РП Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве
Рабочая программа учебной дисциплины "Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве" (курс по выбору). Код и направление подготовки 072500.62 Дизайн (Графический дизайн). Бакалавр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский педагогический государственный университет
Художественно-графический факультет
Рабочая программа учебной дисциплины
Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве
Код и направление подготовки
072500.62 ДИЗАЙН
Профиль
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, очно-заочная
Автор:
ст. преподаватель кафедры начертательной геометрии,
компьютерной графики и дизайна ХГФ МПГУ Кирина Н.Ю.
Москва
2013 год
- Цель освоения дисциплины
Дисциплина «Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве» относится к области гуманитарного культурологического знания, направленного на базовую подготовку при получении профессионального художественного образования. Искусство как специализированная сфера культуры формируется вследствие изменений, происходящих в ней и отображает сложные динамику социокультурных процессов. Сфера искусства имеет ярко выраженную специализацию и требует соответствующего уровня профессиональных компетенций, в том числе в научной области, изучающей мифологические и религиозные представления, их отображение и значение в истории мирового искусства.
Целью курса является формирование целостного представления о художественной культуре и мировом художественном наследии. Теоретическое освоение сюжетики мифологий и религий народов мира сформирует понимание языка изобразительного искусства в многоликом художественном пространстве различных эпох, сформирует навыки художественного анализа и самостоятельного оценивания произведения искусства.
- Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве» включена в общепрофессиональный цикл (Б.2), дисциплины и курсы по выбору (Б.2.2/в; Б.2.2/в2) учебного плана подготовки бакалавров дизайна.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися:
- в средней общеобразовательной школе в результате изучения мировой истории и основ мировой художественной культуры;
- при изучениии дисциплины цикла ГСЭ Философия Б.1.1/2;
- при изучениии дисциплины «История искусства» общепрофессионального цикла (Б.2), базовая часть (Б.2.1);
- при изучении дисциплин профессионального цикла «Пропедевтика» (Основы академической композиции) Б.3.1/1.1; Введение в специальность (Б.3.1/2.1); Основы компьютерной графики (Б.3.1/3.2).
Параллельно должны изучаться дисциплины базовой и вариативной части общепрофессионального цикла:
«История искусства» Б.2.1; Основы теории изображений, Б.2.2/3; Цветоведение и колористика, Б.2.2/4.
Освоение курса является предшествующей и вспомогательной базой при освоении ряда дисциплин, ориентированных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, востребованных в социально-проектной деятельности художественной и культурно-просветительской направленности. К таким дисциплинам относятся из общепрофессионального цикла: Культурология Б.1.2/4, Семиотика культуры Б.2.2/в7, Технология создания рекламного образа Б.2.2/в7. Из профессионального цикла: История рекламы и графического дизайна (Б.3.2/7), Проектирование в графическом дизайне (Б.3.1/2).
Курс «Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве» относится к дисциплинам, содержательно взаимосвязанным с учебной музейной практикой (Б.5.3).
Дисциплина может быть использована при формировании содержания итоговой государственной аттестации. Задания итогового государственного экзамена имеют междисциплинарный характер и находятся на стыке таких дисциплин, как «Проектирование в графическом дизайне», «История дизайна, науки и техники» и «История искусства». Тематика выпускных квалификационных работ включает разработку проектов цифровой продукции, в т.ч. разработки обучающих пособий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по дисциплинам образовательных программ специальностей ХГФ МПГУ.
- Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства самосовершенствования (ОК-7);
- готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-10);
- осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-12);
- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);
- ориентирован на применение методов и средств познания, обучение и самоконтроль для интеллектуального развития, повышение культурного уровня и профессиональной компетенции, сохранение своего здоровья, нравственное и физическое самосовершенствование (ОК-15).
