календарно-тематическое планирование по МХК

Клубкова Елена Андреевна

темы лекций и бесед по МХК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx49.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

         Программа соответствует государственному образовательному стандарту 2005 г. и предназначена для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальностям:

030504 «Право и организация социального обеспечения» и

030503 «Правоведение».

Курс мировой художественной культуры (МХК) систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования на занятиях, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, ее месте в жизни общества и каждого человека.

 

Изучение МХК направлено на достижение  следующих целей и задач:

- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- воспитание художественного вкуса;

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

 

1.1 Требования к уровню освоения дисциплины

Требования к знаниям и умениям  обучаемого студента:

 

 Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности - определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Учащиеся должны знать/понимать учебный материал, который усваивается  в течение курса.

  Учащиеся должны уметь соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В результате освоения курса мировой и художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность  и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия современной культуры. Это необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

 Программа по МХК   рассчитана на 76 учебных часов             (2 час в неделю); 70 часов отводится на лекционный материал, 6 часов – на проверочную работу.

Изучение дисциплины строится  на сочетании лекционных занятий и проверочных работах.  

Учебно-тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

 

1.

Художественная культура Древнего и средневекового Востока.

 

10

2.

Художественная культура Европы: становление христианской традиции.

 

14

3.

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.)

 

11

4.

Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX – начала XX  в.

 

10

5.

Художественная культура России XIX – начала XX  в.

 

10

6.

Европа и Америка: художественная культура XX  в.

 

8

7.

Русская художественная культура XX  в.

 

7

8.

Проверочные работы.

6

Главная задача лекционных занятий – повторить, углубить и обобщить знания и умения, полученные по МХК в общеобразовательной школе, и совершенствовать навыки работы по МХК.

В процессе преподавания особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов в виде домашней работы по темам программы.

Для проверки и оценки знаний студентов предусмотрен зачет. Текущий контроль осуществляется путем проверочных работ по материалам предыдущих тем.

Тематический план дисциплины «Мировая художественная культура»

Тема урока

Количество часов

Формы урока

 

Дата

I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока

(12 часов).

1

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.

2

Лекция

 

 

 

2

Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции.

2

Лекция

 

 

3

Проверочная работа

1

4

Художественная культура Древнего и средневекового Китая.

2

Лекция

 

 

5

Художественная культура Японии.

2

Лекция

 

 

6

Художественная культура мусульманского Востока.

2

Лекция

 

 

7

Проверочная работа.

1

II. Художественная культура Европы: становление христианской традиции    

(15 часов).

8

Античность: колыбель европейской художественной культуры.

2

Лекция

 

 

9

Библия.

2

Лекция

 

 

10

Художественная культура европейского Средневековья.

2

Лекция

 

 

11

Художественная культура итальянского Возрождения.

2

Лекция

 

 

12

Северное Возрождение.

2

Лекция

 

 

13

Художественная культура XVII вв.

2

Лекция

 

 

14

Художественная культура европейского Просвещения.

2

Лекция

 

 

15

Проверочная работа.

1

III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у

истоков национальной традиции (X-XVIII вв.) (11 часов).

16

Художественная культура Киевской Руси.

2

Лекция

 

 

17

Новгородская Русь.

2

Лекция

 

 

18

От раздробленных княжеств к Московской Руси.

2

Лекция

 

 

19

Художественная культура XVII вв.

2

Лекция

 

 

20

Русская художественная культура в эпоху Просвещения.

2

Лекция

 

 

21

Проверочная работа.

1

 

 

I.Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в

европейской художественной культуре XIX – начала XX  в.

(11 часов).

22

Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.

2

Лекция

 

 

23

Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.

2

Лекция

 

 

24

Импрессионизм.

2

Лекция

 

 

25

Экспрессионизм.

2

Лекция

 

 

26

Мир реальности и мир «новой реальности».

2

Лекция

 

 

27

Проверочная работа

1

II. Художественная культура России XIX – начала XX  в. (11 часов).

28

Фундамент национальной классики.

2

Лекция

 

 

29

Художественная культура России пореформенной эпохи.

2

Лекция

 

 

30

Культура «серебряного века».

2

Лекция

 

 

31

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

2

Лекция

 

 

32

Неоклассицизм и поздний романтизм.

2

Лекция

 

 

33

Проверочная работа

1

III. Европа и Америка: художественная культура XX  в.  (9 часов).

34

Литературная классика XX  в.

2

Лекция

 

 

35

Музыкальное искусство.

