Семеновская роспись.
Разработка по Семеновской росписи. Включает в себя: историю, примеры работ, поэтапное рисование, другие виды росписи, задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semenovskaya_rospis.docx | 967.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ОЛИМП»
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Семеновская роспись.
Разработчик:
Щеклеина Ольга Юрьевна
Педагог дополнительного образования
2020
Семеновская роспись.
История возникновения.
Мериновская матрешка и семеновская – это одно и то же? Искусствоведы по сей день спорят, и к единому выводу не пришли. Но то, что это родственные промыслы, сомнений нет. Когда-то город Семенов Нижегородского наместничества считался ложкарной столицей России: если у вас дома есть деревянная расписная ложка, ее появлению вы обязаны именно семеновским мастерам. Расходились ложки, сделанные в Семенове, по всей стране, а купцы вывозили их на импорт, например, в Персию. Даже царский заказ, ложки для армии, выполнять доверяли только семеновским мастерам.
Только представьте, в 1910 году местные умельцы сделали 170 миллионов ложек – в голове не укладывается! Тысячи кустарей занимались изготовление продукции: одни считались резчиками, другие красильщиками, еще часть кустарей занималась росписью «белья», лакировали готовые изделия уже специалисты этого профиля.
Семеновцы усложняли роспись: они использовали эффектное фоновое письмо – нарядная роспись считалась более трудоемкой, нежели знаменитая хохломская. Фоновое письмо шло на роспись сувениров для богатых заказчиков.
История знаменитой семеновский матрешки началась в 19-ом столетии. Несмотря на то, что сегодня русский сувенир считается исконным отечественным брендом, появились матрешки благодаря японскому искусству.
Из города Хонсю в Россию привезли фигурку буддийского мудреца Фукуруму. А внутри такой фигурки было еще несколько, поменьше. Не чудо ли то, что такую игрушку вырезал русский монах, который невероятным образом оказался на японских островах!
Так и считается, что художественный образ матрешки взят с японской деревянной фигурки. Отечественные мастера вырезали и расписали сувенир, который являл собой образ матери, прародительницы, хранительницы очага. Куколки, вложенные друг в друга – это крепкая семья, надежный род, духовная близость. А в Семенов деревянная куколка попала из Сергиева Посада: фигурка мужчины с бородой вдохновила местного токаря Аверьяна вырезать игрушку, которая уже была близка к традиционной матрешке.
Особенности росписи и техники
Основа семеновской росписи – яркие, выразительные, крупные цветы, венчают которые ягоды рябинки, бантики, точечки и мелкий цветок. Очень часто семеновскую матрешку сравнивают с сергиевской: они похожи, но расписные изделия Семенова более декоративны. Мастера Нижегородчины ориентировались на так называемый травный орнамент Древней Руси.
Для семеновской росписи матрешки характерны:
- большой объем незакрашенного дерева;
- фартук куколки, на котором изображены крупные цветы;
- красный, синий и желтые – цветовые доминанты матрешки, которые должны органично вписаться в оформление сарафана, фартука, платка;
- асимметрия расположения букета на фартуке с небольшим смещением вправо;
- токарное решение, в котором матрешка более стройная (в сравнении с сергеевской), с относительно тонким верхом.
До 1953 года семеновские матрешки были в тени сергеевских и загорских, но впервые попав за рубеж, они стали конкурировать с более известными образцами. И конкуренция была выгодной – яркое, колоритное решение семеновской росписи помогало матрешкам повысить покупательский спрос.
Такой выразительной и «сочной» росписи мы обязаны дочери игрушечника Майорова. В первой четверти 20-ого века он привез матрешку-пустышку из Нижнего Новгорода: старшая дочь игрушечника, Любовь, расписала заготовку на свой вкус. Так на фартуке куколки появились пышныеТехнику изготовления матрешек простой не назовешь. Заготовка из дерева полая внутри: такое токарное искусство само по себе сложное, да еще не каждая древесина подойдет для изготовления игрушки. Дерево должно звенеть, как говорили мастера-матрешечники. Первой они вырезали самую маленькую фигурку: каждую впоследствии шлифовали, грунтовали и полировали. Только потом на деревянной заготовке появлялась картинка. Краски могли быть разными – акварель, гуашь, акрил, масло. цветы. А на ее голове стал красоваться яркий кокошник.
https://ok.ru/video/1553309635062
РР
Список интернет источников.
- https://masteridelo.ru/
- https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C&stype=image&lr=2&parent-reqid=1599296349367794-1682408565671811052800280-production-app-host-sas-web-yp-28&source=wiz
- https://ok.ru/video/1553309635062
- Мне нравится (1)
Комментарии
очень познавательно
очень познавательно