Компететностный подход как основа
Компетесностный подход
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Прогресс, происходящий в мире и в нашей стране, влияет на наши представления об образовательной деятельности точно также как постоянный круговорот изменений в экономических, политических, культурных вопросах которые воздействуют и вносят необходимые коррективы в педагогику.
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит
изменение целеполагения по созданию идеальных условий, дающих возможность
творить и развиваться.
Социально-экономическая и политическая ситуация в обществе формирует социальный заказ по отношению к обучению граждан иностранному языку . Л.В. Щерба отмечал, что «приемы обучения иностранным языкам в связи с задачами, которые ставит себе в данный момент общество, методика, зависят от состояния и структуры этого общества в данный момент времени. Речь идет о принципах обучения и о его системах в целом, внутри которых и возникают всякие «методы» и . По словам Колесниковой И Л [ c 94] Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности и следовательно является личностно –ориентированным.
Cейчас в нашем образовании сильнейший упор идет на“свободное развитие человека”,
на творческую инициативу, самостоятельность. В связи с этим, "Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года" поставила перед
образовательной школой ряд задач, одна из которых формирование ключевых
компетенций, определяющих современное качество содержания образования ( целостная
система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся . Такой подход требует от
педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные
(квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной
школы в его дальнейшей деятельности. Такой подход называется Компетентностным.
В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как:
1 Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
2 Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
А вот как некоторые ученые характеризуют компетентностный подход в
образовательных учреждениях:
По мнению В.А Болотова « Компетентностный подход как обобщенное условие
способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных
ситуаций»
По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».
Доктор педагогических наук И. Фрумин пишет: "Самое глупое, чем можно было бы сейчас заняться, начать обсуждать определение компетентности, искать разницу между компетентностью и компетенцией, рыскать по словарям и добиваться максимальной строгости. Нас интересуют рабочие представления, с которыми можно начинать разумно обновлять содержание образования. И на этом этапе дискуссий я предложил бы ограничиться рабочим представлением о компетентностях как о способностях (наличие возможности) решать сложные реальные задачи" .
В то же время, он отмечает, что в результате многочисленных дискуссий деятелей образования компетентность сводится к типу образовательного результата, не сводимому к простой комбинации сведений и навыков и ориентированному на решение реальных задач [18]. Как мы видим этот вопрос вызывает различные, а порой и совершенно полярные мнения, но, на мой взгляд, наиболее полную характеристику подхода дает Хуторской А.В., где мы видим, что он отличает часто синонимически используемые понятия "компетенция" и "компетентность": Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .
разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
Эти два понятия Компетенция и Компетентность и формируют Компетентностный подход.
Введение Компетентностного подхода очень противоречивая тема, которая на
сегодняшний день остается недостаточно исследованной. Само понятие возникло в США
в процессе изучения опыта работы учителей, стало результатом многочисленных попыток
проанализировать его, разработать концептуальную основу. Компетентностный подход –
реализован большинстве европейских стран на уровне национальных образовательных
стандартов. А на симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996 г.) по программе
Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования
существенным является определение ключевых компетенций, которые должны
приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования.
Когда начали вводить Компетентностный подход в нашу систему образования, начались различные проблемы проблема учебника, в том числе, возможностей их адаптации, проблема квалификации преподавателей и их отверганию данного подхода, необходимо было продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, воспитание личности прежде всего. И не смотря на разногласия в подходах, многие специалисты определяют три основных
компонента в компетентностном образовании. Это знания, умения и ценности.
А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметови образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням
компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Так же А.В.Хуторской выделяет семь ключевых образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения,
связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь
выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать
решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в
ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная
траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик
должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это –
особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы
жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы
семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни
человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,
например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же
относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до
культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в
сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми
объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования,
анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к
изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной
деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами
действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В
рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной
грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками,
использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор,
магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных
технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются
умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции
обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся
в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов
взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в
группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь
представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и
др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и
достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для
ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или
образовательной области.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере
гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя,
избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя,
клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах
экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят,
например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с
личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских
взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в
современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение
способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной
саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций
выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и
возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых
современному человеку личностных качеств, формировании психологической
грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся
правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность,
внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с
основами безопасной жизнедеятельности личности.
Говоря о компетентностном подходе мы конечно должны в первую очередь говорить о
учителях, которые закладывают необходимые качества и создают крепкий фундамент
для дальнейшего развития каждого ученика.
По словам Иванова И.Д
Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало бы учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель, с целью создания в классе «развивающей среды».
ОЧЕВИДНО, ЧТО УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ ТЕМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ, КОТОРЫМ ОН ОБУЧАЕТ!
А следуя точке зрения Андрея Викторовича Хуторского, рассмотрим трёхуровневую
иерархию компетенций учителя.
Они различаются на основе главных целей общего образования, структурного
представления социального опыта и опыта личности учителя, позволяющих ему получать
навыки жизни и практической деятельности в обществе.
связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.
- культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,
- умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,
- умением передавать свою информацию другим.