Рабочая программа учебной дисциплины "История искусства"

Направление подготовки Дизайн, профиль графический дизайн, бакалавр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_iskusstva_kirina_n._yu.docx64.17 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский педагогический государственный университет

Художественно-графический факультет

Рабочая программа учебной дисциплины

История искусства

Код и направление подготовки

072500.62 ДИЗАЙН

Профиль

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Москва

2011 год

  1. Цель освоения дисциплины

       Дисциплина относится к важнейшим областям гуманитарного знания и является необходимой частью художественного образования, направленной на формирование базовой профессиональной подготовки. Искусство как особая сфера жизнедеятельности человека осознавалась людьми уже на самых ранних этапах исторического развития. В современной культуре искусство является специализированной деятельностью, требующей профессиональной подготовки. Цель дисциплины – изучение истории искусства различных эпох и народов, а также фрмирование знаний о разнообразных художественных стилях и направлениях.  Изучение мировоззренческих концепций  различных эпох и понимание исторически-изменчивых форм художественно-образного мышления сформирует целостное представление об искусстве и расширит рамки культурного и творческого потенциала студента. Постижение произведения искусства, как целостной сложной структуры, воплощающей художественный замысел различными средствами изобразительного языка сформирует и обогатит понимание специфических задач художественного мышления.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 Дисциплина «История искусства» включена в общепрофессиональный цикл (Б.2), базовая часть (Б.2.1) учебного плана подготовки бакалавров дизайна. Модуль «История искусства» состоит из трех разделов: История искусства (Древний мир, Б.2.1/1.1), История искусства (Средние века, Б.2.1/1.2), История искусства (Новое и Новейшее время, Б.2.1/1.3).

  • Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе в результате изучения мировой истории и основ мировой художественной культуры.
  • Параллельно должны изучаться дисциплины базовой и вариативной части цикла  ГСЭ: История (Б.1.1/1), Философия (Б.1.1/2), Культурология (Б.1.2/4). Ряд дисциплин базовой и вариативной части общепрофессионального цикла: История дизайна, науки и техники, Б.2.2/.1; Основы теории изображений, Б.2.2/3; Цветоведение и колористика, Б.2.2/4. И следующие дисциплины профессионального цикла: Пропедевтика (Основы академической композиции) Б.3.1/1.1; Пропедевтика (Основы композиции в дизайне) Б.3.1/1.2; Введение в специальность (Б.3.1/2.1); Введение в компьютерные технологии (Б.3.1/3.1); Основы компьютерной графики (Б.3.1/3.2).  
  •  «История искусства» является базой при изучении целого ряда дисциплин, где необходимо знание принципов решения различных художественно-проектных задач и умение применять их в художественно-проектной деятельности. К таким дисциплинам относятся из общепрофессионального цикла: «Академическая живопись» (Б.2.1/3), «Академический рисунок» (Б.2.1/2), «Цветоведение и колористика», «Академическая скульптура и пластическое моделирование» (Б.2.1/4). Из профессионального цикла: «Проектирование в графическом дизайне» (Б.3.1/2), «Компьютерные технологии в графическом дизайне» (Б.3.1/3).

Уровень теоретической подготовки студентов по «Истории искусства» может быть расширен при изучении следующих дисциплин и курсов по выбору: Запад и Восток: культурные традиции (цикл ГСЭ, Б.1.2/в 1); Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве/Культура и искусство скифов/ Искусство буддизма (цикл ОПД, Б.2.2/в 2); Семиотика культуры (Б.2.2/в 7).

«История искусства» относится к дисциплинам, содержательно взаимосвязанным с музейной практикой (Б.5.3).

Дисциплина используется при формировании содержания итоговой государственной аттестации. Задания итогового государственного экзамена имеют междисциплинарный характер и находятся на стыке таких дисциплин, как «Проектирование в графическом дизайне», «История дизайна, науки и техники» и «История искусства». Тематика выпускных квалификационных работ включает разработку проектов цифровой продукции, в т.ч. разработки обучающих пособий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по дисциплинам образовательных программ специальностей ХГФ МПГУ.

