Дополнительная программа образовательного туризма "Город учит. Город воспитывает"
Дополнительная образовательная программа «Город учит. Город воспитывает» составлена на основе одноименного сборника образовательных программ по краеведению и представляет собой комплекс циклов выездных занятий, адресованных коллективам учащихся историко-краеведческой направленности ДДТ и ОДОД, а так же учителям-предметникам и классным руководителям для проведения внеурочной воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_uchit_._gorod_vospityvaet.docx | 104.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ДДТ
______________ Альбицкая Т.А.
ОСНОВАНИЕ:
Решение педсовета ДДТ
от _ года___
протокол №__
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
«Город учит. Город воспитывает»
Возраст учащихся: 9 - 14 лет
Срок реализации: от 4- до 6 лет
Автор-составитель:
Григорьева Надежда Николаевна,
Педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДТ
Санкт Петербург
2016 год
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………… 3
Цикл выездных занятий тематической линии «Мой Санкт-Петербург»
Особенности цикла…………………………………………….
Прогнозируемые результаты цикла……………………………. 8
Учебно-тематический план цикла……………………………… 9
Содержание цикла………………………………………………… 10
Литература…………………………………………………………. 15
Цикл выездных занятий тематической линии «Встречи с Санкт-Петербургом»
Особенности цикла…………………………………………….
Прогнозируемые результат цикла………………………………16
Учебо-тематический план цикла……………………………… 17
Содержание цикла …………………………………………… 18
Литература……………………………………………………… 23
Цикл выездных занятий тематической линии «Моя Красносельская земля»
Особенности цикла…………………………………………….
Прогнозируемые результаты цикла………………………… 25
Учебно-тематический план цикла …………………………… 26
Содержание цикла………………………………………………… 27
Литература………………………………………………………… 31
Цикл выездных занятий тематической линии «Подвиг Ленинграда глазами юных»
Особенности цикла…………………………………………….
Прогнозируемые результаты цикла……………………………… 32
Учебно-тематический план цикла………………………………… 33
Содержание цикла…………………………………………………… 34
Литература………………………………………………………… 40
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Город учит. Город воспитывает» составлена на основе одноименного сборника образовательных программ по краеведению и представляет собой комплекс циклов выездных занятий, адресованных коллективам учащихся историко-краеведческой направленности ДДТ и ОДОД, а так же учителям-предметникам и классным руководителям для проведения внеурочной воспитательной работы.
Отличительные особенности программы
Данный комплекс циклов выездных занятий, объединённых в четыре тематические линии, согласован с тематикой образовательных программ «Мой Санкт-Петербург», «Встречи с Санкт-Петербургом», «Моя Красносельская земля» и «Подвиг Ленинграда глазами юных» так, что каждое занятие цикла имеет своё место в соответствующем разделе конкретной образовательной программы.
Цикл выездных занятий тематической линии «Мой Санкт-Петербург» соответствует образовательной программе «Мой Санкт-Петербург» и предназначен для учеников 9-10 лет. Цикл выездных занятий тематической линии «Встречи с Санкт-Петербургом» соответствует образовательной программе «Встречи с Санкт-Петербургом» для учеников 11 – 12 лет. Цикл выездных занятий тематической линии «Моя Красносельская земля» - образовательной программе «Моя Красносельская земля» для учеников 12 – 13 лет. Цикл выездных занятий тематической линии «Подвиг Ленинграда глазами юных» –программе «Подвиг Ленинграда глазами юных» для учеников 13 – 14 лет.
Проведение выездных занятия планируется по выходным дням и предполагает тесное сотрудничество с родительским коллективом.
Направленность программы
Тематическая направленность программы носит комплексный характер. Содержание программы включает в себя не только туристическо-краеведческую, но и историко-культурологическую, а также военно-патриотическую тематику.
Актуальность программы
Начиная с 2014-2015 учебного года в учебном плане для общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга изучение предмета «История и культура Санкт-Петербурга» начинается с 7-го класса. А содержание программы для 7-х – 9-х классов осталось прежним, и базируется на содержании уже не реализующихся более программ: программы для начальной школы и программы для 5-6 классов средней школы. Дополнительная программа образовательного туризма «Город учит. Город воспитывает» даёт возможность не только восполнить этот пробел, но и дать дополнительную информацию о героическом прошлом города и района.
Целью программы является создание условий для восприятия юными петербуржцами истории и культуры города через непосредственный контакт с городской средой.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи: - познакомить с историческими местами, памятниками архитектуры и скульптуры Санкт-Петербурга и Красносельского района; - способствовать воспитанию чувства любви и уважения к своему краю, гордости за свой героический город; - расширять и поддерживать познавательный интерес учащихся к прошлому и настоящему нашего города и края. – способствовать формированию мотивации к самостоятельному изучению родного края через поисковую и исследовательскую деятельность
Новизна программы
Содержание циклов выездных занятий не только дополняет четыре образовательные программы: «Мой Санкт-Петербург», «Встречи с Санкт-Петербургом», «Моя Красносельская земля» и «Подвиг Ленинграда глазами юных», но, вместе с этим, играет самостоятельную роль. Таким образом, комплекс циклов выездных занятий, объединённых в 4 тематические линий, является так же и независимой программой образовательного туризма, пригодной для реализации во внеурочной воспитательной работе. Для работы по образовательным маршрутам программы педагогами, не имеющими специального краеведческого и культурологического образования, допускается использование услуг музейных работников и специалистов экскурсионных бюро.
В случае, если программа «Город учит. Город воспитывает» реализуется, как независимая программа образовательного туризма, возникает потребность применять наряду с традиционными экскурсиями, другие новые формы организации занятий, которые требуют теоретической подготовки. Подготовка, которую следует осуществлять накануне выезда, требует использования электронных средств связи. Подведение итогов занятий реализуется как при непосредственном контакте с учениками во время выезда, так и при помощи социальной сети «ВК». Формой подведения итогов для одарённых детей является создание авторского проекта экскурсии. Лучшие проекты могут быть использованы в целях создания виртуальных экскурсий для учеников с ограниченными возможностями.
Форма организации выездных занятий
Формы организации выездных занятий многообразны. Они могут быть органично вплетены в ткань любого краеведческого учебного курса и актуализировать исторический и краеведческий материал.
Занятия могут быть проведены в форме классической традиционной экскурсии. В ходе экскурсионного процесса, экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема, услышать об этих объектах необходимую информацию, ощутить величие подвига, значение исторического события, овладеть практическими навыками наблюдения и анализа экскурсионных объектов. Большое место занимает формирование умения видеть. Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода. Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках.
Другие варианты проведения занятия – учебная прогулка, музейное занятие и образовательное путешествие, предполагают более высокую степень самостоятельности учеников.
Качественно новые возможности для освоения культурного наследия, интеллектуального и эмоционального развития юных петербуржцев открывает учебная прогулка. Роль педагога на учебной прогулке – руководитель и координатор деятельности учащихся. Прогулка обеспечивает непосредственный контакт с объектами наследия, стимулирует познавательную активность учащихся, обеспечивает эффективное запоминание исторических данных, прививает навыки ориентирования в городском пространстве. Совместное исследование памятника учениками, способствует формированию у них культуры ученических исследований, накопление опыта коммуникативной культуры. Педагог разрабатывает маршрут учебной прогулки. продумывает творческие задания и формы рефлексивного восприятия нового знания детьми.
Необходимым условием для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в окружающем их жизненном пространстве, является связь образовательных учреждений с другими компонентами образовательного пространства и образовательной среды. Одним из возможных направлений взаимодействия является вовлечение в процесс образовательного туризма родителей. На основе разработанного педагогом маршрутного листа с план-схемой учебной прогулки, снабженной познавательными заданиями по каждому изучаемому объекту, может быть организована семейная учебная прогулка.
Городские музеи так же могут стать пространством для проведения выездных занятий. Предметный мир музеев стимулирует познавательный процесс, так как дети оказываются в мире новых или узнаваемых вещей, которые ребенок никогда не встречал в окружающей действительности. Взаимодействие с миром музейных объектов сопровождается более интенсивной эмоциональной включенностью, предполагает формирование личностного эмоционально-ценностного отношения. Главное условие проведения музейного занятия – использование интерактивных зон музея (специальных зон, позволяющих активизировать тактильные, визуальные, вербальные каналы восприятия). После беседы с учениками педагог озадачивает их проблемным вопросом. Учащимся предлагается при помощи алгоритма, состоящего из последовательно изложенных заданий, исследовать несколько музейных предметов, сделать выводы и обсудить проблему, поставленную в начале занятия.
