Рабочая программа учебной дисциплины "История искусства"
Направление подготовки Дизайн, профиль графический дизайн, бакалавр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_iskusstva_kirina_n._yu.docx | 64.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский педагогический государственный университет
Художественно-графический факультет
Рабочая программа учебной дисциплины
История искусства
Код и направление подготовки
072500.62 ДИЗАЙН
Профиль
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Москва
2011 год
- Цель освоения дисциплины
Дисциплина относится к важнейшим областям гуманитарного знания и является необходимой частью художественного образования, направленной на формирование базовой профессиональной подготовки. Искусство как особая сфера жизнедеятельности человека осознавалась людьми уже на самых ранних этапах исторического развития. В современной культуре искусство является специализированной деятельностью, требующей профессиональной подготовки. Цель дисциплины – изучение истории искусства различных эпох и народов, а также фрмирование знаний о разнообразных художественных стилях и направлениях. Изучение мировоззренческих концепций различных эпох и понимание исторически-изменчивых форм художественно-образного мышления сформирует целостное представление об искусстве и расширит рамки культурного и творческого потенциала студента. Постижение произведения искусства, как целостной сложной структуры, воплощающей художественный замысел различными средствами изобразительного языка сформирует и обогатит понимание специфических задач художественного мышления.
- Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «История искусства» включена в общепрофессиональный цикл (Б.2), базовая часть (Б.2.1) учебного плана подготовки бакалавров дизайна. Модуль «История искусства» состоит из трех разделов: История искусства (Древний мир, Б.2.1/1.1), История искусства (Средние века, Б.2.1/1.2), История искусства (Новое и Новейшее время, Б.2.1/1.3).
- Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе в результате изучения мировой истории и основ мировой художественной культуры.
- Параллельно должны изучаться дисциплины базовой и вариативной части цикла ГСЭ: История (Б.1.1/1), Философия (Б.1.1/2), Культурология (Б.1.2/4). Ряд дисциплин базовой и вариативной части общепрофессионального цикла: История дизайна, науки и техники, Б.2.2/.1; Основы теории изображений, Б.2.2/3; Цветоведение и колористика, Б.2.2/4. И следующие дисциплины профессионального цикла: Пропедевтика (Основы академической композиции) Б.3.1/1.1; Пропедевтика (Основы композиции в дизайне) Б.3.1/1.2; Введение в специальность (Б.3.1/2.1); Введение в компьютерные технологии (Б.3.1/3.1); Основы компьютерной графики (Б.3.1/3.2).
- «История искусства» является базой при изучении целого ряда дисциплин, где необходимо знание принципов решения различных художественно-проектных задач и умение применять их в художественно-проектной деятельности. К таким дисциплинам относятся из общепрофессионального цикла: «Академическая живопись» (Б.2.1/3), «Академический рисунок» (Б.2.1/2), «Цветоведение и колористика», «Академическая скульптура и пластическое моделирование» (Б.2.1/4). Из профессионального цикла: «Проектирование в графическом дизайне» (Б.3.1/2), «Компьютерные технологии в графическом дизайне» (Б.3.1/3).
Уровень теоретической подготовки студентов по «Истории искусства» может быть расширен при изучении следующих дисциплин и курсов по выбору: Запад и Восток: культурные традиции (цикл ГСЭ, Б.1.2/в 1); Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве/Культура и искусство скифов/ Искусство буддизма (цикл ОПД, Б.2.2/в 2); Семиотика культуры (Б.2.2/в 7).
«История искусства» относится к дисциплинам, содержательно взаимосвязанным с музейной практикой (Б.5.3).
Дисциплина используется при формировании содержания итоговой государственной аттестации. Задания итогового государственного экзамена имеют междисциплинарный характер и находятся на стыке таких дисциплин, как «Проектирование в графическом дизайне», «История дизайна, науки и техники» и «История искусства». Тематика выпускных квалификационных работ включает разработку проектов цифровой продукции, в т.ч. разработки обучающих пособий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по дисциплинам образовательных программ специальностей ХГФ МПГУ.
