Статья №6

Статья посвящена архитекторам и скульпторам Санкт-Петербурга, создававшим в городе памятники классицизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no6.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Они создавали классический  Санкт-Петербург.

      В Петербурге много зданий, облик которых хранит «следы» античной архитектуры.  Большинство из них имеет жёлтые фасады и белые колонны. Части зданий соразмерны, пропорциональны, а скульптура отражает назначение каждого из них.

О ком из архитекторов  хранят память эти здания? Одним из архитекторов был Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот. Родился он во Франции, обучался во французской академии художеств. Был приглашен в Россию на 3 года, а прожил здесь 15 лет. Валлен Деламот женился в Петербурге, имел собственный дом на Васильевском острове. ПЕРВЫМ СРЕДИ РОССИЙСКИХ ЗОДЧИХ ПОЛУЧИЛ ЗВАНИЕ АКАДЕМИКА АРХИТЕКТУРЫ.  Об этом зодчем  «помнит» Гостиный двор на Невском проспекте, дача Александрино на бывшей Петергофской дороге и здание Малого Эрмитажа. Валлен Деламот преподавал в Академии художеств, что на Васильевском острове. Среди его учеников был будущий русский архитектор Иван Егорович Старов.

По окончании академии,  за отличную учебу, Старов  был награжден золотой шпагой (знак личного дворянства). Про него говорили, что стиль его произведений опередил Россию на полвека. В Петербурге по его проекту возвели  Таврический дворец для князя Потёмкина и главный храм Александро-Невской лавры – Троицкий собор, в котором хранятся мощи Александра Невского.

   Знаете ли вы, кто был коренным петербуржцем, преподавал в Академии художеств и не увидел при жизни ни одного своего сооружения. Это  Андриан Дмитриевич Захаров. Он украсилнаш город зданием Адмиралтейства, разработал проект ансамбля Стрелки Васильевского острова, создал проект «дома академиков».

   А о ком  бережёт память Конногвардейский манеж? Это сооружение проектировал  архитектор Джакомо Кваренги, приглашенный в Россию из Италии императрицей ЕкатеринойII. Архитектор возвел в Петербургеболее 40 сооружений, среди которых известная своей оградой из 29 львов дача Кушелева-Безбородко, здание Смольного института и здание Академии наук.

 Французский архитектор Тома де Томон принял от Кваренги неудачный проект Санкт-Петербургской биржи на Васильевском острове.  Вариант Тома де Томона был реализован  в виде существующего доныне величественного здания, построенного по образцу  античного храма. Здание Биржи охвачено двойным рядом дорических колонн на гранитном основании, к которому ведут широкие парадные лестницы. На фоне фронтонов с огромными полуциркульными окнами расположены скульптурные группы работы И. П. Прокофьева и Ф. Ф. Щедрина.

     Загадочно и величественно повернулся своей колоннадой к Невскому проспекту  Казанский собор.  Автор проекта собора в юности был крепостным крестьянином графа Строганова. Заметив художественный талант юноши, граф отправил его учиться и подписал вольную.   Сейчас именем  этого живописца и архитектораназваны решётка и сквер около  Казанского собора. Ему установлена мемориальная доска на здании созданного им Горного института.Во внутреннем дворике института спрятались бронзовые сфинксы.  Их автор,  Андрей  Никифорович Воронихин, мастер классицизма, получил в Академии художеств два звания: академика архитектуры и академика живописи.

Среди архитекторов, создававших «классический Петербург» ещё не названо имя того, кто любил «простоту линий и совершенство», создателя  зданий Российской Национальной библиотеки, Александринского театра, Сената и Синода, Главного штаба, Михайловского дворца и более десяти ансамблей города.

Догадайтесь, о ком шла речь? В Петербурге есть уникальная улица,названная в честь этого архитектора. Это самая короткая улица города. На ней всего два дома. Улица начинается от Александринского театра, потому и называлась раньше «Театральная».

 Кто же создавал скульптурное убранство зданий «классического Петербурга»? Над созданием бронзовых, гипсовых, каменных скульптур трудилось огромное количество мастеров. Это – литейщики, каменотёсы, декораторы. И, конечно, скульпторы.  Имена многих из них, к сожалению, не сохранились. Кроме Ивана Прокофьева и Феодосия Щедрина в городе работали …

Прочитайте сведения о некоторых известных петербургских скульпторах. Какие слова пропущены в тексте?

Степан Степанович Пименов (1784-1883) – петербуржец, сын смотрителя петербургской таможни. В 11 лет стал воспитанником петербургской Академии художеств. Его выпускная работа была отмечена золотой медалью. С.С. Пименов был академиком и профессором. Создал некоторые статуи для центральной башни Адмиралтейства,   Казанского Собора,  создал статую старого воина для Нарвских ворот, скульптуру Антея для  Горного ………………, квадригу с Аполлоном для ………………………………….   театра.

Василий Иванович Демут-Малиновский( 1779-1846). Сын петербургского резчика-декоратора, с 6 лет начал обучение в Академии художеств. После окончания Академии учился в Италии и, вернувшись в Петербург , создал некоторые статуи для Адмиралтейства, статую ………… , восседающей на здании Российской Национальной библиотеки, скультурную группу «Похищение …………» для здания ………… института, статую молодого воина для Нарвских ворот, скульптуру Святого князя Владимира для Казанского собора.

        Иван Иванович Теребенёв  (1780-1815) так же обучался в Академии художеств. Он создал барельефы на фронтонах Адмиралтейства. Помогал в установке памятника Петру возле Михайловского замка.  А его сын, Александр Иванович Теребенёв(1815-1859) принял эстафету от отца. Он был первоклассным  мастером.  Его Атланты украшают портик………….      ……………….

Вопросы и задания.

  1. Ответьте в тетради на вопросы текста, выделенные курсивом.
  2. Составьте на отдельном листе кроссворд из фамилий архитекторов, названийчастей и архитектурных деталей зданий.
  3. Придумайте для одноклассников задание по теме «скульпторы».