Ещё одной формой организации выездного занятия является образовательное путеществие. Образовательное путешествие состоит из 3-х взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита). Основная часть образовательного путешествия – самостоятельная работа учащихся на маршруте. Алгоритм деятельности детей изложен в маршрутных листах. На первых порах, во время работы на маршруте педагог направляет внимание учеников, организует их исследовательскую деятельность, оперируя вопросами и заданиями маршрутного листа. Но задача педагога заключается не в том, чтобы дать готовые ответы, а в том, чтобы указать возможные пути получения недостающей информации. Итоговое занятие (защита) строится как проблемное обсуждение. Ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы маршрутного листа и аргументировать свою точку зрения результатами своего исследования. За педагогом закрепляется право задавать уточняющие вопросы, а так же вопросы, позволяющие разворачивать дискуссию. Задача педагога при этом – поддерживать динамику дискуссии и направлять её в контексте решения задач, обозначенных в данном конкретном путешествии.
Условия реализации программы
Если какой-либо цикл программы выездных занятий «Город учит. Город воспитывает» проводится в рамках одной из образовательных программ: «Мой СанктПетербург», «Встречи с Санкт-Петербургом», «Моя Красносельская земля» и «Подвиг Ленинграда глазами юных», то объём его реализации, сроки реализации и режим занятий должны соответственно согласовываться с объёмом реализации, срокам реализации и режиму занятий образовательной программы.
Если же программа «Город учит. Город воспитывает» реализуется независимо от образовательных программ, то циклы выездных занятий должны быть рассчитаны на следующие сроки, объёмы реализации и режим занятий:
Название цикла выездных занятий | Объем реализа ции (час) | Сроки реализации * (лет) | Режим занятий | Продолжительность занятия (час) | ||||
экскурсия | Музейное занятие | Учебная прогулка | Образовательное путешествие | |||||
Мой Санкт-Петербург | 124 | 2 | 1 раз в месяц | 4 | 4 | 4 | 6 | |
Встречи с Санкт-Петербургом | 128 | 2 | 1 раз в месяц | 6
| 6
| 6 | 8 | |
Моя Красносельская земля | 74 | 1 | 1 раз в месяц | |||||
0Подвиг Ленинграда глазами юных | 72 | 1 | 1 раз в месяц |
В случае применения программы в целях внеурочной воспитательной деятельности, сроки реализации могут варьироваться в зависимости от конкретного плана воспитательной работы классного руководителя.
Результаты освоения программы
Результаты освоения программы выездных занятий «Город учит. Город воспитывает», в случае их согласованной реализации с одной из образовательных программ «Мой Санкт-Петербург», «Встречи с Санкт-Петербургом», «Моя Красносельская земля» и «Подвиг Ленинграда глазами юных», совпадают с результатами освоения этих образовательных программ.
В случае освоения материалов программы «Город учит. Город воспитывает» независимо от вышеуказанных образовательных программ, учащиеся приобретают: - знания по истории и культуре города, акцентируя внимание роли и месте Красносельской земли в героическом наследии города, - умение грамотно использовать знания и раскрывать значение понятий и терминов по краеведению, - умения выделять основные периоды жизни края и характерные для каждого периода события. - навыки исследовательской и творческой деятельности, - мотивацию для самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности по изучению родного края.
Методы выявления результатов освоения программы
Для выявления результатов освоения программы (в случае её самостоятельной реализации) используются как социальная сеть «ВК», так и реальное пространство образовательных учреждений.
В сети проводятся: - опросы, зачеты, тестирование, реализуются игровые программы и конкурсные выставки. В образовательных учреждениях – конкурсы юных экскурсоводов и исследователей родного края.
Формы подведения итогов программы
В случае самостоятельной реализации программы, используются следующие формы подведения итогов:
- виртуальная и реальная защита проектов экскурсий;
- виртуальные и реальные конкурсы творческих, исследовательских и поисковых работ.
Дидактический материал, используемый для реализации программы
- Электронный учебник Государственного музея Санкт-Петербурга «Архитектура Санкт-Петербурга»
- Электронный учебник АППО «Город, открываемый заново»
- Цикл научно-популярных фильмов «Красуйся град Петров»
- Интернет-адрес для просмотра фрагментов фильмов : video.yandex.ru/search
- План – карты: Современный Санкт-Петербург, Ленинградская область; Красносельский район.
- Материалы архива районного музея ДДТ «Красносельский рубеж» (документы, фотоматериалы, периодическая печать).
- Видеоряд «Школьные музеи»
Содержание программы выездных занятий
Содержание программы «Город учит. Город воспитывает» не зависит от того, каким образом она реализуется (совместно с одной из образовательных программ или независимо от них). И в том и в другом случае концепция построения программы предполагает как последовательную связь тематических линий, так и их параллельность. Тематическая линия «Встречи с Санкт-Петербургом» является последовательным продолжением линии «Мой Санкт-Петербург» и завершает подготовку учеников к их знакомству с предметом «История и культура Санкт-Петербурга» в общеобразовательном учреждении. После работы по этим циклами занятий может следовать либо знакомство с циклом тематической линии «Моя Красносельская земля», либо – с циклом «Подвиг Ленинграда глазами юных» - по выбору. Тематические линии этих циклов параллельны друг другу и их содержание включает в себя дополнительную информацию об истории Красносельского района и военном прошлом района и города. Содержание циклов занятий сведено в таблицы. В таблицах для темы каждого занятия указан раздел образовательной программы, которому оно соответствует по тематической линии.
Учебно-тематические планы программы выездных занятий
В том случае, если какой-либо цикл программы выездных занятий «Город учит. Город воспитывает» проводится совместно с одной из образовательных программ: «Мой Санкт-Петербург», «Встречи с Санкт-Петербургом», «Моя Красносельская земля» и «Подвиг Ленинграда глазами юных», тематика и продолжительность занятий цикла должна согласовываться с тематическим планом соответствующей образовательной программы.
В случае независимой реализации программы «Город учит. Город воспитывает» в учебно-тематическом плане каждого цикла предусмотрены вводное и заключительное занятия. Вводное занятие содержит подготовительную теоретическую часть, необходимую для инструктажа учеников по технике безопасности и обзора предстоящих занятий и проводится в ходе первой темы программы дополнительного образования или в рамках внеурочных занятий по воспитательной работе. Заключительное занятие, кроме практической части, содержит 2-х часовую теоретическую часть для подведения итогов. Длительность выездных занятий для учеников возрастной группы 9 – 10 лет составляет 4 часа, для учеников старше 10 лет – 6 часов. Исключение составляют занятия, проводящиеся в форме образовательного путешествия и однодневные походы. Образовательные путешествия требуют 1-часового подготовительного этапа и 2-х часового занятия по подведению итогов. Таким образом, длительность таких занятий увеличивается. Для учеников 9 – 10 лет такое занятие занимает 6 часов, а для учеников старше 10 лет – 8 часов. Однодневный поход может занимать до 10 часов.
Цикл выездных занятий тематической линии
«Мой Санкт-Петербург»
Особенности цикла
Работа по знакомству с историей и культурой Санкт-Петербурга в данном цикле занятий заключается в обеспечении ориентации ребёнка в городском пространстве через формирование эмоционально окрашенных понятий, первичных знаний, умений и навыков, а главное – нравственных черт личности. Самое важное – не накопление большого объема знаний о достопримечательностях города, а формирование интереса к окружающему миру, к своему историческому прошлому и настоящему. Начинать такую работу целесообразно со знакомства детей с ближайшим окружением, то есть привлечь внимание ребёнка к тому, что он часто видит, с чем постоянно сталкивается в повседневной жизни, но обращает особого внимания. Так постепенно, целенаправленно выявляются особенности Санкт-Петербурга, как города вообще. Затем следует подвести детей к восприятию и ощущению индивидуальности города, в котором они живут.
Содержание цикла занятий ориентировано на детей возраста 7 – 10 лет. В этом возрасте ребенок уже обладает способностью увидеть нравственный смысл, внутреннее содержание в различных проявлениях внешнего мира. Поэтому в процессе обучения используются такой способ постижения мира как созерцание, то есть постижение смысла происходящего и сопереживание. Эти формы мыслительного процесса дают возможность ребенку переживать общечеловеческую историю через свою судьбу. Кроме того, они позволяют, погружаясь в сказочно-мифологическую форму познания ( в волшебный мир искусства, архитектуры, живописи, скульптуры), включая долговременную память, сохранить в представлении ребенка мир живым, разрушить границы времени и пространства. Дети прекрасно чувствуют мир загадочного и неповторимого Санкт-Петербурга, так как они любознательны, впечатлительны, обладают прекрасной эмоциональной памятью, которая является самой долговечной.