3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «История искусства» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства самосовершенствования (ОК-7);
- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-10);
- осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-12);
- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);
- ориентирован на применение методов и средств познания, обучение и самоконтроль для интеллектуального развития, повышение культурного уровня и профессиональной компетенции, сохранение своего здоровья, нравственное и физическое самосовершенствование (ОК-15).
В результате освоения дисциплины «История искусства» выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- анализирует и определяет требования к дизайн-проекту; составляет подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения (ПК-1);
- владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-2);
- разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений (ПК-3);
- способен к конструированию предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов, способен подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации, осуществлять основные экономические расчеты проекта (ПК-4);
- ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способен планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия (ПК-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать: основные этапы и закономерности развития мирового искусства; основные памятники мирового искусства с древнейших времен до ХХ века; биографии и творчество выдающихся художников разных времен и народов; иметь представление о видах и жанрах искусства и их специфике; о важнейших художественных направлениях, стилях и тенденциях мирового искусства.
- Уметь: свободно ориентироваться в разнообразных исторических эпохах, направлениях, течениях мирового искусства; самостоятельно анализировать, сопоставлять, выявлять стилистические особенности и характерные тенденции мирового искусства; пользоваться научной терминологией, излагать и обосновывать полученные знания.
- Владеть: навыками поиска, отбора и обработки визуальной и вербальной информации, навыками творческого процесса, поиска принятия творческих решений в воплощении художественного замысла; навыками применения многообразных художественных средств, созданных на протяжении длительного развития искусства в будущей профессиональной деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО составляет 10 зачетных единиц (360 часов). История искусства (Древний мир) - 3 зачетные единицы (108 часов). История искусства (Средние века) - 3 зачетные единицы (108 часов). История искусства (Новое и Новейшее время) - 4 зачетные единицы (144 часа).
Структура дисциплины (очная форма обучения)
Таблица 1
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в академических часах) | ||||
Л | С | ПЗ | ЛБ | СР | |||
1. | История искусства Древнего мира | 1 | 18 | 18 | - | - | |
2. | История искусства Древнего мира | 2 | 18 | 36 | - | - | 18 |
3. | История искусства Средних веков | 3 | 18 | 18 | - | - | |
4. | История искусства Средних веков | 4 | 18 | 36 | - | - | 18 |
5. | История искусства Нового и Новейшего времени | 5 | 18 | 18 | - | - | |
6. | История искусства Нового и Новейшего времени | 6 | 18 | 18 | - | - | |
7. | История искусства Нового и Новейшего времени | 7 | 18 | 36 | - | - | 18 |
Содержание дисциплины
Таблица 2
№п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (дидактические единицы) |
1. | История искусства Древнего мира | Введение в историю искусства. Искусство как особая сфера культуры. Истоки и специфика. Основные теории происхождения. Классификация искусства. Виды и жанры искусства. Структура художественного языка и его многообразие. Художественный образ. Периодизация. Искусство эпохи палеолита. Искусство эпохи мезолита. Искусство эпохи неолита. Мифологическое мышление. Культурный синкретизм. Искусство цивилизаций Древнего Востока. Типологические особенности. Периодизация. Мифологические и религиозные воззрения. Канонические особенности искусства. Искусство Древнего Египта. Искусство Месопотамии. Искусство Древнего Ирана. Искусство древней Индии, Китая и Японии. Античное искусство. Античная гражданская община и ее ценности. Этапы развития античной цивилизации. Искусство Эгейского мира. Искусство Древней Греции. Искусство этрусков. Искусство Древнего Рима. Искусство скифов. Искусство Древних цивилизаций Америки. |
2. | История искусства Средних веков | Географические и временные рамки средневековой культуры. Средневековье как новая ступень художественного мышления. Религиозное мировоззрение. Периодизация средневекового искусства. Искусство Византии, стран Восточной Европы и Закавказья. Искусство средневекой Руси. Искусство средневековой Европы. Искусство арабского Востока. Искусство средневековой Индии, Китая и Японии. |
3. | История искусства Нового и Новейшего времени | Искусство Возрождения – переходный этап между средневекой культурой и культурой Нового времени. Исторические корни, хронологические рамки и периодизация. Творчество выдающихся мастеров. Искусство Нового времени. Европейское искусство Нового времени. Русское искусство Нового времени. Стиль и основные стилевые направления. Барокко. Класицизм. Рококо. Роль искусства в культуре эпохи Просвещения. Принципы академизма. Романтизм – идейно-эстетическая программа. Реалистическое направление в искусстве XIX века. Принципы импрессионизма, его формирование и развитие. Постимпрессионизм. Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы различных направлений искусства Нового времени. Искусство XX века. Многоликость художественного процесса. Модернизм и постмодернизм: философия, культура. Традиционные и новые формы искусства. Основные направления первой половины XX столетия. Стиль «Модерн». Фовизм. Экспрессионизм. Примитивизм. Кубизм. Абстракционизм или нефигуративное искусство. Футуризм. Конструктивизм. Дадаизм. Сюрреализм. Основные направления в искусстве второй половины XX столетия. Концептуальное искусство. Оп-арт. Поп-арт. Фотореализм и др. |
5. Образовательные технологии.
