Рабочая программа учебной дисциплины Культурология
Подготовка Дизайн, профиль графический дизайн, бакалавр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturologiya_-_kirina_programma_-_bakalavr.docx | 58.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский педагогический государственный университет
Художественно-графический факультет
Рабочая программа учебной дисциплины
Культурология
Код и направление подготовки
072500.62 ДИЗАЙН
Профиль
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, очно-заочная
Москва
2011 год
- Цель освоения дисциплины
Культурология является одной из самых сложных развивающихся гуманитарных дисциплин, базирующаяся на межпредметных подходах. Современные научные знания дают понимание того, что культура является глобальным явлением, в котором разворачивается бытие человека. Культура понимается как целостный феномен, как сверхсложная целостность, в которой реализуются духовно-материальные действия человека, воплощающие его отношение к окружающему миру, самому себе и выражающиеся во всех сферах жизни от бытового уклада до мировоззренческих концепций. Такое широкое и разнообразное осмысление культуры, помогает человеку обрести свое место в мире и сформировать ценностные установки развивающейся личности, что облегчает процессы межкультурного и межличностного взаимодействия и способствует профессиональному и личностному росту.
Преподавание курса ориентировано на рассмотрение роли культурологического знания в формировании современных гуманитарных представлений о мире и человеке, что дает возможности удовлетворить современные образовательные потребности личности в области гуманитарного знания, создает возможности для расширения культурного кругозора студентов, помогает овладевать достижениями мировой культуры и развивать собственные творческие способности. А также способствует установлению социальной, в т. ч. профессиональной, этнической, политической, конфессиональной идентичности студентов, т.е. помогает в сложном процессе инкультурации и социализации личности.
- Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Гуманитарный, социальный и экономический цикл (ГСЭ). Вариативная часть.
3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК:1,2,3,6,7,8,9,10,12,14,15; ПК:1,3,4,5,6
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать: основные культурологические категории и понятия ; основные подходы и направления понимания культуры; важнейшие культурные установки и особенности различных типов культуры; современные проблемы и тенденции развития культуры.
- Уметь: свободно ориентироваться в основных культурологических концепциях, школах и течениях; работать с культурологическими научными текстами; самостоятельно анализировать, обобщать и оценивать разнообразные явления культурного процесса, формировать собственное мировоззрение.
- Владеть: навыками практического применения знаний по решению культурно значимых вопросов и проблем познавательного, мировоззренческого, профессионального характера, основанных на сведениях о базовых ценностях, особенностях и культурных достижениях различных регионов российской и мировой культуры ; навыками культурного диалога с применением полученных знаний в профессиональной сфере.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО составляет 3 зачетных единицы ( 108 часов).
Структура дисциплины (очная форма обучения)
Таблица 1
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в академических часах) | ||||
Л | С | ПЗ | ЛБ | СР | |||
1. | Культурология | 4 | 18 | 36 | - | - | 54 |
Структура дисциплины (очно-заочная форма обучения)
Таблица 1
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в академических часах) | ||||
Л | С | ПЗ | ЛБ | СР | |||
1. | Культурология | 6 | 18 | 18 | - | - | 72 |
Содержание дисциплины
Таблица 2
5. Образовательные технологии.
Традиционные образовательные технологии :
Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя);
Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, презентаций по предлагаемым темам и вопросам плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.
Технологии проблемного обучения :
Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.
Технологии проектного обучения:
Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).
Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).
Интерактивные технологии:
Лекция «обратной связи» – лекция-беседа, лекция-дискуссия.
Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.
Информационно-коммуникационные образовательные технологии:
Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).
Семинар в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.
6. Самостоятельная работа студентов (очная форма обучения).
Таблица 3
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
1. | Предметная область культурологии | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 2 |
2. | Морфология культуры | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов тестирование, подготовка презентаций | 4 |
3. | Типология культур | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 4 |
4 | Культура и нравственность | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 8 |
5 | Культура и религия | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 8 |
6 | Культура и наука | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 8 |
7 | Культура XX века | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 10 |
8 | Актуальные проблемы современной культуры | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 10 |
Самостоятельная работа студентов (очно-заочная форма обучения).
