Арттерапевтические техники как фактор развития воображения и раскрытия творческих способностей обучающихся в творческом коллективе

Проблема диагностики и развития творческих способностей личности - одна из центральных проблем психологии творчества. Она имеет достаточно долгую историю, т.к. природа художественного таланта интересовала мыслителей, философов, людей науки и искусства со времён Аристотеля до наших дней.

Приоритетной задачей учебного и воспитательного процесса музыкальной школы является формирование полноценной, зрелой личности через творческую деятельность в области культуры и искусства, посредством чего их возможно выражение чувств, эмоций и мыслей по отношению к окружающему миру, людям, самому себе, что обеспечивает органичное формирование творческой личности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artterapevticheskie.docx55.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ РК «Колледж культуры им. В.Т.Чисталева»

Арттерапевтические техники

как фактор развития воображения и раскрытия творческих способностей обучающихся

 в творческом коллективе

(Методическая разработка)

Сыктывкар

2015

Проблема диагностики и развития творческих способностей личности - одна из центральных проблем психологии творчества. Она имеет достаточно долгую историю, т.к. природа художественного таланта интересовала мыслителей, философов, людей науки и искусства со времён Аристотеля до наших дней.

Приоритетной задачей учебного и воспитательного процесса музыкальной школы является формирование полноценной, зрелой личности через творческую деятельность в области культуры и искусства, посредством чего их возможно выражение чувств, эмоций и мыслей по отношению к окружающему миру, людям, самому себе, что обеспечивает органичное формирование творческой личности.

Музыкальная школа заинтересована в накоплении фактов и форм национальной самобытной культуры и искусства коми народа, так как в процессе взаимодействия с ними учащиеся включаются в творческий процесс, дополняя их, привнося своё, « новоё». Так формируется личность ученика творческая, созидающая. Известно, что важным потенциалом творческого развития личности является культура и искусство. Только через культуру и искусство можно сформировать духовный мир современного человека, направить его на верные жизненные ориентиры и духовные ценности.

Профессиональное развитие будущего музыканта зависит от множества факторов, во многом — от способности к творчеству и воображению. Воображение является особой формой психики и занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью. Будущая профессиональная деятельность - учащихся музыкальной школы


Основные функции арттерапии созвучны с основными функциями художественно-творческой деятельности: компенсирующая, развевающая, обучающая.

Компенсирующая функция - играет особую роль - это активная художественно-творческая деятельность, которая компенсирует недостаток свободы самовыражения своей субъективности. Таким образом, потенциальная активность индивида переносится в доступную его контролю и эффективному взаимодействию, в данном случае, в творческий процесс. При осуществлении развивающей функции активнбе художественнотворческая деятельность ориентирована на развитие навыков, уже имеющихся у учащихся, но не используемых им в нужной мере и в полном объёме. При осуществлении обучающей функции арттерапия используется с целью формирования у учащихся новых навыков, которыми он ранее не владел.

Однако эффективность реализации этой функции достигается за счёт использования уже имеющихся навыков, что позволяет совершенствовать плавный переход от умений субъекта к тому, что ему необходимо освоить.

Занятия активной художественной деятельностью - это способ арттерапии, основанный на свойстве художественной деятельности упорядочить индивидуальный и групповой культурный опыт и представить результаты такого упорядочения в субъективной культурной форме с помощью характерных для искусства символических выразительных средств.

        Одним из главных факторов эффективности арттерапевтических занятий является их завершённость и применение различной арттерапевтической техники: Выполнение рисунков на свободную тему.

  1. Выполнение рц^унков на заданную тему индивидуально, в парах и группах.
  2. Использование музыкотерапии для учащихся музыкальной


Учащиеся музыкальной школы тесно связаны с творчеством, поэтому развитие творческих способностей и воображения сильно сказывается на профессиональном уровне, будущего музыканта. Умение отвлечься от скучных формул, от старых догм,- преподнести свои профессиональные знания в новом качестве является доказательством профессионализма.

Развитие творческого потенциала, нестандартный подход к учебному материалу во многом помогает в формировании будущему музыканту в области культуры и искусства. Саморазвитие помогает ученику в его игре на инструменте, но и помогает увидеть по-новому отдельные явления и миф в целом.

