Разработка урока по ОРКСЭ модуль Светская этика тема "Нравственные идеалы. Богатыри земли Сибирской"

Разработка урока по ОРКСЭ, модуль Светская этика. урок составлен с учетом регионального компанента и посвящен богатырям земли Сибирской. в основе  урока лежит Артпедагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bogatyri.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ г. ИРКУТСКА

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА ИРКУТСКА ГИМНАЗИЯ № 3

664020, г. Иркутск, улица Ленинградская, дом 75, тел. 32-91-55, 32-91-54

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

« ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

(модуль «Основы светской этики»)

Тема: Богатыри Земли Сибирской

(региональный компонент)

Разработчики

  1.  Гордиенко Елена Николаевна, учитель  театральных дисциплин
  2. Марочкина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

Иркутск   2013

Модуль «Основы светской этики »

Артурок

Тема: «Нравственный образ богатыря »

Богатыри Земли Сибирской (региональный компонент)

Цель: формирование ценностного отношения к историческому прошлому и настоящему Земли Сибирской.

Задачи: Социализация учащихся через проживание художественного образа;

  • Формирование нравственных суждений;
  • Формирование способности оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки, умение аргументировать свою точку зрения
  • Развитие личности средствами искусства

Оборудование:  портреты выдающихся людей, мультимедийная установка (презентация)

Раздаточный материал: конверты с пословицами и поговорками

 Ведущий вид искусства: литература, публицистика 

Виды деятельности: беседа, работа с текстом, работа в группах, с иллюстративным     материалом, подготовка творческой беседы с родителями.

Сюжет урока

1 Этап Мотивационный

         Я –человек!

Я живу на этой Земле.

Я люблю эту Землю, мой родной край, всё, что живёт и радуется вместе со мной.

Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди.

Я хочу научиться заботиться о них.

Я читаю сказки, легенды, былины о героях и подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом.

Всё это – моя Родина!

       2 Этап Целеполагание

Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей малой родине, об особенных людях.

Предлагаю совершить путешествие в далёкие времена

(Выразительное чтение сказки и мультимедийное сопровождение).

В далекие времена на том месте, где сейчас Байкал, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было так много, что человеку пройти было трудно. Среди птиц выделялась одна, она была величиной с большого осетра. Крылья у нее были огромные, сильные, если заденет дерево, оно с корнем на землю падает, заденет за скалу - скала разлетается.

Люди боялись той птицы и убить ее никак не могли, потому что, когда она летала, от нее такие горячие лучи шли, что охотники замертво падали. Но вот родился среди людей один человек. Рос он не по дням, а по часам. Вскоре он вырос богатырем и никакой силы не боялся. Пошел к нему народ просить, чтобы он всех от беды избавил и ту огненную птицу убил. Послушался богатырь.

Из ста деревьев себе лук сделал, из двухсот лесин стрелу вытесал и отправился на охоту. Вскоре вся земля содрогнулась. Упала от меткого выстрела та птица, огонь начался такой, что небу жарко стало. Народ разошелся из этой тайги по горам и увидел, как сквозь пламя столбы воды пробиваются. Так море на том месте стало.

Когда земля и тайга горели, народ все кричал: "Байкал, Байкал!" Когда море стало, за тем местом имя Байкал из века в век сохранилось. То ли пожар большой народ называл Байкалом, то ли ту птицу так называли, а может, это слово означало "много воды"… только запомнили люди,  этого богатыря и   место это, что  Байкалом зовут.

( Коллективное воссоздание, размышление о прослушанном)

           Какая особенная сила помогла справиться с бедой?

3 Этап Научно-исследовательский

а) Работа со словарём (лексическое значение слова).

Подберите синонимы к слову богатырь…

Объясните лексическое значение этого слова.

Богатырь – это…

От какого слова произошло это слово?

Можем ли мы сказать,  что богатыри – это особенные люди?

Продолжаем наше путешествие

Послушайте описание и скажите, как называется край,  о котором я вам расскажу?

 Дикие пустынные места, суровый климат: долгая зима, холодная осень, короткое лето — и  человек, который не только приспособился к жестоким климатическим условиям, но и создал здесь вполне цивилизованную жизнь: построил прекрасные здания, навел мосты через реки, вспахал целинные земли, осветил мрачный край светом электричества, добыл богатства из  недр и дал их людям.

