Эстетико-нравственные основания субкультуры готов как отражение готической культуры средневековья.

Полковникова Анастасия Анатольевна

В данной статье рассматриваются основания появления субкультуры готов, семантического сходства готов и готической культуры средневековья. Материал будет интересен при изучении культуры Средневековья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx607.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Повалихинская средняя школа

Эстетико-нравственные основания субкультуры готов как отражение готической культуры средневековья

Преподаватель искусства
Полковникова Анастасия Анатольевна

Повалиха 2015

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….. 3

1§. Эстетико-нравственные основания готической субкультуры …. 6

2§. готика средневековья – ценностный ориентир на века……………12

Заключение………………………………………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………………………………..20

Приложение …………………………………………………………………………………….22

Введение

В современный период времени, времени информационно насыщенном, есть возможность получить информацию о многом. Но будет эта информация псевдо- или истина для многих непосвящённых сказать сложно. Этими непосвящёнными и становятся подростки, у которых формируется отношение к культуре, обществу. Именно в этот возрастной период,  уже не дети, но ещё и не взрослые, важная роль отводится эмоциональной сфере, а не рациональной. Им кажется, что их ни кто не понимает, им хочется выделиться из толпы. Здесь и первая любовь и первые серьёзные обиды. Поэтому они видят выход только в одном выделиться при помощи, каких-то определенных черт, найти родственные души.

Существует множество молодёжных субкультур, готовых помочь –панки, металлисты, готы, хиппи, ролевики. В которые и вступают молодые люди по схожим интересам, чем зачастую становится музыка. В этих субкультурах подросток, непонятый ранее обществом, может выразить себя как свободная, творческая личность.

Одним из таких объединений является готическая субкультура.

 Сегодня интернет просто пестрит сайтами, блогами о субкультуре готов. Что только о них не пишут, вот одна из многочисленных цитат о готах: «готическая субкультура это модный имидж для насупленной молодежи, по своей натуре настроенной против родного социума и ищущей пути противопоставления себя толпе» [16].

Говоря о современных готах, сложно определить какие они на самом деле, откуда возникли, какова их настоящая природа. Из-за сложности понимания, общество, не разобравшись в сути, делает выводы. Поэтому появляется псевдоготические объединения и отрицательное представление о них у современного общества.

Когда мы слышим слово «гот» или «готика», то сразу же ассоциируем их с группой людей, которые одеты во всё чёрное, носят пирсинг, слушают тяжелый рок и верят в Сатану. И почти никто не пытается узнать суть всего этого «маскарада», почему вдруг люди начали так странно одеваться, по-другому осознавать себя. А проблема состоит в том, что никто не пытается познать истинности этого объединения.

Таким образом, данное исследование актуально для современного           общества, ведь это лишь небольшая ступень, открывающая истинное видение готической субкультуры.

Как социокультурная тема данная проблема занимает особое место в трудах социологов и культурологов, которые инициируют воспроизведение и реконструкцию прошлого, и его влияние на современность. Так кандидат философских наук В.Т. Жежерун выявляет, что «для современной науки становится всё более характерным изучение человека, как субъекта и творца истории, ориентация гуманитарных исследований на изучение предметно-материальной и духовной деятельности больших масс людей и отдельных молодёжных групп под влиянием определённого художественного стиля». Таким художественным стилем и является средневековая готика. «В научном поиске рассматривается степень доверия индивида к реальности средневековья, составляющей почву «жизненного мира» его бытия» [5, с.4], отсюда и недоверия молодёжи к современной социальной среде, уход её в «сухой остаток» субкультуры.

 Поэтому в данном исследовании будет важным показать, что готическая субкультура, это есть отражение истории средневековья, а точнее готического искусства, хотя бы на базе эстетико-нравственных оснований.

Объект исследования: готическая субкультура и готика средневековья;

Предмет исследования: эстетико-нравственные основания.

Цель: проанализировать готическую субкультуру и готическое искусство на предмет общих эстетико-нравственных оснований

Задачи:

  • раскрыть смысл готической субкультуры;
  • систематизировать знания по средневековой культуре;
  • определить взаимосвязь эстетики и нравственности готов и готики средневековья.

