Введение в семиотику
Рабочая программа учебной дисциплины "Введение в семиотику" (курс по выбору). Код и направление подготовки 052400.01 ДИЗАЙН ( ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН). Специалист.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirina_n.yu_.programma_vvedenie_v_semiotiku-_spetsialisty.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский педагогический государственный университет
Художественно-графический факультет
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
"_____"__________________200__ г.
Рабочая программа учебной дисциплины
Введение в семиотику
курс по выбору
Код и направление подготовки
052400.01 ДИЗАЙН
Профиль
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Форма обучения
Очная, очно-заочная
Москва
2012 год
Разработчик:
ст. преподаватель
кафедры начерт. геометрии,
компьютерной графики
и дизайна
Кирина Н.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса
«Введение в семиотику»
для студентов специальности 052400.01 (графический дизайн)
(курс по выбору)
Изучение данной учебной дисциплины связано с современными потребностями в обществе. Современное гуманитарное образование подразумевает подготовку специалистов с учетом новых научных достижений, соответствующих сложным профессиональным задачам в условиях постоянно изменяющейся реальности. Широкие знания являются условием высокой профессиональной квалификации и важнейшим ресурсом в формировании личности, способной к глубокому пониманию и осмыслению развития общества.
Семиотика как одна из древних областей знания и практической деятельности может быть отнесена к наиболее актуальным гуманитарным наукам, решающей важнейшие вопросы получения, хранения и передачи информации, без чего невозможно представить жизнь человека, познание мира и организацию человеческого общества. Семиотика изучает все многообразие знаков, знаковые системы и их роль в жизни человека.
В рамках данного курса уделяется внимание центральным понятиям и терминам семиотики как науки о знаках и знаковых системах, а также истории ее возникновения и развития. Целью курса является ознакомление студентов с основами семиотики. Особенное внимание уделяется семиотике культуры, в том числе семиотике рекламы, как смыслообразующей части современной жизни общества и профессиональной области будущего дизайнера.
По окончании курса студент должен:
- Знать: основные семиотические категории и понятия, основные семиотические концепции, классификацию знаков, функции знака, виды знаковых систем, место и роль знаков в культуре;
- Уметь: различать многообразные виды знаков, выделять, интерпретировать и систематизировать знаки, применять полученные знания в профессиональной деятельности.
- Владеть: элементарными навыками анализировать знаковые системы и процессы коммуникации, навыками создания и организации рекламного знакового сообщения .
В результате освоения курса студенты должны получить базовые общетеоретические знания по предмету, и научиться применять полученные навыки, в гуманитарных областях, прежде всего в тех, которые составляют сферу их профессиональной деятельности.
Кроме основных знаний, полученных на лекционных занятиях, студенты должны научиться ориентироваться в потоке учебной, научной информации путем самостоятельного изучения основной, дополнительной литературы и иллюстративных материалов.
Для выявления уровня усвоения материала дисциплины предусмотрены семинарские занятия, доклады, рефераты и творческие работы студентов.
Для освоения учебной дисцплины необходимы технические средства обучения, используемые в учебном процессе: лекционная аудитория, оборудованная современными компьютерными средствами с техническими возможностями для демонстрации электронных презентаций.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Виды учебной работы | Объем дисциплины (в часах) | |
Очная форма | Очно-заочная форма | |
Аудиторные занятия | ||
Лекционные | 15 | 15 |
Семинарские | 15 | 15 |
Лабораторные | - | - |
Самостоятельная работа | 30 | 30 |
Общая трудоемкость дисциплины | 60 | 60 |
Семестр | Вид отчетности (контрольная работа, зачет, экзамен) |
6 | Зачет (дифференцированный) |
СОДЕРЖАНИЕ и СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в академических часах) | ||||
Л | С | ПЗ | ЛБ | СР | |||
1 | Семиотика как наука. | 6 | 2 | 2 | 5 | ||
2 | Типология знака. Виды знаков. Классификации знаков. | 6 | 4 | 4 | 5 | ||
3 | Знаковые системы. Принципы организации знаковых систем. Функционирование знаковых систем. | 6 | 4 | 4 | 8 | ||
4 | Язык как знаковая система. Жестовая коммуникация. | 6 | 2 | 2 | 5 | ||
5 | Знаковые системы культуры. | 6 | 3 | 3 | 7 | ||
Всего | 15 | 15 | - | - | 30 |
Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1 | Семиотика как наука. | Основные этапы становления семиотики. Основные направления семиотики. Предмет, задачи, основные понятия (знак, символ, знаковые системы, коммуникация, свойства знака и др.). |
2 | Типология знака. Виды знаков. Классификации знаков. | Виды знаков: естественные и искусственные знаки; простые и сложные знаки; зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Классификация знаков Ч. Пирса (икона, индекс, символ). Метафора и метонимия. |
3 | Знаковые системы. Принципы организации знаковых систем. Функционирование знаковых систем. | Понятие и свойства знаковой системы. Структура и правила функционирования, отношения между структурными элементами. Парадигматические и синтагматические отношения. |
4 | Язык как знаковая система. Жестовая коммуникация. | Первичные знаковые системы: звуковой и жестовый языки. Основные системы языка: идеофоны, жесты-возгласы, указательные слова и др.; симптоматические жесты, указательные жесты, этикетные жесты и др. |
5 | Знаковые системы культуры. | Вторичные знаковые системы. Возникновение письменного языка. Ритуально-религиозные системы, художественные семиотики, реклама. |
Примерный перечень вопросов к зачету:
- Семиотика как наука. Предмет и основные понятия.
