Общая характеристика двигательной активности в танцевальном спорте
Двигательные действия, составляющие основу соревновательной деятельности в танцевальном спорте, относятся по классификации В. С. Фарфеля (1975) к стандартным (стереотипным) движениям, оценка которых производится по качественному признаку - в баллах. Стабильность элементов и их сочетаний, повторяемых в тренировочных занятиях и на соревнованиях, обеспечивается формированием двигательных динамических стереотипов. Выполнение таких движений сопровождается экономизацией энерготрат организма и высокой степенью автоматизации двигательных навыков.
Танцевальному спорту свойственны смешанные упражнения, в которых преобладают ациклические движения. Многообразие форм движений, различный характер прилагаемых усилий требуют развития у спортсмена разных по характеру физических качеств.
Динамическая работа дополняется значительной долей статических упражнений. В связи с этим занятия танцевальным спортом развивают как статическую (изометрическую), так и динамическую (в частности, взрывную) силу. Совершенствуются у танцоров и такие физические качества, как гибкость и ловкость. С повышением квалификации спортсмена растет быстрота поступательных и вращательных движений, статическая выносливость при поддержании различных поз.
В танцевальном спорте активно работают почти все основные мышечные группы. Передвижение по паркету, малая площадь опоры, необходимость сохранения равновесия при выполнении сложных поз придают специфический характер работе двигательного аппарата. Значительная нагрузка приходится на ноги. Это требует специального внимания к развитию костно-суставного и мышечно-связочного аппарата ног для предотвращения возможных травм, особенно у юных спортсменов.
Мышцы рук и туловища в танцевальном спорте также выполняют большую работу (маховые движения и скручивание тела, статические усилия при поддержках). Так как большинство спортсменов являются правшами и легче управляют движениями правой руки, то у большей части танцоров наблюдается преобладание вращательных движений в более удобную для них сторону - влево. Сложность сохранения равновесия и недостаточное владение движениями заставляют новичков держать мышцы рук в постоянном статическом напряжении, в то время как у опытных спортсменов они расслаблены. Выразительность движений помимо высокого мастерства владения сложной техникой зависит от внешнего вида спортсмена: его роста, сложения, осанки. Занятия танцевальным спортом оказывают благотворное влияние на формирование правильной осанки у детей. Развитие индивидуальных артистических возможностей совершенствует мимику, владение жестом, эмоциональную окраску движений.
Занятия танцевальным спортом развивают такие качества, как сила, быстрота, ловкость, гибкость и специальная выносливость. У танцоров нарастает статическая (изометрическая) сила, проявляемая при поддержании поз, и динамическая (в частности, взрывная) сила.
Нарастание взрывной силы повышает скоростно-силовые возможности танцоров, большое значение имеет и развитие качества быстроты. Под этим качеством понимают, как способность быстро выполнять отдельные движения и локомоции, так и быстро перерабатывать поступающую в мозг информацию. С ростом мастерства танцоров нарастает скорость движений, что повышает зрелищность.
Специальная выносливость во многом определяет успех в танцевальном спорте, особенно на последней минуте программы. Здесь необходима устойчивость организма к высокому уровню физического и нервно-эмоционального напряжения, к развитию утомления.
Длительное пребывание в статических положениях развивает статическую выносливость. Многократное выполнение различных поддержек повышает силовую выносливость. При развитии утомления ухудшается нервная регуляция движений и поз спортсмена. Вестибулярные нагрузки при выполнении программ снижают устойчивость вестибулярного аппарата к концу упражнений и увеличивают число ошибок, ухудшают процессы регуляции позы.
Танцевальный спорт оказывает огромное влияние не только на развитие двигательного аппарата, но и на функции сенсорных систем организма. Многочисленные ускорения и замедления, наклоны и вращения, сложность сохранения равновесия на малой площади опоры повышают тонкость анализа положений и перемещений тела и развивают вестибулярный аппарат. Повышаются мышечно-суставная и тактильная чувствительность, точность глазомера, дифференцировка слуховых ощущений, способность к комплексному восприятию информации от многих сенсорных систем.