В результате освоения дисциплины «История искусства» выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- анализирует и определяет требования к дизайн-проекту; составляет подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения (ПК-1);
- владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-2);
- разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений (ПК-3);
- способен к конструированию предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов, способен подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации, осуществлять основные экономические расчеты проекта (ПК-4);
- ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способен планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия (ПК-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- современные научные представления о мифологии и религии как сложных феноменах культуры;
- основные мифологические и религиозные первоисточники мирового культурного наследия;
- многообразные мифологические и религиозные сюжеты мирового искусства;
- памятники и шедевры мирового искусства, изображающие мифологические и религиозные сюжеты с древнейших времен по ХХI век;
- персоналии художников разных эпох и направлений, в чьем творчестве представлена мифологическая и религиозная тематика.
Уметь:
- свободно ориентироваться в мифологических и религиозных темах и мотивах мирового искусства;
- самостоятельно анализировать, сопоставлять, выявлять мировоззренческие, содержательные, стилистические особенности произведений мирового искусства;
- пользоваться научной терминологией и научным понятийным аппаратом, излагать и обосновывать полученные знания.
Владеть:
- навыками поиска, отбора и обработки учебной, научной информации;
- навыками оценивания произведения искусства;
- навыками художественного проектирования учебной и научной информации с применением многообразных художественных средств и компьютерных технологий.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Структура дисциплины (очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в академических часах) | ||||
Л | С | ПЗ | ЛБ | СР | |||
1. | Мифологическая и религиозная картина мира | 3 | 2 | 2 | - | - | 4 |
2. | Мифы народов мира. Разновидности мифов. | 3 | 4 | 4 | 6 | ||
3. | Мифологические сюжеты в мировом искусстве | 3 | 5 | 5 | 10 | ||
4. | Мировые религии | 3 | 2 | 2 | 6 | ||
5. | Религиозные сюжеты в изобразительном искусстве | 3 | 5 | 5 | 10 | ||
6. | Всего | 18 | 18 | 36 |
Структура дисциплины (очно-заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в академических часах) | ||||
Л | С | ПЗ | ЛБ | СР | |||
1. | Мифологическая и религиозная картина мира | 4 | 1 | - | - | - | 4 |
2. | Мифы народов мира. Разновидности мифов. | 4 | 2 | 2 | 10 | ||
3. | Мифологические сюжеты в мировом искусстве | 4 | 2 | 3 | 15 | ||
4. | Мировые религии | 4 | 2 | 1 | 10 | ||
5. | Религиозные сюжеты в изобразительном искусстве | 4 | 2 | 3 | 15 | ||
6. | Всего | 4 | 9 | 9 | 54 |
Содержание дисциплины
№п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (дидактические единицы) |
1. | Мифологическая и религиозная картина мира | Понятие «картина мира». Исторические картины мира: характеристика, мировоззренческие установки, определения и терминология. Источники и авторы (Эпос о Гильгамеше, Библия, Рамаяна, Махабхарата, Авеста, Книга Истории, Книга Перемен, Книга гор и морей, Дао Дэ Цзин, Трипитака, Энеида, Записи о делах древности, Анналы Японии, Пополь-Вух; Гомер, Гесиод, Апполодор, Вергилий, Конфуций, Лао цзы и мн. др.). |
2. | Разновидности мифов. Мифы народов мира | Типология мифов. Персонажи и иерархия мифа. Космогинические мифы. Антропогонические мифы. Солярные, лунарные, астральные мифы, календарные мифы. Мифы о животных. Эсхатологические мифы. Миф об умирающем и воскресающем боге. Мифы о культурных героях. Близнечные мифы. Мифы Древнего Египта. Шумеро-аккадская мифология. Боги и герои Древней Греции. Генеалогия богов. Доолимпийские и олимпийские боги. Дренеримская мифология. Индийская мифология (ведическая традиция, брахманизм, мифы об аватарах, мифы о риши). Японская мифология («страна восьми миллионов божеств», культ императора). Китайская мифология (культ драконов, культ предков и семьи, конфуцианская и даоссийская мифологическая традиция). Мифология майя, ацтеков, инков. |
