Различные виды игровой деятельности для дошкольного возраста на основе фольклорного материала

Ильина Наталья Николаевна

Массажные, пальчиковые и подвижные игры на основе фолклорного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОДО ГБОУ школа №695 "Радуга" Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Н.Н. Круглова

Методическая разработка

«Различные виды игровой деятельности для дошкольного возраста на основе фольклорного материала»


Содержание

Введение        

1. Массажные игры        

2. Подвижные игры        

2.1 Подвижные игры про зайку        

2.2 Подвижные игры про козу        

3. Пальчиковые игры        

3.1 Пальчиковые игры про зайчика        

3.2 Пальчиковые игры про козу        

Заключение        


Введение

 Цель: комплексное развитие ребёнка дошкольного возраста на основе фольклорного материала.

Задачи:

-        развитие речи, внимания, мышления ребёнка;

-        развитие эмоциональной сферы ребёнка;

-        развитие коммуникативных навыков;

-        развитие фантазии и творческого мышления;

-        освоение форм русского народного фольклора.

Пальчиковые игры

Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга непосредственное влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением, стихами или игры с мелкими предметами под музыку.

Подвижные игры

Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, подскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве.

Массажные игры

Способствуют тактильному коммуникативному развитию ребёнка. Помогают ребёнку научиться лучше чувствовать своё тело: формируют представления о положении тела в пространстве, несут информацию о присутствии другого человека, регулировать амплитуду движений, их силу и направление


1. Массажные игры

 

Заяц.

(Один ребенок сидит на корточках, другой ребёнок стоит позади, ставит на головку свои руки от локтя, изображая заячьи ушки)

Был у зайки огород

Ровненьких две грядки,

Там играл зимой в снежки,

Ну, а летом - в прятки!

А весною в огород Заяц весело идет - 2 раза

Но вначале все вскопает-2 раза

Все вскопает, прировняет.

Семена посеет ловко,

И пойдет сажать морковку - 2 раза

Ямка, семя, - 4 раза

Закопает,

Прировняет,

Дождик землю поливает.

А как осень подойдет - 2 раза

Урожай весь соберет - 2раза

1 ребёнок сидит на корточках

1 ребёнок встает, руки в стороны

2 ребёнок постукивает кулачками по рукам - «грядкам» в ритме слов.

2-ой прячет свои руки подмышки 1-го, а 1-ый руки опускает.

 1 ребёнок прыгает в ритме слов, 2-ой мягко поддерживает сзади

2-ой мягко массирует спинку 1-го кулачками.

Поглаживание ладошками

2-ой берет руки 1-го за кисти и легко потряхивает ими.

Прыжки

По спине с мягким нажимом круговые движения пальцами правой руки по часовой стрелки, на слово ямка, у. п. левой руки ставит точку в центре ямки на слово семя.

Массаж кулачками

Ладошечками

Пальцами

2-ой берет 1-го за плечи и мягко покачивает их из стороны в сторону.

Массажные движения от позвоночника к бочкам  ребрами ладоней.

Капуста.

(Дети делятся по парам. Один впереди, другой позади. Можно играть стоя или сидя)

Мы капусту, рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Ребрышками ладоней.

Пальчиками плотно.

Пальчиками слегка.

Мягко ладонями.


2. Подвижные игры

2.1 Подвижные игры про зайку

1

(Действия по тексту)

Лиса по лесу гуляла,

Зайчиков лиса искала.

Вскоре лисонька устала,

Легла и тут же задремала.

Вдруг зайчишки прискакали,

Они лисоньке сказали:

«Лиса-лисонька, вставай

И зайчишек догоняй!

2

(Дети ходят по кругу, поют. В центре – «зайка»)

Заинька-зайка,

Деток выбирай-ка!

Заинька-зайка,

Деток выбирай-ка!

Зайка:

Песенку я знаю,

Таню выбираю!

Песенку я знаю,

Таню выбираю!

Попляшите, малыши.

Ваши ножки хороши!

3

Зайчик серенький сидит

Вот так, вот так,

И ушами шевелит

Вот так, вот так.

Зайке холодно сидеть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Зайке холодно стоять.

Скок-скок, скок-скок.

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

Ребёнок приставляет обе палочки к макушке головы - и превращается в зайку, у которого ушки на макушке. Во время первого куплета ребёнок шевелит «палочками ушками» в такт музыки. Во втором куплете - стучит палочками. В третьем - прыгает.

Можно и танец зайчика исполнить. Для этого ребёнок садится на корточки, ставит обе ладошки на макушку головы и шевелит ими, как заячьими ушами. Во втором куплете - хлопает в ладошки. В третьем - прыгаем на носочках. После танца похвалите малыша, а если в доме найдётся морковка -угостите замёрзшего зайку.

4

Вышли зайки на лужок,

Встали в маленький кружок.

Пляшут, скачут, веселятся,

Злого волка не боятся.

Берегись, лесной народ!

На охоту волк идёт.

Разбежались все зайчата

И попрятались куда-то.

Не шевелятся, сидят,

Не поймает волк зайчат!