2

Лекция

 

 

36

Театр и киноискусство.

2

Лекция

 

 

37

Художественная культура Америки.

2

Лекция

 

 

38

Проверочная работа.

1

IV. Русская художественная культура XX  в. (7 часов).

39

Социалистический реализм.

2

Лекция

 

 

40

Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве.

2

Лекция

 

 

41

Художественная культура последних десятилетий XX  в.

2

Лекция

 

 

42

Повторительно-обобщающий урок(проверочная работа)

1

 

 

Итого: 76 часов, в т. ч. 70 часов лекций, 6 часов проверочная работа

Вид итоговой аттестации: зачет (2-ой семестр). Форма рубежного контроля: Итоговая оценка складывается из следующих составляющих:

- посещаемость, выполнение домашних заданий, написание проверочных работ.   

Содержание тем учебного курса.

Проблема культур Древнего Востока и Античности, становление христианской традиции, духовно-нравственные аспекты русской культуры X-XVIII вв.

 I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока (10 часов).

 Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.

Египетская мифология. Тотемизм. Фараон. Идея вечной жизни – основа религии Древнего Египта. Культ мертвых. Архитектурный облик Древнего Египта. Одно из чудес света – пирамиды.  Пирамида Джосера. Пирамида Хеопса. Изобразительное искусство. Скульптура – иная «ипостась» человека. Роль глаз. Портрет писца Каи. Роль рельефов и росписей в убранстве гробниц и храмов. Стела Нармера. Усыпальница фараона Тутанхамона. Храм царицы Хатшепсут. Эпоха правления фараона Эхнатона – амарнский период. Театральное искусство и музыка.

 Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции.

Хараппская цивилизация. «Ведический» период. Брахманизм. Триединство богов Брахмы, Вишны и Шивы. «Махархарата» или «Великая война потомков Бхараты». Древнеиндийская эпическая поэма «Рамаяна». Буддизм. Ступы – первые культовые памятники буддизма. Пещерные храмы. Кушанская эпоха. Период правления династии Гуптов. «Сангит» - единство пения, инструментального сопровождения и танца. Стиль «Катакхали». Храмовое зодчество. Храм Кайласанатха. Пять храмов Махабалипурама. Эпоха Великих Монголов.

 Художественная культура Древнего и средневекового Китая.

Китайская мифология. Лао Цзы. Даосизм. Конфуций. Знаменитая Великая китайская стена. Погребальные сооружения. Одноголосая китайская народная музыка. Подражание природе. Китайский оркестр. Буддизм. Возведение монастырей. Пагода. Художник Гу Кайджи. Искусство эпохи Тан. Величавая мощи и гармоничные формы архитектуры. Особенности изобразительного искусства. Янь Либэнь.  Ван Вэй. Го Си. Чи Чэн. Декоративно-прикладное искусство. Искусство каллиграфии. Музыкальный театр: популярное изложение мифов, исторических сюжетов, сказок.

 Художественная культура Японии.

Мироощущение японского художника. «Синтоизм» - религия японцев. Храмовое строительство. Моно-но-аварэ – «печальное очарование вещей». Танка – жанр лирической поэзии. Ямато-э – японская живопись. Фудзивара Таканобу. Профессиональный театр ноо. Икэбана – «цветы, которые живут». Тя-но-ю – чайная церемония. Дворцовые комплексы. Театр кукол. Театр кабуки.

 Художественная культура мусульманского Востока.

Ислам. Коран. Каллиграфия. Канонические установки искусства мусульманского Востока. Декоративность и ритм исламской культуры. Мечеть. Минареты. Техника орнамента. Арабеска. Музыка как форма научного познания. Макама – канонические правила профессиональной арабской музыки. Археитектурный ансамбль Альгамбы. Иранская классическая поэзия. Фирдоуси Абулькасиме. Омар Хайям. Саади. Газели – небольшие стихотворения о любви. Памятники зодчества. Прикладное искусство.    

 II. Художественная культура Европы: становление христианской традиции (14 часов).

Античность: колыбель европейской художественной культуры.

Мифология. Эгейская культура. Кносский дворец. Эпоха Гомера. Архаика. «Ордер». Человек – носитель природной красоты. Вазопись. Классический этап. Сократ. Платон. Древнегреческий театр. «Отец трагедии» Эсхил. Софокл. Еврипид. Основоположник жанра комедии Аристофан. Расцвет зодчества и ваяния. Храм Зевса в Олимпии. Акрополь. Скопас. Пракситель. Лисипп. Эра эллинизма.   Школа ваяния. Скульптура «Лаокоон». Венера Милосская. Аэды. Поэт Пиндар. Театральные представления. Римская художественная культура. Вергилий. Сенека. Архитектура. Форумы. Колизей. Пантеон. Настенные росписи.