Переменная мощность работы требует развития соответствующих физиологических свойств организма - адаптации двигательного аппарата и вегетативных систем к резким изменениям уровня рабочей активности. Это может быть обеспечено путем совершенствования регуляции перестроек различных функций, повышения скорости процессов врабатывания и вос-становления. Переключения мощности работы сопровождаются и переклю-чениями уровня энерготрат - от незначительных в обязательных программах, где невысока скорость и велика доля статического компонента, до больших - при быстрых и динамичных произвольных упражнениях. По длительности выполнения танцевальных программ (2-4,5 мин.) они относятся к зоне субмаксимальной мощности. При такой длительности упражнений образование энергии осуществляется как аэробным (окислительным), так и анаэробным (гликолитическим) путем. Следовательно, для танцора важно развитие и аэробных возможностей организма (доставки кислорода работающим мышцам), и анаэробных возможностей (способности выполнять работу за счет расщепления гликогена).
Физиологические изменения в организме определяются не только вели-чиной нагрузки, но и психологическим напряжением вследствие технической сложности многих элементов, а также высокой эмоциональностью, связанной с требованиями артистичности движений и их музыкальным сопровождением.
В спортивных танцах необходимость слаженных движений партнеров привносит элемент неопределенности (ситуативности) в стандартные по существу действия, что повышает роль центральной нервной системы и сенсорных систем по переработке поступающей информации, коррекции и согласованию моторных программ.
При выполнении произвольных движений формируется специальная группа нервных центров, управляющих этими движениями,- функциональная система. В этой системе происходит синтез всей афферентной информации, поступающей из внешней и внутренней среды, учитываются мотивы деятельности спортсмена и используются хранящиеся в его памяти моторные следы (двигательные навыки) .
При управлении движениями такая функциональная система господствует, доминирует над другими нервными центрами, обеспечивая работу нужных мышц и систем и затормаживая активность посторонних нервных центров и мышц. Благодаря этому у квалифицированных спортсменов обеспечивается тонкая координация движений, и резко снижаются энерготраты.
Стандартные программы, в которых движения повторяются в одном и том же порядке, формируют и закрепляют по мере тренированности опреде-ленный порядок возбуждения нервных центров функциональной системы, т. е. двигательный динамический стереотип (систему условных и безусловных рефлексов). Заученный порядок движений позволяет переключаться от одного элемента к другому без специального сознательного контроля, т. е. автоматически. Стереотипные движения спортсмен может выполнять и при сильных помехах (при утомлении, внезапном отключении музыкального сопровождения и т. п.).
В то же время закрепленные в стереотипе ошибки чрезвычайно трудно исправить, что необходимо учитывать при освоении наиболее важных элементов движений. Как показывают исследования, наиболее сложные элементы даже высококвалифицированные спортсмены контролируют сознательно, а остальные элементы движений выполняют автоматически. Однако весьма прочные двигательные навыки осуществляются с заметными различиями в амплитуде, углах, усилиях. Эта вариативность меньше у спортсменов высокой квалификации по сравнению с менее квалифицированными.
Опытный танцор, прослеживая движение, успевает быстро представить последующие неточности и внести поправки. Отмечено, что у квалифицированного спортсмена при движении взгляд направлен в точку, находящуюся в 20 - 30 см впереди, а у начинающего танцора это расстояние больше. Это объясняется тем, что спортсмены высокой квалификации быстрее перерабатывают поступающую информацию. Мастера спорта и кандидаты в мастера, например, быстрее осуществляют оперативный поиск при обработке буквенных таблиц Анфимова, чем спортсмены-танцоры II разряда того же возраста и спортивного стажа.
Оптимальный уровень эмоциональных реакций создает благоприятные условия для управления движениями и способствует мобилизации вегетативных реакций организма. Такой эмоциональный подъем необходим и перед выступлением, так как еще до начала работы в коре головного мозга нарастают взаимосвязи потенциалов тех центров, которые необходимы для организации движений.
