Арттерапевтические техники как фактор развития воображения и раскрытия творческих способностей обучающихся в творческом коллективе
Проблема диагностики и развития творческих способностей личности - одна из центральных проблем психологии творчества. Она имеет достаточно долгую историю, т.к. природа художественного таланта интересовала мыслителей, философов, людей науки и искусства со времён Аристотеля до наших дней. Приоритетной задачей учебного и воспитательного процесса музыкальной школы является формирование полноценной, зрелой личности через творческую деятельность в области культуры и искусства, посредством чего их возможно выражение чувств, эмоций и мыслей по отношению к окружающему миру, людям, самому себе, что обеспечивает органичное формирование творческой личности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artterapevticheskie.docx | 55.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ГПОУ РК «Колледж культуры им. В.Т.Чисталева»
Арттерапевтические техники
как фактор развития воображения и раскрытия творческих способностей обучающихся
в творческом коллективе
(Методическая разработка)
Сыктывкар
2015
Проблема диагностики и развития творческих способностей личности - одна из центральных проблем психологии творчества. Она имеет достаточно долгую историю, т.к. природа художественного таланта интересовала мыслителей, философов, людей науки и искусства со времён Аристотеля до наших дней.
Приоритетной задачей учебного и воспитательного процесса музыкальной школы является формирование полноценной, зрелой личности через творческую деятельность в области культуры и искусства, посредством чего их возможно выражение чувств, эмоций и мыслей по отношению к окружающему миру, людям, самому себе, что обеспечивает органичное формирование творческой личности.
Музыкальная школа заинтересована в накоплении фактов и форм национальной самобытной культуры и искусства коми народа, так как в процессе взаимодействия с ними учащиеся включаются в творческий процесс, дополняя их, привнося своё, « новоё». Так формируется личность ученика творческая, созидающая. Известно, что важным потенциалом творческого развития личности является культура и искусство. Только через культуру и искусство можно сформировать духовный мир современного человека, направить его на верные жизненные ориентиры и духовные ценности.
Профессиональное развитие будущего музыканта зависит от множества факторов, во многом — от способности к творчеству и воображению. Воображение является особой формой психики и занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью. Будущая профессиональная деятельность - учащихся музыкальной школы
Основные функции арттерапии созвучны с основными функциями художественно-творческой деятельности: компенсирующая, развевающая, обучающая.
Компенсирующая функция - играет особую роль - это активная художественно-творческая деятельность, которая компенсирует недостаток свободы самовыражения своей субъективности. Таким образом, потенциальная активность индивида переносится в доступную его контролю и эффективному взаимодействию, в данном случае, в творческий процесс. При осуществлении развивающей функции активнбе художественнотворческая деятельность ориентирована на развитие навыков, уже имеющихся у учащихся, но не используемых им в нужной мере и в полном объёме. При осуществлении обучающей функции арттерапия используется с целью формирования у учащихся новых навыков, которыми он ранее не владел.
Однако эффективность реализации этой функции достигается за счёт использования уже имеющихся навыков, что позволяет совершенствовать плавный переход от умений субъекта к тому, что ему необходимо освоить.
Занятия активной художественной деятельностью - это способ арттерапии, основанный на свойстве художественной деятельности упорядочить индивидуальный и групповой культурный опыт и представить результаты такого упорядочения в субъективной культурной форме с помощью характерных для искусства символических выразительных средств.
Одним из главных факторов эффективности арттерапевтических занятий является их завершённость и применение различной арттерапевтической техники: Выполнение рисунков на свободную тему.
- Выполнение рц^унков на заданную тему индивидуально, в парах и группах.
- Использование музыкотерапии для учащихся музыкальной
Учащиеся музыкальной школы тесно связаны с творчеством, поэтому развитие творческих способностей и воображения сильно сказывается на профессиональном уровне, будущего музыканта. Умение отвлечься от скучных формул, от старых догм,- преподнести свои профессиональные знания в новом качестве является доказательством профессионализма.
Развитие творческого потенциала, нестандартный подход к учебному материалу во многом помогает в формировании будущему музыканту в области культуры и искусства. Саморазвитие помогает ученику в его игре на инструменте, но и помогает увидеть по-новому отдельные явления и миф в целом.