3. | Мифологические сюжеты в мировом искусстве | Произведения изобразительного искусства по мифологической тематике и сюжетике. Сотворение мира и людей. Миф о потопе. Иконография и атрибуты богов Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима. Ра, Птах, Шу, Нут, Тефнут, Сохмет, фиванская триада, Атон, Энки и Нинмах, Мардук, Иштар, Инанна, Ахура Мазда и др. Миф об Осирисе (Исида, Нефтида, Сет, Гор); миф об Адонисе (Финикия), Аттисе (Малая Азия), Дионисе (Фракия, Греция). Культурные герои: Гильгамеш, Рама, Прометей, Тесей, Ясон, Геракл, Одиссей и др. Подвиги Геракла. Троянский цикл. Создание Рима. Ромул и Рем . Горации и Куриации. Тесей и Минотавр, история Дедала и Икара, сфинкс и др. Жертвоприношение Пуруши. Боги и герои древней Индии: Шива, Вишну, Варуна, Митра, Индра, Кришна. История Рамы и Ситы. Основной мотив индейской мифологии – обретение маиса. Боги солнца и богини луны. Кецалъкоатль, Коатлику, Кукулькан и др. Календарь. |
Мировые религии | Основные мировые религии. Буддизм, Хрстианство, Ислам. Основные сакральные персонажи, сюжеты, иконография. | |
Религиозные сюжеты в изобразительном искусстве | Религиозные сюжеты в произведениях живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства разных эпох и народов. Тематика сюжетов. Библейские сказания. Ветхий завет - История Адама и Евы, Каин и Авель, Казни Египетские и Исход евреев из Египта, Жертвоприношение Исаака , Пир Валтасара, Ассур, Аман и Эсфирь, Лестница Иакова, Самсон и Далида, Юдифь и Олоферн, Вавилонская башня и мн.др. Евангельские сюжеты - Святое семейство, Поклонение волхвов, образы святых евангелистов, Отречение апостола Петра, Неверие Фомы, Путь в Дамаск апостола Павла, цикл чудес и исцелений Христа, Богородичный цикл (сюжеты из земной жизни Богоматери) и мн.др. Исламские сюжеты - Путешествие пророка Мухаммада на небо. История Будды Шакьямуни. Иконография буддизма: будды, бодхисатвы, архаты, тары. Майтрейя, Авалокитешвара, Вайрочана и др. |
5. Образовательные технологии.
Традиционные образовательные технологии:
Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя);
Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, презентаций по предлагаемым темам и вопросам плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.
Технологии проблемного обучения:
Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.
Интерактивные технологии:
Лекция «обратной связи» – лекция-беседа, лекция-дискуссия.
Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.
Информационно-коммуникационные образовательные технологии:
Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией, демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов.
Семинар в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.
Возможно применение технологий проектного обучения:
Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).
Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).
6. Самостоятельная работа студентов (очная форма обучения).
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
1. | Мифологическая и религиозная картина мира | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 4 |
2. | Разновидности мифов. Мифы народов мира | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 6 |
3. | Мифологические сюжеты в мировом искусстве | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 10 |
4. | Мировые религии | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 6 |
5. | Религиозные сюжеты в изобразительном искусстве | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 10 |
Самостоятельная работа студентов (очно-заочная форма обучения).
Таблица 3
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
1. | Мифологическая и религиозная картина мира | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 4 |
2. | Разновидности мифов. Мифы народов мира | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 10 |
3. | Мифологические сюжеты в мировом искусстве | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 15 |
4. | Мировые религии | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 10 |
5. | Религиозные сюжеты в изобразительном искусстве | изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине | 15 |
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине могут быть: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление библиографии, составление плана и тезисов ответа, изучение дополнительных тем занятий, учебно-исследовательская работа, выполнение домашних заданий, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета, изучение изобразительного материала, в т.ч. оригинальных работ, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.
Возможна подготовка курсовых и дипломных работ (проектов) с учётом специфики учебного плана по профилю направления подготовки.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов):
- Мировое художественное наследие. Мифологичекие и религиозные сюжеты в творчестве выдающихся художников, скульпторов, мастеров (по выбору студента).
- Религиозные сюжеты: каноны, традиции, инновации в искусстве.