- Свойства знака.
- Виды и классификация знаков.
- Знаковая система. Функционирование знаковой системы. Устройство знаковой системы.
- Свойства знаковых систем..
- Язык как знаковая система.
- Жестовая коммуникация.
- Ритуально-религиозные семиотики.
- Художественные семиотики.
- Семиотика рекламы.
Примерные темы семинарских занятий, рефератов, докладов, курсовых:
- Геральдика как знаковая система.
- Жесты в истории культуры.
- Знаковая система орденов.
- Знаки объединения и принадлежности (флаги, гербы, эмблемы).
- Пространственные и временные знаки-ориентиры (карты, календари).
- Знаки статуса (форма одежды, головные уборы, знаки отличия).
- Памятные знаки (сувенир, портрет, реликвия, памятник, музейный экспонат).
- Знаковые системы культуры.
- Семиотика танца.
- Семиотика театра.
- Семиотики художественного изображения (скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино).
- Семиотика рекламы.
- Священные символы в истории культуры (мировое дерево, свастика, пентаграмма, гексаграмма и пр. ).
- Символ в массовой коммуникации.
Литература
- Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001.
- Агеев В. «Семиотика» . М.: Весь Мир, 2004.
- Андреева В., Куклев В., Ровнер А. Энциклопедия: Символы, знаки, эмблемы. - М.: Астрель. 2006 г.
- Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
- Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры: пер. с фр./вступит. статья и сост. С.Н. Зенкина. М. 2003.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
- Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти тт., т. 2, М, 1982.
- Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М, 1993.
- Глотова Г. А. Психология творчества и семиотика. Екатеринбург, 1992
- Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. М.–Вена, 2001.
- Елина Е. Н. Семиотика рекламы: Учебное пособие . ИТК "Дашков и К". 2009.
- Журинский А.Н. Загадки народов Востока. Издательство: ОГИ, 2007 г.
- Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1-6. М. 1998-2007.
- ИСТОРИЯ КРАСОТЫ. под редакцией УМБЕРТО ЭКО. СЛОВО/SLOVO. 2005.
- Калашникова Н.М. Семиотика народного костюма. СПб, 2000 г.
- Кнабе Г.С. «Семиотика культуры: конспект учебного курса». М.: МЕТ, 2004 г.
- Крейдлин Г.Е. , М. А. Кронгауз. Семиотика, или Азбука общения. М. Наука. 2006.
- Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М. Новое литературное обозрение. 2004.
- Лободанов А.П. Основы семиотики. Семиотика искусства. М. 2007.
- Лободанов А.П. Неприкладные искусства. М.: МГУ. 2006.
- Лободанов А.П. Прикладные искусства. М.: МГУ. 2007.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб. 2004.
- Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб. 2005.
- Махлина С.Т. Словарь по семиотике культуры. СПб. 2009 г.
- Махлина С.Т Семиотика сакрально-религиозных представлений. Алетейя. 2008 г.
- Медников Б.М. Избранные труды. Организм. Геном. Язык. М., 2005.
- Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык, природа, культура. М. Академия. 2007.
- Моррис Ч.С. Основания теории знаков // Семиотика. М. 1983.
- Никитина Е. С. «Семиотика» . М.: Академический проект, 2006.
- Панов Е.Н. Знаки. Символы. Языки. М., 2005
- Пендикова И.Г., Ракитина Л.С. Архетип и символ в рекламе. М. 2008.
- Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М. Логос. 2000.
- Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики. Изд-во «Центрполиграф», - 2008 год.
- Почепцов Г.Г. Русская семиотика. Издательство: Рефл-бук, Ваклер. 2001.
- Почепцов Г.Г. Семиотика. М. 2009.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М. 2005.
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М. 2005.
- Пятигорский А.М., Мамардашвили М. Символ и сознание. М. 1997 г.
- Пятигорский А.М . Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа», М., 1996.
- Реклама: культурный контекст. М. 2004
- Рождественский Ю.В. Словарь терминов. Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. Издательство: Флинта, Наука. 2002 г.
- Серия «Культура повседневности». Новое литературное обозрение.
- Тен Ю.П. Символы России и зарубежных государств. Ростов на Дону. 2008.
- Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
- Трессидер Д. Словарь символов - М.: Гранд, - 1999 г.
- Уайт Л. А. Работы Л. А. Уайта по культурологи. Сборник переводов. М., 1996
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.,1996.
- Успенский Б.А. Избранные труды: в 3 т. М. 1996-1997.
- Ученова В. В. Философия рекламы. М. 2003 г.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. «Петрополис». 1998 г.
- Элиаде М. Священное и мирское. / Пер. Н. Гарбовского. М.,1994.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
- Юнг К. Г. Исследование феноменологии самости.
- Юнг К. Г. Психологические типы.
- Юнг К. Г. Человек и его символы.
- Юнг К. Г. Психоанализ и искусство.
- Якобсон Р.О. Избранные работы. М. , 1985.
Интернет-ресурсы:
- http://www.adme.ru/
- http://www.advertka.ru/
- http://www.aiwaz.net/
- http://artclassic.edu.ru/
- http://www.artprojekt.ru/
- http://www.artcyclopedia.com/
- http://www.allposters.com/
- http://www.bibliotekar.ru/
- http://www/gumer.info
- http://ec-dejavu.net/main.html
- www.kulturologia.ru
- http://www.mifolog.ru/
- http://www.wga.hu/
- http://www.wm-painting.ru/