Интеграционная сущность социо-культурных технологий в гармоничном развитии личности
Для развития личности ребенка дошкольного возраста наиболее действенными являются игровые технологии, потому что в период дошкольного детства как было сказано ранее, ведущим видом деятельности является игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsionnaya_sushchnost_sotsio-kulturnyh_tehnologiy.docx | 82.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграционная сущность социо-культурных технологий
в гармоничном развитии личности
Сегодня возможность альтернативных подходов к организации развития и воспитания детей вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Отвечая на потребность общества в нестандартном, творческом развитии и желанием родителей обеспечить это развитие своему ребенку, появляется
большое количество досуговых учреждений, использующих различные технологии для развития личности ребенка.
Более всего этим требованиям удовлетворяют игровые, ситуативнотворческие методы и формы, которые стимулируют активную деятельность участников, побуждают их различать, вести диалог, что создает предпосылки для становления творческой индивидуальности ребенка.
Для развития личности ребенка дошкольного возраста наиболее действенными являются игровые технологии, потому что в период дошкольного детства как было сказано ранее, ведущим видом деятельности является игра.
Игра - проявление своеобразного, независимого детского мира и способ познания социального мира - мира детей и взрослых.
Игра - смысловая реальность для ребенка и форма выражения его внутреннего мира. В этом состоит ее психологическая сущность, ее «внутренняя со-
циальность», которая проявляется в том, что ребенок учиться в игре своему
«я», создавая фиктивные точки идентификации - центры «я»1.
Игровая деятельность имеет ряд особенностей.
1. Игровая деятельность имеет свой сензитивный период развития - дошкольное детство. Если в этот период ребенок смог использовать игру как форму самовыражения - «наиграться от души», то в дальнейшем он легко адаптируется к любым жизненным ситуациям, принимая на себя разные роли. Этот феномен объясняется второй особенностью.
' - Горлова Н.А. Личностный подход в дошкольном образовании: стратегия и путь реализации /Н.А.Горлова. - М.: МПИУ, 2000. - С.102.
- Игровая деятельность интуитивна по своему характеру, имеет эмоциональную основу. Используя игру как эмоциональную разрядку, ребенок играет для себя, получая удовольствие от самого процесса игры.
- Игра всегда свободна - возникает по желанию ребенка, игровому мотиву и заканчивается тогда, когда игровой мотив реализовался и желание исчерпано.
- Но свобода игровой деятельности имеет разную степень выраженности, которая проявляется по-разному в зависимости от типологических особенностей личности; например, у детей-экстравертов степень выраженности игры наиболее яркая (они любят «играть на публику»), чем у детей-интровертов. В степени выраженности заключается четвертая особенность игровой деятельности.
Игра представляет собой первичную форму вхождения ребенка в мир социальных отношений: «ребенок - родитель», где ребенок - свободное ) безответственное) в своих действиях существо, за которого ответственность несут
его родители.
Игровая деятельность, адаптируясь и развиваясь в различных игровых ситуациях, преобразуется в игровые механизмы: воссоздающие и творческие, которые выступают основой развития игровой деятельности ребенка. В основе воссоздающего игрового механизма лежит рефлекс подражания, а творческий механизм «запускается» благодаря рефлексу свободы.
Игра есть врожденная потребность человека быть самим собой, не подчиняясь условностям общества - «принимайте меня таким, каков я есть». Игровая деятельность социальна по содержанию: играя, ребенок познает правила поведения - социальные нормы, усваивает роли, «учиться жить и действовать в мире»1 .
- Го лова Н.А. Личностный подход в дошкольном образовании: стратегия и
Р р р путь реализации /Н.А.Горлова.-
М.: МПИУ, 2000.- С.106.
Игра, с одной стороны, имеет внутреннюю, субъективную, психологическую природу (Л.С.Выготский, а с другой - педагогическую, социальную, и рассматривается как «организуемая взрослыми форма подготовки детей к будущей жизни в человеческом обществе» (Д.Б.Эльконин).
Таким образом, игра ребенка дошкольного возраста выступает с одной стороны, как форма познания социальной действительности, а с другой стороны, может рассматриваться как основа обучения и развития.
В разнообразной деятельности (игра, труд, рисование, лепка и проч.) формируются коллективные взаимоотношения, которые благоприятны не только для развития взаимодействия, но и для индивидуального развития каждого ребенка, так как именно коллектив стимулирует развитие индивидуальности.
