Компететностный подход как основа

Клюжник Анна Юрьевна

Компетесностный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod_kak_nauchnaya_osnova.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Прогресс, происходящий в мире и в нашей стране, влияет на наши представления  об образовательной деятельности точно также как  постоянный круговорот  изменений в экономических, политических, культурных вопросах которые воздействуют и вносят необходимые коррективы в педагогику.

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит

 изменение  целеполагения  по созданию идеальных условий, дающих возможность

творить и развиваться.

Социально-экономическая и политическая ситуация в обществе формирует социальный заказ по отношению к обучению граждан иностранному языку . Л.В. Щерба отмечал, что «приемы обучения иностранным языкам в связи с задачами, которые ставит себе в данный момент общество, методика, зависят от состояния и структуры этого общества в данный момент времени. Речь идет о принципах обучения и о его системах в целом, внутри которых и возникают всякие «методы» и . По словам Колесниковой И Л [ c 94] Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности и следовательно является личностно –ориентированным. 

Cейчас в нашем образовании сильнейший упор идет  на“свободное развитие человека”,

на творческую инициативу, самостоятельность. В связи с этим, "Концепция

модернизации российского образования на период до 2010 года" поставила перед

образовательной школой ряд задач, одна из которых формирование ключевых

компетенций, определяющих современное качество содержания образования ( целостная

система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт  самостоятельной

деятельности и личной ответственности обучающихся . Такой подход требует от

педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные

(квалификационные) качества личности необходимы выпускнику  общеобразовательной

школы в его дальнейшей деятельности. Такой подход называется  Компетентностным.

   В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция                   определяется как:

1  Способность делать что-либо хорошо или эффективно.

2  Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

А вот  как некоторые ученые характеризуют компетентностный  подход  в

образовательных учреждениях:

По мнению В.А Болотова  « Компетентностный подход как обобщенное условие

способности человека  эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных

ситуаций»                  

По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».

Доктор педагогических наук И. Фрумин пишет: "Самое глупое, чем можно было бы сейчас заняться, начать обсуждать определение компетентности, искать разницу между компетентностью и компетенцией, рыскать по словарям и добиваться максимальной строгости. Нас интересуют рабочие представления, с которыми можно начинать разумно обновлять содержание образования. И на этом этапе дискуссий я предложил бы ограничиться рабочим представлением о компетентностях как о способностях (наличие возможности) решать сложные реальные задачи" .

В то же время, он отмечает, что в результате многочисленных дискуссий деятелей образования компетентность сводится к типу образовательного результата, не сводимому к простой комбинации сведений и навыков и ориентированному на решение реальных задач [18]. Как мы видим этот вопрос вызывает различные, а порой и совершенно полярные мнения,   но, на мой взгляд,  наиболее полную характеристику подхода дает Хуторской А.В.,  где мы видим, что он отличает часто синонимически используемые понятия "компетенция" и "компетентность": Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .

разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

Эти два понятия Компетенция и Компетентность  и формируют Компетентностный подход.

Введение Компетентностного подхода    очень противоречивая тема, которая на

сегодняшний день остается недостаточно исследованной.  Само понятие возникло в США

в процессе изучения опыта работы учителей, стало результатом многочисленных попыток

проанализировать его, разработать концептуальную основу. Компетентностный подход –

реализован  большинстве европейских стран на уровне национальных образовательных

стандартов.  А на симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996 г.) по программе

Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования

существенным является определение ключевых компетенций, которые должны

приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования.

Когда  начали вводить Компетентностный  подход  в нашу систему образования, начались различные проблемы проблема учебника, в том числе, возможностей их адаптации,  проблема квалификации преподавателей и их отверганию данного подхода,  необходимо было продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, воспитание личности прежде всего. И не смотря на  разногласия в подходах, многие специалисты определяют три основных

компонента в компетентностном образовании. Это знания, умения и ценности.

А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметови образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням

компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках   учебных предметов.

Так же А.В.Хуторской выделяет семь ключевых образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения,

связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать

окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь

выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать

решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в

ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная

траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик

должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это –

особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы

жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы

семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни

человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,

например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же

относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до

культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в

сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,

методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми

объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования,

анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к

изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной

деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами

действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В

рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной

грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками,

использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор,

магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных

технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются

умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,

организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции

 обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся

в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов

взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в

группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь

представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и

др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и

достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для

ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или

образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере

гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя,

избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя,

клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах

экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят,

например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с

 личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских

взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в

современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение

способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной

саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций

выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и

возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых

современному человеку личностных качеств, формировании психологической

грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся

правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность,

внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с

основами безопасной жизнедеятельности личности.

Говоря о компетентностном подходе мы конечно должны в первую очередь говорить о

 учителях, которые закладывают необходимые качества и создают крепкий  фундамент

для дальнейшего развития каждого ученика.

По словам  Иванова И.Д

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало бы учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель, с целью создания в классе «развивающей среды».

ОЧЕВИДНО, ЧТО УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ ТЕМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ, КОТОРЫМ ОН ОБУЧАЕТ!

А следуя точке зрения Андрея Викторовича Хуторского, рассмотрим трёхуровневую

иерархию компетенций учителя.

Они различаются на основе главных целей общего образования, структурного

 представления социального опыта и опыта личности учителя, позволяющих ему получать

навыки жизни и практической деятельности в обществе.

связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.

  • культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,
  • умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,
  • умением передавать свою информацию другим.