Классный час "Культура поведения"
«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» И.Гете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.ch_._kultura_povedeniya.docx | 30.11 КБ |
k.p.prilozhenie_1.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» И.Гете
Цель:
- развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
- научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;
- дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;
- выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;
- активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;
Форма проведения: практикум.
Подготовительная работа.
- Подготовить аудиторию.
- Разделить класс на 4 микрогруппы.
- Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества».
- Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово преподавателя.
-Я давно за вами наблюдала: как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как вы кушаете в столовой. В одних ситуациях вы мне нравитесь, в других – нет. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
-Как можно назвать это одним словом? (поведение).
-Что такое поведение?
-Поведение – это образ жизни.
-Какое поведение бывает?
-А мы поговорим, о каком поведении? (хорошем, примерном, культурном)
На доску вывешивается таблички:
К У Л Ь Т У Р А П О В Е Д Е Н И Я
Культура общения культура речи культура внешнего вида
-Что же такое культура?
Культура – это высокий уровень чего – ни будь, высокое развитие, умение.
-Где эта культура поведения должна проявляться? (в столовой, в библиотеке, в туалете, в классе…).
- Наш классный час посвящен культуре в школе, и мы весте должны будем разработать с вами свод правил для нашего класса
Послушайте стихотворение “Перемена”
-Чему учит стихотворение? (культуре поведения на перемене)
-Давайте обсудим, как себя вести в коридоре, в столовой, библиотеке, классе.
-Как себя надо вести в коридоре?
• спокойно ходить
• тихо разговаривать
• соблюдать чистоту
-Можно вывести правило:
(В школе можно делать всё, кроме того, чтобы не навредить себе и окружающим!)
-Как можно организовать свой отдых на перемене?
Работа в группах.
(Дети пишут на каточках, затем, когда общее обсуждение, учитель записывает на доске всё, что предложат дети).
• поиграть: в пазлы, настольные игры, шахматы, поучаствовать в организованных играх вожатыми;
• помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты;
• сходить в библиотеку, почитать книгу;
• сходить в столовую;
• встретиться с друзьями.
Работа в группах.
(Детям раздаются карточки с текстом для обсуждения, предлагаются варианты, выносится решение).
В заключении предлагаю вам ситуации. Как вы поступите?
В коридоре я увидел, как бросили мусор.
В коридоре я увидел, как толкнули друга.
Плачет ученик первоклассник.
Учитель несёт стопку книг.
Ученик бежит “сломя голову”.
Стихотворение С.Я.Маршака « Урок вежливости».
- О чем стихотворение? О каких правилах поведения идет речь? Чему учили медведя ( быть воспитанным)
- Оказывается, нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее и радостнее на душе.
Давайте все вместе, дружно составим Словарь вежливых слов:
1.Растает даже ледяная глыба от слова теплого -----------
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит--------------------
3. Мальчик вежливый и развитый, говорит встречаясь--------------
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы --------------------
- Когда нас бранят за шалости, говорим мы-----------------------------
- И в России и в Дании на прощанье скажут-----------------------------------
- Нужно знать как дважды два
- Все волшебные слова
- В день , пожалуй, раз до ста говорить---------------------------------------------
- Только вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие относятся хорошо.
- У него есть верные и надежные друзья, с которыми никогда не бывает скучно.
- - Предлагаю вам послушать один рассказ. Называется «Спор про вежливость».
- Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.
- О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).
- Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?
- Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?
- Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора?
«Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».
- Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.
Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют
специальные слова и обороты речи.
- Прочитайте обороты речи, записанные на доске. Выберите только те из них,
которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:
Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…
- Прочитайте ещё раз рассказ С.Иванова «Про вежливость». Внесите необходимые исправления в разговор детей так, чтобы спор был действительно вежливым.
Работа в группах.
Чтение полученного отрывка по ролям.
«Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие»- поучал египетский фараон своего сына более 4-х тысяч лет тому назад.
- Об этом необходимо помнить и сегодня каждому человеку. Словом можно обидеть, оскорбить, нанести душевную травму.
Предлагаю послушать шутливое стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».
Давайте еще раз назовем вежливые слова и хорошо их запомним.
( ученики называют вежливые слова)
Будьте добры, будьте любезны
Эти слова в разговоре полезны
С ними легко на прогулке и дома
Будет приятно их слышать любому.
- И последнее что нам осталось обсудить – это культура внешнего вида.
Работа в группах.
Показ презентаций «Внешний вид школьника»
Вопросы для обсуждения:
– А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Как вы выглядите? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?
– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
Попробуем на сегодняшнем классном часе определить, что нужно изменить в своем поведении:
Мои положительные качества | Мои отрицательные качества | Что мне нужно изменить в своем поведении … |
|
|
|
|
|
|
По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.
- Согласны ли вы соблюдать их?
- Что может помешать в нашему классу не соблюдать этих правил
- Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?
(Заслушиваются ответы).
- Перед вами школьник. Пусть каждый из вас даст ему признак воспитанного человека.
( в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди приклеивают листочки со свойствами воспитанного человека)
Дискуссируются свойства личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.
Правила:
· Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
· Не допускай ссор, драк, брани, клика, угроз. Это унижает человека.
· Дорожи собственной честью, честью семьи, школы, удерживай собственных товарищей от нехороших поступков.
· Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
· Поступай по отношению к иным так, как бы ты хотел, чтоб поступили по отношению к тебе.
Вырабатывайте в себе такие свойства.
Решение
Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все учащиеся школы.
– Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.
Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?
Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Стихотворение “Перемена”.
Перемена! Перемена!-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому -то сдачи,
Попросил списать задачи,-
Словом, сделал всё, что мог,
Ну, а тут опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём! –
Ничего, - вздыхает – Вова,-
На уроке отдохнём!
Приложение 2
Тест
Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.
- Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
- Когда от меня требуют послушания, я …
- Когда меня просят не грубить, я …
- Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …
- Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
- В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …
- При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
- Ты опаздываешь в колледж. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?
- Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь?
- Несколько человек в группе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?
- Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?
Приложение 3
Самуил Маршак
Урок вежливости
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести...
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям -
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
Приложение 4
С. Иванова «Спор про вежливость». Послушайте.
СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ.
После полдника у нас был разговор про вежливость.
- Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричала Лиза Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю!
- Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?
- Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место!
- Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!
- Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.
Спорили – спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козёл, то ворона, то баран.
Приложение 5
Самуил Маршак
Ежели вы вежливы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы -
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы
Вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
---
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
"Спасибо!" - говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!