Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ПО ДИСЦИПЛИНЕ "Основы философии".

Белоконь Юлия Петровна

Автор: Белоконь Юлия Петровна, преподаватель общих гуманитарных социально- экономических дисциплин, высшая квалификационная категория

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_zo_osnovy_filosofii_belokon_yu.p.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические указания

и контрольные задания

для студентов заочного отделения

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"Основы философии"

ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

(35.02.07, 35.02.08,09.02.05,23.02.03,08.02.08,40.02.01,38.02.01, 21,02.05)

2018г.

Автор: Белоконь Юлия Петровна, преподаватель общих гуманитарных социально- экономических дисциплин, высшая квалификационная категория

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Область применения рабочей программы:

       Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.00.00 Экономика и управление

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к  общему гуманитарному социально- экономическому циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целями освоения учебной дисциплины являются:

формирование представлений о развитии философии, ее структуре и главных проблемах на различных этапах ее становления.

 Задачами учебной дисциплины являются:

- дать определение философии и рассмотреть основные этапы ее исторического развития;

- показать отношение фундаментальных проблем философии к современной общественной жизни;

- сформировать целостное представление о месте философии в духовной культуре;

- показать взаимосвязь философии с другими отраслям духовной культуры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 - основные категории и понятия философии;

 - роль философии в жизни человека и общества;

 - основы философского учения о бытии;

 - сущность процесса познания;

 - основы научной, философской и религиозной картин мира;

 - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 12 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Заочное отделение

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

22

в том числе:

Установочное занятие

2

Обзорные занятия

10

     практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего):

38

В том числе:

Внеаудиторная самостоятельная работа:

подготовка рефератов, создание электронных презентаций по разделам и темам дисциплины, составление опорного конспекта, подготовка учебных проектов.

38

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета,

экзамене (35.02.07)

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ (заочное обучение)

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов по программе з/о

Установочные занятия

Обзорные лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

Раздел 1.

Основные этапы развития философской мысли.

Введение в философию, исторические этапы развития философии.

27

2

2

2

21

Раздел 2.

Философия человека.

Понятия о сущности человека, его смысле жизни, бытии, сознании, познании. науке.

20

4

4

12

Раздел 3.

Социальная философия.

Понятия об обществе, истории, культуре, религии, глобальных проблемах современности

13

4

4

5

                                                               

                                                                          Итого:        

60

2

10

10

38


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебных кабинета  Социально- экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, методические пособия, учебники, курсы лекций, плакаты.

Технические средства обучения: доска, телевизор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основная:

  1. И.Ю. Медаков «Практикум по философии» Москва, «Форум»,2012.
  2. В.А. Канке «Основы философии» М. Логос, 2006г.
  3. Большаков. Основы философских знаний, М., 2006г.
  4. А. Радугин. Философия, М., 2007г.
  5. А.А. Горелов «Основы философии» М. Академа, 2005г.

Дополнительная:

  1. В.П. Кохошовский «Основы философии» Ростов-на-Дону, 2006г.
  2. Лавриненко. Философия, М., 2005г.
  3. Тойнби. Постижения истории, М., 2006г.
  4. Ясперс. Смысл и назначение истории, М., 2007г.
  5. К.Е. Калин «Философия» М. 2004г.
  6. О.Шпенглер. Закат Эвропы, М., 2005г.
  7. Л.Н. Гумилев. Этносфера: история людей и история природы, М. 2007г.
  8. Диалог цивилизаций: Восток-Запад, ж. Вопросы философии, № 6, 2005.
  9. Б.В. Марков. Человек в истории. Философия истории. (Социально-политический журнал, № 6, 2001г.
  10. Ю.А. Бабинов «Философия» (курс лекций) М. 2003г.
  11. Н.В. Алексеев Христоматия по философии М. 2006г.
  12. К.Х. Момджян. Социум. Общество. История. М.. 2003г.
  13. О.Н. Стрельников «Философия» М. 2005г.
  14. И.Ф. Кефели. Судьбы культуры ХХ века. Социально-политический журнал, № 5,6, 2004г.
  15. Хрестоматия. Современная философия. Феникс, 2006г.
  16. Философский энциклопедический словарь, М., 2003г.
  17. Презентации, фото и видеофильмы.