Работа состоит из введения, где рассматривается актуальность,  проблематика работы, объект, предмет, цель и задачи. Двух параграфов: первый параграф – эстетико-нравственные основания готической субкультуры; второй – готика средневековья – ценностный ориентир на века. В первом параграфе будут рассмотрены следующие аспекты: краткая история готического движения, эстетика внешнего проявления, и нравственного отношения к миру. Во втором параграфе – эстетические и нравственные аспекты культуры средневековой готики (мистерия, архитектура, изобразительное искусство). Заключение, где сформирован итог работы. Списка литературы, а так же приложения.

1§. Эстетико-нравственные основания готической субкультуры

Готическая субкультура, противопоставляющая себя современному обществу, привлекает многих молодых людей тем, что именно в этой субкультуре у индивида есть возможность выразить свои творческие и душевные порывы. Так как гот это не только своеобразный имидж, но и образ жизни, деятельности и даже мышления. То есть, у готической субкультуры выделяют свои эстетико-нравственные основания, которые являются связующей нитью между готикой средневековья и готикой современной. Прежде чем определить эти основания, необходимо рассмотреть историю возникновения самой субкультуры.

Готическая субкультура насчитывает почти 30-летнюю историю. Она зародилась в Англии, где на рубеже 70–80-х годов старая формация панк-культуры начала видоизменяться, и появилось такое музыкальное течение, как пост-панк. Классиками нового стиля стали группы «The Cure» и «Bauhaus». Этот стиль диктовал новое, более атмосферное, отчасти «темное» и депрессивное восприятие мира. Отсюда возник новый тип формации панков – Dark Punks (англ. – «темные панки»). Это были фактически первые готы, которые создали достаточно интересный имидж: черные ирокезы, рваные колготы и сетки, «темный» и грубый макияж. Уже к середине 80-х годов с творчеством британской группы «The Sisters of Mercy» возник такой термин, как Gothic subculture. Затем появилась целая волна «тёмных панков» (The Cult,The Mission, Fields of Nephilim, Joy Division, Siouxsie & The Banshees), которые не соглашались с определением «Готы», т.к. их  «обозвали» готами не из-за стиля средневековой архитектуры, а по имени северогерманских племён «Готов», сокрушивших Римскую Империю, т.к. считали музыку этих групп варварской. Определение «Готы», в современном понятии, присвоили себе группы второй волны готик-рока появившиеся в конце 1980- начале 1990-х гг, такие как: London After Midnight, Diary of Dreams (Darkwave), Lacrimosa (основоположенники Gothic-Metal), HIM (Love-Metal), Tristania – все они определили дальнейшую судьбу и эстетику современной Готики [прил. № 1; 2]. Так в текстах готических групп стали воспеваться депрессивные настроения. Самые популярные темы – смерть, одиночество, любовь, трагические сцены и образы жизни. Именно в таких декаданских темах и черпают своё вдохновение современные готы. Также многими группами стали перекладываться рассказы и стихи известных авторов-романтистов (Байрон, По, Бодлер и др.) Но самым популярным образом в готике стал образ вампира (часто аристократа). Некоторые группы полностью строили своё творчество на эстетике вампиризма (Theatres Des Vampires, Cradle of Filth)[18].

С начала 1990-х гг. Готика просочилась в другие виды искусства. Многие классические фильмы ужасов (в частности «Дракула», «Франкенштейн», «Человек-Волк» и др.) были отнесены к готике. В 1994 году выходит картина «Ворон» с Брэнданом Ли в главной роли режиссёра Алекса Пройаса, которая закрепила за собой классический образ современного гота: кожанная одежда, массивные армейские ботинки и черно-белый грим на лице. Но самой запоминающейся фигурой в готическом кино стал режиссёр Тим Бёртон. Его «Битлджюс», «Эдвард Руки-Ножницы», «Суинни Тодд» стали одними из культовых фильмов.

 Так же к готике были отнесены многие литературные произведения, герои которых сталкиваются с какими либо потусторонними силами. Например: «Франкенштейн» Мери Шелли, «Дракула» Брэма Стокера, произведения Эдгара По и мн.др. Из писателей XX в. Выделяют Говарда Лавкрафта и Михаила Булгакова. В живописи к готическим образам обращались многие великие художники различных эпох и стилей (Леонардо Да Винчи, Иероним Босх, Дюрер, Караваджо, Огюст Фрагонар, Пьер Огюст Ренуар, Михаил Врубель, Сальвадор Дали). Из художников современности выделяются Виктория Францес и Ганс Руди Гигер.