- Античные мифы в истории мирового искусства.
- Миф о сотворении мира и человека в истории мирового искусства.
- Образ загробного и райского мира в мировом искусстве.
- Боги и герои в искусстве.
- Богини в мировом искусстве.
- Истории любви в искусстве ( Дафнис и Хлоя, Тесей и Ариадна, Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Иуда и Фамарь, царь Соломон и царица Савская и др).
- Образ сфинкса в искусстве.
- Библейские сюжеты в искусстве.
- Иконография христианского искусства.
- Основные темы мусульманского искусства.
- Художественное воплощение мифа в индуизме.
- Иконография буддийского искусства.
- Персонажи японской мифологии.
- Восемь бессмертных даосского пантеона.
- Мифологические образы животных в мировом искусстве.
- Основные мифологические и религиозные темы искусства эпохи Возрождения.
- Основные мифологические и религиозные темы искусства Нового времени по стилям и направлениям (барокко, классицизм, романтизм, символизм и др.).
- Визионерское искусство Уильяма Блека.
- Мифологические сюжеты прерафаэлитизма.
- Направление в искусстве авангарда «Метафизическая живопись».
- Иррациональная тематика сюрреализма.
- Мифологические персонажи в искусстве анимации и кино.
Тематика курсовых проектов может быть продолжена студентом при разработке дипломного проекта.
7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
Средства оценивания:
Диагностирующий контроль
Тестирование, устные опросы, собеседования.
Текущий контроль
Тестирование, выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров, дискуссии, подготовка учебных материалов в специальных программных средах, презентация результатов исследовательской и проектной деятельности.
Таблица 4
№п/п | Наименование раздела дисциплины | Средства текущего контроля |
1. | Мифологическая и религиозная картина мира | Мониторинг семинарских занятий. Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций: «Мода» на миф в науке. Мифологическая и религиозная картина мира в современной культуре. Древнегреческие источники по мифологии. Илиада и Одиссея – кладезь мифологических сюжетов. Библейское мифологическое пространство. Книга пути и достоинства. Махабхарата – выдающееся произведение мировой литературы. Рама – герой Индии. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии имеющихся или приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной и научной литературой, содержательность доклада, анализ научных источников, качество подборки иллюстративного материала. |
2. | Разновидности мифов. Мифы народов мира | Мониторинг результатов семинарских занятий. Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций: Космогонические мифы в искусстве. Антропогонические мифы в искусстве. Солярные, лунарные и астральные мифы. Сакральное значение календаря. Животные в мифологическом пространстве (змеи, драконы, зайцы и пр.). Эсхатологические мифы в искусстве. Культ императора в искусстве. Даосский пантеон. Женские образы индийской мифологии. Мурти- изображения богов (семантика, атрибуты). Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и качество подборки иллюстративного материала. |
3. | Мифологические сюжеты в мировом искусстве | Мониторинг семинарских занятий Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций: Произведения изобразительного искусства по мифологической и религиозной тематике и сюжетике. Мифологические сюжеты древневосточных культур (Египет, Шумер, Китай, Индия и др)., античной культуры, раннехристианской культуры, европейской средневековой культуры, европейской культуры эпохи Возрождения и Нового времени. Творцы, демиурги, культурные герои. Митра – бог солнечного света. Гильгамеш, Рама, Прометей, Тесей, Ясон, Геракл, Одиссей – культурные герои. Геракл – герой средиземноморья. История троянской войны : спор между Герой, Афиной и Афродитой, Суд Париса, Похищение Елены, Жертвоприношение Ифигении, Троянский конь, Лаокоон и его сыновья, Бегство Энея и др. ) Ромул и Рем – близнечный миф. Загадка сфинкса. Флора – богиня юности и весны. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций по выбранной теме с использованием компьютерных технологий в соответствии имеющихся или приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной и научной литературой, содержательность доклада, анализ научных источников, качество подборки иллюстративного материала. |