 Библия.

«Ветхий Завет». Книга  Бытия. Шестоднев – сотворение мира.10 заповедей. Псалтырь. Ученики Иисуса. Евангельский образ Иисуса Христа.

 Художественная культура европейского Средневековья.

Католицизм. Православие. Традиции Византии. Византийское искусство 5 в. Храм Святая София. Уникальные мозаики. Иконы. Крестово-купольный храм. Иконостас. Литургия. Всенощное бдение. Одноголосое пение. Роман Сладкопевец. Иоанн Дамаскин. Романское искусство. Кафедральный собор. Собор  Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Пизанская башня. Готический стиль. Месса. Поэзия. «Песнь о Нибелунгах». Любовная рыцарская поэзия. Ваганты.

 Художественная культура итальянского Возрождения.

Античные образы. Идеалы гуманизма. Периоды итальянского Возрождения. «Божественная комедия» Данте Алигьери. Франческа Петрарка. Музыка Треченто. Качча. Баллата. Мадригала. Джованни Боккаччо. Джотто ди Бондоне. Кампаниле Джотто «Поцелуй Иуды». Филиппо Брунеллески. Леон Баттист Альберти. Лоренцо Гиберти. Донателло. Мазаччо. Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Высокий Ренессанс – эпоха «Титанов Возрождения».  Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Микеланджело Буонарроти.

Джорджоне. Тициано Вечеллио Тициан «Вознесение Марии». Многоголосная музыка, созданная для церкви.

 Северное Возрождение.

Нидерланды. Ян ванн Эйк «Гентский алтарь», «Портрет супругов Арнольфини». Гуго ванн дер Гуса. Иеронима Босха. Питер Брейгель Старший. Эразм Роттердамский «Похвала глупости».  Композиторская школ Нидерландов. Национальная немецкая литература. Альбрехт Дюрер – титан Северного Возрождения. Франция – школа художников Фонтенбло.французская ренессансная литература – Француа Рабле, Француа Вийон, поэзия «Плеяды».

 Художественная культура XVII вв.

XVII – век барокко. Уильям Шекспир. Основоположник английский оперы Генри Перселл. Испанский монастырский дворец архитектора Хуана Баутиста де Эррера. Творчество Сааведры Мигеля де Сервантеса. Лопе Феликс де Вега Карпио. Комедия «плаща и шпаги». Драматургия Кальдерона де ла Барка. Эль Греко «Апостолы Петр и Павел». Франсиско Сурбарана «Отрочество Марии». Диего Родригес де Сильва Веласкес «Менины». Символ фламандской живописи – Питер Пауль Рубенс. Антонис ванн Дейк. Якоб Йорданс. Франс Снейдерс. Творцы бытовой живописи – «малые голландцы». Ян Вермер «Девушка, читающая письмо». Творчество Рембранда – вершина голландского искусства. Символ римского барроко – Лоренцо Бернини. Рождение опры. Якоп Пери. «Флорентийская камерата». Клаудио Монтеверди. Итальянская опера. Трактат Никола Буало «Поэтическое искусство». Версаль «Зеркальная галерея». Дворцово-парковые комплексы во Франции. Жан Расин. Мольер. Музыка французских клавесинистов.

 Художественная культура европейского Просвещения.

Стиль рококо. Жан Антуан Ватто. Франсуа Буше. Оное Фрагонару. Дени Дидро. Жан Жак Руссо. Живопись Жан-Батиста Симеона Шардена. Искусство скульптуры Этьена-Мориса Фальконе. Комическая опера Франции. Классика английской литературы – Даниель Дефо, Джонатана Свифта, Генри Филдинг, Сэмюель Ричардсон. Жанр парадного портрета в живописи. Просветительская литература Германии – Гете и Шиллер. «Венская классическая школа» - плеяда гениев музыкального искусства. Венские классики – Глюк, Гайдн, Моцарт. Бетховен.

 III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.) (11 часов).

Художественная культура Киевской Руси.

Крещение Руси. Черты древнерусского искусства: отсутствие авторства, каноничность, символичность. Древние обряды. Роль песни. Каменные соборы. Мозаики и фрески. Знаменное пение – одноголосная музыка строгого, спокойного характера. Гудение или сопение – исполнение на музыкальных инструментах. Певцы-сказители. Бессмертный образ Баяна. Литература Киевской Руси: «Слово о полку Игореве». Переводная литература.