Индивидуальная форма организации занятий с ребенком заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т.п.
Однако современные исследования выявили, что индивидуальные занятия требуют от ребенка больших нервных затрат, создают для него эмоциональный дискомфорт. Оставшись один на один с педагогом, ребенок испытывает робость, на него «давит авторитет» знающего и умного взрослого (Е.В.Субботский). Позиция «меня обучают», оказывается, не мобилизует его, а напротив, формирует представление о себе как о существе несамостоятельном, опекаемом, что сковывает его активность. Чтобы продвигаться в обучении, ребенку необходимо общение со сверстниками' .
Групповая форма предполагает, что занятия проводятся с группой. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А.Козлова, Т.А.Куликова./ - М: Академия, 2001.- С.244.
На этих занятиях важен эффект «эмоционального взаимодействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности побуждает ребенка к самовыражению.
В психологическом отношении ребенок всегда ближе к другому ребенку, чем ко взрослому.
В процессе общения со сверстниками он сравнивает свои достижения с
чужими. В результате у детей формируется способность к самооценке взаимооценке, сопереживанию.
В настоящее время возникла необходимость к преобладанию комплексных
занятий, на которых одновременно решается несколько дидактических задач
(систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.)'.
По содержанию занятия должны быть интегрированными, то есть объединять знания из нескольких областей. Это объединение не должно являться произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга.
Далее рассмотрим несколько самых популярных технологий и проанализируем их с точки зрения реализации принципа комплексного подхода.
Одной из рассматриваемых в данном исследовании технологий является
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Основателем ее является Г.С.Альтшуллер.
Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских
ЗадаЧ2 .
Технология Г.С.Альтшуллера в течение многих лет использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть -
1 - Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А.Козлова, Т.А.Куликова./ - М: Академия, 2001.- С.246.
2 - Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Информационный обзор. - М.: А.П.О., 1994.- С.ЗО.
Следующий этап - разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: Как можно перенести воду в решете?
Основная задача: научить детей искать и находить свое решение, эти и есть
этап изобретательства. Изобретательство детей выражается в творческой фан-
тазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов.
Например, детям предлагается спасти Колобка от лисы, выручит семерых козлят, самому спастись от бабы-Яги.
Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности - игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой сложной ситуации.
Таким образом, технология ТРИЗ дает детям методы и инструменты творчества. Использование этой программы в деятельности культурно-досугового
центра действительно создает условия для творческого развития дошкольника. Однако здесь не учитываются некоторые компоненты, необходимые для реализации комплексного подхода.
В первую очередь - это обособленная технология, рассчитанная только на взаимодействие ребенка и педагога внутри группы. Не являясь открытой системой, она не имеет выхода на родителей и школу, что противоречит условию интеграционного взаимодействия ближайших микросред окружения ребенка.
В нашей стране в настоящее время работает целое направление, которые заимствует зарубежный опыт организации развития, воспитания и обучения детей. Самые известные из зарубежных технологий - это Вальдорфская и монтессори-педагогика.
В результате проведенного анализа педагогической и психологической литературы было выяснено, что наиболее популярно (по количеству изданий) является именно педагогика Марии Монтессори. Ее произведения, опубликованные на русском языке, составляют библиографию из 12 - 14 наименований, книг о жизни и педагогической деятельности М.Монтессори - более 1001. Разработанные в первой четверти ХХ века, идеи Монтессори очень популярны в
отечественной педагогике.
Сущность педагогической теории М.Монтессори характеризуют три ведущих положения:
- Воспитание должно быть свободно.
- Воспитание должно быть индивидуально.
- Воспитание должно опираться на данные наблюдений за ребенком. Обеспечение этих факторов - главная задача воспитания.
Опираясь на данные физиологии, антропометрические характеристики детей от 3 до 7 лет, педагог находит средства чтобы обеспечить и облегчить ребенку «его сложную внутреннюю работу психического приспособления, духовного роста».
Предлагается отойти от традиционной классно-урочной системы и создавать оригинально построенный педагогический процесс для детей от 4 до 12
лет, где главное - признание за каждым учеником права на свой темп работы и свои способы овладения знаниями.