Рассмотрев исторические корни готической субкультуры, можно перейти к рассмотрению эстетико-нравственных оснований, которые являются ключевым звеном данной субкультуры. Что позволит ответить на главный вопрос – является ли современная готика отражением готики средневековья.

Эстетика готической субкультуры, своими корнями уходит в готический роман и романтические представления о готическом искусстве средневековья. Готическую эстетику достаточно сложно описать, из-за её эклектичности, глубины и экспрессивности, причём некоторые её части находятся в противодействии.

Существенная черта готики – театрализованность и манерность, берущая своё начало в готическом романе XVI и XIX веков, который, в свою очередь, вдохновлялся готической архитектурой.

«Ошибка в том, что изначально, и впоследствии, в отдельных случаях, «готика» воспринималась как что-то мрачное, она являла собой противопоставление мейнстриму – чёрный цвет использовался в качестве пассивного протеста» [4].

Так как в ярких цветах и радостной музыке нет силы для готов, радость – проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. Чёрный цвет, разумеется, не важен – и это подтвердят любые фотографии с готического фестиваля – люди одеты в совершенно разную одежду, совершенно разных цветов. Основа всего – экстравагантность и непохожесть. «Другая» музыка, «другой» имидж. Поэтому, готика воспринимается двояко – либо её воспринимают с негативом, непониманием, что влияло на появление псевдоготики, либо с равнодушием.

Готическая субкультура до сих пор популярна не только у молодёжи, но и у старшего поколения. «Субкультура до сих пор жива – благодаря своему подлинному многообразию и развитию. Рамки у этого развития только одни – противовес «официальной» культуре и общественным вкусам. А на этом поприще – бесконечное раздолье» [4].

Интерес к тайнам истории, отразился во внешнем виде.
Уход от повседневности во всём, через обращения к прошедшим эпохам и образам, через облачение в странную одежду, разумно сопровождается модификациями тела – в готической среде особо распространён пирсинг. Это ответ на общественно признанный стиль.

В Европе, в начале 90-х годов, в готической субкультуре появилась мода на одежду викторианской эпохи. Почему именно викторианская?

Викторианская эпоха, это эпоха правления в Англии королевы Виктории. Длилась с 1837 по 1901.

«Неоготика, или новая жизнь готической архитектуры пришлась именно на этот период – не без участия королевы, само собой. Это возвращение повлекло за собой моду на готические романы, в которых повествовалось об ужасном средневековье с позиции человека времён второй половины XIX столетия» [3, с. 156].

Просто так ли, типичный слоган гота на вопрос о его одежде – «это отражение моего внутреннего мира»? Отнюдь. Человек может сам не понимать, ввиду большого количества низкокачественной информации – что его экстравагантная одежда – противовес «обыкновенной». Многие статьи о готах пестрят заявлениями, о «тёмной душе», «мрачном взгляде на вещи» и вроде как тёмная одежда есть олицетворение этого мрака.

Отголоски подобной позиции, слышатся ещё в футуризме начала XX-го века: «Создание особой атмосферы, своего рода дереализация реальности, внедрение ритмов, энергии искусства в повседневное течение жизни – эти устремления авангарда требовали трансформации традиционных способов существования искусства. Футуристический «грим» и мода во многом опирались на схожие механизмы действия в культурном и социальном пространстве, использовали близкие приёмы преодоления границ картинного пространства для создания новых форм искусства, распыленного в повседневной жизни» [7, с. 125], [прил. №3].

«По моему мнению, готика это субкультурная форма подчёркнуто-творческого нонконформизма, под влиянием тёмной эстетики» [7, с. 125].

Следует отметить, что «тёмный» оттенок является ни чем иным, как негативом, обратной стороной, с точки зрения символики и архетипов истории Европейского общества. Так, с культурологической точки зрения, «тьма» и её олицетворение приобретает большую завершённость и осмысленность.