Прогнозируемые результаты реализации цикла
Учащиеся приобретают:
- знание значений слов «петербуржец», «улица», «квартал», «район», «памятник», «достопримечательность», «музей», «скульптор», «архитектор», «символ», «спуск», «набережная»
- знание этических норм поведения горожанина, назначения различных зданий, истории создания Санкт-Петербурга и имени его создателя ПетраI,
- умение находить на карте-схеме Санкт-Петербурга основные исторические и архитектурные памятники города,
- знание значения памятников Санкт-Петербурга в прошлом и настоящем - мотивацию к самостоятельному изучению родного города.
Учебно-тематический план цикла
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||||
Теоретическая подготовка | Работа на объектах | Подведение итогов | Всего | |||
Первый год обучения | ||||||
1 | Мы - горожане | 4 | 4 | |||
2 | Дома бывают разные | 4 | 4 | |||
3 | Люди разных профессий | 4 | 4 | |||
4 | Улица | 4 | 4 | |||
5 | Район | 4 | 4 | |||
6 | Нева и острова | 4 | 4 | |||
7 | Петропавловская крепость | 4 | 4 | |||
8 | Город морской славы | 4 | 4 | |||
9 | Летний сад | 4 | 4 | |||
10 | В гости к Петру I | 4 | 4 | |||
11 | Музей Эрмитаж | 4 | 4 | |||
12 | Северная Венеция | 6 | 6 | |||
13 | Петербург – город – музей | 4 | 4 | |||
14 | История нашего города | 4 | 4 | |||
Итого | 58 | 58 |
Второй год обучения | |||||
1 | Символы Санкт-Петербурга | 4 | 4 | ||
2 | «В гранит оделася Нева» | 1 | 3 | 2 | 6 |
3 | Сады и скверы нашего города | 4 | 4 | ||
4 | Сказочные существа Санкт-Петербурга | 4 | 4 | ||
5 | Мифы и легенды Санкт-Петербурга | 1 | 3 | 2 | 6 |
6 | Марсово поле | 4 | 4 | ||
7 | Сенатская площадь – хоровод достопримечательностей | 1 | 3 | 2 | 6 |
8 | Площадь искусств | 4 | 4 | ||
9 | Театральный Петербург | 4 | 4 | ||
10 | Русский музей | 4 | 4 | ||
11 | Легенды и предания Михайловского замка | 4 | 4 | ||
12 | Город храмов | 4 | 4 | ||
13 | Город храмов | * | * | ||
14 | Город храмов | * | * | ||
29 | По пушкинским местам Санкт-Петербурга | 6 | 6 | ||
15 | «Детки в клетке» | * | * | ||
16 | Итоговое занятие | 4 | 2 | 6 | |
Итого | 3 | 55 | 8 | 66 |
Содержание цикла выездных занятий
№ п/п | Раздел образовательной программы «Мой Санкт-Петербург» | Тема занятия | Содержание занятия | Форма организации занятия | Место проведения занятия или маршрут | |
Первый год обучения | ||||||
1 | Петербуржцы | Мы - горожане | План работы объединения на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Понятие «горожане». Взаимоотношения горожан. | Учебная прогулка | Квартал, на территории которого находится учебное заведение | |
2 | Мой город «живой»
Мой город «живой» | Дома бывают разные | Жилые и общественные здания. Назначение и внешний вид. Необходимость разнообразия зданий. | Учебная прогулка | Учебное заведение – детский сад района – поликлиника р-на – кинотеатр р-на – жилой дом (на выбор) | |
3 | Люди разных профес сий | Горожане – люди разных профессий. Значимость различных профессий. Значение предприятий в жизни города и горожан. | Экскурсия | Детский городок профессий – Кидбург | ||
4 | Улица | История слова «улица», понятия проспект, переулок, бульвар, площадь, набережная. | Учебная прогулка | Дворцовая площадь, Невский проспект, Малая Садовая ул., набережная Фонтанки. | ||
5 | Район | Красносельский район и его жители. Болезни города. Проблема загрязнения воды и воздуха. Очистные сооружения на предприятиях. | Экскурсия | Достопримечательности, зелёные зоны и предприятия района (на выбор) | ||
6 | Рождение города Рождение города | Нева и острова | Легенда о происхождении Невы. Направление течения. Притоки Невы. Рукава Невы. Наводнения. Острова: Заячий, Адмиралтейский, Васильевский, Петроградский, Каменный, остров Летнего сада. | Экскурсия | Адмиралтейский остров – Васильевский остров – Петроградский остров – Заячий остров (с посещением Петропавловской крепости ) | |
7 | Петропавловская крепость | Первое оборонительное сооружение Петербурга. Доменико Трезини. Назначение крепости в прошлом и настоящем. Бастионы и куртины. Крепость-музей. | Учебная прогулка | Заячий остров. | ||
8 | Город морской славы | Адмиралтейская крепость. Происхождение названия. Функция. Домик Петра I – первое жилое здание города. Ансамбль стрелки Васильевского острова. Тома де Томон. | Экскурсия | Адмиралтейство – Стрелка Васильевского острова - Троицкая площадь (с посещением домика Петра I) | ||
9 | Летний сад | Место нахождение. Сад – остров. Судьба Летнего сада. Планировка сада. Изменение планировки. Памятник И.А. Крылову. | Учебная прогулка | Летний сад | ||
10 | В гости к Петру I | Первый музей. Место нахождения. ПетрI – собиратель редкостей. Экспонаты музея.Георг Маттарнови. | Музейное занятие | Кунсткамера | ||
11 | Музей Эрмитаж | Ансамбль Дворцовой площади. Зимний дворец. Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. | Музейное занятие | Зимний дворец | ||
12 | Красивый город Санкт-Петербург | Северная Венеция | Обилие рек и каналов в Санкт-Петербурге. Отличие рек от каналов. Фонтанка, Мойка, Канал Грибоедова. Нева – главная река города. Назначение и типы мостов. Разводные мосты. | Экскурсия | Чернышов мост – Аничков мост – Зелёный мост – Синий мост – Благовещенский мост – Дворцовый мост – Троицкий мост – Литейный мост – Большеохтинский мост. | |
13 | Любимый город | Город – музей под открытым небом | Площади Санкт-Петербурга Памятник Николаю I, Медный всадник, Александровская колонна, памятник Екатерине II. Главный проспект города. | Учебная прогулка | Исаакиевская площадь – Сенатская площадь – Дворцовая площадь – площадь Островского – Невский проспект | |
14 | Город-герой | История нашего города | Любимые уголки Санкт-Петербурга. День рождения города. Петербург – Петроград – Ленинград – Петербург. | Экскурсия | Особняк Румянцева с посещением музея истории Санкт-Петербурга |
№ п/п | Раздел образовательной программы «Мой Санкт-Петербург» | Тема занятия | Содержание занятия | Форма организации занятия | Место поведения занятия или марщрут | ||
Второй год обучения | |||||||
1 | Прошлое Санкт-Петербурга | Символы Санкт-Петербурга | Визитная карточка города. Хоровод достопримечательностей. Петропавловская крепость. Стрелка Васильевского острова – бывший торговый порт. | Обзорная экскурсия | Зимний дворец – Медный всадник – Исаакиевский собор – здание Адмиралтейства – Стрелка Васильевского острова – Петропавловская крепость – Литейный мост (гербы города на решетке моста). | ||
2 | Сказочный Санкт-Петербург | «В гранит оделася Нева» | Набережные и спуски Невы. Первая набережная, одетая в гранит. Технология строительства набережных. | Образовательное путешествие | Английская набережная – Адмиралтейская набережная – Дворцовая набережная – Университетская набережная | ||
3 | Сады и скверы города | Михайловский сад, сквер у Казанского собора, Александровский сад. | Экскурсия | Летний сад – Михайловский сад – Александровский сад | |||
4 | Сказочные существа Санкт-Петербурга | Сторожевые львы. Сфинксы подлинные и стилизованные. Грифоны. Кони Клодта на Аничковом мосту. | Экскурсия | Сфинксы на Египетском мосту – грифоны Банковского моста –Львы Львиного моста – Львы Дворцового причала – Сфинксы у причала возле Академии художеств – скульптуры Ши-Цза на Петровской набережной | |||
5 | Мифы и легенды Санкт-Петербурга | Понятия «миф» и «легенда». Герои древних античных мифов в скульптуре Санкт-Петербурга. | Образовательное путешествие | Скульптурная группа «Правосудие и Благочестие» на здании Сената и Синода – скульптуры «Братья Диоскуры» возле здания манежа – памятник Николаю I (барельефы: Вера, Мудрость, Правосудие, Сила) – статуи здания Адмиралтейства– Атланты портика Нового Эрмитажа – скульптурные группы Летнего сада | |||
6 | Площади и театры | Марсово поле | Странички истории: Царицын луг, Потешное поле. Роль Марсова поля в жизни петербуржцев: народные гулянья, военные маневры и парады, смотры гвардейских полков, мемориальное кладбище. | Учебная прогулка | Суворовская площадь (памятник Суворову) – здание бывших Павловских казарм – мемориальное кладбище (Вечный огонь) | ||