Каждый ученик участвует в каждодневном учебном процессе совместно с педагогом, и вся данная деятельность становится частью его духовной жизни на рефлексивном уровне.

Каждый педагог школы вносит свою посильную лепту в развитие творческих способностей и воображения учащихся, наиболее эффективны в этом направлении арттерапевтические техники.

Арттерапия ** терапия искусством, это один из методов психологической работы со студентами, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии обучающегося.

Как самостоятельное направление Арттерапия насчитывает несколько десятилетий своего существования. За последнее время в нашей стране активизировалось внимание изучению и применению арттрапевтических методик.

Арттерапия основана на способности к образному творческому восприятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символической форме. Художественно-твфрческая деятельность представляет собой экспериментирование людей с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Можно выделить два вида арттерапии:

♦ терапия, основанная на восприятии произведений искусства;


♦ терапия        художественно-творческим        процессом

(непосредственное рисование, сочинение музыки и т.г!.).

Терапия искусством предполагает создание особой эстетической среды, которая развивает личность, компенсирует её дефекты, снимает нервное напряжение. В ходе взаимодействия с эстетической средой ученик получает возможность через произведения искусства отрефлексировать и пережить неприятные события в жизни, освобождается от стереотипов поведения и отношения к окружающим, лишающих его социокультурной адаптации.

Основные функции арттерапии созвучны с основными функциями художественно-твррческой деятельности: компенсирующая, развивающая, обучающая.

Компенсирующая функция играет особую роль - это активная художественно-творческая деятельность, которая компенсирует недостаток свободы самовыражения своей субъективности. Таким образом, потенциальная активность индивида переносится в доступную его контролю и эффективному взаимодействию, в данном случае, в творческий процесс.

При осуществлении развивающей функции активное художественно- творческая. деятельность ориентирована на развитие навыков, уже имеющихся у ученика, но не используемых им в нужной мере и в полном объёме.

Обучающая функция арттерапии используется с целью формирования у ученика новых навыков, которыми он ранее не владел. Однако эффективность реализации этой функции достигается за счёт использования уже имеющихся навыков, что позволяет совершенствовать плавный переход от умений субъекта к тому, что ему необходимо освоить.

Занятия активной художественной деятельностью - это способ арттерапии, основанный на свойстве художественной деятельности упорядочить индивидуальный и групповой культурный опыт и представить


результаты такого упорядочения в субъективной культурной форме с помощью характерных для искусства символических выразительных средств.

Таким образом, творческий подход к развитию профессиональных качеств, через знание психологии даёт педагогу новые горизонты возможности, делает его более компетентным в своей профессиональной деятельности, повышает качество его работы и профессионального общения с учеником.

Литература

  1. Выгодский В.С. Психология искусства / В.С. Выгодский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  2. Красный Ю. Арт - всегда терапия / Ю. Красный // Искусство в школе. - 2006. - №6. - с. 55-59.
  3. Копятин А.И. Основы арттерапии / А.И. Копытин. - СПб., 1999. - («Мир медицины»).
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова. - М., 2000.
  5. Психогимнастика в тренинге. 220 упражнений для развития способностей / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб., 2000.
  6. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. Н.В. Сельченок. - Минск, 2003.


Слово «тренинг» в настоящее время не имеет однозначного толкования в русском языке. Исторически возникновение этого понятия восходит к появлению « ТИ- групп» или групп встреч Роджерса (1902 - 1987 г. США).

Именно тогда начали проводиться различного рода психологические тренинги:

  • тренинг знакомства;
  • тренинг открытого общения;
  • тренинг профессионального общения для медиков, педагогов, для

обслуживающего персонала;        

  • психотерапевтические группы и т. д.

В Москве на факультете психологии МГУ им. Ломоносова, в Санкт-Петербурге в НИИ им. Бехтерева, 6 Вильнюсе^использовались принципы активного обучения студентов в тренинговых группах.

С тех пор слово "тренинг" в психологической традиции утвердилось за всеми активными методами социально- психологической подготовки или активного социального обучения, и стало обозначать "социально- психологический тренинг ".

Итак, в соответствии с данным выше определением, тренинг - это специальным образом организованный»процесс обучения, имеющий своей целью и своим результатом не только передачу и усвоение информации, но и передачу некоторых социальных смыслов, а также изменение личности участника тренинга.