Основными принципами, на которых строится педагогика Монтессори, являются:
- объединение зрительного восприятия и мускульно-тактильного;
- создание особой предметно-развивающей среды - «окружающей среды» и «духовной экологии».
1 - Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Информационный обзор. - М.: А.П.О., 1994. - С.34.
Для реализации этих принципов служит разнообразный дидактический материал, который состоит из коллекции геометрических фигур, рамок с геометрическими вкладками, всевозможных карточек и пр.
Воспитанию чувств Мария Монтессори придавала огромное значение. Она
подчеркивала, что это облегчает естественное развитие личности. Особенное
значение оно имеет для детей 3 - 7-летнего возраста, когда у детей формируется весь организм. Одна сторона - облегчение естественного психо-физического
развития ребенка. Другая - приспособлений индивида к среде. Обе стороны воспитания тесно связаны между собой. Воспитание чувств развивает в человеке способность наблюдения, не только довершает общее дело приспособления его к современной цивилизации, но и непосредственно готовит его к практической ЖИЗНИ.
Монтессори считала, что эстетическое и нравственное воспитание также тесно связаны с воспитанием чувств. Увеличив количество ощущений, развив способность ярко чувствовать различия в стимулах, тем самым тоньше делается чувствительность вообще.
По мнению Монтессори, цель пребывания ребенка на планете - из зародыша образовать, развить свой духовный мир. Для этого необходимо создать условия для раскрытия духовного потенциала ребенка. Средства, с помощью которого предлагается достигать поставленной цели - специально подготовленная «окружающая среда».
Обозначим некоторые составляющие этой среды: цветное зрение (умение видеть мир цветным); форма (умение видеть мир не плоским, а объемным); красота, звуки, свободное и выразительное движение, пространство, время, природа - растения, животные, личное пространство и другие дети, специальные материалы для развития тактильные, вкусовых, барических, температурных ощущений, обоняния и пр. Ребенок, находясь в специально созданной окружающей среде, путем проб и ошибок приобретает жизненный опыт.
Особое внимание в системе Монтессори уделяется требованиям к развитию личности самого педагога1.
Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а через дидактические материалы, опосредованно, но отчетливо представляет себе программу развития каждого ребенка.
Марии Монтессори в результате многолетней напряженной творческой деятельности удалось создать стройную, гармоничную, целостную образовательно-воспитательную систему, которая благодаря высокому технологизму может быть перенесена в другие страны и школы.
Современные дошкольные учреждения, работающие по системе М.Монтессори, внесли некоторые дополнения в свою деятельность: расширилась сфера сотрудничества с родителями, с целью повышения педагогической культуры родителей, что благоприятно отражается на создании оптимальной развивающей среды вокруг личности дошкольника в рамках комплексного подхода.
Большая популярность методов М.Монтессори привела к тому, что культурно-досуговые центры, специализирующиеся на развитии личности дошкольника, желая показаться инновационными учреждениями и не желая отставать от современных требований заявляют о своей причастности к работе по системе М.Монтессори, при этом не перенося на свою деятельность всю технологию, не соблюдая основных принципов, а только беря некоторые методики из этой системы (в основном это касается дидактического материала).
С другой стороны в деятельности культурно-досугового центра достаточно сложно реализовать принцип предметно-развивающей среды, так как запросы родителей по развитию ребенка дошкольника достаточно конкретны. Родители выбирают пакет конкретных образовательных услуг с видимым результатом и желательно в короткие сроки.
1 - Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Информационный обзор. - М.: А.П.О., 1994. - С.41.
Другой, достаточно известной системой является Вальдорфская, которая в последние несколько лет (2 - 3 года) несколько потеряла свою популярность.
Вальдорфская педагогика - это международное культурно-образовательное движение, основанное Р.Штейнером в 1919 г.
Целью Вальдорфской педагогики является создание равных условий для
детей с различными способностями, привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.
Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфской школы.
Педагоги и теоретики вальдорфской школы считают, что первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возраста определяется тем, что в ребенке душа и дух еще не пришли к внутреннему самосознанию - они гораздо теснее, чем в дальнейшей жизни связаны с процессами телесного развития ребенка. Сознание ребенка и его переживания, подчеркивают они, зависят от того, какие впечатления из окружающей жизни он воспринимает своими чувствами. Решающую роль в его научении при овладении прямостоянием и речью, развитием интеллекта, чувств, мышления играют примеры из окружающего мира. Основная форма научения в этот период жизни - сначала непосредственное, а затем косвенное подражание.
