Урок химии для обучающихся 8 класса по теме: "Растворы. Молярная масса. Приготовление раствора заданной концентрации"

Дундукова Елена Николаевна

Данный урок может быть использован при изучении нового материала в 8 классе по теме: "Растворы. Молярная масса". Обучающиеся научатся готовить раствор соли заданной концентрации  и рассчитывать  массовую долю растворенного вещества, усовершенствуют навыки работы с лабораторным оборудованием.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме: «Растворы. Массовая доля. Приготовление растворов заданной концентрации» Автор: учитель химии, Дундукова Е.Н.

Слайд 2

Тип урока с использованием практического модуля Цель Изучение новых понятий: «раствор», «массовая доля». Научить готовить раствор соли заданной концентрации и рассчитывать массовую долю растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Средства обучения УМК: учебник «Химия-8 класс», автор Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Оборудование и реактивы: весы, мерный цилиндр, колба на 100 мл, стакан с водой, поваренная соль, стеклянная палочка, шпатель. Методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический. Формы: парная, индивидуальная, фронтальная

Слайд 4

Растворы играют важную роль в живой, неживой природе, науке и технике. Все что нас окружает представляет собой растворы. Большинство физиологических процессов в живых организмах, различных промышленных процессов, биохимических процессов в почвах протекают в растворах. Растворенное вещество может быть в любом агрегатном состоянии: твердом (сахар, соль), жидком (спирт), газообразном (углекислый газ).

Слайд 5

Одновременно в растворе может быть растворено несколько веществ, например, в минеральной воде растворены различные соли. Количество растворенного вещества может быть различным. Растворы не имеют постоянного состава, и в этом заключается их основное отличие от химических соединений. Раствор – это гомогенная многокомпонентная система, в которой одно вещество распределено в среде другого или других веществ. Масса раствора может быть вычислена по формуле: Для выражения состава раствора используют количественные характеристики растворов или концентрации. Существуют разные способы выражения концентрации растворов: Массовая доля растворенного вещества (  ) где m р.в - масса растворенного вещества, m р- ра – масса раствора, г. Массовая доля растворенного вещества, выраженная в процентах, показывает, сколько граммов данного компонента содержится в 100 г раствора, (измеряется в %, поэтому ее называют процентная концентрация). m p - pa = m p . в . + m p -ля  = m р.в . / m р- ра *100%

Слайд 6

ЗАДАЧА Красное море - самое солёное в мире, поэтому вода в нем очень плотная (41 г солей на один литр). Для сравнения в Черном всего 18 г. Рассчитайте массовую долю соли в Красном море (плотность воды в Красном море 1,3 г / см3)

Слайд 7

Дано: V ( р- ра )=1 л m ( соли ) =41 г Ρ = 1,3 г /c м3 ω =? Решение:  = m р.в . / m р- ра *100% Ρ = m/V ⇒ m= Ρ * V m ( р- ра ) =1,3 г /c м3 *1000 мл =1300 г = 41 г /1300 г*100%=3% Красное море - самое солёное в мире, поэтому вода в нем очень плотная (41 г солей на один литр). Для сравнения в Черном всего 18 г. Рассчитайте массовую долю соли в Красном море (плотность воды в Красном море 1,3 г / см3)

Слайд 8

Растворимость веществ – масса вещества, приходящаяся на 100 г воды. На графике представлена зависимость растворимости солей от температуры. Выполните задания, используя графические данные. Ответы выразите в виде целых чисел. 1) Растворимость нитрата калия ( KNO3 ) при 50 °C ? 2) Массовая доля хлорида калия ( KCl ) в насыщенном при 30 °C в растворе? 3) Масса хлората калия ( KClO3 ), которую надо взять для приготовления 100 г насыщенного при 90 °C раствора.

Слайд 9

Практическая работа «Приготовление раствора заданной концентрации» Цель работы. Приготовить 75 г. 33.3 % раствора поваренной соли ( NaCl ) (Плотность воды 1г /c м3)

Слайд 11

Оборудование: мерный цилиндр, плоскодонная колба, стакан, ложечка, весы, стеклянная палочка Вещества: вода, поваренная соль

Слайд 12

Вспомним теоретические основы !

Слайд 13

Ход работы Рассчитаем массу соли: m( NaCl )= ω ( NaCl )∙m( раствора )

Слайд 14

2. Рассчитаем массу растворителя (воды): m( Н 2 О)= m( раствора ) - m( NaCl )

Слайд 15

Взвесим на весах необходимую массу соли

Слайд 16

4. Отмеряем мерным цилиндром необходимое количество воды

Слайд 17

5. Смешаем воду и соль в плоскодонной колбе стеклянной палочкой

Слайд 18

Вывод. В ходе работы научились готовить раствор заданной концентрации

Слайд 19

Где можно применить полученные знания? Физиологический раствор – это водный раствор хлорида натрия с массовой долей ( ω ) NaCl ≈ 0,9%. Называется данный раствор физиологическим потому, что по составу он почти соответствует плазме крови человека. Его применяют для промывания носа при простудных заболеваниях, промывания контактных линз, ингаляций при заболевании органов. дыхания . 2. Приготовить раствор пищевой соды ( NaHCO 3 ) 0,5 – 2% раствор пищевой соды применяется при ринитах, стоматитах, конъюктивитах , лорингитах . Например: 1. Приготовить физиологический раствор

Слайд 20

Рефлексия

Слайд 21

1. Рассчитайте массу поваренной соли ( NaCl ) и массу воды, которые необходимо взять для приготовления 300 г. физиологического раствора (ω ( NaCl )= 0,9%). 2. Рассчитайте массу пищевой соды ( NaHCO 3 ) и массу воды, которые необходимо взять для приготовления 350 г. 2% раствора. Домашнее задание Выполните задачи.