7 | Сенатская площадь – хоровод достопримечательностей | Место нахождения Сенатской площади. История создания. Происхождение названия. Переименования. Ансамбль площади. | Образовательное путешествие | Образовательное учреждение – Медный всадник – Сенат и Синод – Исаакиевский собор - Адмиралтейство | |||
8 | Площадь искусств | Место нахождения площади Искусств. История создания. Происхождение названия. Переименования. Ансамбль площади. Памятник А.С. Пушкину. | Учебная прогулка | Михайловский театр – Михайловский дворец (Русский музей)– здание музея этнографии народов России – здание гимназии при Русском музее – памятник А.С. Пушкину | |||
9 | Театральный Петербург | Театральная площадь. Мариинский театр. Здание консерватории. Памятники композиторам. | Учебная прогулка | Театральная площадь, памятники М.И. Глинке и Н. А. Римскому-Корсакову | |||
10 | Дворцы–музеи Дворцы–музеи | Русский музей | Место нахождения Михайловского дворца. История создания. Происхождение названия. Музей русской живописи имени Александра III. | Музейное занятие | Михайловский дворец | ||
11 | Легенды и предания Михайловского замка | Понятие «замок». Место нахождения Михайловского замка. История создания. Происхождение названия. Император Павел. В. Бренна. Легенды замка. | Учебная прогулка | Памятник Петру I – памятник Павлу I - Михайловский замок | |||
12 | Город храмов | Петропавловский собор | Место нахождения. Особенности внешнего вида. Внутреннее устройство. Великокняжеская усыпальница. Доменико Трезини. | Экскурсия | Петропавловский собор | ||
13 | Казанский собор | Место нахождения. Особенности внешнего вида. Внутреннее устройство. А.Н. Воронихин. Могила М.И. Кутузова. | *Семейная учебная прогулка | Казанский собор | |||
14 | Спас на крови | Место нахождения. Особенности внешнего вида. Внутреннее устройство. Навес-сень на месте гибели Александра II. | *Семейная учебная прогулка | Храм Воскресения Христова | |||
15 | Поэтические страницы нашего города | По пушкинским местам Санкт-Петербурга | Исторические места, связанные с жизнью, творчеством и дуэлью А.С. Пушкина. | Экскурсия | Галерная улица – набережная Чёрной речки – ул. Пестеля – Французская наб. – наб. Мойки, 12 | ||
16 | Сокровище города – настоящие петербуржцы | «Детки в клетке» | Детский писатель С. Я. Маршак и его произведения | *Семейная учебная прогулка | Зоопарк | ||
17 | Итоговое занятие цикла | Блокада Ленинграда. Дети -блокадники. Дорога Жизни. | Обобщающая экскурсия | Дорога Жизни – памятник детям блокадного Ленинграда «Цветок жизни» |
Литература
Для учащихся::
1. Ермолаева Л.К. Лебедева И. М. «Чудесный город» (Петербургская тетрадь),- СПб: Санкт-Петербург, 2005
2. Дмитриева Е.В. «Санкт-Петербург» (Пособие по истории города),- СПб: «Корона принт», 2001
3. Махинько Л. И. «Я – петербуржец»,- СПб:»Питер», 1997
4. Сивцова С.И. «Петербургские странички», - СПб: «Колокольчик», 1997
5. Храбрый И.С. «Санкт-Петербург. Три века архитектуры», - СПб::»Норинт», 1999
6. Шиф Л.К. «Единственный город», - СПб: «Облик», 1997
Для педагогов:
1. Авсеенко В.Н. «История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках 1703 – 1903 гг.», - СПб: «Зот1д», 1983
2. Алянский Ю.Л. «Ленинградские легенды»,- «Лениздат», 1985
3. Дока Н.А. Дока К.А. «Охраняется государством» Фотоальбом, «Лениздат», 1983
4. Канн П.Я. «Прогулки по Петербургу», - СПб: «Палитра», 2004
5. Нестеров В.ВВ. «Львы стерегут город», -СПб: 2003
6. Плюхин Е.В., Лунин А.Л. «Мосты повисли над водами», - Л: «Аврора», 197
Цикл выездных занятий тематической линии
«Встречи с Санкт-Петербургом»
Особенности цикла
Данный цикл выездных занятий призван помочь решить задачу воспитания петербуржца XXI века, человека творческого, гуманного, интеллектуально развитого. Петербуржцы всегда хранили и передавали культурно-исторические традиции новому поколению. В настоящее время существуют различные формы решения задачи воспитания настоящих петербуржцев: уроки истории города в школах, клубы и детские объединения по краеведению, система экскурсионной работы. В Красносельском районе одной из таких форм стали познавательные игры-конкурсы, проводимые в ДДТ для школьников района. Многолетний опыт проведения таких игр, в частности - «Путешествие в эпоху Петра I» и «Век Екатерины II – век просвещения» подтверждает заинтересованность детей в изучении культурного наследия своего города. Цикл занятий «Встречи с Санкт-Петербургом» актуален тем, что его содержание предусматривает подготовку учащихся к районным играм-конкурсам по краеведению. Содержание цикла состоит в полном освещении двух исторических эпох XVIII века «Петровской» и «Екатерининской».. Содержание цикла занятий ориентировано на детей 11 – 12 лет. В содержание включены теоретические экскурсии учебные прогулки и образовательные путешествия по городу, посещение городских музеев. Такие занятия не только помогают детям из отдалённых микрорайонов Санкт-Петербурга в формировании умения самостоятельно ориентироваться в пространстве центральной части города, но и создают условия для общения учащихся со сверстниками.
Прогнозируемые результаты реализации цикла занятий
Учащиеся приобретают: - Знания об эпохе Петра I, её архитектуре, быте, искусстве, об истории нашего района в Петровский период, о памятниках Петру I в нашем городе, о традициях, заложенных основателем города. - Умения работать с картой города, отличать постройки Петровской эпохи от других архитектурных стилей. - Навыки ориентироваться в пространстве центральной части города по основным зданиям-доминантам, изученным в ходе занятий. - Знания о роли личности в истории, об особенностях «века Просвещения» и его связи с западноевропейской культурой в архитектуре, науке, искусстве, общественной мысли, о военной политике и значении нашего края в обучении гвардии, о памятнике Екатерине II. - Умения сравнивать и анализировать знания, приобретённые за два года обучения о развитии архитектуры, науки и искусства. - Навыки самостоятельно и в группах заниматься поисковой и исследовательской работой. – Мотивацию к самостоятельному исследованию родного края
Учебно-методический план цикла занятий
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |||
Теоретическая подготовка | Работа на объектах | Подведение итогов | Всего | ||
Первый год обучения | |||||
1 | Петербург и петербуржцы | 2 | 4 | 6 | |
2 | Петропавловская крепость | 6 | 6 | ||
3 | Город островов и мостов | 1 | 5 | 2 | 8 |
4 | Дворец А. Д. Меншикова | 6 | 6 | ||
5 | Александро-Невская лавра и Некрополь | 6 | 6 | ||
6 | Первый зимний дворец Петра I | 1 | 5 | 2 | 8 |
7 | Первый музей в России | 6 | 6 | ||
8 | Портретное искусство петровской эпохи | 6 | 6 | ||
9 | Город морской славы | 8 | 8 | ||
Итого | 4 | 52 | 4 | 60 | |
Второй год обучения | |||||
1 | Екатерининская эпоха. Особенности «века просвещения» в России | 1 | 5 | 2 | 8 |
2 | Архитектура второй половины XVIII века: «русское барокко» и «русский классицизм» | 6 | 6 | ||
3 | Театральная и музыкальная жизнь екатерининского Санкт-Петербурга | 6 | 6 | ||
4 | Учебные заведения | 6 | 6 | ||
5 | М.В. Ломоносов. Его именем названы… | 1 | 5 | 2 | 8 |
6 | Изобразительное искусство екатерининской эпохи | 6 | 6 | ||
7 | Екатерина II – основательница коллекции Эрмитажа | 6 | 6 | ||
8 | Организация летних Красносельских маневров | 1 | 5 | 2 | 8 |
9 | Размещение гвардейских полков в лагерях | 6 | 6 | ||
10 | Итоговое занятие | 1 | 5 | 2 | 8 |
Итого | 4 | 56 | 8 | 68 |
Содержание цикла выездных занятий
№ п/п | Раздел образовательной программы «Встречи с Санкт-Петербургом» | Тема занятия | Содержание занятия | Форма организации занятия | Место проведения занятия или маршрут | |
Первый год обучения | ||||||
1 | Петербург и петербуржцы | Цели и задачи программы. Обзор содержания, беседа о технике безопасности. Правила поведения в общественных местах | Учебная прогулка | Квартал, на территории которого расположено ГОУ | ||
2 | Пётр I и его время | Петропавловская крепость | Дата основания, причины, этапы строительства крепости. Доменико Трезини - первый архитектор города. Устройство крепости. Жизнь в крепости. | Экскурсия | Заячий остров | |
