Рабочая программа по Истории СПб 7 класс

Воронкова Алена Леонидовна

Рабочая программа по истории СПб 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_spb_7_b_klass.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

f

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 212

«Утверждаю»                

Директор ГБОУ школа № 212___________________ М.В.Кузьмина

Приказ  ___41-ОД__

 «_30_»_08________201_9  г.

«Принято»                

Педагогическим Советом  ГБОУ школа № 212

Протокол №__1________________

«_29_»___08_______201_9_г.

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол №_1_____

от «28__»___08______2019  г.

 

Рабочая программа

   по___истории Санкт-Петербурга____ 

    (предмет, уровень изучения предмета)

класс, профиль___7 « Б»______

учитель ___Воронкова А.Л____

учебный год__2019-2020_______

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

             Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса "История и культура Санкт-Петербурга" для основной школы Л.К. Ермолаевой  СПб.: СМИО Пресс, 2002 и реализует основную образовательную программу основного  образования ГБОУ средней школы №212

1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 ч. в год, кол-во часов в неделю – 1 ч.

2. Содержание учебного предмета.

РАЗДЕЛ 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (с древнейших времен до 1703 года)

Введение

Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.  

Тема 1. Из глубины веков…

Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена.  Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.

Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.

Тема 2. В составе Господина Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)

Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге.

        Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек.  Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.

Тема 3. В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)

Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.

Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).

Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.

События начала ХУ11 века на территории края. Столбовский мирный договор.

Тема 4. По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)

Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.

Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт.

Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский)  монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.

Тема 5. Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)

Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.  

Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта.  Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.

Село Спасское и жизнь его обитателей.

Переселенцы на невские берега из Финляндии.

РАЗДЕЛ 2. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (ХУШ – н. ХХ вв.)

Тема 6. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.)

Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы.  Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (* отбор объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова).  

        Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России.  (* Отбор материала по усмотрению учителя).  

Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий.  Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.

Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга.  Облик Санкт-Петербурга по гравюрам.  (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры  – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце.  (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.

        Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции.  Отношение петербуржцев к городу.

Повторение и обобщение темы.

       3. Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС.

Печатные пособия

учебник (автор, название, год издания, издательство)

Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса. – СПб, СМИО Пресс, 2010.

Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., Лебедева И.М.

рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ

Ермолаева Л.К., Захваткина И.З. Краеведение.     Петербургская тетрадь серия «Страницы жизни края» ч. 1. СПб.: СМИО Пресс 2010

дидактические материалы

методические материалы

Даринский А. В., Старцев В. И. История Санкт-Петербурга в ХУ111-Х1Х вв. – СПб., 2009

Технические средства обучения

Ноутбук, мультимедийный проектор, DVD

Наглядные пособия

Цифровые образовательные ресурсы:

интернет-ресурсы

Презентации, викепедия, прошколу.ру

Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/

Живой город http://www.save-spb.ru/

Записки о Петербурге

 http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga

прочие (диски, эл. пособия и т.п.)

         4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты усвоения программы:

Учащиеся должны знать / понимать: основные виды архитектурных стилей; изученные направления и стили художественной культуры города; особенности языка различных видов искусства; уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. пользоваться различными источниками информации о истории и культуре Санкт - Петербурга; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); Знать: основные понятия «история» «культура», «факт». Уметь: различать факты и события; Понимать: уникальность петербургского наследия, связь сегодняшнего города с прошлым.

Метапредметные результаты освоения программы: 

Учащиеся должны уметь: • организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; сотрудничать с соучениками, в коллективной работе, устанавливать причинноследственные связи зависимости между объектами,  оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

Личностные результаты освоения программы:

 Учащиеся должны использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о Санкт – Петербурге как части мировой культуры; самостоятельного художественного творчества.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

№ урока

в году

№ урока

в разделе

дата

Тема урока

Контроль

Раздел 1. Наш край  до основания Санкт-Петербурга

1

1

02.09

Введение

Входной тест.