Каждый ученик участвует в каждодневном учебном процессе совместно с педагогом, и вся данная деятельность становится частью его духовной жизни на рефлексивном уровне.
Каждый педагог школы вносит свою посильную лепту в развитие творческих способностей и воображения учащихся, наиболее эффективны в этом направлении арттерапевтические техники.
Арттерапия ** терапия искусством, это один из методов психологической работы со студентами, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии обучающегося.
Как самостоятельное направление Арттерапия насчитывает несколько десятилетий своего существования. За последнее время в нашей стране активизировалось внимание изучению и применению арттрапевтических методик.
Арттерапия основана на способности к образному творческому восприятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символической форме. Художественно-твфрческая деятельность представляет собой экспериментирование людей с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Можно выделить два вида арттерапии:
♦ терапия, основанная на восприятии произведений искусства;
♦ терапия художественно-творческим процессом
(непосредственное рисование, сочинение музыки и т.г!.).
Терапия искусством предполагает создание особой эстетической среды, которая развивает личность, компенсирует её дефекты, снимает нервное напряжение. В ходе взаимодействия с эстетической средой ученик получает возможность через произведения искусства отрефлексировать и пережить неприятные события в жизни, освобождается от стереотипов поведения и отношения к окружающим, лишающих его социокультурной адаптации.
Основные функции арттерапии созвучны с основными функциями художественно-твррческой деятельности: компенсирующая, развивающая, обучающая.
Компенсирующая функция играет особую роль - это активная художественно-творческая деятельность, которая компенсирует недостаток свободы самовыражения своей субъективности. Таким образом, потенциальная активность индивида переносится в доступную его контролю и эффективному взаимодействию, в данном случае, в творческий процесс.
При осуществлении развивающей функции активное художественно- творческая. деятельность ориентирована на развитие навыков, уже имеющихся у ученика, но не используемых им в нужной мере и в полном объёме.
Обучающая функция арттерапии используется с целью формирования у ученика новых навыков, которыми он ранее не владел. Однако эффективность реализации этой функции достигается за счёт использования уже имеющихся навыков, что позволяет совершенствовать плавный переход от умений субъекта к тому, что ему необходимо освоить.
Занятия активной художественной деятельностью - это способ арттерапии, основанный на свойстве художественной деятельности упорядочить индивидуальный и групповой культурный опыт и представить
результаты такого упорядочения в субъективной культурной форме с помощью характерных для искусства символических выразительных средств.
Таким образом, творческий подход к развитию профессиональных качеств, через знание психологии даёт педагогу новые горизонты возможности, делает его более компетентным в своей профессиональной деятельности, повышает качество его работы и профессионального общения с учеником.
Литература
- Выгодский В.С. Психология искусства / В.С. Выгодский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
- Красный Ю. Арт - всегда терапия / Ю. Красный // Искусство в школе. - 2006. - №6. - с. 55-59.
- Копятин А.И. Основы арттерапии / А.И. Копытин. - СПб., 1999. - («Мир медицины»).
- Панфилова М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова. - М., 2000.
- Психогимнастика в тренинге. 220 упражнений для развития способностей / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб., 2000.
- Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. Н.В. Сельченок. - Минск, 2003.
Слово «тренинг» в настоящее время не имеет однозначного толкования в русском языке. Исторически возникновение этого понятия восходит к появлению « ТИ- групп» или групп встреч Роджерса (1902 - 1987 г. США).
Именно тогда начали проводиться различного рода психологические тренинги:
- тренинг знакомства;
- тренинг открытого общения;
- тренинг профессионального общения для медиков, педагогов, для
обслуживающего персонала;
- психотерапевтические группы и т. д.
В Москве на факультете психологии МГУ им. Ломоносова, в Санкт-Петербурге в НИИ им. Бехтерева, 6 Вильнюсе^использовались принципы активного обучения студентов в тренинговых группах.
С тех пор слово "тренинг" в психологической традиции утвердилось за всеми активными методами социально- психологической подготовки или активного социального обучения, и стало обозначать "социально- психологический тренинг ".
Итак, в соответствии с данным выше определением, тренинг - это специальным образом организованный»процесс обучения, имеющий своей целью и своим результатом не только передачу и усвоение информации, но и передачу некоторых социальных смыслов, а также изменение личности участника тренинга.