В отличие от традиционных лекций, семинаров, тренинги позволяют:

  • прежде всего, поверить в себя « если мой сосед по тренингу может сделать это, то почему не смогу «Я»?
  • получить не только знания, но и некоторые практические умения и навыки;
  • обыграть на тренинге жизненные ситуации, чтобы не допустить ошибок в будущем.

Таким образом, особенность тренинга, как специфической формы обучения - эго

обучение друг друга в игровой форме, получение информации, опыта от других   участников тренинга.


Социально-психологический тренинг как форма специально
организованного общения.

Социально-психологический тренинг- это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы.

Эта форма специально организованного общения,в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание'психологической помощи и поддержки. Позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Задача группы социально-психологического тренинга — помочь участникам выразить себя своими индивидуальными средствами.

Для эффективного функционированйя группы социально-психологического тренинга необходимо осознать общую, групповую цель, которой является развитие творческой личности.

Тренинг ориентирован как на приобретение теоретических знаний, так и на практическое их-освоение, [предполагает активную позицию участвующего. Специфика тренинга в том, что знания и умения здесь формируются совместными усилиями всех участвующих,        •' ' v >        ■■■'■.        '

Тренинг будет эффективен там, где требуется индивидуализированная практическая отработка, освоение умений, формирование на их основе устойчивых навыков, необходимых для успешной деятельности.

Пояснения и рекомендации руководителю, педагогу-тренеру.

В современной педагогике встречаются 2 типа обучения:

1тип - ассоциативно-рефлекторный (репродуктивный).

2 тип - деятельностный.

Тренинги относятся к деятельностному типу обучения.

Рассмотрим эти два типа в виде таблицы.

Название типа обучения

Ассоциативно

рефлекторный

Деятельностный

(тренинги)

Цели обучения

Гармоничный член общества

Свободная творческая личность

Содержание

обучения

Знания, умения, навыки-от частного к общему.

Способы деятельности и самообучения-от общего к частному

Методы обучения

Обьяснительно-

повторительный

Исследовательско-

поисковый

Формы

организации

обучения

Индивидуальная,

фронтальная.

Групповая

Средства обучения

Учитель

ЗУН, Учитель, "Я" партнер.

Как видно из таблицы деятельностный тип обучения имеет много плюсов для развития самостоятельной творческой личности, что необходимо в сфере культуры при работе с творческими коллективами.


Основной задачей ведущего тренинг, особенно на его первых занятиях,является создание наиболее благоприятных условий для активной самостоятельной и продуктивной работы над собой каждого участника. Вам необходимо понять , что в данной ситуации Вы не учитель , который должен "научить жить",Вы лишь помогающий каждому осознать свои чувства, (тюнять других людей, контролировать собственные мысли и поступки^

Наиболее оптимальная позиция ведущего - позиция друга. -Понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного,и главное , способного помочь любому стать самим собой. Вы только помогаете , всю основную работу проводит сам участник.

Для этого Вы на первом и на последующих занятиях :

1 .Организуете обсуждение и принятие правил работы группы, а затем четко следите за их выполнением, при необходимости каждый раз разъясняя то или иное положение.

  1. Четко поясняете цель очередного упражнения, подробно излагаете инструкцию к заданию или процедуре, отвечаете на все вопросы, а затем контролируете ход и
  2. ПраВИЛЬНОСТЬ ИХ ВЫПОЛНеНИЯ.        :
  3. Проводите диализ сложившейся ситуации после)упражнения или этюда, давая возможность всем желающим высказать собственную точку зрения , поделиться своими переживаниями и ощущениями.
  4. Контролируете эмоциональное состояние каждого участника и группы в целом .
  5. Проводите итоги всех упражнений и занятий.

При объяснении этапов работы и при обсуждении желательно использовать этические аксиомы:

  • "Каждая мысль ценна";
  • "Любое мнение имеет право        на существование";
  • "Чужая мысль- подарок";
  • "Всегда можно найти общее        в нескольких мнениях";
  • "Мы ищем понимание вопроса и не теряем понимания друг друга".

Основные цели тренера.

Основной целью тренера является организация процесса обучения.

