Роль открытых уроков в повышении педагогического мастерства преподавателя творческого любительского коллектива

Педагогическая деятельность многогранна, сложна, трудоёмка. В труде преподавателя нет просто повторяющихся элементов:                      постоянно

развивается область знаний, основы которой преподаёт педагог; меняется контингент учащихся; обогащается педагогическая наука. Всё это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с учащимися в процессе обучения.

В современных условиях исключительно важное значение имеет проблема повышения эффективности использования учебного времени, повышения  квалификации преподавателей и роста их педагогического мастерства. Это проблема должна решаться на основе использования практического опыта, его учёта,систематизации и распространения.

Изучение передового педагогического опыта, его внедрение и систематическое использование — одна из важнейших задач методического совета Ш предметно-цикловых комиссий. В пропаганде передового опыта преподавателя немалая роль принадлежит открытым учебным занятиям. Цель их проведения — улучшить качество педагогического мастерства, сделать его достоянием других преподавателей. Большую пользу из открытых уроков получают молодые педагоги и специалисты, не имеющие педагогического опыта.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list_rol_otkrytyh_urokov_2017.docx156.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ РК «Колледж культуры им. В.Т.Чисталева»

Роль открытых уроков в повышении педагогического мастерства преподавателя творческого любительского коллектива

(Методическая разработка)

Сыктывкар

2017

Педагогическая деятельность многогранна, сложна, трудоёмка. В труде преподавателя нет просто повторяющихся элементов:        постоянно

развивается область знаний, основы которой преподаёт педагог; меняется контингент учащихся; обогащается педагогическая наука. Всё это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с учащимися в процессе обучения.

В современных условиях исключительно важное значение имеет проблема повышения эффективности использования учебного времени, повышения  квалификации преподавателей и роста их педагогического мастерства. Это проблема должна решаться на основе использования практического опыта, его учёта,систематизации и распространения.

Изучение передового педагогического опыта, его внедрение и систематическое использование — одна из важнейших задач методического совета Ш предметно-цикловых комиссий. В пропаганде передового опыта преподавателя немалая роль принадлежит открытым учебным занятиям. Цель их проведения — улучшить качество педагогического мастерства, сделать его достоянием других преподавателей. Большую пользу из открытых уроков получают молодые педагоги и специалисты, не имеющие педагогического опыта.

Полезны открытые занятия для преподавателей, обладающих большим практическим опытом. Они помогают критически оценивать свою работу, тщательно проанализировать применяемые методы и средства обученья.

При составлении плана открытых занятий нужно иметь в ввиду, что проведение открытых занятий поручается обычно наиболее опытным, творчески работающим педагогам. Могут привлекаться к проведению и молодые преподаватели, если у них есть интересные поиски и педагогические находки. На открытых занятиях следует демонстрировать


проверенные педагогические приёмы, методы и средства, в отдельных случая они могут служить и практической иллюстрацией выводов, к которым пришёл прейодаватель в результате педагогического эксперимента или на основании длительных исследований. В этом случае перед их проведением целесообразно сделать доклад или сообщение преподавателя по данной методической проблеме.

Тщательная подготовка к открытому занятию, само занятие и детальный последующий анализ помогают преподавателю оценить эффективность применяемых методов, развить отдельную педагогическую находку, создать свою систему учебно-методической работы и избавиться от некоторых недостатков, которые он раньше не замечал.

Методическая цель открытого учебного занятия или системы занятий может быть широкой или более узкой, что зависит от опыта работы преподавателя и контингента^ присутствующих на занятии. Так, если открытое занятие проводиться (цикловой) комиссией, целесообразно показать методу преподавания конкретной темы какого-то учебного предмета. Следует практиковать проведение открытых учебных занятий по наиболее трудным темам курса, недостаточно освящённым в методической литературе или требующим серьёзных изменений в методике их преподавания, а также по темам, которые являются важными для осуществления межпредметных связей в рамках цикла дисциплин, преподаватели которых объединены в цикловую комиссию.