Мировые религии | Мониторинг семинарских занятий Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций: Сакральные персонажи, сюжеты, иконография (буддизм, христианство, ислам). Принц Сиддхартха Гаутама. Иисус Христос – Мессия, Сын Божий, Спаситель, Пантократор. Мухаммед – пророк ислама. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций по выбранной теме с использованием компьютерных технологий в соответствии имеющихся или приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной и научной литературой, содержательность доклада, анализ научных источников, качество подборки иллюстративного материала. | |
Религиозные сюжеты в изобразительном искусстве | Мониторинг семинарских занятий Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций : Апокрифы и иконография христианского искусства. Семантика и развитие библейских сюжетов в искусстве: История Адама и Евы, Казни Египетские и Исход евреев из Египта, Жертвоприношение Исаака, Лестница Иакова, Самсон и Далида, Юдифь и Олоферн, Вавилонская башня и мн.др. Сюжеты книги пророка Даниила. Евангельские притчи в изобразительном искусстве : Притча о блуднм сыне, Притча о работниках в винограднике, Притча о десяти девах, Притча о богаче и Лазаре, Притча о слепых и др. Псалтырь – священное слово и иллюстрация (Хлудовская, Парижская, Утрехтская, Киевская и др.). Цикл чудес и исцелений Христа (Брак в Кане Галилейской, Насыщение народа пятью хлебами, Исцеление Петровой тещи, Воскрешение Лазаря и др.). Образы Святого семейства в европейском искусстве. Давид в искусстве эпохи Возрождения. Наследие художника Маттиаса Грюневальда. Религиозная тема в искусстве Николая Ге. Религиозные идеи в современном искусстве. Иконография буддизма: Культ Майтрейи – Ожидаемый Будда; Будда Амитабха – Безграничный свет; изображения Будды Вайрочаны и др. Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций по выбранной теме с использованием компьютерных технологий в соответствии имеющихся или приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной и научной литературой, содержательность доклада, анализ научных источников, качество подборки иллюстративного материала. |
Промежуточная аттестация
Зачет - 3 семестр, защита курсового проекта в 3-4 и 5-6 семестрах (очная форма обучения).
Зачет - 4 семестр, защита курсового проекта в 3-4 и 5-6 семестрах (очно-заочная форма обучения).
Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации.
- Понятие «картирна мира». Мифологическая и религиозная картины мира.
- Мировое культурное наследие по мифологии и религии народов мира (основные источники, авторы).
- Мифологические источники европейского искусства.
- Мифологические источники азиатского искусства.
- Мифы : типология, структура, функции, персонажи .
- Мифологические представления древневосточных культур в искусстве.
- Мифы древней Индии в искусстве.
- Мифы древнего Китая в искусстве.
- Мифы Японии в искусстве.
- Античная мифология и ее значение для истории мирового искусства.
- Мифологическая и религиозная тема в искусстве выдающихся мастеров европейского и русского искусства (Рембрандт, Гойя, Веласкес, Ж. Д. Энгр, А. Иванов, Ге Н. , Крамской И., Рерих Н., Нестеров М. и др.)
- Славянские языческие мотивы в искусстве.
- Сюжеты средневековой мифологии европейских народов в искусстве.
- Исламское искусство – общекультурные характерные особенности и основные темы.
- Мифологические и религиозные сюжеты раннехристианского искусства.
- Канонические сюжеты христианского искусства.
- Сюжетика искусства эпохи Возрождения.
- Евангельские сюжеты и темы в в русском искусстве Нового времени.
- Мифологические сюжеты в русском искусстве Нового времени ( барокко, романтизм, классицизм и др).
- Мифологические сюжеты в европейском искусстве Нового времени (барокко, романтизм, классицизм и др).
- Религиозные сюжеты в европейском искусстве Нового времени (барокко, романтизм, классицизм и др).
- Религиозные сюжеты в истории русского искусства Нового времени.
- Мифологическая тема в искусстве символизма.
- Мифологическая тема в искусстве модерна.
- Мифологическая и религиозная тематика в искусстве XX века.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
- Бернен Сатиа. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи,1270-1700: О том, что знали сами худож. : Пер. с англ. Академический Проект, 2000 г.