 Новгородская Русь.

История Новгорода. Новгородские летописцы. Берестяные грамоты. Софийский собор в Новгороде. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Иконопись и фрески. Монументальная живопись. Станковая живопись. Феофан Грек. Музыкальное искусство – звучание колоколов.

 От раздробленных княжеств к Московской Руси.

Владимиро-суздальская живопись. Псковская живопись. Московская Русь. Основатель Троице-Сергиевого монастыря Сергий Радонежский. Идея «Москва – Третий Рим». Иконопись Андрея Рублева. Успенский собор Московского Кремля. Зодчество. Аристотель Фиораванти. Шатровое зодчество. Храм Василия Блаженного.

 Художественная культура XVII вв.

«Бунташное время». Рождение поэзии. Симеон Полоцкий. Аввакум. Партесное пение – новый вид хорового церковного пения. Николай Павлович Дилецкий. Хоровой концерт. Появление театра. Годуновская школа иконописцев. Строгановская школа. Школа Оружейной палаты. Архитектура барокко. Портрет – новое явление художественного наследия «бунташного века».

 Русская художественная культура в эпоху Просвещения.

«Век разума и просвещения». Эпоха Петра I. Архетиктура Санкт-Петербурга. Растрелли. Василий Иванович Баженов. Матвей Федорович Казаков. Чарльз Камерон. А. Матвеев. Иван Никитин – любимый художник Петра Великого. Иван Яковлевич Вишняков. Алексей Петрович Антропов. Гравюра. Исторический жанр в русской живописи. Федор Степанович Рокотов. Плеяда великих русских портретистов. Театр. Жанр комедии.

Основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской культуре XIX-XX вв.

I.Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX – начала XX  в. (10 часов).

Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.

Синтез искусства. Джордж Байрон. Новалис. Гофман. Генрих Гейне. Английская «Озерная школа» поэтов. Чарльз Диккенс. Ф. Шатобриан. Жорж Санд. Александр Дюма. Виктор Гюго. Оноре де Бальзак. Французская живопись. Теодор Жерико. Эжен Делакруа. Франсиско Гойя.

  Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.

Франц Шуберт. Роберт Шуман. Рихард Вагнер. Россини «Севильский цирюльник». Джузеппе Верди. Жорж Бизе «Кармен». Фридрих Шопен. Ференц Лист. Фортепианная музыка. Симфонические поэмы.

 Импрессионизм.

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца». Эдуард Моне. Эдгар Дега. Камилл Писсарро. Огюст Ренуар. Клод Дебюсси. Морис Равель.

 Экспрессионизм.

Эдвард Мунк. Эрнст Людвиг Кирхнер. Эмиль Нольде. Оскар Кокошка. Георг Тракль. Театральная драматургия. Георг Кайзер. Арнольд Шенберг. Альбан Берг.

 Мир реальности и мир «новой реальности».

Мастера реализма – Ги де Мопассан, А.Франс, Р. Роллан, Э.Золя во Франции; Д.Р. Киплинг, О.Уайльд, Б. Шоу в Англии; Т. Манн и Г. Манн в Германии. «Декаданс». Шарль Бодлер. Поль Верлен. Артюр Рембо. Эмиль Верхарн. Морис Метерлинк. Постимпрессионизм в живописи. Поль Сезан. Винсент ван Гог. Поль Гоген. Фовизм. Анри Матисс. Амадео Модильяни. Кубизм.  Пабло Пикассо. Абстракционизм. Пит Мондриан. Сюрреализм. Зигмунд Фрейд. Сальвадор Дали. 

 II. Художественная культура России XIX – начала XX  в. (10 часов).

Фундамент национальной классики.

Славянофильство. Западники. В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков. А.С. Грибоедов. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Ф.И. Тютчев. Н.В. Гоголь. «Солнце русской музыки» 0 Михаил Иванович Глинка. Александр Сергеевич Даргомыжский. Архитектура. А.Н. Воронихин. Скульптура. Петр Карлович Клодт. Классическая живопись. Орест Адамович Кипренский. Василий Андреевич Тропинин. Родоначальник бытового жанра в русском изобразительном искусстве – А.Г. Венецианов.

 Художественная культура России пореформенной эпохи.