Основными принципами вальдорфской педагогики являются' :
принцип подражания (научение ребенка только на основе подражания);
принцип авторитета (дети подражают тому, кому захотят, кто завоюет их доверие);
принцип свободы (не ориентировать детей в сторону той или иной мировоззренческой тенденции, отсутствия страха и оценочной системы).
В вальдорфской педагогике одинаковое внимание уделяется развитию мыслительной, эмоциональной и волевой сторон личности. Какие-либо предме-
1 - Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Информационный обзор. - М.: А.П.О., 1994. - С.42.
ты или виды деятельности не имеют преимущества перед другими. Наряду с теоретическими науками идут занятия прикладными и художественными видами деятельности, поскольку именно искусство рождает целостное мировоспрятие, а образное мышление естественно для ребенка. Художественные дисциплины - живопись, скульптура, лепка, драматическое искусство, игра на различных музыкальных инструментах занимает большое место в занятиях.
Вальдорфская школа и детский сад существует на началах самоуправле-
ния: все важнейшие организационные вопросы решаются учительской коллегией и родителями.
Одна из особенностей функционирования учреждений - роль родителей.
В совместных учительско-родительских объединениях решаются вопросы строительства, проведения совместных праздников, отношений с государственными организациями. Один день - родительский, когда родители совместно с детьми занимаются ручным трудом, эвритмией, рисованием, участвуют в
концертах.
Технология Р.Штейнера, так же как и Монтессори, придает большое значение среде, в которой обитает ребенок.
Занятие и игры постоянно сменяют друг друга. Основная идея заключается в том, чтобы создать определенных благотворно влияющий на ребенка ритм: гармоничное чередование организованных и самостоятельных занятий.
К основным видам занятий для гармоничного развития личности
Р.Штейнер относит :
- рисование, которое служит ключом к эмоциональному пониманию
искусства;
- лепка;
- игра на музыкальных инструментах;
- пение;
1 - Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Информационный обзор. - М.: А.П.О., 1994. - С.45.
- эвритмия - особый вид художественных занятий, построенных на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластика;
- рассказывание сказки или истории;
- свободная игра, в которой проявляется одно из важнейших качеств - творческая фантазия.
При распределении времени, указывал Штейнер, надо стремиться к равновесию между свободной игрой детей, во время которой они могут проявить свою инициативу, и занятиями с целой группой детей. Если на свободную игру отводится слишком мало времени, дети лишаются самого
ценного в своей деятельности, и для развития фантазии, инициативы и
переработки впечатлений останется слишком мало места.
Вальдорфская педагогика придает большое значение ритмам, строя на этом
основании свою работу. Ритмичное сочетание игр и занятий в течение дня.
Ритмичное сочетание разнообразных занятий в течение недели, их внутреннее взаимодействие с временами года, погодой, эмоциональной обстановкой и педагогической ситуацией на настоящий момент в группе.
Рассмотрев основные положения Вальдорфской педагогики можно сделать следующие выводы: данная система больше внимание уделяет вопросу активизации родителей в участии жизнедеятельности группы, что является очень важным компонентом комплексного подхода, использует индивидуальный, дифференцированный подход к развитию личности ребенка путем создания «свобод-
ной деятельностной среды».
Однако и система Монтессори и система Штейнера, являясь внутри себя самодостаточными, комплексными не решают задачу интегративного взаимо-
действия системы «ребенок - досуговое объединение - общеобразовательная
школа».
Внутри себя гармонично, разносторонне развивая личность, технология выпускает ребенка, не подготовленного к взаимодействию в условиях общеобразовательной школы, не адаптированного к ней.
Решить проблему закрытости данных технологий можно в условиях культурно-досугового центра, который, по своему функциональному назначению, являясь открытой, подвижной системой, обладает потенциальными возможностями для координации деятельности различных социальных институтов - микросред окружения ребенка. Так как на современном этапе развития общества требуются иные технологии к развитию личности ребенка - открытые, вариативные, подвижные, способные подготовить ребенка к вхождению в подвижный, изменяющийся мир, на этапе дошкольного детства, первой важной ступенью которого является школа.