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
1. | Предметная область культурологии | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 5 |
2. | Морфология культуры | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов тестирование, подготовка презентаций | 5 |
3. | Типология культур | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 7 |
4 | Культура и нравственность | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 10 |
5 | Культура и религия | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 10 |
6 | Культура и наука | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 10 |
7 | Культура XX века | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 15 |
8 | Актуальные проблемы современной культуры | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций | 10 |
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине:
работа с конспектом лекции; активная подготовка к занятиям, ознакомление с терминологией, справочным аппаратом, учебной литературой по данной дисциплине, работа над культурологическими источниками и дополнительной литературой, аудио- и видеозаписи компьютерной техники и Интернета, составление библиографии, составление плана и тезисов ответа, изучение дополнительных тем занятий, учебно-исследовательская работа, выполнение домашних заданий, изучение изобразительного материала, в т.ч. оригинальных работ, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.
Возможна подготовка курсовых работ (проектов).
7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
Средства оценивания:
Диагностирующий контроль
Тестирование, устные опросы, собеседования.
Текущий контроль
Тестирование, выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров, дискуссии, написание эссе, докладов, подготовка учебных материалов в специальных программных средах, презентация результатов исследовательской и проектной деятельности.
Таблица 4
№п/п | Наименование раздела дисциплины | Средства текущего контроля |
1. | Предметная область культурологии | Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий: Представления о культуре. «Тело» культуры . Мыслители о культуре. Культурная картина мира. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, содержательность доклада, анализ научных источников, подготовка презентации. |
2. | Морфология культуры | Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий: Типичные формы и структуры культуры. Материальная и духовная культура. Профессиональная культура. Молодежные субкультуры. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации. |
3 | Типология культур | Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий Запад и Восток как предмет культурологического анализа. Культуры Запада. Культуры Востока. Россия как тип культуры. Миф как способ мышления: происхождение, характерные черты, функции. Центральные образы, идеи мифологий различных народов мира и их отголоски в культуре последующих эпох и современности.. Матриархат и патриархат. Шаманство как феномен культуры. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации. |
4 | Культура и нравственность | Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий: Добро и зло – основные координаты культуры. Нравственные приоритеты современной российской культуры. Нравственно-культурный идеал современного человека. Нравственность и мораль. Общечеловеческие ценности. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации. |
5 | Культура и религия | Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий: Религия как форма культуры. Различные подходы к объяснению сущности религии. Племенные, национальные, мировые религии. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации. |
6 | Культура и наука | Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий: Наука как культурный феномен. Генезис науки: архаичный, античный, средневековый, новоевропейский, современный периоды. Магия, астрология, алхимия как специфические области знания в эпоху средневековья. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации. |
7 | Культура XX века | Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий: Элитарная культура. Массовая культура. Проблемы развития культуры в XX-XXI вв. Модернизм. Постмодернизм. Мифология в массовой культуре ХХ века. Реклама как феномен современной массовой культуры. Русская культура ХХ века. Советская культура и культура русского зарубежья. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации. |
8 | Актуальные проблемы современной культуры | Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий: Столкновение цивилизаций. Глобальная культура. Информационная культура. Противоречия современной российской культуры. Межкультурный диалог в современной российской культуре. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации. |
Промежуточная аттестация
Зачет ( 4 семестр, очная форма обучения). Возможна защита курсового проекта (4 семестр).
Зачет ( 6 семестр, очно-заочная форма обучения). Возможна защита курсового проекта (6 семестр).
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
- Гуревич П.С. Культурология. М. 2005.
- Драч Г.В., Ерыгин А.Н., Королёв В.К. Хрестоматия по культурологии. Ростов-на-Дону. 2003.
- Кравченко А.И. Культурология. М. 2002.
- Кравченко А.И. Культурология: хрестоматия. М. 2003.
- Культурология /под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону. 2000.
- Культурология ХХ века. Словарь. М., 1997.
- Культурология. Хрестоматия. Антология. Сост. Гуревич П. М. Гардарики. 2000.
- Культурология ХХ века: Энциклопедия: в 2 т. Спб., 1999.
- Культурология: История мировой культуры/ под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М. 2003.
- Розин В.М. Введение в культурологию. М. 1994.
- Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М. 1994.
- Хрестоматия по культурологии. Под ред. Рудигина А.А. М. 1998.
Дополнительная литература
- Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.
- Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1993.
- Белик А.А. Культурология. Антропологическая теория культур. М., 1998.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1998.
- Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993.
- Бердяев Н. А. О кризисе в искусстве.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
- Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990.
- Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. М. 1992.
- Библер В.С. Цивилизация и культура. М., 1993.
- Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1999.
- Бородай ЮМ. Эротика. Смерть. Табу. Трагедия человеческого сознания, М., 1996.
- Бубер М. Я и ты. М., 1993; 1996.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. М. 2006.
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.2007
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М. 1987.
- Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., "Прогресс", 1985.
- Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. М., 2001.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры М., 2004.
- Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М.: Мысль, 1987
- Данилевский н.Я. Россия и Европа. М., 1999.
- Доусон Г. Религия и культура. М., 2000.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994
- История мировой культуры. Наследие Запада. М.. 1998.
- Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. М. 2003.
- Ильин И.П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998.
- Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
- Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 тт. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. — М.—СПб.: Университетская книга, 2002.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1998.
- Кондаков И.В. Введение в историю культуры. М., 1997.
- Кондаков И.В. Культура России. М., 1999.
- Культура: теория и проблемы. М., 1995.
- Культурология (очерки теории культуры). М., 1994.
- Культура повседневности. М. 2002.
- Культурология. Теория и история культур. М., 1996.
- Культура, человек и картина мира. М.. 1987.
- Кун Т. Структура научных революций. М. 2003.
- Лабиринты одиночества. М. 1995.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М, 1994.
- Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 2008.
- Леви-Стросс К Первобытное мышление. М., 1994.
- Леви-Стросс К. Мифологики. В 4 т. М. 2007.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М. 1999.
- Лоренц К. Агрессия. М. Пер. с нем. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
- Лоренц К. "Оборотная сторона зеркала", Москва, изд-во "Республика", 1998 г.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
- Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. Тарту. 1987.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. М., 2002.
- Малиновский Б. Магия, наука и религия М., 1998.
- Малиновский Б. Научная теория культуры. М. 2005.
- Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М. 1995.
- Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука. 1973.
- Механика и цивилизация XVII—XIX вв. М.: Наука. 1979.
- Мид М. Культура и мир детства. М. 1988.
- Мириманов В. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., 1997.
- Мир науки. М. 2001.
- Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.
- Мир ценностей культуры. М. 2001.
- Мораль в современном мире. М. 2001.
- Наука в культуре. М. 1998.
- Наука в современном мире. М. 2000.
- Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Из-во "Мысль", Москва 1990.
- Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.
- Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М, 1991.
- Пол. Гендер. Культура. М. 1998.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
- Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.
- Религиоведение/ под ред. И.Н. Яблокова. М. 2001.
- Рожанский И. Д. Античная наука. М.: Наука, 1980.
- Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
- Основы духовной культуры в картинах мира (в соавторстве с Л.В.Даниленко). Иркутск: ИГУ, 1999.
- Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2003.
- Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
- Соловьев В.С. 2 т. М. 1989.
- Соргун С. Игра. Минск. 1999.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Столович Л.Н. Искусство и игра. М. 1987
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура, М., 1989.
- Тейар де Шарден П. Феномен человека. М., 2002.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М. 1995.
- Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
- Торчинов Е.А. Религии мира. Спб.,1997.
- Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М. 2004.
- Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М. 2004.
- Усовская Э.А. Постмодернизм. М. 2006.
- Флиер А.Я. Культурогенез. М. 1995.
- Флоренский П.А. Богословские труды. М., 1977.
- Франц, М.-Л. фон. Алхимия: Введение в символизм и психологию. Пер. с англ. Ю. М. Донец — СПб: Б. С. К., 1997.
- Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М., 2004.
- Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. —М., 1992.
- Фрейд 3. Я и Оно.
- Фромм Э. Бегство от свободы.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1995.
- Фукуяма Ф. Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию. М. 2004.
- Фукуяма Ф Конец истории и последний человек. М . 2004.
- Хейзинга Й. Homo Ludens. Тени завтрашнего дня. М., 1992.
- Человек в зеркале культуры. М. 2001.
- Человек в зеркале науки. М. 2001.
- Человек в кругу семьи. М. 1996.
- Человек в современном мире. М. 2001.
- Человек и его символы. М. 2001.
- Человек перед лицом бытия. М. 2001.
- Швейцер А. Культура и этика. М. 2001.
- Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. 1993, 1998.
- Эко У. Пять эссе на темы этики. М. 1998.
- Элиаде, М. Азиатская алхимия. Пер. с рум., англ. и фр. А. А. Старостина и др. — Москва: Янус-К, 1996.
- Элиаде М. Священное и мирское. М. 1994.
- Элиаде М. История верований и религиозных идей. В 3-х т. М.
- Юнг К.Г. Архетип и символ. М. 1991.
- Юнг, К. Г. Психология и алхимия. Пер. с англ. С. Л. Удовик — Москва: REFL-book, Ваклер, 1997.
- Юнг К.-Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992
- Ютен С. Алхимики в Средние века. Пер. В. Д. Балакина. — М.: Молодая гвардия, 2005.
- Языки и смыслы культуры. Тамбов, 2003.
- Языки и смыслы культуры. Тамбов, Том 2. 2004.
- Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1991.
- Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.
- Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М. 1985.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991.
Интернет-ресурсы:
- http://www.bibliotekar.ru/
- http://www.countries.ru/library/
- http://www/gumer.info
- http://ec-dejavu.net/main.html
- http://www.kulturologia.ru/
Мультимедийные средства:
Библия. Директ-Медиа. 2005.
Буддизм. Директ-Медиа. 2008.
Древнерусская культура: литература и искусство. Директ-Медиа. 2004.
Индуизм: религии, искусство, повседневность. Директ-Медиа. 2004.
История инквизиции. Директ-Медиа. 2009.
История костюма и быта. Раннее Средневековье. Директ-Медиа. 2009.
Коран: переводы и комментарии. Директ-Медиа. 2003.
Культурология: классические труды. Директ-Медиа. 2007.
Культура русского народа. Директ-Медиа. 2008.
Латинская Америка: История и культура. Директ-Медиа. 2008.
Лекции по культурологии. Издательство «ИДДК». 2006.
Мень А. Библиологический словарь. 2004.
Мифы народов мира. Директ-Медиа. 2006.
Народы и религии мира. Энциклопедия. Директ-Медиа. 2007.
Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарий. Директ-Медиа. 2003.
Страны мира: оксфордский словарь. Директ-Медиа. 2005.
Цивилизации Древнего Востока. Директ-Медиа. 2005.
Япония от А до Я. Энциклопедия. Директ-Медиа. 2008.
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
Необходимые технические средства обучения, используемые в учебном процессе для освоения дисциплины : лекционная аудитория, желательно оборудованная современными компьютерными средствами с техническими возможностями для демонстрации электронных презентаций.
- Аннотация рабочей программы дисциплины «Культурология»
Цели и результаты освоения дисциплины.
Формирование культурологических основ мировосприятия студента и будущей мировоззренческой позиции выпускника. Побуждение студентов к культурному саморазвитию, самоидентификации и реализации творческого потенциала личности. Обладание общекультурными компетенциями подразумевает знание национальной и общечеловеческой культуры, культурологическое осмысление религии, науки, нравственности, искусства, познание особенностей различных эпох в истории мировой и национальной культуры, понимание современных глобальных и локальных процессов, проблем и тенденций развития мировой культуры.
Выработка навыков самостоятельного анализа, обобщения и оценивания разнообразных явлений культурного процесса Практическое применение знаний по решению культурно значимых вопросов и проблем познавательного, мировоззренческого, профессионального характера, основанных на сведениях о базовых ценностях, особенностях и культурных достижениях различных регионов российской и мировой культуры. Готовность к бережному и уважительному отношению национальной культурной традиции и к мировому культурному многообразию.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Б.1.в.04. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в совокупности дисциплин базовой части цикла ГСЭ. Высокая информативность учебной дисциплины призвана способствовать духовному росту и интеллектуальному совершенствованию личности, обогащению ее внутреннего мира, раскрывает и дополняет целостное пониманию окружающего мира.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
(коды) : ОК:1,2,3,6,7,8,9,10,12,14,15; ПК:1,3,4,5,6
В результате изучения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать: основные культурологические категории и понятия ; основные подходы и направления понимания культуры; важнейшие культурные установки и особенности различных типов культуры; современные проблемы и тенденции развития культуры.
- Уметь: свободно ориентироваться в основных культурологических концепциях, школах и течениях; работать с культурологическими научными текстами; самостоятельно анализировать, обобщать и оценивать разнообразные явления культурного процесса, формировать собственное мировоззрение.
- Владеть: навыками практического применения знаний по решению культурно значимых вопросов и проблем познавательного, мировоззренческого, профессионального характера, основанных на сведениях о базовых ценностях, особенностях и культурных достижениях различных регионов российской и мировой культуры ; навыками культурного диалога с применением полученных знаний в профессиональной сфере.
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО составляет :
3 зачетных единицы ( 108 часов) .
Семестры: очная форма обучения 4 семестр, очно-заочная форма обучения 6семестр.
Основные разделы дисциплины: Предметная область культурологии. Морфология культуры. Типология культур. Культура и нравственность. Культура и религия. Культура и наука.
Автор: ст. преподаватель кафедры начертательной геометрии,
компьютерной графики и дизайна ХГФ МПГУ Кирина Н.Ю.
Программа одобрена на заседании кафедры _______________________________________
от «___»_______________г., протокол № _____________
Зав. кафедрой
_______________
«___» ________________г.
Согласовано:
Специалист по УМР
___________________
«___» ________________г.