Традиционные образовательные технологии:
Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя);
Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, презентаций по предлагаемым темам и вопросам плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.
Технологии проблемного обучения:
Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.
Интерактивные технологии:
Лекция «обратной связи» – лекция-беседа, лекция-дискуссия.
Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.
Информационно-коммуникационные образовательные технологии:
Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией, демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов.
Семинар в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.
Возможно применение технологий проектного обучения:
Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).
Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).
6. Самостоятельная работа студентов.
Таблица 3
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
1. | История искусства Древнего мира | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 18 |
2. | История искусства Средних веков | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 18 |
3. | История искусства Нового и Новейшего времени | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 18 |
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине могут быть: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление библиографии, составление плана и тезисов ответа, изучение дополнительных тем занятий, учебно-исследовательская работа, выполнение домашних заданий, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета, изучение изобразительного материала, в т.ч. оригинальных работ, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.
Возможна подготовка курсовых и дипломных работ (проектов) с учётом специфики учебного плана по профилю направления подготовки.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов):
- Искусство как коммуникационная система.
- Язык избразительного искусства.
- Теории происхождения искусства (деятельностная, магическая, игровая и др.).
- Каноны, традиции, инновации в искусстве.
- Жанры изобразительного искусства (исторический жанр, бытовой жанр портрет, пейзаж, натюрморт).
- Художественный язык скульптуры.
- Художественные изобразительные средства и приемы.
- Мировое художественное наследие (исторические периоды, отдельные страны и регионы, персоналии - по выбору студента).
- Архитектурные формы Древнего мира.
- Античные мифы в мировом искусстве.
- Образ загробного и райского мира в мировом искусстве.
- Боги и герои в искусстве.
- Библейские сюжеты в искусстве.
- Культовая архитектура эпохи средневековья.
- Иконография христианского искусства.
- Художественная система мусульманского искусства.
- Средневековая рукописная книга.
- Искусство печатной графики.
- Художественное оформление книги.
- Образ истории в изобразительном искусстве.
- Портрет в истории мирового искусства.
- Образ повседневности в искусстве.
- Пейзаж в искусстве Востока и Запада.
- Образ мужчины и женщины в истории искусства.
- Образы животных в мировом искусстве.
- Архитектурные стили, направления, школы (по выбору студента).
- Стили, школы, направления в изобразительном искусстве (по выбору студента).
- Художественные стили и направления в искусстве Нового времени (барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и др.).
- Модернистские направления в искусстве ХХ века (повыбору студента).
- Авангардистские направления в искусстве ХХ века (по выбору студента).
- Искусство посмодернизма.
- Национальные школы в искусстве (регионы и страны по выбоу студента).
- Искусство граффити в городской среде.
- Комикс как явление художественной культуры.
- Искусство анимации и кино.
- Цифровое искусство в современном мире.
- Мультимедиа технологии в искусстве.
- Художественные музеи мира. История и современность (по выбору студента).
Тематика курсовых проектов может быть продолжена студентом при разработке дипломного проекта.
7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
Средства оценивания:
Диагностирующий контроль
Тестирование, устные опросы, собеседования.
Текущий контроль
Тестирование, выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров, дискуссии, подготовка учебных материалов в специальных программных средах, презентация результатов исследовательской и проектной деятельности.