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «История искусства» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеет  культурой  мышления,  способен  к  обобщению,  анализу,  восприятию  информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  • умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
  • умеет  критически  оценивать  свои  достоинства  и  недостатки,  наметить  пути  и  выбрать средства самосовершенствования (ОК-7);
  • использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при  решении  социальных  и  профессиональных  задач;  способен  анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
  • готов  к  уважительному  и  бережному  отношению  к  историческому  наследию  и  культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-10);
  • осознает  значение  гуманистических  ценностей  для  сохранения  и  развития  современной цивилизации;  готов  принять  нравственные  обязанности  по  отношению  к  окружающей  природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-12);
  • осознает  сущность  и  значение  информации  в  развитии  современного  общества;  владеет основными  методами,  способами  и  средствами  получения,  хранения,  переработки  информации (ОК-14);
  • ориентирован  на  применение  методов  и  средств  познания,  обучение  и  самоконтроль  для интеллектуального  развития,  повышение  культурного  уровня  и  профессиональной  компетенции, сохранение своего здоровья, нравственное и физическое самосовершенствование (ОК-15).

В результате освоения дисциплины «История искусства» выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • анализирует  и  определяет  требования  к  дизайн-проекту;  составляет  подробную спецификацию  требований к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения (ПК-1);
  • владеет  рисунком,  умением  использовать  рисунки  в  практике  составления  композиции  и переработкой  их  в  направлении  проектирования  любого  объекта;  владеет  принципами  выбора техники  исполнения  конкретного  рисунка;  навыками  линейно-конструктивного  построения  и основами  академической  живописи;  элементарными  профессиональными  навыками  скульптора; современной  шрифтовой  культурой;  приемами  работы  в  макетировании  и  моделировании; приемами  работы  с  цветом  и  цветовыми  композициями;  методами  и  технологией  классических техник  станковой  графики  (гравюра,  офорт,  монотопия);  основными  правилами  и  принципами набора и верстки (ПК-2);
  • разрабатывает  проектную  идею,  основанную  на  концептуальном,  творческом  подходе  к решению  дизайнерской  задачи;  возможные  приемы  гармонизации форм,  структур,  комплексов  и систем; комплекс функциональных, композиционных решений (ПК-3);  
  • способен  к  конструированию  предметов,  товаров,  промышленных  образцов,  коллекций, комплексов,  сооружений,  объектов,  способен  подготовить  полный  набор  документации  по дизайн-проекту  для  его  реализации,  осуществлять  основные  экономические  расчеты  проекта (ПК-4);
  • ориентирован  на  преподавательскую  работу  в  общеобразовательных  учреждениях, образовательных  учреждениях  среднего  профессионального  образования  и  дополнительного образования,  способен  планировать  учебный  процесс,  выполнять  методическую  работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия (ПК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:  

  • Знать: основные этапы и закономерности развития мирового искусства; основные памятники мирового искусства с древнейших времен до ХХ века; биографии и творчество выдающихся художников разных времен и народов; иметь представление о видах и жанрах искусства и  их специфике; о важнейших художественных направлениях, стилях и тенденциях мирового искусства.
  • Уметь: свободно ориентироваться в разнообразных исторических эпохах, направлениях, течениях мирового искусства; самостоятельно анализировать, сопоставлять, выявлять стилистические особенности  и характерные тенденции мирового искусства; пользоваться научной терминологией, излагать и обосновывать полученные знания.
  • Владеть: навыками поиска, отбора и обработки визуальной и вербальной информации, навыками творческого процесса, поиска принятия творческих решений в воплощении художественного замысла; навыками применения многообразных художественных средств, созданных на протяжении длительного развития искусства в будущей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины  по ФГОС ВПО составляет  10  зачетных единиц (360 часов). История искусства (Древний мир) - 3 зачетные единицы (108 часов). История искусства (Средние века) - 3 зачетные единицы (108 часов). История искусства (Новое и Новейшее время)  -  4 зачетные единицы (144 часа).

Структура  дисциплины (очная форма обучения)

Таблица 1

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Л

С

ПЗ

ЛБ

СР

1.

История искусства Древнего мира

1

18

18

-

-

2.

История искусства Древнего мира

2

18

36

-

-

18

3.