Если участники тренинга формируют свою цель как научусь", то ведущий ,/ тренер формирует свою цель как "Я научу". По этому тренер не учит, а организует процесс обучения.        t

Проводя тренинг ведущий должен не забывать, что мы все разные, и не каждый воспринимает Информацию одинаково. Поэтому^на протяжении всей работы следует привлечь внимание каждого участника. А для этого необходимо учитывать различные типы восприятия информации.

Типы восприятия информации:

Мы все обладаем:

  • визуальным;
  • слуховым;
  • тактильно-двигательным типом восприятия новой информации.

Визуальным восприятием обладают люди, которые мыслят "в картинках" и

воспринимают информацию визуально. Во время обучения они запоминают информацию  которая изображена и показана. Боле 40% людей обладают визуальным восприятием.

Слуховым восприятием обладают те люди, которые являются хорошими "слушателями". Они запоминают ту информации^соторую они прослушали. "Слушатели" хорошо усваивают новый материал на лекции, заучивают путём повторения про себя. 20% людей входят в эту группу.


Тактильным / двигательным восприятием обладают те люди, которые воспринимают информацию через ощущения, движения, прикосновения.

Они обычно запоминают информацию путем выполнения практических упражнений. По некоторым оценкам ученых 40% людей входят в эту группу.

Словарик для тренера.

Тренинг - это специально организованный учебный процесс, во время которого участники, включая и тренера, обмениваются знаниями и умениями для достижения целей тренинга.

Цель тренинга - Краткая формулировка ожидаемого результата тренинга в виде основного умения, сформулированная тренером.

Задачи тренинга — написанные на доске названия упражнений ,этапы достижения целей.

  • План тренинга - это порядок действий для реализации целей тренинга. Структура упражнения в тренинге:
  • Формулировка задания для участников.
  • Работа участников в малых группах.
  • Обсуждение рёзультатов.
  • Предъявление результатов участниками
  • Подведение итогов упражнения.

Формы упражнений:

  • групповая работа;
  • дйскуссия;
  • интервью;
  • ролевая игра;
  • игра на психологическую активизацию;
  • мозговой штурм;
  • опрос.

Виды упражнений: *

•письменное задание;

•составление списка;,

•определение приоритетов;

•высказывание личного мнения;

•анализ, исследовательская работа.

Навык- это отрефлексированное умение, автоматическое действие.

Умение щ это освоенный способ выполнения действия.

Программа тренинга "Эффективное общение".


В наши дни о социально-психологическом тренинге к'ак о методе обучения и развития личности пишут много и в научных и в популярных изданиях.

Такие тренинги применяются во многих сферах педагогической, хозяйственной и общественной жизни. Эта форма активной работы является перспективной и успешно используется и для учебных целей, и для совершенствования управления, и для решения различных социальных проблем.

В отличие от традиционных методов обучения социально-психологический тренинг направлен прежде всего на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия. Наиболее существенным результатом тренинга может- стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновения устойчивой мотивации к саморазвитию.

При таком методе обучения преподаватель, руководитель художественной самодеятельности ориентирован на личность участников группы, направлен на поддержку и помощь в их развитии. Т.о., между ним и членами группы возникают многообразные личностно-значимые связи.

В нашей стране программы разнообразных видов социально-психологических тренингов разрабатываются такими авторами, как А:Б.Добрович, В.А.Кан-Калик, Г.А.Ковалев, Л.А.ПеТровская и др.

Данная программа включает в себя социально-психологический тренинг общения для ребят младшего и среднего подросткового возраста.

У многих подростков в данный период наблюдаются специфические проблемы. Это трудности личностного самоопределения, сложные взаимоотношения со сверстниками, повышенная конфликтность с учителями, родителями и взрослыми.

Предлагаемая программа может быть использована педагогами, руководителями художественной самодеятельности на этапе формирования коллектива художественной самодеятельности.

Программа состоит из двух частей: теоретической и практической.

В первой части представлено краткое описание социально-психологического тренинга, анализ особенностей работы ведущего с личностью и группой в процессе тренинга.

Второй раздел включает описание групповых встреч, примечания для ведущего, указана литература, рекомендуемая для ведущего и участников группы тренинга.