Отмена крепостного права. Н.А.Некрасов. И.С. Тургенев. И.А.Гончаров. Ф.М. Достоевский. Л.Н. Толстой. А.П. Чехов. Истоки новой художественной школы – В.Г. Перов. И.Н. Крамской. Н.Н. Ге. А. К. Саврасов. В.Д. Поленов. И. Е. Репин. В. И. Суриков. В.М. Васнецов. «Псевдорусский стиль» - направление, имитирующее архитектурные элементы деревенских изб и древнерусское узорочье.  Возведение Храма Христа Спасителя архитектором К. Тон. Развитие искусства скульптуры. Претворение в музыке образа народа, его истории, его нравственных идеалов и духовных установок. Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина. М. П. Мусоргский опера «Борис Годунов».Н.А. Римский-Корсаков. Величайшее достижение русской и мировой художественной культуры – музыка П.И. Чайковского.

 Культура «серебряного века».

«Духовно-культурный ренессанс». Символизм. Литература символизма – «музыка в стихах». К.Д. Бальмонт. Д.С. Мережковский. В.С.Соловьев. В.И. Иванов. Наследие классиков символизма – В.Я. Брюсов, А. Белый, А.А. Блок. Основоположник символистической живописи – М.А. Врубель.  В.Э. Борисов-Мусатов. Объединение «Голубая роза». Режиссер В.Э. Мейерхольд. Музыка А.Н. Скрябина.

 Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

Союз московских живописцев «Бубновый валет». Группа  художников «Ослиный хвост». Футуризм.

 Неоклассицизм и поздний романтизм.

Поэзия акмеизма. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова. О.Э. Мандельштам. Г.В. Адамович. Архитектура неоклассицизма. Стиль модерн. В.А.Серов. Художественное объединение «русского духовного ренессанса» «Мир искусства». Творчество С.В. Рахманинова.

 III. Европа и Америка: художественная культура XX  в.  (8 часов).

Литературная классика XX  в.

Франц Кафка. Экзистенциализм. А.Камю. Жан Поль Сартр. Джеймс Джойс. «Поток сознания». «Интеллектуальный роман». Г. Гессе. Э.М. Ремарк. Ф.Г. Лорка. Вторая половина 20 века – постмодернистский период.  

 Музыкальное искусство.

Песня и симфония – ведущие жанры. «Неоклассицизм». Карл Орф. «Шестерка» - объединение молодых композиторов во Франции. «Музыкальный авнгард». Серийная техника композиции. Конкретная музыка. Сонористика. Электронная музыка. Массовые  музыкальные жанры. Рождение рок-н-ролла. Элвис Пресли. «Битлз». Рок-опера «Иисус Христос – Суперзвезда». 

 Театр и киноискусство.

«Эпический театр» Бертольда Брехта. «Театр абсурда». «Театр жестокости». «Театр смерти». Форма хепенинга. Теория ролевой игры. Психодрама. Развитие киноискусства. Ч. Чаплин. Ф.Феллини.  Л. Висконти.  

 Художественная культура Америки.

Теодор Драйзер – «романтик от натурализма». Э.М. Хемингуэй. Американская музыка. Регтайм – стиль фортепианной танцевальной музыки. Записи спиричуэл – духовные песни американских негров-христиан. Блюз. Джазовая музыка. Луи Армстронг. Джодж Гершвин. Художник Рокуэлл Кент. Голливуд. Искусство Латинской Америки. Г.Г. Маркес.  

 IV. Русская художественная культура XX  в. (7 часов).

Социалистический реализм.

Герой литературы 20-го века. Ассоциация художников революционной России. Конструктивизм в архитектуре. Российская ассоциация пролетарских музыкантов. Национализация театров. Архитектура 30-х годов – структивизм и традиционализм.

 Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве.

Алесандр Твардовский. Рисунки Кукрыниксов. Живопись военных лет. «Лейтенантская проза». «Шестидесятники». Мемориальные комплексы.

 Художественная культура последних десятилетий XX  в.

Е. Евтушенко. А.Вознесенский. Р.Рождественский. Б. Окуджава. А.Галич. В. Высоцкий. Лирические мелодрамы. А. Эфрос. О. Ефремов. Ю. Любимов. Н. Рубцов. «Русская тема». И. Глазунов. Г. Свиридович.  А. Солженицын. А.Вампилов. Русский постмодернизм. И.Бродский. исполнительская культура. Молодежные массовые жанры.

 Учебно-методическое обеспечение.

Литература

Программа по МХК.

Л.А. Рапацкая. Мировая художественная культура 10 класс.

Л.А. Рапацкая. Мировая художественная культура 11 класс.