Многие сенсорные системы - двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная - информируют центральную нервную систему спортсмена об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела. Сигналы от рецепторов внутренних органов также участвуют в анализе деятельности, помогая спортсмену оценивать собственное состояние и способствуя правильной раскладке сил в процессе исполнения танцевальных программ.
В связи с большим удельным весом вращательных движений, изменением направления и скорости локомоций, а также положений тела чрезвычайно важное значение в танцевальном спорте имеет деятельность вестибулярной сенсорной системы. Постоянная импульсация с рецептором отолитового аппарата и полукружных каналов повышает точность анализа этих сигналов, совершенствуя пространственную ориентацию, координацию движений и управление положением тела. Одновременно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, к этим раздражениям и снижаются неблагоприятные реакции организма на них: рвота, тошнота, расстройство координации движений, изменения пульса, артериального давления, колебательные движения глаз (нистагм) и головы.
Недостаточная устойчивость вестибулярного аппарата у начинающих спортсменов вызывает заметные расстройства координации рук и ног и нарушения локомоций при вестибулярных раздражениях. Лабораторные исследования с вращением кресла Барани вызвали у испытуемых резкие нарушения физической и умственной работоспособности, нарушения сердечной деятельности (при длительных вращениях - до состояния коллапса).
Уже на начальном этапе обучения у юных спортсменов-танцоров (11-13 лет) устойчивость функций вестибулярного аппарата повышается. Этот эффект не требует специальных способов тренировки, он обусловлен самими упражнениями, применяемыми танцорами, особенно при наличии угловых ускорений, часто возникающих при выполнении большинства движений.
У квалифицированных спортсменов-танцоров совершенство функций и устойчивость вестибулярного аппарата обеспечивают высокую стабильность сохранения позы - статическую устойчивость, а вестибулярные раздражения в значительно меньшей степени нарушают управление позой и движениями (статокинетическая устойчивость). В положении стоя у спортсменов-танцоров отмечены наименьшие колебания головы по сравнению со спортсменами других специализаций.
Стабилизация позы легко обеспечивается спортсменами-танцорами не только в состоянии покоя, но и сразу после вестибулярной нагрузки. Так, после вращений в висе на опускающейся трапеции спортсмены-танцоры могут, встав на ноги, сразу отпустить руки и занять устойчивую позу стоя, а у не адаптированных к таким нагрузкам лиц время окончания вращений в висе до отпускания рук (время нерешительности) составляло 2-4 секунды.
Высококвалифицированные спортсмены могут многократно выполнять простые элементы с небольшим разбросом даже при закрытых глазах, что говорит о точности сохранения ими равновесия.
Вестибулярные нагрузки не вызывают у них существенных изменений точности воспроизведений временных, силовых и пространственных параметров движений, особенно при вращениях в привычную сторону (у большей части спортсменов - влево).
На протяжении годичного тренировочного цикла адаптация организма спортсменов к вестибулярным нагрузкам повышается. У высококвалифи-цированных спортсменов вестибулярные раздражения в соревновательном периоде вызывали значительно меньшие по частоте, амплитуде и длительности колебания глаз по сравнению с предсоревновательным. Соответственно реже наблюдались двигательные нарушения: потери равновесия тела в пространстве, нарушения координации при вращениях, прыжках [18].
Оптимальный уровень функционального состояния организма обеспечивается совершенным функционированием вестибулярной сенсорной системы. При нарастании утомления устойчивость вестибулярного аппарата снижается, и появляются явления укачивания. Укачивание наблюдалось, например, в предсоревновательном периоде после интенсивных тренировок в конце недельного микроцикла. Утомление, развивающееся к концу выполнения произвольных программ, повышает чувствительность организма к вестибулярным раздражениям и ухудшает процессы координации движений и регуляции позы. Вращательные пробы в висе на опускающейся трапеции показали, что после выполнения танцевальных программ у спортсменов-танцоров время нерешительности увеличивается в три раза. Ухудшение регуляции позы особенно проявляется после выполнения программ с постоянным изменением темпа и характера движений. Таким образом, характерной особенностью утомления в танцевальном спорте является снижение устойчивости вестибулярного аппарата, что и приводит к нарастанию числа ошибок в конце выполнения танцевальных программ.