3 | Город и архитектура Петровской эпохи Город и архитектура Петровской эпохи | Город островов и мостов | Река Нева. Наводнения. Острова города Петровской эпохи, современные городские мосты через Неву и малые реки Санкт-Петербурга | Образовательное путешествие | Площадь Труда – Благовещенский мост – площадь Трезини – причал возле Академии художеств – стрелка Васильевского острова – Тучков мост – Троицкий мост – Литейный мост – Большеохтинский мост – мост Александра Невского | |
4 | Дворец А. Д. Меншикова/второе обобщающее занятие раздела «Город и архитектура Петровской эпохи» | А.Д. Меншиков как государственный деятель и соратник Петра Великого, Д.И. Фонтана и Г.И. Шедель.Дворец Меншикова – первое каменное здание Петербурга | Музейное занятие | Меншиковский дворец | ||
5 | Александро-Невская лавра и Некрополь / третье обобщающее занятие «Город и архитектура Петровской эпохи» | Благовещенская церковь,Троицкий собор, Надвраная церковь, Некрополь | Экскурсия | ОУ – Площадь Александра Невского – Надвратная церковь Александро-Невской лавры – Некрополь – Благовещенская церковь – Троицкий собор | ||
6 | Первый зимний дворец Петра I/ четвёртое обобщающее занятие раздела «Город и архитектура Петровской эпохи» | «Петровское барокко». Особенности стиля. История строительства и место расположения дворца ПетраI, смерть Петра I | Образовательное путешествие | ОУ – Дворцовая площадь – Певческий мост – Зимняя канавка – Эрмитажный театр | ||
7 | Наука и быт при Петре Великом | Первый музей в России | В.Н.Татищев и его труды по географии и истории России. «История Северной войны». Создание первых музеев и библиотек. Кунсткамера. | Музейное занятие | Кунсткамера | |
8 | Изобразительное и музыкальное искусство, театр | Портретное искусство петровской эпохи | Петровские пансионеры И.М.Никитин, А.Матвеев. Гравюры Зубова Просмотр альбома «Русский музей». | Музейное занятие | Русский музей | |
9 | Памятники Петру первому | Город морской славы | Стратегическое положение острова Котлин. Город-крепость. Роль Кронштадта в русской науке и культуре. 300-летие Кронштадта.«Оборону сего флота и сего места держать до последней силы и живота, яко главнейшее дело». Автор П. Жако. | Обобщающая экскурсия на пароме | Финский залив. Кронштадт |
Второй год обучения | |||||
1 | Взаимосвязь русской и западноевропейской культур | Екатерининская эпоха. Особенности «века просвещения» в России | Год рождения Екатерины II (1729). Имя, данное при рождении. Место рождения. Имя супруга. Способ прихода к власти. Годы царствования(1762-1796). Личность Екатерины II в литературных источниках). | Образовательное путешествие | Екатерининский парк, Екатерининский дворец города Пушкина |
2 | Архитектура | Архитектура второй половины XVIII века: «русское барокко» и «русский классицизм» | Русское барокко и русский классицизм. Самобытность стилей, их характеристика и эволюция. Архитекторы: Д.В. Ухтомский, В.В. Растрелли, С.И. Чевакинский, А.В. Квасов, А.П. Евлашев, А.Ф. Кокоринов, Ж.-Б.Валлен-Деламот, И.Е. Старов. | Экскурсия | ОУ – Никольский морской собор – Академия художеств – Академия наук – Зимний дворец – Мраморный дворец – Гостиный двор – дворец Воронцова |
3 | Развитие науки | Учебные заведения | Основание Морского Шляхетского корпуса, Пажеского дворцового корпуса, Смольного института благородных девиц, Государственных начальных школ, Главного народного училища, Воспитательного дома, Академии наук, Академии художеств, Медико-хирургической академии, Горного училища. Домашнее образование. | Экскурсия | Архитектурный комплекс Смольного собора |
4 | Театральная жизнь, музыка, балет | Театральная и музыкальная жизнь екатерининского Санкт-Петербурга | Первый профессиональный русский театр. Развитие русской национальной драматургии. Театр 60-90 годов XVIII века. Драматургия и репертуар театра. Рождение русской реалистической драмы. Сатирическая комедия. Политическая трагедия. Оформления спектаклей. Клавир, арфа, гитара. Музыкальный клуб. Хоровая капелла Шереметева. | Учебная прогулка | Театральная площадь с посещением Консерватории им. Римского-Корсакова |
5 | Литература и общественная мысль | М.В. Ломоносов. Его именем названы… | Математика, физика, химия: М.В. Ломоносов, С.Я. Румовский, И.И. Лепёхин, Н.И. Озерецковский, Л. Эйлер. Развитие техники: И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, В. Геннин. Историческая наука: В.Н. Татищев, М.М. Щербатов. | Образовательное путешествие | ОУ – мост Ломоносова – площадь Ломоносова – улица Ломоносова – «Ломоносовская гимназия» |
6 | Изобразительное искусство | Изобразительное искусство екатерининской эпохи | Отражение стиля барокко в русской живописи. Знакомство с произведениями А.Ф. Зубова, А.М. Ростовцева, М.И. Махаева, Ф. Алексеева. Первые портретисты: А.П. Антропов, И.П. Аргунов. Творчество Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Парадные портреты Екатерины II художника Ф.С. Рокотова. Портреты воспитанниц Смольного института,Левицкого. | Музейное занятие | Русский музей |
7 | Екатерина II – основательница коллекции Эрмитажа | Екатерина II – основательница коллекции Эрмитажа. Художники: П. Ротари, Г. Гротта | Музейное занятие | Эрмитаж | |
8 | Екатерина II в Красном Селе | Организация летних Красносельских маневров | Организация летних Красносельских манёвров для гвардейских полков в 1765 году. Названия гвардейских полков и история их возникновения. | Образовательное путешествие | Лагерная улица – Дудергофское озеро – Авангардный лагерь –Скачки |
9 | Размещение гвардейских полков в лагерях | Размещение гвардейских полков вокруг Дудергофских высот в двух лагерях: Большом и Авангардном. Осмотр императрицей Екатериной II c Дудергофских высот расположения военных лагерей. Современное местонахождение и использование территорий. | Экскурсия | Спортивно-культурный центр «Авантаж». | |
10 | Итоговое занятие цикла | Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург. Город в праздничном убранстве. «День города» | Образовательное путешествие | ОУ - Невский проспект – Дворцовая площадь |
Литература
Для педагогов
- Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. – СПб: 1997.
- Анисимов Е.В. Россия без Петра. 1725-1740. – СПб: 1994.
- Антонов Б.И. Императорская гвардия в Санкт-Петербурге. – СПб: 2001.
- Бунатян Г.Г. Петербург за 3 дня. Путеводитель. – СПб: «Паритет», 2006.
- Буренина М. Прогулки по Невскому проспекту, - СПб: Издательский дом «ЛИТЕРА», 2002.
- Георги И.Г. Описание Российско-императорского столичного города Санкт-Петербург и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом. – СПб: 19996.
- Гинзбург И.Б. Основные архитектурные сооружения Санкт-Петербурга и их авторы. «Европейский дом» СПб: 2005.
- Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? Любое издание.
- Гордин М.А. Екатерининский век, - СПб: Издательство «Пушкинского фонда», 2004.
- Гордин Я.А. Меж рабством и свободой. - СПб: Издательство «Пушкинского фонда», 2005.
- Даринский А.В. История города Санкт-Петербурга /1703-1917/. - СПб: ЭКАМ, 1995.
- Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. – СПб: ЭКАМ, 1996.
- Додон Л.Л. Изучение родного города. Методическое пособие. - Л.: 1970
- Евсина Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. – М,1992.
- Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Программы учебных курсов к проблеме реализации образовательных стандартов петербургской школы в курсе «Краеведение» Комитет по образованию Санкт-Петербурга. - СПб: 1996.
- Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Программы учебных курсов. СПб: 1997.
- Журнал «Автобус».
- Знаешь ли ты свой город? Методические рекомендации по организации викторин и конкурсов знатоков города в помощь учителям, вожатым, кружковцам. – Л: 1991.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб: 1997.
- Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник- путеводитель. – СПб: «ПАРИТЕТ», 2002.
- Каштанов Ю. Русский костюм. Белый город. М: 2005.
- Мавродин В.В. Основание Петербурга. Любое издание.
