Выступления обучающихся-призеров городских конкурсов под научным руководством Т.И. Малашиной
Представленные здесь исследования являются результатом сотрудничества Т.И. Малашиной в качестве научного руководителя и ее учеников - призеров московской городской олимпиады "История и культура храмов Москвы" в 2017-2018 г.г. В презентациях отражены культурологические исследования обучающихся, с которыми они выступили на финальном этапе олимпиады.
Олимпиада предоставляет участникам возможность исследовать историю различных культурных событий, явлений, изменений в жизни столицы на примере произведений искусства, архитектурных объектов и исторических памятников в культурно-образовательном пространстве Москвы. Целью проведения олимпиады является духовно-нравственное развитие обучающихся в процессе изучения истории, архитектуры, культуры храмов столицы, решения исследовательских, прикладных и культурологических задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Введение. История Донского монастыря до революции. История Донского монастыря после революции. Период возобновления монашеской жизни. История нового времени. Донской монастырь как объект культурного наследия федерального значения.
Введение Об этих старых липах писал, вспоминая, один русский писатель в Париже. Вряд ли он тогда предполагал, что последний приют он обретет здесь, под сенью этих лип. Прах Ивана Шмелева на рубеже последних веков был перевезен из Франции и захоронен в Донском монастыре. Вероятно, в каждой стране есть свои места, впитавшие не просто дух истории, но и отголоски самых разнообразных событий. Что ни камень – то история. Донской монастырь – уникальный памятник культуры: это и действующий мужской монастырь, и музей под открытым небом, и некрополь.
Актуальность темы Судьба Русской Церкви неотделима от истории монастырей нашей страны, которые на протяжении множества столетий считались источниками духовных и культурных ценностей русского народа. Но история русского монашества еще недостаточно изучена на сегодняшний день. Это сопряжено с событиями 1917 года и произошедшими вслед за этим гонениями на Русскую Православную Церковь. Ненависть безбожной власти была направлена на православное монашество: монастыри закрывались, монахи и монахини изгонялись из монастырей. Скитания, мученичество за православную религию стало уделом православного монашества. История нашего государства, Русской Православной Церкви и русского монашества переписывалась заново, и в угоду государственного заказа новой власти. Из-за такой политической деятельности из исторической науки выпал целый пласт – хроника Церкви, в отсутствии которого, невозможно осмыслить отечественную историю. Сегодня все мы нуждаемся в восстановлении исторической правды, в том числе касающейся и истории Церкви. Без знания своих корней и истоков, без осмысления важных страниц своего прошлого, которые неотделимы от истории Русской Православной Церкви, самосознание нашего народа не может возродиться. Этим и обусловлена актуальность избранной темы.
Цели и задачи исследования Целью исследования является комплексное изучение исторического пути Московского Донского монастыря от начала его основания в 1593 году по настоящее время и определение места и роли Донского монастыря в истории Русской Православной Церкви. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи : 1. Выделить основные этапы развития историографии Донского монастыря. 2. Проанализировать основные этапы истории Донского монастыря и его роли в истории русского мужского православного монашества и церковной жизни Москвы, определяя следующие этапы: 2.1. До революции; 2.2. После революции; 2.3. Возобновление монашеской жизни. 2.4. Современность. 3. Показать значение Донского монастыря как архитектурного памятника, воплощающего соединение исторических и культурных традиций. Гипотеза – изучение истории храмов и монастырей, восстановление на этой основе исторической памяти способствует возрождению исконных традиций и формированию национального самосознания.
Исследования о монастыре и монографии 1.Забелин И.Е., Историческое описание Московского ставропигиального Донского монастыря, 2-е изд., М., 1893. 2 . Аренкова Ю.И., Мехова Г.И. Донской монастырь: Фотоальбом / Фот. А.Александрова . – М., 1970. – 160 с, ил. – Параллельный текст и подписи на англ.. фр., нем. яз. 3 . Аренкова Ю.И., Мехова Г.И. Донской Монастырь: Историко-архитектурный очерк / Гос. научно- иссл . музей архитектуры им. А.В. Щусева. 1971. 4 . Домбровский И.Е. Некрополь Донского монастыря. М.: Минувшее. 2007. – 266. [3] с. ил., портр . 22 см [1] л. карт.
Памятник архитектуры Донской монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, который на сегодняшний день находится в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади . Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея , отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.
История: До революции; После революции; Возрождение монашеской жизни; Современность.