- Буслович Д.С. Мифологические и литературные сюжеты в произведениях искусства. Паритет. 2001 г.
- Власов В. Г.: Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. М. 2004-2010.
- Жидков В. С. Искусство и картина мира. М. 2003 г.
- Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. Гелеос. 2007 г.
- Мифы народов мира. В 2 т. - М., 2008.
- Мифы народов мира. Серия . Издательство АСТ. 2001 – 2010 гг.
- Садовская И. Г. Мифология. "Алетейя". 2006 г.
- Элиаде М. История верований и религиозных идей. В 3-х т. М. 2008.
Дополнительная литература
- Альбедиль М. Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь. - СПб.: «Паритет», 2002 г.
- Альбедиль М. Ф. Буддизм. — СПб.: Питер, 2007.
- Альбедиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. СПб., 2004.
- М. Ф. Альбедиль. Зеркало традиций. Человек в духовных традициях Востока. Азбука-классика. 2003 г.
- Античные мифы в мировом искусстве. Кристалл. 2003 г.
- Анализ и интерпретация произведения искусства: Художеств. сотворчество : Учеб. пособие для пед. Вузов. Высшая школа, 2005 г.
- Аполлодор. Мифологическая библиотека. М. АСТ. 2004 г.
- Афанасьев А.Н. Мифы, поверья, суеверья славян. В 3 т. («Поэтические воззрения славян на природу»). М. 2002.
- Батракова С. П. Искусство и миф : Из истории живописи XX века. М. 2002.
- Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. Прогресс-Традиция. 2002.
- Библия. Российское библейское общество. 2011 г.
- Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура. Сб.ст. СПб, Алетейя. 2001.
- Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности. Алетейя, 2001 г.
- Бэшем Артур. Цивилизация Древней Индии. У-Фактория, Харвест . 2007.
- Буркхардт Я. Сакральное искусство Востока и Запада: Принципы и методы: Пер. с англ.. М.: Алетейя,1999.
- Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Эксмо. 2007 г.
- Вернер Эд. Мифы и легенды Китая. Центрполиграф. 2007.
- Геродот. История. М. АСТ. 2007 г.
- Гесиод. Работы и дни. Теогония. Щит Геракла. Либроком. 2012 г.
- Гомер. Иллиада. Одиссея. АСТ, Пушкинская библиотека. 2011 г.
- Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПбУ. 2007.
- Дэвлет Е.Г. Мифы в камне: Мир наск. искусства России. Алетейа, 2005 г.
- Ежов В.. Мифы древнего Китая. АСТ. 2003
- Елисеефф В. , Елисеефф Д. Японская цивилизация. М. 2006.
- Елисеефф В. , Елисеефф Д Цивилизация классического Китая. М. 2007.
- Ермильченко Н. Античные мифы в искусстве. Слово. 2001 г.
- Иванова-Казас О. М. Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве. Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета. 2006 г.
- Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. в 2 т. 2008.
- Кодзики. Мифы Древней Японии. У-Фактория. 2007
- Коран. Диля. 2011 г.
- Кравцова М.Е. История культуры Китая. Лань, Триада. 2004
- Е. Е. Кузьмина Е.Е. Искусство и мифы бактрийцев и скифов. В стране Кавата и Афрасиаба. Красанд. 2010 г.
- Кэмпбелл Дж. Мифический образ. АСТ. 2004 г.
- Лаоцзы. Книга о пути и добродетели (Даодэцзин). Терра-Книжный клуб. 2008 г.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Боги и герои Древней Греции. Фолио. 2009
- Миф в культуре Возрождения. Наука. 2003 г.
- Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры. Изобразительное искусство, 1994 г.
- Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока.Феникс. Востов-на –Дону. 2000 г.
- Нерсесов Я. Н. Мифы Центральной и Южной Америки. АСТ. 2004.
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 2010 г.
- Махабхарата. Рамаяна. Пушкинская библиотека, АСТ. 2004 г.
- Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М. 1997.