5

(Дети ходят по кругу, держатся за руки, поют. В центре – «зайка». В конце песни зайка должен выбежать в воротики, а дети его не пускают)

Ой, заинька, по сеничкам  

Беги, беги, беги!»

Ой, серенький, по новеньким,

Скани, скачи, скачи!

Ой, некуда заиньке

Выбежати,

Да некуда серому

Выскакати.

Ой, были трое ворота,

Да все призаперты стоят.

Призаперты, да

Все призамкнуты.

Ой, матушка пришла,

Ворота отперла.

Ой, выпустила заиньку

На улицу.

 

6

(По считалке выбирают зайку)

1-2-3-4-5!

Вышел зайчик погулять

Что нам делать?

Как нам быть?

Нужно заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

1-2-3-4-5!

Зайка садится на корточки в середину круга и спит. Дети двигаются хороводным шагом и поют:

Зайка, зайка, что с тобой?                                                 Зайка спит

Ты сидишь совсем больной, Встань-ка, встань-ка, поскачи!                  Прыгает 

Да другого поищи!         Выбирает другого вместо себя.

2.2 Подвижные игры про козу

Шла коза на каблуках

Шла коза на каблуках.

Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах.

Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок,

Чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок. Ох!

Вот коза ка одной ножке

Прыг-скок, прыг-скок,

Поскакала по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок,

Чок,чок, чок, чок.

Вновь сломала каблучок.

Ох!

Вот коза сняла сапожки,

Так-так, так-так.

Побежала по дорожке.

Так-так, так-так.

Стала прыгать высоко.

Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко!

Их-вох! Их-вох!

Вариантов этой игры может быть несколько и для разного возраста. Первый - с палочками в сопровождении стихов. Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек (по четыре «шага» на одну строчку). В следующих трёх строчках ускоряется ритм шагов в два раза (по восемь «шагов» на одну строчку). Вместе с возгласом «Ох!» - удар палочками и остановка. Несколько мгновений «Коза переживает трагедию», а затем снова продолжает. Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. Это движение напоминает то, как мы строгаем палочку ножом. Вместе со словом «Ох!» - удар палочками и снова остановка. Дети кладут палочки на пол (если игра проходит на коврике) или на стол (если играют за столом). Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку). Последние четыре - сопровождаются дарами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Следите за тем, чтобы все движения выполнялись точно в ритм стихов.

Шёл козёл по лесу

(Дети ходят каждый по своей дорожке и ищут пару, затем движения по тексту)

Шёл козёл по лесу, по лесу, по лесу

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем

И хвостиком помашем, помашем, помашем

И просто так попляшем, попляшем, коза

Головкой покачаем, качаем, качаем

И снова начинаем.

Шёл козёл по мостику, по мостику, по мостику,

Нашёл козу без хвостика, без хвостика козу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем

И хвостиком помашем, помашем, помашем

И просто так попляшем, попляшем, коза

Головкой покачаем, качаем, качаем

И снова начинаем.

Шёл козёл тропинкою, тропинкою, тропинкою

Нашёл козу с горбинкою, с горбинкою козу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем

И хвостиком помашем, помашем, помашем

И просто так попляшем, попляшем, коза

Головкой покачаем, качаем, качаем

И снова начинаем.

Шёл козёл канавою, канавою, канавою

Нашёл козу корявую, корявую козу

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем

И хвостиком помашем, помашем, помашем

И просто так попляшем, попляшем, коза

Головкой покачаем, качаем, качаем

На этом завершаем.


3. Пальчиковые игры

3.1 Пальчиковые игры про зайчика

1

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка второй.

Зайцы Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.

 Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.

2

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком:

«Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки хороши!»

Стал нам заинька плясать,

Малых деток забавлять.

Вместе с зайчиком скорей

Мы попляшем веселей!

На левую руку надеваем зайчика.

Правой рукой шагаем.

Открываем ладонь с зайчиком

Маним зайчика правой рукой

Сжимаем/разжимаем правую ладонь

Сжимаем/разжимаем левую ладонь

Сжимаем/разжимаем обе ладони

3

Ушки длинные у зайца из кустов они торчат,

Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат.

Зайка взял свой барабан и ударил; трам-там-там!

Услыхала лисичка

Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,

Ищет где же зайки, зайки — попрыгайки

Услышал зайка

Ушки прижал, по дорожке побежал

Прыг - скок, прыг - скок, прямо, вбок, наискосок,

Он бежал, бежал, бежал, до опушки добежал,

И у леса на пригорке спрятался зайчишка в норке

Указательный и средний пальцы вверх, остальные прижаты к ладони.

Сгибает/разгибает пальцы.

Указательные пальцы имитируют барабанные палочки.

Ладошки вместе, большие пальцы вверх.

Ладони направляет вверх, большие пальцы прижимает

Сгибает средние пальцы.

Стучит средними пальцами друг об друга.

Сгибаем средние пальцы и прокручиваем  ладони.