До революции Донской монастырь был основан царём Фёдором Ивановичем к югу от города. История обители началась с постройки миниатюрного одноглавного собора Донской Божией Матери (1591—1593), ныне именуемого Старым, или Малым. Храм не соответствует классическому типу монастырского собора и более напоминает приходские церкви того времени, как, например, церковь Николы Явленного на Арбате . Посвящение собора и монастыря связано с тем, что в гуляй-городе в дни боёв с татарами действовала походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, где находилась Донская икона Божией Матери — по позднейшему преданию, та самая икона, которой преподобный Сергий благословил великого князя Димитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. Изначально собор освятили в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, на который пришлась Куликовская битва.
возведение монастыря – конец 16 века Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Феодор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить её в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провёл тогда царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери» . Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый её разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе» . Такое уже не один раз бывало в московской истории: в необъяснимом страхе бежали от Москвы и страшный Тимур, и царевич Мазовша , и хан Ахмет , и многие другие завоеватели - всякий раз, когда москвичи молили Божию Матерь заступиться за них. В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону.
Династия Романовых В Смутное время малобратная обитель была разорена польскими войсками и долгое время продолжала пребывать в запустении. По возобновлении царями Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь оказался на пути «царского богомолья». Через него проходили крестные ходы к Саввино-Сторожевскому монастырю, в которых принимали участие государи. Но в целом монастырь не мог похвастать благосостоянием; до 1670-х гг. ограда его была бревенчатой. Ситуация стала меняться, когда к нему стали приписывать другие обители. Так, в калужской епархии к Донскому монастырю были приписаны монастыри Шаровкин Успенский, Жиздринский Троицкий, а также Тихонова пустынь. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери , гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим» , а первый стал называться «Малым » .
Развитие монастыря в XVIII веке В 1745 году монастырь был причислен к ставропигиальным . В XVIII веке монастырь интенсивно развивается: по описи 1739 года Донской монастырь — крупное хозяйство, которое владеет большими территориями и множеством крепостных душ. В течение этого века формируется величественный комплекс монастыря, каким его можно увидеть и в наши дни. Строится Тихвинская надвратная церковь (1713—1714) и колокольня над западными воротами (окончена в 1753 году). В 1745—1750 годах были возведены архимандритские покои. Также возводится здание духовной семинарии, конюшни, и прочие вспомогательные сооружения. В 1780-е гг. стены Большого собора были расписаны фресками итальянца Клаудио .
Бунт во время чумы Одно из широко известных и трагичных событий XVIII века произошло в монастыре в 1771 году во время Чумного бунта. Беснующаяся толпа наводнила монастырь и убила скрывавшегося в его стенах архиепископа Авмросия , который приказал убрать от Варварских ворот Китай-города чудотворную икону, к которой прикладывались как больные (в надежде выздороветь), так и здоровые (в надежде уберечься от заразы). Темная толпа усмотрела в изъятии крамолу и растерзала архиерея, однако зачинщики беспорядков были выявлены и повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.
XIX век РАЗВИТИЯ МОНАСТЫРЯ В XIX веке в монастыре было основано духовное училище, готовившее кандидатов на поступление в семинарию. В монастыре также находилась иконописная палата им. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам. Продолжал расширяться монастырский некрополь. Перед революцией монастырь был 1-го класса ставропигиальной обителью. Каждый год, 19 августа, в день празднования Донской иконе, совершался крестный ход из Успенского собора Кремля в монастырь. Чудотворная Донская икона в то время пребывала в Благовещенском соборе Кремля. В 1812 году монастырь был разграблен французами. Известно письмо к М. И. Платову старшины 1-го башкирского полка, где говорилось, что они жертвуют 1000 рублей на восстановление монастыря.
После революции В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. В год революции, в 1917 году в монастыре жило 48 монахов и 2 послушника . После октябрьского переворота 1917 года Донской монастырь был закрыт. Несмотря на это, духовная жизнь продолжалась, более того, когда начались ожесточенные гонения на религию, Донской монастырь превратился в духовный центр Русской Православной Церкви. В его помещениях разместились различные советские учреждения, а позднее детская трудовая колония. В 1922-1925 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон . Здесь он провёл большую часть своего заключения, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: «Ночь будет темная, долгая... Долгая ...» . Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей. Пришёл и художник Павел Корин, и, потрясённый увиденным, задумал здесь свою картину «Русь уходящая». В 1925 году в Малом соборе монастыря свт . Тихон был погребён. Наверное не найти в истории более прославленного Святителя, на которого в столь тяжелое и трагическое для России время выпадала бы такая доля, как на Святейшего Патриарха Тихона. Такие подвиги становятся более понятными по прошествии большого времени. В Большом соборе священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина Светлану Аллилуеву под именем Фотина (Светлана в переводе с греческого). До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 году Храм преподобного Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий.
Святейший Патриарх Всероссийский Тихон Священник Николай Голубцов В 1989 году Русская Православная Церковь причислила патриарха Тихона к лику святых. Для наших современников с именем святителя Тихона связаны Тихвинский храм Донского монастыря и кельи у северных ворот. С площадки гульбища патриарх Тихон благословлял народ, в Тихвинском храме совершал молитву.