Программа

Социально-психологического тренинга общения для старшеклассников

Обоснование:

Развитие самосознания - центральный психологический процесс юношеского возраста. Перестройка самосознания связана с появлением новых вопросов о себе. Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем я стану - отличают психологию старшеклассника.

«Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества, - отмечает И.С.Кон, - одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении».


Т.о., социально-психологический тренинг ускоряет процесс овладения знаниями, умениями и навыками эффективного общения, способствует формированию коммуникативных возможностей подростка.

Задача группы социально-психологического тренинга - помочь подростку выразить себя, а для этого сначала ему нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Любое занятие состоит из трех частей:

  1. Вводная часть (разминка)
  2. Основная (рабочая) часть
  3. Завершающая часть.


C:\Users\ani002\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image3.jpeg

ООО Консультационно-развивающий центр, «Интеллект», официальный представитель «Дельта - тренинг», г. Санкт-Петербург тел. 24-75-29, e-mail gorbiss@mail. ru

ИТОГ ТЕСТИРОВАНИЯ

СТЕНЕНКОВ Д.А. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Полюс +

Сильная

тенденция

слабая

Слабая

Сильная

тенденция

Полюс -

Честность

MD

1

Стремление скрыть информацию

(Обособленность,

отчуждённость)

1

А

(Сердечность,

доброта)

(Эм. неустойчивость)

С

1

(Эмоциональная

устойчивость)

(Покорность,

зависимость)

Е

1

(Настойчивость,

напористость)

(Озабоченность)

1

F

(Беспечность)

(Недобросовестность)

G

1

(Совестливость)

(Робость)

Н

1

(Смелость)

(Суровость,

жёсткость)

1

'""Г"

(Мягкосердечие,

нежность)

(Доверчивость)

1

L

(Подозрительность)

(Практичность)

М

(Мечтательность)

(Наивность,

простота)

N

1

(Проницательность,

расчётливость)

(Самоуверенность)

1

О

(Чувство вины)

(ригидность)

Q1

1

(гибкость)

(Зависимость от группы)

Q2

1

(Самостоятельность)

(Низк. самоконтроль поведения)

Q3

1

(Выс. самоконтроль поведения)

(Расслабленность)

1

Q4

(Напряжённость)

' Интроверсия

1

QI

Экстраверсия

Приспособленность

1

QH

Т ревожность

Общее по ЛФО

  • Критичный, отстаивает собственна идеи, прохладный, отдаленный, пунктуальный, объективный, недоверчивый, скептичный, ригидный, холодный, упрямый, склонный к обидам, угрюмый, конфликтный, необщительный, стремиться работать один, избегает коллективных мероприятий.
  • Эмоционально зрелый, умеет управлять своими эмоциями и настроением, спокоен, уверен в себе, стабилен, постоянен в интересах, серьезен, приспосабливается к фактам, хорошо


  1. Амонашвши Ш.А. Здравствуйте, дети! - М: Просвещение, 1990.
  2. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования //Педагогика. - 1994. - №5.
  3. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обучения в школе //Народное образование. - 1988. - №1.
  4. Иванов И.Л. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.
  5. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.
  6. Концепция общего среднего образования. - М.: ВНИК «Школа», 1988.
  7. Кочетов А.И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. - Ярославль, 1994.
  8. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М.: Просвещение, 1989.
  9. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. - М., 1994.
  10. Отчёты о встречах учителей-новаторов (Учительская газета): Педагогика сотрудничества. - 1986. - 18‘марта. Демократизация личности. - 1987. - 17 октября. Методика обновления. - 1988. - 19 марта. Войдём в новую школу. - 1988. - 18 октября. От ученика - к личности // Первое сентября. - 03.09.96.
  11. Педагогический поиск /СоСт. И.Н. Баженова. - М.,1987.
  12. Селевко Г.К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся //Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». - М.: МГУ, 1989.
  13. Селевко Г.К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества # Республиканская конференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991.
  14. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. — Ярославль, 1988,1989.
  15. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройки школы. -Ярославль, 1990.
  16. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. - 1994. - №5.
  17. Соловейчик С.Л. Педагогика для'всех. - М.: Просвещение, 1987.
  18. Цирлина Т.В. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997.
  19. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - М.: Пеленг, 1993.
  20. Шаталова В.Ф. Куда и как исчезли тройки. — М.: Просвещение, 1990.