4

В огороде

Шум-шум-шум,

Зайка-зайка:

Хрум-хрум-хрум,

Прыг-прыг-прыг

По пням, по пням,

Съел морковку –

Ням-ням-ням!

Пальцы растопырены, трёт пальцами друг об друга

Ладони вниз, сжимает/разжимает кулаки

Прямо/перекрёстно хлопает себя по коленям.

Кулачок на кулачок

Кулачки у рта: «Ням-ням-ням»

5

У Зайки ушки на макушке,

Он живёт в своей избушке,

Смотрит он в окно: не идёт ли кто

За окном собачка лает,

И ушами шевелит,

Глазками она моргает –

Домик зайки сторожит.

В гости к 3айкиной избушке

Скачут разные зверюшки:

Две подружки-хохотушки,

Две зелёные лягушки,

Серый козлик бородатый,

И большой олень рогатый.

И несут в подарок Зайке

Барабан и балалайку.

Треньди-бреньди, балалайка,

Принимай подарки, Зайка.

В этой маленькой избушке

Разместились все зверюшки:

Сам хозяин Зайка –

Быстрый попрыгайка,

Две подружки-хохотушки,

Две зелёные лягушки,

Серый козлик бородатый

И большой олень рогатый.

Тесно в 3айкиной избушке,

Надо выйти погулять...

Разбежались все зверюшки,

Ты попробуй их поймать.

Долго-долго мы бежали,

Но зверюшек не поймали.

Ну и что ж, что не поймали,

Зато пальчики размяли.

Стали наши пальчики

Ловкие, как зайчики,

Ловкие, послушные,

Всем нам очень нужные.

Руки к голове, как ушки

Руками делаем крышу над головой

Обозначаем руками окно

Правой рукой делаем «собачку», «лает» мизинцем

Круговые движения большим пальцем.

Сгибает/разгибает указательный палец

Руками делает замок

Ладони кладёт на колени

Ладонь/кулак по полу

Одна рука – «борода», другая за спину.

Руки – рога над головой. На слове рогатый пальцы растопыривает.

Имитирует музыкальные инструменты

Вытягивает руки ладонями вверх

Руки на колени

Руки к голове, как ушки

Ладонь/кулак по полу

Одна рука – «борода», другая за спину.

Руки – рога над головой. На слове рогатый пальцы растопыривает.

Толкается с соседями.

Отползает назад.

Пальцами «бегает» перед собой и прячет руки за спину.

Сжимает/разжимает кулаки

Делает «зайчиков» пальцами

Гладит свои руки

3.2 Пальчиковые игры про козу

1

Тупы-тупы, козочка,

По горе, по горе,

Выбежала козочка

На заре, на заре.

И топтала ножками

Мягкий луг, мягкий луг,

И бодала рожками

Всех подруг, всех подруг.

Скоро ночь, и солнышку

Кончен путь, кончен путь,

Не пора ли козочке

Отдохнуть, отдохнуть

Пальцы – «рожки» на голове

Руки над головой – «гора»

Пальцы – «рожки» на голове

Ладонь – «солнышко» поднимает над головой

Стучит кулачками

Бодается руками

Ладонь – «солнышко» опускает вниз

«Спит» на ладонях

2

За-за-за, за-за-за,

В гости к нам пришла коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Привязали мы козу.

3ы-зы-зы, зы-зы-зы,

Мало травки для козы.

3у-зу-зу, зу-зу-зу,

Отвязали мы козу.

Вытягивает по очереди руки крест-накрест ладонями наружу.

По очереди сцепляет одноимённые пальцы в замочек.

Не размыкая замок руки прижать к груди.

Выпрямляет руки в обратную сторону.

Расцепляет по очереди каждый палец


3

Вот мостик горбатый

Вот козлик рогатый

На мостике встретил он серого брата

Упрямцем с упрямцем опасно встречаться

И с козликом козлик стали бодаться

Бодались, бодались

Сражались, сражались

И в речке широкой

Вдвоём оказались

Делает руками мостик

Правой рукой делает «козу»

Левой рукой делает «козу»

Соединяет «рога»

Бодается.

Разводит руки.

«Ныряет» руками.

4

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

К ней козленочек спешит.

Колокольчиком звенит.

Указательный палец и мизинец - вверх, остальные прижать к ладони, причем согнутый большой палец сверху.

Указательный и безымянный пальцы - вверх, остальные прижаты к ладони.,

Пальцы соединены в щепотку, опущены вниз


Заключение

Обучение в игровой форме отличается от других педагогических технологий тем, что игра – привычная и любимая форма деятельности ребёнка. Она является одним из наиболее эффективных средств развития навыков, через вовлечение детей в игровую деятельность.

 За счет содержательной природы самой игровой ситуации, происходит развитие внимания, мышления и определённых навыков ребёнка. Используя уже известный материал ребёнок раскрепощается и с радостью повторяет его. Пример использования одного материала в различных игровых ситуациях развивает фантазию и творческое мышление.

Применение различных игр на основе русского народного фольклора позволяет не только достичь комплексного развития ребёнка дошкольного возраста, но так же знакомит его с формами традиционного народного творчества.