В концепции Европейской культуры, К.Г. Юнг выделяет архетипы негативные, доступные аналитической психологии в отрицательных мифопоэтических образах: «колдун», «демон», «черт». Эти отдельные архетипические образы относятся к архетипу Тени [8, с. 58], происходящему из негатива картины мира – той его части, которая остается непознанной.

Деньги объявляются высшей ценностью, прагматизм побеждает, следовательно, протестной формой является романтизм.

Прежде всего, гот – это романтик. Романтик с большой буквы, для которого важна Свобода. Свобода тоже с большой буквы.

Для вовлечения в готическую субкультуру, требуется сначала отказаться от общепризнанной «дешёвой», «смазливой», «лживой» массовой культуры. Но готика это не путь яростного противодействия, она не стремится уничтожить и побороть, но создаёт альтернативу – другую пищу для других вкусов. Тем самым, показывая, что жить можно «по-другому», готика и привлекает всё больше творческих людей.

Такую творческую идею можно наблюдать ещё в XIX веке в творчестве американского писателя Эдгара По. И именно в его произведении «Элеонора» и раскрываются эстетико-нравственные основания современной готической субкультуры: «Я  родом  из  тех,  кто отмечен силой фантазии и пыланием страсти. Меня называли безумным, но вопрос еще далеко не решен, не есть ли безумие  высший разум и не проистекает ли многое из того, что славно, и все, что глубоко, из болезненного  состояния  мысли, из особых настроений ума, вознесшегося ценой утраты разумности. Тем, кто видят сны наяву, открыто многое, что  ускользает от  тех,  кто  грезит  лишь  ночью  во  сне. В туманных видениях мелькают им проблески вечности, и, пробудясь, они трепещут, помня,  что  были  на  грани великой  тайны.  Мгновеньями  им открывается нечто от мудрости, которая есть добро, и несколько больше от простого звания, которое есть зло, и все же без руля и ветрил проникают они  в  безбрежный  океан  «света  неизреченного»  и вновь,   словно   мореплаватели  нубийского  географа,  «agressi  sunt  mare tenebrarum, quid in eo esset  exploraturi»  [Вступают  в  море  тьмы,  чтобы исследовать, что в нем (лат.)]» [9, с. 2].

Таким образом, эстетико-нравственные основания готической субкультуры, это не только специфическая одежда, но и само отношение к миру, искусству. Еще необходимо отметить значимую роль «декаданса» в творчестве готов, берущего свое начало в футуризме. По мнению готов, лишь упадническое настроение, страдание, боль, ужас могут привести к просветлению, к наивысшему проявлению творчества. А не то же ли самое было в готическом искусстве средневековья [прил. № 5].


2§. готика средневековья – ценностный ориентир на века

«…Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес…»

О. Мандельштам «Notre Dame» [10, с. 34]

Готическая субкультура не несет в себе ничего отрицательного для общества, и воспринимать ее как нечто нехорошее для молодежи просто не правильно. Если же вспомнить историю, то первоначальные исследования средневековой культуры определяли ее как «темные века». На самом же деле культура того времени таковой не являлась. И это доказывают удивительные крепости романского стиля, куртуазная литература, росписи книг, а так же готический период в архитектуре.

Определение «готический» было дано художественному стилю XII – XIV веков несколькими веками позже его появления (в XVI  - XVII веках) и первоначально носило явно пренебрежительный смысловой оттенок: так определяли искусство, в широком смысле доренессансное и неитальянское. По сути, он означал «варварский». Во времена возрождения готики в XVIII веке термин потерял оскорбительный оттенок, и стал применяться по отношению к искусству, созданному между романским и ренессансным периодами [2 с. 304].

 Впервые понятие в современном смысле применил итальянский художник Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренесанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Дж. Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) писал, что падение Римской империи повлекло за собой период забвения «истинно прекрасного», отмеченный господством «истощенной и устаревшей греческой манеры» (итал. maniera greca -см. итало-критская школа) и «испорченной» готической. Однако термин «готика» чаще употребляли во Франции, где он вообще отождествлялся с национальным стилем («gothique»), подобно обозначению средневекового искусства Англии (лат. opus anglicanum) [11 с.533]

Главной фигурой средневековой готики стал готический храм. Отличало его от храмов средневековья множество аспектов, среди которых вытянутые ввысь узорчатые колокольни, такие же вытянутые арки окон и дверей, множество статуй и фигурок различных святых в сочетании с мифическими и зачастую библейскими существами. Готические мастера пытались показать человеку, зашедшему в храм, низость его души, погрязшей в смертных грехах. И если б люди ходили на исповедь не к священнику, который всё прощает, а к самому Богу, они бы попали не в Рай, куда как бы все стремились, а в Ад [прил. 4].