- Мифологии древнего мира. Азбука-классика. 2005 г.
- Мюллер Макс. Египетская мифология. "Центрполиграф" . 2007 г.
- Петрухин В. Мифы о сотворении мира. АСТ. 2005 г.
- Петрухин В. Я. Мифы о загробном мире. АСТ . 2008 г.
- Путилов Б. Н.Славянский мир в лицах. Боги, герои, люди. Азбука-классика. 2008 г.
- Плутарх. Исида и Осирис. 1996 г. М. 1996 г.
- Рак И. В.Египетская мифология. Книжный клуб. 2004 г.
- Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. Спб.: Азбука -Классика. 2001
- Священный Коран. Олма Медиа Групп. 2011 г.
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. Эллис Лак, 1995.
- Стрелков А. М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В. Буддизм. Каноны. История. Искусство. Научное издание / Ответственный редактор Н. Л. Жуковская. — М. 2006.
- Тахо-Годи А. Греческая мифология. М. 2002.
- Торчинов Е. А. Краткая история буддизма. — СПб.: Амфора, 2008.
- Фиссер М. В. Драконы в мифологии Китая и Японии. 2008.
- Фишер Роберт Е . Искусство буддизма. СЛОВО, 2001 .
- Харитонов В. Легенды и сказки Древней Японии.2008
- Хэдленд Д. Мифы и легенды Японии. Центрполиграф. 2012.
- Шайд Дж. Религия римлян. Новое издательство. 2006.
- Эдвардс Майкл. Древняя Индия: Быт, религия, культура. Центрполиграф, 2005 г.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2010
- Элиаде М. Священное и мирское. М. 1994.
- Юань Кэ. Мифы древнего Китая. 2012 г.
- Якимович А. К. Двадцатый век. Искусство, культура, картина мира: От импрессионизма до клас. Авангарда. Искусство, 2003 г.
Мультимедийные средства:
- Австралия и Океания: искусство, повседневность. Директ-Медиа. 2006.
- Античность: литература и искусство. Директ-Медиа. 2004
- Античная мифология в искусстве. Директ-Медиа. 2005
- Барокко. CD-ROM, Директ-Медиа, 2004
- Библейские сюжеты в искусстве. Директ-Медиа . 2006
- Библия. Директ-Медиа. 2005.
- Буддизм. Директ-Медиа. 2008.
- Византийское искусство. Директ-Медиа . 2006
- Византийские фрески Сербии, Македонии, Черногории. AstraMedia. 2009.
- Возрождение. Директ-Медиа. 2004.
- Грабарь И.Э. Энциклопедия "История русского искусства". Издательство: Компания «ИДДК». 2005
- Древнерусская культура. Литература и искусство. Директ-Медиа . 2004.
- Иллюстрированная Библейская энциклопедия. Директ-Медиа. 2003.
- Импрессионизм. Постимпрессионизм. Директ-Медиа. 2005.
- Индуизм: религии, искусство, повседневность. Директ-Медиа. 2004.
- Искусство Древнего Египта, Директ-Медиа, 2004
- Искусство Западной Европы в XVIII веке. Директ-Медиа. 2008
- История искусства в шедеврах. Том 1. Том 2. AstraMedia. 2007
- История искусства: классические труды. Директ-Медиа. 2003
- Искусство Древней Греции. Директ-Медиа. 2012.
- Искусство Китая. CD-ROM, Директ-Медиа, 2005.
- Искусство символизма . Директ-Медиа. 2005.
- Искусство Средних веков: Часть первая. II - XII вв. CD-ROM, Директ-Медиа, 2006
- Искусство Средних веков. Часть вторая. Искусство готики. CD-ROM, Директ-Медиа, 2008
- Искусство Японии. CD-ROM, Директ-Медиа, 2003.
- Индуизм: религии, искусство, повседневность. Директ-Медиа. 2004.
- Книжная миниатюра. Директ-Медиа. 2006.
- Латинская Америка: История и культура. Директ-Медиа. 2008.
- Мифы народов мира. Директ-Медиа. 2006.