История искусства Средних веков

3

18

18

-

-

4.

История искусства Средних веков

4

18

36

-

-

18

5.

История искусства Нового и Новейшего времени

5

18

18

-

-

6.

История искусства Нового и Новейшего времени

6

18

18

-

-

7.

История искусства Нового и Новейшего времени

7

18

36

-

-

18

Содержание дисциплины

Таблица 2

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1.

История искусства Древнего мира

Введение в историю искусства. Искусство как особая сфера культуры. Истоки и специфика. Основные теории происхождения. Классификация искусства. Виды и жанры искусства. Структура художественного языка и его многообразие. Художественный образ.

Периодизация. Искусство эпохи палеолита. Искусство эпохи мезолита. Искусство эпохи неолита.

Мифологическое мышление. Культурный синкретизм.

Искусство цивилизаций Древнего Востока.  Типологические особенности. Периодизация. Мифологические и религиозные воззрения. Канонические особенности искусства. Искусство Древнего Египта. Искусство Месопотамии. Искусство Древнего Ирана.

Искусство древней Индии, Китая и Японии.

Античное искусство. Античная гражданская община и ее ценности. Этапы развития античной цивилизации. Искусство Эгейского мира. Искусство Древней Греции. Искусство этрусков. Искусство Древнего Рима.

Искусство скифов.

Искусство Древних цивилизаций Америки.

2.

История искусства Средних веков

Географические и временные рамки средневековой культуры. Средневековье как новая ступень художественного  мышления.  Религиозное мировоззрение.  

Периодизация средневекового искусства. Искусство Византии, стран Восточной Европы и Закавказья. Искусство средневекой Руси. Искусство средневековой Европы.

Искусство арабского Востока.

Искусство средневековой Индии, Китая и Японии.

3.

История искусства Нового и Новейшего времени

Искусство Возрождения – переходный этап между средневекой культурой и культурой Нового времени. Исторические корни, хронологические рамки и периодизация. Творчество выдающихся мастеров.

Искусство Нового времени. Европейское искусство Нового времени. Русское искусство Нового времени. Стиль и основные стилевые направления. Барокко. Класицизм. Рококо. Роль искусства в культуре эпохи Просвещения. Принципы академизма. Романтизм – идейно-эстетическая программа.

Реалистическое направление в искусстве XIX века. Принципы импрессионизма, его формирование и развитие. Постимпрессионизм. Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы различных направлений искусства Нового времени.

Искусство  XX века. Многоликость художественного процесса. Модернизм и постмодернизм: философия,  культура. Традиционные и новые формы искусства. Основные направления первой половины XX столетия. Стиль «Модерн». Фовизм. Экспрессионизм. Примитивизм. Кубизм. Абстракционизм или нефигуративное искусство. Футуризм. Конструктивизм. Дадаизм. Сюрреализм.

Основные направления в искусстве второй половины XX столетия. Концептуальное искусство. Оп-арт. Поп-арт. Фотореализм и др.

5. Образовательные технологии.

Традиционные образовательные технологии:

Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя);

Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, презентаций по предлагаемым темам и вопросам плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.

Технологии проблемного обучения:

Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.  

Интерактивные технологии:

Лекция «обратной связи» – лекция-беседа, лекция-дискуссия.

Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии:

Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией,  демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов.

Семинар в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.

Возможно применение технологий проектного обучения:

Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).

Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор  и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).

6. Самостоятельная работа студентов.

Таблица 3 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1.

История искусства Древнего мира

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

18

2.

История искусства Средних веков

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

18

3.

История искусства Нового и Новейшего времени

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

18

Видами  заданий  для  внеаудиторной  самостоятельной  работы по дисциплине могут быть:  работа с конспектом лекции (обработка текста);  повторная работа  над  учебным  материалом (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы,  аудио-  и видеозаписей),  составление библиографии,  составление плана и тезисов ответа, изучение дополнительных тем занятий, учебно-исследовательская   работа,  выполнение домашних заданий, использование аудио- и видеозаписей,  компьютерной техники и Интернета, изучение изобразительного материала, в т.ч. оригинальных работ, проектирование и моделирование разных видов и   компонентов профессиональной деятельности.