Темы рефератов для зачета по мировой художественной культуре.

  1. Функция мифов в культуре первобытных народов.
  2. Особенности народов в живописи П.П. Рубенса.
  3. Отличительная черта месопотамского стиля  культовых и общественных сооружений Двуречья.
  4. Специфика русской академической живописи.
  5. Художественный мир Леонардо да Винчи.
  6. Главные течения модернизма в живописи 20 века.
  7. Сопоставьте классицистические ансамбли Парижа и Петербурга.
  8. Градостроительство как вид искусства в Древнем Риме.
  9. Особенности французского классицизма (Версаль).
  10. Сопоставьте характерные черты стиля модерн в западноевропейской и русской архитектуре.
  11. Образ идеального города в искусстве итальянского Возрождения.
  12. Архитектурные образы в комплексе Стоунхенджа.
  13. Архитектурные  и живописные приемы в создании ансамблей в Вавилонии.
  14. Стилистические особенности творчества П.Пикассо.
  15. Истоки зарождения стиля барокко.
  16. Роль Андрея Рублева в создании раннемосковской школы иконописи.
  17. Импрессионизм в живописи, скульптуре, музыке.
  18. Пантеон – отражение идей славы и величия Древнего Рима.
  19. Архитектура пирамид и храмов – отражение идеи Вечной жизни в культуре  Древнего Египта.
  20. Исторический сюжет в русской реалистической живописи.
  21. Готический собор – каменная энциклопедия средневековой жизни.
  22. М.И. Глинка  как родоначальник классической русской музыки.
  23. Сходства и различия в архитектуре месопотамского зиккурата и египетской пирамиды.
  24. Мифологические, идеологические, эстетические принципы греческой классики в рельефах и скульптуре Парфенона.
  25. Особенности русского ампира.
  26. Титаны Возрождения: творчество Рафаэля.
  27. Барочные ансамбли Петербурга  (Ф.Б. Растрелли).
  28. Декор византийского крестово-купольного храма как отражение идеи божественного мироздания.
  29. Титаны Возрождения: творчество Микеланджело.
  30. Социальная тематика в живописи русских передвижников и французских художников-реалистов.
  31. Особенности византийского стиля в архитектуре.
  32. Яркие представители музыкальных стилей эпохи барокко.
  33. Художественные средства в украшении византийского храма.
  34. Реализм в творчестве Рембрандта Х. Ван Рейна.
  35. Монастырская базилика как отражение жизни романской эпохи.
  36. Творчество композиторов могучей кучки.
  37. Идеалы прекрасного в Древней Греции и их отражение в ансамбле афинского Акрополя.
  38. Сопоставьте архитектуру шатрового храма Древней Руси и Готического собора.
  39. Художественные средства в украшении храмов Древней Руси.
  40. Архитектурный ансамбль Московского кремля как отражение идеи величия и могущества Русского государства.
  41. Представление об окружающем мире в сюжетах каменного декора романской базилики.
  42. Романтизм в живописи (Ф.Гойя).
  43. Готический собор как образ мира.
  44. Эстетика классицизма в музыке Й.Гайдна, В.А. Моцарта, Людвиг Ван Бетховена.
  45. Новое видение мира и красоты в живописи модернизма  (А.Матисс, А.Шенберг, П. Пикассо, С. Дали.)
  46. Архитектура индуистского храма и буддийской ступы как модель Вселенной.
  47. Эстетика модерна в живописи.
  48. Росписи Аджанты – энциклопедия индийской жизни.
  49. Творчество И.С. Баха как ярчайшее явление музыки барокко (жанры, полифония, светское и церковное начала).
  50. Синтез классицизма, романтизма и реализма в русской живописи первой половины 19 века( О.Кипренский, К.П. Брюллов, П.А. Федотов).
  51. Здания и сады Китая как воплощение гармонии неба и Земли (Запретный город, храм Неба.)
  52. Социальная тематика в творчестве передвижников.
  53. Японская архитектура как отражение культа природных форм и простоты.
  54. Исторический сюжет в русской реалистической живописи (Суриков «Боярыня Морозова»).
  55. Своеобразие русского модерна в архитектуре (Ф.О. Шехтель).
  56. Тадж-Махал – образец индо-мусульманской эстетики.
  57. Особая роль пейзажа в русской реалистической живописи.
  58. Этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики.
  59. Русская портретная скульптура – основа европейского портретного жанра.
  60. Монументальная скульптура и агитационный плакат как образец русского агитационного искусства.