монастырский храм закрыт В 1929 году все монастырские храмы были закрыты , с 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов. Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя, части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт . Николая «Большой Крест» и др. Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 году . После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви.
Официальная резиденция Московского Патриарха В начале ноября 1982 года Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нём резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.
История нового времени
Возрождение монашеской жизни Большой собор освящён в августе 1991 года. 19 февраля 1992 года после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся на северной части солеи. Богослужение в храме Серафима Саровского на кладбище возобновлено в 1998 году. При входе в монастырь стоит военная техника : танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев, Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооружённых сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 году было принято решение передать их в дар Донскому монастырю.
«Сила монашества — в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства. Сила монашества — в молитве. Сила монашества — во внутреннем делании».
Донской монастырь является одним из главных монастырей города Москвы и считается, что он расположен на дороге ведущий из Москвы в Крым. Хотя расстояние до Крыма 1300 км. Этот монастырь создавался не просто как монашеская святая обитель, а как крепость, которая должна была с юга защищать Московский Кремль, а потому в монастыре видим массивные стены и башни .
Судьба монастыря Судьба Донской обители в советские годы была одновременно и счастливой и несчастной. Как и все остальные монастыри столицы, он был закрыт, в его храмах на многие духовно-несчастные десятилетия прекратилась молитва, затих треск свечей, а запах благородной церковной старины и выдержанного благовонного ладана сменился запахом машинного масла и креозота общежитий Метростроя. Но к счастью, монастырь не был осквернен. В отличие от других обителей, где расположились заводы и тюрьмы нового строя, в Донском монастыре был устроен архитектурный музей. Это и спасло его от разорения, поругания и полного опустошения. Именно благодаря музею да наших дней сохранился облик старинной московской обители с уникальным дворянским некрополем, величественными соборами и аскетичными подземными храмами. Однако, самое драгоценное то, что среди сокровищ Донского монастыря под спудом через все годы безбожия сохранилась главная жемчужина обители – мощи Святейшего Патриарха Тихона.
Новое время 16 августа 2007 года, накануне подписания Акта о единстве с Московским Патриархатом, делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Лавром посетила монастырь и молилась у мощей Патриарха Тихона; молебен святителю Тихону у раки его мощей отслужил в присутствии наместник архимандрит Агафодор . Новая эпоха в жизни Донского монастыря началась с приходом епископа Кирилла (Покровского), вступившего в должность наместника в декабре 2009 года. Им были предприняты реставрационные работы в Малом соборе, отремонтирован Больничный корпус и старинная братская трапезная, обустроены складские помещения и монастырские службы, начато восстановление Сретенского храма, находящегося в подклете Большого собора и до самого последнего времени занятого музейной экспозицией. В январе 2010 года наместник монастыря епископ Кирилл (Покровский) заявил, что планируется открыть музей новомучеников и расширить доступ в монастырь, создав здесь общецерковный миссионерский и образовательный центр с миссионерскими экскурсиями. 26 июня 2012 года наместником Донского монастыря назначен игумен Парамон (Голубка). С лета 2014 года Малый собор был закрыт на рестварацию , которая включает золочение куполов и установку новых иконостасов (прежний иконостас перенесён в надвратный храм Захара и Елисаветы ). Мироваренную печь планируется перенести в храм Иоанна Златоуста.
Значение Каждому московскому монастырю свойственна своя основная черта, свое лицо, неповторимый образ, который делает обитель уникальной и выделяющейся из числа других. Даниловский монастырь – официален, строг, по-военному подтянут и по-парадному свеж. Сретенский – креативен, многолюден, молод и инициативен, и жужжит подобно пчелиному улью. Донскому же монастырю свойственен другой дух – размеренный, тихий, раздумчивый. Затишье дворянского некрополя располагает душу к размышлениям о вечности, а зубчатая монастырская стена, так похожая на кремлевскую стену, подчеркивает значимость древней этой монашеской крепости для Москвы. Донскому монастырю нет нужды подчеркивать свой статус – это обитель Патриаршая: здесь покоятся мощи Святителя Тихона, Патриарха-страдальца, Патриарха-мученика, всероссийского Патриарха Небесной торжествующей церкви . Донской монастырь привлекателен скромным обаянием интеллигента, обаянием без громких слов и ярких красок, и потому так ценится коренными москвичами, выросшими на кленовых московских бульварах, тесных переулках Садового кольца и гранитных набережных Москва-реки, которые берегут и ценят его неповторимый дух, не вполне уловимый для приезжих.
