воспитательский час: Толерантность

Чуркина Галина Владимировна

16 ноября

– Международный день толерантности. Не всем вам, может быть, знакомо это

слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который

оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx190.44 КБ

Предварительный просмотр:

                 

ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС

Час толерантности:

«Жить в мире с собой и другими»

Составитель:

Воспитатель :          

Чуркина Г.В.

Картинки по запросу международный день толерантности

                                                                                     

Час толерантности «Жить в мире с собой и другими»

Добрый день. Сегодня наш разговор посвящен «толерантности». 16 ноября

– Международный день толерантности. Не всем вам, может быть, знакомо это

слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который

оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Знакомо ли вам слово толерантность? (ответы студентов)

Послушайте, я расскажу вам одну притчу:

Человек, пожелавший познать, что такое ад и рай, и как ему стоит жить –

праведно или грешно, обратился к пророку. Тот долго вел его и, наконец, они

пришли к замку, вошли в огромный зал. В центре на открытом огне стоял большой

котел с кипящим супом, от которого исходил необыкновенный аромат. Вокруг

котла толпились худые, изможденные люди с ложками. Эти ложки были размером

с этих людей, очень тяжелые, металлические и только самый кончик был

деревянный. Трудно было донести такую ложку до рта. Кругом слышались брань,

крики, драки, суета, шум, злые, обожженные люди, вот что происходило вокруг

котла. «Это ад», – сказал пророк своему спутнику и повел его дальше по темным

коридорам замка. Далее они оказались еще в одном зале. Здесь также в котле

варился ароматный суп, и также у каждого из присутствующих в руке было по

огромной ложке. Однако люди в этом зале были довольные и упитанные. Каждый раз у котла вставали два человека, один набирал ложкой суп и кормил другого.

«Это рай», – сказал пророк.

Эта притча довольно емко передает суть обсуждаемой темы. Обе группы

людей (в раю и аду) имеют похожие проблемы, но где они живут, зависит от них

самих. Современный культурный человек – это не только образованный человек,

но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального

развития индивидуума, группы, общества в целом.

Понятие «толерантность» – это уважение, принятие и правильное понимание

богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и

способов проявлений человеческой индивидуальности.

В идеале феномен толерантности – это этическая вершина, совершенство

человеческого общества. Толерантность можно трактовать как умение избегать

конфликтных ситуаций.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит

по-разному:

в английском – это готовность и способность без протеста воспринимать

личность или вещь;

в французском – это проявление великодушия в отношении других;

в арабском – это прощение, снисхождение, мягкость, сострадание,

благосклонность;

в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным,

выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего либо, кого либо).

Назревает вопрос, почему же вместо слова «терпимость» мы стали

употреблять «толерантность», вместо слова «подросток» теперь «тинейджер».

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы)

Очень трудно представить абсолютно толерантного человека. Пожалуй,

таких людей нет. Но стремиться к простейшей истине, известной с древних – «Как

хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» – надо.

Мы знаем, что русский язык богат пословицами и поговорками. Какие

пословицы и поговорки выражают сущность толерантности?

– Худой мир лучше доброй ссоры

– Терпя, в люди выходят

– Кроткое слово гнев побеждает

– Других не суди – на себя погляди

– В мире жить – с миром жить

– Бог терпел и нам велел

Когда выбирались пословицы по теме, то тех, что за терпимость, нашли

гораздо больше, чем против. Видимо, это неслучайно. В сознании русского народа

состояние терпимости заложено исторически. В связи с этим хочется поговорить с

вами на следующую тему.

Какие государства, на ваш взгляд, являются самыми толерантными?

(Студенты высказывают свое мнение, если у них есть желание подискутировать,

надо представить и такую возможность)

По мнению социолога Уолцера:

1 место – бывшая СССР, Бельгия, Швейцария, США                                                                2 место – Франция, Израиль, Канада                                                                       Сегодняшняя Россия не вошла в этот список. А как вы считаете, какое                      положение толерантности в России? (Ответы)                                                                            

В качестве примера истинной толерантности многие журналисты, социологи, историки называют Российскую империю. А вот в современной России отмечают снижение степени толерантности общественного сознания. Меняются толерантные настроения в странах ЕС. Европейский дом оказался слишком тесным. Вас много, ваша культура и традиции нам чужды, становитесь такими, как мы, или убирайтесь туда, откуда приехали – такие взгляды по отношению к эмигрантам все активней проявляются в странах Запада. Сегодня нет страны-эталона терпимости и открытости. Нетерпимость объявлена глобальной проблемой. И эта проблема привела к необходимости создания международных организаций.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется

вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать

размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва

насилия…

В обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности,

расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают

молодежь, которой в силу возраста свойственен максимализм, стремление к

простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается

катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает

увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных

молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную

молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни

разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои

хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Нынешнее состояние межличностного общения –это проблема. Как самого

человека, так и всего общества в целом. Так получается, что любой человек не

застрахован от возникновения какой-либо конфликтной ситуации в общении. Так

получается. Все мы разные. Но нам всем надо понять, что вред, причиняемый

другому, означает вред для всех и для самого себя. Главное –научиться слышать

друг друга, молодым –стариков, благополучным –тех, кому живется нелегко,

здоровым –понять драму инвалидов. Толерантность –важное качество для людей,

желающих созидать свою личность и участвовать в жизни общества. Макаренко сказал: «Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку… Человек без тормоза – это испорченная машина».

Закончу я нашу встречу такими строками: Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, неделя того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга, то это прекрасно! А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

Для воспитанников  советую провести опрос по теме «толерантность»                    (опросник составлен на основе черт авторитарной личности  Т.Адорно психологом Российской государственной юношеской библиотеки Ю.В.Овчинниковой). Участники опроса отмечают крестиком нужный вариант ответа.

При проведении опроса методику следует распечатать и раздать воспитанникам.

Каждому ответу присваивается 1 балл. Отдельно подсчитывается число баллов в

каждой колонке. Максимальное число баллов – 15. Последняя графа ответов

составлена так, что удовлетворяет требованиям авторитарной личности. Первая

графа ответов соответствует человеку толерантного склада. Опросник позволит

определить лиц, склонных к авторитарному типу поведения, и процент таких

воспитанников в детском доме.

Литература:

1. Копылова В.А. Толерантность – дорога к миру : библиотечный урок для

старших классов // В помощь библиотекам. – 2010 – № 38 – С. 165-172.

Интернет-ресурсы:

1. Адорно Т. Опрос по теме «Толерантность» [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: http://lib2.podelise.ru/docs/11553/index-15496-10.html

2. Бессонов А.Б. Классный час для учащихся старших классов «Толерантная

личность» [Электронный ресурс]. // Толерантность : дайджест. Ч. 2. Единство

разных : воспитание толерантности / Центральная городская библиотека ;

Информационно-библиографический отдел ; [сост. Малуева ГГ. ; ред. Крамарева

В.И.]. – Волгоград, 2009. – Режим доступа: http://sneek.ru/referaty/tsentralizovannayasistema-

gorodskih-bibliotek-tsentral-naya-gorod-3.htm

3.  Пекова Н.А. «Страна толерантности» [Электронный ресурс] / Н.А. Пекова,

А.М. Варданян // Энгельсская детская организация «Парус».

опрос по теме   «толерантность»

1. Как ты считаешь, в твоей

личности больше достоинств

или недостатков?

Достоинств

Недостатков

Не знаю

2. А как считают твои родители?

Достоинств

Недостатков

Не знаю

3. Чувствуешь ли ты поддержку

родителей?

Да

Не знаю

Нет

4. Можешь ли рассчитывать на

помощь друзей?

Да

Не знаю

Нет

5.Часто ли в твоих неприятностях

бывают виноваты другие?

Да

Не знаю

Нет

6. Считают ли тебя родители

ответственным человеком?

Да

Не знаю

Нет

7. Могут ли положиться на тебя

друзья?

Да

Не знаю

Нет

8.Считаешь ли ты, что любое

событие, ситуацию нужно

оценивать как хорошие или

плохие?

Да

Не знаю

Нет

9. Готов ли ты выслушать точку

зрения своих оппонентов,

недругов или ты считаешь свое

мнение более важным?

Готов

выслушать

Не всегда

Их мнение мне не интересно

10. Часто ли ты прислушиваешься

к авторитетному мнению?

Не всегда

Часто

Всегда, когда

надо

принимать

решение

11. Кто является для тебя

авторитетом?

Родители

Друзья

Учителя

12. Любишь ли ты порядок в

своих вещах?

Не очень

Да

Стараюсь

всегда держать

вещи в порядке

13. Позволяешь ли копаться в

своих вещах родителям, братьям

или сестрам?

Да

Иногда

Никогда

14. Хорошо ли ты чувствуешь

настроение, чувства других

людей?

Да

Не всегда

Не очень

15. Есть ли у тебя чувство

юмора?

Меня считают

человеком с

юмором

Только когда

хорошее

настроение

Не люблю

смеяться над

собой