Возможна подготовка курсовых и дипломных работ (проектов) с учётом специфики учебного плана по  профилю направления подготовки.

Примерный перечень тем курсовых работ (проектов):

  • Искусство как коммуникационная система.
  • Язык избразительного искусства.
  • Теории происхождения искусства (деятельностная, магическая, игровая и др.).
  • Каноны, традиции, инновации в искусстве.
  • Жанры изобразительного искусства (исторический жанр, бытовой жанр портрет, пейзаж, натюрморт).
  • Художественный  язык скульптуры.
  • Художественные изобразительные средства и приемы.
  • Мировое художественное наследие (исторические периоды, отдельные страны и регионы, персоналии - по выбору студента).
  • Архитектурные формы Древнего мира.
  • Античные мифы в мировом искусстве.
  • Образ загробного и райского мира в мировом искусстве.
  • Боги и герои  в искусстве.
  • Библейские сюжеты в искусстве.
  • Культовая архитектура эпохи средневековья.
  • Иконография христианского искусства.
  • Художественная система мусульманского искусства.
  • Средневековая рукописная книга.
  • Искусство печатной графики.
  • Художественное оформление книги.
  • Образ истории в изобразительном искусстве.
  • Портрет в истории мирового искусства.
  • Образ повседневности в искусстве.
  • Пейзаж  в искусстве Востока и Запада.
  • Образ мужчины и женщины  в истории искусства.
  • Образы животных в мировом искусстве.
  • Архитектурные стили, направления, школы (по выбору студента).
  • Стили, школы, направления в изобразительном искусстве (по выбору студента).
  • Художественные  стили и направления в искусстве Нового времени (барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм  и др.).
  • Модернистские  направления в искусстве ХХ века (повыбору студента).
  • Авангардистские направления в искусстве ХХ века (по выбору студента).
  • Искусство посмодернизма.
  • Национальные школы в искусстве (регионы и страны по выбоу студента).
  • Искусство граффити в городской среде.
  • Комикс  как явление художественной культуры.
  • Искусство анимации и кино.
  • Цифровое искусство в современном мире.
  • Мультимедиа технологии в искусстве.
  • Художественные музеи мира. История и современность  (по выбору студента).

Тематика курсовых проектов может быть продолжена студентом при разработке дипломного проекта.

7. Компетентностно-ориентированные  оценочные средства

Средства оценивания:

Диагностирующий контроль

Тестирование, устные опросы, собеседования.

Текущий контроль

Тестирование, выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров, дискуссии,  подготовка учебных материалов в специальных программных средах,  презентация результатов исследовательской и проектной деятельности.

Таблица 4

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

1.

История искусства Древнего мира

Мониторинг семинарских занятий.

Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций:

Теории происхождения искусства.

Виды и жанры изобразительного искусства. Повествовательные жанры в изобразительном искусстве.

Бессюжетные жанры в изобразительном искусстве.

Художественные шедевры  палеолита.

Тематика искусства эпохи неолита.

Канон в искусстве Древнего Востока.

Образ человека в античном искусстве.

Традиционные жанры китайского искусства.

Эстетические принципы японского искусства.

Мотивы индейского искусства.

Художественный образ индийского храма.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии имеющихся или  приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной литературой, содержательность доклада, анализ научных источников, качество подборки иллюстративного материала.

2.

История искусства Средних веков

Мониторинг результатов семинарских занятий.

Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций:

«Христианская  античность».

Художественное наследие Византии и стран «византийского круга».

Христианский канон в средневековом искусстве.

Образы исламского искусства.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и качество подборки иллюстративного материала.

3.

История искусства Нового и Новейшего времени

Мониторинг семинарских занятий

Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций:

Особенности Итальянского и Северного Возрождения.

Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы различных направлений искусства Нового и Новейшего времени (персоналии).

Идейно-художественные основы модернизма и постмодернизма.

Современное искусство (персоналии).

