Воспитание подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении. Исследование.
Данная презентация является результатом годичного исследования, посвященного вопросам культуры мира в детском объединении. Руководителем исследовательской работы была доцент педагогического института ТОГУ, кандидат культурологии Пылкова А.А. Цель исследования-теоретическое обоснование и проверка на практике совокупности педагогических условий, способствующих воспитанию подростков на принципах культуры мира.Условия гипотезы-Создание миротворческого культурно-воспитательного пространства детского объединения,сотрудничество как содружество и сотворчество подростков и взрослых в процессе воспитания на принципах культуры мира.Результаты исследования представлены в таблицах и диаграммах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_issledovaniya.ppt | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Существующее противоречие Объективная востребованность подходов, методов, форм, средств воспитания подростков в детском общественном объединении на принципах культуры мира решения этой проблемы в практике, определяемая общими тенденциями гуманизации образования с одной стороны Недостаток наличных знаний о сущности,, содержании, и организации воспитательного процесса, осуществляемого в детских сообществах миротворческой направленности, их влияния на личностное развитие, нравственное становление школьников, с другой
Проблема исследования Каковы теоретические основы и педагогические условия, способствующие успешному воспитанию подростков на принципах культуры мира
Цель исследования Теоретическое обоснование и проверка на практике совокупности педагогических условий, способствующих воспитанию подростков на принципах культуры мира
Задачи исследования 1. Выявить имеющиеся в философии, педагогике и психологии подходы к пониманию феноменов «культура мира», «воспитание на принципах культуры мира», «педагогика мира», «детское общественное объединение», «миротворческое культурно-воспитательное пространство».
2.Теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем совокупность педагогических условий, определяющих активизацию процесса воспитания подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении.
Первое защищаемое положение 1. Воспитание в детском общественном объединении на принципах культуры мира - это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности, создание миротворческого культурно и социально значимого взаимодействия субъектов воспитательного процесса . Решает первую задачу исследования
Характеристика уровней проявления критериев эффективности воспитания на принципах культуры мира Критерии Краткая характеристика проявлений Низкий уровень Я знаю Средний уровень Я могу Высокий уровень Я- автор Суждения подростков Не способен воспринимать разные точки зрения, слабое понимание жестокости и бессмысленности агрессивной войны, насилия, проявляет закрытость в общении, дает оценки – ярлыки. Проявляет интерес к культуре мира, усваивает различные взгляды и позиции, формирует собственную точку зрения, осознаёт ценность человеческой жизни и достоинства мира. Умеет аргументировано отстаивать свою точку зрения, владеет умениями оперировать фактами, гипотезами, предположениями и критически их оценивать, проявляет самостоятельность в публичных выступлениях.
Низкий уровень Я знаю Средний уровень Я могу Высокий уровень Я- автор Изменение личностных показателей Неадекватная само-оценка (завышенная, заниженная), слабо развита эмпатия и толерантность, повышенная чувствительность и ранимость в отношении собственных переживаний, холодность и неумение сопереживать другим. Самооценка подвержена неустойчивости, проявление эмпатии и толерантности носят избранный характер, стремиться к равноправным отношениям в общении, но избегает конфликтов, уходит от решения сложных проблем. Имеет адекватную самооценку, не имеет агрессии, высокий уровень эмпатии и толерантности, дружелюбие и сочувствие проявляет в отношении всех людей, занимается самовоспитанием и самопознанием.
Низкий уровень Я знаю Средний уровень Я могу Высокий уровень Я- автор Понимание личностной и обществен-ной значимости развития культуры мира Не проявляет интереса к миротворческой деятельности, пассивно участвует в предлагаемых формах объединения, представления о культуре мира находятся на обыденном уровне. Приобретает индивидуальный опыт миротворческой активности в избранных формах, формирует самостоятельный подход в преодолении агрессии, конфликта чаще под внешним воздействием. Увлеченность миротворческой деятельностью носит устойчивый характер, активно участвует в акциях, дискуссиях, научно-практических конференциях по проблемам культуры мира, проявляет инициативу, предъявляет к себе требования широкого нравственного плана.
Первое условие гипотезы Создание миротворческого культурно-воспитательного пространства детского объединения
Изучение ценностной сферы участников эксперимента Ценности Экспериментальная группа Контрольная группа Срез 1 Срез 2 Срез 1 Срез 2 Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Активная деятельность 1 3 2 1 1 4 2 3
Ценности Экспериментальная группа Контрольная группа Срез 1 Срез 2 Срез 1 Срез 2 Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Здоровье 7 5 4 4 5 5 2 4 3 Интересная работа 3 2 2
Ценности Экспериментальная группа Контрольная группа Срез 1 Срез 2 Срез 1 Срез 2 Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Любовь 9 3 5 6 2 3 7 5 3 5 4 Обеспеченная жизнь 3 2 2 2 1
Ценности Экспериментальная группа Контрольная группа Срез 1 Срез 2 Срез 1 Срез 2 Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Друзья 4 7 10 5 5 4 7 6 6 5 5 5 Свобода 4 7 3 2 3 2 3 4 1 2 2
Ценности Экспериментальная группа Контрольная группа Срез 1 Срез 2 Срез 1 Срез 2 Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Счастье семьи 2 4 2 2 1 4 4 4 5 Творчество 1 1 2 4 4 6
Ценности Экспериментальная группа Контрольная группа Срез 1 Срез 2 Срез 1 Срез 2 Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Самое важное Очень важное Важное Жизнь других людей 2 3 3 1 Мирное сосуществование 4 3 8 1 2 3
Уровень предпочтения подростками ценности «Жизнь других людей»
Уровень предпочтения подростками ценности «Мирное существование»
Динамика изменений уровней общей агрессии и эмпатии Срез Экспериментальная группа Контрольная группа Уровень общей агрессии Срез 1 19,17 балла 18,9 балла Срез 2 14,5 балла 15,1 балла Изменение 4,67 балла 3,8 балла Уровень эмпатии по показателю эмпатийной тенденции Срез 1 4,4 балла 3,8 балла Срез 2 9,7 балла 8,9 балла Изменение 5,3 балла 5,1 балла
Второе условие гипотезы Сотрудничество как содружество и сотворчество подростков и взрослых в процессе воспитания на принципах культуры мира
Изучение уровня самооценки по методике И.Я. Киселёва Срез Экспериментальная группа Контрольная группа С1 0,44 балла 0,40 балла С2 0,82 балла 0,59 балла С2–С1 0,38 балла 0,19 балла Наглядно это отражено в диаграмме 3, иллюстрирующей сравнительную динамику роста среднего показателя самооценки в обеих группах.