Содержание дисциплины.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные категории и понятия философии;

 роль философии в жизни человека и общества;

 основы философского учения о бытии

 сущность процесса познания;

 основы научной, философской и религиозной картин мира;

 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Смысл и становление философии. Основные функции философии. Становление философии. Структуру мировоззрения. Мировоззренческие поиски человечества. Этапы развития мировоззрения. Зарождение философии, ее источники. Философские системы Аристотеля, Платона как высшее выражение философской мысли Древней Греции.

Философско-религиозная мысль Средневековья. Натурфилософия эпохи Возрождения. Основные черты мировоззрения в эпоху Возрождения. Философия Нового времени. Бэкон и Декарт. Механико-математическая картина мира, социальная физика. Расцвет номинализма. Феноменология, герменевтика, экзистенцианизм, психоанализ.

Аналитическая философия, религиозная философия. Философия жизни. Философские течения ХХ века. Специфика русской философии, ее основные формы и исторические этапы. Нравственно-практическая направленность русской философии.

Религия как феномен человеческой культуры. Культура. Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Критерии развития личности. Классификацию личности.

Проблемы смысла жизни. Свобода и ответственность личности.Роль языка в развитии сознания. Мозг и психика, мозг и сознание, о взглядах на сознание в психологии и философии.

Свойства сознания: отражение действительности, активность, язык как способ выражения сознания. Рассудок и разум. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Философское осмысление проблемы познания. Сферы познания: мир природы, мир социума, мир внутренней жизни человека. Проблема истины в философии. Относительная и абсолютная истина. Заблуждение. Познание и творчество. Философские оценки сущности общества. Феномен культуры. Генезис культуры. Природа культуры. Культура и цивилизация. Жизненный мир человека как основа культуры. Особенности Восточной и Западной культур. Диалог культур и кризис Евроцентризма;

Сущность и причины глобальных проблем. Виды глобальных проблем. Пути разрешения.

Контрольная работа

Контрольная работа состоит из трех вопросов. Выбор варианта осуществляется по таблице, представленной ниже.

Предпоследняя цифра шифра

Последняя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1,

80,

36

11,

22,

59

21, 63,

3

31, 59,

80

41, 70,

5

51,

10,

50

61, 20,

8

71, 30,

9

11, 50,

19

21, 40,

1

1

72,

39,

2

62,

49

18

72, 29,

8

62, 19,

45

52,

9,

91

42, 79,

7

32, 9,

58

22, 62,

40

12, 58,

69

2,

18,

29

2

11,

38,

3

23, 48,

17

73, 28,

7

63, 18,

38

53,

8,

42

43, 78,

13

33, 8,

60

23, 61,

8

13,

57 ,

18

3,

87,

20

3

4,

66,

27

14, 56,

37

24, 65,

78

34, 17,

56

9,

77,

14

54, 70,

11

64, 17,

 12

74, 12,

16

74, 47,

10

71,

37,

4

4

50,

35,

5

55, 46,

15

75, 26,

55

66, 16,

8

55,

6,

64

45, 76,

15

35, 16,

57

25, 66,

6

15, 55,

78

5,

75,

56

5

6,

34,

25

16, 44,

76

26, 54,

7

36, 15,

8

46, 74,

9

56,

8,

70

66,

13,

44

79,

22,

2

80, 41,

1

46,

37,

4

6

31,

53,

11

32, 54,

16

33,

65,

17

34, 76,

18

36, 78,

19

37, 79,

20

76, 14,

49

68, 26, 48,

63, 24, 47,

62, 23,

46

7

8,

22,

33

18,

52,

21

28, 67,

34

48, 73,

11

57,

3,

80

68,

13, 33,

78,

23,

2

68,

43,

12

78,

33,

8

10,

73,

21

8

9,

51,

32

19, 51,

72

29, 12,

69

39, 22,

51

49, 72,

19

59,

2,

16

69,

12,

32

79,

22,

1

79,

42,

11

59,

32,

9

9

10,

51,

33

20, 60,

11

30, 71,

10

40, 80,

53

50, 71, 12,

60,

1,

85

80, 20,

11

70,

41,

20

71, 31,

15

70,

11,

31

Например, если студент Петров К. имеет шифр 156, то он отвечает на вопросы: 66, 13, 44.