Эффективным путем усовершенствования устойчивости вестибулярного анализатора является сочетание активных вращательных упражнений с пассивными (вращения в кресле Барани и других устройствах и тренажерах, где спортсмен вращается с помощью специального привода).
В связи с большими требованиями, которые предъявляют занятия танцевальным спортом к вестибулярному аппарату, его состояние необходимо учитывать при отборе перспективныхспортсменов. В качестве критериев для оценки устойчивости к вестибулярным нагрузкам можно использовать реакции организма на активные и пассивные вращения, при этом показателями недостаточной устойчивости вестибулярного аппарата могут служить изменения электрической активности и кровообращения мозга, изменения на 15-20% кровяного давления, частоты сердцебиения, дыхания, снижение на 15-20% временных, пространственных и силовых характеристик движений, увеличение до 60 с и более продолжительности нистагма глаз, нарушение двигательных координаций, походки, тремора и т. д.
В регуляции точности движений и усилий спортсменов участвует информация от рецепторов двигательной сенсорной системы – проприоре-цепторов. Рецепторы, расположенные между мышечными волокнами,- мышечные веретена информируют мозг о растяжении мышцы; рецепторы, находящиеся между мышечным волокном и сухожилием,- о сокращении мышцы; суставные рецепторы - о суставных углах и движениях в суставах. Сигналы от суставных рецепторов вызывают заметную реакцию в коре головного мозга и хорошо осознаются, поэтому их роль особенно велика в регуляции произвольных движений. Импульсы от мышечных и сухожильных рецепторов поступают преимущественно в мозжечок и участвуют в подсознательном контроле движений и поз. Более полное представление о двигательной деятельности обеспечивает совместная активность проприорецепторов и тактильных рецепторов кожи (кинестетическая чувствительность).
В процессе занятий танцевальным спортом особенности выполняемого движения более четко осознаются и лучше сохраняются в памяти. Опытные спортсмены-танцоры при выключении зрения воспроизводят движения, ориентируясь в 70% случаев на моторную память и в 30% случаев на слуховые ощущения. С ростом квалификации заметно улучшается анализ сигналов от проприорецепторов мышц ног. При выполнении вращательных движений велика роль проприорецепторов шейных мышц, так как поворот туловища сопровождается поворотом головы. Изменения импульсации от шейных проприорецепторов (при неправильных движениях головой) нарушают структуру движения, а полное выключение шейно-сухожильных рецепторов при выполнении движений понижает качество исполнения соответственно трудности упражнений.
Наряду с развитием двигательной сенсорной системы занятия танцевальным спортом совершенствуют тактильную чувствительность. Тонкость тактильного анализа от рецепторов кожи стопы является важным в спортивном отношении качеством, так как позволяет оценивать давление на различные точки опорной ноги при перекате с передней части стопы на заднюю и наоборот.
Слуховая сенсорная система имеет особое значение для усвоения музыкального ритма и темпа, в оценке временных интервалов. Выполнение движений под музыку позволяет усовершенствовать чувство ритма на основе взаимодействия проприоцептивных и слуховых сигналов, быстрее формировать и доводить до автоматизма двигательные навыки, повышает эмоциональность и зрелищность движений.
Исследования показали важную роль информации, поступающей от зрительной сенсорной системы, в пространственной ориентации движений танцоров, в точном воспроизведении движений, в соблюдении их симметричности. Особенно заметно на качество исполнения влияет периферическое зрение. При выключении центрального зрения (очки с заклеенными в центре стеклами) структура движений изменялась незначительно, а при выключении периферического зрения (трубчатые очки) наблюдалось нарушение ориентировки на площадке, резко страдала симметричность рисунка, толчки правой и левой ногой следовали в различных направлениях, что исключало точное покрытие следа при повторении движений, при вращениях не сохранялась вертикальная ось, качество исполнения резко снижалось