- Модерн. CD-ROM, Директ-Медиа, 2004
- Муратов П. П. Образы Италии. Директ-Медиа. 2007
- Народы и религии мира. Энциклопедия. Директ-Медиа. 2007.
- Образ Иисуса Христа в европейском искусстве. Директ-Медиа. 2008.
- Первобытное искусство. AstraMedia. 2010.
- Православная икона . Директ-Медиа. 2002.
- Романтизм. Директ-Медиа. 2004.
- Словарь сюжетов и символов в западноевропейском искусстве. Составитель - А. Майкапар. Директ-Медиа. 2010.
- Средневековая архитектура Франции. Директ-Медиа. 2007.
- Цивилизации Древнего Востока. Директ-Медиа. 2005
- Шедевры мировой живописи: 11 111 репродукций. Директ-Медиа. 2004
- Энциклопедия изобразительного искусства. ИДДК. 2003.
- Япония от А до Я. Энциклопедия. Директ-Медиа. 2008
Интернет-ресурсы:
- http://www.aiwaz.net/
- http://ancientrome.ru/
- http://artclassic.edu.ru/
- http://www.artprojekt.ru/
- http://artyx.ru/
- http://biblicalstudies.ru/
- http://www.bibliotekar.ru/
- http://www/gumer.info
- http://www.icon-art.info
- http://www.mifinarodov.com
- http://www.wga.hu/
- http://ec-dejavu.net/main.html
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
Необходимые технические средства обучения, используемые в учебном процессе для освоения дисциплины: аудитория, оборудованная современными компьютерными средствами с техническими возможностями для демонстрации изобразительного материала и мультимедийных презентаций.
10. Аннотация рабочей программы дисциплины «Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве»
Цель дисциплины:
Сформировать целостное представление о художественной культуре и мировом художественном наследии через изучение мировоззренческих концепций различных культур и понимание исторически-изменчивых форм художественно-образного мышления. Сформировать навыки самостоятельного анализа и оценивания произведения искусства, основываясь на знании мифологических и религиозных представлений различных культур. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций, востребованных в профессиональной, в том числе культурно-просветительской деятельности .
Место дисциплины в структуре ООП:
Б.2.2/в2. Общепрофессиональный цикл. Дисциплина по выбору.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе в результате изучения основ художественной культуры, а также в совокупности дисциплин базовой и вариативной части цикла ОПД (История искусства Б.2.1; Основы теории изображений, Б.2.2/3; Цветоведение и колористика, Б.2.2/4).
Изучение дисциплины позволяет студенту получить более углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
(коды) : ОК:1,2,3,6,7,10,12,14,15;ПК:1,2,3,4,6
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- современные научные представления о мифологии и религии как сложных феноменах культуры;
- основные мифологические и религиозные первоисточники мирового культурного наследия;
- многообразные мифологические и религиозные сюжеты мирового искусства;
- памятники и шедевры мирового искусства, изображающие мифологические и религиозные сюжеты с древнейших времен по ХХI век;
- персоналии художников разных эпох и направлений, в чьем творчестве представлена мифологическая и религиозная тематика.
Уметь:
- свободно ориентироваться в мифологических и религиозных темах и мотивах мирового искусства;
- самостоятельно анализировать, сопоставлять, выявлять мировоззренческие, содержательные, стилистические особенности произведений мирового искусства;
- пользоваться научной терминологией и научным понятийным аппаратом, излагать и обосновывать полученные знания.
Владеть:
- навыками поиска, отбора и обработки учебной, научной информации;
- навыками оценивания произведения искусства;
- навыками художественного проектирования учебной и научной информации с применением многообразных художественных средств и компьютерных технологий.
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО составляет : Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Семестры: 3.
Основные разделы дисциплины: Мифологическая и религиозная картина мира. Мифы народов мира. Разновидности мифов. Мифологические сюжеты в мировом искусстве. Мировые религии. Религиозные сюжеты в изобразительном искусстве .
Автор(ы):
ст. преподаватель кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна ХГФ МПГУ Кирина Н.Ю.