«Готика – венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла» [1 с. 103].

В своем же развитии она подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику. К концу XIX в. – поздний период стали определять как один из самых ярких и оригинальных художественных стилей [2 с. 252]. Поэтому этот период и стал столь привлекательным для современных исследователей и некоторой молодежи.

В религиозном сознании человека эпохи готики сильнее выявлен момент личного переживания: непосредственное вовлечение верующего в литургический обряд и более тесный эмоциональный контакт со зримыми сакральными образами. Такая форма приобщенности к вере и к ритуалу больших человеческих масс вносит в сознание верующего новое качество – всеобщность религиозного чувства. «Которой присуща активно направленная действенность и огромная сила внушения, недаром по интенсивности и эффективности выражения конфессиональной идеи с ней не может сравниться в европейском искусстве ни одна другая художественная система» [5 с. 7].  

Здесь необходимо упомянуть о значении мистериальных действий в средневековой культуре. Мисте́рии (от греч. μυστήριον, «таинство, тайное священнодействие») – богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления [12, с. 69]. Со временем мистерии утратили эстетику таинства и к концу XII века стали походить на театрализованные представления с религиозными мотивами. В готической субкультуре тоже наблюдаются мистериальные действия при так называемых посвящениях в готы. Отсюда и ошибочное мнение, если не посвящен, то не настоящий гот.

Вскоре, воспоминания о «страшном средневековье» начали оттаивать, и в эпоху романтизма, люди стали вдохновляться средневековьем. Эпоха, погрязшая в болезнях, голоде, бесконечной охоте на ведьм… Эпоха больных чумой или проказой людей и всепоглощающей, грязной смерти. Во время, которой строились эти грандиозные здания. Именно эти здания словно наследство времён, тяжёлый груз истории Европы вдохновлял людей на создание первых готических романов. В готическом романе, авторы без тени реализма, пытались передать своё видение атмосферы средневековья. Именно потому, что действие происходило в средние века, жанр назван так.

Многие из исходных установок в эстетической теории романтики и готики были общими для обеих эпох. И в том и в другом случае в полной мере сохраняется тезис о примате сверхчувственной идеи, воплощаемой в чувственных формах, о возвышении души в запредельный мир сверхчувственной красоты, ведущем к постижению божества.
Идея падения и уничтожения деяний рук человека, повышенная эмоциональность, тёмное и сверхъестественное. В те времена правящего классицизма, ушедшая эпоха готики воспринималась, как нечто бросающее в дрожь. Архитектор оказался в центре созидательной деятельности своего времени. Грандиозность и конструктивная изощренность соборных построек потребовали от зодчих развитого творческого воображения, обширных знаний, высочайшего мастерства и чувства большой художественной и профессиональной ответственности
[1 с. 89].

Эстетика готического храма, это не только внешняя устрашающая красота, но и внутреннее убранство, целью которой являлось – довести человека до экстаза. В достижении этой цели особую роль играет свет.

  Для фрески и для иконы функция реального физического света сводится к функции освещения.

Для мозаики реальный свет означает нечто большее: он  содействует цветовой активизации и качественному преображению смальтового слоя.  Еще существеннее роль света для витража:  свет составляет его жизненную субстанцию,  смысл и основу его существования – то двуединство, в котором материальность красок  трансформируется в цветовые лучи, то есть  в чистую цветовую энергию, преобразующую  свет солнца в бесконечно-изменчивое красочное многообразие [1 с.79]. «И в данном случае должно быть подчеркнуто, что раскрытие в готике  богатейших образных ресурсов витражного искусства (в менее развитых формах витражи применялись и в романскую эпоху) произошло не как следствие длительного спонтанного процесса, а в форме своеобразного скачка – как результат прямой инспирации со стороны руководителя строительства церкви Сен Дени, аббата Сугерия» [2, с. 17].