Искусство советского периода. Направления, тематика, персоналии.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и разрабатывают мультимедийную презентацию. Презентация должна содержать как текстовую, так и иллюстративную информацию. Могут быть использованы средства компьютерной графики в соответствии с уровнем навыков, приобретенных в рамках других дисциплин. Оцениваются: структура презентации, графический дизайн и качество изобразительного материала, а также теоретическая содержательность сообщения и раскрытие темы, что подразумевает анализ учебной и научной литературы.

Требования к объему презентации: 15-20 слайдов.

Промежуточная аттестация

Зачет - 2, 4, 6 семестр, экзамен - 7 семестр, тестирование - 1-6 семестр, возможна защита курсового проекта в 3-4 и  5-6 семестрах.

Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации.

  1. Художественная культура и искусство  как особая  сфера культуры. Становление искусства как профессиональной деятельности. Функции искусства.
  2. Теории происхождения искусства.
  3. Классификация искусства. Виды и жанры искусства.
  4. Художественный образ как ключевое понятие изобразительного искусства.
  5. Первобытное искусство: периодизация, становление и  развитие, уникальность.
  6. Мифология как способ мышления. Характерные черты мифологического мышления.
  7. Особенности древнеегипетской  культуры.  Мифологические  представления,  развитие заупокойного культа, канонические формы искусства.
  8. Хронологическое развитие искусства Древнего Египта. Периодизация. Искусство Древнего Царства.
  9. Искусство Среднего Царства.
  10. Искусство Нового Царства.
  11. Искусство Двуречья. Периодизация. Сложение канона. Стилистические особенности и развитие шумерского и аккадского искусства.
  12. Периодизация, стилистические особенности и развитие ассирийского и вавилонского искусства.
  13. Искусство и религия Ахеменидского Ирана. Мифологическая подоснова и отражение религиозных идей. Периодизация и стилистика искусства.
  14. Искусство   древней   Индии.   Периодизация.   Культура  Мохенджо-Даро   и   Хараппы. Искусство Индии эпохи Маурьев и Гуптов.
  15. Искусство древнего Китая. Периодизация. Принципы градостроительства. Архитектура и скульптура. Прикладное искусство.
  16. Искусство Японии. Периодизация. Влияние китайской и корейской культур. Характерные черты  японской   архитектуры.   Искусство   декоративных  садов.   Развитие японской пластики и живописи.
  17. Искусство скифов. Периодизация, семантика, стиль.
  18. Искусство древней Греции. Периодизация. Этапы развития древнегреческой мифологии.
  19. Крито-микенское искусство. Искусство гомеровской эпохи.
  20. Искусство древней Греции. Антропоморфизм древнегреческой мифологии. Искусство архаики. Формирование основных типов храмов. Сложение ордерной системы. Искусство ранней классики.
  21. Искусство древней Греции. Искусство высокой и поздней классики.
  22. Стилистические особенности искусства эллинистического периода.
  23. Искусство этрусков.
  24. Искусство древнего Рима. Истоки и становление. Республиканский период.
  25. Искусство древнего Рима. Искусство эпохи расцвета римской империи.
  26. Искусство древнего Рима. Искусство эпохи кризиса римской империи.
  27. Искусство восточных римских провинций.
  28. Искусство западных римских провинций.
  29. Раннехристианское искусство. Тематика и стилистические    особенности.
  30. Средневековое искусство Византии, стран восточной Европы и Закавказья. Историко-культурные особенности восточнохристианского мира.
  31. Искусство ранневизантийского периода.
  32. Искусство средневизантийского периода.
  33. Искусство поздневизантийского периода.
  34. Средневековое искусство стран «византийского круга» (Болгария, Македония, Сербия, Румыния).