  • Каким же характером должен был обладать человек, освоивший и осваивающий Сибирь, этот суровый край?

( Монолог учителя: выражение отношения учителя к Сибирякам).

Наверное, особым характером. Недаром, рядом с понятием русский характер стоит другое — сибирский характер. К сибирякам везде особое отношение, особое уважение. Европейцы смотрят на сибиряков с удивлением, восхищением, восторженной завистью, по их представлению, жить в Сибири — уже подвиг. Жизнь закалила сибиряков, сделала сильными, заставила поверить, что человек, если захочет, сможет всё преодолеть. Не все сибиряки богатырского сложения, но все коренные сибиряки имеют богатырский дух, а передан он нашими общими русскими предками, ведь ещё «Святогор — богатырь передал свой дух богатырский, свой меч дарил, завещал, от врагов хранить Русь светлую...».

Доброта, ум и сила – эти качества и составляли сибирский характер. Только совместное существование этих трех начал делает человека поистине богатым, настоящим БОГАТЫРЕМ.

У: - В какие времена жили богатыри?

О ком из них вы знаете?

Контрольный тест.

(Обращение к личному опыту)

  • Ребята, есть ли богатыри сейчас, люди, которые обладают этими качествами?

б) Работа в группах  (воздействие на органы чувств, создание образа героев-современников).

Соотнести фотографию известного Сибиряка с его биографией.

Что вы узнали об этом человеке?

Обмен впечатлениями .

У: - Какие чувства  вызвал разговор об  известных сибиряках?

       - Обменяйтесь,  впечатлениями, используя слова:

                          Я вижу.  Я чувствую  (запись на доске)

4 этап  Динамическая пауза.

У: Перетягивание каната это старинная забава русских богатырей.

        Игра «Перетягивание каната»

Победители говорят слова: «Богатырское наше правило.

                                                Надо другу в беде помочь:
                                                Отстоять в борьбе дело правое
                                                 Силой силушку превозмочь»

          4 Этап  Конценптуальный

   1)  Игра «Водоворот ».

   Написать 5-7 прилагательных, которые характеризуют нравственный образ богатыря       Земли Сибирской.

          5 Этап Рефлексия

         

 - Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни.

 У : - Дополни пословицу.

    - Человек без Родины, что …

    - На чужой сторонушке - …

    - Родина – мать, чужая сторона …

    - Родина мать- сумей …

    - Ребята, а какой общий смысл объединяет все эти  пословицы?

Русский поэт Иван Никитин так выразил смысл этих пословиц:

Широко ты, Русь, по лицу земли

В крае  царственной  развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой , громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

 - А кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую!?»

У: - Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

(красный цвет – отлично, жёлтый цвет – хорошо, зелёный – требуется помощь)

5 Этап    Домашнее задание.

1) Подобрать книги о богатырях для выставки.

2) Рассказать родителям кто такие богатыри и узнать были ли богатыри в вашем роду.

3) Найти информацию о богатырских доспехах и оружии.

Роль учителя в новых условиях — не только в передаче знаний детям, а в том, чтобы учить их мудрости. Мудрость — это не просто знания, но и умение их применять, позволить ребёнку самому, опираясь на знания и опыт поколений, формировать своё представление о мире, прожить, почувствовать знания и тогда они станут значимыми,  личными, необходимыми.
            Каждый из нас зарождается как почка на вселенском дереве духовности. Это дерево связано своими корнями со всеми живыми существами. Когда мы чувствуем любовь и поддержку,  мы сами стремимся любить и понимать  других и заботиться о них.  
Научить любить и уважать духовное начало,   независимо ни от каких причин и условий и в тоже время уметь направлять своё поведение на благородные и нравственные цели – одна из главных задач курса ОРКСЭ.

Литература:

  1. Основы педагогического мастерства: Учеб. Пособие для пед. спец. Высш. учеб. заведений/ Зюзян И. А. – Москва.: Просвещение, 1989.
  2. Артпедагогика: Методическое пособие к курсам повышения квалификации/ Авт.-сост. Т. А. Стефановская. – Иркутск, 2008.-252 с.