»___08______2019 г. |
Рабочая программа
по___истории Санкт-Петербурга____
(предмет, уровень изучения предмета)
класс, профиль___7 « Б»______
учитель ___Воронкова А.Л____
учебный год__2019-2020_______
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса "История и культура Санкт-Петербурга" для основной школы Л.К. Ермолаевой СПб.: СМИО Пресс, 2002 и реализует основную образовательную программу основного образования ГБОУ средней школы №212
1. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч. в год, кол-во часов в неделю – 1 ч.
2. Содержание учебного предмета.
РАЗДЕЛ 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (с древнейших времен до 1703 года)
Введение
Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.
Тема 1. Из глубины веков…
Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена. Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.
Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.
Тема 2. В составе Господина Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)
Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге.
Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек. Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.
Тема 3. В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)
Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.
Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).
Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.
События начала ХУ11 века на территории края. Столбовский мирный договор.
Тема 4. По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)
Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.
Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт.
Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.
Тема 5. Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)
Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.
Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.
Село Спасское и жизнь его обитателей.
Переселенцы на невские берега из Финляндии.
РАЗДЕЛ 2. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (ХУШ – н. ХХ вв.)
Тема 6. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.)
Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (* отбор объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова).
Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России. (* Отбор материала по усмотрению учителя).
Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.
Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу.
Повторение и обобщение темы.
3. Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС.
Печатные пособия | учебник (автор, название, год издания, издательство) | Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса. – СПб, СМИО Пресс, 2010. Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., Лебедева И.М. | |
рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ | Ермолаева Л.К., Захваткина И.З. Краеведение. Петербургская тетрадь серия «Страницы жизни края» ч. 1. СПб.: СМИО Пресс 2010 | ||
дидактические материалы | |||
методические материалы | Даринский А. В., Старцев В. И. История Санкт-Петербурга в ХУ111-Х1Х вв. – СПб., 2009 | ||
Технические средства обучения | Ноутбук, мультимедийный проектор, DVD | ||
Наглядные пособия | |||
Цифровые образовательные ресурсы: | интернет-ресурсы | Презентации, викепедия, прошколу.ру Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/ Живой город http://www.save-spb.ru/ Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga | |
прочие (диски, эл. пособия и т.п.) |
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты усвоения программы:
Учащиеся должны знать / понимать: основные виды архитектурных стилей; изученные направления и стили художественной культуры города; особенности языка различных видов искусства; уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. пользоваться различными источниками информации о истории и культуре Санкт - Петербурга; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); Знать: основные понятия «история» «культура», «факт». Уметь: различать факты и события; Понимать: уникальность петербургского наследия, связь сегодняшнего города с прошлым.
Метапредметные результаты освоения программы:
Учащиеся должны уметь: • организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; сотрудничать с соучениками, в коллективной работе, устанавливать причинноследственные связи зависимости между объектами, оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.
Личностные результаты освоения программы:
Учащиеся должны использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о Санкт – Петербурге как части мировой культуры; самостоятельного художественного творчества.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ урока в году | № урока в разделе | дата | Тема урока | Контроль |
Раздел 1. Наш край до основания Санкт-Петербурга | ||||
1 | 1 | 02.09 | Введение | Входной тест. |
2 | 2 | 09.09 | Первые жители края. | Опрос, работа в тетради |
3 | 3 | 16.09 | Старая Ладога – древнейшая столица края. | Творческое задание |
4 | 4 | 23.09 | Старая Ладога – город-музей. | Работа в тетради |
5 | 5 | 30.09 | Наш край в составе Великого Новгорода (1136-1478 гг.). | Составление схем |
6 | 6 | 07.10 | Защитное кольцо крепостей середины XIII века (Копорье, Выборг) | Творческое задание |
7 | 7 | 14.10 | Защитное кольцо крепостей конца XIII века – начала XIV века (Корела, Шлиссенбург, Ям). | Творческое задание |
8 | 8 | 23.10 | Невская битва и Александр Невский – святой покровитель нашего края. | Опрос, работа в тетради |
9 | 9 | 06.11 | Наш край в составе Московской Руси (1478-1617 гг.). | Работа в тетради |
10 | 10 | 13.11 | Расселение народа по берегам реки Невы. | Работа в тетради. |
11 | 11 | 20.11 | Защитное кольцо крепостей XV века. (Ивангород) | Творческое задание |
12 | 12 | 27.11 | Смутное время на территории нашего края. | Опрос |
13 | 13 | 04.12 | Жизнь восточной части края. | Опрос, презентация |
14 | 14 | 11.12 | Тихвин – новый центр края. | Работа с учебником |
15 | 15 | 18.12 | Тихвинский Большой Успенский монастырь. | Опрос. Работа с учебником |
16 | 16 | 25.12 | Жизнь западной части края. | Работа с учебником |
17 | 17 | 15.01 | Ниеншанц – город и крепость. | Творческое задание |
18 | 18 | 22.01 | Два города края: Ниен и Тихвин. | Работа в тетради |
19 | 19 | 29.01 | Повторительно-обобщающий урок по Теме 1 | Промежуточный контроль. Тест по теме 1. |
Раздел 2. Санкт-Петербург – имперская столица. Первоначальный Санкт-Петербург | ||||
20 | 1 | 05.02 | Возвращение Россией приневских земель. | Работа с текстом, опрос |
21 | 2 | 12.02 | Новые русские крепости в устье Невы (Крепость Кроншлот) | Работа с картой |
22 | 3 | 19.02 | Крепость Санкт-Питербурх | Опрос. Работа с текстом |
23 | 4 | 26.02 | Крепость Санкт-Питербурх | Работа с картой |
24 | 5 | 04.03 | Крепость- верфь Адмиралтейство | Работа с картой |
25 | 6 | 11.03 | Санкт-Петербург – новый экономический центр России. Троицкая площадь | Работа с дополнительными источниками, опрос |
26 | 7 | 18.03 | Санкт-Петербург – новая столица России. | Работа с дополнительными источниками, опрос |
27 | 8 | 1.04 | Первые постройки в Санкт-Петербурге | Творческое задание. Работа с дополнительными источниками |
28 | 9 | 8.04 | Санкт-Петербург – город нового типа. | Работа с дополнительными источниками, опрос |
29 | 10 | 15.04 | План строительства города на Неве | Работа с дополнительными источниками, опрос. Работа с текстом, составление таблицы |
30 | 11 | 22.04 | Санкт-Петербург – город новой культуры. | Творческое задание |
31 | 12 | 29.04 | Санкт-Петербург – город новой культуры | Карта, источники, иллюстративный материал |
32 | 13 | 6.05 | Жизнь первых петербуржцев. | Работа с дополнительными источниками |
33 | 14 | 13.05 | Повторительно - обобщающий урок по Теме 2. | Карта, источники, иллюстративный материал. Промежуточный контроль. Тест |
34 | 15 | 20.05 | Итоговое повторение по курсу. | Итоговый контроль. Тест |
Приложение №2
Лист корректировки рабочей программы
Предмет __История Санкт-Петербурга _____
Класс ____7__________
Учитель: _____Воронкова А.Л.__ _(_________________)
201_9_/2020_ учебный год
№ урока по КТП | Дата по КТП | Дата проведения | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
Протокол заседания МО__________________ №____ от _________ Подпись председателя МО __________________(_______________)
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школа № 212 по учебно-воспитательной работе _______________ (________________)
«_______»__________201___ г.