В отличие от традиционных лекций, семинаров, тренинги позволяют:
- прежде всего, поверить в себя « если мой сосед по тренингу может сделать это, то почему не смогу «Я»?
- получить не только знания, но и некоторые практические умения и навыки;
- обыграть на тренинге жизненные ситуации, чтобы не допустить ошибок в будущем.
Таким образом, особенность тренинга, как специфической формы обучения - эго
обучение друг друга в игровой форме, получение информации, опыта от других участников тренинга.
Социально-психологический тренинг как форма специально
организованного общения.
Социально-психологический тренинг- это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы.
Эта форма специально организованного общения,в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание'психологической помощи и поддержки. Позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
Задача группы социально-психологического тренинга — помочь участникам выразить себя своими индивидуальными средствами.
Для эффективного функционированйя группы социально-психологического тренинга необходимо осознать общую, групповую цель, которой является развитие творческой личности.
Тренинг ориентирован как на приобретение теоретических знаний, так и на практическое их-освоение, [предполагает активную позицию участвующего. Специфика тренинга в том, что знания и умения здесь формируются совместными усилиями всех участвующих, •' ' v > ■■■'■. '
Тренинг будет эффективен там, где требуется индивидуализированная практическая отработка, освоение умений, формирование на их основе устойчивых навыков, необходимых для успешной деятельности.
Пояснения и рекомендации руководителю, педагогу-тренеру.
В современной педагогике встречаются 2 типа обучения:
1тип - ассоциативно-рефлекторный (репродуктивный).
2 тип - деятельностный.
Тренинги относятся к деятельностному типу обучения.
Рассмотрим эти два типа в виде таблицы.
Название типа обучения | Ассоциативно рефлекторный | Деятельностный (тренинги) |
Цели обучения | Гармоничный член общества | Свободная творческая личность |
Содержание обучения | Знания, умения, навыки-от частного к общему. | Способы деятельности и самообучения-от общего к частному |
Методы обучения | Обьяснительно- повторительный | Исследовательско- поисковый |
Формы организации обучения | Индивидуальная, фронтальная. | Групповая |
Средства обучения | Учитель | ЗУН, Учитель, "Я" партнер. |
Как видно из таблицы деятельностный тип обучения имеет много плюсов для развития самостоятельной творческой личности, что необходимо в сфере культуры при работе с творческими коллективами.
Основной задачей ведущего тренинг, особенно на его первых занятиях,является создание наиболее благоприятных условий для активной самостоятельной и продуктивной работы над собой каждого участника. Вам необходимо понять , что в данной ситуации Вы не учитель , который должен "научить жить",Вы лишь помогающий каждому осознать свои чувства, (тюнять других людей, контролировать собственные мысли и поступки^
Наиболее оптимальная позиция ведущего - позиция друга. -Понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного,и главное , способного помочь любому стать самим собой. Вы только помогаете , всю основную работу проводит сам участник.
Для этого Вы на первом и на последующих занятиях :
1 .Организуете обсуждение и принятие правил работы группы, а затем четко следите за их выполнением, при необходимости каждый раз разъясняя то или иное положение.
- Четко поясняете цель очередного упражнения, подробно излагаете инструкцию к заданию или процедуре, отвечаете на все вопросы, а затем контролируете ход и
- ПраВИЛЬНОСТЬ ИХ ВЫПОЛНеНИЯ. :
- Проводите диализ сложившейся ситуации после)упражнения или этюда, давая возможность всем желающим высказать собственную точку зрения , поделиться своими переживаниями и ощущениями.
- Контролируете эмоциональное состояние каждого участника и группы в целом .
- Проводите итоги всех упражнений и занятий.
При объяснении этапов работы и при обсуждении желательно использовать этические аксиомы:
- "Каждая мысль ценна";
- "Любое мнение имеет право на существование";
- "Чужая мысль- подарок";
- "Всегда можно найти общее в нескольких мнениях";
- "Мы ищем понимание вопроса и не теряем понимания друг друга".
Основные цели тренера.
Основной целью тренера является организация процесса обучения.
