Статья №2

Информация, приведенная в статье, дополняет сведения статьи "Хранилище сокровищ античного мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no_2.docx87.79 КБ

Предварительный просмотр:

                        О чём рассказывает античная коллекция Эрмитажа.

      Коллекция античных памятников Эрмитажа – самая значительная в нашей стране. На выставках и в фондах музея находятся античные произведения искусства и памятники культуры: резные камни, вазы, фигурные сосуды, статуи, портретная пластика, статуэтки.

       Ты стоишь на пороге первого зала античной коллекции. Ещё шаг, и без машины времени ты – в далёком прошлом. Вокруг тебя предметы,, которые созданы много веков назад, использовались  давным-давно…  Как много разнообразных сосудов – керамики! Керамика – изделия из обожженной глины. Глину начали использовать ещё  задолго до возникновения Афин. Сосуды делали и в Египте, и в Вавилоне. Почему же древнегреческим сосудам уделено такое внимание? Сосудами, созданными руками древних мастеров при помощи гончарного круга любуются уже много веков. Их называют произведениями искусства. Каждый из них имеет свою особенную форму. Гладкую часть сосуда – тулово занимают картины. Здесь изображены сюжеты из мифов или реальной жизни древних греков: работа в мастерских и на полях, праздники и развлечения, сюжеты о героических подвигах во имя родины…

       Представь, что в ночной тишине сосуды ведут неспешную беседу. «Я хранил оливковое масло» - с гордостью сообщил один из сосудов. Другие сосуды откликнулись: «Я берёг виноградное вино»; «Я – холодную воду»; «А я – золотистое зерно». Один из сосудов с достоинством произнёс:   «Меня использовали при голосовании на собраниях»! Все сосуды добрым словом вспомнили своих создателей – мастеров-гончаров.

Что ты узнал о жизни древних  греков, об их  занятиях из этой беседы?  

       Ты перешёл в другой зал. Зал напоминает маленький греческий дворик. Сколько здесь скульптур!  Древнегреческие скульптуры не только исторические источники, это – произведения искусства.  Здесь можно увидеть  статуи   Афродиты  - богини красоты и любви, Афины - богини мудрости, справедливой войны и покровительницы ремесел,  Ареса - бога войны, (в отличие от Афины - богини честной и справедливой войны,  Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны).  Можно увидеть здесь и статуи муз покровительниц поэзии, искусства, наук.  Клио -  муза истории  изображена со свитком папируса . Терпсихора считалась музой хорового пения и танца, изображена в виде молодой женщины в позе танцовщицы с лирой в руке. Здесь же  представлены мраморные римские копии с греческих оригиналов: Каллиопа, Мельпомена, Полигимния, Талия,  Эвтерпа.

Узнай, каким искусствам покровительствовали эти музы?

       Прекрасны застывшие в мраморе фигуры! Как могли древние скульпторы достичь такого совершенства в изображении человека? Им помогла… математика. Мастера определили идеальные пропорции человеческого тела и пользовались ими при создании скульптур. Так, голова статуи должна была составлять 1/8 часть роста фигуры, а лицо или кисть – 1/10. Спустя столетия, для европейских мастеров древнегреческая скульптура была образцом подражания. Они использовали в своём творчестве каноны красоты – правила, которыми пользовались древние мастера при создании скульптур.

О чём рассказывают древнегреческие скульптуры, как исторические источники?

       В Новом Эрмитаже есть зал римской скульптуры – зал  Юпитера.  Скульптура Юпитера помещенная в зале, названном в его честь, прибыла из Италии в 1861 году, когда строительство Нового Эрмитажа еще не было завершено. Этот памятник уникален как по своим размерам, так и по художественным качествам. Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Монумент достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн. Юпитер, бог громовержец, в величавой позе восседает на троне с символами власти в руках – это земной шар, увенчанный богиней  победы, Викторией, и жезл. Рядом с ним – его спутник орёл.

     Античная коллекция помещена в  залах Геракла,  Афины,  Диониса.    Экспозиция залов включает произведения римской декоративной скульптуры, которые в основном повторяют греческие образы.

       Во времена правления императора  Августа римские  скульпторы  перестали работать с оглядкой на творения Древней Греции и привнесли в пластику нечто новое. Об этом даёт представление ещё один зал. Он напоминает главную площадь Рима – Форум. Здесь ты оказываешься в окружении скульптурных портретов уже не мифических созданий, а реально существующих когда-то людей.  Коллекция римских скульптурных портретов в Эрмитаже – одна из лучших в мире. В Древнем Риме было принято снимать посмертную маску с лица умершего знатного человека. В результате, отлитая из воска маска, фиксировала мельчайшие подробности черт лица, но они не были произведениями искусства.  Римские мастера отказались от документальной точности и стали создавать бюсты, добиваясь максимальной выразительности лица. Они создавали портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и других лиц., стараясь придать им не только внешнее сходство , но и передать их внутренний мир. Римские скульпторы тех времен  обратились  так же  к женским и детским портретам. Их внимание к личности, индивидуальным особенностям лица, характеру человека стало глубже, может быть, в связи с возросшей требовательностью знатных заказчиков.

 Можно ли римские скульптуры назвать источниками по истории античного мира и произведениями искусства? Обоснуй свой вывод.

    А этот музейный зал – настоящее царство резных камней – гемм. Их много, очень много!  Н а одной гемме изображение правителя эллинистического Египта - Птоломея и его жены. На другой гемме – журавль и имя мастера-камнереза. Представляешь, как трудно было на твёрдом камне сделать миниатюрное изображение?  Камень покрывали маслом. Специальным инструментом шлифовали поверхность, затем резали изображение. Каменная пыль смешивалась с маслом.

Расшифруй: для чего предназначались геммы?

А лиМУЛчЕнТая пе    ча  т       ь

  1. …………………………………………………………………………
  2. …………………………………………………………………………
  3. …………………………………………………………………………

Геммы эрмитажной коллекции отличаются техникой исполнения. Есть выпуклые изображения. Это – камеи. Но имеются и «вдавленные», «утопленные « изображения. Такое изображение называется инталия.

Можно ли эти геммы назвать источниками, рассказывающими о жизни ушедшей в прошлое цивилизации? Обоснуй свой ответ.

           

                   Вопросы и задания.

Выбери для исполнения в тетради  одно из заданий: №1 или №2.

  1. Ответ на все вопросы статьи, выделенные курсивом.
  2. Поставь вопросы к кроссворду: 1 –   гемма; 2 – портик; 3 – Атлант; 4 – музей;  5 – инталия;  6 – канон; 7 – камея; 8 – керамика. Заполни клетки кроссворда.