Использование комплексного подхода предполагает создание оптимальной среды воспитания детей - это социокультурная система с элементами демократического сообщества (уважение личности, ее автономии и т.д.), где ребенок как личность и как индивид получает одинаковые со взрослыми возможности социального, психического и культурного роста.
Рассмотренные выше сущностные характеристики комплексного подхода могут быть реализованы при соблюдении таких условий как:
✓ необходимость личностно-ориентированного подхода в обучении с учетом психофизиологических особенностей;
Ч' полижанровость видов деятельности, то есть использование различных средсв воздействия (художественно-эстетический, музыкальный и др.) для развития психики ребенка с учетом сензитивных периодов и особенностей развития личности;
Ч' интеграционный характер взаимодействия системы «родители - ребенок - социльный институт».
Индивидуально ориентированное обучение может быть использовано в работе, начиная с младшего дошкольного возраста и включать применение самых разнообразных методов, учитывающих особенности каждого ребенка (наличие опыта, возможностей, личностных трудностей и т.п.).
Точка отсчета для любого ребенка - он сам, поскольку представления о
«нормальном» развитии либо основаны на усредненных данных, либо отражают макрологику, его общий ход развития. Психологи выделяют этапы в развитии ребенка (2 - 3 года), в конце которых, он обычно достигает определенного уровня развития, поскольку у него возникают определенные возможности. Однако внутри этих этапов каждая личность развивается индивидуально. Поэтому содержание личностно-ориентированного воспитания не может быть регламентированным. По мере развития детей оно насыщается их опытом, жизненными и воспитательными ситуациями. Кроме того, развитие ребенка представляет собой целостный процесс, уровень и направление развития в каждой из сфер не могут рассматриваться изолированно, так как эти сферы связаны между собой и оказывают влияние друг на друга.
Важным моментом в понимании специфики обучения дошкольников является занятия разными видами деятельности. Поэтому обучение может быть распределено в образовательном процессе по предметным областям лишь условно. Для ребенка этого возраста в первую очередь важно не столько, каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребенком освоены. Познание дошкольника носит преимущественно эмоционально-образный характер, а не чисто интеллектуально-технократический. Именно заинтересованность и познавательная активность являются самыми важными в обучении для развития ребенка. Так, желание узнать, научиться, возникает у ребенка при условии, что содержание обучения отвечает его актуально проявляющимся потребностям, чувственным связям с окружающим миром.
Именно поэтому так важно максимально использовать возможности каждого возраста, с учетом его сензитивности к определенному содержанию, для полноценного, «обогащенного» психического развития.
Так, дошкольный возраст наиболее сензитивен в отношении установления эмоционально-насыщенных отношений с окружающими - как взрослыми, так и сверстниками.
Вместе с тем, в области интеллектуального развития, старшие дошкольники так же обладают определенным стремлением, которое взрослым необходимо подхватить и развить. В этом случае, грамотно построенный процесс обучения сохранит самобытность, специфику дошкольного детства, нормальный ход раз-
вития детей.
В рамках этого подхода особое значение придется разработке принципов отбора и систематизации знаний, усвоение которых способствует общему развитию ребенка - формируются обобщенные способы умственной работы и
средства построения самостоятельной познавательной деятельности, способ-
ность к прогнозированию будущих изменений и т.п.
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, а на этапе старшего дошкольного возраста и школы, создают возможность развивать единую систему социокультурного воспитания ребенка.
После рассмотрения условий реализации комплексного подхода в развитии личности дошкольника, необходимо обозначить основные принципы, на которых строится данных подход:
Творческий характер развития. Весьма наглядно творческий характер
развития и обучения подчеркнуты в тезисе Н.А.Берштейна о том, что упражнение - это повторение без повторения. Ни ребенок, ни взрослый не могут дважды совершенно одинаково осуществить одно и то же движение, произнести одно и то же слово.
Ведущая роль социокультурного контекста или социальной ситуации развития. В преддошкольном и дошкольном детстве социокультурный контекст оказывает решающее влияние на овладение простейшими орудиями и предметами, очень рано обнаруживается в жестах, в мимике; в более позднем возрасте
(школьном) оказывает влияние на процессы формирования образа мира, на характер восприятия, схем памяти, вплоть до общего стиля поведения и деятельности.