Динамика роста среднего показателя самооценки в группах Исследование изменения уровня тревожности подростков организовывало нами по методике Ч.Д. Спилбергера. Для большей иллюстративности сравнительные данные первого и второго срезов в обеих группах отражены нами в таблице 15 и диаграмме 4.
Изучение уровня тревожности подростков в группах Вид тревожности Ситуационная Личностная Группа Эксперимент Контроль Эксперимент Контроль Срез 1 2,3 балла 2,12 балла 2,32 балла 2,25 балла Срез 2 1,55 балла 1,8 балла 1,5 балла 1,85 балла С1 – С2 0,75 балла 0,32 балла 0,82 балла 0,4 балла
Динамика изменений ситуационной и личностной тревожности
Третье условие гипотезы Использование целевой образовательной программы детского общественного объединения в воспитании подростков на принципах культуры мира
Динамика личностного развития подростка при реализации программы «Я и культура мира» в условиях детского общественного объединения Я - АВТОР Я МОГУ ТВОРЧЕСТВО (Самоопределение ) Я ЗНАЮ РАСЦВЕТ (Самоутверждение) Какие духовные и культурные ценности мира я выбираю? Я ХОЧУ СТАНОВЛЕНИЕ (Самопознание) Как мне стать человеком мира? НАЧАЛО (Поиски себя) Как мне понимать Мир в себе, между друзьями, обществе, планете? Какой Мир окружает меня? Каково моё пред- назначение в этом мире
Динамика изменения уровня экспериментальных показателей Срез Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Соответствие образу «человека мира» Срез 1 12% (3 чел.) 48% (12 чел.) 40 % (10 чел.) 8 % (2 чел.) 48 % (12 чел.) 44 % (11 чел.) Срез 2 28 % (7 чел.) 40 % (10 чел.) 32 %(8 чел.) 20 % (5 чел.) 48 % (12 чел.) 32 % (8 чел.) Срез3 48% (12 чел.) 32 % (8 чел.) 20%(5 чел.) 28 % (7 чел.) 44 % (11 чел.) 28 % (7 чел.)
Срез Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Интерес к саморазвитию согласно образу «человека мира» Срез 1 12 % (3 чел.) 40 % (10 чел.) 48 % (12чел.) 16 % (4 чел.) 48 % (12 чел.) 36 % (9 чел.) Срез 2 32 % (8 чел.) 40 % (10 чел.) 28 % (7 чел.) 32 % (8 чел.) 36 % (9 чел.) 32 % (8 чел.) Срез3 60 % (15 чел) 32 % (8 чел.) 8% (2 чел.) 24 % (6 чел.) 44 % (11 чел.) 32 % (8 чел.)
Срез Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Интерес к общественной деятельности Срез 1 4 % (1 чел.) 48 % (12 чел.) 48 % (12чел.) 8% (2 чел.) 44 % (11 чел.) 48 % (12 чел.) Срез 2 32 % (8 чел.) 44 % (11 чел.) 24 % (6 чел.) 24 % (6 чел.) 48 % (12 чел.) 28 % (7 чел.) Срез3 64 % (16 чел.) 32 % (8 чел.) 4% (1 чел.) 36 % (9 чел.) 48 % (12 чел.) 16 % (4 чел.)
Динамика изменений высокого (1.1.) и низкого (1.2.) уровней показателя соответствия образу «человека мира» Примечание к графику 1: -экспериментальная группа - контрольная группа 1 – июль 2002 2 – май 2003 года 3 – май 2004 1.1. 1.2.
Динамика изменений высокого (1.1.) и низкого (1.2.) уровней мотивации к саморазвитию согласно образу «человека мира» Примечание к графику 2: - экспериментальная группа - контрольная группа 1 – июль 2002 2 – май 2003 года 3 – май 2004 1.1 1.2
Динамика изменений высокого (1.1) и низкого (1.2.) уровней интереса к общественной деятельности Примечание к графику 3: - экспериментальная группа - контрольная группа 1 – июль 2002 2 – май 2003 года 3 – май 2004 1.1 1.2
Вопросы дальнейшего изучения проблемы Деятельность учреждений дополнительного образования в контексте культуры мира Культура мира как цель средство и результат воспитательного процесса в учреждении