- Махинько Л.Н. История и культура Санкт-Петербурга. Программа краеведческого курса для 5 – 9 классов. Библиотека Петербургского учителя. – СПб: 1998.
- Морозов Е.Е., Морозова С.Е. Страницы истории и культуры Красного Села и его окрестностей. Пособие по истории Красного Села, - СПб: 2008.
- Петров Ю.Н. Предыстория Красного Села. Что считать датой его основания? Научно-популярное издание.СПб: 2008.
- Помарнацкий В.Ф. Наш край с X по XIX век. Учебное пособие по краеведению. – Л: Лениздат, 1980.
- Пукинский Б. Знай свой город – Л: Лениздат, 1982.
- Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб: 1998
- Путеводители по Русскому музею.
- Путеводители по Эрмитажу.
- Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедия. Справочник. Гл.ред.Б.Б.Пиотровский. – М: 1992
- Санкт-Петербург. Энциклопедия. СПб – М: «Российская политическая энциклопедия 2004.
- Семёнова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII век). – СПб: 1998
- Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга. 10000 городских имен. СПб: 2002.
Для учащихся .
- Дёмкина М.Н. Эпоха Петра I. История России.Мир книги. М: 2007.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города с заданиями и текстами. 12 издание. СПб: КОРОНА принт, 2006.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Здесь будет город…- СПб: 1995.
- Ефимовский Е. Путешествие в санкт-Петербургъ. – СПб: 1996.
- Заварихин С.П. Явление Санктъ-Питеръ-Бурха, - СПб: 1996.
- Карта Санкт-Петербурга.
- Лелина Е.И. Петропавловская крепость. – СПб: 1996.
- Морозов Е.Е., Морозова С.Е. Страницы истории и культуры Красного Села и его окрестностей. Пособие по истории Красного Села. – СПб: 2008.
- Нестеров В.А. Знаешь ли ты свой город? – СПб: 1997.
- Платунов А.М. Так строился Петербург, - СПб: 1997.
- Рожков А.М. На Юго-Западе Санкт-Петербурга, - СПб: 1997.
- Санкт-Петербург XX век. Что? Где? Когда? – СПб: Изд-во «ПАРИТЕТ», 2001.
- Синдаловский Н. Санкт-Петербург действующие лица. Биографический словарь. – СПб: 2002.
- Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – СПб: «Норинт», 2003.
- Шиф Л. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Сказка-путеводитель.
- «Город под морем» или Блистательный Санкт-Петербург. Сост. С.А.Прохватилова. – СПб: 1996
17.Анциферов Н.П. Непостижимый город. – Л: Лениздат, 1991.
18.Баторевич Н.И. Благодарная Россия своим героям. – СПб: 1995.
- .Гордин М.А. Екатерининский век. - СПб: Издательство «Пушкинского фонда», 2004.
20.Даринский А.В. История города Санкт-Петербурга /1703-1917/. – СПб: ЭКАМ, 1995.
21.Даринский А.В., Асеева И.В. География Санкт-Петербурга (для 8-9 классов). – СПб: 1999.
22. Карта Санкт-Петербурга.
24.Пыляев М.И.Старый Петербург. Репринт изд. – М., 1990
25. Рожков А.М. На Юго-Западе Санкт-Петербурга, - СПб: 1997.
26. Санкт-Петербург. Культура и быт. Пособие по истории города с заданиями и текстами. СПб: КОРОНА принт, 2006
27. Столпянский П.Н. Петербург. – СПб: 1995
Цикл выездных занятий тематической линии
«Моя Красносельская земля»
Особенности цикла
Тема истории и культуры Красносельского района недостаточно освещена в современных программах по краеведению, нет единых работ, посвященных истории района, что существенно затрудняет проведение занятий по изучению родного края. Территория района, освоенная задолго до рождения Санкт-Петербурга, имеет славное историческое прошлое. С Красносельской землей связано немало интересных событий и имен деятелей науки, истории, культуры города и страны.
История и культура юго-западной окраины Петербурга обладает огромными возможностями для нравственного, духовного и гражданственного воспитания личности. Программа «Моя Красносельская земля» адресована детям, для которых Красносельский район является малой Родиной.
Особенностью данного цикла занятий является включение фрагментов истории нашего района, исторических фактов местного краеведческого материала, использование разнообразных документальных источников для освещения событий истории города. Это дает возможность дополнить и конкретизировать положения школьного курса истории и культуры Санкт-Петербурга, облегчить его усвоение, сделать знания учащихся более прочными и глубокими.
Цикл занятий ориентирован на детей возраста 12 – 13 лет. В содержании цикла учтены такие социальные требования, как единство образовательных и воспитательных процессов. Цели, средства и критерии эффективности содержания цикла подчинены единой задаче духовно-нравственного становления человека в процессе овладения определенным объемом специальной информации. В содержании занятий уделено ёемами сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга.
Прогнозируемые результаты реализации цикла занятий
Учащиеся приобретают:
- знания по истории и культуре города, и его юго-западной части,
- знания о роли и месте Красносельской земли в героическом наследии города,
- умения грамотно использовать знания и раскрывать значение следующих понятий и терминов (примерный перечень):
Краеведение, библиография, источник, архив, документ, хронология, проект, административная единица, Ингерманландия, Ижорская земля, племена восточных славян, переписные книги, Петербургская губерния, Петергофская дорога, мыза, усадьба, приморский двор,Швейцарский домик, Готический домик, Новознаменка Лига, Дудергофские высоты,Маневры, памятник, мемориал, Пояс Славы, обелиск, город-герой, рубеж, музей, блокада,
- опыт исследовательской деятельности, проведения бесед, лекций, экскурсий, подготовки рефератов, защиты проектов. - мотивацию к самостоятельному изучению исторического прошлого своего района.
Учебно-тематический план цикла занятий
№ | Тема занятия | Количество часов | |||
Теоретическая подготовка | Работа на объектах | Подведение итогов | Всего | ||
1 | Географические и природные особенности территории района. | 6 | 6 | ||
2 | Дворянские усадьбы вдоль приморской дороги. | 6 | 6 | ||
3 | Оранэла- первая электрическая железная дорога России. | 1 | 5 | 2 | 8 |
4 | Религиозная жизнь губернии | 6 | 6 | ||
5 | «Новознаменка»» - очаг культуры | 6 | 6 | ||
6 | Летняя военная столица. | 6 | 6 | ||
7 | Революционный Петроград. Памятные места района. | 6 | 6 | ||
8 | Битва за Ленинград: Лето - осень 1941года. | 6 | 6 | ||
9 | Была война, была блокада. | 1 | 5 | 2 | 8 |
10 | Освобождение Ленинграда от фашистской оккупации. | 10 | 10 | ||
11 | По местам боевой славы Красносельского района | 1 | 5 | 2 | 8 |
12 | Красносельский район сегодня | * | * | ||
13 | Красносельский район сегодня | * | * | ||
14 | Красносельский район сегодня | * | * | ||
15 | Красносельский район сегодня | * | * | ||
16 | Итоговое занятие | 1 | 5 | 2 | 8 |
Итого | 4 | 72 | 8 | 84 |
Содержание цикла занятий
№ п/п | Раздел образовательной программы «Моя Красносельская земля» | Тема занятия | Содержание занятия | Форма организации занятия | Место проведения занятия или маршрут |
1 | Наследие древних времен | Географические и природные особенности территории района | Рельеф. Водная система. Растительный мир. Структурные единицы | Экскурсия | «Нагорный парк» Дудергофских высот. |