Подготовка и проведение открытого учебного занятия

На успех открытого занятия влияет квалификация преподавателя и степень хорошей подготовки знания. Поскольку открытое занятие служит делу изучения реального^ педагогического процесса со всеми его трудностями, то подготовка к нему принципиально не отличается от той, в общих чертах такова:


анализ всех аспектов урока - содержательного, дидактического, психологического. Полный анализ даёт наиболее полную картину урока как явление действительности.

Краткий анализ — даётся общая оценка качества, научно-теоретического уровня, отражаются основные дидактические категории (достигнуты ли цели урока, решены ли задачи урока, выполнен ли план урока).

Аспектный анализ - воспитательной, психологической, организационной или иной стороны урока с целью выявления недостатков или определения эффективности используемых методов.

Содержание видов анализа

Дидактический анализ - анализ по основным дидактическим категориям: постановка целей, задач урока, соблюдение дидактических принципов, логики учебного материала, логики процесса обучения, применения средств и методов обучения, активизация познавательной деятельности, организация самостоятельных работ, реализация принципа единства обучения и воспитания, принципы развивающегося обучения.

Психологический анализ - изучение психологического климата на уроке, отношение между учителем и учащимся, между учащимися, педагогического такта учителя, характера взаимоотношения личностей: симпатии, юмор, антипатии, интерес к теме урока, эмоциональный настрой учащихся.

Воспитательный анализ - изучение степени воспитательного воздействия урока на учащихся (воспитательные возможности учебного материала и приёмы воспитательного воздействия).

Методический анализ - изучение взаимодействия деятельности учителя и ученика в основных структурных компонентах урока (совокупность приёмов и методов деятельности учителей и ученика на этапе проучивания понятий и способов действий).

Организационный анализ - изучение приёмов организации занятия, степени оснащённости урока наглядными пособиями, эффективности


использования ТСО, ведения документации, рационального использования времени урока, выполнения санитарно-гигиенического режима.

Примерная схема урока

  1. Общие сведения о занятии: дата; группа; фамилия, имя, общество преподавателя; предмет; где проводятся занятия; тема занятия; информирует ли преподаватель учащихся о целях занятия; цель посещения.
  2. Тип и структура занятия: целесообразность выбора с точки зрения темы, связь занятия с предыдущими, как осуществляется, соответствует ли структура занятия данному типу урока, последовательность отдельных этапов занятия, обеспечение целесообразности и завершённости, как подводятся итоги.
  3. Содержание занятия: соответствие содержания программным требованиям и современному взгляду на проблему урока, связь учебного материала с современностью, местным материалам, жизненным опытом учащихся, установление межпредметных связей, формирование и развитие интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств учащихся, использование дидактических материалов, способы педагогического руководства процессом общения и систематизации знаний.
  4. Методы и приёмы обучения: применяемая система методов, их сочетание, соответствие их содержанию материалу, типу занятий, возрастным особенностям учащихся, соблюдение основных требований к занятию (воспитательные, дидактические, психологические, санитарно- гигиенические), целесообразность использования наглядных пособий, ТСО, взаимосвязь; репродуктивной и творческой деятельности, пути повышения творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся, развития наблюдательности и логического мышления учащихся, виды и место самостоятельной работы, приёмы обеспечения обратной связи для руководства процессом усвоения материала, формирования навыков самоконтроля.


  1. Способы индивидуализации и дифференцирования заданий для студентов и их подготовки, оценка знаний студентов предупреждение перегрузки студентов домашним заданием.
  2. Доведение студентов привлечение к активной творческой деятельности, направленность и концентрируемость их внимания заинтерисованность и дисциплинированность, отношения студентов преподавателю.
  3. Поведение преподавателя: педагогический такт, стиль и тон в работе, наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем, внешний вид, культура речи, наличие авторитета у студентов.
  4. Результат занятия, выводы и предложения.
  5. Достижение цели, выполнение плана, объем и количество знаний, воспитательное, образовательное, развивающее значение занятия, новое для внедрения в практику других преподавателей.

Данная схема ориентировочна, в зависимости от цели посещения может применяться как полностью, так и частично.