Контрольная работа должна быть написана разборчиво и аккуратно. Представлена в установленный срок. В конце работы должен быть приведен список использованной литературы. Рекомендации по выбору литературы и пособий дает преподаватель на установочных занятиях.


Вопросы для промежуточной аттестации

по дисциплине «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

  1. Философия ее роль и смысл в обществе
  2. Характерные черты западной и Восточной цивилизаций.
  3. Философия- как наука
  4. Материальная культура.
  5. Философия – как мировоззрение
  6. Философия  религии
  7. Философия- основа всех наук
  8. Мировые религии
  9. Античная философия
  10. Философия истории
  11. Философские направления эпохи Античности
  12. История и цивилизация
  13. Средневековая философия
  14. Глобальные проблемы современности
  15. Философские направления эпохи Средневековья
  16. Понятие глобализация
  17. Философия эпохи Возрождения
  18. Россия в диалоге Западной и Восточной культур.
  19. Философские направления эпохи Возрождения
  20. Духовная культура
  21. Философия Нового времени
  22. История возникновения Буддизма
  23. Выдающиеся философы Нового времени
  24. История возникновения Христианства
  25. Проблема «Бытия» в эпоху Античности
  26. История возникновения Ислама
  27. Проблема «Бытия» в западно-европейской философии Нового времени
  28. Развитие истории в эпоху Античности
  29. Западная философия 19-20 веков
  30. Особенности развития истории в Средние века
  31. Выдающиеся философы современности
  32. Сторонники линейного развития общества
  33. Русская философия 19-20 веков
  34. Понятие «религия», «вера»
  35. Смысл учений русских философов.
  36. Является ли слово «культ» основой слова «культура»
  37. Происхождение и сущность человека
  38. Взаимосвязь культуры и природы
  39. Будущее человечества
  40. Взаимосвязь этноса и культуры
  41. Взаимосвязь природы и человека
  42. Образ природы в современной философии XXв.
  43. Природное и биологическое в человеке
  44. Взаимосвязь культуры и истории
  45. Типология личности
  46. Понятия «формация», «цивилизация».
  47. Социальные роли
  48. Характерные черты первобытного общества
  49. Жизненный мир человека
  50. Характерные черты традиционного общества
  51. Смысл жизни
  52. Характерные черты индустриального общества
  53. Философия жизни Ф.Ницше
  54. Характерные черты постиндустриального общества
  55. Понятие нигилизма
  56. Обыденное и научное познание
  57. Сознание, его структура и функции
  58. Этапы развития науки
  59. Формы общественного сознания
  60. Чувственное и рациональное познание
  61. Сознание и бессознательное
  62. Субъект, объект, предмет познания
  63. Бессознательное по Марксу и Фрейду
  64. Противопоставьте «жизнь» и «бытие»
  65. Познание, его формы и сущность
  66. Дайте определение нравственному сознанию
  67. Взаимосвязь познания и практики
  68. Свобода и ответственность личности
  69. Наука, ее роль в жизни человека и общества
  70. Понятие « человечество»
  71. Научные методы познания
  72. В чем человек уникален и универсален
  73. Общество и его развитие
  74. Русская философская школа славянофилов
  75. Стадии развития общества
  76. Русская философская школа западников
  77. Философия культуры
  78. Философия Французского Просвещения XVIIIв.
  79. Взаимосвязь культуры и природы
  80. Немецкая классическая философия