Сегодня Донской монастырь – один из самых известных и процветающих и в Москве, и, пожалуй, во всей России. Здесь, как нигде более, история тесно вплетена в современность, и всякий человек, искренне ищущий душевного спасения, несомненно, обретет его под омофором небесного покровителя обители – Святейшего Патриарха Тихона.
« культурная ценность» Под «культурной ценностью» понимается определенный культурный объект, который, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется ценностью для широкого круга субъектов и (или) социальных групп (сословий, корпораций, религиозных конфессий, классов, наций или всего человечества ). Феномен «культурная ценность» является значительно более широкой категорией, чем феномен «памятник истории и культуры ». Статус памятника имеет наднациональный (всеобщий) характер и одновременно специфически национальный характер, что и определяет отнесение данной культурной ценности к категории «памятников истории и культуры ». « Памятником истории и культуры» («объектом культурного наследия») является специфический вид недвижимой «культурной ценности», зарегистрированной государством в списках, своде или реестре в установленном законом порядке.
Донской монастырь - памятник культурного наследия. Объект культурного наследия федерального значения « Старый собор Донского монастыря ». Объект культурного наследия РФ № 7710215000№ 7710215000. Старый (или Малый) собор, построенный в 1591‐1593 гг., является самым древним сооружением Донского монастыря. Он построен мастерами Бориса Годунова на месте походной полотняной церкви св. Сергия в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы‐Гирея . Предполагается, что автором сооружения был Федор Конь. Дошедшая до настоящего времени композиционная схема здания сложилась к концу 17 века, когда были пристроены трапезная и колокольня, расположенные с собором по одной оси (восток‐запад) и приделы с южной и северной сторон его. В 1930‐х гг. храм закрыли, в нем разместилось общежитие метрополитена. В 1946‐1950 гг. выполнены работы по обследованию собора и реставрации фасадов и интерьеров по проекту архитектора Н.Н. Соболева. При реставрации в храме установили иконостас из разрушенной церкви во имя Харитона Исповедника, что в Огородниках. Были воссозданы порталы, оконные наличники трапезной, отреставрированы кокошники, декор фасадов. В 1948 г. по ходатайству Святейшего Патриарха Алексия возобновились богослужения. С этого же времени здесь стало совершаться мироварение , так как в трапезной части храма была устроена мироваренная печь для приготовления Святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви.
лауреат конкурса Правительства Москвы В 1991 году Донской монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Вскоре в Малом соборе в результате поджога случился пожар, после которого храм отремонтировали. Старый собор в 2016 году стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в трех номинациях: За лучший проект реставрации/приспособления, за научно-методическое руководство/за научно-исследовательскую работу, за высокое качество ремонтно-реставрационных работ.
Донской монастырь стал «волонтерским кампусом » Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и ставропигиальный Донской монастырь будут совместно развивать волонтерское движение в сфере сохранения памятников древней архитектуры. Подписи под соответствующим соглашением поставили эконом монастыря иеромонах Фома и председатель Центрального Cовета ВООПИК Галина Маланичева . Церемония прошла 14 февраля под сводами Донского монастыря в Москве. Выбрана дата была совсем не случайно. 14 февраля 2017 года исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося архитектора, реставратора, одного из основателей ВООПИК Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984). Именно он положил начало волонтерскому движению в 1964 году, организовав в Москве клуб «Родина». Похоронен Барановский на территории Донского некрополя и началась церемония с панихиды на его могиле, а продолжилась – подписанием соглашения и круглым столом «Пётр Барановский и современное общественное движение по сохранению памятников истории и культуры».
Как сообщает официальный пресс-релиз, сотрудничество между Донским монастырем и ВООПИК предполагает, что «стороны будут создавать все условия для привлечения и организации работы волонтеров, в частности, в плане организации волонтерских «кампусов» на территории обители. Стороны обязались содействовать популяризации волонтерского движения среди молодёжи, жителей г. Москвы путем знакомства с традициями и ценностями православной культуры, проведением совместных акций, экскурсий, конференций и других мероприятий».
Собор Донского монастыря доступен широкой аудитории. Там проходят экскурсии , которые организует сам монастырь. При этом я обратила бы внимание на то, что на территории Донского монастыря, помимо Старого Собора, есть уникальные объекты, доступ к которым сейчас ограничен. Желающие посетить обитель, могут воспользоваться услугами паломнической гостиницы при монастыре, находящейся рядом со станциями метро " Шаболовская " и "Ленинский проспект". Донской монастырь обладает удобным местоположением — множество православных святынь и обителей Москвы находятся в шаговой доступности от него. Среди них: Даниловское кладбище — место погребения Матроны Московской, знаменитые Даниловский монастырь и Новоспасский ставропригиальный монастырь. Это очень хороший памятник культурного наследия, я считаю.