2 | Санкт-Петербургская губерния в XVIII – начале XX века | Дворянские усадьбы вдоль приморской дороги | Расцвет дворцово-парковых ансамблей. Усадьбы А.Г. Демидова, Г.Г. Орлова, Н.В. Репнина. | Учебная прогулка | Вдоль «Петергофской дороги»: усадьбы А.Г. Демидова, Г.Г. Орлова, Н.В. Репнина. |
3 | Санкт-Петербургская губерния в XVIII – начале XX века Санкт-Петербургская губерния в XVIII – начале XX века | Оранэла – первая электрическая железная дорога России | Балтийская железная дорога. Знаменитый предприниматель А.Л. Штиглиц. Красносельская ветка дороги. Архитектор Н.А. Бенуа. Вокзал в Красном Селе.Вокзал в Лигово. Вокзал в Дудергофе Проекты С. А. Бернатовича, И. П. Табурно. Депо Княжево.. | Образовательное путешествие по юго-западу города на трамвае | Депо Княжево, Стрельнинская линия. |
4 | Религиозная жизнь губернии | Храмы Красного Села. Храмы пос.Володарский. Церкви Лигово. | Экскурсия | «Храмы района»: Храмы Красного Села (храм Святой Троицы; храм Св. Александра Невского) Храмы пос. Володарский (храм Андрея Критского), Церкви Лигово(храм Адриана и Натальи, храм Преображения Господня) | |
5 | Судьба города и окрестностей в XX веке Судьба города и окрестностей в XX веке | «Новознаменка»» - очаг культуры | Владельцы дачи «Новознаменка», гости. Готический домик. | Учебная прогулка | Имение «Новознаменка» |
6 | Летняя военная столица | «Тяжело в учении, легко в бою»: М.Лермонтов, А.Суворов на маневрах Красносельских военных лагерей. | Образовательное путешествие | Лагерная улица – Дудергофское озеро – Авангардный лагерь – Скачки | |
7 | Революционный Петроград. Памятные места района. | Улицы Красного Села. Перенос столицы в Москву. г. Красный г. Урицк Поселок Володарский | Экскурсия | Музей Политической истории | |
8 | Битва за Ленинград: Лето - осень 1941года | Земли района летом 1941. Начало и причины блокады Ленинграда. Бои на ближних рубежах. | Экскурсия | Музей ДДТ Красносельского района. | |
9 | Была война, была блокада | Урицкий рубеж – враг остановлен. Красносельский рубеж. Воронья гора. Горелово. | Образовательное путешествие | Полежаевский парк, Дудергофский канал (обелиск героическим защитникам Ленинграда), Петергофское шоссе (памятник погибшему десанту) | |
10 | Освобождение Ленинграда от фашистской оккупации | Прорыв и полное снятие блокады Ленинграда. Высадка десанта на оккупированной территории. | Однодневный поход | Лысая гора, дот А. Типанова. | |
11 | По местам боевой славы Красносельского района | «Кировский вал» «Урицкий рубеж» Аллея Славы. | Образовательное путешествие | «Кировский вал» «Урицкий рубеж» Аллея Славы. | |
12 | Связь времен: Дома и люди | Красносельский район сегодня | Зеленая зона района. Зеленая зона района | *Семейная учебная прогулка | Южно-Приморский парк |
13 | *Семейная учебная прогулка | Парк «Красное Село», «Нижний парк» | |||
14 | *Семейная учебная прогулка | Сквер «Скорбящая мать», сквер 300-летия Красного Села» | |||
15 | Учебные заведения. Учреждения культуры | *Семейная учебная прогулка | Кораблестроительный университет, Володарский дворец культуры | ||
16 | Итоговое занятие | Основные периоды истории края. Достопримечательности района. Роль района в моей жизни. | Образовательное путешествие | Администрация Красносельского района, ЦБС Красносельского района, Полежаевский парк. |
Список литературы
Для педагогов:
1. Атлас Красносельского района СПб.- СПб: 1998
2. Рожков А. На юго-западе Санкт-Петербурга. – СПб:1995
3. Вальская Т.А. Учебная тетрадь «Моя Красносельская земля».
4. Пежемский В.Г. Санкт-Петербург. Красносельский район 1973 – 2008 г – СПб:2008
5. Администрация Красносельского района. Материалы историко-краеведческой конференции «Альбом истории раскрыт…». Страницы жизни Красносельского края, - СПб: 2009
6. Администрация Красносельского района. Материалы историко-краеведческой конференции «Из века в век от прадедов к потомкам» - СПб: 2011
7. Администрация Красносельского района. Материалы историко-краеведческой конференции «Живая и поныне старина» - СПб: 2012
Для учащихся:
- Морозов Е.Е., Морозова С.Е. Страницы истории и культуры Красного Села и его окрестностей. Пособие по истории Красного Села. – СПб: 2008.
- Нестеров В.А. Знаешь ли ты свой город? – СПб: 1997
Цикл выездных занятий образовательной программы
«Подвиг Ленинграда глазами юных»
Особенности цикла
Героическая история нашего города, подвиг жителей и защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны представляет сегодня неограниченные возможности гражданско-патриотического воспитания учащихся. Более полувека назад отгремели последние боевые залпы, несколько поколений петербуржцев выросло уже после войны… Война оставила на Красносельской земле разрушенные дома, окопы, воронки и множество неизвестных могил ее защитников. Здесь проходил рубеж обороны. Вся территория, оккупированная немцами, стала ареной постоянных боевых действий. Здесь дважды решалась судьба Ленинграда – в сентябре 1941 года, когда на Урицком направлении был остановлен враг, и в январе 1944 года – операция по полному снятию блокады Ленинграда. Все жители нашего города бережно хранят память о людях, проявивших необыкновенное мужество и стойкость, и победивших…
Содержание цикла занятий ориентировано на детей возраста 13 – 14 лет. Особенностью данного цикла программы является включение фрагментов истории нашего района, исторических фактов местного краеведческого материала, использование разнообразных документальных источников для освещения событий истории города периода Великой Отечественной войны 1941-1944 года. Это дает возможность дополнить и конкретизировать программу школьного курса истории, облегчить ее усвоение, сделать знания учащихся более прочными и глубокими.
В содержании цикла занятий учитываются такие социальные требования, как единство образовательных и воспитательных процессов. Цели, средства и критерии эффективности содержания подчинены единой задаче гражданского и патриотического воспитания учащихся в процессе овладения определенным объемом специальной информации.
Прогнозируемые результаты реализации цикла занятий
Учащиеся приобретают: - знания по истории героической обороны и блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны; о роли и месте Красносельской земли в героическом наследии города; о значении подвига Ленинграда в современной истории - умение грамотно использовать полученные знания и раскрывать значение краеведческих понятий и военных терминов, таких как краеведение, библиография, источник, архив, документ, хронология, проект, памятник, мемориал, Пояс Славы, аллея Славы, обелиск, город – герой, рубеж, музей, блокада, Дорога жизни, норма хлеба, метроном, бомбоубежище, дивизия, армия, битва, соединение, операция, штурм, десант, событие, человеческие ценности: доблесть, честь, мужество, свобода, подвиг, героизм, бессмертие, милосердие, выделять основные периоды жизни города (1941 – 1944 год), ориентироваться в хронологии основных событий Великой Отечественной войны; - умение распознавать изученные памятники Великой Отечественной войны, соотносить с определенными событиями обороны Ленинграда, - мотивацию к самостоятельному изучению исторического прошлого родного города.
