Образовательный потенциал Санкт-Петербурга в изучении культуры народов России
Какие возможности открывает Санкт-Петербург для изучения культуры народов России на уроках ОДНКНР? Как может помочь культурное пространство города осознанию тех общих ценностей, которые формируют понятие многонациональный российский народ? На эти вопросы я пытаюсь ответить в своей статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_potentsial_sankt.docx | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный потенциал Санкт-Петербурга
в изучении культуры народов России
Свистунова Елена Владимировна,
учитель истории и культуры
Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург обладает богатейшим историко-культурным наследием.
Множество неофициальных названий, таких как «Северная Венеция», «Северная Пальмира», «Город трёх революций», «Культурная столица», «Северная столица» и др. отражают различные архитектурно-планировочные особенности Петербурга, уникальные события, происходившие в нём, подчёркивают значимость его не только для петербуржцев, а и для всей России.
В процессе освоения школьниками петербургского культурного наследия, создаются условия для формирования духовно-нравственные ценностей, становления российской гражданской идентичности, что является одной из ведущих целей современного образования, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам. Осознание принадлежности к российскому обществу выражаетсяу школьников в таких личностных самооценках как «я – россиянин», «я – гражданин России».
Какие же возможности открывает Санкт-Петербург для изучения культуры народов России, для осознания тех общих ценностей, которые и формируют понятие многонациональный российский народ?
Образовательные ресурсы Санкт-Петербурга можно разделить на:
- «прямые» (непосредственные) – музеи и культурные центры, памятники и памятные знаки, традиции,
- «опосредованные» - объекты культурного наследия, на первый взгляд, не связанные напрямую с природой, историей и культурой России.
Музейный мир Санкт-Петербурга невероятно разнообразен. В нём можно выделить музеи, в которых представлен многообразный мир природы и культуры народов России:
- музей Этнографии народов России, в котором широко представлены все российский этносы;
- музей «Гранд-макет «Россия» позволит увидеть необъятность российской территории, особенности климатических зон и самые известные места страны;
- музей Горного института даст представление о богатстве недр России;
- Центральный музей почвоведения им. В.В.Докучаева поможет узнать не только всё о почвах России и Ленинградской области, но и расскажет, как быт народа зависит от почвы (земли);
- Зоологический музей привлечёт своими огромными коллекциями фауны России;
- Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей им. академика Ф.Н.Чернышева представит региональную геологию и полезные ископаемые России;
- музей Политической истории России представляет любой исторический период Российского государства для разного возраста учащихся;
- музей истории Религиипозволяет знакомиться с религиозными представлениями разных народов и этносов России о мире;
- музей современного искусства «Эрарта» покажет образы России, увиденные современными художниками;
- Русский музей;
- и другие.
Современные городские традиции, обычаи, праздники являются поликультурными и помогают осознанию того, что наш сегодняшний образ жизни влияет и на будущие поколения. Материальные объекты культурного наследия города – здания, памятники, памятные знаки являются источниками представлений о нравственных нормах, социальных ценностях, этических правилах.
К «опосредованным» объектам культурного наследия можно отнести библиотеки районные, городские, Президентскую библиотеку им. Б.Н.Ельцина, Институт русской литературы Пушкинский дом. Взаимодействие с этими учреждениями способствует пониманию школьниками значимости русского языка и русской литературы в объединении страны.
Тема «Великая Отечественная война и блокада» глубоко отразилась в культуре Петербурга. Война сплотила, объединила, сблизила людей разных возрастов и профессий, национальностей и вероисповеданий, культур и взглядов. Много памятных мест города связано с именами героев Великой Отечественной войны. Они были представителями Великого советского народа. Краеведческий материал, например, Красносельского района, по которому проходила линия фронта, – неисчерпаемый ресурс, позволяющий воспитывать подростка на примере духовных ценностей народа, сохранять семейную память, принимая историю своей семьи как часть истории России.
Санкт-Петербург – город, в котором проживают представители всех мировых религий. Наряду с многочисленными православными церквями широко представлены католические костёлы, кирхи, синагога, мечеть, дацан (самый северный храм буддизма). Городские храмы не только дают возможность познакомиться с мировыми религиями, но и изучить храм, как художественное произведение, оценить его художественные достоинства.
Петербургская городская среда способна влиять на формирование семейных ценностей, традиций и сохранение родовой памяти. Городская скульптура «говорит» на понятном детям языке. Совместные с родителями прогулки укрепляют доверие и взаимопонимание в семье.
К познанию культуры народов России могут быть привлечены и петербургские топонимы, сохраняющие память о людях разных национальностей (учёных, государственных деятелей, поэтов и писателей, художников, героев ВОВ и т.д.), прославивших своим трудом и подвигом страну, о городах, особенно значимых в истории России. Например, ул. Молдагуловой, ул. Михаила Харченко, ул. Партизана Германа, Брестский бульвар, Суздальский пр., Бородинская ул., пер. Джамбула и т.д. Топоним может стать «точкой входа» в большую тему.
Изучение культуры народов России с использованием образовательного потенциала Санкт-Петербурга осуществляется через целый ряд школьных предметов: ОРКСЭ, окружающий мир, география, история, биология, история и культура Санкт-Петербурга, обществознание, ОДНКНР, искусство, МХК. Без сомнения, ведущую роль в принятии и понимании школьником духовно-нравственных ценностей играет личность учителя и семья.