Таким образом, готический храм соединял свет и тьму, добро и зло, миф и реальность, адские мотивы и райское блаженство. Что напоминает сюжет «Божественной комедии» Данте Алигьери – «Что бы попасть в Рай нужно пройти семь кругов Ада» [13, с. 16].

Виктор Гюго в произведении «Собор Парижской Богоматери» наиболее точно описал готический храм как место противопоставлений: «Над  нашими  головами двойной   стрельчатый  свод,  отделанный   деревянной  резьбой,  расписанный золотыми лилиями по лазурному полю; под  ногами – пол, вымощенный белыми и черными мраморными плитами. В нескольких шагах от нас  огромный столб, затем другой, третий – всего на  протяжении залы  семь таких  столбов,  служащих линией опоры для  пяток  двойного свода.  Вокруг  первых  четырех столбов – лавочки торговцев, сверкающие стеклянными изделиями  и мишурой…»,  «…между  окнами, между  столбами – нескончаемая  вереница изваяний королей  Франции, начиная с Фарамонда: королей  нерадивых, опустивших руки и потупивших  очи, королей  доблестных и  воинственных, смело подъявших чело и руки к небесам» [14 с.1].

Колдуны, маги, ведьмы, странные явления природы – вся ужасающая эстетика средневековья, нашла своё отражение в духе готических романов. Первые романы писали именно о временах средневековой Европы, впоследствии, остался лишь фирменный стиль и фирменное настроение «предчувствия ужаса».

Готический роман отличают следующие черты: Гораций Уолпол был основателем готического романа. Первый готический роман назывался «Замок Отранто», где повествование идёт о временах первого крестового похода.

Анна Радклифф создала готический роман в том виде, в котором мы видим его сейчас, и впервые очертила образ злодея, который позже был развит в романтическом герое Байрона.

В те времена ходили разные мнения по поводу, что такое готический роман. В частности Натан Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг», так определял готический жанр: «…ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика…даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу». Декаданская «душа» (ключевое для лирики «конца века» слово) представляет собой один из «изводов» той – сентименталистской и романтической – «прекрасной души», которая была хорошо известна уже столетием раньше [17].

По характеристике Гегеля, главная особенность «прекрасной души», полагающей себя божественным сосудом истины и добра, заключается в безмерном восхищении собой и искреннем презрении к внешнему миру, коль скоро тот не отвечает ее высоким запросам. При этом «прекрасную душу» подтачивает изнутри роковая слабость: не решаясь на практические действия, на схватку с жизнью, она пребывает в постоянном страхе, «боясь запятнать великолепие своего «внутреннего» поступками и наличным бытием»: надеясь «сохранить чистоту своего сердца», она «избегает соприкосновения с действительностью и упорствует в своенравном бессилии отречься от самости»; единственное «действие», на которое она способна,  это «страстное томление», которое, однако, «не доходит до субстанциальности и сгорает внутри себя» [7].

Поэтому одной из характерных черт, связывающих готическую субкультуру с готикой средневековья, это общее декаданское видение мира, дающее силы на творческое самовыражение. А это и есть устрашающая внешность и само отношение к миру, к себе.

Заключение

Так, современные готы, это не только чёрно-белый имидж и тусовки на заброшенных зданиях и кладбищах. Больше половины из тех, кто говорит, что он Гот, на самом деле таким не является. Ведь Готику надо прочувствовать всей душой, а не просто нарядится в кожу.

Несмотря на некоторые аспекты готической эпохи, оказавшие влияние на молодежную готическую субкультуру, между ними есть некоторые существенные различия. Самое важное и главное из них заключается в том, что готические времена характеризуются всеобщностью религиозного чувства. Именно в это время активизируются связи церкви и верующих: церковь не самостоятельная единица, отныне она интегрирована в общество (посредством строительства городских соборов).

Что касается отношения современных готов к религии, то здесь однозначно оценить ситуацию достаточно сложно: некоторые из них принадлежат к какой-либо конфессии, однако вера не является для них первостепенным фактором. Как отмечают исследователи готической субкультуры, многие из ее представителей вообще не имеют веры как таковой, а к религиозным аспектам относятся с сарказмом. Поэтому и религиозную символику готы используют лишь как атрибутику для создания своего образа, а не для выражения глубокого религиозного чувства. Религия для гота – это инструмент формирования имиджа, а не платформа для формирования мировоззрения [4].