Если участники тренинга формируют свою цель как "Я научусь", то ведущий ,/ тренер формирует свою цель как "Я научу". По этому тренер не учит, а организует процесс обучения. t
Проводя тренинг ведущий должен не забывать, что мы все разные, и не каждый воспринимает Информацию одинаково. Поэтому^на протяжении всей работы следует привлечь внимание каждого участника. А для этого необходимо учитывать различные типы восприятия информации.
Типы восприятия информации:
Мы все обладаем:
- визуальным;
- слуховым;
- тактильно-двигательным типом восприятия новой информации.
Визуальным восприятием обладают люди, которые мыслят "в картинках" и
воспринимают информацию визуально. Во время обучения они запоминают информацию которая изображена и показана. Боле 40% людей обладают визуальным восприятием.
Слуховым восприятием обладают те люди, которые являются хорошими "слушателями". Они запоминают ту информации^соторую они прослушали. "Слушатели" хорошо усваивают новый материал на лекции, заучивают путём повторения про себя. 20% людей входят в эту группу.
Тактильным / двигательным восприятием обладают те люди, которые воспринимают информацию через ощущения, движения, прикосновения.
Они обычно запоминают информацию путем выполнения практических упражнений. По некоторым оценкам ученых 40% людей входят в эту группу.
Словарик для тренера.
Тренинг - это специально организованный учебный процесс, во время которого участники, включая и тренера, обмениваются знаниями и умениями для достижения целей тренинга.
Цель тренинга - Краткая формулировка ожидаемого результата тренинга в виде основного умения, сформулированная тренером.
Задачи тренинга — написанные на доске названия упражнений ,этапы достижения целей.
- План тренинга - это порядок действий для реализации целей тренинга. Структура упражнения в тренинге:
- Формулировка задания для участников.
- Работа участников в малых группах.
- Обсуждение рёзультатов.
- Предъявление результатов участниками
- Подведение итогов упражнения.
Формы упражнений:
- групповая работа;
- дйскуссия;
- интервью;
- ролевая игра;
- игра на психологическую активизацию;
- мозговой штурм;
- опрос.
Виды упражнений: *
•письменное задание;
•составление списка;,
•определение приоритетов;
•высказывание личного мнения;
•анализ, исследовательская работа.
Навык- это отрефлексированное умение, автоматическое действие.
Умение щ это освоенный способ выполнения действия.
Программа тренинга "Эффективное общение".
В наши дни о социально-психологическом тренинге к'ак о методе обучения и развития личности пишут много и в научных и в популярных изданиях.
Такие тренинги применяются во многих сферах педагогической, хозяйственной и общественной жизни. Эта форма активной работы является перспективной и успешно используется и для учебных целей, и для совершенствования управления, и для решения различных социальных проблем.
В отличие от традиционных методов обучения социально-психологический тренинг направлен прежде всего на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия. Наиболее существенным результатом тренинга может- стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновения устойчивой мотивации к саморазвитию.
При таком методе обучения преподаватель, руководитель художественной самодеятельности ориентирован на личность участников группы, направлен на поддержку и помощь в их развитии. Т.о., между ним и членами группы возникают многообразные личностно-значимые связи.
В нашей стране программы разнообразных видов социально-психологических тренингов разрабатываются такими авторами, как А:Б.Добрович, В.А.Кан-Калик, Г.А.Ковалев, Л.А.ПеТровская и др.
Данная программа включает в себя социально-психологический тренинг общения для ребят младшего и среднего подросткового возраста.
У многих подростков в данный период наблюдаются специфические проблемы. Это трудности личностного самоопределения, сложные взаимоотношения со сверстниками, повышенная конфликтность с учителями, родителями и взрослыми.
Предлагаемая программа может быть использована педагогами, руководителями художественной самодеятельности на этапе формирования коллектива художественной самодеятельности.
Программа состоит из двух частей: теоретической и практической.
В первой части представлено краткое описание социально-психологического тренинга, анализ особенностей работы ведущего с личностью и группой в процессе тренинга.
Второй раздел включает описание групповых встреч, примечания для ведущего, указана литература, рекомендуемая для ведущего и участников группы тренинга.
Программа
Социально-психологического тренинга общения для старшеклассников
Обоснование:
Развитие самосознания - центральный психологический процесс юношеского возраста. Перестройка самосознания связана с появлением новых вопросов о себе. Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем я стану - отличают психологию старшеклассника.
«Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества, - отмечает И.С.Кон, - одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении».
Т.о., социально-психологический тренинг ускоряет процесс овладения знаниями, умениями и навыками эффективного общения, способствует формированию коммуникативных возможностей подростка.
Задача группы социально-психологического тренинга - помочь подростку выразить себя, а для этого сначала ему нужно научиться воспринимать и понимать себя.
Любое занятие состоит из трех частей:
- Вводная часть (разминка)
- Основная (рабочая) часть
- Завершающая часть.
ООО Консультационно-развивающий центр, «Интеллект», официальный представитель «Дельта - тренинг», г. Санкт-Петербург тел. 24-75-29, e-mail gorbiss@mail. ru
ИТОГ ТЕСТИРОВАНИЯ
СТЕНЕНКОВ Д.А. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Полюс + | Сильная тенденция | слабая | Слабая | Сильная тенденция | Полюс - | |||||||
Честность | MD | 1 | Стремление скрыть информацию | |||||||||
(Обособленность, отчуждённость) | 1 | А | (Сердечность, доброта) | |||||||||
(Эм. неустойчивость) | С | 1 | (Эмоциональная устойчивость) | |||||||||
(Покорность, зависимость) | Е | 1 | (Настойчивость, напористость) | |||||||||
(Озабоченность) | 1 | F | (Беспечность) | |||||||||
(Недобросовестность) | G | 1 | (Совестливость) | |||||||||
(Робость) | Н | 1 | (Смелость) | |||||||||
(Суровость, жёсткость) | 1 | '""Г" | (Мягкосердечие, нежность) | |||||||||
(Доверчивость) | 1 | L | (Подозрительность) | |||||||||
(Практичность) | М | (Мечтательность) | ||||||||||
(Наивность, простота) | N | 1 | (Проницательность, расчётливость) | |||||||||
(Самоуверенность) | 1 | О | (Чувство вины) | |||||||||
(ригидность) | Q1 | 1 | (гибкость) | |||||||||
(Зависимость от группы) | Q2 | 1 | (Самостоятельность) | |||||||||
(Низк. самоконтроль поведения) | Q3 | 1 | (Выс. самоконтроль поведения) | |||||||||
(Расслабленность) | 1 | Q4 | (Напряжённость) | |||||||||
' Интроверсия | 1 | QI | Экстраверсия | |||||||||
Приспособленность | 1 | QH | Т ревожность |
Общее по ЛФО
- Критичный, отстаивает собственна идеи, прохладный, отдаленный, пунктуальный, объективный, недоверчивый, скептичный, ригидный, холодный, упрямый, склонный к обидам, угрюмый, конфликтный, необщительный, стремиться работать один, избегает коллективных мероприятий.
- Эмоционально зрелый, умеет управлять своими эмоциями и настроением, спокоен, уверен в себе, стабилен, постоянен в интересах, серьезен, приспосабливается к фактам, хорошо
- Амонашвши Ш.А. Здравствуйте, дети! - М: Просвещение, 1990.
- Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования //Педагогика. - 1994. - №5.
- Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обучения в школе //Народное образование. - 1988. - №1.
- Иванов И.Л. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.
- Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.
- Концепция общего среднего образования. - М.: ВНИК «Школа», 1988.
- Кочетов А.И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. - Ярославль, 1994.
- Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М.: Просвещение, 1989.
- Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. - М., 1994.
- Отчёты о встречах учителей-новаторов (Учительская газета): Педагогика сотрудничества. - 1986. - 18‘марта. Демократизация личности. - 1987. - 17 октября. Методика обновления. - 1988. - 19 марта. Войдём в новую школу. - 1988. - 18 октября. От ученика - к личности // Первое сентября. - 03.09.96.
- Педагогический поиск /СоСт. И.Н. Баженова. - М.,1987.
- Селевко Г.К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся //Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». - М.: МГУ, 1989.
- Селевко Г.К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества # Республиканская конференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991.
- Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. — Ярославль, 1988,1989.
- Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройки школы. -Ярославль, 1990.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. - 1994. - №5.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для'всех. - М.: Просвещение, 1987.
- Цирлина Т.В. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - М.: Пеленг, 1993.
- Шаталова В.Ф. Куда и как исчезли тройки. — М.: Просвещение, 1990.