  35. Искусство    средневековой    Европы.   Историко-культурные особенности европейского Средневековья. Общая характеристика и периодизация.    
  36. Средневековое искусство  Западной  Европы.  Развитие     искусства  периода «варварских государств».
  37. Каролингское возрождение.
  38. Искусство романского периода (XI - XII вв.).
  39. Средневековое искусство  Западной Европы.  Готическое искусство.  Французское  готическое искусство, национальные особенности готики в Англии и Германии.
  40. Средневековое искусство  Западной Европы.  Готическое искусство Испании и Португалии.  Готическое искусство в Восточной Европе (Венгрия, Чехия, Польша и др.). Особенности готики в Италии.
  41. Искусство средневековой Руси.  Языческая культура славян.  
  42. Искусство Киевской Руси.
  43. Развитие русского  искусства времен  феодальной     раздробленности. Местные художественные школы.
  44. Искусство периода возвышения Москвы и объединения русских земель XIV – XV вв.
  45. Искусство русского централизованного государства кон. XV - XVI вв.
  46. Искусство средневековой Руси  ХVII в.
  47. Средневековое искусство ислама.
  48. Искусство   эпохи   Возрождения.   Термин,   хронологические   рамки   и   периодизация.
  49. Итальянское искусство конца ХIII-ХIV вв. (Треченто).
  50. Искусство   эпохи   Возрождения.   Термин,   хронологические   рамки   и   периодизация. Итальянское    искусство    XV    в.    (Кватроченто).    Разработка   теоретических   основ архитектуры и изобразительного искусства.
  51. Искусство   эпохи   Возрождения.   Термин,   хронологические   рамки   и   периодизация. Высокое   Возрождение.   Леонардо   да   Винчи,   Рафаэль,  Микеланджело.  
  52. Особенности Высокого Возрождения в Венеции.
  53. Особенности   исторического   развития   и   своеобразие   искусства   стран   Северного Возрождения. Нидерландское и немецкое Возрождение.
  54. Западноевропейское искусство XVII в. Искусство Италии.
  55. Испанская живопись XVII в.
  56. Стилистические особенности фламандской и голландской живописи XVII в,
  57. Прогрессивная  роль  Франции  в  искусстве  XVII  в.   Формирование  и  особенности классицизма в Европе.
  58. Западноевропейское искусство эпохи Просвещения во Франции и Англии.
  59. Русское искусство ХVIII в. и эпоха Просвещения. Национальное своеобразие русского искусства и переработка западной культуры. Идеи просветительства в России.
  60. Искусство Западной Европы XIX века. Испания (Франсиско Гойя).
  61. Революционный классицизм, академизм, романтизм и реалистическое направление в искусстве Франции,
  62. Искусство   Западной  Европы   XIX  века.   Развитие   реалистического   направления   в произведениях  барбизонской  школы.
  63. Принципы  импрессионизма.   Формирование  и развитие.
  64. Постимпрессионизм.
  65. Русское  искусство  XIX века.  Расцвет  академического  искусства.  
  66. Романтические  и реалистические черты. Исторический жанр в русском искусстве.
  67. Художественная    Артель    и    Товарищество    передвижных    выставок.    Рост    числа художественных объединений, их борьба с академизмом.
  68. Искусство русского модерна.
  69. Искусство первой половины XX века. Переломный этап развития культуры, выражение кризисного состояния искусства.
  70. Художественные   направления   второй   половины   XX   века.    Идейно-художественные основы постмодернизма. Произведения современных авторов.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2010.
  2. Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве. Гардарики. 2009.
  3. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2-х т.  М.: Академия, 2009.
  4. Успенский А. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Искусство - XXI век. 2011.
  5. Черный В. Д. Русские средневековые сады: Опыт классификации. М. Рукописные памятники Древней Руси . 2010 .