Таблица 4
№п/п | Наименование раздела дисциплины | Средства текущего контроля |
1. | История искусства Древнего мира | Мониторинг семинарских занятий. Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций: Теории происхождения искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Повествовательные жанры в изобразительном искусстве. Бессюжетные жанры в изобразительном искусстве. Художественные шедевры палеолита. Тематика искусства эпохи неолита. Канон в искусстве Древнего Востока. Образ человека в античном искусстве. Традиционные жанры китайского искусства. Эстетические принципы японского искусства. Мотивы индейского искусства. Художественный образ индийского храма. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии имеющихся или приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной литературой, содержательность доклада, анализ научных источников, качество подборки иллюстративного материала. |
2. | История искусства Средних веков | Мониторинг результатов семинарских занятий. Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций: «Христианская античность». Художественное наследие Византии и стран «византийского круга». Христианский канон в средневековом искусстве. Образы исламского искусства. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и качество подборки иллюстративного материала. |
3. | История искусства Нового и Новейшего времени | Мониторинг семинарских занятий Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций: Особенности Итальянского и Северного Возрождения. Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы различных направлений искусства Нового и Новейшего времени (персоналии). Идейно-художественные основы модернизма и постмодернизма. Современное искусство (персоналии). Искусство советского периода. Направления, тематика, персоналии. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и разрабатывают мультимедийную презентацию. Презентация должна содержать как текстовую, так и иллюстративную информацию. Могут быть использованы средства компьютерной графики в соответствии с уровнем навыков, приобретенных в рамках других дисциплин. Оцениваются: структура презентации, графический дизайн и качество изобразительного материала, а также теоретическая содержательность сообщения и раскрытие темы, что подразумевает анализ учебной и научной литературы. Требования к объему презентации: 15-20 слайдов. |
Промежуточная аттестация
Зачет - 2, 4, 6 семестр, экзамен - 7 семестр, тестирование - 1-6 семестр, возможна защита курсового проекта в 3-4 и 5-6 семестрах.
Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации.
- Художественная культура и искусство как особая сфера культуры. Становление искусства как профессиональной деятельности. Функции искусства.
- Теории происхождения искусства.
- Классификация искусства. Виды и жанры искусства.
- Художественный образ как ключевое понятие изобразительного искусства.
- Первобытное искусство: периодизация, становление и развитие, уникальность.
- Мифология как способ мышления. Характерные черты мифологического мышления.
- Особенности древнеегипетской культуры. Мифологические представления, развитие заупокойного культа, канонические формы искусства.
- Хронологическое развитие искусства Древнего Египта. Периодизация. Искусство Древнего Царства.
- Искусство Среднего Царства.
- Искусство Нового Царства.
- Искусство Двуречья. Периодизация. Сложение канона. Стилистические особенности и развитие шумерского и аккадского искусства.
- Периодизация, стилистические особенности и развитие ассирийского и вавилонского искусства.
- Искусство и религия Ахеменидского Ирана. Мифологическая подоснова и отражение религиозных идей. Периодизация и стилистика искусства.
- Искусство древней Индии. Периодизация. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. Искусство Индии эпохи Маурьев и Гуптов.
- Искусство древнего Китая. Периодизация. Принципы градостроительства. Архитектура и скульптура. Прикладное искусство.
- Искусство Японии. Периодизация. Влияние китайской и корейской культур. Характерные черты японской архитектуры. Искусство декоративных садов. Развитие японской пластики и живописи.
- Искусство скифов. Периодизация, семантика, стиль.
- Искусство древней Греции. Периодизация. Этапы развития древнегреческой мифологии.
- Крито-микенское искусство. Искусство гомеровской эпохи.
- Искусство древней Греции. Антропоморфизм древнегреческой мифологии. Искусство архаики. Формирование основных типов храмов. Сложение ордерной системы. Искусство ранней классики.
- Искусство древней Греции. Искусство высокой и поздней классики.
- Стилистические особенности искусства эллинистического периода.
- Искусство этрусков.
- Искусство древнего Рима. Истоки и становление. Республиканский период.
- Искусство древнего Рима. Искусство эпохи расцвета римской империи.
- Искусство древнего Рима. Искусство эпохи кризиса римской империи.