Учебно-тематический план цикла занятий
№ | Тема занятия | Количество часов | |||
Теоретическая подготовка | Работа на объектах | Подведение итогов | Всего | ||
1 | Огненный сентябрь 1941 года | 1 | 5 | 2 | 8 |
2 | Красносельско-Урицкий рубеж | 6 | 6 | ||
3 | Основные операции на Красносельско-Урицком направлении. | 6 | 6 | ||
4 | . Памятники Великой Отечественной войны в нашем городе. . | 1 | 5 | 2 | 8 |
5 | Музеи славы Ленинграда | 6 | 6 | ||
6 | Ленинград в блокаде. Быт горожан (1941 – 1942 год). | 6 | 6 | ||
7 | Дорога жизни. | 6 | 6 | ||
8 | Искусство в блокадном городе | 6 | 6 | ||
9 | Их именами названы улицы (имена на карте города) | 1 | 5 | 2 | 8 |
10 | Герои живут рядом | 6 | 6 | ||
11 | Итоговое занятие. | 1 | 5 | 2 | 8 |
Итого | 4 | 62 | 8 | 74 |
Содержание цикла занятий «Подвиг Ленинграда глазами юных»
№ п/п | Раздел образовательнойпрограммы «Подвиг Ленинграда глазами юных» | Тема занятия | Содержание | Организационная форма | Место проведения занятия или маршрут |
1 | Вставай страна огромная … | Огненный сентябрь 1941 года | Начало войны. Лето 1941 года. Подготовка к обороне города. Формирование дивизий народного ополчения. Воздушные тараны над Ленинградом. Перестройка промышленности. Эвакуация населения из города. Земли Красносельского района летом 1941 года. 8 сентября 1941 года. Начало блокады. Основные причины. Бои на ближних рубежах. | Образовательное путешествие | Мемориал, посвящённый подвигу героев-авроровцев |
2 | Рубежи доблести и Славы Рубежи доблести и Славы | Красносельско-Урицкий рубеж | Красносельский рубеж. Воронья гора. Красное село. Горелово. Урицкий рубеж. Враг остановлен. | Образовательное путешествие | Зеленый пояс Славы Красносельского района. Музей школы № 98 «Героические защитники Волховского фронта». |
3 | Основные операции на Красносельско-Урицком направлении | Прорыв блокады. Операция «Искра».Волховский фронт (Январь 1943 года). Роль Старопановской операции в освобождении Красносельских земель. Операция «Подкоп». Август 1943 г. - взрыв командного пункта немцев (Авангардная, 35). Высадка десанта с Финского залива на оккупированную территорию (Стрельна, Петергоф, Юго – Запад). Операция «Нева 2». Боевые действия на Ленинградском фронте в январе 1944 года. Освобождение п. Лигово, п. Старо-Паново, п. Горелово, п. Красное Село, п. Дудергоф. Штурм Вороньей горы. Полное снятие блокады. Восстановление города после оккупации и блокады (занятия обобщения и повторения). | Музейные занятия | ГБОУ ЦО № 167 - музей «Красносельский рубеж»; Музей «История поселка Лигово» (ОУ № 383). | |
4 | Памятники Великой Отечественной войны в нашем городе | Первые памятники событий Великой Отечественной войны в нашем городе.Дорога жизни. «Разорванное кольцо»Парки Победы (Приморский и Московский парки).История создания мемориала на площади Победы «Памятник героическим защитникам города». Урицкий вал. Памятники «Скорбящая Мать» и «Солдат с автоматом» в Красном Селе и окрестностях. Памятники в Горелово и окрестностях. Памятники на Дудергофских высотах. Мемориал героям – «Взрыв». | Образовательное путешествие | Музей «Памятник героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы. | |
5 | Музеи славы Ленинграда | Создание презентаций по темам музеев. Создание картотеки музеев, посвященных блокаде города и Великой Отечественной войне. | Музейное занятие | Государственный музей (на выбор): - Истории Ленинграда. - Обороны Ленинграда. - Героическим защитникам Ленинграда. | |
6 | 900 дней мужества 900 дней мужества | Ленинград в блокаде. Быт горожан(1941 – 1942 год). | Жизнь населения блокадного города. Артобстрелы. Работа бомбоубежищ. Голод и смерть горожан. Осень 1941 г. Продуктовая карточная система. Зима и весна 1942 г. Бытовые условия жизни горожан. Транспорт. Май 1942 г. – футбол. Работа школ в 1941-1943 г.г. Помощь взрослым в работе бытовых отрядов и отрядов ПВО. Работа коллективов художественной самодеятельности. Работа на предприятиях. | Музейные занятия | Музей библиотеки «Книги блокадного Ленинграда». Музей школы № 210 «Дети блокадного Ленинграда». |
7 | Дорога жизни. | Ледовая трасса Дороги жизни. Продовольственное снабжение города.Памятники мемориала «Дорога жизни». | Экскурсия | Дорога жизни, «Цветок жизни, «Разорванное кольцо», музей в пос. Осиновец | |
8 | Спасение памятников искусства. | Работа по сохранению памятников, проходившая осенью 1941 г. Укрытие «знаменитых» коней.Спасение куполов и шпилей соборов города. Летний сад в годы блокады. Подвалы Исаакиевского собора. | Обзорная экскурсия | «Символы города»: Аничков мост, Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Медный всадник, Петропавловский собор, Летний сад | |
9 | Их именами названы улицы (имена на карте города) | Красносельский район. Улицы, названные в честь событий Великой Отечественной Войны и носящие имена героев. | Учебная прогулка | Пр. Маршала Жукова, ул, Маршала Казакова, ул. Котина, ул. Маршала Захарова, пр. Кузнецова, ул. Рихарда Зорге, ул. Партизана Германа, ул. Тамбасова, ул. Пограничника Гарькавого. | |
10 | Во имя мира на Земле | Герои живут рядом. | Ветераны Великой Отечественной войны. Материалы семейных архивов «Моя семья». | Музейное занятие | Музей школы № 369 «Юнги Северного флота»; Музей «Десант Памяти» (ОУ № 217). |
11 | Итоговое занятие цикла | Награды города за подвиг и героизм защитников и жителей блокадного города: Звезда героя, два Ордена Ленина. Обелиск на площади Восстания «Городу – герою». Книга Памяти. Мемориал «Невский пятачок» | Образовательное путешествие | По местам боев Ленобласти. Мемориал «Невский пятачок» |
Литература
Для учащихся:
- Баранов Н. В. Силуэты блокады. - Л.:Лениздат, 1982. 173с.
- Без антракта. Актеры города Ленина в годы блокады./Сост.: Макулова-Маширова В. Я., Пономаренко С. А.- Л.:Лениздат, 1970.
- Девятьсот дней. Литературно-художественный сборник. - Л.: Лениздат, 1948.
- Дворянский Е., Ерошенков А. В огненном кольце. - Таллин,1977.
- Жданов Н. Н. Огневой щит Ленинграда. - М., 1965.
- Зубаков В. Е. Ленинград - город-герой. 2-е изд., доп.- М. : Воениздат, 1981.
- Камалов X. X. Морская пехота в боях за Родину. (1941-1945гг.) - М.: Воениздат, 1966.
- Косточкин В. В. Поясом немеркнущей славы. Монументы рубежей Ленинградского фронта. - М.:Искусство, 1975.
- Ленинград в борьбе. Месяц за месяцем. 1941-1944. - СПб:Ланс, 1994.
- Манаков Н. А. В кольце блокады. - Л., 1961.
11. Милъченко Н. Н. Залпы над Невой. - М.:Воениздат, 1983.
12. Рожков А. М. На юго-западе Санкт-Петербурга. - СПб: Лики России, 1996.
13. Сорока М. X. фронтовой трамвай. - Л.:Лениздат, 1986.
- Стояли со взрослыми рядом... Сборник документальных очерков. Сост. Осипова А.М., Тюленева О. П. - Л.: Лениздат, 1985.
- Суворов Н. М. Сирены зовут на посты. Страницы блокадного дневника. -Л.: Лениздат, 1980.
- Чернов Ю. М. Судьба высокая «Авроры». 2-е изд., доп. - М. Политиздат, 1983.
Для педагогов:
1. Акт Ленинградской городской комиссии о преднамеренном истреблении немецко-фашистскими варварами мирных жителей Ленинграда и ущербе, нанесенном хозяйству и культурно-историческим памятникам города в период войны и блокады. - Л., 1945.
2. Артисты в погонах. Воспоминания артистов Театра Краснознаменного Балтийского флота./Сост. Веретенников. - Л.: Лениздат, 1985.
- Бартенев И. А. Ленинград. (Архитектура городов-героев).
- Л.: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1975. - Барышников Н. И., Барышников В. Н., Федоров В. Г. Битва за Ленинград, 1941 - 1944. - М.: Воениздат, 1964.
- Барышников Н. И., Барышников В. Н., Федоров В. Г. Финляндия во второй мировой войне. - Л.: Лениздат, 1989.
- Беляев А. Н. Местная противовоздушная оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1975.
- Блокада рассекреченная. Сборник./ Сост. Демидов В. - СПб.: Бояныч, 1995.
- Бойцы Выборгской стороны. Воспоминания ветеранов 5-й Выборгской дивизии народного ополчения Ленинграда - 13стрелковой Домбровской дивизии./ Сост. Бусырев А. Н. - Л.: Лениздат, 1984.
- Буров А. В. Блокада день за днем, 22 июня 1941 г. - 27 января 1944 г. - Л.: Лениздат, 1979.
- Жеребов Д. К., Соломахин И. Н. Семь январских дней. Прорыв блокады Ленинграда 12-18 января 1943 г. - Л.: Лениздат, 1987.
- Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т. 2. 10-е изд., дополненное по рукописи автора. - М.: Изд. Агентство печати Новости, 1990.
- Зяблова Г. Г. Строка на обелиске. Документальная повесть. Л.: Лениздат, 1984.
- Оборона Ленинграда. 1941 - 1944. Воспоминания и дневники участников. - Л., 1968..
- Операция «Искра». Сборник./Сост. Бойцов С. М., Борщев С. Н. - Л.: Лениздат, 1973.
- Освобождение Ленинграда от вражеской блокады. Сборник./Сост. Крупица К. К.- СПб.: ИНКО, 1994.
- Островский В. П. 27 января 1944. -М.: Мол. гвардия, 1984.
- От Ленинграда до Рижского залива./Сост. Рябов. А.- Л.: Лениздат, 1989..
- «Победа». Поэтический сборник о подвиге Ленинграда В Великой Отечественной войне. - Л.: Лениздат, 1970. 558с.
- Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. - М.: Сов. Россия, 1969.
- Память. Письма о войне и блокаде./Сост. Варсобин А. К. - Л.: Лениздат, 1985.
- Память. Письма о войне и блокаде./Сост. Варсобин А. К., Лисочкин И. Б. - Л.: Лениздат, 1987.
- «Победа». Сборник прозы о подвиге Ленинграда в Великой Отечественной войне. - Л.: Лениздат, 1970. 364с.
- Рожков А. М. На юго-западе Санкт-Петербурга. – СПб.: Лики России, 1996.
- Солдаты сто девятой. Сб. воспоминаний./Сост. Вересов А. И. - Л.: Лениздат, 1963.