Дополнительная литература

  1. Альдевиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. СПб., 2004.
  2. Анализ и интерпретация произведения искусства: Художеств. сотворчество : Учеб. пособие для пед. Вузов. Высшая школа, 2005 г.
  3. Арган Дж. Карло. История итальянского искусства: Античность. Средние века. Раннее Возрождение. Высокое Возрождение. Барокко. Искусство XVIII в. Искусство XIX-начала XX в.: Пер. с итал. Радуга. 2000.
  4. Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. Прогресс-Традиция. 2002.
  5. Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. В 4 –х т. Нева, 2003 г.
  6. Борев Ю.Б. Художественная культура ХХ века. М. 2002.
  7. Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2002, 2006.
  8. Верман К. История искусств всех времен и народов. В 3-х т. АСТ. 2001.
  9. Власов В. Г Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. Азбука-классика, 2005 г.
  10. Власов В. Г.: Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. М. 2004-2010.
  11. Гнедич П.П. История искусств. В 3-х т. М. 2004.
  12. Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПбУ. 2007.
  13. Демпси Эми. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. Искусство - XXI век. 2008.
  14. Дэвлет Е. Г. Альтамира: у истоков искусства. - М.: Алетейа, 2004.
  15. Дэвлет Е.Г. Мифы в камне: Мир наск. искусства России. Алетейа, 2005 г.
  16. Жабинский А. М. Другая история искусства: от самого начала до наших дней. М. 2001.
  17. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада . М. 2005.
  18. Елисеефф В. , Елисеефф Д. Японская цивилизация. М. 2006.
  19. Елисеефф В. , Елисеефф Д Цивилизация классического Китая. М. 2007.
  20. Ильина Т. В. , ред. Искусство: Энциклопедия. М. 2007.
  21. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. для вузов. Высшая школа, 2003, 2007.
  22. Ильина Т.В.  История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. для вузов. 2008.
  23. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: Учеб. для вузов. Высшая школа, 2001 г.
  24. Каждан А. П. Византийская культура (X-XII вв.). Алетейя. 2006.
  25. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука-классика, 2005.
  26. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века (автор проекта, ведущий автор, руководитель авторского коллектива, отв. редактор В. Бычков). — М.: РОССПЭН, 2003.
  27. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. АСТ. 2005.
  28. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. АСТ. 2005.
  29. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. АСТ. 2004.
  30. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – Л. - М., 1961, СПб, 2001, 2005.
  31. Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. Спб. 2006.
  32. Рид Герберт. Краткая история современной живописи: Пер. с англ. Искусство- XXI век, 2006.
  33. Родькин П. Е. Футуризм и современное визуальное искусство. Совпадение, 2006 г.
  34. Рыков А.В. Основы теории искусства. СпбГУ. 2007
  35. Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М. 2002.
  36. Тейлор Б. Актуальное искусство, -М.: Слово / Slovo, 2005.
  37. Флиттнер Н. Д.  Культура и Искусство Двуречья. М. 2008.
  38. Черный В. Д. История изучения русского средневекового искусства. Прометей. 2009.
  39. Черный В. Д. Русская средневековая книжная миниатюра: Направления, проблемы и методы изучения. РОССПЭН, 2004 г.
  40. Чубова А., Доброклонский М. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность. Сварог и К. 2008.
  41. Элиаде М. История верований и религиозных идей. В 3-х т. М. 2002, 2008.
  42. Энциклопедия модернизма: Фовизм. Кубизм. Футуризм. Экспрессионизм. Абстракционизм. Дадаизм. Сюрреализм. Поп-арт. Оп-арт. ЭКСМО-Пресс, 2002 г.

Мультимедийные средства:

  1. Австралия и Океания: искусство, повседневность. Директ-Медиа. 2006.
  2. Античность: литература и искусство. Директ-Медиа. 2004
  3. Барокко. CD-ROM, Директ-Медиа, 2004
  4. Вейс. Г. Энциклопедия материальной культуры. Директ-Медиа.  2004
  5. Византийское искусство. Директ-Медиа . 2006
  6. Византийские фрески Сербии, Македонии, Черногории. AstraMedia.  2009.
  7. Возрождение. Директ-Медиа. 2004.
  8. Грабарь И.Э. Энциклопедия "История русского искусства". Издательство: Компания «ИДДК».  2005
  9. Древнерусская культура. Литература и искусство. Директ-Медиа . 2004.
  10. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Директ-Медиа. 2005.
  11. Искусство Древнего Египта, Директ-Медиа, 2004
  12. Искусство Западной Европы в XVIII веке. Директ-Медиа. 2008
  13. История искусства в шедеврах. Том 1. Том 2. AstraMedia. 2007
  14. История искусства: классические труды. Директ-Медиа. 2003
  15. Искусство Китая. CD-ROM, Директ-Медиа, 2005.
  16. Искусство символизма . Директ-Медиа. 2005.
  17. Искусство Средних веков: Часть первая. II - XII вв. CD-ROM, Директ-Медиа, 2006
  18. Искусство Средних веков. Часть вторая. Искусство готики. CD-ROM, Директ-Медиа, 2008
  19. Искусство Японии. CD-ROM, Директ-Медиа, 2003.
  20. Книжная миниатюра. Директ-Медиа. 2006.
  21. Модерн. CD-ROM, Директ-Медиа, 2004
  22. Муратов П. П. Образы Италии. Директ-Медиа. 2007
  23. Первобытное искусство. AstraMedia. 2010.
  24. Православная икона . Директ-Медиа. 2002.
  25. Романтизм. Директ-Медиа. 2004.
  26. Словарь сюжетов и символов в западноевропейском искусстве. Составитель - А. Майкапар. Директ-Медиа. 2010.
  27. Средневековая архитектура Франции. Директ-Медиа. 2007.
  28. Цивилизации Древнего Востока. Директ-Медиа. 2005
  29. Шедевры мировой живописи: 11 111 репродукций.  Директ-Медиа. 2004  
  30. Энциклопедия изобразительного искусства. ИДДК.   2003.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.aiwaz.net/ 
  2. http://ancientrome.ru/
  3. http://artclassic.edu.ru/
  4. http://biblicalstudies.ru/
  5. http://www.icon-art.info
  6. http://www.artprojekt.ru/
  7. http://artyx.ru/
  8. http://www.bibliotekar.ru/
  9. http://www/gumer.info
  10. http://www.wga.hu/
  11. http://ec-dejavu.net/main.html