2

2

09.09

Первые жители края.

Опрос, работа в тетради

3

3

16.09

Старая Ладога – древнейшая столица края.

Творческое задание

4

4

23.09

Старая Ладога – город-музей.

Работа в тетради

5

5

30.09

Наш край в составе Великого Новгорода (1136-1478 гг.).

Составление схем

6

6

07.10

Защитное кольцо крепостей середины XIII века (Копорье, Выборг)

Творческое задание

7

7

14.10

Защитное кольцо крепостей конца XIII века – начала XIV века (Корела, Шлиссенбург, Ям).

Творческое задание

8

8

23.10

Невская битва и Александр Невский – святой покровитель нашего края.

Опрос, работа в тетради

9

9

06.11

Наш край в составе Московской Руси (1478-1617 гг.).

Работа в тетради

10

10

13.11

Расселение народа по берегам реки Невы.

Работа в тетради.

11

11

20.11

Защитное кольцо крепостей XV века. (Ивангород)

Творческое задание

12

12

27.11

Смутное время на территории нашего края.

Опрос

13

13

04.12

Жизнь восточной части края.

Опрос, презентация

14

14

11.12

Тихвин – новый центр края.

Работа с учебником

15

15

18.12

Тихвинский Большой Успенский монастырь.

Опрос. Работа с учебником

16

16

25.12

Жизнь западной части края.

Работа с учебником

17

17

15.01

Ниеншанц – город и крепость.

Творческое задание

18

18

22.01

Два города края: Ниен и Тихвин.

Работа в тетради

19

19

29.01

Повторительно-обобщающий урок по Теме 1

Промежуточный контроль. Тест по теме 1.

Раздел 2. Санкт-Петербург – имперская столица. Первоначальный Санкт-Петербург

20

1

05.02

Возвращение Россией приневских земель.

Работа с текстом, опрос

21

2

12.02

Новые русские крепости в устье Невы (Крепость Кроншлот)

Работа с картой

22

3

19.02

Крепость Санкт-Питербурх

Опрос. Работа с текстом

23

4

26.02

Крепость Санкт-Питербурх

Работа с картой

24

5

04.03

Крепость- верфь Адмиралтейство

Работа с картой

25

6

11.03

Санкт-Петербург – новый экономический центр России. Троицкая площадь

Работа с дополнительными источниками, опрос

26

7

18.03

Санкт-Петербург – новая столица России.

Работа с дополнительными источниками, опрос

27

8

1.04

Первые постройки в Санкт-Петербурге

Творческое задание. Работа с дополнительными источниками

28

9

8.04

Санкт-Петербург – город нового типа.

Работа с дополнительными источниками, опрос

29

10

15.04

План строительства города на Неве

Работа с дополнительными источниками, опрос. Работа с текстом, составление таблицы

30

11

22.04

Санкт-Петербург – город новой культуры.

Творческое задание

31

12

29.04

Санкт-Петербург – город новой культуры

Карта, источники, иллюстративный материал

32

13

6.05

Жизнь первых петербуржцев.

Работа с дополнительными источниками

33

14

13.05

Повторительно - обобщающий урок по Теме 2.

Карта, источники, иллюстративный материал. Промежуточный контроль. Тест

34

15

20.05

Итоговое повторение по курсу.

Итоговый контроль. Тест

                                                                                                                                                                                                                     Приложение №2

Лист корректировки рабочей программы

Предмет  __История Санкт-Петербурга _____

Класс  ____7__________

Учитель: _____Воронкова А.Л.__ _(_________________)

201_9_/2020_ учебный год

№  урока по КТП

Дата по  КТП

Дата проведения

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки

Протокол заседания МО__________________ №____ от _________  Подпись председателя МО __________________(_______________)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора ГБОУ школа № 212 по учебно-воспитательной работе               _______________ (________________)

«_______»__________201___ г.