Очень важен деловой и доброжелательный тон обсуждения открытого занятия. Живой обмен мнениями, дискуссии в том случае полезны, если вызывают не только желание практически оценить работу своего коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе.

Опыт использования материалов урока в педагогической практике

Результаты открытого учебного занятия рассматривать на методическом совете или предметно - цикловой комиссии.

Использованию педагогического опыта способствует также тщательная обработка и оформление материалов открытых учебных занятий.

При оформлении методической разработки открытого учебного занятия следует обратить внимание на ряд условий. Она должна оформляться четко, грамотно, в соответствии с замечаниями и предложениями, высказанными при анализе занятий. Необходимо указать когда, в какой группе, по какому предмету оно проводилось, четко обозначать тему в соответствии с


программой: методическую, какое место занимает данная тема в изучении предмета, как давно преподаватель использует же приемы и методы, которые они продемонстрировал, в чем ценность каковы итоги работы по проблеме.

Система открытых учебных занятий должна поддерживать все новое, что рождается в педагогическом коллективе, способствовать развитию прогрессивных форм и методов обучения студентов.

В колледже накоплен большой опыт организации и открытых учебных занятий. Народу с классической формой урока, преподаватели колледжа часто предпочитают выносить на открытое занятие нетрадиционные формы: деловые игрй, пресс-конференции, уроки коллективно- мыслительной деятельности, межпредметные и театрализованные уроки, конкурсы, диспуты, уроки- фантазии и т.д. Систематически проводятся открытые экзамены по!творческим дисциплинам, при этом также пользуется как классическая, так и нетрадиционные формы.

Открытый урок (или другая форма учебного занятия) не только активизирует творческую и методическую деятельность преподавателя, но, как показала практика, при этом серьезно меняется сама структура учебного процесса.

Хорошо подготовленный открытый урок предполагает:

•Использование коллективных способов работы учащихся;

•Привития интереса к предмету избранной профессии;

•Развитие умений и навыков самостоятельной работы;

•Активизацию деятельности студентов;

•Овладение способами управления коллективной деятельностью;

•Становление новых отношений между преподавателями и студентами.

Делая общий вывод, можно однозначно утверждать, что подготовка и проведение открытого учебного занятия - это школа творческого роста педагога. Подчеркнем важность для учителя желания совершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.


в организации и содержании занятия, советуют, как дальше совершенствовать систему работы.

Обычно первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое учебное занятие: Очень важно, чтобы он чётко раскрыл цели учебного занятия, обосновал выбор методов и средств, успешность их применения,; дал свои критические замечания по проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление преподавателя должно помочь лучше понять его педагогический замысел, особенности применяемых их методов и приёмов, ведущие идеи, которые лежат в системе его работы.

При проведении обсуждения занятия желательно, чтобы вопросы носили конкретный характер (об отдельных приёмах и методах работы, о конкретных явлениях, имевших место на данном занятии) и не увидели обсуждения о поставленной цели.

В заключении выступает преподаватель предметно-цикловой комиссии и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приёмам и методам, использованным на занятии, а также отмечают раскрытие поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают вывод о целесообразности использование представленного опыта.

C:\Users\ani002\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

Полный анализ - контроль за качеством организации УВМ, изучение системы работы учителя. Полный, анализ наиболее сложен, он включает


третьей - недостатки; страницу тетради делят на три колонки: в первой - фиксируют |ход занятия, во второй - делают оценку того, что делает преподаватель, в третьей - оценку того, что делают учащиеся.

Обсуждение и анализ открытого учебного занятия

Обсуждение и анализ открытого учебного занятия, как правило, проводиться: в день его проведения. Организует обсуждение - ответственный за его подготовку.

Цель обсуждения - оценить правильность постановки задач, целесообразность выбранных методов и средств, помочь преподавателям увидеть отдельные методические приёмы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

Обычно анализ начинается с оценки правильности постановки цели учебного занятия, эффективности применяемых методов и приёмов обучения, их соответствию основным принципам дидактики, содержанию и целям учебного занятия, возрастным особенностям учащихся, затем рассматривается научно-теоретический уровень излагаемого материала.