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Необходимые технические средства обучения, используемые в учебном процессе для освоения дисциплины: аудитория, оборудованная современными компьютерными средствами с техническими возможностями для демонстрации изобразительного материала и мультимедийных презентаций.

10. Аннотация рабочей программы дисциплины «История искусства».

Цель дисциплины:  Изучение истории искусства различных эпох и народов и формирвание знаний о разнообразных художественных стилях и направлениями.  Изучение мировоззренческих концепций  различных эпох и понимание исторически-изменчивых форм художественно-образного мышления. Формирование целостного представления об искусстве и расширение культурного и творческого потенциала студента. Формирование понимания специфических задач художественного мышления через постижение произведения искусства, как целостной сложной структуры, воплощающей художественный замысел различными средствами изобразительного языка.

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История искусства» включена в общепрофессиональный цикл (Б.2), базовая часть (Б.2.1) учебного плана подготовки бакалавров дизайна.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

(коды) :   ОК: 1,2,3,6,7,9,10,12,14,15;   ПК: 1,2,3,4,6.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные этапы и закономерности развития мирового искусства; основные памятники мирового искусства с древнейших времен до ХХ века; биографии и творчество выдающихся художников разных времен и народов; иметь представление о видах и жанрах искусства и  их специфике; о важнейших художественных направлениях, стилях и тенденциях мирового искусства.

Уметь: свободно ориентироваться в разнообразных исторических эпохах, направлениях, течениях мирового искусства; самостоятельно анализировать, сопоставлять, выявлять стилистические особенности  и характерные тенденции мирового искусства; пользоваться научной терминологией, излагать и обосновывать полученные знания.

Владеть: навыками поиска, отбора и обработки визуальной и вербальной информации, навыками творческого процесса, поиска принятия творческих решений в воплощении художественного замысла; навыками применения многообразных художественных средств, созданных на протяжении длительного развития искусства в будущей профессиональной деятельности .

Общая трудоемкость дисциплины  по ФГОС ВПО составляет :

10  зачетных единиц (360 часов). История искусства Древнего мира - 3 зачетные единицы (108 часов). История искусства Средних веков - 3 зачетные единицы (108 часов). История искусства Нового и Новейшего времени  -  4 зачетные единицы (144 часа).

Семестры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Основные разделы дисциплины: История искусства (Древний мир), История искусства (Средние века), История искусства (Новое и Новейшее время).

 Автор(ы):  

ст. преподаватель кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна ХГФ МПГУ Кирина Н.Ю.,

ст. преподаватель кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна ХГФ МПГУ Подгорнева Э.В.

Программа одобрена на заседании кафедры _______________________________________

от      «  ___  »_______________         г.,           протокол № _____________

Зав. кафедрой

______________________________

«   ___   »           ________________            г.

Согласовано:

Специалист по УМР

___________________

«___» ________________г.