- Искусство восточных римских провинций.
- Искусство западных римских провинций.
- Раннехристианское искусство. Тематика и стилистические особенности.
- Средневековое искусство Византии, стран восточной Европы и Закавказья. Историко-культурные особенности восточнохристианского мира.
- Искусство ранневизантийского периода.
- Искусство средневизантийского периода.
- Искусство поздневизантийского периода.
- Средневековое искусство стран «византийского круга» (Болгария, Македония, Сербия, Румыния).
- Искусство средневековой Европы. Историко-культурные особенности европейского Средневековья. Общая характеристика и периодизация.
- Средневековое искусство Западной Европы. Развитие искусства периода «варварских государств».
- Каролингское возрождение.
- Искусство романского периода (XI - XII вв.).
- Средневековое искусство Западной Европы. Готическое искусство. Французское готическое искусство, национальные особенности готики в Англии и Германии.
- Средневековое искусство Западной Европы. Готическое искусство Испании и Португалии. Готическое искусство в Восточной Европе (Венгрия, Чехия, Польша и др.). Особенности готики в Италии.
- Искусство средневековой Руси. Языческая культура славян.
- Искусство Киевской Руси.
- Развитие русского искусства времен феодальной раздробленности. Местные художественные школы.
- Искусство периода возвышения Москвы и объединения русских земель XIV – XV вв.
- Искусство русского централизованного государства кон. XV - XVI вв.
- Искусство средневековой Руси ХVII в.
- Средневековое искусство ислама.
- Искусство эпохи Возрождения. Термин, хронологические рамки и периодизация.
- Итальянское искусство конца ХIII-ХIV вв. (Треченто).
- Искусство эпохи Возрождения. Термин, хронологические рамки и периодизация. Итальянское искусство XV в. (Кватроченто). Разработка теоретических основ архитектуры и изобразительного искусства.
- Искусство эпохи Возрождения. Термин, хронологические рамки и периодизация. Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
- Особенности Высокого Возрождения в Венеции.
- Особенности исторического развития и своеобразие искусства стран Северного Возрождения. Нидерландское и немецкое Возрождение.
- Западноевропейское искусство XVII в. Искусство Италии.
- Испанская живопись XVII в.
- Стилистические особенности фламандской и голландской живописи XVII в,
- Прогрессивная роль Франции в искусстве XVII в. Формирование и особенности классицизма в Европе.
- Западноевропейское искусство эпохи Просвещения во Франции и Англии.
- Русское искусство ХVIII в. и эпоха Просвещения. Национальное своеобразие русского искусства и переработка западной культуры. Идеи просветительства в России.
- Искусство Западной Европы XIX века. Испания (Франсиско Гойя).
- Революционный классицизм, академизм, романтизм и реалистическое направление в искусстве Франции,
- Искусство Западной Европы XIX века. Развитие реалистического направления в произведениях барбизонской школы.
- Принципы импрессионизма. Формирование и развитие.
- Постимпрессионизм.
- Русское искусство XIX века. Расцвет академического искусства.
- Романтические и реалистические черты. Исторический жанр в русском искусстве.
- Художественная Артель и Товарищество передвижных выставок. Рост числа художественных объединений, их борьба с академизмом.
- Искусство русского модерна.
- Искусство первой половины XX века. Переломный этап развития культуры, выражение кризисного состояния искусства.
- Художественные направления второй половины XX века. Идейно-художественные основы постмодернизма. Произведения современных авторов.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
- Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2010.
- Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве. Гардарики. 2009.
- Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2-х т. М.: Академия, 2009.
- Успенский А. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Искусство - XXI век. 2011.
- Черный В. Д. Русские средневековые сады: Опыт классификации. М. Рукописные памятники Древней Руси . 2010 .
Дополнительная литература
- Альдевиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. СПб., 2004.
- Анализ и интерпретация произведения искусства: Художеств. сотворчество : Учеб. пособие для пед. Вузов. Высшая школа, 2005 г.
- Арган Дж. Карло. История итальянского искусства: Античность. Средние века. Раннее Возрождение. Высокое Возрождение. Барокко. Искусство XVIII в. Искусство XIX-начала XX в.: Пер. с итал. Радуга. 2000.
- Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. Прогресс-Традиция. 2002.
- Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. В 4 –х т. Нева, 2003 г.
- Борев Ю.Б. Художественная культура ХХ века. М. 2002.
- Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2002, 2006.
- Верман К. История искусств всех времен и народов. В 3-х т. АСТ. 2001.
- Власов В. Г Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. Азбука-классика, 2005 г.
- Власов В. Г.: Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. М. 2004-2010.
- Гнедич П.П. История искусств. В 3-х т. М. 2004.
- Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПбУ. 2007.
- Демпси Эми. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. Искусство - XXI век. 2008.
- Дэвлет Е. Г. Альтамира: у истоков искусства. - М.: Алетейа, 2004.
- Дэвлет Е.Г. Мифы в камне: Мир наск. искусства России. Алетейа, 2005 г.
- Жабинский А. М. Другая история искусства: от самого начала до наших дней. М. 2001.
- Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада . М. 2005.
- Елисеефф В. , Елисеефф Д. Японская цивилизация. М. 2006.
- Елисеефф В. , Елисеефф Д Цивилизация классического Китая. М. 2007.
- Ильина Т. В. , ред. Искусство: Энциклопедия. М. 2007.
- Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. для вузов. Высшая школа, 2003, 2007.
- Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. для вузов. 2008.
- Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: Учеб. для вузов. Высшая школа, 2001 г.
- Каждан А. П. Византийская культура (X-XII вв.). Алетейя. 2006.
- Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука-классика, 2005.
- Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века (автор проекта, ведущий автор, руководитель авторского коллектива, отв. редактор В. Бычков). — М.: РОССПЭН, 2003.
- Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. АСТ. 2005.
- Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. АСТ. 2005.
- Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. АСТ. 2004.
- Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – Л. - М., 1961, СПб, 2001, 2005.
- Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. Спб. 2006.
- Рид Герберт. Краткая история современной живописи: Пер. с англ. Искусство- XXI век, 2006.
- Родькин П. Е. Футуризм и современное визуальное искусство. Совпадение, 2006 г.
- Рыков А.В. Основы теории искусства. СпбГУ. 2007
- Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М. 2002.
- Тейлор Б. Актуальное искусство, -М.: Слово / Slovo, 2005.
- Флиттнер Н. Д. Культура и Искусство Двуречья. М. 2008.
- Черный В. Д. История изучения русского средневекового искусства. Прометей. 2009.
- Черный В. Д. Русская средневековая книжная миниатюра: Направления, проблемы и методы изучения. РОССПЭН, 2004 г.
- Чубова А., Доброклонский М. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность. Сварог и К. 2008.
- Элиаде М. История верований и религиозных идей. В 3-х т. М. 2002, 2008.
- Энциклопедия модернизма: Фовизм. Кубизм. Футуризм. Экспрессионизм. Абстракционизм. Дадаизм. Сюрреализм. Поп-арт. Оп-арт. ЭКСМО-Пресс, 2002 г.
Мультимедийные средства:
- Австралия и Океания: искусство, повседневность. Директ-Медиа. 2006.
- Античность: литература и искусство. Директ-Медиа. 2004
- Барокко. CD-ROM, Директ-Медиа, 2004
- Вейс. Г. Энциклопедия материальной культуры. Директ-Медиа. 2004
- Византийское искусство. Директ-Медиа . 2006
- Византийские фрески Сербии, Македонии, Черногории. AstraMedia. 2009.
- Возрождение. Директ-Медиа. 2004.
- Грабарь И.Э. Энциклопедия "История русского искусства". Издательство: Компания «ИДДК». 2005
- Древнерусская культура. Литература и искусство. Директ-Медиа . 2004.
- Импрессионизм. Постимпрессионизм. Директ-Медиа. 2005.
- Искусство Древнего Египта, Директ-Медиа, 2004
- Искусство Западной Европы в XVIII веке. Директ-Медиа. 2008
- История искусства в шедеврах. Том 1. Том 2. AstraMedia. 2007
- История искусства: классические труды. Директ-Медиа. 2003
- Искусство Китая. CD-ROM, Директ-Медиа, 2005.
- Искусство символизма . Директ-Медиа. 2005.