Далее разбирается структура учебного занятия, его организация, рациональное использование времени. Важно обратить внимание на то, как преподаватель прививает учащимся навыки самостоятельной работы, как он использует разнообразные источники знаний, добиваясь глубокого и творческого усвоения изучаемого материала, для того чтобы разбудить мысль учащегося, разбудить инициативу. Не менее важно проанализировать какую функцию выполняли на занятии учебно-наглядное пособия ТСО.

Выступающие детально разбирают достоинства и недостатки занятия, обращая особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования оборудования, наглядных пособий и ТТО, уценивают учебное занятие с позицией реализации дидактических принципов. В ходе обсуждения обсуждают недостатки, ошибки, допущенные


  1. Серьёзное внимание должно быть обращено на материально- техническое оснащение занятия. Здесь следует остеречься и другой крайности: не злоупотреблять техническими средствами (слишком большое их количество рассеивает внимание учащихся).
  2. В подготовке к открытому учебному занятию необходимую помощь педагогу должны оказать, прежде всего, предметно-цикловая комиссия, а так же заместитель директора по учебной работе, сотрудники библиотеки, методист учебного заведения. План открытого учебного занятия подробно обсуждается с председателем предметно-цикловой комиссии, если это занятие проводится в основном для преподавателей данной комиссии; заместителем директора заместителем директора по учебной работе, если на  уроке решаются методические проблемы всего педагогического коллектива.

Открытые учебные занятия должны проводиться в обычной деловой обстановке. Приглашённые входят в аудиторию до звонка, занимают отведённые для них места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать студентов. Они должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе преподавателя, ведущего урок. Перед присутствующими преподавателями ставиться задача в процессе наблюдения проследить, как преподаватель достигает поставленной цели, с помощью каких методических приёмов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности. Это всё можно отразить в краткой записи наблюдений и обсуждений по ходу занятий, что поможет в последующем анализе и обсуждении занятия.

Можно рекомендовать различные виды записей: страницу тетради делят по вертикали пополам, на левой стороне записывают ход занятия по его этапам, а на правой стороне-делают заметки и предварительные выводы об эффективности применения тех или иных приёмов работы, о реализации дидактических и воспитательных задач; страницу тетради делят на три колонки: в первой - записывают ход занятия, во второй - его достоинства, в


C:\Users\ani002\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image2.jpeg

Принципы оптимизма учебного процесса требует осознанного выбора такого варианта (учебного процесса), который в данных условиях обеспечивает максимально возможную эффективность решения педагогических задач/

  1. В соответствии с методической целью учебного занятия преподаватель, прежде всего, продумывает: какой учебный материал даёт ему возможность наиболее полно раскрыть те методы, приёмы и средства, которые составляют основу его педагогического мастерства, и позволяет добиться высоких результатов.
  2. Готовясь к открытому занятию, преподаватель должен подобрать самые свежие материалы из периодической, научной и методической литературы: использовать материалы выставок, конкурсов, конференции и т.д., которые могут сделать занятия интересными.
  3. В плане открытого^ учебного занятия должно быть зафиксировано разумное и чёткое руководство познавательной деятельностью студентов, т.е. отмечено, что и как делают преподаватель и студенты.


Список литературы

  1. Белух ин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М. - Воронеж, 1996.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.
  3. Демократизация личности:        Отчет о второй встрече учителей-

экспериментаторов //Учительская газета. 17 окт. - 1987.

  1. Дидактика средней школы // Под ред. Данилова М.А. и Скаткина М.Н. - М., 1975.
  2. Изучение личности школьника учителем 7/ Общение учителя и учащихся // Под ред. 3. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной и др.- М.: Педагогика, 1991.
  3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогической технике.М., 1983.
  4. Кан-Калик В. А.- Учителю о педагогическом общении.- М.: Просвещение, 1987.
  5. Основы педагогического мастерства / Под ред. Зязюна И.Я. - М., 1989.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы,технологии. - М., 1998.
  7. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.- Рязань,1996.
  8. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1997.
  9. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений // В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мещенко. Педагогика.- М.: Школа-Пресс.- Гл. 21.- 1998.