Ориентация обучения на сензитивные периоды развития, то есть периоды, наиболее чувствительные к усвоению языка, способов общения, предметных и умственных действий (счет, чтение, оперирование образами, знаками, символами, эстетическое восприятие). Наличие этих периодов ставит проблему поиска соответствующего им предметного, знакового, символического содержания, а так же соответствующих этим периодам методов обучения.
Совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как
средство обучения и воспитания, передача детям взрослыми достижений
исторического развития.
Ведущая деятельность, законы ее сиены как важнейшее основание
периодизации детского развития. Исходной является деятельность ребенка по
управлению поведением взрослого, которая осуществляется с помощью порожденных самим ребенком знаковых средств. Затем последовательно возникают и сменяют друг друга такие ведущие деятельности как общение, игра, учение, самоопределение, поиск себя, труд и т.д. Порядок смены, сосуществования,
конкуренции деятельностей составляет важную психологическую проблему в
связи с развитием личности.
Определение зоны ближайшего развития как метод диагностики способностей, понимаемых как способы деятельности. Л.С.Выготский считал, что понятие зоны ближайшего развития раскрывает «природу» сензитивных периодов в обучении, которая позволяет конструировать методы диагностики и обучения.
Амплификация (обогащение, усиление, углубление) детского развития как необходимое условие разностороннего воспитания ребенка. Амплификация, по А.В.Запорожцу, - это условие свободного развития, поиска и нахожде-
ния ребенком себя в материале, затем преодоление себя в той или иной форме деятельности или общения1.
Непреходящая ценность всех этапов детского развития. Каждый этап должен исчерпать себя, тогда он обеспечит благоприятные условия для перехода к новому, а его достижение останутся на всю жизнь.
Принцип единства аффекта и интеллекта или близкий к нему принцип активного деятеля. Указанное единство выражается в становлении сознания в результате взаимодействия всех составляющих эмоционального, интеллектуального, психического, физиологического развития.
Неравномерность (гетерохронность) развития и формирования психических действий. При этом чрезвычайно важно представлять себе не только уровни и компоненты развития, но и весь его «фронт», то есть не столько изолированные уровни развития исполнительных, когнитивных, эмоционально- оценочных, личностных компонентов поведения и деятельности, сколько их чередование, выравнивание, затем вновь конкуренцию в темпах становления. Указанная неравномерность сильно затрудняет установление нормы развития и диагностику его уровня2.
Выводы.
Более всего требованиям общества в нестандартном, творческом развитии ребенка отвечают игровые, ситуативно-творческие методы и формы, которые стимулируют активную деятельность участников. Игровые методы являются наиболее действенными, так как в период дошкольного детства ведущим видом
деятельности является игра.
В разнообразной игровой деятельности формируются коллективные взаимоотношения, которые благоприятны не только для развития взаимодействия, но и для индивидуального развития каждого ребенка, так как именно коллектив
1 - Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т., Т.1. Психическое развитие ребенка. / Под ред. В.ВДавыдова, В.П.Зинченко./ - М.: Педагогика, 1986. -316 с.
г - Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т., Т.4 Детская психология/ л.С.Выготский / Под ред. Д.Б.Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.- С.13-14.
стимулирует развитие индивидуальности. Поэтому следующим требованием для развития личности дошкольника является наличие не только игровых, но и коллективных, совместных технологий.
С другой стороны, в настоящее время возникла необходимость к преобладанию комплексных технологий, а по содержанию - интегрированных, то есть объединяющих знания из нескольких областей.
Современные технологии, использующиеся для развития ребенка, являются обособленными, рассчитанными только на взаимодействие ребенка и педагога внутри группы. Внутри себя гармонично, разносторонне развивая личность, технологии выпускают ребенка, не подготовленного к взаимодействию в условиях общеобразовательной школы и других социальных институтов.
Решить проблему закрытости данных технологий можно в условиях КДЦ, который по своему функциональному назначению, является открытой, подвижной системой и обладает потенциальными возможностями для координации деятельности различных социальных институтов - микросред окружения ребенка.
Так, на современном этапе развития общества требуются иные технологии для развития личности ребенка - открытые, вариативные, подвижные, игровые, комплексные, коллективные, - способные подготовить ребенка к вхождению в подвижный, изменяющийся мир, на этапе дошкольного возраста, первой важной ступенью которого является школа.