- Искусство Средних веков: Часть первая. II - XII вв. CD-ROM, Директ-Медиа, 2006
- Искусство Средних веков. Часть вторая. Искусство готики. CD-ROM, Директ-Медиа, 2008
- Искусство Японии. CD-ROM, Директ-Медиа, 2003.
- Книжная миниатюра. Директ-Медиа. 2006.
- Модерн. CD-ROM, Директ-Медиа, 2004
- Муратов П. П. Образы Италии. Директ-Медиа. 2007
- Первобытное искусство. AstraMedia. 2010.
- Православная икона . Директ-Медиа. 2002.
- Романтизм. Директ-Медиа. 2004.
- Словарь сюжетов и символов в западноевропейском искусстве. Составитель - А. Майкапар. Директ-Медиа. 2010.
- Средневековая архитектура Франции. Директ-Медиа. 2007.
- Цивилизации Древнего Востока. Директ-Медиа. 2005
- Шедевры мировой живописи: 11 111 репродукций. Директ-Медиа. 2004
- Энциклопедия изобразительного искусства. ИДДК. 2003.
Интернет-ресурсы:
- http://www.aiwaz.net/
- http://ancientrome.ru/
- http://artclassic.edu.ru/
- http://biblicalstudies.ru/
- http://www.icon-art.info
- http://www.artprojekt.ru/
- http://artyx.ru/
- http://www.bibliotekar.ru/
- http://www/gumer.info
- http://www.wga.hu/
- http://ec-dejavu.net/main.html
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
Необходимые технические средства обучения, используемые в учебном процессе для освоения дисциплины: аудитория, оборудованная современными компьютерными средствами с техническими возможностями для демонстрации изобразительного материала и мультимедийных презентаций.
10. Аннотация рабочей программы дисциплины «История искусства».
Цель дисциплины: Изучение истории искусства различных эпох и народов и формирвание знаний о разнообразных художественных стилях и направлениями. Изучение мировоззренческих концепций различных эпох и понимание исторически-изменчивых форм художественно-образного мышления. Формирование целостного представления об искусстве и расширение культурного и творческого потенциала студента. Формирование понимания специфических задач художественного мышления через постижение произведения искусства, как целостной сложной структуры, воплощающей художественный замысел различными средствами изобразительного языка.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «История искусства» включена в общепрофессиональный цикл (Б.2), базовая часть (Б.2.1) учебного плана подготовки бакалавров дизайна.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
(коды) : ОК: 1,2,3,6,7,9,10,12,14,15; ПК: 1,2,3,4,6.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные этапы и закономерности развития мирового искусства; основные памятники мирового искусства с древнейших времен до ХХ века; биографии и творчество выдающихся художников разных времен и народов; иметь представление о видах и жанрах искусства и их специфике; о важнейших художественных направлениях, стилях и тенденциях мирового искусства.
Уметь: свободно ориентироваться в разнообразных исторических эпохах, направлениях, течениях мирового искусства; самостоятельно анализировать, сопоставлять, выявлять стилистические особенности и характерные тенденции мирового искусства; пользоваться научной терминологией, излагать и обосновывать полученные знания.
Владеть: навыками поиска, отбора и обработки визуальной и вербальной информации, навыками творческого процесса, поиска принятия творческих решений в воплощении художественного замысла; навыками применения многообразных художественных средств, созданных на протяжении длительного развития искусства в будущей профессиональной деятельности .
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО составляет :
10 зачетных единиц (360 часов). История искусства Древнего мира - 3 зачетные единицы (108 часов). История искусства Средних веков - 3 зачетные единицы (108 часов). История искусства Нового и Новейшего времени - 4 зачетные единицы (144 часа).
Семестры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Основные разделы дисциплины: История искусства (Древний мир), История искусства (Средние века), История искусства (Новое и Новейшее время).
Автор(ы):
ст. преподаватель кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна ХГФ МПГУ Кирина Н.Ю.,
ст. преподаватель кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна ХГФ МПГУ Подгорнева Э.В.
Программа одобрена на заседании кафедры _______________________________________
от « ___ »_______________ г., протокол № _____________
Зав. кафедрой
______________________________
« ___ » ________________ г.
Согласовано:
Специалист по УМР
___________________
«___» ________________г.