Таким образом, истинные готы в своей эстетике опираются на то эмоциональное и духовное состояние, которое было присуще готической эпохе, с ее разгулом смерти и мистицизма, красоты и ужаса, устрашения и величия.

Загадочность этой эпохи пугает и притягивает одновременно (как ужасные горгульи на порталах Нотр Дам де Пари). То же самое ощущение вызывают у наших современников представители готической субкультуры, их поведение и плоды их деятельности. Готика, как историческая, так и современная ассоциируется со смертью, мистикой, трагизмом, мрачностью, неопределенностью, тревогой [4]. Эти качества отражаются в представлении о мире современных готов. Что можно определить как «декаданс». Именно такое декаданское видение мира, дает силы на творческое самовыражение. Проявление, которого можно рассмотреть в устрашающей внешности, и самом отношении к миру, к себе.

 Готика - эпоха неоднозначности, перелома, своеобразный переход от «варварского» к «высшему», возможно в этом кроется причина обращения к ней молодых людей, находящихся в поисках своего «я».

Список литературы

  1. Бобринская, Е. Русский Авангард: границы искусства. / «Очерки визуальности». – М.: НЛО, 2006. – 304 с.
  2. Вазар, Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих изодчих. – М.: Альфа-книга, 2008. – 1280 с.
  3. Гегель, В. Феноменология духа / интернет ресурс [http://www.lib.ru/FILOSOF/GEGEL/fenomen.txt] 15.04.201
  4. Гюго, В. Собор Парижской Богоматери. Собр. Соч. в 10 томах. Т.3.[Текст] / В.Гюго. – М.: Правда, 1972. – 511 с.
  5. Данилова, Г.И. МХК: от первобытности до XVII в. 10 кл.: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 397 с.
  6. Данте, А. Божественная комедия. – М.: Лит.издат, 2000. – 183 с.
  7. Жежерун, В.Т. Классическая готика и готическая субкультура: доверие Богу и эскапизм обществу (статья) // Международный Славянский университет. Харьков, 2010.
  8. Левикова, С.И. О готах, готике и большом российском обществе [Текст] / С.И.Левикова // Общественные науки и современность. – 2006. – №4.
  9. Малькова, К. Взаимосвязь средневековой готической эпохи с современной готической субкультурой [http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/style_theorie.Html] 2.04.2011
  10. Мандельштам, О.  Сочинения  в  2-х  тт.  Том  1: стихотворения,   переводы.  Сост. С. Аверинцев  и  П. Нерлер. – М.: Художественная литература, 1990. – 358 с.
  11. Мартиндейл, Э. Готика. – М.: Слово, 2001. – 203 с.
  12. По, Эдгар. Стихотворения. Проза. -  М.: Худ.лит, 1976. – 270 с.
  13. Ротенберг, Е.И. Искусство готической эпохи. – М.: Искусство, 2001. – 356 с.
  14. Юнг, К. Архетип и символ. – М:. Просвещение,1991. – 137 с.
  15. http://www.qton.ru/239.html [22. 03. 2011]
  16.  http://gothic.centerblog.net/rub-murmures [3. 04. 2011]
  17. gothicology.goths.ru › html/goth_part_6.htm [5. 04.2011]
  18. http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/3526 [12. 04.2011]

Приложение

H:\исследование культуры готики\Готические Группы\Безымянный.bmp

№ 1.

Готическая группа

H:\исследование культуры готики\Готические Группы\x_0558b330.jpg

№ 2

Гот это не только черная одежда

http://gothicology.goths.ru/images-main/IMG_1719.jpg

№ 3

        «превратить футуристический „грим“ в предмет пересудов и объект для любопытствующих глаз…»

http://gothicology.goths.ru/images-main/21899366.jpg

№ 3

Кадр из фильма «Метка Вампира», 1935 год.

H:\исследование культуры готики\Готическая Архитектура\1-web.jpg

№ 4

Готический храм

H:\исследование культуры готики\Готическая Архитектура\177546921.jpg

№ 5

Готическая скульптура


http://gothicology.goths.ru/images-main/ThedaBara.jpg

        

№ 6

Влияние Кэррол Борланд на имидж готов — однозначно.